Ипотечное кредитование как элемент финансовой политики государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    66,32 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ипотечное кредитование как элемент финансовой политики государства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ университет»

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ



КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«ФИНАНСЫ»

ТЕМА РАБОТЫ

«Ипотечное кредитование как элемент финансовой политики государства»

Студентка: Бадалова Елизавета Михайловна

Группа Э-312

Научный руководитель

Писклюкова Елена Владимировна


2013г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Финансовая политика

.1 Понятие «финансовая политика»

.2 Цели и задачи финансовой политики

.3 Элементы финансового механизма и основные инструменты финансовой политики

Глава 2. Ипотечное кредитование

.1 Понятие «ипотечного кредитования»

.2 Классификация и инструменты ипотечного кредитования

.3 Значение государства в системе ипотечного кредитования

Глава 3. Ипотечное кредитование в Российской Федерации

.1 Программы ипотечного кредитования с участием государства

.2 Статистика ипотечного кредитования в Российской Федерации

Приложение

Заключение

Список литературы

Введение


Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах социальной жизни, в том числе и в финансовой сфере. Финансовая политика государства является составной частью экономической политики. Она формируется в зависимости от направлений развития экономики страны, общенациональных интересов. Важной целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны.

В создании финансовой политики Российской Федерации участвуют все ветви государственной власти. А по ежегодным посланиям Президента РФ можно делать выводы о финансовой политике государства.

В настоящее время для эффективности финансовой политики необходимо управление на различных уровнях, а именно на уровне государства, регионов, предприятий.

Ипотечное кредитование - долгосрочный кредит, предоставляемый юридическому или физическому лицу банками под залог недвижимости: земли производственных и жилых зданий, помещений, сооружений. Самый распространенный вариант использования ипотеки в России - это покупка физическим лицом квартиры в кредит. Закладывается при этом, как правило, вновь покупаемое жилье, хотя можно заложить и уже имеющуюся в собственности квартиру. Отметим, что ипотека - это публичный залог. При ипотеке недвижимости, органы, регистрирующие сделки, делают соответствующие записи о том, что имущество обременено залогом. Любое заинтересованное лицо может потребовать выписку из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этой выписке, если имущество заложено, обязательно будет указано, что имеется обременение: залог. В России на ипотечном рынке активно работают не более ста банков, преимущественно московских. В ТОП-5 ипотечных банков согласно рейтингу "Русипотеки" уже на протяжении нескольких лет входят Сбербанк, ВТБ24, Газпромбанк, ДельтаКредит, Росбанк.

Цель моей курсовой работы: ипотечное кредитование как элемент финансовой политики государства.

Поставленные задачи:

.        Рассмотреть финансовую политику, а именно:

.1.     Понятие,

.2.     Цели и задачи финансовой политики,

.3.     И ее элементы.

.        Рассмотреть ипотечное кредитование, выявить основные признаки и инструменты.

.        Проанализировать статистику ипотечного кредитования в России

.        Сделать выводы.

Глава 1. Финансовая политика


1.1.   Понятие «финансовая политика»


Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика включает в себя звенья, такие как:

.        Разработку концепций развития финансов, формирующихся на основе изучения экономических законов, потребностей населения;

.        Определение направлений использования финансов;

.        Осуществление действий, направленных на достижение поставленных целей.

Выделяют три вида финансовой политики:

·        Политика экономического роста;

Под политикой экономического рода понимают систему способов, направленных на увеличение фактических объемов ВНП и увеличение занятости. Данная политика включает в себя: увеличение государственных расходов и снижение налогового бремени.

·        Политика стабилизации;

Правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов для удержания выпуска продукции и для поддержания стабильности цен.

·        Политика ограничения деловой активности.

Данная политика направлена на уменьшение реального объема валового национального продукта по сравнению с его потенциальным уровнем. Сдерживающая политика подразумевает: увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов.

