Особенности назначения пенсии служащим УМВД России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    174,69 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности назначения пенсии служащим УМВД России

Содержание

 

Введение

Глава 1. Правовые регулирования пенсии за выслугу лет

§1. Понятие пенсии за выслугу лет и правовое регулирование

§2. Виды пенсии за выслугу лет и порядок ее назначения

Глава 2. Особенности назначения пенсии служащим УМВД России

§1. Расчет трудового стажа и особенности назначения пенсии за выслугу лет служащим системы УМВД

§2. Размеры индексации и перерасчет пенсии служащим УМВД.

Заключение

Список литературы и нормативно-правовых актов

Приложения

Введение


Актуальность темы исследования. Формирование в России демократического, правового, социального государства обусловило повышение интереса к правовому регулированию социальных отношений, особенно связанных с социальной защитой, поддержкой государством людей, подвергшихся воздействию таких социальных рисков, как старость, инвалидность, потеря кормильца.

Пенсионное обеспечение рассматривается как базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25-30% жителей любой страны, и косвенно всего трудоспособного населения.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема обеспечения достойного уровня пенсионного обеспечения граждан приобрела особенно важное значение в последнее время. Пенсионное обеспечение в России касается жизненно важных интересов более 38 миллионов человек - пенсионеров, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Отечественная государственная пенсионная система переживает кризис, связанный с ее реформированием, доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен.

Сложность и противоречивость норм законодательства о пенсионном обеспечении граждан обусловлены недоработками законодателей ввиду спешки реформирования и оставляют возможность для их произвольного толкования правоприменительными органами. В этих условиях совершенствование закона как средства защиты прав граждан является одной из приоритетных задач правового государства.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации проводится пенсионная реформа, основной идеей которой является применение накопительного принципа при реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, что повышает их пенсионное обеспечение. Однако, принятые в этой связи федеральные законы, направленные на совершенствование пенсионного обеспечения граждан России, не коснулись интересов пенсионеров МВД России, общее количество которых более 670 тысяч человек.

Полицейская реформа 2012 года несколько поменяла положение вещей. Хотя о первых ее итогах говорить рано, в работе будут рассматриваться вопросы так или иначе связанные с ее проведением.

Совершенствование пенсионного обеспечения и социальной защиты сотрудников МВД, является неотъемлемой частью социально-экономической политики государства. Реально действующая система социально-экономических гарантий лицам, уволенным со службы, и членам их семей в значительной мере определяет отношение общества к военнослужащим. Кроме того, одним из важнейших параметров, влияющих на боеготовность указанных подразделений, является проводимая государством политика в вопросах повышения престижа службы в полиции, формирование у граждан страны уважения к военной профессии.

Актуальность работы обусловлена так же и тем, что современные условия требуют постоянного реформирования пенсионного законодательства. С 1 января 2012 г. вступил в действие Федеральный закон РФ г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» существенно изменивший социальное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним граждан. Сотрудники полиции в данной ситуации не являются военнослужащими, однако в своих социальных правах они приравнены к ним.

Объектом дипломной работы выступают общественные отношения, возникающие в связи с пенсионным обеспечением сотрудников МВД и членов их семей.

Предметом исследования дипломной работы является нормы права социального обеспечения, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения сотрудников МВД и членов их семей.

Целью работы является комплексный анализ пенсионного обеспечения и условий назначения пенсии по выслуге лет, а так же применения действующего законодательства с учетом последних его изменений.

Для достижения поставленной цели предпринято решение следующих задач:

)   Изучить понятие пенсии за выслугу лет и порядок ее предоставления;

2)      Охарактеризовать виды и условия назначения выплаты пенсии за выслугу лет

)        Определить особенности расчета трудового стажа для назначения пенсии за выслугу лет служащим системы УМВД

)        Установить особенности установления размеров индексации и перерасчета пенсии служащим УМВД.

