Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенный период

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,59 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенный период














РЕФЕРАТ

ПО

ИСТОРИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

на тему: СИСТЕМА ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

ПЛАН

Введение

Глава 1. Основные задачи и изменения в системе исправительно-трудовых учреждений

.1Задачи и проблемы, возникшие в послевоенные годы

.2Изменения в системе исправительно-трудовых учреждений

.3Амнистия 1953 года

Глава 2.Исправительно-трудовые учреждения

.1 Внутренняя структура лагерей

.2 Система нормативно-правовых актов для итк

.3 Создание нового вида итк колоний-поселений

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что изучение исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы помогает понять: как была организована структура лагерей, какие задачи им ставились, каков порядок образования этих учреждений, каков был порядок поощрений и наказаний для заключенных, наконец, какими методами происходит перевоспитание заключенных и т.д.

Изучение в процессе выполнения письменной работы проблемы исправительных учреждений приобретает теоретическое и практическое значение. От того, как организованы исправительно-трудовые учреждения, зависит эффективность перевоспитания осужденных, уровень преступности, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема исправительно-трудовых учреждений имеет весьма существенный аспект.

Исправительно-трудовые учреждения в содержательном отношении выступают в разных аспектах. Во-первых, это защита диктатуры пролетариата и осуществляемого им социалистического строительства от посягательств со стороны классово-враждебных элементов. Во-вторых, это политико-воспитательная работа. В-третьих, это приспособление к условиям трудового общежития путем направления труда заключённых на общеполезные цели.

Над таким же вопросом работали многие люди: Портной Н. Б., Кузьмин С. И., Мотревич В.П., Смыкалин А.С.,Рассказов Л. П., Упоров И. В. и др. именно на их труды я основывался создавая реферат.

Таким образом, в своём реферате я попытаюсь раскрыть основные задачи, проблемы и изменения в исправительно-трудовых учреждениях возникшие в послевоенные годы.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКШИЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

С окончанием войны ставилась задача по улучшению условий содержания заключенных. Если во время войны в силу ряда объективных причин НКВД СССР было вынуждено мириться с недостатками в режиме и быте заключенных, то дальше такое положение признавалось нетерпимым. На это обращалось внимание министров внутренних дел союзных республик, начальников УВД краев и областей на совещании в марте 1946 года.

В директиве МВД СССР (как стал называться бывший наркомат внутренних дел) по вопросу улучшения условий заключенных, отбывающих наказание в ИТЛ и колониях, подчеркивалось, что их "содержание, быт, режим, труд, медико-санитарное обслуживание и перевоспитание на основе приобщения к общественно полезному труду должно соответствовать основным принципам исправительно-трудовой политики, советского законодательства". Определенную роль в реализации отдельных положений этой директивы сыграл прокурорский надзор за деятельностью администрации ИТУ, которая по материалам проверок обязывалась сообщать о принятых мерах в ГУЛАГ и прокуратуру.

Трудности, сложившиеся с обеспечением заключенных продовольствием и вещевым имуществом, побудили руководство МВД СССР войти с ходатайством в Совет Министров СССР о разрешении получать вещевые и продовольственные посылки заключенным. Поставленный вопрос решился положительно.

Заключенным, которые отбывали наказание на Севере, в Сибири, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане разрешалось получать без ограничения продуктовые и вещевые посылки и передачи, в том числе и лицам, осужденным на каторжные работы в период их содержания на пересыльных пунктах.

В послевоенные годы введенный в связи с чрезвычайными условиями войны единый (строгий) режим не отвечал характеру исправительно-трудовой политики. Фактически единый правовой статус необоснованно распространялся на всех заключенных, независимо от характера совершенного ими преступления, числа судимостей, поведения в местах лишения свободы (за исключением приговоренных к каторжным работам).

В 1947 году принимаются меры по реорганизации режима и дифференциации контингента, что нашло закрепление в Инструкции по режиму содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР. Инструкция не просто восстанавливала довоенный порядок содержания заключенных (общий и усиленный режим), но и вводила некоторые элементы прогрессивной системы отбывания наказания, что для того времени имело немаловажное значение. В частности, заключенные, содержавшиеся в ИТУ усиленного режима, могли переводиться в порядке поощрения по отбытии 1/3 срока наказания в ИТУ общего режима. В то же время злостных нарушителей режима направляли на срок до 3 месяцев в центральную штрафную колонию или лагерный пункт, имевшийся в каждом ИТЛ, УИТЛК, ОИТК.