Выделяют следующие типы финансовой политики:

.        Дискреционная политика, проводимая правительством;

.        Недискреционная политика, позволяющая регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства управляющих органов (т.е. встроенные стабилизаторы).

К встроенным стабилизаторам относят: социальные выплаты, налоги, актуальные для развитых стран программы помощи фермерам, эффект надежности компаний, инертность склонности к потреблению.

Регулирование экономики невозможно осуществлять только при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики является необходимым.

Основными инструментами дискреционной политики являются:

социальные программы;

государственные инвестиции;

программы, связанные с расходами.

Выделяют два основных элемента, которые составляют финансовую политику, это политика:

.        В области государственных расходов;

.        Фискальная.

Аппарат Президента, Законодательное собрание, Правительство, Министерство финансов, казначейство, Центральный банк РФ, местные финансовые органы и другие планируют и осуществляют финансовую политику государства.

Можно сделать вывод о том, что финансовая политика - это система планирования, регулирования и контроля финансовых отношений, в процессе использования и создания денежных фондов, которая является теоретически и научно обоснованной.

Цели финансовой политики:

.        Эффективное использование и повышение объемов финансовых ресурсов.

.        Перестройка экономики, а именно упорядочивание денежного обращения, а также в будущем восстановление конвертируемости рубля.

.        Развитие отраслей промышленности и сельского хозяйства, с целью достижения высокого уровня жизни населения.

.        Снижение темпов инфляции.

.        Сглаживание экономических циклов.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

.        Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

.        Стимулирование социальных и экономических процессов финансовыми методами;

.        Создание эффективной системы управления финансами;

.        Разработка инструментов финансового механизма, а также его развитие при изменении целей и задач.

Основная задача финансовой политики в период настоящих изменений состоит в предотвращении напряженности в обществе и смягчении трудности перехода от одной системы отношений к другой. Напряженность в обществе зависит от материального положения.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

1.3.   Элементы финансового механизма и основные инструменты финансовой политики


Финансовые механизмы используются для успешной реализации финансовой политики. Они представляют собой совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политике, который быстро реагирует на социально-экономические изменения в обществе. Выделяют два типа финансовых механизмов - директивный и регулирующий.

Первый тип включает в себя детальную разработку системы организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, финансовое планирование.

Второй тип (регулирующий) используется в сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются. Организации самостоятельно разрабатывают виды денежных фондов, их направления использования.

Выделяют основные инструменты финансовой политики:

)        Разграничение прямого и косвенного налогообложения;

Большую долю бюджетных доходов составляют налоговые поступления, которые разделяют на прямые и косвенные, с целью перераспределения налогового бремени в сторону определенной группы налогоплательщиков. Выделяют физических и юридических налогоплательщиков. Для смещения налогового бремени в сторону физических лиц, кроме прямых налогов на их доходы, вводятся также косвенные налоги - акцизы, представляющие собой надбавку к цене товара. Формально косвенными налогами облагаются предприятия. Фактические косвенные налоги уплачивают покупатели подакцизных товаров.

)        Управление государственными расходами;

Управление государственными расходами связано и зависит от роли государства в экономике. В плановой экономике государство является главным собственником средств производства и воздействует на экономические процессы путем прямого вмешательства. В условиях рынка государство использует косвенные методы регулирования экономики, изменение которых требует изменения системы государственных расходов и бюджетного механизма.

Важную экономическую роль играют децентрализованные государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, объединениями, организациями.

)        Управление дефицитом бюджета.

Под дефицитом бюджета понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Дефицит может быть вызван:

) осуществлением крупных государственных инвестиций в экономику;

) чрезвычайными событиями (войнами, крупными стихийными бедствиями, катастрофами).

В первом случае превышение расходов нал доходами государственного бюджета является обоснованным, а дефицит бюджета вызван государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением властей обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Во втором случае превышение расходов над доходами вызвано негативными причинами, при этом государственных резервов для покрытия вынужденных расходов может оказаться недостаточно.

