Силлабо-тоническое стихосложение

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,66 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Силлабо-тоническое стихосложение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»

Кафедра русского языка и литературы








Реферат по дисциплине

Введение в литературоведение

Тема: Силлабо-тоническое стихосложение

Выполнила: студентка 3-го курса

Ильина Елена Евгеньевна

Руководитель

Нефедова А.М




Калуга, 2014г.

Введение


Тема моей работы «Силлабо- тоническое стихосложение».

Мне как будущему учителю начальных классов необходимо обладать знаниями теоретической части данного вопроса, а также уметь теоретически знания на практике, то есть при объяснении и анализе стихотворений.

В своей работе я постаралась рассмотреть вкратце все основные вопросы темы. Я старалась сопровождать рассмотрение каждого теоретического вопроса примерами. При раскрытии определенного вопроса я старалась рассмотреть его относительно (касаемо) русской литературы, не обращаясь к зарубежной.

1.      Характеристика силлабо-тоническое стихосложение

 

.1.     Понятие силлабо-тонического стихотворения и история развития силлаботоники


Силлабо-тоническое стихосложение (произошло от гречиких слов «συλλαβή» - «слог» и «τόνος» - «ударение») - это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк рассматриваемого стихотворения.

В европейском стихосложении силлабо-тоническая система формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с тоническим аллитерационным стихом германских языков. Окончательно силлаботоника в Англии устанавливается в XV веке после Дж. Чосера, а в Германии - с начала XVII века в связи с реформой М. Опица.

Относительно русского языка правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735 год) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739 год). Именно Ломоносову удалось создать стройную систему русского стихосложения, в частности, установив метр, опираясь на работу Тредиаковского, а также на опыт новоевропейской литературы.

В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение безраздельно господствовало в русской поэзии. Выделялись лишь немногочисленные эксперименты с имитацией народных и античных размеров, например, гекзаметр в переводах «Илиады» и «Одиссеи» Гнедича, стих «Песен западных славян» Пушкина.

До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии.

Пример:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной - случай берегут;

В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747).

1.2.   Терминология силлаботоники.


При более глубоком и подробном изучении силлаботоники придется столкнуться со следующими понятиями: стопа, стихотворный размер, метр и ритм в стихотворении. Целесообразно будет разобраться в значении каждого из вышеупомянутых понятий.

ü  Стопа.

Стопа (переводя с древнегреческого πους - нога, стопа, ступня; ступень; степень) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Стопа - это минимальная структурна единица стихотворения. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорея и ямба), либо из трёх (дактиля, амфибрахия и анапеста). Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).

ü  Стихотворный размер.

Стихотворный размер - это правило чередования слабых и сильных слогов в стихе. По традициям, пришедшим к нам из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных.

Пример,

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной - случай берегут;

М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747).

Данное стихотворение Ломоносова написано четырехстопным ямбом, то есть имеет следующую метрическую структуру

__ _́_ · __ _́_ · __ __ · __ _́_

где __ - безударный слог, а _́_ - ударный слог

ü  Метр и ритм в стихе.

Стихотворные размеры не всегда выполняются в стихотворении точно, довольно часто встречаются отступления от заданной схемы. Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

Пример

Скучна́ мне о́ттепель; во́нь, гря́зь - весно́й я бо́лен.

__ _́_ · __ _́_ · __ __ · _́_ _́_ · __ _́_ · __ _́_ __

А.С. Пушкин

В этом стихотворении, написанном шестистопным ямбом, в третьей стопе ударение пропущено, а в четвёртой - наоборот, добавлено.

Получающаяся последовательность ударных и безударных слогов называется ритмикой стиха, а схема, по правилам которой эта последовательность строится - метрикой стиха

 

.3.     Основные стихотворные размеры


Двусложные размеры, в них между сильными слогами находится один слабый.

Хорей

∪ - ∪ - ∪...

знаком «-» обозначается сильный слог, знаком ∪ слабый.

