Эволюция подходов к управлению бизнес-процессами

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    165,73 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эволюция подходов к управлению бизнес-процессами

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра Менеджмента и маркетинга





Курсовая работа (курсовой проект)

Тема «Эволюция подходов к управлению бизнес - процессами»

Учебная дисциплина «Информационные системы»

Студент Фёдорова Л.А.

Руководитель Табурчак А.П. д.э.н. профессор








Санкт-Петербург

Введение

Бизнес - процессы представляют собой фундаментальные свойства предприятия как организационной системы, и понятия «управление предприятием» и «управление бизнес-процессами» в настоящее время тесно связаны и неотделимы.

В начале 20-ого века великим русским мыслителем А.А. Богдановым в его главном научном труде любая организационная система (комплекс) рассматривалась как взаимодействия организационных и дезорганизационных процессов. В середине 30-х годов прошлого века совнаркомом тяжелой промышленности и оборонного производства СССР было принято постановление, по которому все процессы производственного цикла должны описывать взаимодействия структурных подразделений предприятия. Получение желаемой прибыли производителем требовало снижения издержек производства посредством улучшения и повышения эффективности его бизнес-процессов. Необходимо было пересматривать традиционные взгляды на процесс управления предприятием, который строился «по вертикали» в соответствии с функциональной иерархической структурой.

Сегодня необходимым условием является построение процесса управления бизнес-процессами «по горизонтали», от поставщиков - входов бизнес-процессов до потребителей - выходов (результатов). Другими словами, произошедшие на мировом рынке перемены потребовали перестроить традиционные взгляды на управление предприятием. С этого времени начинаются интенсивные исследования подходов к управлению бизнес-процессами.

Стандартизация подходов к управлению бизнес-процессами

Для решения вопросов по стандартизации подходов к управлению бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) в 2000 г. Такими компаниями, как IBM, Hewlett-Packard, Sun Microsystems был сформирован консорциум BPMI (Business Process Management Initiative), для которого были определены следующие исследовательские задачи: изучать, проектировать, внедрять, выполнять, поддерживать, оптимизировать и анализировать распределенные процессы, выходящих за границы отдельных подразделений и организаций, и охватывающие приложения с различными технологическими платформами; использовать компонентные технологии для автоматизированной поддержки распределенных процессов, а также комбинировать различные методы интеграции приложений. В 2005 году прошли самостоятельные исследования BPMI, в результате чего появилась необходимость в увеличении практической направленности последующих исследований. Результат исследований BPMI - создание: BPML (Business Process Modeling Language) - языка моделирования бизнес-процессов, BPMN (Business Process Modeling Notation) - нотации моделирования бизнес-процессов и BPQL (Business Process Query Language) - языка запросов для бизнес - процессов. 2005 год характеризовался объединением консорциума BPMI с некоммерческой организацией OMG (Object Management Group). К тому времени OMG была предложена своя концепция по разработке приложений, основанная на модельно ориентированной архитектуре MDA (Model Driven Architecture). Вследствие слияния компаний, аббревиатуру BPMI сохранили в названии руководящего органа (BPMI Steering Committee). Чтобы продолжать исследования и разработки в области BPM, создали группу BMI DF (Business Modeling & Integration Domain Task Force). «Миссия Business Modeling & Integration Domain Task Force состояла в разработке спецификации интегрированной модели, поддерживающей управление предприятием. Эти спецификации будут способствовать межфирменной и внутрифирменной интеграции взаимодействия людей, систем, а также процессов и информации, проходящих через компанию, включая ее бизнес - партнеров и клиентов». Группой BMI DF были определены следующие области интересов:

. Процесс моделирования бизнес - планирования и мотивации

. процесс управления бизнес-процессами

. Формулирование бизнес-правил

. Разработка бизнес - языка и словаря.