Существуют следующие источники финансирования бюджетного дефицита:

ü  эмиссия денег (один из доступных, но инфляционных способов);

ü  внешнее финансирование (кредиты и займы на внешних рынках);

ü  внутреннее финансирование (займы у своих граждан и предприятий);

ü  сокращение государственных расходов.

Глава 2. Ипотечное кредитование


2.1.   Понятие «ипотечного кредитования»


Ипотека - это одна из форм имущественного обеспечения обязательств должника, при которой недвижимое имущество остается в собственности должника, а кредитор в случае невыполнения последним своего обязательства приобретает право получить удовлетворение за счет реализации данного имущества.

Характерные черты ипотеки:)       Основывается на обязательстве (займы или кредитный договор, договор аренды);) Предметом ипотеки является недвижимость, например, предприятия, сооружения, жилые дома;)        Предмет ипотеки находится в собственности должника, а в будущем является собственником, пользователем и фактическим владельцем данного имущества, но лишается права распоряжения во время залогового периода, без согласия кредитора;)         Оформляется специальный документ (закладная);

Из характерных черт ипотеки можно выделить такие принципы, как:

.        Гласность;

.        Достоверность;

.        Бесповоротности;

.        Старшинства.

.        Специальности.

Гласность проявляется в возможности заинтересованного человека получения информации из ипотечной книги.

Достоверность заключается в том, что в отношении данного имущества нет других прав и правовых ограничений.

Бесповоротность в том, что ипотека прекращается в случаях, предусмотренных законом или договором.

Принцип старшинства - преимущество одного закладного права перед другим в зависимости от времени внесения его в ипотечную книгу.

Принцип специальности заключается в возможности установления ипотеки только к определенной недвижимости и в определенном объеме.

Отсюда можно сделать вывод, что ипотечный кредит - это обязательство, возвращение которого обеспечено залогом недвижимого имущества.

Ипотечное кредитование - это целостный механизм реализации отношений, возникающих по поводу выдачи, продажи и обслуживания ипотечных кредитов.

Ипотечный банк - это кредитная организация, которая специализируется на предоставлении кредитов под залог недвижимого имущества. Формирование ресурсов ипотечного банка происходит благодаря выпуску на длительные сроки долговых обязательств - закладных листов, которые гарантируют своим держателям доход в виде процентов (фиксированных). Закладные листы пускают в свободную продажу на бирже, по биржевому курсу. Банк может изымать ценные бумаги из торговли, с целью предотвращения колебаний курса.

Ипотечные банки бывают:

Ø  Земельные (кредит под залог земли);

Ø  Мелиоративные (на мелиоративные работы);

Ø  Коммунальные банки (под залог городской недвижимости).

2.2.   Классификация и инструменты ипотечного кредитования


Различают ипотечные кредиты по таким признакам, как:

.        По объекту недвижимости:

.1      Земельные участки;

.2      Предприятия, здания, сооружения и другое недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности;

.3      Жилые дома, квартиры;

.4      Дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения;

.5      Воздушные, морские суда, космические объекты;

.6      Объекты незавершенного строительства.

.        По целям кредитования:

.1      Приобретение готового жилья;

.2      На строительство, реконструкцию, капитальный ремонт;

.3      Строительство и приобретение готового жилья с целью инвестиций.

.        По виду кредитора:

.1      Банковские;

.2      Небанковские.

.        По виду заемщиков:

.2      Кредиты, предоставляемые непосредственно будущему владельцу жилья.

.        По срокам кредитования ( по данным за 2005 год) :

.1      Краткосрочные (Великобритания до 3-х лет, Россия до 1 года);

.2      Среднесрочные (Великобритания 2-10 лет, Россия 1-3 года);

.3      Долгосрочные (Великобритания более 10 лет, Россия более 3-х лет).

.        По способу амортизации долга:

.1      Постоянные ипотечные кредиты;

.2      Кредиты с переменными выплатами;

.3      Кредиты с единовременным погашением согласно особым условиям.

