Анализ применения современных методов рефинансирования дебиторской задолженности организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,49 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ применения современных методов рефинансирования дебиторской задолженности организации

Содержание

Введение

. Теоретические основы моделирования развития национальной экономики      

.1 Понятие, содержание и контроль над дебиторской задолженность

.2 Системный подход к анализу и оценке дебиторской задолженности

организации

1.3 Современные методы рефинансирования дебиторской задолженности

. Анализ применения современных методов рефинансирования дебиторской задолженности организации         

.1 Краткая характеристика предприятия        

.2 Анализ дебиторской задолженности предприятия ООО «Дин+»

.3 Оценка возможности применения факторинга на предприятии ООО «Дин+»

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Актуальность темы курсовой работы.

Работа с дебиторской задолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любого предприятия и требует пристального внимания руководителей и менеджеров.

Так как управление дебиторской задолженностью является составляющей системы управления предприятием, то сам процесс управления ею можно осуществлять этапами. Кроме того, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его необходимо представлять в виде некоторой этапной системы.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что дебиторская задолженность организации является важной частью его активов. С целью минимизации риска возникновения просроченной дебиторской задолженности, которая может обернуться для организации убытками, необходимо принимать меры по совершенствованию системы управления.

В настоящее время в условиях развития рыночных отношений у организаций значительно возросло количество контрагентов - дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.

Выбор оптимального метода рефинансирования дебиторской задолженности - процесс достаточно сложный и долгосрочный, так как необходимо провести ряд исследований, начиная c определения существующих направлений рефинансирования, используемых в мировой практике, выявления общих и отличных характеристик (критериев) между ними, возможность применения каждого из них на отечественных предприятий.

Таким образом, рациональная организация и контроль за состоянием дебиторской задолженности в современных условиях рыночной экономики играет важнейшую роль в эффективности хозяйственной деятельности организации. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.

В настоящее время в условиях снижения уровня расчетной дисциплины система «неплатежей» ведет к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Такое положение обусловливает необходимость контроля суммы дебиторской задолженности и ее движения (возникновения и погашения).

Все вышесказанное обусловило выбор темы курсовой работы.

Цель работы - проанализировать современные методы рефинансирования дебиторской задолженности организации.

Задачи, решаемые в ходе работы:

рассмотреть теоретические основы моделирования развития национальной экономики;

проанализировать дебиторскую задолженность предприятия ООО «Дин+»;

выявить возможности применения факторинга на предприятии ООО «Дин+».

Объектом исследования является дебиторская задолженность предприятия ООО «Дин+».

Предмет исследования - современные методы рефинансирования дебиторской задолженности организации.

Практическая значимость состоит в рекомендации экономическому субъекту применения оптимального способа уменьшения величины дебиторской задолженности, что приведет улучшению финансового состояния организации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Для написания работы использовалась специальная литература по экономике и бухгалтерскому учету.

рефинансирование дебиторская задолженность факторинг

1. Теоретические основы моделирования развития национальной экономики

.1 Понятие, содержание и контроль над дебиторской задолженностью

Одним из важнейших условий стабильного финансового положения любого предприятия в современных условиях является четкая организация расчетов с партнерами. Отсутствие должного внимания к задолженности покупателей и заказчиков может спровоцировать нехватку средств для погашения своей задолженности перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками. Управление дебиторской задолженностью по товарным операциям - это часть общей политики организации по выбору условий реализации продукции на определенный период времени, оптимизации общего размера дебиторской задолженности и по обеспечению ее своевременной инкассации для достижения заданного уровня финансовой устойчивости организации [10, с.16].

Расчетные отношения возникающие между предприятиями делятся на 2 группы [5, с.92]:

по товарным операциям, которые производятся предприятием в случае, если предприятие является поставщиком готовой продукции (работ, услуг), заготовителем товарно-материальных ценностей, или покупателем;

по нетоварным операциям, связанным с погашением задолженности банку, бюджету, работникам, внебюджетным фондам и другие расчеты.

