Организационные механизмы оздоровления предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,48 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационные механизмы оздоровления предприятия

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблем банкротства предприятий

.1 Понятие и виды несостоятельности (банкротства)

.2 Нормативно-правовое регулирование банкротства

.3 Основные процедуры банкротства. Регулирование процессов банкротства

Глава 2. Анализ вероятности банкротства на примере ООО «АРТ-ПАРФЮМ»

.1 Общая характеристика предприятия

.2 Анализ финансового состояния и финансовых результатов предприятия

.3 Оценка вероятности банкротства предприятия

Глава 3. Разработка программы по антикризисному управлению предприятия ООО «АРТ-ПАРФЮМ»

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение


В период сложившейся экономической ситуации и рыночной конкуренции все без исключения экономические субъекты, в том числе и производственные предприятия, вынуждены подробно анализировать происходящие внутренние инвестиционные, финансовые и хозяйственные процессы, и соответственно результаты данных процессов. Такие аналитические исследования необходимы прежде всего для контроля финансовых потоков, расходуемых организацией на соответствующие цели, для анализа качества распределения финансовых потоков менеджментом предприятия среди существующих экономических затрат, и собственно оценки эффективности вложения капитала.

Кроме того, анализ внешней экономической среды внутри отрасли, в которой функционирует предприятие, позволяет экономическим субъектам повысить конкурентоспособность продукции (услуг), рационально использовать все виды ресурсов и целенаправленно достигать стратегические цели организации.

Подобные аналитические исследования, как правило, проводятся рядом специалистов, среди которых финансисты, экономисты и маркетологи. При правильном подходе и применяемых методах анализа, его результаты дают предприятию ряд преимуществ, которые помогают ориентироваться в тенденциях развития отрасли.

Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния, когда предприятие проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Банкротство - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Под термином «банкротство» также понимается процедура, применяемая по отношению к должнику, направленная на оценку его финансового состояния, выработке мер по улучшению финансового состояния должника, а в случае, если применение таких мер будет признано нецелесообразным или невозможным, - на наиболее равное и справедливое удовлетворение интересов кредиторов несостоятельного должника.

Мировая практика предусматривает применение процедуры несостоятельности как для юридических, так и для физических лиц.

Учитывая изложенное, тема курсовой работы, посвященная разработке программы по антикризисному управлению предприятием и исследованию методов финансового оздоровления, является актуальной, направленной на решение важных социально-значимых задач.

Цель работы - разработать меры по оздоровлению финансового состояния предприятия и разработать мероприятия по выходу из кризиса. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

.        рассмотреть критерии и причины банкротства предприятия;

.        рассмотреть понятие и сущность оздоровления финансового состояния предприятия;

.        изучить основные этапы финансового оздоровления предприятия;

.        раскрыть общую характеристику ООО «АРТ-ПАРФЮМ»;

.        провести анализ финансового состояния ООО «АРТ-ПАРФЮМ»;

.        разработать программу по оздоровлению финансового состояния предприятия, исходя из проведенного анализа.

Объектом исследования - ООО «АРТ-ПАРФЮМ».

Предмет исследования - процессы, связанные с оценкой вероятности банкротства и методы финансового оздоровления предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы прилоежения. При написании работы использовалась нормативная база, специальная, научная и периодическая литература, личные наблюдения, данные сети Интернет.

Глава 1. Теоретические аспекты проблем банкротства предприятий

.1      Понятие и виды несостоятельности (банкротства)

Банкротство - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).

При этом речь идет о требованиях об уплате денежных сумм, о денежных обязательствах, об обязательных платежах.

Неспособность удовлетворить требования кредиторов может быть вызвана тем, что они превышают стоимость имеющегося у должника имущества. Но возможна и такая ситуация, при которой должник обладает значительным имуществом, однако на момент предъявления требования не имеет денежных средств. Иными словами, имеющееся у него имущество неликвидно и не может быть использовано для оплаты предъявленного требования. Определение неспособности должника оплатить требования кредиторов вследствие превышения суммы требований над стоимостью имеющегося у должника имущества строится по принципу неоплатности, а без учета имеющегося у должника имущества - по принципу неплатежеспособности.

В Законе РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» признаки банкротства определялись по принципу неоплатности. В Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» за основу при определении признаков банкротства был принят принцип неплатежеспособности, при котором соотношение размеров задолженности и имеющегося у должника имущества не учитываются

Термин "санация" в переводе с латинского означает "оздоровление" или "лечение".

Санация (финансовое оздоровление) - процедура, направленная на восстановление платежеспособности предприятия-должника посредством финансовых вливаний со стороны и проведения целенаправленных реорганизационных мероприятий.

Внешним признаком банкротства является невыполнение требований кредиторов в течение трёх месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Прежние нормативные акты кроме внешних признаков учитывали и внутренние признаки, базирующиеся на данных бухгалтерской отчетности.

Банкротство может иметь место в результате судебного решения или при добровольной ликвидации и официальном объявлении должника о своей несостоятельности (внесудебная процедура). Собрание кредиторов может ходатайствовать перед судом о предоставлении срока для восстановления платёжеспособности (санации). В этом случае вводится внешнее управление на определенный срок.

В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятия: фиктивное банкротство, преднамеренное банкротство, реальное банкротство, техническое банкротство (рис. 1).

Фиктивное банкротство - то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб. Наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового..

Преднамеренное банкротство - то есть совершение руководителем или учредителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий, заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб. Наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового..

Рис. 1. Виды банкротства

Реальное банкротство - характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

Техническое банкротство характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств.

1.2 Нормативно-правовое регулирование банкротства

На правовое регулирование современного института несостоятельности банкротства направлены десятки разноуровневых актов.

В качестве основной тенденции эволюции законодательства о несостоятельности (банкротстве) следует признать, что оно развивается по схеме:

общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.

Общие положения о банкротстве содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.65). Специальный закон - Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

В настоящее время данный закон действует с изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 года.

Другие нормативные акты - целый комплекс актов принятых во исполнение и дополнение общего и специального закона. В число «других нормативных актов» можно включить ряд специальных законодательных актов, полностью или в части, регулирующих особенности банкротства тех или иных видов юридических лиц. Это:

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г.);

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (утратит юридическую силу с 1 января 2005 года);

Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изм. и доп. от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.);

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля 2004 г.).