Степень разработанности темы исследования. Проблема правовых основ пенсионного обеспечения МВД России в целом и в частности в условиях перехода к рыночной экономике является относительно новой для отечественной юридической науки. Важное значение для написания работы имели труды ученых (С.С. Алексеева, В.М.Корельского, М.Н. Марченко, В.Д. Перевалова и др.), научные исследования в области конституционного и административного права (работы Д.Н. Бахраха, К.С. Вельского, И.В. Выдрина, А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина, И.В. Кулешова, В.М. Манохина, А.В. Москалева, В.П. Новоселова, А.Ф. Ноздрачева, П.И. Савицкого, М.С. Саликова, Ю.А. Тихомирова и др.), труды представителей науки трудового права и права социального обеспечения (B.C. Андреева, Е.И. Астрахана, Л.Ю. Бугрова, К.С. Батыгина, Ю.В. Васильевой, СЮ. Головиной, К.Н. Гусова, М. Л. Захарова, Р.И. Ивановой, Р.З. Лившица, СП. Маврина, Е.Е. Мачульской, М.В. Молодцова, Ю.П. Орловского, В.И. Попова, О В. Смирнова, В.Н. Скобелкина, Э.Г. Тучковой, М.Ю. Федоровой, Е.Б. Хохлова, В. Ш. Шайхатдинова и др.).

Методологической основой работы являются общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов: исторический подход; частно-научные методы: сравнительного правоведения, логический, технико-юридический и другие.

Информационной базой для диссертационного исследования послужили Конституция Российской Федерации, акты ООН, конвенции и рекомендации Международной Организации Труда, международные договоры и соглашения, федеральные конституционные и федеральные законы, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, постановления и определения Конституционного Суда России, практика судов общей юрисдикции, научная и учебная литература, статистические данные, опыт ряда зарубежных стран.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Глава 1. Правовые регулирования пенсии за выслугу лет

 

§1. Понятие пенсии за выслугу лет и правовое регулирование

пенсия выслуга индексация служащий

Пенсией за выслугу лет принято называть пенсию, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального трудового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. Применительно к пенсии за выслугу лет такой стаж часто именуется «выслугой», «стажем творческой работы» и т.п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда «стажевая», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой. Из этого можно сделать вывод, что законодатель не всегда придерживается точного разграничения этих двух видов пенсий.

Пенсии за выслугу лет введены не для всех работников, а лишь для отдельных категорий. Они устанавливались в разное время, некоторые даже задолго до пенсионной реформы 1956 г. Пенсии для работников просвещения, здравоохранения, летного состава, кадровых военнослужащих вводились на рубеже 30-х годов, раньше, чем были введены пенсии по старости для всех наемных работников. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина - стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Не было их и в ранее действовавшей Конституции. Теоретически введение пенсий за выслугу лет объясняется главным образом спецификой определенной деятельности, службы. После длительного выполнения напряженной и ответственной работы дальнейшее ее выполнение по различным причинам не всегда возможно и целесообразно, например, в связи с некоторыми обычными возрастными изменениями, психологической и эмоциональной перегрузкой, накопившейся за многие годы, и т.д. Цель пенсии за выслугу лет - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, в значительной степени компенсировать им утраченный заработок в связи с переходом на другую, как правило, нижеоплачиваемую работу либо с полным прекращением трудовой деятельности. Пенсии за выслугу лет типичны для кадровых военных, работников различных правоохранительных органов, летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторых работников транспорта (водителей локомотивов, судоводителей).

В России пенсия за выслугу лет для ряда категорий работников является основным видом пенсионного обеспечения, вместо пенсии по старости (например, для кадровых военнослужащих, служащих органов внутренних дел, работников летно-подъемного состава гражданской авиации и т.д.). Размеры таких пенсий выше, чем пенсий по старости. Для других граждан установление пенсии за выслугу лет не исключает в дальнейшем их переход на пенсию по старости, размер которой выше (работники просвещения, здравоохранения, артисты и др.).

Обычно пенсия за выслугу лет назначается при полной выслуге. Следовательно, нет полной выслуги, установленной законом, нельзя получить и пенсию за выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения. Продолжительность специального трудового стажа (выслуги), дающего право на пенсию за выслугу лет, в некоторых случаях различна для мужчин и женщин, а в некоторых одинакова.

Правовое регулирование назначения и выплаты пенсии за выслугу лет строится на десятках разноуровневых нормативных актов. Ключевой из них, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <#"725540.files/image001.jpg">

Если мы говорим о пенсии за выслугу лет в МВД России, то она действительно повысились в среднем в 1,6 раза. Было бы справедливо уточнить, что незначительную прибавку к пенсии получили бывшие сержанты, прапорщики, ушедшие на пенсию с минимальной выслугой лет (2023 года).

