Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,04 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка

Введение

В период XVI-XVII веков основным вопросом философии была проблема власти и государственного устройства. Как известно, как раз в это время в Англии проходили революции и гражданская война. Наиболее известными английскими философами этого времени являются Томас Гоббс и Джон Локк. Проблема власти, генезиса и сущности государственного общежития в эпоху создания национальных государств в Европе, укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов, в Англии в условиях революции и гражданской войны стояла особенно остро. Разработка вопросов моральной и гражданской философии, или философии государства, привлекала, внимание этих философов. Безусловно, на взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка, как и многих других, огромное влияние оказала буржуазная революция XVII века. Учения и идеи этих мыслителей сыграли огромную роль в истории развития философского знания. Политические взгляды Гоббса и Локка явились толчком для развития политической мысли эпохи Просвещения.

Актуальность. Политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка оставила заметный след в историко-правовой мысли. Несмотря на то, что доктрины этих философов имеют историческую связь с той эпохой, в которой они были сформулированы, интерес к ним не пропадает и по сей день.

Цель работы: выявить сходства и различия политико-правовых идей философов Т. Гоббса и Дж. Локка

Задачи:

Ознакомиться с биографией Т. Гоббса, его политическими воззрениями

Ознакомиться с биографией Дж. Локка и его политическими воззрениями

Рассмотреть правовые теории каждого из философов

Сделать сравнительный анализ

ГЛАВА I

Исторический очерк учений Т. Гоббса

.1 Биография Т. Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679) - крупнейший английский и европейский материалист XVIIв.

Сын сельского священника и крестьянки, он уже в детские годы великолепно освоил латинский и греческий языки. Первоначально свое образование Томас Гоббс получил в церковной школе, которую начал посещать с четырехлетнего возраста. Так как мальчик обнаруживал недюжинные способности и большую склонность к учебе, его определили в городскую школу, где он с успехом продолжал свое образование. Пятнадцати лет он поступает в Оксфордский университет и по окончании получает университетский диплом, давший ему право заниматься педагогической работой и открывший путь к академической карьере. Но подобно большинству ведущих философских и научных умов того века - Декарту, Спинозе, Локку, Ньютону и другим - Гоббс в дальнейшим не был связан с университетами. После завершения университетского образования, которое состояло в изучении теологии и античной философии, Гоббс попадает в образовательную аристократическую среду, в 1608 Гоббс получил место воспитателя в семье Уильяма Кавендиша, графа Девонширского. Так началась длившаяся всю его жизнь связь с семейством Кавендишей. Сопровождая в путешествиях молодого Кавендиша, он смог посетить Францию и Италию, что послужило сильнейшим стимулом его умственного развития. Там Гоббс вступил в личные контакты с виднейшими деятелями философии и науки. Для философского развития Гоббса особенно значительную роль сыграло его знакомство с «Диалогом о двух системах мира» Галилея, а затем и с самим автором. Другие, ещё более устойчивые связи английский философ завязал в Париже, в кружке Марсенна, в частности с Пьером Гассенди. Здесь состоялась и встреча Гоббса с Декартом (1648). Первый набросок своего философского учения Гоббс сделал в 1640г., сконцентрировал внимание на проблемах человека и его социально-правового статуса.

