Государственный бюджет

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,34 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный бюджет

Содержание

Введение

1. Cоциально-экономическая сущность государственного бюджета

.1Сущность бюджета и проблемы его сбалансирования

.2Роль государственного бюджета в регулировании социально-экономических процессов

2. Анализ государственного бюджета Республики Беларусь

3. Роль государственного бюджета в достижении макроэкономической стабилизации на современном этапе

Заключение

Список использованных источников

государственный бюджет макроэкономический беларусь

Введение

Бюджет является уникальной по своей сути правовой категорией, играющей определенную роль в экономическом и социальном развитии государства. Это объясняется насыщенностью ее связей и степенью воздействия как на материальную и стоимостную основу экономики, так и на систему взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами и населением.

Как экономическая категория, бюджет присущ любому государству. Его истоки уходят в многовековую историю гражданского общества, так как уже в ранних рабовладельческих государствах существовал фонд денежных средств, которым распоряжалась власть, существовали определенные нормативные предписания относительно принципов его формирования и использования средств для обеспечения функционирования институтов государственной власти.

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день, независимо от политической обстановки и экономической конъюнктуры, гражданское общество, чтобы обеспечить свое воспроизводство, в обязательном порядке должно при организации своих экономических отношений устанавливать принципы распределения создаваемого чистого дохода. Многовековой опыт показывает, что реализовать свое право распределения и перераспределения оно может исключительно посредством бюджетной системы, присущей ей распределительной функции.

С развитием товарно-денежных отношений финансы становятся всеобщей формой распределения стоимости общественного продукта, заключив в себе как неотъемлемую часть бюджет, претерпевший, в этой связи, качественные изменения, заключающиеся в расширении сферы его взаимоотношений с участниками расширенного воспроизводства. Существует ряд общих независимых от конкретных условий и положений, определяющих роль бюджетной системы в обеспечении экономического и социального развития государства. Прежде всего, она призвана играть ключевую роль в регулировании народнохозяйственных пропорций. Ни цена, ни заработная плата, ни кредит не способны обеспечить рациональную отраслевую и территориальную структуры общественного производства, так как совершенствование стоимостной структуры народного хозяйства основывается на механизме межотраслевого и межрегионального перераспределения денежных средств, что достигается, главным образом, посредством бюджета.

Таким образом, цель написания курсовой работы - изучение роли государственного бюджета в регулировании социально-экономических процессов.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

дать понятие госбюджета;

раскрыть структуру бюджетного устройства Республики Беларусь;

проанализировать принципы регулирования бюджетом социально-экономических процессов.

Объект исследования - государственный бюджет.

Предмет исследования - роль государственного бюджета в достижении макроэкономической стабилизации.

Методологической основой исследования являются диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез.

При написании работы использовались отечественные литературные источники, нормативно-правовая база Республики Беларусь, а также публикации на тему курсовой работы.

. Cоциально-экономическая сущность государственного бюджета

.1 Cущность бюджета и проблемы его сбалансирования

Бюджет, как особая система общественных отношений, исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями. На начальных ступенях развития человеческого общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, общественных зданий и сооружений и т. д. покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны (прямой грабеж, добыча пленных, рабов, сбор дани с побежденных и т. д.). В это время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях [8, с.11].

По своей сути бюджет - это экономическая категория, совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Экономические отношения - главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу, значимость в воспроизводственных процессах. Именно они и определяют на конкретном этапе исторического развития форму республиканского бюджета, его материальное воплощение в централизованном фонде денежных средств государства.

Республиканский бюджет - это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. Это весьма динамичная категория, которая зависит от множества объективных и субъективных факторов, и поэтому его объем, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом конкретном историческом периоде в разных странах. Свои особенности бюджет имеет и в рыночной экономике.

Переход к рыночным отношениям предполагает существенное изменение всех экономических категорий, в том числе и республиканского бюджета.

Производственные отношения, базирующиеся на полной экономической независимости товаропроизводителей, их широкой самостоятельности, предопределяют свободное движение товаров и капиталов. Рыночные отношения приводят к стихийному образованию всех натуральных и стоимостных пропорций, соотношений между участниками воспроизводства, которые не всегда отражают объективные потребности и содействуют прогрессу общества. Поэтому государство пытается воздействовать экономическими методами на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые социальное последствия стихийных рыночных сил. Эти действия государства и получили название республиканского регулирования, которое приобретает форму экономического и социального регулирования.[11,с.14]

Экономическое регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые находят выражение в принятии законодательных актов, обязательных для выполнения всеми участниками воспроизводства, устанавливающих правила цивилизованного проведения и оформления сделок, законного движения капитала, защиты частной собственности и т. п. К ним можно отнести и антимонопольные декреты, направленные на ограничение действий монополистов и расширение свободной конкуренции.

Наиболее активное воздействие государство может оказывать косвенными экономическими методами, прежде всего через финансовую и кредитную политику. Поскольку Республиканский бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных хозяйств, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ.

Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.

Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами ( государственный бюджет ( это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально- культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во первых, возникают в фазе распределения общественного производства, и, во вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов.

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства постоянно должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для обеспечения расширенного воспроизводства в масштабах общества, удовлетворения экономических и социально-культурных потребностей граждан, покрытия общественных издержек управления, повышения обороноспособности страны. Бюджетные отношения органически связаны с функционированием государства, но вместе с тем эти отношения являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения - это часть экономической структуры общества; их функционирование предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения получают соответствующую им материально- вещественную форму: они овеществляются в бюджетном фонде страны, включающем государственный бюджет и местные бюджеты.

Выступая центральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.

В бюджетную систему Республики Беларусь, как самостоятельные части, включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

Местные бюджеты делятся на:

бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г.Минска).

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

.единства;

.полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

.сбалансированности бюджетов;

.гласности;

.самостоятельности бюджетов;

.эффективности использования бюджетных средств;

.общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

.достоверности бюджетов;

.адресности и целевого назначения бюджетных средств;

.ответственности участников бюджетного процесса.

Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета - основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета.

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

.Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

.Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

.Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

.Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

.Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

.Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

расходов государственных целевых бюджетных фондов;

целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;

государственных займов;

добровольных взносов;

средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;

средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;

иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

.2 Роль государственного бюджета в регулировании социально-экономических процессов

Экономическое значение бюджета заключается, прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

Республиканский бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса [10, с.12].

Основной финансовый план или централизованный фонд финансовых ресурсов государства - это внешние признаки бюджета: форма и ее материальное воплощение. Формируя доходную часть бюджета, государство вступает в финансовые взаимоотношения с плательщиками налогов и сборов и других видов неналоговых поступлений. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся население и предприятия, часть доходов которых идут на общегосударственные нужды. Отношения между государством, населением и предприятиями возникают и при использовании бюджетных ресурсов [20, с.70].

Классификация доходов бюджета, функциональная классификация расходов бюджета в пределах подразделов, программная классификация расходов бюджета, экономическая классификация расходов бюджета, ведомственная классификация расходов республиканского бюджета, классификация финансирования дефицита бюджета, классификация видов государственного долга Республики Беларусь утверждаются Министерством финансов.

Ведомственная классификация расходов бюджетов областного уровня утверждается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с Министерством финансов.

Ведомственная классификация расходов бюджетов базового и первичного уровней утверждается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с вышестоящими исполнительными и распорядительными органами (либо по их поручению по согласованию с местными финансовыми органами вышестоящих исполнительных и распорядительных органов).

Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:[4,с.50]

. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ.

. Прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества. К ним относятся крупные природоохранительные, инвестиционные программы, приватизация, конверсия военных заводов, развитие топливно-энергетического комплекса, создание новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса или общегосударственных работ, фундаментальных научных исследований и др.

. Субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств, для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, местного транспорта, коммунального и жилищного хозяйства и др.).

. Выдача беспроцентных или льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других малых фирм, предприятий топливного комплекса, заводов, проводящих конверсию, и т. п.).

. Создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, поддержки предпринимательства и т. д. (стабилизационный фонд, стратегические и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов и д.р.).

Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий всем членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов. Чем богаче страна, тем больше средств направляется в социальную сферу, тем более ощутима помощь малоимущим гражданам.

Бюджет оказывает существенное влияние на деятельность отдельных предприятий, организаций, учреждений и посредством контроля. Он осуществляется финансовыми и другими органами для выдачи бюджетных ассигнований, при их использовании, а также при изъятии налогов и других доходов в бюджет.

Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы должны быть созданы определенные предпосылки и соблюдены основополагающие принципы рационального республиканского регулирования. К таким предпосылкам можно отнести: устойчивость денежного обращения в стране, наличие законодательных актов, определяющих четко рамки и содержание бюджетного процесса, обязанности, права и взаимоотношения его участников [7, с.8].

Важное значение имеет также научный аппарат, позволяющий реально обосновать объем и оптимальное распределение бюджетных ресурсов, рациональные формы изъятия налогов, сборов и методы финансирования расходов исходя из интересов всего общества. Такой аппарат должен базироваться на развитии научной теории в области экономических исследований, формирования и использования бюджета, а также на применении прогрессивных методов исчисления всех его статей на основе экспериментальных оценок, моделирования отдельных взаимосвязей и прогнозирования их результатов, выбора оптимальных решений.

Мировая практика подтверждает, что результативность республиканского регулирования с помощью бюджета может быть достигнута лишь при соблюдении трех основополагающих принципов: эффективности, стабильности и социальной справедливости.

