Сущность и процесс художественного проектирования в графическом дизайне

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,07 Мб
  • Опубликовано:
    2014-02-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность и процесс художественного проектирования в графическом дизайне

Введение

Сегодня, в начале XXI века, стало окончательно ясно, что дизайн, долгое время считавшийся чем-то вроде умения «оформлять» предметно-пространственное оснащение нашей жизни - это искусство. Искусство нового этапа развития цивилизации, эры прав человека и рыночных отношений, основанных на приоритете потребительских ценностей в укладе жизни общества. Профессионально - для специалистов, работающих в дизайне - это означает наличие ряда специфических навыков и установок творческой деятельности и пересмотр многих ортодоксальных положений эстетики. И главное - новое понимание категории «художественный образ», венчающей работу художника. Вместо привычной «единственности» произведения художественного творчества - преднамеренное тиражирование дизайнерской продукции. Вместо активно выраженной духовности - опосредование «высокого» через внешне непритязательные житейские потребности, синтезирующие «естественные» и нравственные начала. Вместо подчеркивания исключительности, даже недостижимости идеала - уверенность, что идеальное есть норма, выражение оптимизма на уровне «смысла бытия».

Актуальность: Дизайн, как явление общественной жизни, буквально пронизал все сферы человеческого творчества, перерастая сегодня в еще более общую категорию - «проектная культура». До его внедрения проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой». Слово «дизайн» породило и производные понятия: «дизайнер» - художник-конструктор, «дизайн-форма» - внешняя форма предмета и т.д.

Дизайн есть в известном смысле результат безграничного расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результат проникновения эстетики в технику, вторжения художника в производство.

Объект: художественное проектирование

Предмет: процесс художественного проектирования

Цель: выявить сущность и процесс художественного проектирования в графическом дизайне

Задачи:

− анализ сущности художественного проектирования

− исследование феномена графического дизайна

− выявление этапов художественного проектирования

− выявление закономерностей и принципов формообразования объектов художественного проектирования

− анализ средств композиции в художественном проектировании

Глава 1. Сущность художественного проектирования

.1   Виды проектирования

Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело к кризису традиционного инженерного мышления и развитию новых форм инженерной и проектной культуры, появлению новых системных и методологических ориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоение действительности.

Системное проектирование:

Системное проектирование комплексно решает поставленные задачи, принимает во внимание взаимодействие и взаимосвязь отдельных объектов-систем и их частей как между собой, так и с внешней средой, учитывает социально-экономические и экологические последствия их функционирования. Системное проектирование основывается на тщательном совместном рассмотрении объекта проектирования и процесса проектирования, которые в свою очередь включают ещё ряд важных частей.

Рис.1

Системное проектирование должно базироваться на системном подходе. На сегодняшний день нельзя утверждать, что известен его полный состав и содержание применительно к проектной деятельности, однако можно сформулировать наиболее важные из них:

Практическая полезность:

− деятельность должна быть целенаправленной, устремленной на удовлетворение действительных потребностей реального потребителя или определенной социальной, возрастной или иной групп людей;

− деятельность должна быть целесообразной. Важно вскрыть причины, препятствующие использованию существующих объектов для удовлетворения новых потребностей, выявить вызывающие их ключевые противоречия и сконцентрировать усилия на решении главных задач;

− деятельность должна быть обоснованной и эффективной.

Разумным будет использование не любого решения задачи, а поиск оптимального варианта <#"725067.files/image002.gif">

Рис.2

Все три «основных» вида современного дизайна исторически обусловлены, выступают своего рода наследниками предшествующих поколений художников и ремесленников. Графический дизайн вобрал труды и искания декораторов, каллиграфов, печатников; промышленный - продолжил дело прикладного искусства, создававшего вещи и устройства, нужные для труда и быта - от прялок до посуды; дизайн среды унаследовал и развил принадлежавшие зодчим проблемы формирования интерьеров, по-новому осмыслив задачи синтеза искусств и технических решений в пространствах любого типа.

Промышленный дизайн:

Сфера проектной деятельности, занятая художественным проектированием элементов предметного наполнения среды обитания человека, создаваемых методами индустриального производства. Его можно рассматривать как исключительное явление в проектной культуре, положившее начало всей области проектной деятельности, получившей в XX веке название «дизайн».

Основным отличием промышленного дизайна от других областей проектного творчества считается его ориентация на массовое промышленное производство.

Рис.3

Традиционное отличие промышленного дизайна - его нацеленность на рынок. Впрочем, и ее нельзя считать характерной только для этой области дизайна. В некоторой степени это присуще и другим его видам. Да и у объектов промышленного дизайна это проявляется по-разному: более явно - у транспортных средств, бытового оборудования, менее - у производственного.