Это не абсолютный перечень актов. Вкупе с названными, действуют акты, устанавливающие особенности процедур банкротства в отношении отдельных видов хозяйствующих субъектов.

К правоотношениям по возбуждению банкротства применимы положения Арбитражно-процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ (с изменениями от 28 июля 2004 г.) (Глава 28 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)»).

В этой связи необходимо заметить, что институт банкротства - комплексный правовой институт: являясь, по определению, институтом гражданского права, он, примерно наполовину, включает в себя нормы процессуального права. Связано это с тем, что нормы законодательства о банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть реализованы только через судебные акты. Поэтому законодатель из современного понятия банкротства исключил «внесудебное банкротство».

Наряду с нормами, регулирующими особенности возбуждения и осуществления процедур банкротства, можно выделить Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля 2004 г.).

Статьи 195-197 которого предусматривают уголовную ответственность руководителей или собственников коммерческой организации.

Наряду с законодательными актами можно выделить целую группу подзаконных актов (преимущественно Постановлений Правительства):

Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. №345 "Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов";

Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. №257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства";

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. №56 "Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов" (с изм. и доп. от 28 июля 2004 г.);

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. №367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа";

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. №100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих" (с изм. и доп. от 29 мая 2004 г.).

При правоприменении данных актов необходимо учитывать, что подзаконные нормативные акты могут приниматься только во исполнение положений законодательных актов и не должны им противоречить. В случае возникновения противоречий, безусловно, применяются положения законодательных актов. Учитывая возросшее, в последние годы, значение обзоров судебно-арбитражной практики необходимо выделить, в частности, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. №4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие настоящего Федерального закона».

Последнее направлено на разъяснение ряда спорных вопросов и имеет огромное значение для правильного правоприменения норм о банкротстве.

Также можно выделить:

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Применения судами при разрешении судебных споров обзоров судебной практики не вызывает в настоящее время споров в теории. Тогда как есть одно обстоятельство, которое может вызвать только негодование.

Как подчеркивают исследователи, в последнее время арбитражные суды внимательно прислушиваются к аргументам, основанным на теории права; Были ситуации, когда в решении арбитражного суда содержались отсылки к его теоретическим работам (статьям или монографиям) - безусловно, это неправильно, но показательно с точки зрения важности и значимости теоретических аргументов при решении практических вопросов.

Данное обстоятельство может говорить только об одном - недостаточности норм действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Представляется, что такая практика должна быть искоренена, а судебные решения должны выноситься исключительно на нормах Закона, каким бы он не был. Ведь именно практика применения показывает недостатки законодательства, и именно практика является главным основанием для его дальнейшего совершенствования.

.3 Основные процедуры банкротства. Регулирование процессов банкротства

Рассмотрим основные процедуры несостоятельности предприятий и исследуем способы регулирования процессов банкротства.

Основными процедурами несостоятельности являются: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство, ликвидация. Более того, существует мировое соглашение, которое может быть заключено между предприятием-должником и его кредиторами. В российской практике самым большим спросом пользуются: конкурсное производство, внешнее управление и добровольная ликвидация юридического лица.

Рисунок 2. Банкротство юридического лица

Методы банкротства юридического лица:

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Раньше срок внешнего управления был не более 12 месяцев, то теперь этот процесс может идти даже 10 лет. Дело в том, что года недостаточно чтобы завершить процедуру, рассчитавшись со всеми кредиторами без продажи имущества.

Основная цель внешнего управления - восстановление платежеспособности предприятия-должника и удовлетворение всех требований кредиторов. Все активы и имущество оказываются в распоряжении внешнего управляющего. Наиболее крупные сделки утверждаются комитетом кредиторов, перед которым управляющий должен отчитываться.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Основная цель конкурсного производства- продажа имущества предприятия-должника и удовлетворение требований кредиторов.

Ликвидация юридического лица осуществляется после окончания конкурсного производства, утверждения отчета конкурсного управляющего и вынесения решения арбитражным судом. Конкурсный управляющий представляет определение суда в орган, в котором было зарегистрировано предприятие-должник. В Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации предприятия-должника.

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. (ст.150 ФЗ)

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Однако данная процедура оказалась малоэффективной.

Основная причина состоит в том, что в Налоговом кодексе отсутствуют нормы о реструктуризации фискальной задолженности. Но зато появились новые тенденции, а именно использование механизмов несостоятельности в криминальных целях: перед процессом банкротства предприятия преднамеренно выводят все ликвидные активы с последующим списанием накопленных долгов.

У банкротов два пути. Первый - распродать активы, погасить долги и продолжать бизнес, потеряв большую часть имущества. Это называется финансовое оздоровление. Второй путь - полная распродажа активов и фактическая ликвидация компании.

В Минэкономразвития говорят, что за последние семь лет было около 30 000 дел о банкротстве, и только 20 компаний прошли процедуру оздоровления. В основном российские предприятия-банкроты предпочитают самоликвидироваться. Это проблема: часто банкротство используют не для того, чтобы отдать долг, а чтобы вывести активы из умирающей компании.

Действующая процедура банкротства никуда не годится, но изменить ее не получалось в течение многих лет. Теперь ситуация обострилась: предприниматели все меньше думают, как восстановить бизнес, и все больше - как компенсировать часть убытков, банки отчаялись вернуть кредиты, местные власти не могут сохранить рабочие места, а граждане, потерявшие работу и сбережения, требуют признать, что они тоже банкроты. Власти принялись спешно переписывать законодательство - так, чтобы банкротство предприятий и физических лиц стало более цивилизованным институтом и отвечало своей главной задаче.

До настоящего времени государственные органы так и не нашли эффективных методов противостояния негативным явлениям. В определенной степени даже усилились коррупционные моменты. Полномочия чиновников расширились по сравнению с прежним законодательством. Обжалование решений суда не защищает собственника от разграбления активов, поскольку эти процессы не совпадают во времени.