Эффективность экономики означает, что государство при формировании бюджета, определении механизма налогообложения, направления бюджетных ресурсов должно всегда руководствоваться экономической целесообразностью и высокой результативностью затраченных средств. При этом следует учитывать долгосрочную выгоду не отдельного субъекта, а всего хозяйства или общества в целом. С данных позиций необходимо подходить к выбору источников доходов, обоснованию их размеров, определению расходов отдельных звеньев и их финансированию. Принцип эффективности находит выражение не только при установлении рациональных взаимоотношений между бюджетом и отдельными предприятиями, учреждениями, населением, но и при определении структуры объема расходов на общегосударственные мероприятия. С точки зрения общества, даже выгодно, чтобы часть бюджетных ресурсов (в оптимальных размерах) направлялась на оборону страны, охрану внутреннего порядка, содержание органов управления экономикой, развитие непроизводственной сферы. Это не только обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность граждан, но и условия для повышения их материального и культурного уровня жизни.

Заключение: Стабильность экономики возможна лишь в том случае, когда государство контролирует экономический цикл, его взлеты и падения, воздействует с помощью бюджета и кредита на общеэкономические пропорции в распределении валового продукта, создает резервы для предупреждения диспропорций. Стабильность производства может обеспечить налоговая политика, стимулирующая его рост, расширение, обновление основных производственных мощностей [22, с.90].

Не менее важное значение имеют финансовая поддержка развития науки, образования, подготовки высококвалифицированных кадров и создание других социальных условий для непрерывного общественного прогресса.

2. Анализ государственного бюджета Республики Беларусь

Для выполнения своих функций Государственному бюджету требуется разветвленная сеть звеньев, которая обеспечила бы концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.

Организация и принципы системы бюджетов, взаимоотношения между ними, бюджетные права и бюджетный процесс входят в понятие бюджетного устройства. Оно определяется административно-территориальным устройством Республики Беларусь, а также государственной политикой.

Все основные принципы организации бюджетной системы закреплены в законе "О бюджетной системе Республики Беларусь". В соответствии с этими принципами и сформирована бюджетная система.

В бюджетную систему как самостоятельные звенья включаются республиканский и местные бюджеты всех видов и уровней: областные, районные, городские, районные бюджеты в городах, бюджеты сельских и поселковых Советов народных депутатов. Территориальные уровни бюджетов местных Советов народных депутатов определены Законом "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь".

Различают первичный, базовый и областной территориальные уровни. К первичному относятся сельские, поселковые, городские (без районного деления), районные в городах Советы, к базовому территориальному уровню относятся городские (с районным делением), районные Советы, а к областному - областные Советы. Каждый из них формирует соответствующий бюджет.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы.

Для определения финансовой политики в соответствии с задачами социально-экономического развития Беларуси, исполнительные комитеты областных и Минского городского Советов народных депутатов представляют в Министерство финансов республики своды утвержденных бюджетов и отчеты об их исполнении.

Министерство финансов республики составляет статистический свод бюджетов по республике в целом и сводный отчет об исполнении бюджета, включающий отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов, и представляет его Совету Министров.

Развитие бюджетного права связано с приобретением самостоятельности и независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, усилением их роли в укреплении финансовой базы местных Советов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.

Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимозависимости и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты [4,с.320].

Республиканский бюджет для выполнения своей важной роли в общественном воспроизводстве должен располагать устойчивой базой. С этой целью изымается в бюджет часть доходов предприятий, организаций и населения. В бюджете аккумулируется значительная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета [17,с.117].

Материальные и процессуальные нормы действующего в Республике бюджетного законодательства, в определенной мере, регулируют отношения между двумя частями бюджета посредством предоставления участникам бюджетных отношений определенных прав и наложением юридической ответственности за условия, приводящие к образованию дефицита бюджета, или увеличению предельного уровня дефицита бюджета. Состав расходов отражает экономическую и социальную политику государства. Существуют традиционные и новые направления в расходной части бюджета.

К традиционным относятся, в соответствии с бюджетной классификацией, следующие:

1. Расходы на народное хозяйство;

2. Расходы на социально-структурную сферу;

3. Расходы на содержание аппарата управления. К новым относятся:

1. Расходы на внешнеэкономическую деятельность;

2. Расходы на компенсации и другие социальные выплаты;

3. Расходы по обслуживанию республиканского долга.

4.Расходы на оборону;

Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение - обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.

В отечественной литературе до недавнего времени расходы бюджета объединялись в четыре основные группы: народное хозяйство; социально-культурные мероприятия; оборона; управление. Внутри этих групп они различались по отраслевому, ведомственному и предметному признаку. Такой подход весьма удобен, однако не дает полного представления об экономической природе отдельных видов расходов, их социальной направленности и значимости.

Доходы бюджета сектора органов государственного управления за 2012 год сложились в сумме 62,0 трлн. рублей, или 75,6 процента годового плана.

Доходы республиканского бюджета составили 27,2 трлн. рублей, или 80,8 процента годового плана.

