Экономика Мексики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,92 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономика Мексики

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время внимание мирового сообщества привлечено бурным развитием "новых индустриальных стран" Азии, Африки, а также Латинской Америки.

В своей работе я хочу осветить процессы, которые имели место и происходят сейчас в "новой индустриальной стране" Латинской Америки - Мексике.

Экономика Мексики базируется на трех основных областях: нефть, туризм и денежные переводы от граждан Мексики, проживающих за рубежом. Мексика имеет вторую по величине экономику в Латинской Америке и является крупным производителем и экспортером нефти.

В последние годы в Мексике, благодаря правильной финансовой и налоговой политике, наблюдалась макроэкономическая стабильность. Мексика стала самой притягательной для инвесторов страной Латинской Америки, здесь самый благоприятный деловой климат. Она занимает четвёртое место по объёму иностранных капиталовложений среди стран с бурно развивающейся экономикой и второе среди латиноамериканских стран.

Именно рассмотрению экономики Мексики посвящена эта работа.

Данная тема достаточно актуальна, так как развитие мексиканской экономики играет важную роль на мировом рынке.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализирование становления мексиканской экономики и путей ее развития.

Исходя из поставленной цели выявлены задачи данной курсовой работы.

Основные задачи:

изучение основных направлений развития экономики Мексики в XIX-XX столетиях;

проведения анализа влияния интеграции НАФТА на ход и динамику функционирования мексиканской экономики;

изучение проблем и перспектив развития экономики Мексики.

Объектом исследования в курсовой работе является экономика Мексики, а предметом исследования - функционирование мексиканкой экономики. При написании работы были использованы следующие методы: метод сравнительного анализа, аналитический и комплексной оценки.

Теоретической основой курсовой работы послужила научная литература. При разработке данной работы были использованы различные информационные источники: учебники, а так же были задействованы материалы из сети Интернет.

Работа состоит из трех глав, в которых раскрываются теоретические и практические аспекты мексиканской экономики. Первая глава посвящена социально-экономическим процессам в XIX-XX столетиях. Вторая глава посвящена влиянию НАФТА на экономику Мексики, в третьей - на основе проведенного анализа формулируются главные проблемы и направления решения выявленных проблем экономики Мексики.

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МЕКСИКИ В XIX-XX СТОЛЕТИЯХ

.1 ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НОВОГО ВРЕМЕНИ В МЕКСИКЕ

Освобождение Мексики от колониального гнета не сопровождалось радикальным переустройством ее социально-экономической структуры. Позиции латифундистов и церкви не только не были поколеблены, но даже укрепились. В связи с раздачей земель генералам и офицерам, отличившимся во время войны за независимость, а также крупным чиновникам число латифундий, составлявшее в 1810 г. менее 5 тыс., к 1854 г. превысило 6 тыс. Духовенство продолжало пользоваться рядом привилегий, а его экономическая мощь заметно возросла, поскольку к церкви перешли многие заложенные асьенды светских землевладельцев. Экономика развивалась крайне медленно. Большинство крестьян, рабочих рудников и мануфактур по-прежнему страдали от пеонажа и других докапиталистических форм эксплуатации.

Правда, установление независимости способствовало росту внешней торговли и вовлечению Мексики в орбиту мирового хозяйства. Отмена ряда торговых ограничений, снижение пошлин и прочие меры стимулировали быстрое развитие торговли с другими государствами. В 1826 г. конгресс принял декрет, разрешавший установление торговых отношений на основе взаимности. Вслед за тем были заключены договоры с Англией, Францией, Нидерландами, Данией, США. Важным показателем увеличения объема внешней торговли являлось оживление судоходства. Уже в 1826 г. в мексиканские порты прибыли 639 иностранных судов против 148 в 1823 г.

Однако договоры и соглашения с европейскими державами и США имели и отрицательные последствия, так как способствовали проникновению иностранного капитала, с которым слабая мексиканская экономика не могла конкурировать. Экономическое положение молодой республики являлось в то время крайне тяжелым: ее хозяйству был нанесен серьезный ущерб в ходе войны за независимость, финансы пришли в катастрофическое состояние. Национальный доход резко сократился. Утечка капиталов происходила в связи с выездом ряда испанских купцов и предпринимателей. Расходная часть бюджета намного превышала доходную.

Выход из этого критического положения некоторые государственные деятели и экономисты видели в привлечении иностранных капиталов. В 1824-1825 гг. лондонские банкиры предоставили Мексике два займа на общую сумму в 32 млн. песо. Но для расчетов с кредиторами пришлось прибегать к новым займам, в связи с чем сумма внешнего долга государства уже к 1843 г. составила свыше 54 млн. песо.