Пример:                                Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет.

Ямб

∪ - ∪ - ∪ -...

Пример:                                 Пора́, пора́, рога́ трубя́т

Трёхсложные размеры, в них между сильными слогами располагается по два слабых.

Дактиль

∪ - ∪ - ∪...

Пример:                                 Вы́рыта за́ступом я́ма глубо́кая,

Амфибрахий

∪ - ∪ - ∪...

Пример:                                Идёт вдохнове́нный куде́сник

Анапест

∪ - ∪ - ∪ -...

Пример:                                 За вели́кое де́ло любви́.

Все вышеперечисленный названия размеров заимствованы из античного метрического стихосложения, в котором в том же порядке чередовались долгие и краткие слоги. Внутренняя структура двусложных и трехсложных размеров, одинакова, отличаются они анакрусой - ритмическим зачином, который измеряется количеством слабых слогов до первого сильного. Например, в хорее и дактиле анакруса нулевая, в ямбе и амфибрахии односложная, в анапесте двусложная.

Относительно нашей литературы, русские теоретики 18-19 вв. делили силлабо-тонический стих на единообразные стопы, например хорей - ∪| - ∪| - ∪|... Однако теория стоп натолкнулась на одну особенность русского стиха: в хорее и ямбе ударения падают не на все сильные слоги и только последний слог всегда ударен. Например, в стихе «Возлюбленная тишина» пропущено метрическое ударение на 2-й и 3-й стопах: ∪ -'| ∪ -| ∪ -| ∪ -'|. Объясняется это тем, что в русском языке одно ударение падает в среднем приблизительно на три слога, а стопа ямба и хорея состоит из двух. Изредка ударение может падать на слабый слог (сверхсхемное ударение). В этих случаях стиховеды нередко пользовались понятием вспомогательных стоп: пиррихия ∪ ∪ и спондея - -, способных замещать основные.

Пример:                                Зде́сь в ми́ре расширя́ть нау́ки

- | ∪ ∪ | ∪ - | ∪ - | ∪

первая стопа - спондей, вторая - пиррихий, остальные - ямбы.

 

.        Определение понятия «стопа»


Выше уже было приведено определение данного понятия, сейчас рассмотрим это понятие более подробно, также обратим внимание на формулировку определения именно в русской литературе.

Стопа - это повторяющееся в стихотворной строке сочетание метрически сильного места (арсис, или икт) и метрически слабого места (тезис). Стопа является единицей соизмеримости строк, обладающих метром, т. е. упорядоченным чередованием сильных и слабых мест, такое чередование лежит в основе метрического стихосложения и силлабо-тонического стихосложения. В силлабо-тоническое стихотворение понятие «стопа» перенесено из метрического стиха (в России - В. К. Тредиаковским) Формулировалось определение понятия «стопа» - как повторяющееся сочетание ударного и безударных слогов в строке ( хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Из-за того, что в русском ямбе и хорее ударения на сильных местах часто пропускаются, эта формулировка требовала сложных оговорок (учение о заменах стоп, «ипостасах») и побуждала некоторых исследователей отказываться от самого понятия « стопа». Только благодаря уточнению понятия «сильное место» (в работах Н. С. Трубецкого, Р. Якобсона) понятие «стопа» получило необходимое теоретическое обоснование для русского стихотворения.