Рис.4

Полноценным критерием выделения промышленного дизайна в качестве самостоятельного течения в общем потоке проектной культуры следует считать не единичные признаки, а их комплекс. И важнейшим среди них надо признать тип связи продукции промдизайна с бытовыми и производственными потребностями человека это прежде всего разного рода искусственно созданное оборудование жизни, инструментарий для реализации ее процессов, вещи, предметы, машины, механизмы, приборы как бы стоящие между человеком и прилежащей пространственной средой Разумеется в отдельных случаях комбинации этих вещей и машин могут сами стать своего рода средовым пространством, но это отнюдь не отменяет глобальной роли произведений промышленного дизайна как утилитарно необходимого посредника между человеком и окружающими его структурами. Однако их собственные художественные и функциональные решения столь оригинальны, а совокупный вклад в становление современной культуры человечества, изменения его образа жизни и обстоятельств производственной деятельности столь значителен, что впору считать эти сферы дизайна своего рода символом сегодняшнего пути развития цивилизации.

При всей размытости границ различных областей дизайнерской деятельности основной сферой промышленного дизайна было и остается художественное проектирование объектов массового промышленного производства, из которых можно выделить следующие основные категории:

− бытовые предметы (посуда, радио-, электрооборудование и т.д.);

− объемные элементы оборудования интерьера (мебель и крупногабаритное оборудование);

− технологическое или производственное оборудование (станки и другие элементы оборудования производственной среды);

− транспортные средства;

− инженерные устройства и сооружения;

− визуальные коммуникации;

− уникальные объекты промышленного изготовления.

Многообразие этих объектов обуславливает неодинаковость стоящих перед дизайнером творческих задач, что в свою очередь диктует различную специфику его профессиональной деятельности. Так, художественное проектирование изделий массового потребления тесно связано с такими понятиями, как мода, образ жизни; на первый план выходят вопросы сбыта продукции; дизайн таких объектов часто приобретает ярко выраженный коммерческий характер, сводится к внешнему оформлению предмета.

Дизайн среды:

Сегодня все, что помимо образного начала имеет еще и прикладной характер, - посуда, мебель, ткани, книги, вывески, вплоть до архитектуры - считается дизайном: промышленным, графическим, архитектурным и т.д. Но для человека разные «конкретные дизайны» отнюдь не равнозначны: помимо обязательных для жизни «пользы, прочности и красоты» он ищет от общения с дизайном нечто более высокое - гармонию взаимодействия с окружающей действительностью, согласованность мироощущений.

Рис.5

Дизайн среды интегрирует в единую функционально-художетвенную целостность достижения дизайнеров других специальностей, проектирующих оборудование, предметное оснащение, систему декоративно-графических решений и, в том числе, пространственную ситуацию. Кроме того, именно среда, в конечном счете, является ареной работ по синтезу искусств. Становится понятно, почему дизайн среды имеет все права на роль завершающего звена общей системы работ по художественному проектированию.

Дизайн среды сегодня стремится к охвату всех аспектов окружающей человека среды, обусловленной промышленным производством. Понятие «среда» подразумевает под собой готовое пространство, которое может быть открытым либо же закрытым. В первом случае это дизайн ландшафтов, во втором - интерьеров. Каждое из этих направлений, в свою очередь, включает в себя ряд ветвей.

Дизайн интерьеров обуславливается спецификой помещения. Разработка дизайна частного интерьера в корне отличается от создания дизайна интерьера индустриального. Специалисты нашей группы обладают необходимой квалификацией и опытом для решения любых задач в сфере разработки дизайна интерьеров различного уровня сложности и вида. При этом работы могут вестись как на комплексной основе, так и в виде разработки дизайна частных случаев. Дизайн детской комнаты, комнаты для презентаций и т.д. - все эти виды работ выполняются нами на должном качественном уровне с учетом специфики.

2.2 Специфика графического дизайна

Как специфическая область творчества, графический дизайн представляет собой результат постепенного слияния двух направлений в художественной культуре. С одной стороны, популярного коммерческого искусства (афиши, реклама, газетные и журнальные иллюстрации), получившего развитие в конце XIX - первой половине XX века и открывшего новый изобразительный язык художника архитекторам и дизайнерам. С другой - современного изобразительного искусства, развивавшегося в Европе в первые три десятилетия XX века.

Первоначально этот термин означал художественное расположение и монтаж на печатном листе текста с изображением в процессе создания зрительно-словесного ряда. В настоящее время сфера деятельности графиков-дизайнеров существенно расширилась, включив компьютерную графику, теле- и видеопрограммы, пространственно-конструктивные эксперименты и др.

Графический дизайн сейчас - это интернациональное явление (одно из его современных названий «viscom» - «визуальный коммуникатор»), решающее такие комплексные задачи проектирования сложных структур, как выработка единых систем знаков, создание фирменных стилей, образа целых отраслей промышленности, обновление зрительно-информационного ряда учебников, создание визуальных комплексов для крупных мероприятий, выставок и тд.

Цель графического дизайна - формирование комфортной визуальной среды с высокими эстетическими и коммуникативными качествами. Основными средствами графического дизайна являются шрифты, знаки, рисунок, геометрические фигуры, фотография, символы как стандартные, так и индивидуальные. Основными видами техники оформления элементов графического дизайна являются:

типографический набор (фотографический, лазерный);

макетирование выкройкой;

фотомонтаж;

аэрографический, штриховой, линейный и другие виды рисунка.