В результате инвестиций английских капиталов в горнодобывающую промышленность возникли акционерные общества «Объединенная горнопромышленная компания Мексики», «Англо-мексиканская компания» и т. д. В руках англичан оказалась и значительная часть мексиканской торговли. Таким образом, едва освободившись от испанского ига, Мексика попала в экономическую зависимость от капиталистической Англии. В страну стал проникать также североамериканский, немецкий, французский капитал. К середине 20-х годов в Мексику были направлены крупные денежные суммы из США, которые являлись в то время единственным конкурентом Англии на мексиканском рынке. Проникновение иностранного капитала, а также конкуренция более дешевых и высококачественных товаров, ввозившихся из развитых в промышленном отношении стран, тормозили процесс капиталистического развития.

Для финансирования национальной промышленности в 1831 г. был основан Кредитный банк. Он субсидировал создание ряда предприятий по изготовлению тканей, бумаги, литья, закупал за границей машины и оборудование, племенной скот, приглашал квалифицированных иностранных специалистов. Однако попытка осуществления «индустриализации» при сохранении прежней экономической структуры оказалась безуспешной. Провал планов, связанных с деятельностью Кредитного банка, был обусловлен и недостатком денежных средств. Просуществовав немногим более 10 лет, Кредитный банк был в 1842 г. закрыт.

Уровень развития промышленности во второй трети XIX в. оставался крайне низким. Основной ее отраслью по-прежнему являлась горнодобывающая, в первую очередь добыча драгоценных металлов, которая неуклонно возрастала. Если в 1821 -1840 гг. производство серебра составило около 6 тыс. т, а золота - 28,3 тыс. кг, то в последующее двадцатилетие оно достигло соответственно почти 8,8 тыс. т и 37,8 тыс. кг. Ведущей отраслью обрабатывающей промышленности была хлопчатобумажная. К середине 40-х годов в Мексике насчитывалось 59 прядильных и ткацких фабрик, а также много мануфактур и ремесленных мастерских. Наряду с применением машин хлопчатобумажное производство в значительной мере базировалось и на использовании ручного труда.

Качество продукции постепенно улучшалось, а объем производства расширялся. Однако по своей технической оснащенности мексиканская промышленность заметно отставала от экономически развитых европейских государств и США. Преобладающей формой производства все еще оставалась мануфактура.

Значительно выросла и внешняя торговля. В 1825-1828 гг. стоимость экспорта составляла в среднем около 10 млн. песо, а импорта - 14,3 млн. песо в год. К 1856 г. объем экспорта достиг 28 млн., импорта - 26 млн. песо. Мексика вывозила преимущественно благородные металлы (она являлась главным поставщиком серебра на мировой рынок) и некоторые продукты сельского хозяйства (табак, кофе, ваниль, кошениль, хенекен, кожи и др.). В ее ввозе преобладали различные промышленные изделия.

В 1830 году мексиканский конгресс запретил иммиграцию из США в пограничные с ними штаты Мексики. Эта политика мексиканского правительства вызывала недовольство среди жителей Техаса и послужила поводом к войне за независимость.

В результате успешной войны 1836 года Техас добился независимости. Однако, Мексика, никогда не признававшая потерю Техаса, либо независимость Техасской Республики, объявила о своих намерениях захватить так называемую отпавшую провинцию.

В 1845 года Техас вошел в состав США. Мексиканское правительство выразило недовольство, что присоединением её «мятежной провинции» Соединённые Штаты вмешались во внутренние дела Мексики и необоснованно завладели её территорией. США объявили войну Мексике 13 мая 1846 года, а Мексика объявила войну 23 мая.

Договор Гуадалупе-Идальго, подписанный 2 февраля 1848 года, положил конец войне и дал США неоспоримый контроль над Техасом, а также над Калифорнией, Невадой, Ютой и частями Колорадо, Аризоны, Нью-Мехико и Вайоминга. Взамен Мексика получила 15 млн $ и ещё 3 млн 250 тыс. $ были выплачены американским правительством гражданам США в счёт мексиканских долгов.

Последствия поражения в войне с Соединенными Штатами, капитулянтская позиция президента Санат-Анны, докапиталистические формы землепользования, привилегии церкви и высших армейских кругов привели к усилению борьбы между либералами и консерваторами, которая переросла в революцию. Целью революции являлись экономическое развитие, секуляризация имущества, ликвидация привилегий церкви и армии.