В результате этих операций могут возникает дебиторская и (или) кредиторская задолженности. В бухгалтерском учете дебиторская задолженность отражается как имущество организации, а кредиторская задолженность - как обязательства. Однако тот и другой вид задолженности неразрывно связаны и имеют устойчивую тенденцию перехода из одного в другой.

Под дебиторской задолженностью понимаются задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации, которая возникает в процессе экономической деятельности организации, т.е. задолженность покупателей за купленные товары и услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др. [21, с.89]

Дебиторская задолженность по своему характеру в зависимости от расчетных отношений может подразделяться на нормальную, которая является следствием хозяйственной деятельности организации и просроченную дебиторскую задолженность, которая создает финансовые затруднения для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы.. Такая дебиторская задолженность должна быть в центре внимания, и должны быть приняты срочные оперативные меры по ее исключению.

Для целей учета и анализа дебиторская задолженность делится на текущую и долгосрочную. Текущая задолженность должна быть получена в течение года или нормального производственно-коммерческого цикла. Производственно-коммерческий цикл включает в себя: перечисление денежных средств в качестве аванса поставщикам, получение и хранение ТМЦ производства, хранение и реализацию готовой продукции, и погашение дебиторской задолженности. Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии политика расчетов с клиентами, причем последний фактор особенно важен.

С позиций финансового менеджмента дебиторская задолженность имеет двоякую природу. С одной стороны, «нормальный» рост дебиторской задолженности свидетельствует об увеличении потенциальных доходов и повышении ликвидности. С другой стороны, не всякий размер дебиторской задолженности приемлем для предприятия, так как рост неоправданной дебиторской задолженности может привести также к потере ликвидности.

Дебиторская задолженность в бухгалтерском учете организации отражается как следствие ее гражданских обязательств, возникающих в результате определенной сделки. Сделка, оформленная, как правило, договором, представляет собой определенное действие участвующих в ней субъектов (юридических или физических лиц), результатом, которого является возникновение товарных и денежных обязательств.

В обобщенном виде факторы, влияющие на порядок отражения дебиторской задолженности в учете, оценки и погашения, представляют собой правила и нормы, установленные [24, с.51]:

договором, определяющим порядок расчетов по сделке;

гражданским законодательством, определяющим порядок совершения сделок;

законодательными и административными документами по налогообложению.

В условиях рыночных отношений договор - основной юридический акт, из которого возникают обязательственные правоотношения. Он является главным средством регулирования товарно-денежных связей, определяющим содержание правоотношений, права и обязанности его участников.

Общие положения о договорах, понятие и условия договора, их заключение, изменение и расторжение предусмотрены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Согласно статье 454 Гражданского Кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 128 Гражданского кодекса. Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем. Обязательным условием договора купли-продажи является наименование и количество товара (ГК РФ ст. 455). Дополнительными условиями договора являются срок и цена товара.

Договор купли-продажи, предусматривающий эти обязательства, является важнейшим юридическим документом, регулирующим хозяйственные взаимоотношения поставщика и покупателя. В нем кроме обязательств передать в собственность покупателя товар и получать за него определенную договором цену приводятся требования к качеству, условиям поставки, определяются порядок расчетов, ответственность сторон и т.д.

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. (ГК, ст. 506) [2].

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила при купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. (ГК, ст. 567) [2]

Поскольку отгрузка и отпуск продукции разным потребителям производятся, как правило, в течение года неоднократно и в разное время, необходим оперативный учет и контроль за выполнением договоров поставки. Он осуществляется по данным ведомостей отгрузки и реализации готовых изделий, составляемых в разрезе покупателей и номенклатуры реализуемой продукции (работ, услуг).

