Силлабо-тоническое стихосложение
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
«Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»
Кафедра
русского языка и литературы
Реферат по дисциплине
Введение в литературоведение
Тема: Силлабо-тоническое стихосложение
Выполнила:
студентка 3-го курса
Ильина Елена
Евгеньевна
Руководитель
Нефедова А.М
Калуга,
2014г.
Введение
Тема моей работы «Силлабо- тоническое стихосложение».
Мне как будущему учителю начальных классов необходимо обладать знаниями
теоретической части данного вопроса, а также уметь теоретически знания на
практике, то есть при объяснении и анализе стихотворений.
В своей работе я постаралась рассмотреть вкратце все основные вопросы
темы. Я старалась сопровождать рассмотрение каждого теоретического вопроса
примерами. При раскрытии определенного вопроса я старалась рассмотреть его
относительно (касаемо) русской литературы, не обращаясь к зарубежной.
1.
Характеристика силлабо-тоническое стихосложение
.1. Понятие
силлабо-тонического стихотворения и история развития силлаботоники
Силлабо-тоническое стихосложение (произошло от гречиких слов «συλλαβή» - «слог» и «τόνος» - «ударение») - это способ
организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в
определённом порядке, неизменном для всех строк рассматриваемого стихотворения.
В европейском стихосложении силлабо-тоническая система формируется в
результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с тоническим
аллитерационным стихом германских языков. Окончательно силлаботоника в Англии
устанавливается в XV веке после Дж. Чосера, а в Германии - с начала XVII века в
связи с реформой М. Опица.
Относительно русского языка правила силлабо-тонического стихосложения
были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов
Российских» 1735 год) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского
стихотворства», 1739 год). Именно Ломоносову удалось создать стройную систему
русского стихосложения, в частности, установив метр, опираясь на работу
Тредиаковского, а также на опыт новоевропейской литературы.
В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение безраздельно господствовало в
русской поэзии. Выделялись лишь немногочисленные эксперименты с имитацией
народных и античных размеров, например, гекзаметр в переводах «Илиады» и
«Одиссеи» Гнедича, стих «Песен западных славян» Пушкина.
До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры,
трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии.
Пример:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной - случай берегут;
В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747).
1.2. Терминология
силлаботоники.
При более глубоком и подробном изучении силлаботоники придется
столкнуться со следующими понятиями: стопа, стихотворный размер, метр и ритм в
стихотворении. Целесообразно будет разобраться в значении каждого из
вышеупомянутых понятий.
ü Стопа.
Стопа (переводя с древнегреческого πους - нога, стопа, ступня; ступень;
степень) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного
ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Стопа - это
минимальная структурна единица стихотворения. Для классических размеров стопа
состоит либо из двух слогов (хорея и ямба), либо из трёх (дактиля, амфибрахия и
анапеста). Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера,
например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой
строке 8 стоп (8 ударных слогов).
ü Стихотворный размер.
Стихотворный размер - это правило чередования слабых и сильных слогов в
стихе. По традициям, пришедшим к нам из античной поэтики, размер принято
определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных.
Пример,
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной - случай берегут;
М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны
(1747).
Данное стихотворение Ломоносова написано четырехстопным ямбом, то есть
имеет следующую метрическую структуру
__ _́_ · __ _́_ · __ __ ·
__ _́_
где __ - безударный слог, а _́_ - ударный слог
ü Метр и ритм в стихе.
Стихотворные размеры не всегда выполняются в стихотворении точно,
довольно часто встречаются отступления от заданной схемы. Пропуск ударения, то
есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же
безударного слога ударным называется спондеем.
Пример
Скучна́ мне о́ттепель; во́нь, гря́зь - весно́й я бо́лен.
__ _́_ · __ _́_ · __ __ ·
_́_ _́_ · __ _́_ · __ _́_ __
А.С. Пушкин
В этом стихотворении, написанном шестистопным ямбом, в третьей стопе
ударение пропущено, а в четвёртой - наоборот, добавлено.