Недовольные законом консерваторы произвели переворот. Однако контрреволюционное выступление было подавлено. Правительство утвердило «закон Хуареса» и приняло «закон Лердо», запрещавший церковным и гражданским корпорациям владеть недвижимостью, а также ускоривший переход церковных земель и недвижимости в руки буржуазии и латифундистов на условиях купли-продажи. В то же время по «закону Лердо» ими была скуплена значительная часть земель индейских общин, попавших под определение «гражданских корпораций».

сентября 1857 года вступила в силу новая конституция. В ней Мексика провозглашалась демократической представительной республикой, состоявшей из суверенных во внутренних делах штатов. В конституции подтверждались положения законов Хуареса и Лердо. Конституция декларировала неприкосновенность частной собственности, свободу слова, печати, собраний, тайну переписки, запрещала рабство и пеонаж.

В 1859 году издается «Законы о реформе», декларировавшие изъятие у церкви того имущества, которое она использует против общества - вместо выкупа церковного имущества предусматривалась его национализация. Провозглашалась свобода вероисповедания, церковь отделялась от государства, распускались монастыри, братства и конгрегации, вводился гражданский брак, регистрация актов гражданского состояния передавалась государству. В 1860 году военный перевес оказался на стороне либералов, в декабре гражданская война завершилась их победой.

В 1862 году Наполеон III предпринял экспедицию в Мексику, его поддержали мексиканские консерваторы, которые годом ранее проиграли гражданскую войну либералам. Непосредственным поводом к войне послужило постановление мексиканского конгресса от 17 июля 1861 года о временном прекращении выплат по иностранным долговым обязательствам.

В феврале 1867 года французы оставили столицу Мексики, таким образом, республика была восстановлена.

Итак, к началу XX в. в Мексике сохранялись крупное землевладение, докапиталистические формы эксплуатации, феодальные пережитки. Иностранный капитал захватил командные высоты в таких отраслях экономики, как железнодорожный транспорт, горнодобывающая, металлургическая, нефтяная промышленность, играл видную роль в торговле и сельском хозяйстве. О степени его влияния красноречиво говорят данные о распределении национального богатства страны: в 1911 г. на долю североамериканского капитала приходилось 43,4 %, мексиканского - 30, английского - 13,2 %.

1.2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕКСИКАНКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПЕРИОД ДО НАЧАЛА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Оборотной стороной экономических успехов явилось усиление зависимости страны от Соединённых Штатов и высокая социальная напряженность. Поэтому реакцией на циклический кризис в США 1907-1908 гг., усиленной неурожаем 1910 года, стал острый экономический, социальный и политический кризис в Мексике.

Так было положено начало Мексиканской революции, периода, во время которого в стране шла гражданская война, являющаяся одной из самых кровопролитных в истории человечества.

К началу буржуазно-демократической революции в Мексике иностранный капитал контролировал основные отрасли промышленности. Американские и английские компании заняли ведущие позиции в горнодобывающей, нефтяной и других отраслях. Нефтяные месторождения Мексики эксплуатировались самым хищническим образом. Мексика выдвинулась на одно из первых мест по добыче нефти, которая составила в 1911 г. 12552 тысячей баррелей.

Антиклерикальная программа новой конституции вызвала обострение отношений государства с церковью. В 1926 году в Мексике началось восстание кристерос, сторонников церкви, в основном крестьян, которые убивали представителей правительства и сжигали светские школы.

В начале 1925 года Плутарко Элиас Кальес, вступивший на пост президента Мексики, принял ряд мер, осуществление которых оказалось возможным благодаря конституции 1917 года, по ограничению влияния церкви. Так, например, запрещалось носить церковное облачение в общественных местах (то есть вне здания церкви), за нарушение запрета полагался штраф в размере 500 песо. Кроме того, священнослужитель, критикующий правительство, мог быть лишен свободы сроком на 5 лет. Из страны были изгнаны все иностранные священники, закрыты монастыри и религиозные школы, конфискованы некоторые здания, принадлежащие церкви. Был арестован архиепископ Мексики, выступивший за отмену антиклерикальных положений конституции.

Урегулирование конфликта стало возможным при лояльно настроенном к церкви президенте Эмилио Портесе. В 1929 году при содействии США (в которых восстание вызвало проблемы с поставками нефти) и Ватикана удалось примирить духовенство и мексиканское правительство. Однако условия этого мира не устроили большинство повстанцев, продолжавших борьбу в течение ещё двух лет.

