Военная и полицейская реформы Петра I

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,5 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Военная и полицейская реформы Петра I
















Военная и полицейская реформы Петра I

1.Основные положения, источники и значение полицейской реформы

Становление регулярной полиции в России связано с именем Петра I. Причиной к учреждению полицейских органов послужило желание царя видеть новую столицу России - Санкт-Петербург образцовым городом. Именно в строящемся Петербурге, как в никаком ином месте России того времени, дававшем возможность слиться с толпой приезжих, накапливалась с точки зрения государства «преступная масса» населения, включавшая в себя, конечно, и настоящих преступников. Именно здесь требовалась бдительная полиция, одной из основных функций которой стало выявление и поимка людей, не имевших документов и оказавшихся в Петербурге исключительно по собственному желанию. Для этой цели в 1718 г. была учреждена должность генерал-полицмейстера в Петербурге, в 1722 г. в Москве учрежден обер-полицмейстер. Они возглавляли канцелярии полицмейстерских дел. Полиция в своей деятельности опиралась на старост улиц и десятских, которые избирались из купцов и ремесленников.

Регламент или устав главного магистрата от 16.01.1721 г. устанавливал основные функции и задачи полиции. В частности, полиция:

) «споспешествует в правах и в правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения» ;

) «всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных». Таким образом, одной из главных задач полиции стало выявление преступников и правонарушителей закона в населении города: воров и мошенников, беглых колодников, беглых дворовых и крепостных, беглых рекрутов, дезертиров и просто лиц, без разрешения властей покинувших свое место жительства;

) «непорядочное и непотребное житие отгоняет, и принуждает каждого к трудам и к честному промыслу»;

) «чинит добрых досмотрителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно сочиняет». На полицию возлагалась миссия следить за тем, как горожане способствуют благопристойному виду города и как они соблюдают противопожарные и гигиенические нормы;

) «препятствует дороговизне». Иначе говоря, полиция на рынках и в лавках контролировала соблюдение торговцами твердых цен, устанавливаемых государством на хлеб и некоторые другие товары. Соблюдение точности мер и весов в торговле также попадало под строгое око полиции. Досмотры торговых лавок производились также с тем, чтобы обнаружить торговлю крадеными и не обложенными пошлиною товарами, особенно спиртным;

) «приносить довольство во всем потребном к жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту по улицам и в домах, запрещает излишество в домовых расходах и все явные погрешения»;

) «призирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных, по заповедям божиим», а также «воспитывает юных в целомудреной чистоте и честных науках».

Как следует из указанного Регламента, полномочия полиции не были четко определены, что послужило поводом для издания ряда указов или положений. В частности, Петром I были написаны специально для обер-полицмейстера «Пункты о полномочиях Петербургской полиции и полицейской повинности населения», а также ряд Указов, регламентирующих деятельность полиции в тех или иных областях общественных отношений. В частности в «Пунктах», Петр требовал «по вся четверть года у жителей осматривать печи, комели, в поварнях очеги, бани и протчее, где огонь водится, и престерегать, дабы недосмотрением хозяйским какова бедства от пожару не учинилось». В соответствии с этими полномочиями полиции разрешалось беспрепятственно в любое время входить в жилые дома, совершать облавы в трактирах и иных общественных заведениях. Помимо перечисленного, на полицию возлагались функции: контроля и учета приезжающих в город; обеспечение иностранцев жильем; выдача паспортов, а также регулирование передвижения и проживания в столицах населения; пресечение самовольных уходов работных людей, крестьян, дезертирства солдат. В законодательных актах указывались основные направления деятельности полиции, конкретизировались отдельные полномочия, регулировались формы и методы ее функционирования.

Полицейские канцелярии в первой четверти XVIII в. имели широкие полномочия по части расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. В них проводились дознание по всем обнаруженным полицией преступлениям, а также предварительное следствие и суд в отношении лиц, подведомственных полиции. Полицией приводились в исполнение вынесенные ею приговоры.