За 2012 год в бюджет сектора органов государственного управления поступило НДС на сумму 13,8 трлн. рублей, или 72,2 процента годового плана. Налога на прибыль поступило 4,6 трлн. рублей, или 68,6 процента годового плана. Акцизы поступили в сумме 3,3 трлн. рублей, или 61,9 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 8,0 трлн. рублей, или 110,4 процента годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения составили 17,2 трлн. рублей, или 66,4 процента годового плана. В 2012 году задолженность по налогам и сборам составила 44,2 млрд. рублей и уменьшилась за август т.г. на 11,9 млрд. рублей.

Расходы бюджета сектора органов государственного управления за 2012 год составили 56,9 трлн. рублей, или 64,2 процента годового плана.

Расходы республиканского бюджета составили 25,8 трлн. рублей, или 64,0 процента годового плана.

Расходы на общегосударственную деятельность составили 7,0 трлн. рублей (64,3 процента), на финансирование национальной экономики - 8,5 трлн. рублей (66,0 процентов), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 34,3 трлн. рублей (63,7 процента). Профицит бюджета сектора органов государственного управления за 2012 год составил 5,1 трлн. рублей, или 3,3 процента к ВВП. Профицит республиканского бюджета составил 1,3 трлн. рублей, или 0,9 процента к ВВП.

Государственный бюджет за период с 2009 по 2012гг. показал, что доходы и расходы выросли в 20,5 и 19,9 раз соответственно. Однако превышения темпов роста доходов над расходами не позволили сократить бюджетный дефицит. Темпы его роста были менее значительными - 11,8 раз. Доля дефицита госбюджета, финансируемая за счет внутреннего финансирования снижалась за данный период и к 2012 г. сократилась до 29,2%. Финансирование за счет внешних займов увеличилась с 21% до 70,8%.

На 2013 год госбюджет утвержден по расходам в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей. Установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2013 год в сумме 0 (ноль) рублей.

В 2013 году в республиканский бюджет включены средства государственных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития и инновационных фондов, образуемых республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ.

Норматив отчислений от налога на прибыль в доход бюджета г. Минска предусматривает передачу средств на строительство объектов Минского метрополитена в сумме 260 000 000 тыс. рублей; налога на добавленную стоимость, получаемого на территории Республики Беларусь, в доход республиканского бюджета - в размере 70 процентов, в доходы консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска - 30 процентов, в том числе в консолидированный бюджет Брестской области - 4,41 процента, Витебской - 3,84 процента, Гомельской - 4,53 процента, Гродненской - 3,36 процента, Минской - 4,47 процента, Могилевской области - 3,42 процента, в бюджет г. Минска - 5,97 процента.

Доходы республиканского бюджета на 2013 год утверждены в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей, расходы республиканского бюджета в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей. В 2013 году будут переданы из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска: дотации в сумме 31 056 182 646,4 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 5 729 029 430,8 тыс. рублей, Витебской - 5 189 897 177,4 тыс. рублей, Гомельской - 5 771 498 310,9 тыс. рублей, Гродненской - 5 507 822 945,3 тыс. рублей, Минской - 3 071 001 320,2 тыс. рублей и Могилевской области - 5 786 933 461,8 тыс. рублей.

.преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в сумме 3 086 679 469,1 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 272 661 317,1 тыс. рублей, Витебской - 14 839 861,4 тыс. рублей, Гомельской - 2 121 183 378,5 тыс. рублей, Гродненской - 70 243 092,7 тыс. рублей, Минской - 113 954 273,2 тыс. рублей, Могилевской области - 361 267 813,1 тыс. рублей и г. Минску - 132 529 733,1 тыс. рублей.

Указанные в части первой настоящего подпункта субвенции направляются на реализацию мероприятий, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 17, 2/1561) и Государственной программой по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 10, 5/33118);

. индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам "Жилье") в сумме 211 905 000 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 70 000 000 тыс. рублей, Витебской - 15 000 000 тыс. рублей, Гомельской - 20 000 000 тыс. рублей, Гродненской - 34 000 000 тыс. рублей, Минской - 60 000 000 тыс. рублей и Могилевской области - 12 905 000 тыс. рублей;

. развитию сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности в сумме 1 692 491 940 тыс. рублей.

Субвенции, направляются на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, в том числе на снижение цен на сельскохозяйственную технику, поставляемую на условиях долгосрочной аренды (лизинга), и погашение задолженности по лизинговым платежам перед республиканским объединением "Белагросервис", оплату комплекса работ по известкованию кислых почв, компенсацию удорожания калийных удобрений, а также на компенсацию (возмещение) части процентов по кредитам, выданным банками в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь;

. подготовке и проведению республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села "Дажынкi-2013" - Гомельской области в сумме 169 680 000 тыс. рублей;

. сносу военных городков - Гомельской области в сумме 6 000 000 тыс. рублей;

. проектированию и строительству (реконструкции) новых уличных распределительных газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом для газификации эксплуатируемого жилищного фонда граждан, погашению кредитов, выданных в 2011 году на указанные цели и в 2011-2012 годах на проектирование и строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, и уплате процентов за пользование ими в сумме 596 406 270 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 81 400 860 тыс. рублей, Витебской - 66 340 000 тыс. рублей, Гомельской - 103 832 340 тыс. рублей, Гродненской - 62 521 200 тыс. рублей, Минской - 111 713 400 тыс. рублей, Могилевской области - 55 828 470 тыс. рублей и г. Минску - 114 770 000 тыс. рублей, а также по проектированию и строительству (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки в консолидированные бюджеты областей в сумме 3 017 428 600 тыс. рублей.