Миссия BMI DF - разработать «спецификации интегрированных моделей». Что же это за спецификации, зачем они нужны? Как определено самими разработчиками, спецификации необходимы для определения подходов к моделированию, к структуре вертикальных (специализированных) решений, а также структуре промежуточного программного обеспечения (middleware). На сайте OMG в предназначенном для этого каталоге регулярно публикуются актуальные спецификации. Среди них поставлены следующие задачи:

применять модельно-ориентированную архитектуру MDA (Model Driven Architecture) для спецификаций специализированных метамоделей и независимых от платформы спецификаций интеграции приложений;

определять потребности в создании бизнес - моделей;

обеспечивать простоту спецификаций, использований и развертываний бизнес-моделей;

взаимодействовать независимо от разработанных компонентов, обеспечивающих бизнес-моделирование и интеграцию приложений.

Бизнес - модель BMM. Подход - бизнес - ориентированное моделирование

Рассмотрим одну из наиболее важных бизнес - моделей, выделенных в самостоятельную область исследований BMI DF. Речь идет о модели мотивации бизнеса BMM (Business Motivation Model). BMM, как и остальные бизнес - модели OMG не привязана к известным методологиям моделирования, другими словами, она нейтральна к методологии ее применения. OMG определяет этот подход как бизнес - ориентированное моделирование.

Для чего разработана модель BMM?

Согласно документу «Business Motivation Model, Version 1.0», эта модель с организационной т. з. задает вид схемы или структуры разработки, взаимодействий и управления бизнес-процессами предприятия. Согласно BMM, предприятие не может и не должно действовать случайным образом. Понятие «мотивация» означает, что, если предприятием используется конкретный подход к его деятельности, определяемый ее миссией, стратегией и тактикой, то модель BMM дает возможность обоснования (мотивирования) этого подхода и помогает определять, какой результат может быть достигнут.

Краеугольными камнями мотивации бизнеса являются видение и миссия. Видение воплощается посредством целей и задач, а миссия - стратегических достижений целей и тактики выполнения задач. В практической деятельности необходимо учитывать многие внутренние и внешние источники влияния, как способствующие, так и препятствующие деятельности предприятия. Необходимо задумываться об использовании имеющейся силы (Strengths) и о компенсации слабости (Weaknesses), уметь использовать возможности (Opportunities) и вовремя реагировать на угрозы (Threats).

Моделью BMM предусмотрена обязательная оценка потенциального влияния различных источников. После оценки влияния источника на краевое условие и средства, должны быть рассмотрены директивы, формирующие курс действий предприятия. Директивы необходимы для удержания предприятия в рамках выбранного курса и направления его в сторону достижений желаемого результата.

В составе директива находятся бизнес-политика и бизнес-правила. Бизнес-политику можно представить в виде менее формализованного и структурированного документа, чем бизнес-правила. Моделью BMM необходимость этих документов обоснована следующим образом: бизнес-политика необходима при управлении бизнесом, соблюдении стратегии и тактики; а бизнес-правила - своеобразные рычаги для принятия эффективных бизнес - решений. Бизнес-правила являются специфическим руководством к действию при осуществлении бизнес - политики. Одни бизнес-правила можно реализовывать посредством программного обеспечения, другие можно выполнять только с помощью людей. Структура бизнес - модели BMM содержит также три внешних ссылочных элемента, которые относятся к другим стандартам: организационная единица, бизнес-процесс, и бизнес-правило.


Методологии моделирования и управления бизнес-процессами

Необходимо уточнить понятия «методология» и «методология моделирования». Для начала определимся с общим термином «методология», а затем рассмотрим его преобразование в «методологию моделирования». Затем сгруппируем (классифицируем) имеющиеся методологии моделирования в соответствии с их особенностями и представим эволюцию методологий, исходя из принципов, заложенных в основу моделирования.

Методология - это учение об организации деятельности

Таким определением однозначно детерминируетсся суть методологии - организация деятельности.