Получающаяся последовательность ударных и безударных слогов называется
ритмикой стиха, а схема, по правилам которой эта последовательность строится -
метрикой стиха
.3. Основные
стихотворные размеры
Двусложные размеры, в них между сильными слогами находится один слабый.
Хорей
∪ - ∪ - ∪...
знаком «-» обозначается сильный слог, знаком ∪ слабый.
Пример: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет.
Ямб
∪ - ∪ - ∪ -...
Пример: Пора́,
пора́,
рога́
трубя́т
Трёхсложные размеры, в них между сильными слогами располагается по два
слабых.
Дактиль
∪ - ∪ - ∪...
Пример: Вы́рыта за́ступом я́ма глубо́кая,
Амфибрахий
∪ - ∪ - ∪...
Пример: Идёт вдохнове́нный куде́сник
Анапест
∪ - ∪ - ∪ -...
Пример: За вели́кое де́ло любви́.
Все вышеперечисленный названия размеров заимствованы из античного
метрического стихосложения, в котором в том же порядке чередовались долгие и
краткие слоги. Внутренняя структура двусложных и трехсложных размеров,
одинакова, отличаются они анакрусой - ритмическим зачином, который измеряется
количеством слабых слогов до первого сильного. Например, в хорее и дактиле
анакруса нулевая, в ямбе и амфибрахии односложная, в анапесте двусложная.
Относительно нашей литературы, русские теоретики 18-19 вв. делили
силлабо-тонический стих на единообразные стопы, например хорей - ∪| - ∪| - ∪|... Однако теория стоп натолкнулась
на одну особенность русского стиха: в хорее и ямбе ударения падают не на все
сильные слоги и только последний слог всегда ударен. Например, в стихе
«Возлюбленная тишина» пропущено метрическое ударение на 2-й и 3-й стопах: ∪ -'| ∪ -| ∪ -| ∪ -'|. Объясняется это тем, что в
русском языке одно ударение падает в среднем приблизительно на три слога, а
стопа ямба и хорея состоит из двух. Изредка ударение может падать на слабый
слог (сверхсхемное ударение). В этих случаях стиховеды нередко пользовались
понятием вспомогательных стоп: пиррихия ∪ ∪ и спондея - -, способных замещать
основные.
Пример: Зде́сь в ми́ре расширя́ть нау́ки
- | ∪ ∪ | ∪ - | ∪ - | ∪
первая стопа - спондей, вторая - пиррихий, остальные - ямбы.
.
Определение понятия «стопа»
Выше уже было приведено определение данного понятия, сейчас рассмотрим
это понятие более подробно, также обратим внимание на формулировку определения
именно в русской литературе.
Стопа - это повторяющееся в стихотворной строке сочетание метрически
сильного места (арсис, или икт) и метрически слабого места (тезис). Стопа
является единицей соизмеримости строк, обладающих метром, т. е. упорядоченным
чередованием сильных и слабых мест, такое чередование лежит в основе метрического
стихосложения и силлабо-тонического стихосложения. В силлабо-тоническое
стихотворение понятие «стопа» перенесено из метрического стиха (в России - В.
К. Тредиаковским) Формулировалось определение понятия «стопа» - как
повторяющееся сочетание ударного и безударных слогов в строке ( хорей, ямб,
дактиль, амфибрахий, анапест). Из-за того, что в русском ямбе и хорее ударения
на сильных местах часто пропускаются, эта формулировка требовала сложных
оговорок (учение о заменах стоп, «ипостасах») и побуждала некоторых
исследователей отказываться от самого понятия « стопа». Только благодаря
уточнению понятия «сильное место» (в работах Н. С. Трубецкого, Р. Якобсона)
понятие «стопа» получило необходимое теоретическое обоснование для русского
стихотворения.
В метрическом стихосложении стопы в стихотворение, как правило, должны
быть равны по длительности (по количеству долей, или мор), т. е. изохронны, но
могут быть неодинаковы по числу слогов. В силлабо-тоническом стихосложении
стопы в стихотворении, зачастую, должны быть равны по числу слогов
(изосиллабичны), но могут быть неодинаковы по числу и расположению ударений.