Распределение средств (в отношении субвенций в консолидированные бюджеты областей на финансирование расходов по проектированию и строительству (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки), между консолидированными бюджетами областей производится Советом Министров Республики Беларусь.

Утверждены:

.Доходы республиканских инновационных фондов в сумме 1 738 047 873 тыс. рублей и расходы этих фондов в сумме 1 580 218 479 тыс. рублей;

.Объем средств, направляемых Белорусскому инновационному фонду из республиканских инновационных фондов в размере 5 процентов, в сумме 86 902 394 тыс. рублей;

.Объем средств республиканских инновационных фондов, направляемых на оснащение государственных учреждений высшего образования современным учебно-лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, включая лицензионное программное обеспечение, для реализации Государственной программы развития высшего образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2011 г. № 893 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 79, 5/34104), в сумме 70 927 000 тыс. рублей. Распределение указанных средств производится Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.

Определение доходов и расходов республиканских инновационных фондов осуществляется Советом Министров Республики Беларусь.

Утверждены на 2013 год:

.Лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 25 трлн. рублей;

.Лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 25 трлн. рублей;

.Лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 16,3 млрд. долларов США;

.Лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 3 млрд. долларов США.

Минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя по Республике Беларусь составляет 2 771 673 рубля, по областям и г. Минску - 2 224 464 рубля, в том числе по Брестской области - 2 227 813 рублей, Витебской - 2 258 572 рубля, Гомельской - 2 276 134 рубля, Гродненской - 2 316 354 рубля, Минской - 1 989 957 рублей, Могилевской - 2 232 852 рубля и г. Минску - 2 278 567 рублей.

На оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях с учетом скорой (неотложной) медицинской помощи направляются средства исходя из минимального норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя в размере не менее 40 процентов от общего объема финансирования расходов на здравоохранение, предусмотренных для соответствующей административно-территориальной единицы.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: центральное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, которая представляет собой совокупность отдельных самостоятельных бюджетов регионов, объединенных в едином Государственном бюджете. Бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех бюджетов.

3. Роль государственного бюджета в достижении макроэкономической стабилизации на современном этапе

Исключительное значение государственного бюджета в экономической и политической жизни общества предопределяют необходимость правовой регламентации отношений по поводу образования, распределения и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Эти отношения регламентируются юридическими нормами, образующими в совокупности бюджетное право, которое является разделом финансового права.

Бюджетные правоотношения предполагают такие отношения, одной из сторон которых обязательно является государство в лице органов, его представляющих [5,с.88].

Участники бюджетного процесса наделены законодательством определенными полномочиями, основное содержание которых заключается в праве получать определенные доходы, распределять бюджетные средства в отраслевом и территориальном разрезах, использовать их по целевому назначению.

Круг разнообразных полномочий органов государственной власти и республиканского управления по поводу бюджета охватывается понятием "бюджетные права".

Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены в Конституции Республики Беларусь, Законе о бюджетной системе, Законе о местном хозяйстве и местном самоуправлении, некоторых других законах и подзаконных актах.

Понятие "бюджетные права" в законодательстве и юридической литературе применяются для обозначения правового статуса субъекта через его участие в бюджетной деятельности государства.

Бюджетные права Республики Беларусь и местного самоуправления закреплены в Законе "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах". Законе "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь". Бюджетные права регулируются также нормами республиканского и административного законодательства. Бюджетная деятельность вытекает из Основного Закона Республики Беларусь, и для органов управления она является одним из важнейших направлений работы.

В бюджетных правоотношениях, как было показано выше, присутствуют, как материальные, так и процессуальные нормы права. Следовательно, и бюджетные права можно классифицировать по этому признаку. Материальные права заключаются в наделении субъектов бюджетного права определенными правами и обязанностями. Это, в частности, право каждого Совета на свой бюджет. Процессуальные права проявляются через участие в бюджетном процессе.

По субъектному составу бюджетные права разграничиваются между конкретными органами представительной и исполнительной власти. Такое разграничение основано на конституционных нормах разделения всех ветвей власти. Разграничение бюджетных полномочий внутри органов представительной, а также исполнительной власти определяется, как конституционными нормами, так и законами о Президенте, о Национальном собрании, о Совете Министров, а также другими законодательными и подзаконными актами, например, регламентом Совета Министров, положением о Министерстве финансов.