Инструкция предусматривала раздельное содержание четырех категорий осужденных: за преступления контрреволюционного порядка, бандитизм, по указам Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. и от 26 декабря 1941 г., все остальные. В отличие от довоенных инструкций всем осужденным в установленном порядке гарантировалось право на свидание с родственниками. На общем режиме число свиданий не ограничивалось.

После истечения 1/3 срока осужденные получили возможность пользоваться такими льготами, как представление к снижению срока наказания или условно-досрочное освобождение особым совещанием по ходатайству администрации, освобождение на 10 дней в год от работы; возможность занимать должности инженерно-технических работников и назначаться в самоохрану. В качестве положительного следует отметить ограничение права администрации применять взыскания к осужденным, что в определенной степени смягчало произвол по отношению к нарушителям установленного порядка.

В целом положительное значение инструкции не вызывает сомнения, вместе с тем она содержала ряд ошибочных положений. Фактически в штрафных лагерных пунктах (колониях) совместно содержались переведенные с разных видов режима нарушители установленного порядка в ИТУ и лица, совершившие уголовные преступления, в том числе и тяжкие. Вызывает сомнение и практика перевода таких заключенных в подразделения общего и усиленного режима, так как за это время они вряд ли могли исправиться.

Повышенная опасность контингента требовала соответствующих условий содержания. Осужденные размещались в специально оборудованных бараках с решетками на окнах, "глазками" в дверях и другими приспособлениями, запиравшимися в ночное время на замок, не подлежали расконвоированию, были ограничены в переписке и свиданиях (могли отправлять одно письмо в три месяца и иметь два свидания в год с родственниками продолжительностью от 1 до 3 часов), пользовались безналичным расчетом и могли приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на сумму 25 рублей, несли повышенную дисциплинарную ответственность. Их запрещалось выводить на объекты работы вместе с вольнонаемными сотрудниками и с заключенными, содержащимися на других видах режима.

К заключенным применялись следующие виды взыскания: лишение права приобретать продукты питания на срок до трех месяцев; лишение права на переписку с родственниками на срок до одного года; водворение в карцер на срок до 15 суток, а при повторном нарушении режима - перевод на штрафной режим на срок до двух месяцев. При обнаружении в бараках запрещенных предметов (если их владельцы не установлены) все заключенные барака переводились на штрафной паек сроком на пять суток с выводом на работу. Лица, переведенные на штрафной режим, содержались в камерах по 10-15 человек. Они не имели права выходить из камер, им запрещалось курить, получать посылки. Применялись повышенные меры безопасности в виде конвоирования осужденных на работу и с работы в наручниках. Если и это не оказывало на осужденных должного воздействия, то ставился вопрос о переводе их в тюрьму.

Число осужденных в лагерях за предвоенные и военные годы достигло самой низкой отметки. По состоянию на 1 января 1946 года в них содержалось 600897 человек. Однако прогнозы на дальнейшее снижение численности оказались несостоятельными. Этому были свои причины.

Значительное количество активных пособников гитлеровцев "растеклось" по стране. Пытаясь скрыть свое прошлое, многие из них предпочитали быть осужденными за уголовные преступления.

Рост уголовной и политической преступности происходил в основном за счет населения республик и областей, находившихся в оккупации. Этому способствовала ликвидация националистических бандитских формирований в западных областях Украины, Белоруссии и в Прибалтийских республиках. На увеличение количества и изменение качественного состава заключенных оказали влияние миграция населения (возвращение эвакуированных, демобилизованных, репатриантов), наличие у граждан большого количества огнестрельного оружия, детская беспризорность и безнадзорность. Свою роль сыграло и изменившееся уголовное законодательство, особенно указы 1947 года: "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества", "Об усилении охраны личной собственности граждан" и другие правовые акты, которые предусматривали наказание в виде лишения свободы до 25 лет. Применение этих законодательных актов привело к увеличению числа осужденных в местах лишения свободы.