В метрическом стихосложении стопы в стихотворение, как правило, должны быть равны по длительности (по количеству долей, или мор), т. е. изохронны, но могут быть неодинаковы по числу слогов. В силлабо-тоническом стихосложении стопы в стихотворении, зачастую, должны быть равны по числу слогов (изосиллабичны), но могут быть неодинаковы по числу и расположению ударений. Сильное и слабое места различаются в стопе по тому, какие слоги могут и какие не могут стоять на данном месте. Так, в метрическом гекзаметре сильное место может быть занято только долгим слогом (-), а слабое - или долгим или двумя краткими (); поэтому в стопе гекзаметра возможны слогосочетания - и - -, но невозможно -. Так, в силлабо-тоническом ямбе (и хорее) сильное место может быть занято ударным слогом многосложного слова («фонологическое ударение»), односложным словом или безударным слогом многосложного слова, а слабое место - только односложным словом или безударным слогом многосложного слова . Поэтому в стопе ямба возможно слогосочетание «Царям...», возможно «Царь, бог...», возможно «Царе... (убийство)», возможно «Царь за...(немог)», но невозможно «Царствуй...». Так, в силлабо-тоническом анапесте (и др. трехсложных размерах) сильное место может быть занято (как правило) только ударным слогом многосложного или односложного слова, слабое место - или безударным слогом или ударным слогом одно- или двусложного слова. Поэтому в стопе анапеста возможны слогосочетания «Цареград», «Царь велел», «Царь стал слаб», «Царский дом», «Царю в дом», но невозможно - «Царствовать».

В силлабическом стихосложении стоп нет, единицей соизмеримости строк служит слог. В чисто тоническом стихосложении стоп нет, единицей соизмеримости строк служит полноударное слово. Для размеров, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой (дольник, тактовик, в которых сильные и слабые места различаются, но слоговой объем слабых мест не постоянен, а переменен), терминология еще не выработалась: сочетания сильных и слабых мест, аналогичные С. именовались в них «переменными стопами», «долями», «тактами», «кратами», но названия эти не привились.

ямб хорей пиррихий спондей

3.      Двусложный размер - виды и схемы

 

.1.     Ямб


В метрическом стихосложении - стопа длиной в три моры, состоящая из краткого и долгого слогов (∪-). Долгий слог мог заменяться двумя краткими (трибрахичная замена, ∪∪∪), краткий - убыстренным долгим (спондеичная замена, - -; дактиличная замена, -∪∪; анапестичная замена, ∪∪-); в «высоких» жанрах замены допускались с некоторыми ограничениями, в «низких» - свободнее. Две смежные стопы составляли диподию, числом которых измерялся стих, наиболее распространен был ямбичный триметр (3 диподии, 6 стоп), в лирике иногда чередуемый с ямбичным диметром (2 диподии, 4 стопы). Схема трагедийного триметра

 -∪-/-∪--∪

Пример (в силлабо-тонической имитации):

Подземный Гермий, ты, что власть отца блюдешь,

Спасителем явись мне и помощником!

(В. Иванов, пер. из Эсхила)

Ямб вошел в употребление в греческой. лирике 7 в. до н. э. (у Архилоха); в 5 в. до н. э. стал основным размером диалогических частей греческой трагедии и комедии; с 3 в. до н. э. осваивается лат. поэзией; в 6-8 вв. н. э. перестраивается в ней на силлабо-тонической. Основе. В таком виде переходит в ср.-век. лат. поэзию и здесь становится образцом при складывании итал. 11-сложного, франц. 10-сложного стиха и др. размеров новоевропейской поэзии.

В силлабо-тоническом стихосложении - стопа длиной в два слога с сильным местом на втором. В русском. ямбе слабые места заполняются (по терминологии Н. Трубецкого) обязательно-безударными слогами (условный знак ∪ ), сильные - необязательно-безударными слогами (условный знак ×), последнее сильное место - обязательно-ударным слогом (условный знак -).

Схема 2-стопного ямба: ∪×∪ - (∪).

Играй, Адель,

Не знай печали...

Схема 3-стопного Я.: ∪ ×∪×∪-(∪).

Подруга думы праздной,

Чернильница моя...

Схема 4-стопного Я.: ∪×∪×∪×∪-(∪).

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том...

Схема 5-стопного Я.: ∪×∪×∪×∪×∪-(∪).

Еще одно последнее сказанье,

И летопись окончена моя...

Схема 6-стопного Я.: ∪×∪×∪×|∪×∪×∪-(∪).