В том же году, когда английский король Карл I был вынужден созвать парламент («Долгий») и в стране фактически началась революция, Гоббс вместе со множеством роялистов эмигрировал в Париж, где пробыл до 1651 г. Здесь окончательно созрел план его философской системы, которая по его замыслу должна была излагаться в произведении, названном им «Основы философии», задуманной в трёх частях: «О теле», «О человеке» и «О гражданине». Однако события начавшийся революции и гражданской на роди-не заставили Гоббса начать реализацию этого замысла с его третьей части, с произведения «О гражданине» (Париж, 1642). Когда революция в Англии пришла к диктатуре Кромвеля, представлявшей государственную власть господствовавших классов буржуазной ориентации, направленную против народных низов английского общества, философ разошелся с роялистской партией и вернулся в Лондон. Здесь в 1651г. Он опубликовал - уже на английском языке - свое самое объемное сочинение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Это сочинение ещё больше, чем произведение « О гражданине», «Левиафан» был задуман Гоббсом как апология абсолютной власти государства. Этой цели служит уже само название книги. Государство уподобляется библейскому морскому чудовищу, о котором в книге Иова говорится, что на свете нет ничего сильнее его. Однако в отличие от «Гражданина» начальные главы «Левиафана» излагали общефилософские позиции автора. В 1655 г. он публикует первую часть своей философской системы - сочинение «О теле», трактующее вопросы методо-логии, гносеологии, логики и физики (онтологии и натурфилософии). Вторая часть системы, «О человеке», появилась в 1658 г. Но в 1654 году книга Гоббса «О гражданине» была внесена в католический «Индекс запрещенных книг». Такая же судьбы постигла и главное произведение Гоббса «Левиафан».

В последующие годы в жизни Гоббса были значительные осложнения и неприятности. После смерти Кромвеля (1658) произошла реставрация Стюартов, снова объявивших англиканство официальной религией королевства. Это сопровождалось усилием клерикальной реакции. Между тем автор «Левиафана», выступивший против народно-еретических движений, проявившихся во время английской революции (левеллеров и других) и обычно склонявшихся к пантеизму(он видел в них анархическое начало, разрушавшее централизованную власть), ещё более резко и систематически отвергал стремления церковников подчинять своему руководству как такую власть, так и все общество. Отсюда гонения и запреты на «Левиафана» и на другие его произведения со стороны английских и католических клерикалов. В латинском издании «Левиафана», опубликованном в 1668г., автору пришлось, всячески подчеркивая свою лояльность по отношению к королевской власти, несколько смягчить и свою критику в адрес церкви и духовенства.

.2 Политико-правовые идеи Т. Гоббса

Главный феномен, к объяснению которого стремилась социальная философия с Античности до интересующей нас эпохи, - это государство. Несмотря на преобладавшее в ней объединение понятий государства и общества, до полного отождествления этих понятий наиболее глубокие философы (пр. Аристотель) не доходили. Хотя понятие человеческого общества как особой реальности не было выработано ни в Античности, ни в Средневековье, известные его элементы появлялись по мере осознания роли национальных, экономических и других факторов. Значение таких элементов усиливалось, когда философы задавались целью объяснить сущность государства через его происхождение. Почти через полтора столетия после Макиавелли Гоббс углубил его попытку объяснения феномена государства исходя из разума и опята. Конечно, социально-исторического объяснения этого сложнейшего феномена в XVII в. быть не могло, но объяснение рационалистическое, основанное на методологии дедуктивно-синтетического метода, у Гоббса было разработано основательно.

На вопрос: «как возникает государство, каковы причины его возникновения?» Томас Гоббс отвечает следующим образом. В силу своих естественных качеств, каждый человек стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. В отсутствии государства нет никаких правил, которые ограничивали бы индивида, и каждый человек без ограничения имеет право на все, что неизбежно влечет за собой такое состояние, которое Гоббс называет «война всех против всех». Ведь, если каждый человек имеет право на все, а изобилие вокруг нас ограничено, то права одного человека неизбежно столкнутся с такими же правами другого. Возникают насилие и притеснение одних другими. Каждый стремится уничтожить другого, чтобы очистить место для себя. В этом состоянии преобладают: эгоизм, жажда власти и наживы, вражда по отношению друг к другу. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех», избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти - спутников «разнузданного состояния безвластия». Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица - суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Так изображает Гоббс возникновение государства.