.        Процентная ставка может быть фиксированной или переменной.

.        По возможности досрочного погашения:

.1      С правом досрочного погашения;

.2      Без права досрочного погашения;

.3      С правом досрочного погашения при условии оплаты штрафа.

.        По степени обеспеченности (величине первоначального платежа).

.        Кредиты могут быть: обычными и комбинированными.

Инструменты ипотечного кредитования - это способ погашения долга (амортизация кредита). График амортизации показывает остатки суммы долга по кредиту в каждый период времени. В нем также отражается, какая часть платежа идет на выплату процента, и какая - на выплату основной суммы долга.

В зависимости от способа амортизации ипотечные кредиты бывают с постоянными и переменными выплатами. Переменные делятся на ипотеку с «шаровым» платежом, ипотеку с фиксированными выплатами суммы долга, ипотеку с нарастающими платежами. Также существуют альтернативные инструменты кредитования.

Постоянные (аннуитетные) ипотечные платежи предусматривают периодические равновеликие выплаты.

Заемщик выплачивает ежемесячно равную сумму, часть которой идет на погашение кредита и часть - на уплату начисленных за месяц процентов. Проценты начисляются на остаток невыплаченной суммы по кредиту. Данный порядок погашения кредита дает стабильность заемщику в размере его расходов по кредиту. Для расчета платежей по кредиту применяется следующая формула:

 

R - Размер месячного платежа по кредиту;

P - Сумма ипотечного кредита;

n - Общее число платежей за весь срок;

r - Процентная ставка по кредиту за месяц.

«Шаровые» платежи предусматривают крупный итоговый платеж по долгу. Данный порядок погашения кредита удобен для заемщика небольшими ежемесячными платежами, но увеличивает сумму выплачиваемых процентов за весь период кредитования и возлагает нагрузку по выплате крупной суммы в конце срока кредита.

«Шаровой» платеж может быть структурирован так:

§  Неосуществление процентных выплат вплоть до истечения срока кредита;

§  Выплаты только процентов, а затем «шаровой» платеж;

§  Частичная амортизация с итоговым «шаровым» платежом.

Платежи с фиксированными выплатами основной суммы долга. Некоторые ипотечные кредиты имеют одинаковые платежи в счет погашения основной суммы долга, а также выплаты процентов на непогашенный остаток. Суммы процентов по ним не изменяются. Ежемесячный постоянный платеж заемщика будет уменьшаться, что снижает нагрузку на него. Общая сумма выплачиваемых процентов будет меньше, чем при постоянных платежах.

Ипотека с нарастающими платежами предусматривает переменные выплаты. В таких странах, как Турция, Португалия, Израиль, Венгрия, Польша и другие, с нестабильной экономической ситуацией, высоким уровнем инфляции, используются альтернативные инструменты ипотечного кредитования. Они представляют собой платежи с индексацией. Инструменты кредитования такого рода позволяют учитывать изменяющиеся условия кредитования, снижают риск процентной ставки и риск ликвидности, обеспечивают эффективность долгосрочных кредитных операций.

Платежи с индексацией непогашенной суммы долга. Они позволяют производить погашение кредита одинаковыми платежами, при изменении величин номинальных платежей. Непогашенная сумма долга корректируется на основе выбранного индекса: потребительских цен; доллара США; стоимости потребительской корзины; минимальной заработной платы; других финансовых индексов, отражающих динамику инфляции. В результате ставка процента будет отражать реальную цену кредита на момент выдачи. Платежи рассчитываются на основе реальной стоимости непогашенной суммы долга. Снижение сумм платежей на первоначальном этапе погашения кредита повышает доступность кредита. Для обеспечения доступности кредита и его возвратности используются платежи с двойной индексацией, которые позволяют более равномерно распределить риски между заемщиком и кредитором. Платежи индексируются по какому-либо показателю дохода. Номинальный непогашенный остаток кредита индексируется по уровню инфляции, что позволяет защитить реальную стоимость капитала кредитора. Таким образом, срок кредита становится переменной величиной, зависящей от того, насколько темпы роста доходов соответствуют темпам роста инфляции.