Рассмотрим пример применительно к этой категории пенсионеров. Нисковских Александр из Свердловской области уволился со службы в 40 лет в звании прапорщика милиции с должности милиционера с выслугой 20 лет. Размер его пенсии до января этого года составлял 5 тысяч 200 рублей, после перерасчета стал 6 тысяч 900 рублей. Как видим, сумма выросла, но незначительно.

Вместе с тем для пенсионеров, которые в трудоспособном возрасте уволились из органов внутренних дел и продолжают трудиться в гражданских организациях, с 1 января 2008 года законодательно урегулирован вопрос получения к пенсии за выслугу лет либо по инвалидности страховой части трудовой пенсии по старости. Она назначается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации при наличии трудового стажа не менее 5 лет и по достижении пенсионного возраста (для женщин 55 лет, для мужчин 60 лет).

Приведем пример расчета пенсии с 1 января 2012 года для старшего оперуполномоченного районного отдела внутренних дел, капитана полиции, уволенного со службы с выслугой 27 лет 6 месяцев, в которую включено обучение в высшем учебном заведении 2 года 6 месяцев, не входящее в стаж службы для процентной надбавки (то есть процентная надбавка будет определяться за 25 лет).

Оклад по должности 15 500 рублей.

Оклад по званию 11 000 рублей.

Процентная надбавка за выслугу 25 лет (40%) 10 600 рублей.

Итого: 37 100 рублей.

100 х 54% = 20 034 рубля это денежное довольствие для исчисления пенсии.

За 27 лет пенсия назначается в размере 71% (за 20 лет 50% плюс за каждый год 3% (7 х 3 = 21)).

Пенсия составит 20 034 х 71% = 14 224 рубля 14 копеек.

Приведем пример расчета пенсии для Начальника районного отдела (милиции, полиции), полковник, выслуга лет - 32 года.

должностной оклад - 21000

звание - 13000

надбавка 40 % - 13600

Всего денежного довольствия: 47600

Итого: 47600 х 54% х 85% = 21848,40

Приведем пример расчета пенсии для Старшего оперуполномоченного ОВД, майор, выслуга лет - 24

должностной оклад - 15500

звание - 11500

надбавка 30 % - 8100

Всего денежного довольствия: 35100

Итого: 35100 х 54% х 62% = 11751,48

Приведем пример расчета пенсии для Зам. командира взвода, старший прапорщик, выслуга лет - 22

должностной оклад - 12500

звание - 8500

надбавка 30 % - 6300

Всего денежного довольствия: 27300

Итого: 27300 х 54% х 56% = 8255,52

Приведем пример расчета пенсии для Милиционера (полицейский), прапорщик (районы области) календарная выслуга лет - 18, льготная - 20

должностной оклад - 9000

звание - 8000

надбавка 25 % - 4250

Всего денежного довольствия: 21250

Итого: 21250 х 54% х 50% = 5737,50

Следует также иметь в виду, что выслуга лет для назначения пенсии и стаж службы для установления процентной надбавки за выслугу лет могут быть разными, так как порядок их исчисления различный. В связи с тем, что, как правило, в стаж службы для определения процентной надбавки включаются только периоды службы, исчисленные календарно, то этот стаж меньше, чем выслуга лет для назначения пенсии.

К сожалению, имеется категория пенсионеров, которым пенсия с 1 января 2012 года не повысилась. Это члены семей погибших и умерших, а также инвалиды III группы от заболевания, полученного в период службы. Как правило, это лица рядового и младшего начальствующего состава и члены их семей. В системе МВД России на пенсионном обеспечении состоит порядка 35 тысяч таких пенсионеров.

Пенсия по случаю потери кормильца за умершего сотрудника и по инвалидности III группы исчисляется в размере 30 процентов от денежного довольствия, за погибшего 40 процентов. В натуральном выражении до 1 января 2012 года данные размеры составляли 1770 рублей и 2360 рублей соответственно. Вместе с тем им выплачивались пенсии в установленном законодательством минимальном размере 5767 рублей для умерших и инвалидов и 7356 рублей для погибших. С 1 января с учетом повышенных окладов фактические размеры вышеуказанных пенсий составили: 3159 рублей и 4212 рублей. Поскольку эти размеры ниже существующих минимальных, то для данной категории сохранен ранее получаемый уровень пенсий.