Политическая теория Гоббса был направлена против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир. В условиях, когда пришедшие к власти крупная буржуазия и новое дворянство боролись как с феодалами-реакционерами, так и с революционной демократией, его теория оказалась спроецирована прежде всего на оправдание буржуазно-дворянской диктатуры Кромвеля. Политическое и правовое учение Гоббса исходит из механистического материализма, детерминизма и деизма. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки, полагая, что постижение закономерностей политической жизни должно служить искоренению кровопролитий, насилий и войн, благоденствию всех людей. Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти. Причину возникновения политической власти и государства он связывал с природой, качествами человека как разумного существа, но в то же время глубоко эгоистического, наделенного такими естественными страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Г. Гроция, Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния войны всех против всех. Как следствие этого создается общая власть, которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу.

Государство представлялось ему искусственным человеком огромных размеров - Левиафаном. Левиафан - это морское чудовище, о котором сообщается в Библии. Тело Левиафана покрыто чешуйками, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках Левиафана - символы государственной власти. «Ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется государством и который является лишь искусственным человеком, хотя и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан».

На титульном листе книги «Левиафан» Гоббс приводит цитату из Библии (книга Иова [14.25]) «Нет на земле подобного ему». Тем самым, государство для Гоббса это «смертный Бог», поэтому на него можно роптать с таким же успехом как Иов на Бога, ибо они стоят над правом.

По мнению Гоббса верховная власть в государстве может принадлежать только одному, но несмотря на это он выделяет три формы правления:

Монархия - «Носителем верховной власти является одни человек»

Аристократия - «Верховная власть принадлежит собранию лишь части горожан»

Демократия - «Собрание всех, кто хочет участвовать»

Государство с любой формой правления имеет свои недостатки:

в монархии верховная власть может достаться «несовершеннолетнему или тому, кто не может различать добро и зло»; аристократию, как собрание части граждан, которой принадлежит власть, Гоббс замечает «между тем как монархи имеют немного фаворитов и могут покровительствовать только своим родственникам, фавориты собрания многочисленны, а родственников у члена собрания значительно больше, чем у монарха»; демократия в отношении решения вопросов о войне и мире и в отношении составления законов оказывается в таком же положении, как если бы верховная власть находилась в руках малолетнего»

Сравнивая виды государства, Гоббс пришел к заключению, что различие между ними состоит «не в различии власти, а в различии пригодности, или способности, каждого из них к осуществлению той цели, для которой они установлены».

Таким образом, политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти. По его теории, государственная власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашений. В юридическом плане переход к политическому состоянию выражается в том, что естественные законы конкретизируются в форме позитивного («гражданского») законодательства, издаваемого государственной властью. Естественные законы, по Гоббсу, не являются лишь внешне обязывающими предписаниями действий и поступков. Они указывают, что в человеческих действиях соответствует разуму, а что противоречит ему. Следовательно, естественные законы содержат оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Из философской системы Томаса Гоббса можно выделить, что государство, или искусственный человек (Левиафан), в форме монархии является единственным путем к спасению от хаоса и гражданской войны.

ГЛАВА II

Исторический очерк учений Дж. Локка

2.1 Биография Дж. Локка

Джон Локк (1632 - 1704) - один из классиков раннебуржуазного либерализма. Его политико-правовые взгляды изложены в труде "Два трактата о государственном правлении" (1690).

Отец Локка во время гражданской войны был капитаном эскадрона в парламентской армии Кромвеля. В юношеские годы Джон Локк находился под влиянием политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент. Революция открыла Локку дорогу к образованию. По рекомендации командира его отца, в 1646 году он был зачислен в Вестминстерскую школу. В 1652 году, когда Локк, один из лучших учеников школы, поступил в Оксфордский университет. В 1655 году Локк получил степень бакалавра искусств, а через три года заслужил степень магистра.