С контролем за выполнением договоров купли-продажи тесно связан оперативный учет отгрузки и реализации продукции покупателям (заказчикам). Он осуществляется на основе журнал - ордеров (№11), (ведомостей (№16), машинограмм) ежедневного учета продаж готовой продукции.

В регистре оперативного учета отгрузки указывают дату, номер платежного поручения, адрес покупателя, дату выписки расчетного документа, наименование (номенклатурный номер) продукции, расчетный и фактический сроки оплаты и ее величину.

Порядок постановки на учет, оценка, списание дебиторской и кредиторской задолженности, а также возникающие в связи с этим налоговые обязательства регулируется следующими нормативными документами:

Руководство и административные работники, оказывая влияние на процесс управления дебиторской задолженностью организации, должны иметь полную информацию о ходе всех хозяйственных процессов. Основную информационную нагрузку выполняют три функции управления расчетами: учет, анализ и контроль.

Задача максимального использования экономической информации для принятия оптимальных управленческих решений не может быть решена только в рамках учета, поскольку такая информация характеризует расчеты с дебиторами с количественной стороны, не позволяя принимать эффективные тактические и стратегические решения. В этих условиях следует положительно расценивать процесс взаимодействия учета, анализа и контроля, который находит свое отражение в формировании учетно-аналитической информации управленческой деятельности. Процесс и результаты такого взаимодействия реализуются в рамках механизма мониторинга.

Цель мониторинга - объективная, очищенная от эмоций оценка состояния объекта мониторинга, происходящих с ним изменений и их причин на каждом этапе его жизненного цикла как основа для корректирующих воздействий.

Семантический анализ определений мониторинга позволяет выделить основные составляющие этого процесса [16, с.91]:

непрерывное наблюдение;

оценка и прогнозирование;

определение показателей, позволяющих поставить диагноз;

система сбора, хранения и обработки информации.

Присутствие всех этих компонентов обеспечивает своевременное предупреждение неблагоприятной ситуации.

Все рассмотренные определения мониторинга, абстрагируясь от области их применения, можно разделить на две группы в зависимости от их связи с управлением [16, с.92]:

определения, предполагающие пассивную роль мониторинга в управлении. Пассивная роль подразумевает так называемый ситуационный менеджмент, т.е. управление по «узким местам».

Экономический мониторинг обычно проводится для поиска тенденций и закономерностей, характерных для определенного периода деятельности организации, ситуации на рынках сбыта, технологического процесса. Мониторинг в хозяйственной деятельности любой коммерческой организации необходим, поскольку он позволяет выявить, насколько часто происходят нарушения в той или иной области. Для достижения достоверных результатов следует проводить наблюдение в течение длительного периода времени. Только в том случае, когда закономерности выявлены, возможен их анализ.

В системе управления дебиторской задолженностью, как и в любой другой системе, выделяют управляющую и управляемую подсистемы, которые соответственно представлены субъектами и объектами управления. К объектам управления следует отнести непосредственно расчеты с дебиторами по товарным операциям (МРДТ). Субъекты управления - службы и органы управления, которые используют единые приемы, характерные для управленческой деятельности в целом, и специфические методы целенаправленного воздействия на объект [16, с.93].

Стратегия управления дебиторской задолженностью по товарным операциям подразумевает общее направление развития ситуации с объектом и пороговые значения (правила и ограничения) по его величине и структуре, которые гарантировали бы достижение приемлемого уровня финансовой устойчивости на данном этапе развития организации. Тактика управления дебиторской задолженностью по товарным операциям - это конкретные методы и приемы достижения заданного уровня финансовой устойчивости организации в определенной ситуации и в определенный момент времени. Задача тактики управления - выбор наиболее оптимального решения и способов его воплощения в сложившейся ситуации.

Сравнительный анализ литературы по вопросам мониторинга позволил сформулировать понятие МРДТ, под которым мы понимаем систему комплексного непрерывного наблюдения, анализа и представления информации о количественных и качественных параметрах дебиторской задолженности, обеспечивающую возможность оперативной подготовки достоверных прогнозов, а также придания дебиторской задолженности желаемых параметров (посредством своевременных управленческих решений).