В результате действия указанных факторов среди заключенных образовалась довольно значительная прослойка лиц, имеющих сроки наказания от 10 до 25 лет. Усложнение контингента в послевоенный период потребовало улучшения качественного состава работников ИТУ. В этом направлении были предприняты необходимые меры, что позволило заменить или уволить всех лиц, не соответствующих своему назначению. В 1947 году было принято и специальное решение, направленное на укрепление органов внутренних дел людьми, способными выполнять поставленные перед ними задачи.

1.2ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

К концу 40-х годов существенным образом изменился состав заключенных в местах лишения свободы. Подавляющее большинство из них содержалось за совершение уголовных преступлений. В изменившихся послевоенных условиях переставали отвечать требованиям исправительно-трудовой политики многие порядки, установившиеся в годы войны. Но прежде чем приступить к обновлению правовой базы деятельности мест лишения свободы, следовало определить основные задачи Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР. В июле 1949 года было утверждено новое Положение о Главном управлении, в котором в качестве основных задач определялись: исполнение приговора, организация охраны, исправление и перевоспитание заключенных на основе приобщения к общественно полезному труду. Названные задачи требовали подчинения основных средств исправительно-трудового воздействия достижению цели исправления и перевоспитания заключенных, пересмотра всей нормативной базы, регулирующей деятельность администрации ИТУ.

Отмена смертной казни в стране существенным образом повлияла на осложнение обстановки в местах лишения свободы. К междоусобным "войнам" среди воровских группировок заключенных различной окраски добавились массовые вооруженные побеги с нападением на охрану и ее разоружением. В условиях отсутствия сдерживающего фактора в виде высшей меры наказания за убийство заключенных на почве вражды между группировками "воров в законе" и "отошедших" заставляло руководство ГУЛАГа искать выход из положения. Этим целям послужила начавшаяся дифференциация контингента. В феврале 1948 года Совет Министров СССР принял постановление "Об организации лагерей и тюрем для содержания особо опасных категорий преступников", в развитии которого МВД СССР приняло решение по организации особых тюрем (Владимирская, Александровская, Верхнеуральская), предназначенных для содержания шпионов, диверсантов, националистов, белоэмигрантов, а также лиц, считавшихся троцкистами, правыми, меньшевиками, эсерами, анархистами, участниками других антисоветских организаций и групп.

марта этого же года принимается совместное решение МВД, МГБ и Генерального прокурора СССР "Об организации особых лагерей и тюрем МВД для содержания особо опасных государственных преступников и о направлении последних после отбытия наказания в ссылку на поселение под надзор органов МГБ". Для размещения спецконтингента на базе существующих ИТЛ было создано пять особых лагерей: Минеральный, Горный, Дубравный, Степной и Береговой.

В декабре 1948 года было принято решение и об организации специальных лагерных подразделений строгого режима в ИТЛ и УИТЛК МВД-УВД, предназначенных для содержания наиболее опасных категорий лиц, осужденных за общеуголовные преступления. Сюда подлежали направлению осужденные за бандитизм, вооруженный грабеж, неоднократно судимые, поступающие из тюрем осужденные в период отбывания наказания в местах лишения свободы за бандитизм, умышленное убийство, разбой и побеги.

Практика показывала, что значительный рост численности осужденных сводил на нет усилия администрации ИТЛ по улучшению быта, досуга, медицинского обслуживания, режима, трудового использования, воспитательной работы. Материально-бытовое положение заключенных осложнялось внутрисоюзными перебросками их с одних производственных объектов на другие. Создание бытовых условий отставало от решения производственных задач. К тому времени, когда создавались нормальные жилищные условия, заканчивалось строительство и осужденных вывозили на новые объекты, где все приходилось создавать заново.

Введение в 1947 году системы зачета рабочих дней в срок отбытого наказания в отдельных ИТЛ в значительной степени способствовало повышению производительности труда заключенных, но полностью проблемы не решало. Требовалось добиться включения каждого заключенного в трудовые процессы, а для этого следовало изыскать новые возможности стимулирования их труда. Острота вопросов, связанных с улучшением использования контингента в трудовых процессах, ростом производительности труда, повышением производственной квалификации заключенных и созданием заинтересованности в результатах труда, предопределила принятие в 1950 году Советом Министров СССР постановления об оплате труда заключенных, за исключением приговоренных к каторжным работам.