При рассмотрении вопроса об особенности правового статуса субъектов бюджетного права указывалось на материальные и процессуальные полномочия субъектов бюджетного права. Приведенные перечни прав могут быть дополнены правами по: формированию в составе бюджетов целевых бюджетных фондов; компенсации потерь нижестоящим бюджетам в связи с решениями вышестоящих органов; ограничению и приостановлению финансирования расходов за счет государственных финансовых средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства; взысканию в бесспорном порядке бюджетных сумм, использованных не по целевому назначению; применению мер административного взыскания к должностным лицам, нарушившим бюджетное законодательство; судебной защите бюджетных прав.

Выше отмечалось, что в бюджетных отношениях во многих случаях права сливаются с обязанностями. В продолжение можно отметить, что по ряду позиций происходит слияние не только прав и обязанностей, но еще и функций государственных органов, осуществляющих бюджетную деятельность. Особенно часто такое слияние прослеживается в положениях и уставах. Например, в положении о Министерстве финансов указывается, что этот орган республиканского управления обеспечивает составление и исполнение республиканского бюджета. Это одна из функций Минфина, но она теснейшим образом корреспондирует с правом и обязанностью участвовать в разработке основного финансового плана государства и его исполнения.

Таким образом, бюджетные права Республики Беларусь и местного самоуправления следует понимать как совокупность их полномочий, касающихся всех аспектов функционирования бюджетной системы государства.

Общность бюджетных прав государства и его территорий не исключает особенностей применительно к каждому из субъектов, которые на практике реализуют бюджетные права административно-территориальных образований и единиц.

Бюджетные права распространяются не только на взаимоотношения внутри бюджетной системы, но и на отношения с банковским сектором, который обеспечивает кассовое исполнение бюджета. Бюджетная система имеет право на получение дохода от использования банками бюджетных средств в виде процентов.

Бюджетные права суверенного государства отличаются от бюджетных прав территорий, прежде всего, тем, что реализация первых способствует созданию финансовой базы для обеспечения республиканского суверенитета, самого существования государства. В экономической литературе среди функций финансов не случайно на первом месте значится именно функция обеспечения существования государства. Местные Советы депутатов, используя свои бюджетные права, создают финансовую базу для осуществления более узких задач, носящих локальный характер.

И по содержанию бюджетные права Республики Беларусь качественно отличны от аналогичных прав административно-территориальных единиц. Национальное собрание принимает законы по вопросам бюджета, регулирующим более широкую сферу бюджетных отношений, чем решения местных Советов депутатов, касающиеся их бюджетов. Под сферой совместной деятельности следует понимать общее ведение бюджетной сферой при четком разграничении компетенции. Отнесение бюджета к сфере совместной компетенции заключено в факте объединения в консолидированный бюджет Республики Беларусь республиканского бюджета и местных бюджетов.

Отнесение бюджета к совместной компетенции Республики Беларусь и субъектов местного самоуправления обусловлено политическими и экономическими обстоятельствами. Указанная особенность проявляется в том, что Республика Беларусь не только обеспечивает реализацию республиканского бюджета, но и осуществляет управление местными бюджетами.

Таким образом, компетенция Республики Беларусь в бюджетной сфере заключает следующие полномочия:

.Определение бюджетного устройства, которое устанавливается Парламентом и регулируется его актами.

.Установление бюджетных прав Республики Беларусь и местных Советов депутатов (устанавливаются законом о бюджетной системе, законами о ежегодных бюджетах, постановлениями Парламента, указами Президента, постановлениями Совета Министров).

.К ведению Республики Беларусь относится правовое регулирование бюджетного процесса в республике. Республиканские органы определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета и отчета о его исполнении. Представительная власть закрепляет разграничение полномочий между законодательной и исполнительной ветвями по участию в бюджетном процессе. Детализированное урегулирование бюджетного процесса содержится в Правилах составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные фонды и бюджетные целевые и их использования.

.Республике Беларусь принадлежит исключительное право устанавливать доходы, поступающие как в республиканский, так и местные бюджеты. Это право закреплено в Конституции Республики Беларусь.

.К ведению Республики Беларусь относится разграничение доходов и расходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами. При этом устанавливается общая сумма доходов и расходов, а также виды доходов и расходов, включаемые в эти бюджеты. Это право реализуется ежегодно при принятии закона о бюджете на предстоящий бюджетный год.

.Республика Беларусь аккумулирует непосредственно в республиканском бюджете отдельные виды налогов и неналоговых платежей полностью или частично. К ним относятся поступления по налогу на добавленную стоимость, акцизы. Последние расщепляются между республиканским бюджетом и местными бюджетами областей и города Минска по утверждаемым Парламентом нормативам. Согласно действующему законодательству, поступления по подоходному налогу, земельному налогу, налогу на недвижимость полностью зачисляются в местные бюджеты.

.К компетенции Республики Беларусь относится использование включенных в республиканский бюджет доходов на финансирование народного хозяйства, социально-культурную сферу, оборону, аппарат управления и другие программы и мероприятия общереспубликанского значения.