Такое представление методологии делает возможным обобщение различных трактований данного понятия, его применение в самых различных видах деятельности. Методология необходима во всех видах продуктивной деятельности людей, другими словами, деятельности, обеспечивающей получение нового или субъективно-нового результата. Новый результат можно получить, например, в ходе научной и научно-исследовательской деятельности, а субъективно-новый - при обучении. При репродуктивной деятельности использование методологии не актуально.

Иллюстрируя философскую общность понятия «методология», можно рассмотреть следующую аналогию: методология в виде формы сосуда, которая может наполняться самым различным содержанием.

Расширив данное определение, получим следующее понятие.

Методология моделирования - учение об организации моделирования как вида продуктивной деятельности

Из этого тривиального расширения следует, что повторять, слепо копировать чужие или даже свои модели, не имеет смысла, даже, в случае целенаправленного выполнения. Подобная деятельность будет репродуктивной, поскольку при копировании нельзя получить нового или субъективно-нового результата.

Далее необходимо определить требования к методологиям моделирования. В общем виде данные требования содержит «схема структуры» методологии, представленной ниже. Это означает, что «форма сосуда должна оставаться неизменной». Таким образом, методологию моделирования составляют следующие четыре компонента:

теоретическая основа методологии моделирования (в виде философии, психологии, системного анализа, науковедения, этики, эстетики);

характеристика моделирования (в виде особенностей моделирования, принципов моделирования, условий моделирования, норм моделирования);

логическая структура моделирования (в виде предмета моделирования, субъекта моделирования, объекта моделирования, средств моделирования, методов моделирования, нотаций моделирования, результатов моделирования и других элементов логической структуры);

временная структура моделирования (в виде фаз проекта моделирования, стадий проекта моделирования, этапов проекта моделирования, циклов процесса моделирования и других элементов временной структуры).

Компоненты методологий моделирования

Далее определим, какими компонентами выявляются наиболее существенные различия среди методологий моделирования.

В первом компоненте методологии моделирования (основание, теоретическая основа) содержатся научные основы, учитывающиеся при создании разных методологий. Четвертый компонент (в виде временной структуры) одинаково применяется для разных методологий моделирования. Можно сделать вывод, что ни первый, ни четвертый из компонентов методологий моделирования нельзя использовать в качестве характерных признаков для группировки методологий.

Для различных методологий наиболее заметными отличиями обладают второй компонент (особенности и принципы) и третий компонент (элементы логической структуры). Таким образом, чтобы объединить разные методологии в одну группу необходимо использовать совокупность их особенностей и принципов моделирования, а при выделении подгрупп внутри каждой из групп использовать различия в элементах логических структур. Таким образом, среди методологий моделирования можно выделить следующие группы:

Методологии структурного подхода.

. Особенности группы: описывают системные требования и последовательность действий при реализации поставленных перед системой задач.

. Методологии объектно-ориентированного подхода. Особенности группы: создают информационные системы. Описывают спецификации и реализацию.

. Методологии, ориентированные на процессы. Особенности группы: объединяют принципы и особенности двух первых групп.

.1. Методологии, направленные на совокупности функций (работ). Предметом моделирования является объект (процесс, функция). Описываются системные требования, спецификация и реализация.

.2. Субъектно-ориентированные методологии. Предметом моделирования является субъект (сотрудник, группа). Описывается взаимодействие субъектов между собой.

Особенности принципов моделирования отражаются в названиях групп, а характерные черты их применения указываются для каждой группы сверху. Согласно бизнес - ориентированному подходу OMG, моделирование нужно начинать с формирования модели мотивации бизнеса. Спецификацией BMM требуется определение миссии, оценок сильных и слабых источников влияния, угрозы и возможности, определение стратегий, тактик, целей и задач, показателя достижения целей. BMM требуется увязка модели мотивации с бизнес - процессами, распределение ответственностей и т.д.