Фактическая деятельность полицейских учреждений диктовалась условиями крепостнического строя, самодержавной государственностью и полицейским политическим режимом, конкретной ситуацией в стране и столицах, субъективными воззрениями и желаниями царя и его окружения.

полицейский реформа внешнеполитический

1.1 Основные положения, источники и значение военной реформы

До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, а также состоящие из добровольцев полки «нового строя»). Но численность полков нового строя была относительно невелика, а стрелецкое войско ни по своему социальному составу, ни по своей организации не могли являться достаточно надежным орудием решения внутренних и внешнеполитических задач.

Причинами для проведения военной реформы являлись:

) внешнеполитические: неудачные походы на Азов (1695 - 1696 гг.), необходимость выхода к морям - Балтийскому и Черному; военная угроза со стороны других стран (Шведская экспедиция в Архангельск 1701г.) и др.;

) экономические: необходимость сохранения у дворян крупных имений, чтобы они не нищали и не превращались в однодворцев. Для достижения этого необходимо было издание закона об обязательной службе дворян, в соответствии с которым, дети, оставшиеся без поместий, должны были искать себе доход от государственной службы.

Основной особенностью проводимой военной реформы являлось создание регулярной армии.

С 1699 г. началось формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже 27 полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. Из набранных и расквартированных по постоялым дворам рекрутов назначали капралов и ефрейторов, затем рекрутов рассылали в полки.

Формирование полков из числа владельческих крестьян привело к тому, что численность пехоты стала значительно превосходить численность кавалерии, а армия сделалась всесословной. В период с 1699 по 1725 гг. было проведено 53 рекрутских набора. Кроме полевой армии, которая создавалась для борьбы с внешним врагом, создавались гарнизонные войска для борьбы с эксплуатируемыми массами России. Основная часть внутренней армии была создана в период с 1705 по 1712 гг., то есть во время крупных восстаний народа.

Указ от 11 марта 1714 г. (нов. стиль) «Об учебе детей дворян и приказчиков» установил порядок обязательной солдатской службы для дворян, ожидавших производства в офицеры. С пятнадцати лет дворянин записывался рядовым в полк, прослужив рядовым в гвардии, дворянин затем переходи офицером в армейский пехотный или драгунский полк. В отставку уходили только по старости или увечью, отставники направлялись в гарнизоны или в органы местного самоуправления. Части расквартировывались по городским и деревенским дворам, на офицеров возлагались обязанности полицейского надзора по месту их базирования, до 1718 г. они также занимались сбором подушных податей. Всем этим ведали полковые дворы.

Централизация армии давала возможность мобилизовать ее как в мирное, так и в военное время. Это была передовая армия, подобной которой в XVIII веке не было в Европе. Армия являлась частью государственного аппарата, и как совершенствовался государственный аппарат, так и совершенствовалась армия.

В 1715 г. при непосредственном участии Петра I был подготовлен Артикул воинский, разработка которого была связана с формированием регулярной армии в России. По сути, это была первая попытка систематизации российских уголовно-правовых норм. В частности, Артикул предусматривал усиление суровости наказаний и их исполнения, развивая идеи «Соборного уложения» о мести преступнику и устрашения населения. Он содержал перечень воинских преступлений и устанавливал меры наказания за эти преступления. Например, за измену, уклонение от военной службы, невыполнение приказа и др., предусматривались жестокие наказания - битье кнутом, шпицрутенами, ссылка на каторгу или смертная казнь: «Которые весьма к неприятелю перебежить, и ежели он пойман буде, без всякой милости и процесу повесить его надлежаще». Впоследствии Артикул воинский от 1715 г. стал 2-й частью Устава воинского. В 1715 г. был также издан сборник военно-процессуального права «Краткое изложение процесса или судебных тяжб» (3-я часть Устава воинского 1716г.).

В 1716 г. был принят Устав воинский «О должности генералов-фельдмаршалов, и всего генералитета, и протчих чинов, которые при войске надлежат быть, и оных воинских делах и поведениях, что каждому чинить должно», который содержал основные вопросы строевого и тактического обучения. Устав вводил в армии железную дисциплину и строгие наказания за нарушения правил службы.