. К полномочиям Республики Беларусь относятся разработка, утверждение и исполнение республиканского бюджета.

.Республика Беларусь осуществляет руководство бюджетной деятельностью административно-территориальных единиц, в том числе реализует контрольную функцию.

.Республика Беларусь принимает решения о создании совместных с другими государствами бюджетов и других международных денежных фондов.

Изложенные полномочия Республики Беларусь следует квалифицировать применительно к четырем группам прав. Это:

права, касающиеся в целом бюджетной системы Республики Беларусь;

права относительно республиканского бюджета;

права в области местных бюджетов.

права, касающиеся создания международных денежных фондов с участием средств республиканского бюджета.

Отдельные из перечисленных прав соединяют в себе полномочия относительно консолидированного бюджета и республиканского бюджета. Есть права относительно только республиканского бюджета. К правам в области местных бюджетов относятся установление системы местных бюджетов, закрепление за ними отдельных доходных источников и направлений финансирования, определение нормативов отчислений от республиканских налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска.

Бюджетные права Республики Беларусь реализуются в процессе деятельности государственных органов, среди которых в первую очередь необходимо выделить Министерство финансов, последнее не только реализует эти права, но и защищает их. Итак, в случае принятия местными Советами депутатов решений, противоречащих законам Республики Беларусь, изменяющим утвержденные нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты областей и города Минска, в связи с чем у них образуются необоснованные доходы, Минфину предоставлено право взыскивать их в бестарифном порядке и зачислять в республиканский бюджет.[13,с.105]

Действующим законодательством, в основном, урегулированы взаимоотношения между выше- и нижестоящими бюджетами. Вместе с тем есть необходимость в принятии специального закона о бюджетных правах Республики Беларусь и каждого из уровней местного самоуправления.

Принципиально важным является положение о том, что, в случае принятия местными Советами и их исполкомами решений, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов.

Местные Советы могут вкладывать имеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, приобретать акции и другие ценные бумаги, выдавать ссуды предприятиям или иным юридическим лицам.

Они должны принимать меры по обеспечению сбалансированности своих бюджетов, а при возникновении бюджетного дефицита его покрытие должно производиться за счет привлечения дополнительно изыскиваемых источников, сокращения расходов, выпускаемых займов и в исключительных случаях за счет привлечения кредитных ресурсов.

Субъекты местного самоуправления в процессе исполнения бюджетов имеют право вносить изменения в расходы и доходы местных бюджетов, однако, они не должны приводить к образованию дефицитов бюджетов или увеличению установленного размера дефицита, который по местным бюджетам выражается в процентах к расходной части бюджета.

Бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны. Поэтому, в соответствии с целями и задачами прогнозируемого периода, она ориентирована на обеспечение устойчивого экономического роста, стимулирование инновационной и инвестиционной активности и расширение экспорта на основе достижения финансовой стабильности экономики.

Анализируя доходы и расходы государственного бюджета Республики Беларусь за 2010-2012 гг., можно определить основные особенности его развития:

.Усиление централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, что выражается, например, включенностью различных фондов целевого назначения в государственный бюджет.

. Поддержание социальной направленности системы финансирования расходов государственного бюджета.

. Наличие недостаточно рациональной структуры доходов и расходов бюджета.

. Устойчивый рост бюджетного дефицита и государственного долга, а также преобладание внешних источников их финансирования.

Таким образом, дальнейшее развитие государственного бюджета требует совершенствования основных направлений бюджетного регулирования, среди которых можно выделить следующие:

. проведение реструктуризации доходов бюджета с целью поиска оптимального сочетания прямых и косвенных налогов, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций и др.);

. совершенствование налогового планирования, использование методов оптимизации налоговой нагрузки; укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, сокращение многочисленных инструкций, указов и декретов, регулирующих систему налогообложения.

Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов. В частности, необходимо:

.Усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, а также роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций.

. Разработать и усовершенствовать механизм предоставления адресных субсидий для населения и организаций.

.Разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование; расширение действия рыночных механизмов в реальном секторе экономики с постепенной отменой дотаций. Снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности. Главной целью налоговой реформы является повышение эффективности действующей налоговой системы с тем, чтобы, с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой - по возможности снизить налоговое давление на экономику, инвестиции и экспорт. Предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7-8 основным, построенным таким образом, чтобы обеспечить достаточные поступления средств в бюджет. В области бюджетной политики предстоит обеспечить рациональное распределение полномочий, задач и функций финансовых органов при осуществлении расходов на разных уровнях бюджетной системы. Получит дальнейшее развитие казначейская система формирования и исполнения республиканского бюджета путем создания отделений казначейства в регионах.