Субъектно-ориентированный подход

Методологию субъектно-ориентированного подхода jCOM1 разработали в компании jCOM1 AG в 2004 году, и ее предназначение было в моделировании, утверждении и немедленном исполнении бизнес-процессов. Все из указанных видов деятельности jCOM1 взаимосвязанные и интегрированные. Таким образом, разработчик методологии определил ее как субъективно - ориентированного подход к управлению бизнес-процессами. Необходимость в субъектно-ориентированном подходе объясняется двумя причинами.

Первая причина - наличие сложностей при внедрении моделей бизнес-процессов, направленных на совокупности функций (ARIS). Во внедрение включены все работы, их нужно выполнить для превращения модели в реально выполняемые бизнес-процессы. Это есть работа команды проекта, фактически навязывающей (убеждающей, обучающей, принуждающей и т.д.) свое видение бизнес-процессов для сотрудников компании.

Силой субъектно-ориентированного подхода является внедрение (отладка, утверждение, перестройка) моделей. Это обязанности тех же самые людей, которыми затем будут выполняться бизнес-процессы. Стройная, логически выверенная потоко-ориентированная модель бизнес-процессов (например, EPC-модель ARIS) словно «выворачивается наизнанку». Бизнес-процессы в виде логически-увязанного потока функций и событий преобразуются при взаимодействии субъектов, обменивающихся друг с другом сообщениями, а также выполняющих свои «внутренние» функции. Согласно данным компании jCOM1 AG, использование субъектно-ориентированного подхода ведет к существенному уменьшению сроков внедрения автоматизированных систем.

Второй причиной является рефлексивность. Концепция рефлексивности объясняется на примере взаимосвязей между мышлениями участников и явлениями, в которых они участвуют: «… участниками предпринимается попытка понять ситуацию, в которой они принимают участие. Они создают картину, которая соответствует реальности. Это называется пассивной, или когнитивной, функцией. С другой стороны, ими оказывается влияние, возможность подделать реальность под их желания. Это называется активной функцией, или функцией участника. При реализации одновременно обеих функций, - наблюдается ситуация рефлексии».

Концепцию рефлексивного предприятия представил также доктор психологических наук Лепский В.Е. В его работе дается обоснование гипотезы, касающейся философии современного предприятия, которая базируется на «культе» рефлексии. Субъектно-ориентированным подходом jCOM1, в отличие от всех вышеперечисленных подходов, обеспечивается возможность «включать» активность сотрудников, которые участвуют в отладке и внедрении бизнес-процессов, использования рефлексивности для изменений. Таким образом, он позволяет делать еще один шаг на пути к созданию предприятия 21 века.

Заключение

Разработку стандартных подходов OMG к управлению бизнес-процессами можно объяснить созданием «нейтральной к методологиям» спецификации бизнес - модели. Согласно подходу OMG, процесс моделирования необходимо начинать с разработки моделей мотивации бизнеса. Среди рассмотренных в данном реферате методологий моделирования, только ARIS дает возможность каждому предприятию разрабатывать собственную формализованную модель мотивации бизнеса, интегрирующую модели бизнес-процессов и организационную структуру.

На сегодняшний момент только субъектно-ориентированный подход позволяет учитывать явление рефлексивности и, соответственно, поддерживает создание вместо «традиционного жесткого предприятия двадцатого века» более современное предприятие с «гибкой, сетевой структурой», рефлексивное предприятие.

В соответствии с такой позицией вполне вероятно, что разработанные стандарты OMG по управлению бизнес-процессами уже устарели, поскольку ими не учитываются рефлексивные предприятия с гибкой структурой. Сегодня актуально утверждение, что выбор единственного «правильного» подхода по управлению бизнес-процессами не представляется возможным. Требуются комбинированные подходы, в качестве одного из перспективных вариантов можно комбинировать методологии и платформы ARIS и jCOM1.

Похожие работы на - Эволюция подходов к управлению бизнес-процессами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!