Мировой экономический кризис (1929-1933гг.) резко обострил классовые и социальные противоречия, усилил антиимпериалистические настроения в стране. Характерной особенностью преобразований в 30-х годах было создание государственного сектора экономики, который должен был способствовать социальным изменениям и независимому развитию страны.

В 1934 году президентом стал представитель Мексиканской революционной партии Ласаро Карденас. Новое правительство развернуло широкую реформистскую кампанию. Было организовано проведение аграрной реформы. При содействии Карденаса в 1936 году был создан крупнейший профсоюзный центр - Конфедерация Трудящихся Мексики.

В целях ограничения деятельности иностранных монополий в октябре 1936 года был принят закон, предоставлявший правительству возможность национализировать собственность иностранных компаний. В 1937 году были частично национализированы железные дороги. Они передавались в управление рабочей администрации профсоюза железнодорожников.

марта 1938 года Ласаро Карденас приступил к экспроприации собственности иностранных нефтяных компаний, что привело к обострению отношений с США и Великобританией. В ходе национализации была создана государственная нефтяная компания «Пемекс», превратившая Мексику в пятого по величине экспортера нефти в мире.

Карденас предпринимал решительные шаги в отношении ликвидации массовой неграмотности, особенно среди индейцев. При Карденасе Мексика оказывала значительную помощь испанским революционерам, а в 1939 году в Мексике укрылось значительное число потерпевших поражение испанских республиканцев.

Таким образом, национализация нефти и другие меры, направленные на независимое развитие и ограничение иностранного капитала, вызвало недовольство как внутри страны, так за границей. Но под влиянием событий, связанных с началом второй мировой войны, преобладающее влияние в государстве приобрели силы, ориентированные на более тесные связи с иностранным и прежде всего с американским капиталом.

1.3 ОЦЕНКА НЕОЛИБЕРАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В 1980-Х ГГ.

Во Второй мировой войне Мексика выступила союзником антигитлеровской коалиции. Финансовая и технологическая помощь Соединенных Штатов позволила Мексике модернизировать железные дороги и промышленность. Лишившись европейского импорта Мексика была вынуждена развивать собственное производство. Война подняла мировые цены, создав тем самым благоприятные условия для мексиканской торговли. После войны начался период экономического роста: выполнения программ индустриализации, промышленного развития регионов, ирригации, внедрения новых аграрных технологий.

Мировой энергетический кризис 70-х годов, создавший импульс для быстрой структурной трансформации, условно разделил страны на две группы: одну побудил перейти на новый технологический виток, на интенсивное ресурсосберегающее производство; другой позволил «упиваться» своим богатством. Взлет мировых цен на нефть подтолкнул Мексику, обладающую этим ценнейшим ресурсом, да еще в больших размерах (входит в пятерку главных мировых продуцентов), наращивать ее добычу (открытие и освоение в середине 70-х годов новых нефтяных месторождений внесло перелом в ход всех этих эволюционных процессов.) Неожиданный «валютный дождь» породил в стране эйфорию, иллюзию возможности - без особых интеллектуально-трудовых затрат - «процветания» в современной, быстро меняющейся и усложняющейся экономике.

С одной стороны, резко возрос объем мексиканского экспорта и экспортных доходов, что позволило увеличить вложения в многочисленные экономические программы, с другой - к мексиканской экономике стали проявлять повышенный интерес иностранные инвесторы, в том числе североамериканские.

В условиях оживления конъюнктуры усилился приток в страну зарубежных капиталов, главным образом американских (свыше 2/3 общего объема), которые в основном имели спекулятивный характер. Диспропорции в экономике, краткосрочность приоритетов развития оборачивались нарастанием внешней задолженности (с 3,8 млрд. долл. в 1970 г. до 39 млрд. в 1979), причем свыше 4/5 ее суммы приходилось на частные «ТНБ с их более жесткими условиями кредитования. Потенциально богатая страна «жила в кредит».

Предгрозовым оказался 1981 г., когда администрация Рейгана, реагируя на кризисные явления в американской экономике и желая привлечь зарубежные капиталы для смягчения своих макродефицитов, резко повысила учетные ставки. Платежи Мексики по долговым обязательствам возросли примерно втрое в обстановке инфляционной экономики, когда становится невыгодно делать долгосрочные инвестиции, мексиканские капиталы устремились в американские банки. В отсутствие надлежащего валютного контроля все призывы правительства и президента Л. Портильо приостановить бегство капиталов в сложное для страны время оставались тщетными.