с 01.01.2014 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента» Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 60,05%

с 01.10.2013 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и подпунктом «г» пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604.Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 58,05%

с 01.04.2013 г. произведен перерасчет надбавок к пенсиям, повышений пенсий и пенсий, рассчитанных из РРП, в связи с ежегодной индексацией размера социальной пенсии (Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 №281). Размер социальной пенсии с 01 апреля 2013 года составляет 3 692 руб. 35 коп.

с 01.01.2013 г. произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента». Денежное довольствие, учитываемое для исчисления пенсий, повышено до 56%.

Заключение


В настоящее время многие развитые страны сталкиваются с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие размеры пенсий, увеличение пенсионной нагрузки на работающее население, неустойчивость пенсионных систем, отсутствие достаточного обеспечения финансовыми средствами - все это говорит о необходимости серьезного реформирования систем пенсионного обеспечения в этих государствах.

Схожие проблемы существуют и в России, а направления дальнейшего совершенствования российской пенсионной системы являются предметом оживленных дискуссий. Это связано с тем, что "проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным вопросам жизнедеятельности нескольких поколений, а поэтому требует применения подходов и методов, более сложных по характеру, чем те, которые применяются для решения текущих проблем".

Эти вопросы актуальны и для системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в правоохранительных органах, в частности для пенсионеров полиции, в связи с тем, что органы внутренних дел Российской Федерации являются частью общественного сектора и в отношении пенсионеров правоохранительных органов государство имеет такие же обязательства, как и для общегражданских пенсионеров. Особое значение эти вопросы имеют в контексте глубокой модернизации МВД России, создания нового правоохранительного института - полиции и формирования новой законодательной базы о функционировании этого института.

На протяжении многих лет пенсионеры системы МВД России в социально-экономическом и правовом отношении относились к категории граждан, надежно защищенных со стороны государства. Считалось, что уровень пенсий бывших сотрудников правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, гораздо выше, чем гражданского населения, а система их пенсионного обеспечения является привилегированной.

Действительно, сотрудники правоохранительных органов выходят на пенсию гораздо раньше, чем большинство других категорий работников; длительное время размеры их пенсий в значительной степени превышали размеры общегражданских пенсий; индексация пенсий проводится регулярно одновременно с повышением денежного довольствия действующих сотрудников. Тем не менее с начала 2000-х гг. наблюдается тенденция снижения уровня жизни пенсионеров МВД России: соотношение средних размеров военных пенсий и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по стране уменьшается; темпы роста военных пенсий отстают от темпов роста общегражданских пенсий; сокращается доля пенсионнообразующих компонентов в денежном довольствии основных категорий сотрудников ОВД и, соответственно, снижается соотношение средних размеров всех видов военных пенсий с величиной полного денежного довольствия сотрудников. Это объясняет необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.

Для пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов свойственна более тесная взаимосвязь с прошлой трудовой деятельностью (это проявляется как в традиционных элементах, связывающих пенсионное обеспечение и прошлую службу сотрудников - в денежном довольствии, в выслуге лет, так и нетипичных для пенсионного обеспечения в целом - в причинах инвалидности, в основаниях увольнения, в обязательном наличии специальных званий, в ограничении возраста пребывания на службе и др.).

Пенсионное обеспечение наряду с другими мерами социальной защиты компенсирует ограничения, объективно обусловленные характером деятельности правоохранительных органов, реализует социальные ожидания сотрудника правоохранительного органа, нейтрализует факторы, препятствующие эффективной служебной деятельности сотрудников.

Отсутствие цельного правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников, вызванное появлением новых правоохранительных структур, деятельность и статус которых регулируется отдельными нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу Конституции РФ, которое осуществляется на фоне реформирования государственной службы в целом и правоохранительных министерств и ведомств, в частности.