В одном из городов Италии счастливой

Когда-то царствовал предобрый старый Дук...

(Все примеры из А. С. Пушкина)

Ударность и безударность в этих стихотворениях имеется в виду фонологическая смыслоразличительная поэтому односложные слова ударение в которых не фонологично могут занимать и слабое место, образуя сверхсхемные ударения, ощущаемые как законная вариация метра («Швед, русский колет, рубит, режет...»).

Более длинные слова не могут занимать ударным слогом слабых мест, в противном случае образуя «сдвиг ударения», ощущаемый как нарушение метра («Я предлагаю выпить в его память...» - А. С. Пушкин; «Умер? я почитал его достойней...» - В. Брюсов).

Сильные места в ямбе тяготеют к ударности в различной степени, подчиняясь двум законам, общим для хорея и ямба: 1) «закон регрессивной акцентной диссимиляции»: последняя стопа в стихе обязательно ударная, предпоследняя наименее ударна, 3-я с конца опять предпочтительно ударна и т. д. через одну, от конца к началу стиха, причем разница между сильноударными и слабоударными стопами постепенно ослабевает; движение этой ритмичной волны может осложняться появлением второй ритмичной волны, более слабой, начинающейся от конца первого полустишия; 2) «закон восходящего начала»: первая сильноударная стопа в стихе - та, в которой сильное место находится между двух безударных слогов (т. е. в ямбе это 1-я стопа).

3.2.   Хорей


Хорей (греч. χορει̃ος, - плясовой), трохей (греч. τροχαι̃ος, - бегущий).

В метрическом стихосложении - стопа длиной в три моры, состоящая из долгого и краткого слогов ( -∪ ). Долгий слог мог заменяться двумя краткими (трибрахичная замена, ∪∪∪ ), краткий - убыстренным долгим (спондеичная замена, - - , реже - дактиличная замена, -∪∪ , и анапестичная замена, ∪∪- ); у ранних римских поэтов эти замены свободнее, у греческих и поздних римских - ограничены некоторыми условиями. Чаще всего хорей употреблялся в виде «трохаического тетраметра» (стих из 4 диподий, т. е. 8 стоп, с цезурой после 4-й стопы), например в речитативных частях трагедий и комедий; это - размер древнеримских народных песен, сохранивший популярность до поздней античности и перешедший (в силлабо-тонические видоизменении) в ср.век. лат. поэзию. Здесь ок. 11 в. он преобразовался в т. н. «вагантский стих» (6-стопный Х. с цезурным наращением), который, в свою очередь, послужил образцом для польского (с 16 в.), а через него - и для русского (с 17 в.) силлабически тринадцатисложника. Пример трохаического тетраметра (в силлабо-тонической имитации):

Вновь весна, весна певуча: самый мир весной рожден!

А. Артюшков, пер. с лат.

Пример «вагантского стиха»:

Рим и всех и каждого грабит безобразно.

О. Румер, пер. с лат.

В силлабо-тоническом стихосложении - стопа длиной в два слога с сильным местом на первом. В русском хорее слабые места заполняются (по терминологии Н. Трубецкого) обязательно-безударными слогами (условный знак∪ ), сильные - необязательно-безударными слогами (условный знак ×), последнее сильное место - обязательно-ударным слогом (условный знак -).

Схема 3-стопного Х.: ×∪× ∪- (∪):

Весело сияет

Месяц над селом

И. С. Никитин.

-стопного Х.: ×∪×∪×∪ - (∪):

Снова тучи надо мною

Собралися в тишине

А. С. Пушкин.

-стопного Х.: ×∪×∪×∪×∪ - (∪):

Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

М. Ю. Лермонтов.

-стопного Х. с цезурой: ×∪× ∪- ∪/×∪×∪ - (∪):

Долго не сдавалась Любушка-соседка,

Наконец шепнула: «Есть в саду беседка...»

Н. А. Некрасов.