Процентная ставка меняется в зависимости от изменения ситуации на денежном рынке: по индексу государственных ценных бумаг или другому финансовому индексу, с установлением максимального или минимального уровня ставки процента. Институтом экономики г. Москвы специально для России был разработан инструмент с регулируемой отсрочкой платежей (ИРОП).

Использование ИРОП предполагает применение двух процентных ставок. Одна процентная ставка должна обеспечить прибыльность кредитных операций банка, а другая - сделать кредит доступным для заемщика. Первая ставка, более высокая, называется «контрактной ставкой» и определяет тот размер платежа, который обеспечивает банку рентабельность кредитования и который клиент готов выплачивать банку. Размер суммы процента регулярно пересчитывается на основе рыночного финансового показателя, например ставки процента на межбанковском рынке кредитов. Этот показатель включает фиксированную банковскую надбавку, необходимую для покрытия банком административных и прочих расходов, связанных с кредитными операциями, надбавку за кредитные риски и собственно прибыль банка. В действительности регулярные ежемесячные платежи по кредиту заемщик выполняет по достаточно низкой ставке, которая называется «платежной». Разница между величиной, которую клиент должен банку по контрактной ставке, и тем, что он платит по платежной ставке, регулярно прибавляется к сумме основного долга заемщика. Величина ежемесячного платежа заемщика пересчитывается каждые три месяца исходя из возросшей суммы задолженности таким образом, чтобы к концу срока клиент погасил ее полностью. В результате платежи по полной «контрактной» процентной ставке взимаются в более поздний период, когда заемщику будет легче их осуществить благодаря увеличению его доходов, хотя бы и номинальных - в результате инфляции. Кроме того, инструмент ИРОП, основанный на межбанковской процентной ставке.

Для определения баланса между сроками амортизации и процентными ставками, а также для расчета выплат по обслуживанию долга рассчитывается ипотечная постоянная.

Она равна отношению обязательных выплат по кредиту за год к первоначальной основной сумме кредита. Ипотечная постоянная включает процент и выплаты в счет погашения основной суммы кредита. Она выражается десятичной дробью или в процентах для кредитов с равномерными платежами:

* 100 %

Пи - ипотечная постоянная, %;

Д - годовая сумма платежей по обслуживанию долга, руб.;

И - основная сумма ипотечного кредита, руб.

Для того чтобы ипотечный кредит был полностью погашен, ипотечная постоянная должна быть выше номинальной ставки процента за кредит.

Факторы, которые влияют на ипотечное кредитование:

Экономические факторы:

.        все факторы, которые влияют на развитие рынка ипотечных кредитов;

.        общая ситуация на рынке финансового капитала;

.        необходимые условия для выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг;

.        процентные ставки по государственным ценным бумагам;

.        наличие альтернативных финансовых инструментов;

.        страхование ликвидности и доходности ценных бумаг, обеспеченных закладными на недвижимость.

Политическими факторами, существенно влияющими на развитие ипотечного кредитования, являются: стабильность системы экономических отношений, стабильность и предсказуемость политической ситуации, наличие или отсутствие внешней угрозы, степень доверия населения, кредиторов и потенциальных инвесторов к действиям органов власти.

Экономические факторы: уровень развития кредитной системы, рынка ценных бумаг, рынка недвижимости, системы налогообложения, системы страхования; устойчивость национальной валюты; уровень инфляции; уровень доходов населения, определяющий его платежеспособность; соответствие уровней развития рыночных отношений в разных отраслях и сферах экономики; источники финансирования и стоимость создаваемых программ; наличие или отсутствие национальных институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний), заинтересованных в высоконадежном, долгосрочном вложении финансовых ресурсов; уровень экономической грамотности населения.