Объектом этого мониторинга является вся совокупность реализуемых конкретным хозяйствующим субъектом взаимоотношений с покупателями и заказчиками. Данный объект можно отнести к категории сложных в силу большой подверженности влиянию внешних факторов и неоднородности этой группы дебиторов. Причем неясно, какой из факторов спровоцировал изменение, поэтому отличительной особенностью МРДТ является его комплексный характер, так как отслеживаются не только величина, но и структура, динамика, качественные характеристики объекта мониторинга, их взаимосвязи [16, с.94].

Объект МРДТ поддается измерению либо напрямую (с использованием системы общепринятых критериев или индикаторов), либо опосредованно (с привлечением технологий научного исследования). Поэтому для реализации задач мониторинга важная роль отводится обеспечению высокого качества инструментария, разработке критериев оценивания, индикаторов и показателей, процессу измерения, статистической обработке результатов и их адекватной интерпретации. Риск дебиторской задолженности, ее качество - это субъективные понятия, которые необходимо оценить количественно. Методики же, позволяющей дать достоверные результаты, пока не выработано.

Для того чтобы МРДТ успешно мог применяться в практике отечественных предприятий, необходимо разработать механизм мониторинга. По аналогии с финансовым механизмом можно выделить следующие элементы механизма мониторинга расчетов с дебиторами [16, с.95]:

нормативно-правовое обеспечение (законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и письма министерств и ведомств;

информационное обеспечение (учетные и внеучетные данные о дебиторах и расчетах с ними);

ресурсное обеспечение - субъекты МРДТ (планово-экономический отдел, бухгалтерия, юридическая служба, отдел маркетинга и ценообразования, служба сбыта, служба внутреннего аудита, руководство), техническое обеспечение (компьютерное и программное) и финансовое обеспечение;

организационно-экономическое обеспечение - методическое (принципы учета расчетов, приемы обработки информации, методики анализа дебиторской задолженности, методы прогнозирования, способы контроля и т.д.) и инструментальное (формы расчетов, виды сделок, например факторинг, цессия и т.п., рабочий план счетов, графики документооборота, должностные инструкции, порядок взаимодействия субъектов, процедуры контроля, система показателей оценки дебиторской задолженности).

Изучение понятия МРДТ позволяет выделить его следующие функции [16, с.96]:

познавательная, или информационная, функция позволяет получить документированные знания о состоянии задолженности дебиторов и произошедших в нем изменениях путем сбора, накопления, систематизации и обработки информации в рамках хозяйственного учета;

контрольная функция дает возможность проводить в ходе мониторинга комплексный контроль за соблюдением действующего законодательства, работой конкретного подразделения или службы организации, а также совместной работой всех отделов. МРДТ призван обеспечить правильную оценку ситуации. В рамках реализации этой функции в организации должна быть разработана и внедрена система раннего обнаружения отклонений в ходе хозяйственных процессов и выполнения управленческих решений, а также созданы методики проведения мероприятий, направленных на корректировку неблагоприятных явлений;

аналитическая функция, с помощью которой можно выявить влияние отдельных хозяйственных операций на финансовое состояние организации, провести глубокую и всестороннюю оценку результатов деятельности и предупредить финансовые риски. За осуществление этой функции отвечает анализ дебиторской задолженности.

Перечень этих функций может быть расширен, но наиболее значимыми, отражающими фундаментальные свойства системы являются указанные.

Таким образом, мониторинг представляет собой более высокую организационную систему по отношению к учету, анализу и контролю, которые носят дискретный характер, в то время как мониторинг предполагает непрерывность, возможность прогнозирования, нацеленность на предупреждение негативных изменений на основе оперативного отслеживания состояния объекта, что становится возможным только в результате взаимодействия учета, анализа и контроля во времени.