В 1720 г. был принят Морской устав «О всем, что касается доброму управлению в бытности флота и на море», которому предшествовали «Инструкции и Артикулы военные: надлежащие к Российскому флоту» от апреля 1710 г. , которые разработаны: «для содержания доброго управления порядков и воинских поступков на воде в поведении морской войны, для сопротивления против всех неприятелей и морских работников и добытчиков и для защищения верных подданных и купцов». Причиной принятия этих нормативных актов явилось создание в России флота, торгового и военного.

Большое внимание уделялось подготовке офицерских кадров. В 1698 г. были открыты специальные школы бомбардиров, в 1701, 1712 гг. - артиллерийские школы, в 1715 г. - Морская академия и т.д.

2.Гражданское право в период буржуазных реформ 2-й половины xix в. Источники, особенности

Основным источником гражданского права второй половины XIX в. являлся Свод законов гражданских, который включал в себя: семейное право, имущественное право, обязательственное право, торгово-промышленное право и земельное право.

2.1 Семейное право второй половины XIX в.

Семейное право второй половины XIX в. регулировало вопросы связанные с правами и обязанностями супругов, в частности, определялись правила, согласно которым заключались браки между собою христианами не православного исповедания и с лицами исповедания православного; между христианами с лицами, не принадлежащими христианству; между лицами нехристианского исповедания. Определялся порядок вступления в брак и расторжения брака. При этом прекращение брака признавалось в случае смерти одного из супругов (ст.45 Свода), расторжение брака производилось только формальным духовным судом, по просьбе одного из супругов в случаях: «доказанного прелюбодеяния другого супруга, или неспособности его к брачному сожитию»; либо «в случае, когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, или же сослан на житье в Сибирь с лишением всех особенных прав и преимуществ».

Также семейное право определяло личные права супругов (например, обязанность мужа любить жену, содержать ее по состоянию и возможности своей, а обязанность жены - повиноваться мужу, почитать его и неограниченно слушать его и оказывать всякое угождение) и права супругов на имущество. В частности, браком не составлялось общего владения в имуществе супругов, «каждый из супругов может иметь и вновь приобретать отдельную свою собственность». Из этого вытекало право супругов распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, независимо друг друга. Тем не менее, имущественная независимость жены наталкивалась на сохраняющуюся по традиции семейную власть мужа.

Также определялись права и обязанности детей и обязанности детей. (дети имели только обязанности по отношению к родителям). Данные нормы, как правило, основывались на традиционном (обычном) праве. Власть родителей над детьми подразделялась на личную родительскую власть и власть родительскую по имуществу. Нововведением в этих отношениях, пожалуй, являлось издание правил об узаконении незаконнорожденных детей через последующий брак.

Семейное право предусматривало нормы об опеке и попечительстве над несовершеннолетними и «об опеке над безумными, сумасшедшими, глухонемыми и немыми». Обязанность опекунов заключалась: 1) «в попечении об особе малолетнего»; 2) «в управлении его имуществом» (ст.262 Свода). Опека над глухонемыми и немыми осуществлялась до достижения ими двадцати одного года, после отменялась, если глухонемой или немой могли свободно изъяснять свои мысли и изъявлять свою волю (ст.381 Свода).

2.2 Имущественное право второй половины XIX в.

Объектом имущественного права второй половины XIX в. выступали общественные отношения по поводу приобретения или отчуждения имущества. Предметом этих отношений являлось имущество:

недвижимое, движимое, разделенное, неразделенное, благоприобретенное, родовое;

государственное, удельное, имущество, принадлежащее разным установлениям, общественных и частных;

В качестве субъектов имущественного права выступали:

) в части владения государственным имуществом - самодержавная власть Императорского Величества;

) в части владения удельным имуществом - члены Императорского дома;

) в части иного имущества: члены Императорского дома, дворцовые управления; казна; дворянские общества; города и городские общества; сельские общества, а также земские учреждения; епархиальные начальства, монастыри и церкви; кредитные установления; богоугодные заведения; ученые и учебные заведения; частные лица; сословия лиц, как то товарищества, компании, конкурсы.