Оплата труда вводилась исходя из пониженных тарифных ставок и должностных окладов, с применением сдельно-премиальной и сдельно-прогрессивной систем, установленных для рабочих и служащих соответствующих отраслей. Из заработной платы удерживалась стоимость содержания заключенного, иски по исполнительным листам, алиментам и т.д., но не менее 10 процентов (гарантированный минимум) должно было оставаться в его распоряжении.

Постановлением предусматривалась организация торговой сети и общественного питания для заключенных, предоставление хорошо работающим за плату возможности приобретать в буфетах, столовых продукты питания сверх гарантированных норм. Устанавливалась повышенная оплата труда бригадирам.

Развернувшаяся в послевоенные годы борьба между различными преступными группировками заключенных серьезно осложняла работу администрации по наведению порядка в ИТУ. В целях нормализации обстановки в местах лишения свободы МВД СССР в 1952 году внесло в Совет Министров СССР предложение о нераспространении Указа Президиума Верховного Совета СССР об отмене смертной казни в отношении заключенных, совершающих бандитские действия в лагерях и колониях. В то же время МВД СССР требовало от министров внутренних дел союзных и автономных республик, начальников ИТЛ использовать существующие возможности для воздействия на бандитствующие элементы: переводить их в подразделения строгого режима, тюрьмы; усиливать надзор; принимать меры по изоляции враждующих между собой заключенных; отделять осужденных из числа бывших работников правоохранительных органов и лиц, отчисленных из самоохраны, от других осужденных.

По ходатайству МВД СССР Президиум Верховного Совета СССР 13 января 1953 г. издал Указ "О мерах по усилению борьбы с особо злостными проявлениями бандитизма среди заключенных в исправительно-трудовых лагерях". Однако, как показала практика, покончить с бандитизмом среди заключенных посредством усиления уголовной ответственности не удавалось. Руководство ГУЛАГа объясняло это исключительно редкими случаями осуждения заключенных, совершивших бандитские действия в ИТЛ, к высшей мере наказания. В 1953 году из осужденных за бандитизм 2167 заключенных к высшей мере наказания было приговорено только 11 человек. Приговоры, предусматривающие высшую меру наказания, длительное время находились на утверждении вышестоящих судебных инстанций, что снижало эффективность карательной политики в части наведения порядка в лагерях.

1.3АМНИСТИЯ 1953 ГОДА

В 1953 году произошло особо значимое событие для мест лишения свободы в связи с массовым освобождением осужденных за уголовные преступления по амнистии, объявленной Указом ПВС СССР от 27 марта 1953 года. Следует отметить, что при подготовке амнистии, затронувшей значительную часть осужденных, не были предусмотрены меры по нейтрализации отрицательных последствий, которые свойственны каждой амнистии. Часть освобожденных не имела места жительства, утратила социальные связи с родственниками. Вопросы трудового и бытового устройства заранее не решались. Некоторые из амнистированных, оказавшись на свободе и не получая помощи от государственных органов в решении социально-бытовых и трудовых вопросов, не имея средств к существованию на первое время после освобождения, были вынуждены вновь становиться на путь совершения преступлений.

Указ не распространялся на лиц, репрессированных или осужденных за контрреволюционные преступления, и это не случайно. У власти продолжали оставаться руководители, которые в той или иной степени были причастии к репрессиям.

июня 1953 года Совет Министров СССР принял постановление, в соответствии с которым ГУЛАГ был выведен из подчинения МВД и стал входить в состав Министерства юстиции. В союзных и автономных республиках, краях и областях управления исправительно-трудовых лагерей и колоний и отделы исправительно-трудовых колоний включались в состав министерств и управлений юстиции в качестве их структурных подразделений. Вскоре практика показала ошибочность принятого решения, и поэтому постановлением Совета Министров СССР от 21 января 1954 года они были возвращены в систему МВД СССР.

Поспешно проведенная амнистия в 1953 году имела ряд отрицательных последствий, непосредственно касающихся ИТУ. В связи с перемещением оставшихся в заключении лиц и ликвидацией многих лагерей и колоний увеличилась концентрация осужденных за наиболее опасные преступления; активизировали преступную деятельность лица, к которым амнистия не была применена.