В зависимости от объекта проектирования различаются следующие виды графического дизайна:

.        Типографика - книжная и газетно-журнальная графика, основной объект проектирования - словесный текст (Рис. );

Рис.6

.        Промышленная графика - товарные и фирменные знаки, этикетки, упаковка и пр., основной объект разработки - графический элемент, непосредственно связанный с предприятием и его продукцией;

Рис.7

.        Рекламная графика - плакат, рекламное объявление листовка, буклет, каталог, значки, наклейки и пр., объекты проектирования связаны с рекламной компанией организаций и предприятий;


.        Архиграфика - система визуальной коммуникации, суперграфика, пиктограммы и т.п., графические элементы как интерьерного (экспозиции, витрины), так и архитектурного пространства (улицы, площади);

Рис.9

.        Компьютерная графика - web-дизайн, моделирование программных продуктов, анимационных, видео- и киноматериалов, сеть ИНТЕРНЕТ и т.д.

Рис.10

.       
Телевизионная графика - телевизионные заставки, клипы, телесериалы и пр., объект разработки - все графические элементы, используемые в кинематографе и на ТВ.

Рис.11

Дизайнеров объединяет сегодня ориентация на визуализацию нашего окружения, познание его через зрительное восприятие. Как профессиональный идеал ими рассматривается «целостное оформление среды» через «качественную форму», способную активизировать эмоциональное освоение. С другой стороны, эта деятельность понимается как воспроизведение смыслов различного рода сообщений, событий, понятий, директив, ценностей и т.п. в визуальной форме. Эта функция реализации абстрактного мышления в наглядном виде особенно актуальна там, где научные знания необходимо сделать доступными широкой публике, а также в сфере делового мира.

Графический дизайн в наше время представляет собой весьма развитую и чрезвычайно насыщенную смысловыми оттенками область художественной жизни общества. Более того, наводит на мысль о самостоятельной ценности этого стремительно выделяющегося из общего мира эстетической деятельности практически нового вида искусства. С другой стороны, графический дизайн, как особая форма эстетического мышления, чрезвычайно активно влияет на другие виды дизайна, вливаясь таким образом в пеструю интегральную картину современного, синтетического по существу, мироощущения.

Глава 3. Закономерности формообразования в графическом дизайне

.1 Этапы процесса художественного проектирования

Методика художественного проектирования формировалась в результате обобщения опыта работы многих профессиональных дизайнеров. Она закрепляет положения и принципы, характеризующие отличие современного дизайна от материально-художественного творчества прошлого. Эти отличия существуют в характере и сложности решаемых задач, научного и технического обеспечения, взаимоотношения дизайнера с производством.

Проектирование - это ещё и целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений. Соответственно, должна быть структура процесса решения задачи проектирования, которая помогает ответить на вопрос «Как это делать?». В настоящее время предложен ряд структур и алгоритмов проектирования, совпадающих в основных чертах и различающихся только в содержании или названии отдельных этапов.

Рис. 12. «Схема процесса решения задачи проектирования»

Процесс разработки изделий складывается из следующих этапов:

) Предпроектное исследование

) Дизайнерский поиск (предварительное эскизирование)

) Разработка эскизного проекта

) Составление проектной документации

) Изготовление

. Предпроектное исследование

На данном этапе проводится сбор и анализ всей информации, относящейся к разрабатываемому типу изделий. Выявляются требования к нему. Работа начинается с уяснения темы и дизайнерской задачи, сформулированных в задании. В нем указывается тема, наиболее общие задачи и требования к изделию, состав проекта, требования к выполнению проекта, сроки.

Задача состоит в том, чтобы собрать максимальное количество информации об опыте проектирования и потребления разрабатываемого объекта. Источниками сведений служат публикации в печати (журналы, книги), каталоги промышленных фирм и выставок, повседневная практика, стандарты, патентные материалы. Необходимо изучить характеристики, внешний вид и конструкцию лучших мировых образцов. В поисках нового решения помогут сведения об изменениях в конструкции изделия за последние годы.

Прототипы изделия критически оцениваются с точки зрения современных потребительских и производственных требований. Проектировщик должен собрать данные о новейших технологиях, перспективных материалах, иначе проект не будет удовлетворять требованиям времени.

При анализе эстетических особенностей прототипов надо исходить из современного понимания художественного качества изделия. Оно определяется прогрессивностью изделия в функциональном и конструктивном отношении, лаконичностью формы, умелым использованием материалов, цветов, фактуры, высоким уровнем исполнения. Этап завершается составлением перечня требований к изделию и его проектных характеристик им отвечающих.

.Дизайнерский поиск (предварительное эскизирование)

Этот этап заключается в выработке и воплощении первоначальных творческих идей в эскизной графической форме.

Процесс эскизирования идет от принципиальной схемы к деталям и затем - к общему решению изделия. Эскизы могут иметь характер разработки идея проекта, отработки размеров и конфигурации формы объекта, отдельных его узлов, деталей и элементов. Решаются компоновочные схемы, заполнение внутренних емкостей, размещения в интерьере. Первоначально эскизы выполняются без точного масштаба.