В отличие от современного российского гражданского законодательства, во второй половине XIX в. наследственное право не было выделено в отдельную дисциплину, а входило, как составная часть, в имущественное право.

Наследственное право было одним из важнейших факторов, влиявших на перераспределение имущества и капиталов. Сохранившиеся ограничения (в отношении родовых и майоратных земель, заповедного имущества) существенно ограничивали свободу этого перераспределения. При отсутствии завещания или его недействительности вступало в силу право наследования по закону, который включал ряд архаичных моментов. В частности, это было ограничение наследования женщин по нисходящей линии и устранение женщин от наследования по боковой линии при наличии наследников-мужчин, и т.д.

Свобода завещания оставалась неограниченной обязательной долей законных наследников, из массы наследников не выделались легатарии. Сохранялся строгий порядок ответственности наследников по долгам наследодателя, однако отсутствовали гарантии интересов кредиторов при отказе наследника от наследства.

Помимо приобретения имущества путем наследования, предусматривалось также право приобретения имущества через:

) дарование «от Императорского Величества именным Высочайшим указом недвижимого имущества» (ст.934 Свода);

) дарение; выдел части имущества; получение имущества в приданое;

) выкуп части проданного имущества; мену; куплю и др.

2.3 Обязательственное право второй половины XIX в.

Основаниями для возникновения обязательств служили: договор, «как бы договор» (промежуточная форма), правонарушение, как бы правонарушение», «прочие факты». Предметом договора являлись имущества или действия лиц (ст.1528 Свода), «цель его должна быть непротивна законам, благочинию и общественному порядку».

В зависимости от возникающих договорных отношений, применялись следующие виды договоров: подряда, поставки, казенного подряда, имущественного найма (допускалась аренда предприятий на срок до тридцати шести лет), займа, ссуды (под шесть процентов), товарищества (полного, на вере, на паях). В 1870 г. приняты положения об акционерных компаниях, о страховании, личном найме, доверенности или поручительстве.

Обеспечение обязательств осуществлялось посредством задатка, залога, неустойки, поручительства. Специфическими договорами были договор запродажи и мировая сделка. В частности, «договором запродажи одна сторона обязывается продать другой к назначенному времени недвижимое или движимое имущество» (ст.1679 Свода). Данная сделка заключалась только в письменной форме без взыскания по ней крепостных пошлин.

Договоры могли заключаться в разных формах: крепостным порядком, засвидетельствованием «у крепостных дел» или «у дел маклерских», домашним порядком.

2.4 Иное право, связанное нормами с гражданским законодательством второй половины XIX в.

Императорская Россия была аграрной страной, поэтому в Своде законов гражданских уделялось много внимания землеустройству, в частности, вопросам межевания, которое находилось под контролем в Межевом ведомстве - предшественнике современного Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, - состоящим из межевых контор. Свод Законов Межевых, как и современный Земельный кодекс РФ, был выделен в отдельную отрасль права, но его нормы тесно связаны с нормами обязательственного и имущественного права. Например, как норма, определяющая порядок размежевания земель, «принадлежащих таким малолетним, над которыми опека поручается членам Межевых Канцелярии и Контор».

Уже в начале XIX в. из сферы гражданского права начинают выделяться торговое, вексельное и другие отрасли права. Тогда же начинают формироваться специальные коммерческие суды (например, в Одессе, Москве, Таганроге), разрабатывается коммерческий Устав.

В 1887 г. была издана новая редакция Торгового устава (входившего в состав Свода законов в виде Учреждений и уставов торговых). В ней были выделены самостоятельные постановления о векселях, правила торгового судопроизводства. Устав перестал быть сословно-купеческим законом. В торговых судах стали применять кроме торговых законов, торговые обычаи. В Торговом уставе регламентировались порядок найма работников, дача торговых поручений, образование торговых товариществ.