За то короткое время, когда места лишения свободы находились в составе Министерства юстиции СССР, многие десятки тысяч квалифицированных сотрудников ИТУ перешли на работу в другие ведомства, что негативно сказалось на кадровом составе сотрудников мест заключения.

Глава 2. ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1 ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ЛАГЕРЕЙ

Проведенная в 1955 году проверка работы ряда лагерей и колоний показала, что не везде были полностью решены вопросы раздельного содержания контингента по видам режима. Режим, состояние политико-воспитательной работы, дисциплина среди заключенных не отвечали требованиям нормативных актов МВД СССР.

Серьезные нарушения Положения о лагерях и колониях были допущены в ряде мест при организации подразделений облегченного режима. При переводе на этот режим заключенные часто оказывались в худших условиях. Дело доходило до того, что многие из них отказывались переходить в такие подразделения, поскольку бытовые условия в них были значительно хуже, чем в подразделениях общего и даже строгого видов режима.

Многочисленные нарушения заключенными внутреннего порядка и дисциплины в лагерях объяснялись прежде всего отсутствием постоянного надзора за ними. Администрация нередко находилась в жилой зоне лишь в дневное время, после вывода заключенных на работу. В вечернее время, а тем более в ночное, заключенные были предоставлены самим себе, оставаясь вне контроля. Дежурство работников администрации внутри жилых зон с целью обеспечения внутреннего распорядка во многих случаях не было организовано.

Работники отдельных лагерных подразделений проявляли нерешительность и боязнь в тех случаях, когда надо было принимать своевременные и необходимые меры в отношении нарушителей режима. Верхушка, главари-рецидивисты пользовались трусостью и бездеятельностью администрации. Дело доходило до того, что в отдельных лагерных пунктах хозяевами положения были убийцы, воры, а не администрация.

О неспособности отдельных руководящих работников в новых условиях выполнять ответственную задачу по поддержанию необходимого порядка в лагерях и колониях свидетельствуют факты обращения в высшие инстанции начальников отделений, лагерных пунктов с просьбой о направлении специальных групп "паханов" из рецидивистов для "наведения порядка". Попытки опереться в работе на уголовно-бандитствующий элемент и его силами поддерживать внутренний распорядок в лагерях являлись крайне опасными. По существу, это означало, что исправление заключенных подменялось расправой над ними со стороны уголовников. Такие факты являлись грубейшим нарушением законности, извращением исправительно-трудовой политики, пособничеством преступным элементам в совершении ими преступлений.

Стремление администрации изолировать друг от друга враждующие между собой группировки заключенных не только не приносило пользы, но, наоборот, приводило к разжиганию вражды между ними. Как указывалось в обзоре "О борьбе с воровскими группировками в Красноярском ИТЛ МВД СССР", отрицательную роль в деятельности учреждения сыграли указания вышестоящих органов, которые вместо выработки мероприятий по борьбе с воровскими группировками рекомендовали администрации ИТУ учитывать наличие вражды между группировками и в работе исходить из этого. В противном случае следовали дисциплинарные меры.

Мероприятия по совершенствованию режима отбывания наказания, организация наступательной политико-воспитательной работы, а также комплекс мер по разложению воровских группировок, наряду с усилением борьбы с преступными проявлениями, осуществляемыми в ИТУ, вызывали противодействие со стороны наиболее отрицательно настроенной части заключенных. В изменившихся условиях они лишались возможности безнаказанно грабить и притеснять заключенных, паразитировать за счет их труда, пользоваться в лагерях привилегиями, которые сами себе создали.

В 1955 году ГУМЗ МВД СССР возглавил С. Г. Серебряков, с именем которого связана ликвидация системы лагерей, переход к исполнению наказаний в НТК, борьба и последующая ликвидация уголовно-бандитствующих группировок среди осужденных.

В 1956 году вносятся изменения в порядок назначения строгого вида режима вновь осужденным и подлежащим этапированию из следственных изоляторов в ИТЛ и колонии. Решение этого вопроса возлагалось на постоянно действующие комиссии под председательством заместителей министров внутренних дел союзных республик, заместителей начальников УВД крайоблисполкомов, курирующих исправительно-трудовые учреждения.