На данном этапе особое значение приобретает применение метода макетирования изделия (в нашем случае объемное моделирование с помощью компьютерной технологии). Это помогает более полно увидеть задуманное изделие, уточнить его форму, пропорции, цвет, откорректировать габариты.

Результат комплекса поисковых эскизных разработок − первое принципиальное предложение по решению нового изделия. Показывается несколько проекций изделия или его перспективное изображение без масштаба.

З.Разработка эскизного проекта

Эскизный проект - окончательное творческое предложение дизайнера, полно определяющее все характеристики изделия.

Пояснительная записка к дизайнерскому проекту содержит описание функционального назначения изделия, его конструктивных особенностей, использованных материалов, технологии изготовления и отделки.

. Составление проектной документации

На данном этапе изготовляется документация, т.е. рабочие эскизы, наброски, чертежи, необходимые для создания изделия или печатной продукции. На производстве или проектных бюро рабочие чертежи выполняются после утверждения эскизного дизайнерского проекта.

. Изготовление изделия - последний этап проектирования.

В организации художественно - оформительской и дизайнерской практики существенную роль играет учет психологических особенностей восприятия ее произведений потенциальными зрителями.

Психологические особенности организации художественного оформления и дизайна - определенные способности психики человека реагировать на сильный раздражитель, представленный в виде изобразительного материала.

Чтобы организовать человека на восприятие продукта художественного оформления и дизайна, необходимо учитывать специфику работы его психики. Для этого требуется знать:

психологические особенности изобразительного материала;

специфические черты изобразительного материала;

основные закономерности его восприятия.

Продукт художественно - оформительской и дизайнерской практики - изобразительный материал - носит своеобразный характер, ему присущи следующие специфические черты:

отсутствие событийности;

однозначность характера;

усложненность процесса восприятия изобразительного материала условиями его существования (зритель знакомится с ним стоя или по ходу движения );

- изобразительный материал оказывает свое влияние только тогда, когда субъект его воздействия непреднамеренно сталкивается с ним;

направленность психической деятельности человека на восприятие изобразительного материала возникает как результат воздействия на непроизвольное внимание.

Это означает, что художник - дизайнер не способен создать запланированную направленность психической деятельности человека без формирования первичного интереса зрителя к изобразительному материалу. Следовательно, направленность психической деятельности человека на восприятие произведения художественного оформления и дизайна изначально возникает как закономерный результат воздействия на непроизвольное внимание зрителя.

Начальный этап непроизвольного (непреднамеренного) внимания - ориентированный рефлекс как реакция на новый раздражитель, на какое-то изменение в окружающей среде. При этом ориентированный рефлекс, а вслед за ним и непроизвольное внимание проявляются только в процессе сопутствующей деятельности зрителя, не связанной с объектом наблюдения (прогулка, беседа и т.п.).

Таким образом, первая психологическая особенность организации художественного оформления и дизайна - создание условий для возникновения непроизвольного (непреднамеренного) внимания по отношению к изобразительному материалу.

Но внимание недостаточно привлечь, его нужно удержать. Внимание представляет собой не просто акт фиксации существующего факта или явления психической деятельности человека, а саму эту психическую деятельность. Невозможно направить внимание, не сосредоточив его, на чём-то, хотя бы и незначительно. Сосредоточение внимания - результат определённой деятельности человека (физической или умственной). В отношении продукта художественного оформления и дизайна - это мыслительная деятельность зрителя, возникающая в процессе его реакции на изобразительный материал. Отсюда вытекает вторая психологическая особенность организации художественного оформления и дизайна - создание условий для преднамеренного восприятия изобразительного материала.

Однако содержание изобразительного материала не будет осмысленно зрителем, если поданная информация не позволяет узнать что-то новое, не воздействует на него эмоционально, эстетически, если не вызывает никаких ассоциаций. Для того чтобы возникла активная мыслительная деятельность, необходимо соответствие художественных образов текущим интересам зрителя. Всё это определяет третью психологическую особенность организации художественного оформления и дизайна - учёт сознательных и подсознательных интересов зрителя для создания условий его активной мыслительной деятельности в процессе восприятия изобразительного материала.

Перечисленные психологические особенности организации художественного оформления и дизайна требуют определения факторов, влияющих на возникновение непроизвольного внимания у потенциального зрителя.

Факторы:

1)      Первый фактор - внешняя форма изобразительного материала. Однако согласно утверждению физиологии любой сильный раздражитель на фоне других сильных раздражителей перестаёт быть таковым.

2)      Второй фактор - зрительные элементы, составляющие форму изобразительного материала. Именно они должны служить сильными раздражителями психики. По степени привлечения непроизвольного внимания зрительные элементы распределяются следующим образом:

- фотография

рисунок

- заглавие

- конструкция

- шрифт

3)      Третий фактор - стиль художественного оформления и дизайна. Зритель (в том числе и не умеющий анализировать) подсознательно отдаёт предпочтение тем художественно-выразительным решениям, которые отвечают эстетическим требованиям сегодняшнего дня. В. Гюго отмечал: «Стиль - как хрусталь: от чистоты его зависит его блеск».