Сильное и слабое места различаются в стопе по тому, какие слоги могут и какие
не могут стоять на данном месте. Так, в метрическом гекзаметре сильное место
может быть занято только долгим слогом (-), а слабое - или долгим или двумя
краткими (); поэтому в стопе гекзаметра возможны слогосочетания - и - -, но
невозможно -. Так, в силлабо-тоническом ямбе (и хорее) сильное место может быть
занято ударным слогом многосложного слова («фонологическое ударение»),
односложным словом или безударным слогом многосложного слова, а слабое место -
только односложным словом или безударным слогом многосложного слова . Поэтому в
стопе ямба возможно слогосочетание «Царям...», возможно «Царь, бог...»,
возможно «Царе... (убийство)», возможно «Царь за...(немог)», но невозможно
«Царствуй...». Так, в силлабо-тоническом анапесте (и др. трехсложных размерах)
сильное место может быть занято (как правило) только ударным слогом многосложного
или односложного слова, слабое место - или безударным слогом или ударным слогом
одно- или двусложного слова. Поэтому в стопе анапеста возможны слогосочетания
«Цареград», «Царь велел», «Царь стал слаб», «Царский дом», «Царю в дом», но
невозможно - «Царствовать».
В силлабическом стихосложении стоп нет, единицей соизмеримости строк
служит слог. В чисто тоническом стихосложении стоп нет, единицей соизмеримости
строк служит полноударное слово. Для размеров, промежуточных между
силлабо-тоникой и чистой тоникой (дольник, тактовик, в которых сильные и слабые
места различаются, но слоговой объем слабых мест не постоянен, а переменен),
терминология еще не выработалась: сочетания сильных и слабых мест, аналогичные
С. именовались в них «переменными стопами», «долями», «тактами», «кратами», но
названия эти не привились.
ямб
хорей пиррихий спондей
3.
Двусложный размер - виды и схемы
.1. Ямб
В метрическом стихосложении - стопа длиной в три моры, состоящая из
краткого и долгого слогов (∪-). Долгий слог мог заменяться двумя краткими
(трибрахичная замена, ∪∪∪), краткий - убыстренным долгим
(спондеичная замена, - -; дактиличная замена, -∪∪; анапестичная замена, ∪∪-); в «высоких» жанрах замены
допускались с некоторыми ограничениями, в «низких» - свободнее. Две смежные
стопы составляли диподию, числом которых измерялся стих, наиболее распространен
был ямбичный триметр (3 диподии, 6 стоп), в лирике иногда чередуемый с ямбичным
диметром (2 диподии, 4 стопы). Схема трагедийного триметра
-∪-/-∪--∪
Пример (в силлабо-тонической имитации):
Подземный Гермий, ты, что власть отца блюдешь,
Спасителем явись мне и помощником!
(В. Иванов, пер. из Эсхила)
Ямб вошел в употребление в греческой. лирике 7 в. до н. э. (у Архилоха);
в 5 в. до н. э. стал основным размером диалогических частей греческой трагедии
и комедии; с 3 в. до н. э. осваивается лат. поэзией; в 6-8 вв. н. э.
перестраивается в ней на силлабо-тонической. Основе. В таком виде переходит в
ср.-век. лат. поэзию и здесь становится образцом при складывании итал.
11-сложного, франц. 10-сложного стиха и др. размеров новоевропейской поэзии.
В силлабо-тоническом стихосложении - стопа длиной в два слога с сильным
местом на втором. В русском. ямбе слабые места заполняются (по терминологии Н.
Трубецкого) обязательно-безударными слогами (условный знак ∪ ), сильные -
необязательно-безударными слогами (условный знак ×), последнее сильное место -
обязательно-ударным слогом (условный знак -).
Схема 2-стопного ямба: ∪×∪ - (∪).
Играй, Адель,
Не знай печали...
Схема 3-стопного Я.: ∪ ×∪×∪-(∪).
Подруга думы праздной,
Чернильница моя...
Схема 4-стопного Я.: ∪×∪×∪×∪-(∪).
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том...
Схема 5-стопного Я.: ∪×∪×∪×∪×∪-(∪).