С учётом сделанных выводов, на основе исследования теоретической, нормативной основы пенсионного обеспечения работников правоохранительных органов, а также судебной практики представляется необходимым внесение изменений и дополнений в законодательство, регулирующее отношения по пенсионному обеспечению сотрудников правоохранительных органов и членов их семей и тесно связанных с ними отношений, направленных на устранение неоправданной дифференциации в условиях, порядке и нормах пенсионного обеспечения сотрудников отдельных правоохранительных министерств и ведомств и приведения в соответствие с Конституцией России. Предложения по совершенствованию законодательства о пенсионном обеспечении сотрудников правоохранительных органов могут быть сведены к следующим:

. Следует исключить из Закона РФ от 12 февраля 1993 г. положения о лишении права на пенсионное обеспечение по данному закону лиц, которые в установленном порядке лишены воинских или специальных званий (ч. 3 ст. 2), т. к. право на пенсионное обеспечение приобретается не в связи с наличием или отсутствием специального звания, а исключительно с наличием выслуги лет определённой продолжительности, инвалидности, смерти кормильца. Оно не выступает наградой, а является, условно говоря «заработанным», «заслуженным», что и подтверждает правовая позиция Конституционного Суда

Правовое положение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск имеет ряд ограничений, которые определяются характером службы и содержанием задач, ими выполняемых. В этой связи пенсионное обеспечение сотрудников и военнослужащих, как одна из мер социальной защиты, закрепленная законодательно, должна компенсировать не только сложности службы, но и давать уверенность в будущем, после увольнения со службы. Размеры пенсий сотрудников и военнослужащих должны превышать существующий уровень пенсионного обеспечения других социальных групп населения, компенсируя повышенные риски, особые условия и режим труда, делая социально привлекательным правоохранительный труд.

Для этого представляется, что первоочередными задачами для совершенствования пенсионного законодательства являются предоставление права работающим пенсионерам МВД России получать наряду с заработанной за время прохождения службы пенсией за выслугу лет и по инвалидности, страховую и накопительную части трудовой пенсии по старости.

Также необходимо социально защитить сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, уволившихся со службы без права на пенсию. В настоящее время такие граждане, достигнув общеустановленного пенсионного возраста, оформив пенсию в Пенсионном фонде Российской Федерации, не могут рассчитывать на ее достойный размер, поскольку за период их службы страховые пенсионные взносы не отчислялись. То есть, несмотря на имеющийся страховой (трудовой) стаж, в который включается военная служба и служба в органах внутренних дел, пенсионный капитал будет небольшой. Таким образом, требуется выработать механизм, предусматривающий перечисление из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых пенсионных взносов за таких граждан, при их обращении за назначением пенсии в подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации.

В связи с этим представляется целесообразным внести следующие изменения в действующее законодательство:

дополнить статью 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» частью следующего содержания: « лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим страховой стаж не менее 5 лет, при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, может устанавливаться пенсия за выслугу лет или по инвалидности по настоящему Закону и трудовая пенсия по старости за вычетом ее базовой части, установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

дополнить Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 статьей следующего содержания:

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, которые не приобрели право на пенсию по данному Закону, достигшие возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, и имеющие страховой стаж не менее 5 лет, устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом расчетный капитал указанных лиц за периоды службы, в течение которых они не подлежали обязательному пенсионному страхованию, определяется из суммы страховых взносов, переводимой из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации, рассчитываемой исходя из получаемого в периоды службы денежного содержания и установленных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, действовавших в эти периоды.

Порядок и сроки перевода средств федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации для отражения их на индивидуальных лицевых счетах лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации»;

статью 3 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 173-Ф3 дополнить пунктом 7 следующего содержания: лицам, получающим пенсию за выслугу лет или по инвалидности по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», имеющим страховой стаж не менее 5 лет, при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, устанавливается трудовая пенсия по старости за вычетом ее базовой части, установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.

В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в образовательных учреждениях по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего профессионального образования при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения итоговой государственной аттестации и получения диплома государственного образца о соответствующем уровне образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу с 1 января 2012 г.

Список литературы и нормативно-правовых актов

I. Законодательство и официальные документы

1.      Конституция Российской Федерации (с гимном России). - М.: Проспект, 2014. - 32с.

2.      Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 51. - ст. 4831,

.        Федеральный закон от 16.04.2001 N 43-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении"// "Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 17.- ст. 1642

.        Федеральный закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации// Собрание законодательства РФ. - 2001.- N 49.- ст. 4561

.        Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "О противодействии терроризму"//Собрание законодательства РФ. - 2006. - N 11. - ст. 1146.

.        Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О службе в таможенных органах Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 30. - ст. 3586.

.        Федеральный закон от 03.12.2007 N 319-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"// Собрание законодательства РФ. - 2007. - N 50.- ст. 6232

.        Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"// Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 30. - ст. 3739.