Усиление изоляции уголовно-бандитствующих лиц и рецидивистов в специальных лагерных пунктах строгого режима УИТЛ и ОИТК, создание для них условий, исключающих возможность вести паразитический образ жизни за счет честно работающих осужденных, заставили их искать выход из складывающегося положения, тем более что в силу преступного поведения к ним не применялось досрочное освобождение. Соответственно начинает меняться тактика их поведения. Эта категория стала создавать видимость лояльного поведения, стремления искупить вину перед обществом. Подавляющее большинство начали выходить на работу и даже выполнять установленные нормы выработки. На воровских сходках принимались решения хорошо себя вести и не допускать беспорядков. В то же время часть из них серьезно задумывалась о дальнейшей жизни, видя бесперспективность существования "воровской идеи".

2.2 СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ДЛЯ ИТК

Следует отметить, что за период с 1954-го по 1958 год было издано значительное число правовых актов, в которых нашли отражение произошедшие изменения в деятельности ИТУ. Вместе с тем был необходим единый научно обоснованный нормативный акт, который бы определял условия и порядок отбывания заключенными наказания и характер деятельности администрации по их исправлению и перевоспитанию. К разработке такого документа впервые за многие годы привлекалась советская общественность, представители суда и прокуратуры, сотрудники исправительно-трудовых учреждений, научные работники.

Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел СССР (1958 г.) и принятые тогда же Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик оказали заметное влияние на укрепление законности в деятельности ИТУ. Ограничивались функции администрации по досрочному и условно-досрочному освобождению заключенных. Решение этих вопросов стало компетенцией суда. Только суду предоставлялось право перевода заключенных при определенных условиях из колонии в тюрьму, из тюрьмы в колонию. Он же назначал подсудимому вид лишения свободы, а администрация ИТУ определяла конкретную колонию, в которой заключенному предстояло отбывать наказание.

Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (1958 г.) возродили практику максимальной экономии кары при определении меры наказания. Только за особо тяжкие преступления допускалось лишение свободы на срок до 15 лет. Это принципиально важное изменение в карательной политике указывало на усиление гуманных, воспитательных начал.

Принятие уголовных кодексов союзных республик с изменением санкций по составу ряда преступлений в меньшую сторону фактически привело к освобождению всех ранее осужденных на срок свыше 15 лет, если они его уже отбыли.

По иному законодатель подошел к вопросу о досрочном освобождении. В зависимости от совершенного преступления осужденные могли освобождаться условно-досрочно по истечении 1/2 или 1/3 установленного срока наказания.

Таким образом, в последующие годы в исправительно-трудовые учреждения должны были поступать лица, приговоренные, как правило, на срок не более 10 лет. Перед практическими работниками ИТУ встала задача интенсификации воспитательных воздействий на заключенных с учетом изменившихся сроков наказания.

2.3 СОЗДАНИЕ НОВОГО ВИДА ИТК КОЛОНИЙ-ПОСЕЛЕНИЙ

исправительный трудовой лагерь колония

Отмена в начале 60-х годов условно-досрочного освобождения для части осужденных способствовала поиску альтернативы, способной при длительных сроках наказания стимулировать становление заключенных на путь исправления. С точки зрения адаптации этих лиц к условиям лишения свободы необходимо было найти такую форму досрочного освобождения, при которой осужденные определенную часть срока не отбытого наказания, находились бы под контролем государства. В 1962 году в Казахстане были созданы экспериментальные колонии-поселения. Опыт их работы нашел закрепление в изданном 26 июня 1963 г. Указе Президиума Верховного Совета РСФСР "Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления". Аналогичные указы были приняты затем в большинстве республик.

Решение о создании нового вида ИТК (колоний-поселений) свидетельствовало не только о гуманизме исправительно-трудовой политики, но и позволяло решать ряд принципиально важных вопросов. В частности, сократить число лиц, находящихся под охраной, увеличить занятость осужденных трудом в колониях закрытого типа, создать для правонарушителей благоприятные условия к постепенной адаптации на свободе. Колонии-поселения открывали перспективу для всех категорий осужденных, и прежде всего для тех, кто не подпадал под действие норм условно-досрочного освобождения. Условия содержания в колониях-поселениях позволяли не только вызывать осужденным семьи для совместного проживания, но и вступать в брак. Это решение соответствовало государственным и общественным интересам.