Пробуждение от иллюзий началось в 1982 г., когда «неожиданно» (в 1979-1981 гг. темпы роста достигали примерно 8% ежегодно) произошел резкий спад. Принятые «пожарные» меры девальвация песо, частичные, а затем расширенные валютные ограничения, оказались запоздавшими и не дали должного эффекта. В августе 1982, г. Мексика, стремившаяся до того момента быть аккуратным плательщиком, внезапно объявила о приостановке выплат в счет внешнего долга. Чтобы поставить шлагбаум на пути утечки капиталов, правительство в сентябре того же года приняло решение о национализации частных банков. Страна оказалась в тисках глубокого финансово-экономического кризиса; падение производства в 1983 г. превысило 5%, чего Мексика не знала со времен «великой депрессии». Взрывная волна от этого события прокатилась по другим странам региона.

В столь неблагоприятной ситуации избранный в 1982 г. новый президент М. де ла Мадрид обратился за помощью к МВФ, без «зеленого света» которого должник не может рассчитывать на возобновление кредитования со стороны других банков, и в конце года обнародовал «Хартию намерений» с обязательством изменить экономический курс. Суть перемен сводилась к сужению госсектора посредством приватизации, отмене валютного контроля, уменьшению бюджетного дефицита и реализации ряда других рекомендаций супербанка-координатора. Конкретизация этих намерений, призванных преодолеть финансово-экономический кризис, была официально оформлена в Национальном плане развития 1983-1988 гг. (срок полномочий президента).

Первый этап неолиберальной политики в Мексике, как и ряде других латиноамериканских стран (Чили, Аргентина, Уругвай и др.), характеризовавшийся недооценкой системного подхода, не увенчался успехом. Замораживание зарплаты - ее реальное содержание только за один 1983 г. уменьшилось почти на 1/4 обернулось сокращением внутреннего платежеспособного спроса. Если к этому добавить желание Мексики восстановить свой традиционный образ исправного должника (только ежегодные выплаты процентов достигли 10 млрд. долл.), что привело к свертыванию инвестиционной деятельности (в 1984 г. почти на 40%), станет понятным повторный спад производства (в 1986 г. на 4%). Управление экономикой выходило из-под контроля, и тогда начались поиски новых экономических ориентиров.

Между тем на мировом небосклоне в 80-е годы ярко засверкали восходящие звезды Южной Кореи, Тайваня, других новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, которые добились феноменальных экономических успехов, не отгораживаясь от стран Запада, а, напротив, активно привлекая их капиталы, создавая условия для совместного с иностранными фирмами производства и освоения внешних рынков. Да и в самой Южной Америке впечатляющих успехов добилась Чили. Эти примеры, опровергшие классово ограниченные, полумарксистские концепции противостояния «империалистическим акулам», а главное - неудачи собственной внутренней и внешнеэкономической политики побудили президента Мигеля де ла Мадрида в середине 80-х годов круто изменить курс.

Начались немыслимые еще несколько лет назад преобразования: широкая приватизация предприятий и децентрализация управления промышленностью, полная перестройка экономических отношений в деревне, отмена ограничений участия иностранных капиталов в мексиканских компаниях и т.д. Параллельно и в тесной увязке с этим происходила либерализация внешних связей. В июле 1986 г. Мексика вступила в ГАТТ, что повлекло за собой резкое сокращение количественных ограничений импорта и существенное снижение тарифных барьеров. Одним из ключевых направлений ее внешнеэкономической политики становится зондирование перспектив участия в тройственном североамериканском блоке НАФТА, формируемом по инициативе США. В нем она видит инструмент решения своих все более сложных проблем.

Идея торгового союза США с Латинской Америкой, прежде всего с Мексикой - их непосредственным соседом, имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась американскими конгрессменами еще в 50-е годы, но дальше дискуссий дело не продвинулось. Ее претворению в жизнь препятствовала взаимная настороженность партнеров: США, крупнейший экспортер аграрной продукции, опасались чрезмерного притока мексиканских товаров (мировой экономический кризис 1957-1958 гг. давал тому основания) и нежелательной иммиграции; Мексика, проводившая протекционистскую политику, боялась вторжения более сильного и динамичного бизнеса, способного подмять под себя становившийся на ноги национальный капитал. Реально вопрос о торговом союзе стал обсуждаться в 80-х годах, особенно после того, как в 1988 г. было заключено соглашение США с Канадой. Расчеты Мексики строились главным образом на получении доступа к современной технологии для осуществления своей программы модернизации экономики. При нехватке собственных средств приток инвестиций в ключевые отрасли хозяйства помог бы повысить конкурентоспособность мексиканской экспортной продукции и, что не менее важно, смягчил бы столь острую для страны проблему занятости.