4)      Четвёртый фактор - врождённые (безусловные) рефлексы человека. Зритель получает эстетическое удовольствие от восприятия предметов и явлений, которые отличаются:

гармоничностью

завершённостью

соразмерностью

ритмичностью

Следует иметь в виду, что действенность перечисленных факторов зависит от учёта возрастных и образовательных особенностей зрителей. Мотивов их деятельности, общественных ценностей, преобладающих настроений, а также от конструктивных и композиционных закономерностей организации изобразительного материала.

Основа существования той или иной формы художественного оформлении дизайна должна строиться в соответствии с определёнными конструктивными закономерностями организации изобразительного материала. Необходимо, чтобы изобразительный материал создавался с учётом соответствия его конструкции:

функциональному предназначению

эстетическим нормам

условиям оптического восприятия

Художественное проектирование имеет свой неповторимый язык. Значение единиц языка изобразительного материала представлены в семантике. Слово “семантика” в переводе с греческого - обозначающий. В основе семантики лежит психологическое воздействие геометрической формы предмета на человека. В одном случае форма представляет собой единое целое, в другом - образована путём сочетания (соединения) двух и более элементов.

Язык семантики помогает художнику-дизайнеру придать художественному изделию внешнюю форму, которая бы отвечала назначению вещи и ласкала взгляд зрителя.

Итак, психологические особенности организации художественного оформления и дизайна основываются на антропометрических свойствах человека и находятся в тесной взаимосвязи со специфическими чертами изобразительного материала, его конструктивными композиционными закономерностями построения.

Сущность художественного оформления и дизайна находится в тесной взаимосвязи с главной целью этого вида творческой деятельности - с формированием гармонично развитой личности.

Художественное оформление и дизайн используют зрительно-наглядные образы, отражающие окружающую действительность, предметный мир, эмоционально воздействующие на чувства зрителя.

Полное воздействие изобразительного материала возможно лишь в том случае, когда при его создании учитываются психологические, конструктивные и композиционные закономерности его организации и грамотное использование изобразительно-выразительных средств.

3.2 Закономерности и принципы формообразования объектов художественного проектирования

Задачей дизайнера по-прежнему остается: приводить предметно-пространственное окружение человека к его, человека, ожиданиям, представлениям, вкусам.

Композиционные средства вырабатываются в «чистом» искусстве, а лишь затем заимствуются из него и преобразуются арт-дизайном в один из элементов общего Фонда художественно-проектных знаний.

Именно принципы определяют собой формирование метода, характер и полноту использования средств искусства и выработку собственных средств. Очень важно заметить, что принципы формируются как идейно-творческая программа вненаучным образом - так же, как вненаучным образом определяются цели в научных исследованиях.

С этого момента и только при условии его осознания и отделения от «технического» содержания деятельности открывается возможность проведения исследований внутреннего строения «мира», построенного в соответствии с принципами арт-дизайна.

Есть набор принципов как систематизированное кредо, есть средства искусства, есть некоторые средства дизайна, выработанные в процессе экспериментального проектирования и его осмысления, есть интуитивно ощущаемый метод - как упорядоченный способ использования средств в зависимости от типа задачи. Есть интуитивно очевидное отличие метода арт-дизайна от других проектных методов.

Важно видеть, что между выделенными выше абстракциями метод дизайна - средства дизайна - средства искусства должно устанавливаться определённое формальное взаимодействие, как минимум, логически непротиворечивое. Но реальный эквивалент этого взаимодействия не может осуществляться в вакууме. Поле взаимодействия лишь тогда и постольку является реальностью (взаимодействие может действительно осуществляться), если удается выявить носитель взаимодействия. Мы имеем основания предположить, что носителем взаимодействий между принципами, методами и средствами в ткани художественно-проектной деятельности является особая языковая реальность.

Мы не можем ещё сегодня добиться полной ясности понимания природы языковой реальности художественного проектирования (и сомнительно, что когда-либо сможем этой полноты достичь), но уже то, что удалось выявить, позволяет провести строение художественно-проектного «мира» по крайней мере достаточно последовательно.

Художественное проектирование - деятельность, осуществляемая в языковом поле, образуемом, во-первых, словами («форма», «доминанта», «образ» и т. д.) и, во-вторых, - визуальными образами (сюда входит увиденное на улице, в журнале, в кино, на выставке). Всё это вместе - особая реальность; её материал и структура принципиально поддаются специальному исследованию.

Первый слой такого исследования образуется рефлексивным анализом, то есть работой самого проектировщика по осознанию и систематизации собственных шагов в решении проектной задачи. Такая рефлексия неполно и иллюзорно отражает действительность мыслительных процессов, и этот безжалостный закон мышления обойти невозможно. Но она решительно необходима, поскольку другого исходного материала для исследования здесь просто нет - продукт деятельности (внешне воспринимаемая изобразительная форма проекта) является лишь поверхностным и резко искаженным отпечатком деятельности, действительно приводящей к его появлению. Глубина «чтения» проекта, проникновения в методику проектирования зависит от уровня и направленности профессионального знания «дешифровщика» - она так или иначе замыкается на индивидуальном знании своего профессионального «я».