Глава 2. Анализ вероятности банкротства на примере ООО «АРТ-ПАРФЮМ»

2.1 Общая характеристика предприятия

Компания ООО «АРТ-ПАРФЮМ» в течение нескольких лет успешно работает на Российском рынке. Основной вид деятельности компании - производство и оптовые поставки элитной парфюмерии и косметики.

Успешной, стабильной работы компания смогла добиться благодаря эффективной ассортиментной и ценовой политике, внимательному отношению к своим клиентам. В ассортименте компании более 5000 наименований элитной парфюмерии и косметики.

Компания ООО «АРТ-ПАРФЮМ» зарегистрирована 3 сентября 1998 года. Компания ООО «АРТ-ПАРФЮМ» находится по адресу улица Мичурина, д.6 в Самаре. Генеральный директор компании - Занин Сергей Викторович.

Парфюмерно-косметическая продукция оптом - основной профиль деятельности ООО «АРТ-ПАРФЮМ». Осуществляя оптовые продажи парфюмерии и косметики, компания также поставляет профессиональным участникам рынка оборудование для парфюмерии и косметики.

В компании представлены три основных направления деятельности:

Продажа парфюмерии оптом.

Компания ООО «АРТ-ПАРФЮМ» - опытный дистрибьютор парфюмерии и косметики (иногда говорят - дистрибутор парфюмерии). В портфеле компании как элитная, так и сравнительно дешевая парфюмерия. В компании вы можете купить парфюмерию и духи более чем 100 брендов, среди которых Angel Schlesser, Armand Basi, Calvin Klein, Canali, Carolina Herrera, Christian Dior, Dolce&Gabbana, Escada, Estee Lauder, Giorgio Armani, Givenchy, Gucci parfums, Hugo Boss, Jean Paul Gaultier, Kenzo, Lacoste, Nina Ricci, Prada, Roberto Cavalli, Valentino. Косметика брендов масс-маркет, белл, кики, вивьен сабо, арт-визаж, стилл, эвелин, триумф, флер, голден роуз, нинель, элит галант, элит галанд оптом и мелким оптом.

Продажа декоративной косметики оптом со склада.

В ассортименте компании элитная косметика оптом, в том числе популярная косметика Chambor (Шамбор). В продаже всегда компакт-пудра Сhambor (Шамбор) и другие косметические средства этой швейцарской марки.

Продажа средств по уходу за волосами и телом оптом, а также лак для ногтей оптом. Широкий выбор повседневных средств по уходу за кожей и волосами. В каталоге также такие товары, как зубная паста (оптом), лак для ногтей (оптом), ручное мыло (оптом) и эксклюзивное мыло ручной работы.

В ассортименте ООО «АРТ-ПАРФЮМ» широко представлена элитная парфюмерия (туалетная вода, духи, одеколоны), элитная косметика (помада, блеск, пудра, румяна, тени, карандаши, тушь, кремы, тоники, лосьоны, дезодоранты, банная линия) от известных брендов Франции, США, Германии, Италии, Японии и других стран. Менеджеры постоянно работают над расширением ассортимента для удовлетворения потребностей заказчиков. Прайс пополняется и обновляется ежедневно. Вся продукция компании сертифицирована.

Производство косметики: производство мыла, крема, шампуня.

Оптовая фирма ООО «АРТ-ПАРФЮМ» находится в постоянном поиске новых форм развития своего бизнеса - это надежная компания с прекрасной хозяйственной инфраструктурой, включающей в себя:

-       хорошо оборудованные складские помещения.

-       компьютеризированную систему учета;

-       квалифицированный персонал;

-       службу доставки товара, действующую в черте города.

Девиз ООО «АРТ-ПАРФЮМ»: лучшее предложение для любого опта! Главные приоритеты - качественное, быстрое и точное выполнение заказов. Компания не только своевременно доставлять заказы, но и контролировать их комплектацию.

Миссия ООО «АРТ-ПАРФЮМ»: создать в оптовом сегменте парфюмерно-косметического рынка самую эффективную систему распределения парфюмерно-косметических товаров.

Фирма ООО «АРТ-ПАРФЮМ» уделяет большое внимание изучению парфюмерного рынка. При этом компания проводит маркетинговые исследования, направленные на изучение определенных сегментов парфюмерно-косметического рынка.

В настоящее клиентами ООО «АРТ-ПАРФЮМ» являются компании, работающие на территории г. Самары и Самарской области. Компания сотрудничает с оптовыми и мелкооптовыми компаниями, сетевыми магазинами, розничными сетями, аптечными сетями, индивидуальными предпринимателями. Активно развивается дилерская сеть.

Стратегическая цель - обеспечение оптовых покупателей стабильными поставками парфюмерно-косметической продукции оригинального качества.

Стратегия достижения поставленной цели: обеспечение контроля по выполнению заказа на всех стадиях, начиная с рассылки прайса и заканчивая послепродажной поддержкой, наличие актуальной регламентированной ответственности персонала за качественное выполнение своих функций и поставленных задач в полном объеме и в срок, стимулирование персонала за выполнение работы качественно, направленность работ преимущественно на предупреждение возможных несоответствий, а не на их устранение, систематическая работа с клиентами с целью изучения существующих и прогнозирования будущих потребностей, оценки удовлетворенности от сотрудничества, повышения их лояльности, тщательный выбор поставщиков, обеспечение высшим руководством вовлеченности персонала в совершенствование процессного подхода и системы менеджмента качества, формирование и актуализаций целей в области качества для каждого подразделения, работа с поставщиками на повышение качества.

В планах компании - дальнейшая работа по оптимизации ассортимента групп товаров, с тем чтобы предложить даже самому требовательному клиенту их оптимальный набор, имеющий тенденции к максимальному спросу и положительную динамику увеличения продаж, основываясь на исследованиях ведущих маркетинговых компаний.

.2 Анализ финансового состояния и финансовых результатов предприятия

 

Анализ уровня ликвидности и платежеспособности

Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера.

Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легко реализуемые элементы оборотных ресурсов.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации её активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. (см.приложение 1)

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

Из приложения 1 видно, что в 2009-2012 году:

. [А1<П1], т.е. предприятие было не в состоянии покрыть текущие платежи (П1) текущими поступлениями (А1) недостаток средств в результате составил на конец года 88745 тыс. руб.;

. [А2>П2], т.е. поступления превышали платежи в результате платежный излишек составил на конец рассматриваемого периода 67136 тыс. руб., данное сравнение отражает тенденцию роста текущей ликвидности предприятия в недалеком будущем;

.[А3>П3], т.е. поступления превышали платежи в результате платежный излишек составил на конец анализируемого периода 21649 тыс. руб.;

Исходя из данного анализа, можно сделать вывод о том, что баланса предприятия не является абсолютно ликвидным.

Что касается 2009-2010 годов, то сопоставление итогов групп по активы и пассиву имеет следующий вид:

год:  А1 < П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4;

год:А1 < П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4.

Ликвидность баланса является недостаточной, т. к. А1 < П1, благодаря высокой доли кредиторской задолженности.

На конец 2009 года нормальным ограничениям не соответствовали: общий показатель ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, промежуточный коэффициент ликвидности, коэффициент маневренности функционирующего капитала, доля оборотных средств в активах.

Наблюдаются отрицательные значения коэффициентов, характеризующих платежеспособность. В 2010 году заметно улучшились значения коэффициентов платежеспособности предприятия, в частности нормативным значениям соответствуют: общий показатель ликвидности, промежуточный коэффициент ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, уменьшение коэффициента маневренности функционирующего капитала, положительный факт платежеспособности.

Все изменения, произошедшие за год, говорят о более эффективном управлении собственными и заемными средствами.

По результатам приложения 1 можно сделать следующие выводы:

. коэффициент текущей ликвидности (L1) показывает какую часть текущих обязательств можно погасить, мобилизовав все оборотные средства; по сравнению с началом года показатель незначительно вырос, что говорит о наметившейся тенденции к улучшению, но при этом значение коэффициента остается ниже нормативного;

. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (L2) за 2010г. вырос на 0,0045 и составил на конец года 0,0004, но при этом он также не соответствует своему нормативному значению; коэффициент показывает, что 0,45 % оборотного капитала предприятия сформированы за счет собственных средств;

.расчет общего показателя ликвидности (L3) показал, что за период комплексная ликвидность баланса предприятия снизилась на 0,02, что говорит о негативной тенденции развития; значение коэффициента ниже нормативного;

. коэффициент критической ликвидности (L4) за отчетный период снизился с 0,85 на начало года до 0,77 на конец года, т.е. снижение составило 0,08. Это снижение свидетельствует о том, что краткосрочные обязательства не покрываются денежными средствами, краткосрочными финансовыми вложениями и краткосрочной дебиторской задолженностью, что также говорит о негативной тенденции развития;

.оценка коэффициента абсолютной ликвидности (L5) показывает, что за период абсолютная ликвидность предприятия снизилась на 0,0002, т.е. краткосрочные обязательства покрываются наиболее ликвидными активами в незначительной степени; значение коэффициента ниже нормативного;

. доля оборотных активов в валюте баланса (L6) за 2012г. незначительно увеличилась (на 0,02) и составила на конец года 0,82.

Таким образом, у предприятия нет возможности восстановить платежеспособность в ближайшие 6 месяцев. Структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным.

Анализ уровня финансовой устойчивости

Финансовая устойчивость характеризует рациональность формирования финансового капитала организации. Оценка финансовой устойчивости проводится с использованием абсолютных и относительных показателей.

Существует типовая методика определения типа финансового состояния предприятия при помощи абсолютных показателей.

·       Общая величина запасов и затрат (ЗЗ);

·       Собственные оборотные средства (СОС):

СОС = Собственный капитал - Внеоборотные активы;

Собственные и долгосрочные заемные средства (капитал функционирующий): КФ = Собственный капитал + Долгосрочные кредиты и займы - Внеоборотные активы;

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат:

ВИ = Собственный капитал + Долгосрочные кредиты и займы + Краткосрочные кредиты и займы - Внеоборотные активы;

Излишек или недостаток собственных оборотных средств: ФСОС= СОС - ЗЗ. Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных средств:ФКФ = КФ - ЗЗ. Излишек или недостаток общей величины источников: ФВИ = ВИ - ЗЗ

Результаты оценки финансового состояния предприятия на основе абсолютных показателей представлены в таблице 1:

Таблица 1.

Классификация финансового состояния предприятия(2009-2012 гг.)

 Показатели

На конец 1 периода

На конец 2 периода

На конец 3 периода

На конец 4 периода

Запасы и затраты (ЗЗ)

266307

281589

11315

17878

Абсолютное изменение

0,0

15282

-254992

-248429

Собственные оборотные средства (СОС)

255632

244405

-374

40

Абсолютное изменение

0,0

-11227

-256006

-255592

Капитал функционирующий (КФ)

10675

37184

-374

40

Абсолютное изменение

0,0

26509

-11049

-10275

Общая величина источников (ВИ)

2523

4979

5429

4343

Абсолютное изменение

0,0

2456

2906

1820

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств (Фсос)

13198

42163

-11689

-17838

Абсолютное изменение

0,0

28965

-24887

-31036

Излишек капитала функционирующего (Фкф)

42494

23781

-11689

-17838

Абсолютное изменение

0,0

-18713

-54183

-60332

Излишек общей величины источников (Фви)

55692

65944

-5886

-13535

Абсолютное изменение

0,0

10252

-61578

-69227

Трехкомпонентный показатель типа финансового состояния (S(Ф))

(1;1:1)

(1;1:1)

{0;0;0}

{0;0;0}


Трехкомпонентный показатель на конец 2009 и конец 2010 года был равен (1;1;1) что характеризуется абсолютной устойчивостью финансового состояния предприятия. Как видно из таблицы 2 на конец 2011 и конец 2012 года по всем показателям наблюдается недостаток, т.е. ФСОС<0, ФКФ<0, ФВИ<0. Это свидетельствует о том, что за 2012 г. ситуация не изменилась, и предприятие как находилось в кризисном финансовом состоянии, так и осталось в нем. Организация находится на грани банкротства, т.к. в данной ситуации денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и дебиторская задолженность не покрывают даже её кредиторской задолженности. Расчет абсолютных показателей дополняется расчетом относительных показателей финансовой устойчивости:

Таблица 2.