Несколько лет преподавал греческий язык, риторику и моральную фило-софию. Вместе с тем Локк в эти годы приобщился к экспериментальным естественно-научным исследованиям, проводившимся в Оксфорде рядом молодых ученых, стремившихся реализовать бэконовскую программу углубленного изучения природы. Локк помогал в проведении опытов Роберту Бойлю (1627-1691), закладывавшему основы научной химии, и был избран членом лондонского Королевского общества. В 1664 г. Локк поступил на дипломатическую службу и некоторое время был секретарем английского посольства в немецком княжестве Бранденбург.

Постоянные заботы о собственном здоровье рано привели Локка к изучению медицины. По свидетельству современников, он вскоре стал искусным врачом, но, не желая заниматься медицинской практикой, давал советы только друзьям. В 1666 году Локк познакомился с лордом Энтони Эшли, страдавшим непонятной болезнью. Поставив точный диагноз, Локк посоветовал лорду сделать операцию и тем самым спас тому жизнь. В знак благодарности лорд Эшли пригласил Локка погостить к себе на лето, а потом предложил ему поселиться в его доме навсегда. Локк принял это предложение и продолжал лечить лорда и всех членов его семьи.

Обязанности домашнего доктора не мешали Локку продолжать занятия философией и естественными науками. Благодаря Энтони Эшли Джон заинтересоваться политикой и теологией. Одновременно продолжал заниматься наукой. В 1668 году Локка избирают членом Королевского естественнонаучного общества, а в 1669 году - членом Совета этого общества. В 1672 году лорд Эшли стал лордом Шефтсбери и великим канцлером Англии. Локк же благодаря покровителю занял высокий пост секретаря правления по делам благотворительности.

Но когда Эшли в середине 70-х гг. воспротивился абсолютиским притязаниям Карла II и возглавил оппозиционную партию вигов, то вместе с репрессиями против Эшли лишился своих должностей и Локк. Эшли эмигрировал в 1682 г. в Голландию, и за ним последовал Локк. Здесь Локк стал главным теоретиком антиабсолютистской оппозиции, которая в 1688г. добилась мирного отрешения от власти Якова II и возведения на английский престол его зятя, который до того времени был герцогом Вильгельмом Оранским и являлся штатгальтером Голландии (главой исполнительной власти). После этой «славной революции», законодательно ограничившей права короля и существенно усилившей властные полномочия парламента, Локк в 1689 г. вернулся в Англию, где в последующие годы исполнял ряд важных функций при новой системе правления. В поддержку этой системы, которой угрожали консервативно-монархические силы, Локк немедленно опубликовал «Два трактата о правлении» (1689), где выдвигалась концепция «разделения властей», обосновывалась целостная программа политического и экономического либерализма . В трех «Письмах о веротерпимости» (1689, 1690, 1692) Локк выступал за легализацию «пуританских» разновидностей христианства, отошедших от англиканской церкви и противостоящих ей . Локк был противником религиозной нетерпимости и фанатизма, клерикализма и теократии. Он выдвигал собственное, основанное лишь на выводах философского разума понимание сущности христианства. Локк приобрел в Англии репутацию родоначальника «свободомыслия» в религиозных вопросах.

Взгляд на Локка как одного из самых значительных философов Нового времени связан, однако, в основном с его гносеологической концепцией, изложенной в сочинении «Опыт о человеческом разумении» (1690). Свою задачу Локк определял как «исследование происхождения, достоверности и объема человеческого знания» (а также «оснований и степеней веры, мнений и убежденности»). Локк уточнял, что речь идет об исследовании: 1( «происхождении тех идей или понятий, которые человек замечает и сознает наличествующими в своей душе», и 2) того, «к какому познанию приходит человеческий разум через эти идеи …». Локк рассматривал свое гносеологическое исследование как дело «простого рабочего, занятого лишь на расчистке почвы и удалении части мусора, лежавшего на пути» к научному знанию, созидаемому ныне такими естествоиспытателями, как Гюйгенс, Бойль, Ньютон. Имея в виду не только схоластику, но и априористскую метафизику XVII в., Локк считал, что в целом наличная философия настолько скомпрометирована в глазах представителей «республики ученых» , что она «стала считаться недостойной вращаться в благовоспитанном обществе и принимать участие в приличном разговоре» Согласно Локку, главным препятствием на пути понимания того, как реально развивается человеческое знание, является идущее от декартовской метафизике убеждение о наличие в человеческой душе «врожденных» идей и принципов, вложенных в нее Богом. Отвергнув априористско-теистический иннеизм, Локк выдвинул концепцию естественного происхождения идей и принципов, обнаруживаемых в человеческом сознании.