.2 Системный подход к анализу и оценке дебиторской задолженности организации

В экономической литературе вопросам совершенствования и разработки алгоритма анализа дебиторской задолженности организации уделяется внимание многими авторами. Авторы Н. В. Войтоловский, Калинина А.П., Мазурова И.И. [8, с.115] рекомендуют при анализе структуры дебиторской задолженности рассчитывать и анализировать в динамике следующие показатели: доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, в том числе долгосрочной и краткосрочной задолженности и доля просроченной задолженности в общей сумме дебиторской задолженности, а также ее удельный вес в общем объеме оборотных активов. Рассмотренные показатели можно детализировать в разрезе просроченной долгосрочной дебиторской задолженности и просроченной краткосрочной дебиторской задолженности.

Также в ходе проведения анализа возникает проблема оценки реальной величины дебиторской задолженности. Различие номинальной и реальной величины дебиторской задолженности вызвано различными факторами и, прежде всего, инфляцией. Автор Н. А. Батурина [6, с.51] предлагает методику анализа дебиторской задолженности, делая акцент именно на влияние инфляции.

Автор А.С. Паларамчук [18, с.78] в своей методике делает акцент на основных показателях оборачиваемости оборотных средств: коэффициент оборачиваемости; продолжительность одного оборота; коэффициент загрузки оборотных средств. Автор предлагает для более обоснованного определения денежных поступлений рассчитывать возможные денежные притоки за не продолжительный период, например, за декаду или за каждые пять дней, либо ежемесячно. Такой подход позволяет организации, по мнению автора, более точно рассчитать денежные поступления.

Автор Л. Т. Снитко [22, с.60] предлагает ранжировать всех дебиторов по группам риска, связанного с возникновением несостоятельных и безнадежных долгов. При этом из списка дебиторов исключаются дебиторы с высоким уровнем риска. Незначительные клиенты условно разбиваются на пять категорий в зависимости от уровня риска. Далее дебиторы классифицируются в рамках выделенной группы риска по кредитным условиям, после чего для каждой группы дебиторов автор предлагает провести анализ дебиторской задолженности с расчетом следующих показателей: маржинальный доход; дополнительный доход при использовании товарного кредита; издержки финансирования; потери маржинального дохода в связи с предоставлением дисконта; убытки, связанные со списанием безнадежных долгов; издержки инкассационной политики; вложения в дебиторскую задолженность.

Автор Пузанкевич О. [20, с.41] рассматривает и классифицирует методы управления дебиторской задолженностью организации, выделяя при этом методы, позволяющие рефинансировать ее величину.

Для того чтобы минимизировать риски, связанные с дебиторской задолженностью, организации необходимо осуществлять систематический ее анализ, основанный на системном подходе, который позволяет своевременно выявить просроченную задолженность и оперативно принять меры по ее взысканию.

Системный подход к анализу и оценке дебиторской задолженности организации включает следующие основные направления [9, с.126]:

. Определение круга ответственных лиц за работу с дебиторской задолженностью с целью обоснования создания отдельного структурного подразделения, устранения возможных конфликтов между отдельными подразделениями и обеспечения более скоординированной работы с потоковой дебиторской задолженностью.

. Организация работы с дебиторской задолженностью предусматривает проектирование организационной структуры подразделения; разработку процедур по управлению дебиторской задолженностью; формирование системы сбалансированных показателей оценки деятельности подразделения; разработку должностных инструкций и обучение сотрудников; создание системы мотивации, контроля и оценки эффективности деятельности сотрудников.

. Организация аналитической работы по оценке и прогнозированию дебиторской задолженности. Основной задачей проведения данного анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, эффективности инвестированных в нее финансовых средств и прогнозирования ее величины. Результаты анализа предназначены для разработки отдельных параметров кредитной стратегии.