Расчет и оценка коэффициентов финансовой устойчивости предприятия на каком в какой период

 Коэффициенты

На конец 1 периода

На конец 2 периода

На конец 3 периода

На конец 4 периода

К финансовой активности (плечо финансового рычага) (U1)

0,86

0,91

4,15

4,85

Абсолютное изменение

0,0

0,05

3,29

3,99

К маневренности собственного капитала (U2)

0,14

0,09

-0,02

0,002

Абсолютное изменение

0,0

-0,05

-0,16

-0,138

К автономии (U3)

0,17

0,1

0,19

0,17

Абсолютное изменение

0,0

-0,07

0,2

0

К финансовой устойчивости (U4)

0,04

0,15

0,19

0,17

Абсолютное изменение

0,0

0,11

0,15

0,13

К обеспеченности оборотных активов СОС (U5)

0,86

0,92

-0,004

0,0004

Абсолютное изменение

0,0

0,06

-0,864

-0,8596

К финансовой независимости в части формирования запасов и затрат (U6)

0,86

0,91

-0,0331

0,0022

Абсолютное изменение

0,0

0,05

-0,8931

-0,8578


Сделаем выводы по таблице 2:

1)      расчет коэффициента финансовой активности показал, что на начало и на конец анализируемого периода на 1 руб. собственных средств предприятия приходится соответственно - 0,86 руб. и 4,85 руб. заемных средств; значение показателя превышает нормативное значение и наметилась тенденция к дальнейшему увеличению;

2)      коэффициент маневренности собственного капитала показывает, что степень мобильности (гибкости) использования собственных средств предприятия на протяжение первых трех периодов ухудшалось, но на конец 4-го периода имеет значение 0,002 и мы видим тенденцию незначительного роста по сравнения с 3-м периодом (значение коэффициента увеличилось на 0,022). но не соответствует своему нормативному значению;

)        коэффициент автономии показывает, что доля собственных средств предприятия в общей величине капитала снизилась на конец 4-го периода относительно по сравнению с 3-м периодом и составила 0,17. Значение коэффициента также не соответствует своему нормативному значению;

)        коэффициент финансовой устойчивости показывает, что доля собственных средств и приравненных к ним средств предприятия в общей величине капитала был наибольшим на конец 3-го периода (0,19). Наименьшее значение коэффициента было на конец 1-го периода (0,04). На конец 4-го периода коэффициент был равен 0,17 - значение коэффициента также не соответствует своему нормативному значению;

)        коэффициент обеспеченности оборотных активов СОС был наиболее высоким на конец 2-го периода и принимал значение 0,92, на 0,06 больше, чем на конец 1-го периода.

)        На конец 4-го периода коэффициент был равен 0,0004; значение показателя увеличилось на 0,0044 по сравнению с концом 3-го периода, но оно не соответствует нормативному значению;

)        коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами принимал максимальное значение на конец 2-го периода (0,91), что на 0,05 больше, чем на конец 1-го периода.

На конец 4-го периода показывает, что 0,0022 единицы запасов и затрат финансируется за счет собственных источников, величина коэффициента увеличилась на 0,0353 по сравнению с концом 3-го периода; значение коэффициента ниже нормативного значения.

Анализ финансовых результатов

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Таблица 3.

Анализ уровня и динамики финансовых результатов (тыс. руб.)

Показатели

На конец 1 периода

На конец 2 периода

На конец 3 периода

На конец 4 периода

Выручка

199504

194405

73019

51246

Абсолютное изменение

0,0

-5099

-126485

-148258

Себестоимость

145126

139837

70398

48423

Абсолютное изменение

0,0

-5289

-74728

-96703

54378

54568

2621

2823

Абсолютное изменение

0,0

190

-51757

-51555

Коммерческие расходы

37315

29484

156

0

Абсолютное изменение

0,0

 -7831

-37159

-37315

Прибыль от продаж

17063

25084

2465

2823

Абсолютное изменение

0,0

8021

-14598

-14240

Прибыль до налогообложения

19347

22234

-3061

-3474

Абсолютное изменение

0,0

2887

-22408

-22821

Чистая прибыль

12577

14454

-3061

-3474

Абсолютное изменение

0,0

1877

-15638

-16051


По данным таблицы видно, что в анализируемом периоде 2009-2012гг. выручка от продаж уменьшилась, на конец 4-го периода она составила свой минимум 51246 тыс. руб., что на 148258 тыс. руб. меньше, по сравнению с концом первого периода. Себестоимость также уменьшалась на протяжении всех периодов и на конец 4-го периода была равна 48423 тыс. руб. На 51555 тыс. руб. уменьшилась валовая прибыль, а сумма коммерческих расходов уменьшилась на 37315 тыс. руб. и к концу 4-го периода достигла нуля. Прибыль от продаж была минимальной на конец 4-го периода - 2823 тыс. руб. На конец 3-го периода имеет место отрицательный финансовый результат, к концу 4-го периода убыток возрос и составил 3474 тыс. руб.

Показатели рентабельности являются важнейшими показателями, отражающими конечные финансовые результаты деятельности предприятия, Рентабельность представляет собой показатель эффективности деятельности предприятия, предполагающий соотношение прибыли и затрат.

Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

При расчете показателей рентабельности ООО «АРТ-ПАРФЮМ» будем использовать данные форм № 1 - "Баланс предприятия" и № 2 -"Отчет о прибылях и убытках".

·       Рентабельность реализованной продукции = (Прибыль (убыток) от продаж) / (Выручка) - (Прибыль (убыток) от продаж)) х 100

·       Рентабельность производства = (Прибыль (убыток) до налогообложения / (Средняя стоимость основных средств) +(Средняя стоимость запасов) х 100

·       Рентабельность активов =(Прибыль (убыток) до налогообложения / Средняя стоимость активов

·       Рентабельность внеоборотных активов = (Прибыль (убыток) до налогообложения / Средняя стоимость внеоборотных активов

·       Рентабельность оборотных активов = (Прибыль (убыток) до налогообложения / Средняя стоимость оборотных активов

·       Рентабельность продаж = (Прибыль до налогообложения / (Выручка).

Таблица 4.

