Даосизм в культуре Древнего Китая

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,34 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Даосизм в культуре Древнего Китая

План

Введение

1.Возникновение даосизма

2.Основные идеи даосизма

3. Даосизм как политико-правовая доктрина

Заключение

Список литературы

Введение

Древнюю землю Китая относительно мало затрагивали новейшие достижения в науке и образовании вплоть до начала XX века. Однако столетия тому назад жил китайский мудрец Лао-Цзы, который верил и учил, что мир развивается в соответствии с божественным предначертанием, что находит свое отражение в повторяющихся и упорядоченных явлениях природы. Суть мудрости и счастья, по словам Лао-Цзы, заключается в том, чтобы человек приспособился к этому порядку и воссоздал в себе самом путь, по которому движется мир. Жизнь и мысль Лао-Цзы оказали глубокое влияние на жизнь и развитие Китая. Мир был бы беднее без него. Его учения вместе с учениями его последователей составили философскую базу даосизма. Сама же философская доктрина даосизма оказала важнейшее влияние на развитие культуры, философии Древнего Китая.

Поэтому представляется актуальным и значимым рассмотреть в рамках данной работы место даосизма в культуре Древнего Китая.

Целью работы является изучение даосизма в культуре Древнего Китая.

Задачи работы:

·исследовать формирование даосизма;

·изучить философские идеи даосизма;

·проанализировать даосизм как политико-правовую доктрину.

1. Возникновение даосизма

Даосизм в виде стабильной религиозной организации оформился только во II веке <#"center">даосизм китайский философский

По представлениям древних китайцев, человек возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, «ци») делится на 2 начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение.

Даосизм опирался на традиционные древнекитайские воззрения в которых утверждаются понятия природы и дается объяснение им.

Все свои помыслы, чаяния и надежды обращали древние китайцы к небу, ибо, по их представлениям, от неба (верховного) зависели и личная жизнь, и дела государства, и все природные явления.

В центре внимания Лао-цзы - проблема самосовершенствования, не чуждая и предшественникам Лао-цзы. Но до тех пор она была тесно привязана к вопросу об управлении государством и подготовке человека к тому, чтобы занять соответствующий пост.

Лао-цзы призывает не полностью отказаться от желаний, а поддерживать их в равновесии, не допуская ни чрезмерности, ни недостатка, подобно даосам. В этой способности и состоит, по мнению Лао-цзы, отличительная особенность человека по сравнению с любой другой частью Вселенной, благодаря которой человек родственен и Небу, и Земле.

Самосовершенствуясь, человек очищает заложенные в нем небесные принципы и тем самым заслуживает благосклонность Неба. Это положение направлено против даосизма, утверждавшего безразличие Неба к человеку.

Под «личностью» Лао-цзы понимает целостное существо, и духовное, и телесное, способное к деятельности.

Поскольку природа человека воплощена в его сердце, то зло исходить из него не может. Зло появляется в стремлениях и мыслях. Поэтому исправлять надо не сердце, а стремления и мысли. Цель очищения - осознание чистоты и совершенства сердца и правильные деяния. Такая концентрация на внутреннем Я - безусловное влияние буддизма.

Поскольку вещи и люди признаются одинаково пустотными, наблюдаемые различия или даже противоположности между ними считаются иллюзорными, т.е. с точки зрения Лао-цзы относящимися только к видимости.

Согласно этому учению, до тех пор пока человек не осознал единую природу вещей, его точка зрения на них остается ограниченной: он поддается видимости их разнообразия. Постижение истины избавляет его от иллюзий. Он понимает, что пребывал в заблуждении относительно природы вещей вообще и собственной природы в частности.

Чтобы приобрести состояние уравновешенности, человек должен, согласно Лао-цзы, постигнуть Истину. Как этого добиться?

Через осознание собственной природы, тождественной Дао, отведает Лао-цзы:

«Познать свой изначальный дух и значит - узреть изначальную природу. Только просветленный понимает, что изначально между ними нет различия, непросветленные же погружены в бесконечный ряд перерождений». Постижение истины приобретает, таким образом, индивидуальную окраску, но не требует усовершенствования собственной природы. Человеческая природа изначально чиста и не нуждается в улучшении.

В учении Лао-цзы прослеживается идея свободного развития человека. В первую очередь это свобода от насилия, нарушающего порядок. Лао-цзы не отрицает необходимости наказаний, но подчеркивает, что они должны быть правильными, т.е. тоже отвечать древним образцам. Насилие не оправдано, когда выступает в форме произвола и не совпадает с волей Неба.

Значит, свобода - это средство для человека занять свое место в Поднебесной. Лао-цзы считает, что человек должен поступать по воле Неба, но поступать - сам, не рассчитывая, будто Небо выполнит работу за него.

Даосизм почти никогда не был официальной религией - скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма.

Даосизм прошёл долгий путь эволюции и в XX век вошёл древней традиционной китайской религией. После прихода в Китае к власти коммунистов в 1949 <#"justify">Даосизм опирался на традиционные древнекитайские воззрения в которых утверждаются понятия природы и дается объяснение им. В центре внимания Лао-цзы - проблема самосовершенствования, не чуждая и предшественникам Лао-цзы. Но до тех пор она была тесно привязана к вопросу об управлении государством и подготовке человека к тому, чтобы занять соответствующий пост. В учении Лао-цзы прослеживается идея свободного развития человека. В первую очередь это свобода от насилия, нарушающего порядок. Лао-цзы не отрицает необходимости наказаний, но подчеркивает, что они должны быть правильными, т.е. тоже отвечать древним образцам. Насилие не оправдано, когда выступает в форме произвола и не совпадает с волей Неба. Значит, свобода - это средство для человека занять свое место в Поднебесной. Лао-цзы считает, что человек должен поступать по воле Неба, но поступать - сам, не рассчитывая, будто Небо выполнит работу за него.

Список литературы

1.Абаев Н. В. Даосизм и культурно-психологические традиции в Китае Текст]. М.: Наука, 1989. - 258 с.

2.Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия[Текст]: Учебник. М.: Норма, 1996. - 317 с.

.Ахутин, А.В. Тяжба о бытии[Текст]: М.: Наука, 1996. - 305 с.

.Васильев Л.С. История религий Востока Текст]. М., 1988. - 418 с.

.Введение в философию[Текст]: Учебник. / Под ред. Ивашкина И.Т. М.: Норма, 2006. - 307 с.

.Китайская философия Текст]: Энциклопедический словарь /Под ред. М. Л. Титаренко. - М.: Прогресс, 1994. - 411 с.

.Козин Н.Г. Философия[Текст]: Учебник. М.: Юристъ, 2003. - 388 с.

.Радугин А.А. Философия[Текст]: курс лекций. М.: РЕПО, 2004. - 270 с.

.Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия) Текст]. - М.: Норма, 1992. - 308 с.

.Лобода Е. Б. Даосизм: история возникновения и развитие Текст]. - М.: Юристъ, 1993. - 311 с.

.Маслов А. А. Мистерия Дао Текст]. - М.: Норма, 1996. - 451 с.

Похожие работы на - Даосизм в культуре Древнего Китая

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!