Еще одно последнее сказанье,
И летопись окончена моя...
Схема 6-стопного Я.: ∪×∪×∪×|∪×∪×∪-(∪).
В одном из городов Италии счастливой
Когда-то царствовал предобрый старый Дук...
(Все примеры из А. С. Пушкина)
Ударность и безударность в этих стихотворениях имеется в виду
фонологическая смыслоразличительная поэтому односложные слова ударение в
которых не фонологично могут занимать и слабое место, образуя сверхсхемные
ударения, ощущаемые как законная вариация метра («Швед, русский колет, рубит,
режет...»).
Более длинные слова не могут занимать ударным слогом слабых мест, в
противном случае образуя «сдвиг ударения», ощущаемый как нарушение метра («Я
предлагаю выпить в его память...» - А. С. Пушкин; «Умер? я почитал его
достойней...» - В. Брюсов).
Сильные места в ямбе тяготеют к ударности в различной степени, подчиняясь
двум законам, общим для хорея и ямба: 1) «закон регрессивной акцентной
диссимиляции»: последняя стопа в стихе обязательно ударная, предпоследняя
наименее ударна, 3-я с конца опять предпочтительно ударна и т. д. через одну, от
конца к началу стиха, причем разница между сильноударными и слабоударными
стопами постепенно ослабевает; движение этой ритмичной волны может осложняться
появлением второй ритмичной волны, более слабой, начинающейся от конца первого
полустишия; 2) «закон восходящего начала»: первая сильноударная стопа в стихе -
та, в которой сильное место находится между двух безударных слогов (т. е. в
ямбе это 1-я стопа).
3.2. Хорей
Хорей (греч. χορει̃ος, - плясовой), трохей (греч. τροχαι̃ος, - бегущий).
В метрическом стихосложении - стопа длиной в три моры, состоящая из
долгого и краткого слогов ( -∪ ). Долгий слог мог заменяться двумя краткими
(трибрахичная замена, ∪∪∪ ), краткий - убыстренным долгим
(спондеичная замена, - - , реже - дактиличная замена, -∪∪ , и анапестичная замена, ∪∪- ); у ранних римских поэтов эти
замены свободнее, у греческих и поздних римских - ограничены некоторыми
условиями. Чаще всего хорей употреблялся в виде «трохаического тетраметра»
(стих из 4 диподий, т. е. 8 стоп, с цезурой после 4-й стопы), например в
речитативных частях трагедий и комедий; это - размер древнеримских народных
песен, сохранивший популярность до поздней античности и перешедший (в
силлабо-тонические видоизменении) в ср.век. лат. поэзию. Здесь ок. 11 в. он
преобразовался в т. н. «вагантский стих» (6-стопный Х. с цезурным наращением),
который, в свою очередь, послужил образцом для польского (с 16 в.), а через
него - и для русского (с 17 в.) силлабически тринадцатисложника. Пример
трохаического тетраметра (в силлабо-тонической имитации):
Вновь весна, весна певуча: самый мир весной рожден!
А. Артюшков, пер. с лат.
Пример «вагантского стиха»:
Рим и всех и каждого грабит безобразно.
О. Румер, пер. с лат.
В силлабо-тоническом стихосложении - стопа длиной в два слога с сильным
местом на первом. В русском хорее слабые места заполняются (по терминологии Н.
Трубецкого) обязательно-безударными слогами (условный знак∪ ), сильные -
необязательно-безударными слогами (условный знак ×), последнее сильное место -
обязательно-ударным слогом (условный знак -).
Схема 3-стопного Х.: ×∪× ∪- (∪):
Весело сияет
Месяц над селом
И. С. Никитин.
-стопного Х.: ×∪×∪×∪ - (∪):
Снова тучи надо мною
Собралися в тишине
А. С. Пушкин.
-стопного Х.: ×∪×∪×∪×∪ - (∪):
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
М. Ю. Лермонтов.
-стопного Х. с цезурой: ×∪× ∪- ∪/×∪×∪ - (∪):
Долго не сдавалась Любушка-соседка,
Наконец шепнула: «Есть в саду беседка...»