Второй слой - это уже конструктивная работа по преобразованию материала рефлексии средствами методологии. Иначе говоря, дизайнер-исследователь (методист) составляет «картотеку» языковых средств (каковыми являются слова и «картинки») и раскладывает свои «карточки» до тех пор, пока между их группами не проявятся структурные взаимосвязи.

Третий слой - подключение средств логики «рефлексивных игр», с помощью которых удается описать ту особую деятельность, где дизайнер, например, проектируя радиоприемник, поочередно пытается воображать себя в роли заказчика, инженера, покупателя, критика - во всех возможных ситуациях. Уже сейчас не подлежит сомнению, что всякое описание художественно-проектной деятельности средствами только формальной логики, без анализа сложной рефлексивной игры внутри проектных процедур, обречено на неудачу.

Блок средств арт-дизайна, являющихся заимствованными и переработанными средствами искусства, обслуживается «языком» чистых композиционных моделей, где движение смыслов осуществляется без прямого посредства понятийного аппарата дизайна (художник художнику может изобразить вопрос и получить ответ в рисунке, объемной или плоскостной композиции, не прибегая к помощи слов). Формальный анализ, формальный синтез, формальные преобразования осуществляются здесь по видимости непосредственно в изобразительном языке композиционного моделирования ситуаций.

Дизайнер не ограничивается в своей деятельности только чисто художественными языковыми средствами. Он подбирает к ним определенные эквивалентные понятия, используя слова обыденного языка, искусствоведческие термины и научные категории. Все это вместе можно описать как особый «язык 2». В настоящее время он тоже не имеет проявленной упорядоченности и скорее представляет собой набор профессиональных символизации: знаки средств (модульная сетка, например), знаки операций и их составных шагов (выявление доминанты, соподчинение композиционных слоев и т. п.), знаки целостных композиционных систем, обладающих внутренними закономерностями (к примеру, «театр» - что означает отношения между зрителем и действием, пространственно-отчужденным от зрителя).

По мере развертывания понятийных рядов в соответствии с языковыми слоями могут откристаллизоваться категории, отработка которых имеет принципиальное значение для профессионального становления арт-дизайна. Только после завершения мы получим возможность на новом уровне вернуться к вопросу о методе художественно-проектной деятельности. Это, впрочем, отнюдь не означает паузы, бездействия. Само по себе оформление и упорядочение художественно-проектной методологии имеет конструктивный смысл: оно даёт экспериментальному проектированию методический каркас, задает ему внешние по отношению к глубинному содержанию деятельности нормы и правила проектной игры.

3.3 Средства композиции в художественном проектировании

Композиция есть (лат. compositio - составление, связывание, сложение, соединение) - основная составляющая художественного проектирования. Искусство композиции, стилистики и украшения основной инструмент творческого процесса проектировщика (дизайнера, архитектора) (Рис.. Принципиальная схема творческого процесса в решении композиционных задач.).

Рис.13. «Принципиальная схема творческого процесса в решении композиционных задач»

В первой степени композиция определяет особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта. Элементы визуальной системы, в отдельности, проектируются по законам композиции. Композиция, в свою очередь, имеет три основополагающих вида:

В графическом дизайне абстрактная композиция определяет смысл знака и состав элементов, из которых он состоит.

Абстракция (от лат. abstractio - «отвлечение») - отвлечение в процессе познания от несущественных свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование. Абстрагирование - это один из основных процессов умственной деятельности человека, опирающийся на знаковое преобразование, и позволяющий превратить в объект восприятия разные свойства предметов. Поэтому абстрактная композиция тот раздел композиционного искусства, который отвечает за образование идеи - прототипа нового объекта.

Рис.14. Абстрактная композиция.

Формальная композиция; Формальная композиция есть искусство составления объекта моделирования. Модель (Объект моделирования) - это искусственно создаваемый объект, заменяющий некоторый объект реального мира и воспроизводящий ограниченное число его свойств. Понятие модели относится к фундаментальным общенаучным понятиям, амоделирование - это метод познания действительности, используемый различными науками, осуществляемый на базе определённых абстракций, идеализаций и искусственных символических языков.

Рис.15. Формальная композиция.

Ассоциативная композиция:

Ассоциация (лат. Associatio - соединение, взаимосвязь) - психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом. Фактически каждый предмет вызывает какую-либо ассоциацию, каждая форма выражает определенный характер (Самолёт - птица; Египетские пирамиды - горы; подводная лодка - рыба). Ассоциативная композиция - это связь между элементами композиции, в результате которой появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним. По типу образования ассоциации различают:

- ассоциации по сходству;

- ассоциации по контрасту;

- ассоциации по смежности в пространстве или во времени;

- причинно-следственные ассоциации.