Задача

В августе 1917 г. военно-революционный суд рассматривал дело по обвинению солдата Сидорова, который оскорбительно высказывался об отдельных членах буржуазного Временного правительства. Командир дивизии требовал применить к Сидорову смертную казнь. Основывается ли это требование на законе? Правомерно ли рассмотрение этого дела военно-революционным судом?

Требование смертной казни для рядового Сидорова не правомерно, поскольку не основано на Постановлениях Временного Правительства от 29.07.1917г. «О созыве Государственного совещания в Москве 12-14 августа, восстановлении смертной казни на флоте, создании военно-революционных морских судов» и от 29.06.1917 «Об изменении и дополнении постановления о восстановлении смертной казни и учреждении военно-революционных судов». В соответствии с данными Постановлениями смертная казнь предусматривается за военную государственную измену; побег к неприятелю, самовольное оставление своего места во время боя и уклонение от участия в бою; за подговор, подстрекательство и возбуждение к сдаче, бегству или уклонению от сопротивления противнику; за сдачу в плен без сопротивления; за самовольную отлучку с караула или вахты в виду неприятеля; за насильственные действия против начальников из офицеров и матросов; за сопротивление исполнению боевых приказаний и распоряжений начальника, явное восстание и подстрекательство к нему; за нападение на часового или военный караул, вооруженное им сопротивление или умышленное убийство часового; за умышленное убийство, изнасилование, разбой и грабеж лиц в войсковых районах, подчиненных командующему флотом; за шпионаж.

Однако дело рядового Сидорова подлежит рассмотрению Военно-революционным судом, поскольку его преступление предусмотрено ст.ст.97, 100 Воинского устава о наказаниях, в соответствии с которыми подлежат наказанию нижние чины за оскорбление на словах чиновника военного ведомства «во время исполнения последним обязанностей службы». За указанное преступление предусмотрены следующие наказания: содержание на гауптвахте; одиночное заключение в военной тюрьме; перевод в разряд оштрафованых.

Воинский Устав о наказаниях не был отменен после февралького переворота 1917г. и на его нормы имеются ссылки в Постановлениях Временного Правительства.

Список использованных источников

1.Артикул воинский от 25.04.1715 г., с кратким толкованием. Напечатан повелением его Императорского величества. - 2-е тиснение. - СПб.: Императорская Академия наук, 1735. - 255 с.

.Воинский устав о наказаниях (XXII кн. Св. Воен. Пост. 1869г., изд.2): Со включением всех позднейших узаконений, последовавших в изменение текста сего Устава. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - СПб.: Военная типография (в издании Главного штаба), 1899. - 124 с.

.Инструкции и Артикулы военные: надлежащие к Российскому флоту. По повелению царского величества от апреля 1710г. - М: Московский печатный двор, 1710. - 32 с.

.Постановление Временного Правительства от 29.07.1917г. «О созыве Государственного совещания в Москве 12-14 августа, восстановлении смертной казни на флоте, создании военно-революционных морских судов». - Режим доступа: #"justify">.Свод законов Российской Империи. В пяти книгах. Книга третья / Под ред. и с примеч. И.Д. Мордухай-Болтовского. - Издание неофициальное. - Т.X. - СПб: Русское книжное товарищество «Деятель», 1912. - 385 с.

.Реформы Петра I. Сборник документов: Регламент или устав главного магистрата, 16 января 1721 / Сост. В.И. Лебедев. - М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1937.

.Устав воинский от 30.03.1716 (ст. стиль) «О должности генералов-фельдмаршалов, и всего генералитета, и протчих чинов, которые при войске надлежат быть, и оных воинских делах и поведениях, что каждому чинить должно». - 4-е тиснение. - СПб.: Императорская Академия наук, 1776.-120 с.

.Бондаренко Е.Ю.. История государственного управления России. - Владивосток, 2001. - 118 с.

ено н

Похожие работы на - Военная и полицейская реформы Петра I

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!