Крупномасштабное строительство новых народнохозяйственных объектов в различных районах страны, неудовлетворительное положение с трудоустройством осужденных в местах лишения свободы заставляло искать выход из положения. Опыт послевоенных лет по привлечению осужденных, отбывших часть срока наказания, на строительство промышленных объектов был положен в основу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 марта 1964 года "Об условном освобождении вставших на путь исправления впервые осужденных с направлением их на стройки народного хозяйства". Действие указа не ограничивалось во времени, что позволяло работникам ИТУ использовать его как средство воздействия на заключенных.

На протяжении 60-х годов проводилась большая работа по кодификации исправительно-трудового законодательства, закончившаяся в 1969 году. В республиканских положениях об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах, принятых в начале 60-х годов, по-разному решались многие вопросы, в том числе и имеющие существенное значение для исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы. Впервые в истории государства в 1969 году был принят общесоюзный кодифицированный законодательный акт в области исполнения наказания - Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. Они устранили неоправданные различия в условиях отбывания наказания в союзных республиках, что сыграло важную роль в обеспечении единства и в совершенствовании исправительно-трудового законодательства. В течение 1970-1971 годов в соответствии с Основами и на их базе во всех республиках были подготовлены и утверждены исправительно-трудовые кодексы.

Таким образом, в области борьбы с преступностью, уголовной и исправительно-трудовой политики к концу 60-х годов сложилась принципиально новая по отношению к предшествовавшему периоду система мест лишения свободы, ведущее место в которой заняли исправительно-трудовые колонии. Эта система включала в себя колонии общего, усиленного, строгого и особого видов режима, колонии-поселения, воспитательно-трудовые колонии общего и усиленного режима, следственные изоляторы, тюрьмы, межобластные специальные больницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в послевоенный период задачи исправительно-трудовых учреждений не выполнялись в полном объёме. Происходило расслоение заключенных в зависимости от срока заключения, не редко оказывалось так, что вмести содержались осужденные за тяжкие преступления и за проступки.

Это способствовало развитию бандитизма в лагерях, который на то время принимал постоянный характер, так как наказание для лиц совершивших бандитские действия в лагерях применялось крайне редко из-за недостатков судебной системы.

Разгрузка ИТУ тоже ни к чему не привела, так как лица оказавшиеся на свободе не находили себе место, помощь от государства в трудоустройстве не оказывалась и им приходилось возвращаться обратно в места лишения свободы.

Появление новых видов лагерей значительно упростило существование заключенных. Многие пытались перевестись на более лёгкий режим, где они не работали на благо страны, а вели бы паразитический образ жизни.

Подводя итог можно сказать, что из всех задач исправительно-трудовых учреждений выполнялась только одна - это защита и общества от враждебно настроенных элементов и защита политического режима.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аладьина Л.С., Ковалев О.Г., Шабанов Г.Х.Российская уголовно-исполнительная система: исторические этапы формирования. - М., 2007.- 346 с.

.Лелюх В.Ф. Уголовно-исполнительная система: социальные проблемы реформирования- Кемерово, 2006.- 508 с.

.Оганесян С.М. Пенитенциарная система государства (историко-теоретический и правовой анализ) - СПб., 2005. - 554 с.

.Кузьмин С.И. Исправительно-трудовые учреждения в СССР (1917 - 1953 гг.) - М., 1991. - 506 с.

.Дементьев С.И. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря, колонии, тюрьмы. Краснодар. 1996. - 467 с.

.Рассказов Л. П., Упоров И. В. Использование и правовое регулирование труда осужденных в российской истории. - Краснодар, 2003. - 357 с.

.Уголовно-исполнительное право. Сборник нормативных актов. / Под редакцией П. Г. Пономарева. - Т.1. - М, 2003. - 511 с.

.Мотревич В.П., Смыкалин А.С., Суслов А.Б.Уральская историческая энциклопедия. Исправительно-трудовые учреждения. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В. В. Алексеев. 2000. - 436 с.

.История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7 тт. Т.3: Экономика Гулага. - М, 2005. - 649 с.

.Гулаг: Экономика принудительного труда / Под. ред. Л. И. Бородкина, П. О. Грегори, О. В. Хлевнюка. - М, 2008. -277с.

Похожие работы на - Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенный период

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!