С приходом к власти в декабре 1988 г. президента Салинаса де Гортари реформирование мексиканской экономики еще более углубилось. Выпускник Гарвардского университета, он повел страну по пути неолиберализма. Освобождение цен из-под государственного контроля в сочетании со снижением налогов, либерализацией финансовой системы, а главное - широкой приватизацией дало впечатляющие результаты. Среднегодовые темпы инфляции упали с 52% в 1988 г. до 9,5% в 1993 г.; бегство капиталов из страны сменилось их притоком, масштабы которого в последние два года достигли 24--25 млрд. долл. в год; положительное сальдо баланса текущих операций повысилось с 2,2 до 8,3% ВВП. С 1990 г. в стране возникли 24 тыс. новых предприятий. Большую роль в этом процессе играют прямые иностранные инвестиции. Особенно активно пошел в Мексику капитал из США: за 1987 г. балансовая стоимость прямых американских капиталовложений возросла здесь на 6,3%, за 1988 г. - на 15,9, за 1989 г. - на 24,3, за 1990 г. - на 32,2, за 1991 г. - на 31,0%.

Таким образом, инфляция снизилась до 7% - наименьший уровень с начала 70-х годов. Проводившаяся с конца 80-х приватизация около 270 компаний принесла казне 13 млрд. долл. Президенту удалось добиться списания долгов на сумму 9 млрд. долл. Несколько сократился уровень безработицы. Первый год действия НАФТА закончился сравнительно успешно: оборот внешней торговли вырос на 1/5, что, по мнению министра финансов X. Серра, могло дать дополнительный импульс экономическому росту. Страна казалась одной из самых процветающих в мире. Сам президент после передачи власти Э. Седильо 1 декабря 1994 г. готовился к возможному новому посту - руководству во Всемирной торговой организации, заменившей ГАТТ. В дальнейшем, из-за политического скандала внутри страны, К. Салинас был вынужден снять свою кандидатуру и уехать в США.

2. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАФТА НА ХОД И ДИНАМИКУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕКСИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

.1 ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОНЫХ ПРОЦЕССОВ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ НА ЭКОНОМИКУ МЕКСИКАНСКИХ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ

Интеграционные процессы в Северной Америке развиваются уже несколько десятков лет. Вопрос интеграции североамериканских государств, в первую очередь Канады и США, имеет давнюю историю. В силу экономико-географического положения их хозяйственное сближение началось еще на заре индустриализации обеих стран, в середине прошлого века.

декабря 1992 г. было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г.

НАФТА открыло путь к созданию единого континентального рынка и свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Соглашение подразумевало слияние трех национальных рынков и образование зоны свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%. Очень важно отметить, что все три государства - члена ассоциации руководствовались различными мотивами создания регионального экономического блока Северной Америки; при этом свою определенную роль сыграли экономические, политические и социальные соображения. Однако, несмотря на это, в чисто экономической сфере государства преследовали похожие задачи, а именно: повышение национальной конкурентоспособности, использование преимуществ «экономики масштаба», снижение трансакционных издержек, стимулирование притока прямых иностранных инвестиций, получение для национальных производителей более широкого доступа к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, получение доступа на более емкий рынок за счет соседних стран, усиление позиций на мировом рынке, формирование благоприятной внешнеполитической среды, совместное противостояние вызовам глобализации и т.д.

Устранение торговых барьеров и облегчение международного движения товаров и услуг между территориями сторон (Канада, Соединенные Штаты, Мексика);

Продвижение условий справедливой конкуренции в области свободной внешней торговли;

Увеличение инвестиционных возможностей территорий;

Обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности на территории каждой стороны;

Создание эффективных процедур для реализации соглашений, работы объединенной администрации и принятия решений;

Определение рамок для дальнейшего трехстороннего, регионального, и многостороннего сотрудничества ради увеличения и расширения выгод от соглашения.

Следует отметить, что, несмотря на все договоренности между странами-участницами, в рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, поскольку создание таможенного союза не предусмотрено. Тем не менее, содержание договора существенно превосходит цели формирования простой зоны свободной торговли товарами.

В целом, соглашение о НАФТА представляет собой комплексный договор, который своей целью ставит не только плавное сокращение торговых и инвестиционных барьеров практически во всех отраслях экономик стран-участниц в течение 15 лет. Однако включает также вопросы инвестирования, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность, экологических аспектов, трудового сотрудничества и межгосударственного механизма разрешения споров.