9.      Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"// Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ - 1993 г. - N 9 - ст. 328

10.    Указ Президента РФ от 29.03.2001 N 374 "О пересчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР // Собрание законодательства РФ - 2001. - N 14. - ст. 1329

.        Указ Президента РФ от 19.11.2009 N 1311 "Об утверждении перечня соответствия отдельных государственных должностей федеральной государственной службы и государственных должностей федеральных государственных служащих должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым исчисляется размер пенсии за выслугу лет"// СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93977/#esse

.        Указ Президента РФ от 15.03.1999 N 350 (ред. от 29.06.2013) "Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 12. - ст. 1453.

.        Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации"// Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993. - N 40. - ст. 3753

.        Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 N 103 (ред. от 19.01.2010) "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" (вместе с "Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 6. - ст. 737

.        Постановление Правительства РФ от 04.03.2002 N 141 (ред. от 25.03.2013) "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 10. - ст. 1002

.        Постановление Правительства РФ от 28.04.2003 N 247 (ред. от 25.03.2013) "Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан" // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 18. - ст. 1719

.        Постановление Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1 "Об утверждении положения о службе в Органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"// Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - N 2. - ст. 70

18.    Постановление Минтруда РФ от 15 июля 1992 г. N 2 "Об утверждении разъяснения "О порядке исчисления специального стажа работы по профессиям рабочих, предусмотренным статьей 78 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и порядке применения списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481" // Бюллетене Министерства труда РФ - N 7-8. 1992 г., в Бюллетене Министерства труда РФ - N 9-10. - 1992 г.

19.    Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 N 281 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2013 г. социальных пенсий"// Собрание законодательства РФ. - 2013. - N 13. - ст. 1579

.        Приказ Минобороны РФ от 31.07.1996 N 284 (ред. от 13.01.2008) "О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии отдельным категориям военнослужащих" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти - N 19 - 1998.

.        Приказ МВД РФ от 27.05.2005 N 418 (ред. от 04.04.2011) "Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации"// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - N 29.

.        Приказ ФТС РФ от 20.05.2009 N 910 «Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов РФ»// СПС. Консультантплюс

.        Приказ ГТК РФ от 26.07.2002 N 799 "О льготном исчислении выслуги лет летному составу таможенных органов"// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. - N 39.

II. Учебники, монографии, статьи, диссертации

.        Азарова, Е. Пенсии в новом диапазоне // Домашний адвокат. - 2009. - №2. - С. 31 - 34

.        Алешина С.А. Пенсионная реформа МВД // http://etkovd.ucoz.ru/publ/policija_informiruet/pensionnaja_reforma_mvd/13-1-0-125

.        Алешина С. А. О пенсионном обеспечении и предоставлении социальных гарантий в системе МВД России// http://volgguvd-cpo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=326&Itemid=336

.        Алешина С. А. Пенсионное обеспечение сотрудников и военнослужащих в системе МВД России // Экономический вестник МВД России. - 2009. - № 6. - С. 34 39.

.        Братчикова Н.В. Новый порядок назначения трудовых пенсий // Адвокат - 2012 .- № 10.- С.163.

.        Воронин, Ю. Каким должен быть новый пенсионный закон // Хозяйство и право. - 2010. - №9. - С. 26 - 28.

.        Воронин, Ю.В., Афанасьев В.А. Конвертация из суммы пенсии: практический комментарий к абзацу п.6 ст.30 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” // Социальное обеспечение. - 2012. - №4. - С. 27 - 37.

.        Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству: Постатейный комментарий к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". - М.: ООО "ТК Велби". - 2010. - С.23-48.

.        Кобзева С.И. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник права социального обеспечения // Lex Russica. Научные труды МГЮА. - 2013. - № 3. - С. 540-557

.        Лушников А.М Теория права социального обеспечения. Прошлое и настоящее.// Ярославль: ЯрГУ, 2008. - 288 c.

.        Малеева, Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад / Независимый институт социальной политики. - М.: Проматур, 2011. - С. 152.

.        Назаров А. С. Пенсия за выслугу лет: исчисляем размер. // Справочнике кадровика. - 2012. - № 3, № 4. - С 25 - 35.

.        Назаров А. С. Представление к назначению пенсии // Хозяйство и право. - 2013. - №5.- С. 32-45.