-стопного без цезуры ×∪ - ∪×∪ - ∪×∪ - (∪):

Скучно, девушки, весною жить одной:

Не с кем сладко побеседовать младой.

А. А. Дельвиг.

Ударность и безударность в этих стихах имеется в виду фонологическая, смыслоразличительная , поэтому односложные слова, ударение в которых не фонологично, могут занимать и слабое место, образуя сверхсхемные ударения, ощущаемые как законная вариация метра («Днем свет божий затмевает...»), тогда как более длинные слова не могут занимать ударным слогом слабых мест, в противном случае образуя «сдвиг ударения», ощущаемый как нарушение метра («У колодца вода льется...»).

Сильные места в хорее тяготеют к ударности в различной степени, подчиняясь двум законам, общим для хоерея и ямба: «закон регрессивной акцентной диссимиляции» - последняя стопа в стихе обязательно ударна, предпоследняя наименее ударна, 3-я с конца опять предпочтительно ударна и т. д. через одну, от конца к началу стиха; такая ритмичная волна может проходить одна через весь стих (напр., в 6-стопном хорее без цезуры) или может возникать в каждом полустишии по отдельности (напр., в 6-стопном хорее с цезурой); «закон восходящего начала» - первая сильноударная стопа в стихе - та, в к-рой сильное место находится между двух безударных слогов (в хорее это 2-я стопа). В тех позициях, где действие этих двух законов совпадает, ударность стоп приближается к обязательной (2-я стопа в 4-стопном, 3-я в 5-стопном хорее, 2-я и 4-я в 6-стопном бесцезурном хорее.); остальные стопы обнаруживают больше колебаний.

3.3.   Пиррихий


Пиррихий в античном метрическом стихосложении - вспомогательная стопа из двух кратких слогов (∪∪). 2) В русском тоническом стихосложении, по стопной теории Тредиаковского - Ломоносова, П. - стопа из двух безударных слогов, способная заменить стопу ямба или хорея. В современном стиховедении пользуются традиционным термином «пиррихия» для обозначения отсутствия ударения на сильном слоге в ямбе или хорее. Стихи с пиррихием встречаются чаще, чем полноударные, т. к средняя длина русского слова - приблизительно три слога, а в двухсложных размерах стиха метрического ударения следуют через слог. Располагаясь в различных местах стиха, пиррихий придаёт ямбу и хорею значительную ритмичность и разнообразие. Так, в 4-стопном ямбе встречается 6 ритмичных вариаций:

По̆ра̄́, по̆ра̄́, ро̆га̄́ трӯбя̄́т

Й не пўска̄́я̆ тьмў но̆чнӯ́ю̆

По̆чӯ́я̆ ро̆ко̆во̄́й о̆го̄́нь

Бо̆га̄́т й сла̄́вӗн Ко̆чўбе̄́й

Ӑдмйрӑлте̄́йскӑя̆ йгла̄́

Й кла̄́ня̆лся̆ нӗпрйнўжде̄́нно̆

 

.4.     Спондей


Спондей в античном стихосложении стопа долготой в 4 моры <#"726191.files/image003.gif">) и анапеста ( -), а в убыстренном произношении - и как замена 3-мерных стоп хорея (- ) или ямба ( -).


Заключение


Мной была написана работа по теме «Силлабо-тоническое стихосложение». Ввела определение понятия силлабо-тонического стихотворения, ознакомилась с его общей характеристикой, рассмотрела двусложные размеры, а именно ямб, хорей и др.

Я думаю, все те знания, которые я получила при подготовке данной работы, пригодятся мне при дальнейшей работе в школе.

Я считаю, что основные вопросы темы раскрыты и в достаточном объёме.

Список литературы

1.      Большая советская энциклопедия (электронная версия)

.        Википедия (электронная энциклопедия)

.        Томашевский Б. В., О стихе, Л., 1929;

.        Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Рус. стихосложение, Л., 1962

Похожие работы на - Силлабо-тоническое стихосложение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!