Особое внимание следует уделить анализу такого важнейшего вида дебиторской задолженности, как расчеты с покупателями и заказчиками, так как именно они, как правило, составляют наибольший удельный вес в общей сумме дебиторов. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями включает следующие этапы [15, с.48]:

) оценка уровня дебиторской задолженности организации и его динамики в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

) определение среднего периода инкассации дебиторской задолженности и ее оборачиваемость в анализируемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода.

) анализ состава дебиторской задолженности организации по предусмотренным срокам ее инкассации;

) углубленный анализ состава просроченной дебиторской задолженности, определение сомнительной и безнадежной задолженности и оценка коэффициента просроченности дебиторской задолженности и среднего периода инкассации просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;

) определение абсолютной и относительной величины эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Для расчета абсолютной суммы эффекта величину дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления товарного кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению данного кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями. Коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность определяется как отношение эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде к среднему остатку дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за анализируемый период.

. Выбор и обоснование методов и способов работы с дебиторской задолженностью предполагает осуществление ряда действий [15, с.49]:

разработку принципов кредитной политики по отношению к контрагентам с целью повышения эффективности деятельности организации. При этом следует учитывать, что консервативный тип кредитной политики отрицательно влияет на рост объема текущей деятельности организации, в то время как агрессивный ее тип может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств и снизить уровень платежеспособности организации, привести к значительным расходам по взысканию долгов;

определение возможной суммы денежных средств, направляемых в дебиторскую задолженность. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей; коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции;

определение системы кредитных условий, в состав которых входят кредитный период; кредитный лимит; система предоставляемых ценовых скидок;

система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями;

разработку критериев оценки контрагентов и дифференциации условий предоставления кредита, основанных на оценке кредитоспособности отдельных групп контрагентов;

формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности, в составе которой должны быть предусмотрены сроки и формы напоминаний контрагентам о сроках платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов;

рефинансирование дебиторской задолженности, заключающейся в ускоренном ее переводе в другие формы оборотных активов с использованием факторинга; форфейтинга, учет векселей, выданных контрагентами.

. Разработка эффективной системы контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности. Одним из инструментов контроля является ABC-анализ портфеля дебиторской задолженности организации.

В группу «А» включаются проблемные дебиторы; в группу «В» - дебиторы средних размеров; в группу «С» - остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.

Критерием оптимальности реализации системного подхода к анализу и оценке дебиторской задолженностью организации выступает следующее условие:

                                (1.2.1)

где  - оптимальный размер дебиторской задолженности организации при ее нормальной финансовой устойчивости;  - дополнительная прибыль от увеличения продаж в кредит;  - дополнительные затраты организации по обслуживанию дебиторской задолженности;  - размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность в результате неплатежеспособности покупателей [15, с.50].

Для минимизации величины дебиторской задолженности используются различные инструменты управления, одним из которых являются скидки. Скидка выступает как вознаграждение для покупателей за определенные действия, такие как ранняя оплата счетов, закупки большого объема продукции, внесезонные закупки, покупки в определенный промежуток времени в течение дня, постоянные длительные связи. Организация может использовать различные виды скидок, которые можно классифицировать следующим образом [12, с.140].

По коммерческой природе скидки могут быть двух типов: плановыми и тактическими. Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений покупателя и продавца (основаны они на длительном сотрудничестве или носят разовый характер), конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. Плановые скидки формируются за счет общей суммы накладных расходов и обычно настолько незаметны, что иногда их так и называют - «замаскированные». К таким скидкам можно отнести организацию производителем рекламы своей продукции с указанием списка торговых агентов, которые эту продукцию реализуют. Тем самым организация-производитель экономит средства дилеров на рекламу торговых названий, что по экономической природе равнозначно предоставлению им дополнительной скидки.