Н. А. Некрасов.
-стопного без цезуры ×∪ - ∪×∪ - ∪×∪ - (∪):
Скучно, девушки, весною жить одной:
Не с кем сладко побеседовать младой.
А. А. Дельвиг.
Ударность и безударность в этих стихах имеется в виду фонологическая,
смыслоразличительная , поэтому односложные слова, ударение в которых не
фонологично, могут занимать и слабое место, образуя сверхсхемные ударения,
ощущаемые как законная вариация метра («Днем свет божий затмевает...»), тогда
как более длинные слова не могут занимать ударным слогом слабых мест, в
противном случае образуя «сдвиг ударения», ощущаемый как нарушение метра («У
колодца вода льется...»).
Сильные места в хорее тяготеют к ударности в различной степени,
подчиняясь двум законам, общим для хоерея и ямба: «закон регрессивной акцентной
диссимиляции» - последняя стопа в стихе обязательно ударна, предпоследняя
наименее ударна, 3-я с конца опять предпочтительно ударна и т. д. через одну,
от конца к началу стиха; такая ритмичная волна может проходить одна через весь
стих (напр., в 6-стопном хорее без цезуры) или может возникать в каждом
полустишии по отдельности (напр., в 6-стопном хорее с цезурой); «закон
восходящего начала» - первая сильноударная стопа в стихе - та, в к-рой сильное
место находится между двух безударных слогов (в хорее это 2-я стопа). В тех
позициях, где действие этих двух законов совпадает, ударность стоп приближается
к обязательной (2-я стопа в 4-стопном, 3-я в 5-стопном хорее, 2-я и 4-я в
6-стопном бесцезурном хорее.); остальные стопы обнаруживают больше колебаний.
3.3. Пиррихий
Пиррихий в античном метрическом стихосложении - вспомогательная стопа из
двух кратких слогов (∪∪). 2) В русском тоническом
стихосложении, по стопной теории Тредиаковского - Ломоносова, П. - стопа из
двух безударных слогов, способная заменить стопу ямба или хорея. В современном
стиховедении пользуются традиционным термином «пиррихия» для обозначения отсутствия
ударения на сильном слоге в ямбе или хорее. Стихи с пиррихием встречаются чаще,
чем полноударные, т. к средняя длина русского слова - приблизительно три слога,
а в двухсложных размерах стиха метрического ударения следуют через слог.
Располагаясь в различных местах стиха, пиррихий придаёт ямбу и хорею
значительную ритмичность и разнообразие. Так, в 4-стопном ямбе встречается 6
ритмичных вариаций:
По̆ра̄́,
по̆ра̄́,
ро̆га̄́
трӯбя̄́т
Й не пўска̄́я̆ тьмў но̆чнӯ́ю̆
По̆чӯ́я̆ ро̆ко̆во̄́й о̆го̄́нь
Бо̆га̄́т й сла̄́вӗн Ко̆чўбе̄́й
Ӑдмйрӑлте̄́йскӑя̆ йгла̄́
Й кла̄́ня̆лся̆ нӗпрйнўжде̄́нно̆
.4. Спондей
Спондей
в античном стихосложении стопа долготой в 4 моры
<#"726191.files/image003.gif">) и
анапеста ( -), а в
убыстренном произношении - и как замена 3-мерных стоп хорея (- ) или ямба ( -).
Заключение
Мной была написана работа по теме «Силлабо-тоническое стихосложение».
Ввела определение понятия силлабо-тонического стихотворения, ознакомилась с его
общей характеристикой, рассмотрела двусложные размеры, а именно ямб, хорей и
др.
Я думаю, все те знания, которые я получила при подготовке данной работы,
пригодятся мне при дальнейшей работе в школе.
Я считаю, что основные вопросы темы раскрыты и в достаточном объёме.
Список литературы
1. Большая
советская энциклопедия (электронная версия)
. Википедия
(электронная энциклопедия)
. Томашевский
Б. В., О стихе, Л., 1929;
. Холшевников
В. Е., Основы стиховедения. Рус. стихосложение, Л., 1962