Расчет и оценка показателей рентабельности

Наименование показателя

На конец 1 периода

На конец 2 периода

На конец 3 периода

На конец 4 периода

Средняя стоимость основных средств

174720

173622

96660,5

19059,5

Средняя стоимость внеоборотных активов

255632

250018,5

133509,5

20876,5

Средняя стоимость МПЗ

26195

27732,5

20292,5

14596,5

Средняя стоимость оборотных активов

55692

60818

78884

92470,5

Средняя стоимость активов

311324

310836,5

212393,5

63347

Средняя стоимость собственного капитала

266307

273948

151914,5

20709,5

Средняя стоимость инвестиций

134415

277699

154404

20709,5

Рентабельность реализованной продукции

9,35%

14,81%

3,49%

5,83%

Абсолютное изменение

0,0

5,46

-5,86

-3,52

Рентабельность производства

9,63%

11,04%

-2,62%

-10,32%

Абсолютное изменение

0,0

1,41

-12,25

-19,95

Рентабельность активов

6,21%

7,15%

-1,44%

-5,48%

Абсолютное изменение

0,0

0,94

-7,65

-11,69

Рентабельность внеоборотных активов

7,57%

8,89%

-2,29%

-16,64%

Абсолютное изменение

0,0

1,32

-9,86

-24,21

Рентабельность оборотных активов

34,74%

36,56%

-3,88%

-3,76%

Абсолютное изменение

0,0

1,82

-38,62

-38,5

Рентабельность собственного капитала

4,72%

5,28%

-2,01%

-16,77%

Абсолютное изменение

0,0




Рентабельность продаж

9,70%

11,44%

-4,19%

-6,78%

Абсолютное изменение

0,0

1,74

-13,89

-16,48


Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу проданной продукции. В анализируемом периоде рентабельность продаж снизилась. Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат.

Наиболее последовательная политика предприятия состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции, необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

Показатель рентабельности собственного капитала позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

Рентабельность активов показывает сколько балансовой прибыли приходится на 1 руб. активов. Как видно из оценки показателей рентабельности в организации наблюдается общее снижение рентабельности производства.

Предприятие неэффективно использует имущество и собственный капитал, что обуславливает убыточность деятельности. Понижение рентабельности продаж говорит о том, что руководству предприятия следует пересмотреть отпускную стоимость продукции в сторону увеличения или пересмотреть в сторону уменьшения расходов, связанных с производством и реализацией продукции, отнесенной на себестоимость продукции.

На конец 3-го периода все показатели рентабельности ухудшились и к концу 4-го периода ситуация не изменилась в лучшую сторону, показатели рентабельности продолжают уменьшаться.

2.3 Оценка вероятности банкротства предприятия ООО «АРТ-ПАРФЮМ»

банкротство финансовый антикризисный управление

Данную оценку мы проводим только для кризисного периода предприятия. Модель Альтмана («Z-счёт» Э. Альтмана):

счёт = 1,2 * К1 + 1,4 * К2 + 3,3 * К3 + 0,6 * К4 + 0.999 * K5,

Где К1 - отношение оборотного капитала к общим активам; К2 - отношение накопленной (нераспределенной) прибыли к активам;К3 - отношение прибыли до выплаты процентов и налогов к общим активам;К4 - отношение рыночной стоимости всех обычных и привилегированных акций предприятия к заёмным средствам; К5 - отношение объема продаж к общим активам.

В зависимости от значения «Z-счёта» по определённой шкале производится оценка вероятности наступления банкротства в течение двух лет: если Z <1 ,81, то вероятность банкротства очень велика; если 1,81 < Z < 2,675, то вероятность банкротства средняя; если Z = 2,675, то вероятность банкротства равна 0,5; если 2,675 < Z < 2,99, то вероятность банкротства невелика;

Если Z > 2,99, то вероятность банкротства ничтожна.

Z-счёт (2011г.) = 1,2 * (91824 / 114438) + 1,4 * (-14932 / 114438) + 3,3 * (-3061 / 114438) + 0,6 * (22240 / 92198) + 0,999 * (73019 / 114438) = 1,37

Z-счёт (2012г.) = 1,2 * (92470,5 / 113347) + 1,4 * (-16462,5 / 113347) + 3,3 * (-3474 / 113347) + 0,6 * (20709,5 / 92637,5) + 0,999 * (51246/ 113347) = 1,13

Таким образом, оценка банкротства предприятия по критерию Альтмана говорит о том, что предприятие находится на грани банкротства, значение показателя в 2011 г. составило 1,13.

Модель Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова (предложили использовать для оценки финансового состояния предприятий рейтинговое число):

R = 2 * Ко + 0,1 * Ктл + 0,08 * Коб + 0,45 * Км + Кр,

где Ко - коэффициент обеспеченности собственными средствами; Ктл- коэффициент текущей ликвидности; Коб- коэффициент оборачиваемости активов; Км- коммерческая маржа (рентабельность реализации продукции);Кр- рентабельность собственного капитала.

При полном соответствии финансовых коэффициентов их минимальным нормативным уровням рейтинговое число будет равно единице и организация имеет удовлетворительное состояние экономики.

Финансовое состояние предприятий с рейтинговым числом менее единицы характеризуется как неудовлетворительное.

R (2011г.) = 2*(-0,0041) + 0,1*1 + 0,08*0,0349 + 0,45*(0,64) + (-0,0201) = 0,3625

R (2012г.) = 2*0,0004 + 0,1*1,004 + 0,08*0,0583 + 0,45*(0,45) + (-0,1677) = 0,14

Расчет рейтингового числа показал, что финансовое состояние ООО «АРТ-ПАРФЮМ» характеризуется как неудовлетворительное. Необходимо разработать четкую программу финансового оздоровления предприятия, провести комплекс мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния, повышение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Глава 3. Разработка программы по антикризисному управлению предприятия ООО «АРТ-ПАРФЮМ»

В данной главе рассмотрим методы разработки программы по антикризисному управлению предприятием. Данная программа выполняется в две стадии.

Стадия 1. Определение и реализация первоочередных мер, цель которых - предельно быстро остановить процесс ухудшения ситуации и начать создавать условия для ее улучшения. Эти меры включают: объявление "чрезвычайного положения", экспресс-диагностику состояния предприятия, укрепление "боевого духа", создание управленческой команды, выработку первой версии стратегии и антикризисной программы, в первую очередь - мер по финансовому оздоровлению, выявлению и быстрому (за 2-3 месяца) использованию уже имеющихся резервов, мотивации персонала и т. п.