При этом ключевое влияние на развитие ипотеки оказывает способность правовой среды защищать отношения собственности, и прежде всего на объекты недвижимости. Огромную роль играет также обеспечение законных способов наложения взыскания и отчуждения имущества, являющегося объектом залога.

Как правило, успешное развитие ипотеки становится возможным лишь при выделении специального блока законов и постановлений, регламентирующих содержание и порядок осуществления ипотечных операций их участниками.

Исторические условия и факторы также могут оказать определенное влияние на развитие и формы ипотечного кредитования. Особую роль при этом играют существующие в обществе традиции накопления средств или их отсутствие, отношение к кредиту у населения; наличие или отсутствие национального опыта ипотечного кредитования. Значительное влияние на конкретные формы ипотеки оказали особенности истории формирования земельного строя, специфические моменты развития и реализации экономической мысли. Особенности Российской Федерации связаны с ее территориальными масштабами, региональными различиями, многонациональностью населения. Социальные факторы связаны с формой государственной поддержки граждан со стороны государства, уровнем жизни населения, адекватностью существующих ипотечных программ социально-экономической обстановке.

2.3.   Значение государства в системе ипотечного кредитования


Проведение государством политики в сфере ипотечного кредитования является одним из основных условий создания эффективной системы. Целью такой политики является создание условий для развития рынка кредитования в условиях конкуренции и гарантирование стабильности данной системы. На соблюдение законов и на соблюдении коммерческих интересах должна осуществляться деятельность участников рынка ипотечного кредитования.

Государство воздействует через законодательные и нормативные базы, которые регулируют деятельность кредитных организаций, а также регламентируют функционирование рынка финансовых услуг. Чаще всего используют косвенные методы влияния на процессы в таких сферах, как банковская и сфере ипотечного кредитования.

Выделяют следующие принципы участия государства в банковском секторе:

.        Государство не вмешивается в деятельность (оперативную) кредитных организаций, за исключение случаев, установленных законом;

.        Отсутствие привилегий для отдельных кредитных организаций;

.        Строгое соблюдение установленных принципов антимонопольного поощрения;

.        Обеспечение надзора за деятельностью организаций.

Благодаря активной политике государства, которая направлена на поддержку развития национальной ипотечной системы, произошло удачное развитие ипотечного кредитования.

Государство заинтересовано в развитии системы ипотечного кредита. В развитых странах создана законодательная база, государственные органы регистрируют сделки с недвижимостью, а также функционируют институты, которые проводят операции, связанные с ценными бумагами. Государство не только контролирует деятельность банков, но и отслеживает состояние и развитие системы ипотечного кредитования.

Выделяют два основных метода стимулирования развития системы ипотечного кредитования. Это методы общего регулирования и специальные методы. Методы общего регулирования можно разделить на методы кредитно-денежной политики и методы налоговой политики.

Первый метод - это кредитно-денежный, который направлен на изменение денежного предложения для регулирования объема производства, занятости и уровня цен: регулирование ставки рефинансирования, проведение операций на рынке с ценными бумагами, регулирование норм обязательных резервов.

Следующий метод, который приводит к снижению или отмене отдельных налогов, а также направлен на стимулирование проведения операций ипотечными заемщиками, кредиторами и инвесторами.

Ко второй большой группе методов, а именно к специальным методам относят: создание организаций, которые находятся на вторичном рынке и основными активами которых являются закладные банков, предоставляющие ипотечные кредиты, разработка и принятие законов, которые регулируют кредитные учреждения, создание стандартов для условий выдачи ипотечных кредитов.

Ипотечные облигации имеют определенный стандарт характеристик:

1.     Только ипотечные банки имеют право на выпуск данных облигаций;

.        Обеспечение в качестве жилой недвижимости;

.        В случае банкротства банка в первую очередь удовлетворяют держателей облигаций.

.        Качество облигаций должно быть подтверждено в комиссии ЕЭС.