Таким образом, Мексика была сильно заинтересована в подписании рассматриваемого соглашения, так как оно гарантировало доступ на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока инвестиций в страну, в том числе и за счет других латиноамериканских стран, возможность модернизации экономики. Более того, соглашение рассматривалось как логичное продолжение неолиберальных реформ, предпринятых правительством Мексики в начале 80-х годов и отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Мексика связывает с НАФТА большие надежды. Она рассчитывает резко ускорить темпы своего развития, провести реформы и уже через 10-15 лет приблизиться по уровню развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объем иностранных инвестиций. В то же время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть серьезные проблемы.

Существует еще один довод против НАФТА, заключающийся в том, что все инвестиции в Мексику идут в счет инвестиций у себя дома. Многие фирмы, экспортирующие товары обратно в США, экспортируют и то, что ранее производилось в США. Это действительно имеет место. Однако исследования показали, что 70% инвестиций США в Мексике идет на развитие ее рынка, что вполне совпадет с общей тенденцией воздействия иностранных инвестиций по всему миру. Около 75% всех инвестиций США вложено в высокоразвитые страны. За последние 7-8 лет только 15% ежегодных инвестиций были вложены в развивающиеся страны. Более 2/3 всего объема инвестиций пришлось на 7 стран; одна из них была Мексика. Основной характеристикой всех этих семи стран является то, что каждая из них располагает большим внутренним рынком, чьи потребности не могут быть удовлетворены ни экспортом (в связи с довольно пошлинами его доступность ограничена), ни местными производителями (несоответствие спроса масштабу и качеству производства). Инвестирование за границей не всегда идет за счет внутреннего рынка. Вложение капитала в развитие иностранных рынков стимулирует развитие собственных производств, впоследствии обслуживающих все возрастающие потребности этих же рынков.

Таким образом, Интеграционные процессы в рамках НАФТА оказали существенное влияние на экономику Мексики. Интеграционное объединение НАФТА, которое в настоящее время является одной из крупнейших зон свободной торговли в мире, демонстрирует явные преимущества от либерализации торговли.

Соглашение внесло значительный вклад в экономический рост и повышение уровня жизни населения во всех трех странах. В ходе углубления интеграции страны учредили совместные предприятия по производству товаров и услуг, что позволило канадским, мексиканским и американским фирмам упростить доступ к технологиям, снизить издержки производства, а также активизировать сотрудничество во взаимных рамках с целью укрепления позиций этих стран на международных рынках.

Благодаря участию в НАФТА, не просто растут темпы промышленного

производства, но и увеличивается доля в нем наукоемкой продукции, хоть и в разной степени по странам-участницам.

2.2 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕКСИКИ В РАМКАХ НАФТА

Мексика преодолела влияние глобального кризиса, но находится под влиянием рецессии на основных мировых рынках. Если в 2010 году прирост ВВП был 5,5%, то в 2011 году этот показатель составил 4,0%. Монетарная политика Мексики сдерживает влияние колебаний мировых рынков на финансовую стабильность этой страны. Несмотря на сезонные отклонения, укреплялся курс национальной валюты (в апреле 2012 года 1 долл. США = 12,8 мексиканских песо). Золотовалютные резервы в 2011 году превысили 142 млрд. долл. США. Темп инфляции сократился с 4,2% в 2010 года до 3,4% в 2011 году. Управление государственными финансами обеспечило сокращение дефицита бюджета с -2,8% ВВП в 2010 году до -0,4% ВВП в 2011 году (таблица 1).

Таблица 1 - Основные показатели экономики Мексики

ПоказательЕд. измерения200520102011ВВП по ППСмлрд. долл. США1297,51564,81661,6ВВП на душу по ППСдолл. США124831393214610Прирост реального ВВП% к предыдущему году3,25,54,0Совокупные инвестиции% от ВВП24,323,824,9Инфляция%, сред. потреб. цена4,04,23,4Безработица% от активного населения3,65,45,2

Из таблицы 1 видно, что объём инвестиций увеличился с 23,8% в 2010 году до 24,9% в 2011 году, это говорит о том, что Мексика входит в двадцатку наиболее привлекательных стран мира для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По распределению ПИИ по основным отраслям в 2011 году 53,6% поступило в промышленность, 46,3% - в сферу услуг, 0,1% - в сельское хозяйство. Источниками поступления ПИИ в Мексику в 2011 году были США - 55%, Испания - 15%, Нидерланды - 6,7%, Швеция - 6.3%, Канада- 3,4%, Япония - 3,4%, другие страны - 10,2%.