.        Пенсионеры и пенсии; Пенсионная реформа; На пенсию досрочно; Правила исчисления трудового стажа. // Труд и право. - 2012. - №10. - С. 41 - 44.

.        Симанович Л.Н. Значение трудового стажа в системе пенсионного обеспечения // Юрист. - 2009. - № 7. - С. 21.

.        Фролина Т.В. Пенсионное обеспечение: конституционное право граждан и функция социального государства // Вестник Московского университета МВД России. - 2011. - № 4. - С. 56-58

Приложение


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 июня 2012 г. N АКПИ12-630

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З. о признании частично недействующим абзаца первого пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации",

установил:

сентября 1993 г. Советом Министров - Правительством Российской Федерации принято постановление N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление), абзацем первым пункта 5 которого определено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать указанный абзац не соответствующим части второй статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и статье 37 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".

В заявлении указано, что З., являясь военнослужащим срочной службы внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в период с 1 июля по 1 ноября 1993 г., а затем проходил службу в органах внутренних дел, откуда был уволен 17 марта 2006 г. С учетом льготного исчисления периода службы в условиях чрезвычайного положения его выслуга в органах внутренних дел составила более 20 лет, в связи с чем он приобрел право на пенсию за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон о пенсионном обеспечении). Однако Управлением МВД России по Приморскому краю в назначении этой пенсии ему было отказано со ссылкой на Постановление, в силу которого военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее -срочная военная служба), кроме особо оговоренных случаев, не относящихся к заявителю, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Отказ в назначении пенсии за выслугу лет был оспорен З. в районный суд, однако его решением, проверявшимся в кассационном и надзорном порядке, заявление было оставлено без удовлетворения.

Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Правительства Российской Федерации К. и Т. заявление З. не признали и просили отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что Постановление в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и свободы граждан. Военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, проходившим военную службу по призыву, срок военной службы по обеспечению режима чрезвычайного положения для назначения пенсии из расчета один месяц за три месяца засчитывается только в трудовой стаж, а не в выслугу лет. Льготное исчисление периодов прохождения службы таким военнослужащим учитывается при назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а не Законом о пенсионном обеспечении.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление З. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируются Законом о пенсионном обеспечении, статья 1 которого распространяет его действие на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу). Статьей 2 Закона о пенсионном обеспечении установлено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно статье 18 Закона пенсионном обеспечении время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (части вторая, третья).

Вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. по делу N ВКПИ01-12 и от 30 октября 2007 г. по делу N ВКПИ07-107 установлено, что Правительство Российской Федерации имело полномочия на принятие Постановления и его пункт 5 соответствует нормам Закона о пенсионном обеспечении.

С утверждением З. о противоречии пункта 5 Постановления положениям иных законодательных актов, указанных в его заявлении, суд согласиться не может.

В силу части второй статьи 2 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. Заявитель правильно указывает, что из приведенной нормы не следует о ее распространении лишь на военнослужащих, проходящих службу по контракту, поскольку в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся и сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву. Однако при этом он не учитывает, что в данной норме закреплено общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, которое должно применяться дифференцировано, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.

Изложенный вывод подтверждается содержанием статьи 37 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации". Согласно частям второй и третьей названной статьи срок привлечения личного состава соединений и воинских частей (подразделений) внутренних войск к выполнению возложенных на них задач по обеспечению режима чрезвычайного положения не должен превышать три месяца. При этом: срок военной службы, засчитываемый в выслугу лет, дающую право на пенсию, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по контракту, исчисляется из расчета один месяц за три месяца; срок военной службы, засчитываемый в трудовой стаж для назначения пенсии, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, исчисляется из расчета один месяц за три месяца.

Таким образом, федеральным законодателем специально оговорено, что военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, срок военной службы по обеспечению режима чрезвычайного положения из расчета один месяц за три месяца засчитывается только в трудовой стаж для назначения пенсии, а не в выслугу лет.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17 июля 2003 г. N 268-О, именно законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью более широкого привлечения граждан Российской Федерации на военную службу на контрактной основе, вправе решать, целесообразно ли устанавливать правило о том, чтобы время их военной службы в особых условиях по призыву засчитывалось им в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии со статьей 13 Закона о пенсионном обеспечении не в календарном, а в льготном исчислении.

Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

З. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Похожие работы на - Особенности назначения пенсии служащим УМВД России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!