Стадия 2. Параллельно с реализацией первоочередных мер начинается углубленная проработка главных направлений (таких как изменение ассортиментной политики, изменение оргструктуры, освоение новой системы управления финансами, переподготовка персонала и др.), дающих основной результат, но требующих более продолжительного времени на реализацию (3 - 4 квартала).

В терминах Закона о банкротстве первая фаза соответствует комплексной оценке состояния предприятия, выработке стратегии и первоочередных мер, на которую обычно отводится месяц.

Вторая фаза - это ничто иное, как санация предприятия (конкретизация программы работ по выходу из кризисного состояния и ее реализация, на которую отводится год).

Формирование предварительных целей. Первоочередная цель - финансовое оздоровление ООО «АРТ-ПАРФЮМ». Краткосрочная цель - выход из состояния банкротства на уровень безубыточности, жесткий режим экономии. Среднесрочная цель - достижение финансового состояния, отвечающего требованиям кредиторов, работников, акционеров.

Долгосрочная цель - увеличение прибыли ООО «АРТ-ПАРФЮМ».

Необходимо разработать финансовую стратегию развития предприятия.

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Он охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.

Основными задачами финансовой стратегии являются: исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования; разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного состояния предприятия; определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и так далее; выявление резервов и мобилизация ресурсов для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств; обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности; обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли; определение способов проведения успешной финансовой стратегии и использования новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров к работе в рыночных условиях, организационного и технического уровня; изучение финансовых стратегических взглядов и возможностей вероятных конкурентов; разработка способов выхода из кризисной ситуации.

Главная цель ООО «АРТ-ПАРФЮМ» в 2013 году - обеспечение оптовых покупателей стабильными поставками парфюмерно-косметической продукции оригинального качества.

Стратегия развития ООО «АРТ-ПАРФЮМ» в 2013 году включает следующие важные моменты:

В области рынка: не допустить падения объемов продаж и усилить свои позиции на внутреннем и внешнем рынках путем обеспечения продажи основных видов продукции в объеме, соответствующем целевым установкам; осуществить разработку и вывод на рынок нового продукта в необходимом объеме; выполнить план маркетинговых работ по поиску и освоению новых ниш рынка (расширение деловых контактов, ставка на рекламу).

В финансово-экономической области:

сохранить оборотный капитал, обеспечив его ликвидность на уровне 100 %;

добиться погашения дебиторской задолженности в лучшем случае в полном объеме; получить выручку от реализации в сумме не ниже 73 019 тыс. руб.;

снизить чистый убыток до 226 тыс. руб.

В области товара: стратегия будет базироваться на сокращении (или расширении) отдельных видов изделий в зависимости от сезона, стратегия будет базироваться так же на активном поиске заказов за рубежом.

Для достижения поставленных целей выдвигаются следующие приоритеты: расширенный поиск заказов за рубежом и поставок продукции на экспорт, направить на маркетинговую и рекламную деятельность денежные средства из собственного капитала, снизить себестоимость продукции.

Основными целями предприятия в рамках предлагаемой стратегии развития является увеличение объёмов продаж и обеспечение полной загрузки мощностей за счет освоения новых видов продукции.

Основными путями улучшения финансового состояния предприятия ООО «АРТ-ПАРФЮМ» в рамках разрабатываемой программы являются:

-       снижение основных затратных статей себестоимости;

-       сдача в аренду пустующего помещения;

-       внедрение нового вида продукции (услуг) (солярий, паркмахерская).

Цели программы финансового оздоровления ООО «АРТ-ПАРФЮМ» и пути их достижения представлены на рис. 3:

Рисунок 3. Цели программы финансового оздоровления ООО «АРТ-ПАРФЮМ» и пути их реализации

Одно из главных условий повышения эффективности работы предприятия - снижение себестоимости продукции. Себестоимость товара может снижаться за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации.

На ООО «АРТ-ПАРФЮМ», начиная с 2012г. в результате применения мер по финансовому оздоровлению, предполагается 70 % получаемой чистой прибыли направлять на погашение кредиторской задолженности прошлых лет, а остальные 30 % на текущую задолженность и прочие направления. Итого за два года коэффициент возможного восстановления платежеспособности ООО «АРТ-ПАРФЮМ» вырастет на 0,38, что так же говорит об улучшении деятельности.

Заключение

Проанализировав аналитические показатели и коэффициенты финансового состояния деятельности ООО «АРТ-ПАРФЮМ» за период с 2009 по 2012 годы, однозначно можно сказать, что решены задачи, поставленные во введении и соответственно достигнута основная цель - проведена комплексная оценка финансового состоянии в динамике, предложены рекомендуемые мероприятия по совершенствованию финансовой деятельности.

В долгосрочной перспективе способность предприятия погасить все свои обязательства достаточно высокая. Фактически обладает в 1,74 раза ресурсами больше, чем достаточно для погашения всех обязательств. Однако платежеспособность предприятия в краткосрочном периоде к концу 2012 значительно ухудшилась, что существенно не может отразиться на дальнейших экономических показателях.

Показатели оборачиваемости ООО «АРТ-ПАРФЮМ» за рассматриваемый период имеют в целом положительную динамику.

Резкое снижение рентабельности продукции и рентабельности предприятия в 2011году, означает лишь то, что предприятию для повышения прибыльности необходимо искать пути сокращения и производственных и непроизводственных обслуживающих расходов, поскольку увеличить выручку фактически не реально.

Предприятие ведет политику накапливания собственных средств для поддержания ликвидности, практически не кредитуясь у финансовых посредников, а наличие кредиторской задолженности - побочный эффект бухгалтерского учета.

Комплексный показатель финансового состояния предприятия 2009-2010 гг. указывает на наличие значительного запаса финансовой устойчивости предприятия в рассматриваемом периоде, на основе которого можно сделать вывод о том, что банкротство предприятию при прочих равных условия не грозило.