Вывод: В 2013г. политику государственных расходов предусматривается направить на обеспечение гарантий социальной защиты населения в области занятости, образования, здравоохранения и других областях социальной сферы при одновременном расширении предоставления части услуг на платной основе; сокращение доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте, постепенное снижение уровня дефицита республиканского бюджета; стабилизацию экономики, экономический рост, развитие производства, обеспечение занятости, наращивание экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение; избирательную поддержку агропромышленного комплекса; повышение эффективности финансирования жилищного строительства на основе привлечения средств субъектов хозяйствования и населения. Целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2013 г. является содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики и обеспечение ее внутренней и внешней конвертируемости. Предусматривается реализация комплекса антиинфляционных мер, стабилизация валютного рынка республики и обеспечение устойчивости национальной валюты: сокращение объемов эмиссионного кредитования, поддержание реальных значений процентных ставок денежного рынка на положительном уровне, сокращение неплатежей и бартерных форм расчетов. Это позволит обеспечить формирование экономических предпосылок для объединения денежных систем, которое предполагает сближение важнейших макроэкономических параметров экономической политики Беларуси и России, имеющих определяющее значение для введения единой валюты (уровней инфляции, дефицита республиканского бюджета и источников его покрытия, республиканского долга, дефицита/профицита платежного баланса во взаимной торговле товарами и услугами, принципов ценовой, налоговой и таможенной политики).

Заключение

В заключении сделаем основные выводы.

Государственный бюджет - важная часть экономического регулирования государства. В нем заложены основные элементы экономической жизни общества. Именно поэтому он имеет такое важное значение. Обсуждение отдельных статей этого закона может продолжаться бесконечно. И если во многих развитых демократических странах обсуждение бюджета обычно привлекает внимание многих людей, то в Республике Беларусь обычно принятие этого закона обычно интересует разве что экономистов.

Государственный бюджет, а точнее, дефицит бюджета может служить своеобразным индикатором здоровья экономики. При его отсутствии можно говорить о хороших экономических показателях, достигнутых страной.

Экономическая сторона бюджета Республики Беларусь не лишена своей специфики: для Беларуси характерны относительно низкий уровень расходов по обслуживанию внешнего долга. Это связано с нежеланием по определенным причинам правительств других стран выдавать кредиты республике. Возможно, именно поэтому в экономике Республики Беларусь настолько незначительна доля заемного капитала, в том числе и в виде кредитов. Как следствие из этого, низки и расходы на обслуживание долга.

В Республике Беларусь последние 10 лет наблюдается явная тенденция увеличения номинальной денежной массы. Прежде всего это связано с инфляционными процессами в экономике, что подвигает правительство Беларуси на эмиссию денег. В связи с этим номинальный объем ВНП (ВВП), а также размер бюджета увеличиваются с каждым годом. Поэтому следует учитывать не абсолютное увеличение этих показателей, а динамику в сопоставимых ценах.

Республика Беларусь может принимать на себя обязательства по согласованию бюджетно-финансовой политики с другими государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с заключенными договорами. Республика Беларусь может в собственных интересах выделять другим государствам финансовые средства в размерах, установленных актами Президента Республики Беларусь и законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета. Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Государственный бюджет играет невероятно важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей социально - экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. Бюджетные средства направляются на государственное управление, народное хозяйство, социально - культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки. Центральное место бюджета в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. В странах с развитой рыночной экономикой через бюджет перераспределяется почти половина национального дохода.

Список использованных источников

.Закон Республики Беларусь "О бюджетной классификации Республики Беларусь" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., N 20, ст.222),

.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. № 1094 "О реализации Закона Республики Беларусь "О бюджетной классификации Республики Беларусь" [c изменениями и дополнениями]

.Дашкевич В.А.Механизм формирования и использования бюджетов в Республике Беларусь.Мн., 2007.-280с.

.Государственный бюджет / Под ред.Сорокиной П.А.Мн.,2000.-316с.

.Золотогоров В Г. Экономика: энциклопедический словарь. - Мн.. 2006

.Ковалев А.В.Государственный бюджет: проблемы формирования и развития //Белорусский экономический журнал № 8 за 2008г., - с.8

.Курс экономики.Учебник./Под ред.Райзберга Б.А.М.,2003.-410с.

.Курс экономики:Учебник .2-е изд.,доп./Под ред. Б.А.Райзерберга.-М.:ИНФРА -М., 2004.- 570 с.

.Кронрод Я.А. Социологическое государство и экономика// - 2010

.Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы.Женева,1991.- 258 с.

.Ковалева Т.С.Занятость и безработица. Государственное регулирование занятости населения в РБ.,Мн.,2009

.Макроэкономика социально ориентированный подход: Учебное пособие/Под ред.Э А. Лутохиной. Мн., 2008.-180с.

.Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. М., 2011.-312с.

.Радюк А.П. Бюджет-2011: Между прошлым и будущим //Национальная экономическая газета № 4 от 20.01.2011г., - с.14

.Родионова В.М. Финансы: Учебник для вузов. М., 2010.- 475с.

Похожие работы на - Государственный бюджет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!