Также к специальным методам относят: создание инфраструктуры ипотечного рынка, в состав которой входят:

·      создание и контроль законодательной базы и ее исполнение;

·        особый порядок лицензирования;

·        обоснованная оценка стоимости недвижимости;

·        развитие системы страхования;

·        единая регистрация всех сделок, связанных с куплей-продажей, арендой, залогом.

Также к методам относят прямое регулирование процентных ставок, стимулирование заемщиков, выпуск облигаций, а также осуществление программ ипотечного кредитования за счет средств бюджета.

банковский бюджетный дефицит ипотечный

Глава 3. Ипотечное кредитование в Российской Федерации


3.1.   Программы ипотечного кредитования с участием государства


С 2009 года существует программа государственной поддержки ипотеки. Ресурсы данной политики должны стимулировать спрос на недорогое жилье, для этого установлена сумма (максимальная) ипотеки в субъектах РФ, которая равна 3 млн.руб., а в Москве и Санкт-Петербурге - 8 млн.руб. В настоящее время дешевле купить квартиру в строящемся доме, чем у бывших хозяев. Поэтому государство решило поддержать покупку жилья в новостройках.

При первом взносе в размере 20% стоимость жилья должна быть не более 11%. Данная мера предоставляет людям огромные возможности в приобретение жилья. Однако, государство считает, что ставку можно еще снизить, Государственная Дума приняла поправку на снижение ставки.

тысяч кредитов было выдано в 2007 и 2008 годах, сумма которых равна 1200 млрд.руб. Экономический кризис привел в упадок экономику и повлиял на спрос в ипотечном кредитовании. Но все же было выдано кредитов на сумму 138 млрд.руб. в 2010 и в 2011 годах увеличивалось число выданных кредитов и соответственно суммы кредитов тоже увеличивались. По данным, приведенных в приложение (1.График) можно сделать вывод, что в 2012 году сумма кредитов будет больше 1 трлн.руб. При установленной ставке, только 15% россиян смогу взять кредит, но при снижении этой ставки число лиц, взявших ипотек может быть около 30%.

3.2 Статистика ипотечного кредитования в Российской Федерации


Рассмотрим более детально статистику выданных кредитов в Российской Федерации. Данные приведены в приложении (в Таблице 2). Из данных в таблице делаем вывод о том, что после кризиса происходит снижение спроса на ипотечное кредитование. Но в тоже время заметно развитие данного сектора банковской системы. В 2013 году заметно увеличение банков, которые готовы предоставлять ипотечные услуги и продукты. Как показывает статистика ипотечного кредитования, средняя величина ипотечной ссуды в 2011 году составляла порядка 1,37 млн. руб., а в 2012году - 1,49 млн. руб. При этом, доля просроченной задолженности в 2012 году была ниже, чем в 2011 году на 0,5 процентных пункта и составила на начало 2013 года 1,5% от общей величины.

Статистические данные отражают ипотечное кредитование в РФ, которое увеличивается с каждым годом, особенно в национальной валюте. В начале 2013 года в нашей стране 98,6% ипотечных кредитов выдаются в рублях. Кредиты в иностранной валюте на 1.01.2013 года был готовы предоставить все девять регулярные банковские учреждения (Сбербанк, ВТБ 24 и др.). Анализ рынка ипотечного кредитования в 2012 году показал, что в начале 2013 года средневзвешенная процентная ставка по ипотечным кредитам увеличилась на 12,3% и положить по рублевым кредитам и 9,8% годовых по займам, предоставленным в иностранной валюте.

Приложение


Таблица 1

Год

Кол-во кредитов, тыс.

Сумма, млрд.руб.

2007

820

1200

2008

820

1200

2009

117

138

2010

300

370

2011

590

710


Таблица 2

Год

Квартал 1, млн.руб.

Квартал 2, млн.руб.

Квартал 3, млн.руб.

Квартал 4, млн.руб.

Итого, млн.руб.