.2 Дж. Локк и его политико-правовые идеи

Подобно Гоббсу, Локк развивал в основном индивидуалистическое понимание общественно-государственной жизни, широко используя при этом понятия естественного и гражданского состояний.

Локк занял позицию тех общественных групп, которые добились, наконец гарантированного участия в руководстве обществом, что побудило его отмежеваться, прежде всего, от радикальных воззрений эпохи революции. Он раскритиковал махрово-реакционный опус Р. Филмера «Патриарх, или Естественная власть королей», направленной против теории общественного договора Гоббса и трактовавшее его понимание верховной власти никем не ограниченного монарха. Именно против этого произведения Филмера непосредственно были направленны «Два трактата о государственном правлении», где Локк сформулировал и свое понимание естественного и гражданского состояний.

Локк, однако, полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т. д. Но он, разумеется, не просто воспроизводил подобного рода идеи, высказанные до него другими. Локк развил их, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.

По принятому обыкновению доктрина началась с вопроса о возникновении государства. В отличие от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми, так возникает государство. Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.

Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства.

От других форм коллективности государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Локк в отличие от Гоббса энергично развивает тему собственности и труда как неотъемлемых атрибутов естественного человека, вынужденного удовлетворять, прежде всего, свои главные потребности, без которых была бы невозможна сама его жизнь. Локк глубоко убежден, что собственность всегда свойственна естественному человеку, так сказать, неотделима от человеческого эгоизма.

Выражая потребности более зрелого буржуазного общества по сравнению с Гоббсом, Локк настойчиво подчеркивает значение частной собственности уже в естественном состоянии. Собственность же неотделима от труда, благодаря которому частное отличается от общего. Локк, можно сказать, поет гимн труду и частной собственности, которые он практически отождествляет, видя в них основу основ человеческой культуры.

Вопрос о государственной форме тоже интересовал Локка. Правда, он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688г. Для Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей.

Впервые в истории политической мысли Локк выдвинул идею разделения правительственной власти, ибо только в этих условиях можно соблюсти неотъемлемость прав личности. Верховная власть должна состоять как бы из трех независимых, но взаимосвязанных институтов. Законодательная власть предназначена парламента, исполнительная - в основном суду и армии, а федеративная (ведающая отношениями с другими государствами) - королю и его министрам. Эта концепция конституционной монархии представляла собой теоретическое осмысление того компромисса между буржуазией и дворянством, который был окончательно закреплен английской революцией 1688г. Идеолог классового компромисса, характерно для этой революции, установившей одну из самых устойчивых конституционных монархий, Локк стал одним из главных основоположников либерализма в Англии.

Учение Джона Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, XVIII столетия - столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и американской.

ГЛАВА III

Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка

Теории договорного происхождения государства придерживались многие философы Эпохи Просвещения, поэтому идеи Т. Гоббса были дополнены Дж. Локком.