Остальные типы скидок можно отнести к категории тактических. Их объединяет экономический источник формирования - прибыль, а также общая задача - создание дополнительных стимулов для покупателя совершить покупку. Использование тактических скидок ведет к снижению реальной цены приобретения товара и, соответственно, к увеличению премии покупателям. Эта премия представляет собой разницу между экономической ценностью товара для покупателя и ценой, по которой ему этот товар удалось купить. К данным скидкам можно отнести скидки за большой объем закупок, за внесезонную закупку, за ускорение оплаты, для поощрения продаж нового товара и т.п. [11, с.107]

Скидка за ускорение оплаты - это мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он произведет оплату приобретенной партии товара ранее установленного контрактом срока. Скидки для поощрения продаж нового товара можно рассматривать как дополнение к плановым скидкам, как средство содействия продвижению на рынок нового товара. Скидка при комплексной закупке товаров - это мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он приобретет товар вместе с другими дополняющими товарами этой организации. Скидка за большой объем закупок - мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он единовременно приобретет партию товара с объемом больше определенной величины. Скидки очень часто связаны со стратегиями организации на конкретном рынке и его сегменте. В РФ организации имеют право предоставлять покупателям скидки от установленных ими отпускных цен. Скидки, в зависимости от условий договора поставки, предоставляются в соответствии с утвержденным организацией порядком применения скидок, который должен содержать размеры скидок и конкретные условия их предоставления, при этом оптовая или торговая надбавка взимается с отпускной цены, уменьшенной на размер скидки. Если скидка носит разовый характер, то оформляется через протокол согласования цен. Перед предоставлением скидки организации следует оценить кредитную историю контрагента и выявить имелись ли ранее непогашенные задолженности. Оценка реального состояния дебиторской задолженности, то есть оценка вероятности безнадежных долгов - один из этапов анализа дебиторской задолженностью и ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения.

.3 Современные методы рефинансирования дебиторской задолженности

В определенных условиях компания должна решить вопрос об ускорении инкассирования средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность. Для этого существуют различные способы ее рефинансирования. К ним относятся основные методы рефинансирования дебиторской задолженности [14, с.194]:

) учет векселей;

) факторинг;

) форфейтинг.

Учет векселей - операция банка (как правило) по выкупу векселей (только переводных) у их владельцев по определенной (дисконтной) цене в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки (при сомнительной платежеспособности векселедателя учетная ставка может включать премию за риск).

Учетная вексельная ставка (УВС) состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя:

                                (1.3.1)

где УДЦв - учетная дисконтная цена векселя на момент его продажи; Вном - номинальная сумма векселя, подлежащая погашению в указанный в нем срок; Дн - количество дней от момента продажи (учета) векселя до момента его погашения векселедателем; УВС - годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя, %.

Факторинг - финансовая операция, в соответствии с которой предприятие-продавец уступает банку (или специализированной компании - «фактор-фирме») право получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию (как правило, текущие поставки продукции). При этом банк («фактор-фирма») в срок до трех дней возмещает предприятию-продавцу основную часть (как правило, 70-90%) суммы долга (т. е. осуществляет операцию кредитования продавца). Остальные 10-30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем). За это он взимает с продавца комиссионные (обычно в процентах от суммы долга). Ставки комиссионных дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и сроков ее оплаты.

Преимущества факторинга - предприятие-продавец сокращает срок отвлечения денежных средств из оборота, рефинансируя дебиторскую задолженность покупателя, тем самым сокращается срок операционного цикла. Недостатки факторинга - дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрата прямых контактов с покупателем по поводу полного погашения им суммы долга [19, с.63].

Эффективность факторинговой операции для продавца достигается при условии: К примеру, если предприятие-продавец продало банку право взыскания дебиторской задолженности за сумму 6000 тыс. руб.за 90 дней до его погашения при условиях, что комиссионная плата взимается банком в размере 2% суммы долга, 

Похожие работы на - Анализ применения современных методов рефинансирования дебиторской задолженности организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!