Рис. 16                         Рис. 17

Рис. 18                Рис. 20

Ассоциации создают предпосылки для абстрагирования. На основе существующих образов (предметов, явлений, действий), создаются новые образы (идеи-прототипы), которые формализуясь через моделирование, образуют новые ассоциации. Впоследствии, новые ассоциации создают новые предпосылки для абстрагирования. Здесь наблюдается циклическая взаимосвязь между основополагающими видами композиций: абстрактной - формальной - ассоциативной.

Рис.21. «Влияние законов композиции и средств гармонизации художественной формы на формирование объекта проектирования»

Организация формы происходит по законам, определяющим принципы формообразования, и средствами композиции. Исходя из этого, с учётом существующих разработок, системно изложивших теоретические основы композиции и предложивших методики практического обучения, можно раскрыть сложившуюся и постоянно развивающуюся систему, найти закономерности её формирования, выявить её особенности и выстроить систему взаимосвязей в структуре.

Далее можно перейти к выделению наиболее важных аспектов композиционной подготовки проектировщиков. Выявлению того, как «необходимые качества композиции обеспечиваются в процессе художественно-конструкторской разработки проекта соответствующими композиционными средствами».

Закон доминанты выражает выявление композиционного центра. В графическом дизайне это главный смысловой элемент плаката, бренда и т. д. В промышленном дизайне - главный функциональный элемент технического средства. В дизайне архитектурной среды доминантой является «лидер», организующий пространство, как правило, это центральное здание на площади, входная группа в здание и т.д. В интерьере жилища в старину доминантой был так называемый «красный угол», сейчас какой-либо другой элемент, в зависимости от функциональных назначений интерьера.

Закон целостности выражен через композиционную структуру и пропорциональную соразмерность. Придаёт структурную упорядоченность объектам проектирования, создавая иерархию по степени значимости элементов, соподчиняя их между собой, органически связывает их в единое целое. Целостность формы возникает при соподчинении элементов целому, при соответствии формы и содержания, формы и функции. В графическом дизайне это выражение смысловой канвы брэндинга через визуальную выразительность символической структуры бренда и его элементов, существующих и работающих как целостная система.

Закон равновесия выражает через средства композиции состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Распределение масс, наличие центра тяжести, оси симметрии, пропорциональность и статичность в композиции продукта проектирования придают устойчивость и тектоничность, прочность и упорядоченность объекту. При этом ассиметричные и динамичные формы, элементы и объекты тоже могут быть уравновешены через равномерное распределение масс. В графическом дизайне закон равновесия придаёт внутреннюю эмоциональную силу, значимость и состоятельность проектируемых объектов.

Закон типизации выражен через сходство элементов композиции. Типичность, нюансировка и повтор тождественных элементов отражают стилевое единство и характер функциональных процессов объектов проектирования. В графическом дизайне выражает корпоративную идентификацию элементов фирменного стиля.

Закон контрастов отражает всевозможные контрасты, резкое различие, противоположности, которые не нарушают целостности композиции. В единстве противоположностей усиливается выразительность композиции за счёт возникновения акцентов. В графическом дизайне закон контрастов усиливает эмоциональную значимость и смысловую выразительность продукта дизайна, например, в константах фирменного стиля и т. д

Таким образом, законы и средства композиции, оказывая влияние на художественное проектирование, образуют с ним принципиальные взаимосвязи и обладают универсальностью, так как в равной степени воздействуют на все виды художественного проектирования. Пропедевтика, являясь наукой о композиционных основах, отражает влияние законов и средств композиции на проектирование в различных видах дизайна и архитектуры и выявляет принципы взаимосвязей, охватывая в целом всю предметную среду.

С позиции современных требований предметно-пространственная среда должна обладать комплексом эстетических, функциональных, эргономических и социальных достоинств. В настоящее время изменились требования к решению проектных задач, которые отражены в появлении новых возможностей и форм выполнения проектов, при сохранении теоретических основ композиции, которые требуют более углублённых теоретических разработок. При этом средства построения композиции: точка - линия - плоскость - объём - пространство остаются прежними. Средства гармонизации художественной формы и принципы композиционно-художественного формообразования постоянно обогащаются новыми взглядами, так как современность диктует поиск новых методов и приёмов обучения, разрабатываются новые методики.

Формальные композиции из первоэлементов - точки и линии (рис. 22) несут в себе законы композиции, определяющие принципы плоскостного формообразования и средства гармонизации художественной формы: они имеют доминату, целостны, структурно выстроены, динамичны, но достаточно уравновешены, имеют единство стиля, через тождество, нюанс и ритм, так и композиции на моделирование объёмной формы. Композиционные упражнения способствуют формированию культуры мышления и графического чутья, выявляют характер взаимодействия с графическим дизайном через понятия: структура, морфология.

Рис.22. Композиция из точек и линий. Динамика. Выявление доминанты.

Рис.23. Линейные композиции. Динамика, статика, симметрия, асимметрия, плоскостная композиционная структура.

Статичные и динамичные, симметричные и асимметричные, линейный орнамент (рис. 23) построение плоскостной композиционной структуры и активным выявлением композиционного центра, помогают усвоить композиционные категории, свойственные всем видам дизайна.