В своих идеях Т. Гоббс отдает предпочтение абсолютной монархии, в то время как Дж. Локк её критикует, это отражается в двух его книгах «Два трактата о правлении». В первой книге Локк опровергает теорию патриархального происхождения государства английского писателя Р. Филмера, который считал, что абсолютная монархия появилась согласно Библии. Локк опроверг этот вывод, обратив внимание своих читателей на неточность цитирования Филмером Библии и на неуместность проведения им аналогий между отцовской властью и государственной. Во второй книге трактата Локк подверг критике абсолютную монархию, которая «несовместима с гражданским обществом» и не может быть формой правления», так как: «цель гражданского общества состоит в том, чтобы избегать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из-за того, что каждый человек является судьей в своем собственном деле»

Вслед за Гоббсом, Локк допускал первоначальное существование людей в естественном состоянии. Различие во взглядах сводилось к тому, что Гоббс полагал, что естественное состояние есть состояние «войны против всех», а Локк представлял его состоянием мира разумных людей. Локк считал, что в естественном состоянии людям присуще естественные права: свобода, жизнь, собственность. По трактовке Локка то и есть триада естественных прав человека.

У Гоббса догосударственное состояние обосновано в более категорически форме и проще, как неизбежное столкновение множества человеческих индивидов, а по мнению Локка, догосударственное состояние это состояние полной свободы, но оно имеет три недостатка:

«Нет установленного, определенного, известного закона, который был бы признан и допущен по общему согласию в качестве нормы справедливости и несправедливости»

«Нет знающего и беспристрастного судьи»

Государство, по мнению Локка, было создано путем преодоления недостатков естественного состояния. Это произошло путём заключения общественного договора.

В отличие от Гоббса, который полагал, что индивиды, заключая общественный договор, отказываются от своих естественных прав в суверена, Локк считал иначе: Государство преодолевает недостатки естественного состояния, обеспечивая индивидам возможность реализовать свои естественные права. В подтверждение тому, что естественные права человека не подлежат отчуждению в пользу государства, Локк использует «доказательство от противного» - «ведь нельзя предполагать, чтобы какие либо разумное существо сознательно изменило свое состояние на худшее»

Гоббс критиковал концепцию разделения властей в государстве, а Локк предлагал разделить государственную власть и выделял три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную.

Таким образом, несмотря на то, что Локк продолжал развивать идеи Т. Гоббса, их взгляды во многом расходятся, можно заметить множество разногласий. Но, тем не менее, политико-правовые взгляды этих ученых очень весомы и имеют большое познавательное значение и по сей день.

Заключение

Каждый из этих ученых внес свой вклад в развитие науки, и в развитие философии в частности. Томас Гоббс подарил миру такое произведение, как «Левиафан». Государство или искусственный человек, в форме правления монархии является единственным путем к спасению от хаоса и гражданской войны.

Сравнивая политико-правовые взгляды Т. Гоббса со взглядами Дж. Локка, можно увидеть множество разногласий. Локк стал основателем такого философского направления, как эмпиризм, идея которого была «все знания выводятся из наших чувств, в то время как Гоббс опирался на материализм.

Оба философа придерживались теории договорного происхождения государства, но естественное состояние было разным. У Гоббса это была война всех против всех, а у Локка - состояние мира разумных людей. Локк считал, что государство преодолевает недостатки естественного состояния, обеспечивая индивидам возможность реализовать свои естественные права, Гоббс же полагал иначе, а именно, что индивидам возможность реализовать свои естественные права в пользу суверена.

Гоббс критиковал концепцию разделения властей, а Локк наоборот полагал, что для обеспечения триады естественных прав человека, необходимо разделить государственную власть.

Список литературы.

право государство гоббс локк

Соколов, В.В. Европейская философия XV-XVII вв. / В.В. Соколов. - М.: Высшая школа. - 2003.

Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма. - 2007.

Кузнецов, В.Н. Европейская философия XVIII в. / В.Н. Кузнецов. М. : Академические проект. - 2006.

Великие мыслители. Томас Гоббс. / <http://www.bibliotekar.ru/filosofia/37.htm>

Гоббс, Т. «Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного или гражданского» / <http://read24.ru/pdf/tomas-gobbs-leviafan-ili-materiya-forma-i-vlast-gosudarstva-tserkovnogo-i-grajdanskogo.html>

Великие мыслители. Джон Локк. / <http://www.bibliotekar.ru/filosofia/40.htm>

Похожие работы на - Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!