2005

4690

9838

16163

25650

56341

2006

22995

55542

77114

107910

263561

2007

82316

120820

160619

192374

556489

2008

150759

188424

198280

118345

655808

2009

24546

30856

36111

152501

2010

48947

84415

100716

145981

380061

2011

105272

168169

194561

248942

716944

2012

180950

248434

269185

330378

1028947

2013

226939

315513

-

-

-


1. График

Заключение


Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Регулирование экономики невозможно осуществлять только при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики является необходимым.

Финансовые механизмы используются для успешной реализации финансовой политики. Они представляют собой совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политике, который быстро реагирует на социально-экономические изменения в обществе. Выделяют два типа финансовых механизмов - директивный и регулирующий.

Ипотека - это одна из форм имущественного обеспечения обязательств должника, при которой недвижимое имущество остается в собственности должника, а кредитор в случае невыполнения последним своего обязательства приобретает право получить удовлетворение за счет реализации данного имущества.

Политическими факторами, существенно влияющими на развитие ипотечного кредитования, являются: стабильность системы экономических отношений, стабильность и предсказуемость политической ситуации, наличие или отсутствие внешней угрозы, степень доверия населения, кредиторов и потенциальных инвесторов к действиям органов власти.

Проведение государством политики в сфере ипотечного кредитования является одним из основных условий создания эффективной системы. Целью такой политики является создание условий для развития рынка кредитования в условиях конкуренции и гарантирование стабильности данной системы. На соблюдение законов и на соблюдении коммерческих интересах должна осуществляться деятельность участников рынка ипотечного кредитования.

Экономический кризис привел в упадок экономику и повлиял на спрос в ипотечном кредитовании. Но все же было выдано кредитов на сумму 138 млрд.руб. в 2010 и в 2011 годах увеличивалось число выданных кредитов и соответственно суммы кредитов тоже увеличивались. По данным, приведенных в приложение (1.График) можно сделать вывод, что в 2012 году сумма кредитов будет больше 1 трлн.руб. При установленной ставке, только 15% россиян смогу взять кредит, но при снижении этой ставки число лиц, взявших ипотек может быть около 30%.

В тоже время заметно развитие данного сектора банковской системы. В 2013 году заметно увеличение банков, которые готовы предоставлять ипотечные услуги и продукты. Как показывает статистика ипотечного кредитования, средняя величина ипотечной ссуды в 2011 году составляла порядка 1,37 млн. руб., а в 2012году - 1,49 млн. руб. При этом, доля просроченной задолженности в 2012 году была ниже, чем в 2011 году на 0,5 процентных пункта и составила на начало 2013 года 1,5% от общей величины.

Государство воздействует через законодательные и нормативные базы, которые регулируют деятельность кредитных организаций, а также регламентируют функционирование рынка финансовых услуг. Чаще всего используют косвенные методы влияния на процессы в таких сферах, как банковская и сфере ипотечного кредитования.

В создании финансовой политики Российской Федерации участвуют все ветви государственной власти. А по ежегодным посланиям Президента РФ можно делать выводы о финансовой политике государства.

В настоящее время для эффективности финансовой политики необходимо управление на различных уровнях, а именно на уровне государства, регионов, предприятий.

Список литературы


1.      «Финансы» - учебник, под ред. М.В.Романовского и О.В.Врублевской. Москва. Юрайт. 2011г. 590 стр.

.        «Ипотечное кредитование» - учебное пособие. И.А.Разумова. Питер. 2005г. 207 стр.

.        «Финансовая политика России», под ред. Р.А.Набиева и Г.А.Тактарова. Москва. «Финансы и статистика». 2007 г. 335 стр.

.        «Финансовая политика» - учебное пособие. М.В.Васильева, Н.А.ММалий, Л.В. Перекрестова. Ростов-на-Дону. Феникс. 2008г. 220 стр.

.        Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16.07.1998 N 102-ФЗ

Похожие работы на - Ипотечное кредитование как элемент финансовой политики государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!