Рис. 24

Проектировщику необходимо создавать стилистическое единство системы объектов, и данное упражнение на начальном этапе обучения помогает формировать его умение отсекать всё лишнее и делать жёсткий отбор (Рис.24).

а)Тепло; б) Холод; в)Нюанс; г)Контраст


а) Сангвиник; б) Холерик; в) Флегматик; г) Меланхолик

Рис.26. Абстрактно - ассоциативные плоскостные композиции на тему: «Типы характеров»

Плоскостные колористические композиции (рис. 25, 26), предваряют основы проектирования в графическом дизайне, развивают образно - аналитическое мышление и творческую фантазию через понятия «художественный образ», «метафора» и «целостность». Они способствуют приобретению знаний и навыков организации плоскости, помогающих в дальнейшем связать их с проектным методом разработки основных элементов графического дизайна.

Заключение

Только человеку присуща способность моделировать социально-культурный мир как единство объективной реальности и субъективно переживаемых человеком ценностей. В этом, по существу, и состоит смысл и метод дизайна. Проблематизирующее проектирование каждый раз возвращает мир или какой-либо его фрагмент в такое состояние, когда он еще как бы не сотворен, а лишь должен быть создан. Но являя в художественно-эстетическом замысле образ его истинной формы дизайн всякий раз приносит в жертву свою свободу, переходя в предметную деятельность, реализующую замысел. Так в историческом развитии проектной культуры в целом осуществляется сверхзадача проектного творчества: художественное мышление стремится стать действенным, а практическая деятельность ищет пути приобщения к красоте. Дизайн и есть тот путь проектной культуры, на котором сходятся эти два стремления. И именно дизайнер обязан позаботиться о развитии некой способности опосредованного чувствования, с помощью которого человек воспринимает как часть собственной жизни все, о чем прежде мог лишь абстрактно мыслить.

Уже сейчас дизайн характеризуется принципиально новым, комплексным мировоззрением и новыми социальными задачами. Он создает новые виды творческой деятельности, ассимилируя в своей области труд инженера, художника и ученого. Он порождает новый предметный мир и новые отношения человека к вещам. Важнейший результат этого процесса - обособление проектирования и превращение его в самостоятельную сферу социальной деятельности. Вместе с тем, дизайн сегодня вряд ли можно считать уже достаточно сформировавшимся, ставшим явлением. Скорее это фрагменты и части становления какой-то новой социальной системы. Но это значит, что мы должны либо определить будущее состояние дизайна в системе общества, исходя из истории его развития и тенденций, обнаруживаемых в нем сегодня, либо же спроектировать эту будущую систему дизайна, исходя из наших представлений о потребностях социальной системы и ее требований к дизайну.

Используемая литература

1.   Аронов В. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. - М.: Советский художник., 1987 -203 с., ил.;

2.      Розенсон И.А. основы теории дизайна. Учебник для ВУЗов. Питер. Санкт-Петербург, 2005;

.        Воронов Н. Производственное искусство -предшественник дизайна. В кн.: Дизайн, выпуск П.- М.: НИИ PAX, 1993;

.        Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Учеб. пос. М.: Архитектура - С, 2004. - 232 с. ;

5.   Джонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986.4.;

6.      Л. Тондл, И. Пейша, Методологические аспекты системного проектирования. "Вопросы философии", 1982, №10, с. 87;

7.      Дизайн: очерк теории системного проектирования. Сборник статей, М., 1993;

.        Шлиенкова Е.В. История дизайна, науки и техники; Учебно-методическое пособие. - Тольятти: ТГУ, 2005. - 63.с.;

9.   Аббасов И.Б. Основы графического дизайна. - М.: ДМК Пресс, 2008. - 224 с.;

10.    Кендра Э., Эверс В. Искусство дизайна. - 2005. − 205 с.;

.        Кулеева Л.М., Михайлов С.М. Основы дизайна. - М. − 240 с.;

.        Лесняк В. Графический дизайн (основы профессии). - М.: Индекс Маркет, 2011. - 301 с.;

.        Райн Х. Самый полный справочник. Графический дизайн. − М.: АСТ, Астрель, 2008. - 358 с.;

.        Ньюарк К. Что такое графический дизайн?. - М.: АСТ, 2005. - 197 с.;

.        Лобзин Ю.А., Рожавский В.Г. Графический дизайн. - М.: Рус. слово, 2008. - 203 с.;

.        Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама. − 2008. - 290 с.;

.        Михайлов С.М. История дизайна. - М.: Союз дизайнеров России, 2006. - 393 с.;

.        Лобзин Ю.А. Программа элективного курса "Графический дизайн". - М.: Русское слово, 2010. - 232 с.;

.        Дэбнер Д. Школа графического дизайна. − Рипол Классик, 2007. - 259 с.;

20.    Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы методологии и теории дизайна. М., 2001;

.        http://www.slideshare.net/alinjonok88/5 / Виды дизайна;

. http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/referaty_philos_design/conzept_design/koncepciya-i-metody-proektirovaniya-v-dizajne-abakumova.html#2/ Концепция и методы проектирования в дизайне.

Похожие работы на - Сущность и процесс художественного проектирования в графическом дизайне

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!