Среди направлений преобразований и конкретных мероприятий по финансовому оздоровлению можно выделить следующие:

. Упорядочивание активов предприятия с целью создания их эффективной рыночной структуры;

. Интенсификация производства и сокращение издержек производства;

. Совершенствование структуры управления и производства;

. Формирование финансовых источников;

. Реструктурирование задолженности предприятия.

Просроченных платежей у предприятия нет, это свидетельствует о том, что, несмотря на неустойчивое финансовое положение, предприятие вовремя отвечает по своим обязательствам.

Устойчивость предприятия ООО «АРТ-ПАРФЮМ» может быть восстановлена путем обоснованного снижения уровня затрат, а также, что главное, путем оптимизации структуры обязательств (пассивов).

Предприятию необходимо срочно наращивать собственные средства за счет увеличения прибыли, которую, в свою очередь, можно увеличить за счет роста выручки и снижения издержек. Поскольку предприятие не обеспечивает устойчивых темпов роста основных показателей деятельности, для восстановления платежеспособности оно вынуждено прибегнуть к чрезвычайным мерам, например: продаже части недвижимого имущества; увеличению уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций; получению долгосрочных ссуд или займа на пополнение собственных оборотных средств; целевым финансированию и поступлению из бюджета, из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов.

В любом случае при разработке плана финансового оздоровления предприятия в целях формулирования мероприятий финансового оздоровления необходимо провести анализ финансового состояния этого предприятия и выявить причины неудовлетворительного финансового состояния.

Таким образом, финансовый анализ является первой стадией процесса разработки плана финансового оздоровления предприятия.

Библиографический список

1.      Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ

.        Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 июля 2002 г. - №30. - Ст. 3012.

.        Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

.        Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1994 г. - №32. - Ст. 3301.

.        Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -17 июня 1996 г. - №25. - Ст.2954

.        Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2003 г. - №6.

.        Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 августа 2003 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"

.        Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия/М.С. Абрютина, А.В. Грачёв. - М.: ДИС, 2009. - 256 с.

.        Арутюнов, Ю. Антикризисное управление/Ю. Арутюнов.- Издательство: Юнити-Дана, 2009 г. - 416 стр.

.        Васина, А.А. Анализ финансового состояния компании/А.А. Васина.-М.: Альф, 2010 -50 с.

.        Грищенко, О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ О,В. Грищенко //-М.:МНИИПУ, 2010. - № 3.

.        Жарковская, Е.П. Антикризисное управление: учебник - 3-е издание, исп. И доп ./Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. - М.: Омега-Л, 2008. - 356 с.

.        Кожевников, Н. Основы антикризисного управления предприятиями / Н. Кожевников, Е. Борисов, А. Зубкова, И. Лебедев, Д. Мусаева, Ю.Морозюк и др. Издательство: Академия, 2010 г. - 496 стр.

.        Коротков, Э.М. Антикризисное управление /Э.М. Коротков.-М.: ИНФРА- М, 2008. - 324 с.

.        Шпилевская, Е. Антикризисное управление/Е. Шпилевская, О. Медведева, Е. Гаранина Издательство: Феникс , 2011 г. - 352 стр.

.        Родионова, Н.В. Антикризисный менеджмент: учеб. Пособие для вузов/Н.В. Родионова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008г. - 223 с.

.        Попов, Р.А. Антикризисное управление /Р.А. Попов.- М.:Изд:. Высшая школа, 2009г.-429с.

18.    <http://www.antikrizisno.ru/>

.        <http://krizis.comze.com/>

Приложение

Таблица 1.

Анализ ликвидности баланса (тыс. руб.)

Показатели

На конец 1 периода

На конец 2 периода

На конец 3 периода

На конец 4 периода

Наиболее ликвидные активы (А1)

422

2499

48

29

Абсолютное изменение

0,0

2077

-374

-393

Быстрореализуемые активы (А2)

16912

24374

78321

71439

Абсолютное изменение

0,0

7462

61409

54527

Медленно реализуемые активы (А3)

38421

39071

13455

21649

Абсолютное изменение

0,0

650

-24966

-16772

Труднореализуемые активы (А4)

255632

244405

13455

21649

Абсолютное изменение

0,0

-11227

-242177

-233983

Наиболее срочные обязательства (П1)

33340

22335

86395

88774

Абсолютное изменение

0,0

-11005

53055

55434

Краткосрочные пассивы (П2)

9154

10

5803

4303

Абсолютное изменение

0,0

-9144

-3351

-4851

Долгосрочные пассивы (П3)

2523

6415

0

0

Абсолютное изменение

0,0

3892

-2523

-2523

Постоянные пассивы (П4)

266307

281589

0

0

Абсолютное изменение

0,0

15282

-266307

266307

Платежный излишек (+) или недостаток (-)





 - по наиболее ликвидным активам (А1-П1)

-19836

-86347

-88745

Абсолютное изменение

0,0

13082

-53429

-55827

 - по быстро реализуемым активам (А2-П2)

7758

24364

72518

67136

Абсолютное изменение

0,0

16606

64760

59378

 - по медленно реализуемым активам (А3-П3)

35898

32656

13455

21649

 - по трудно реализуемым активам (А4-П4)

-10675

-37184

13455

21649

Абсолютное изменение

0,0

-26509

24130

32324

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,01

0,11

0,0005

0,0003

Нормативное значение

0,2-0,5

0,2-0,5

0,2-0,5

0,2-0,5

Абсолютное изменение

0,0

0,1

-0,0095

-0,0097

Коэффициент покрытия или текущей ликвидности

1,31

2,95

1

1,0004

Нормативное значение

1,0-2,0

1,0-2,0

1,0-2,0

1,0-2,0

Абсолютное изменение

0,0

1,64

-0,31

-0,3096

Коэффициент быстрой ликвидности или коэффициент критической оценки

0,41

1,2

0,85

0,77

Нормативное значение

0,7-1,5

0,7-1,5

0,7-1,5

0,7-1,5

Абсолютное изменение

0,0

0,79

0,44

0,36

Общий показатель ликвидности баланса

0,53

1,09

0,48

0,46

Нормативное значение

≥1,0

≥1,0

≥1,0

≥1,0

Абсолютное изменение

0,0

0,56

-0,05

-0,07


Похожие работы на - Организационные механизмы оздоровления предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!