Приток иностранных портфельных инвестиций в Мексику увеличился с 2,7 млрд. долл. США в 2008 году до 39,4 млрд. долл. США в 2010 году, а объём средств, отражающих бегство капиталов, вырос за этот период с 9 млрд. долл. США до 31 млрд. долл. США.

В Мексике зарегистрировано 48 млн. человек экономически активного населения. Среднегодовой уровень безработицы превысил 5,4%, а около 2,5 млн. человек официально зарегистрированы «безработными». Однако этот показатель не полностью отражает ситуацию с занятостью населения, так как число участников неформальной экономики достигло 12,5 млн. человек.

Прогнозные показатели на 2012 год (прирост ВВП на 3,6%, прирост инвестиций на 6,3%, сокращение инфляции до 3,8%, прирост частного потребления на 3,9%) указывают на наличие условий устойчивого развития мексиканской экономики.

Экспорт в 2010 году вырос на 29,8% и достиг 314 млрд. долл. США, а в 2011 году его объём составил 366 млрд. долл. США, то есть увеличился на 16,6%. Основная доля (около 82%) экспорта Мексики приходится на обрабатывающую промышленность. Доля нефти и нефтепродуктов в структуре мексиканского экспорта составляет 14%, продукции сельскохозяйственного происхождения - 2,9%, горнодобывающей промышленности - 0,8%. Главными покупателями мексиканских товаров в 2011 году являлись США (78,5%), а также Канада, Китай, Испания, Бразилия, Колумбия, Германия (таблица 2).

Таблица 2 - Экспорт Мексики 2010, 2011 гг.

ГодЭкспорт, млрд. долл.Доля в мировом экспорте, %Доля экспорта в ВВП, %Экспорт на душу населения, долл.Темп роста экспорта, %20103141,6530,52768128,720113661,6331,73188116,6

В 2010 году импорт вырос на 28,7% и по объёму превысил 326 млрд. долл. США, а в 2011 году его размер составил 380 млрд. долл. США, то есть увеличился на 16,6% по сравнению с предыдущим годом. Главными партнёрами Мексики по импорту были США (49,7%), Китай (15%), Япония (5%). Основные позиции в структуре импорта занимали: автомобильные компоненты, детали для телевизоров и записывающих устройств, телефонные аппараты и детали к ним, бензин. На протяжении последнего десятилетия отмечается дефицит по внешнеторговым операциям Мексики, размер которого существенно сократился с 17,5 млрд. долл. США в 2008 году до -1,3 млрд. долл. США в 2011 году (таблица 3).

Таблица 3 - Импорт Мексики 2010, 2011 гг.

ГодИмпорт, млрд. долл.Доля в мировом импорте, %Доля импорта в ВВП, %Импорт на душу населения, долл.Темп роста импорта, %20103261,7631,62874126,820113801,7432,93310116,6

С целью проведения своей внешнеэкономической политики Мексика активно использует формат соглашений о свободной торговле, которые она заключила с 44 странами, т.е. более чем какая-либо другая страна. Основным является Североамериканское соглашение о свободной торговле (САЗСТ) вступившее в силу в 1994 г., которое значительно повысило привлекательность и конкурентоспособность Мексики. За 16 лет его действия объем трехсторонней торговли между Мексикой, США и Канадой утроился. Однако влияние этого и других 11 соглашений о свободной торговле на социально-экономическое развитие Мексики оценивается неоднозначно. Расширению внешнеэкономических связей Мексики способствуют заключенные соглашения с Израилем, Колумбией, Чили и Центральноамериканскими странами, а также Европейским союзом, с которым в 2000 году был заключен «Глобальный договор», включающий соответствующие положения о свободной торговле. В настоящее время Мексика ведет подготовку соглашения о свободной торговле с Бразилией.

Таким образом, Мексика проявляет активное участие в решении актуальных вопросов международных экономических отношений. Она является членом Группы 20, и в 2012 году председательствует в этой организации. В рамках Группы 20 Мексика придерживается позиции динамично развивающихся стран относительно модернизации инфраструктуры глобального экономического сотрудничества. Она является сторонницей не только реформирования МВФ и Всемирного банка, но увеличения капитализации Межамериканского банка развития. Мексика выступает за согласование деятельности по ликвидации налоговых гаваней, выработке решений о наблюдении за международной финансовой системой и повышение ее прозрачности, укрепление международного доверия, улучшение цепей безопасности международных финансов и ускорение оздоровления государственных счетов стран с фискальными проблемами, формирование основ, позволяющих избежать новых кризисов.

.3 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЛЯ МЕКСИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Создание НАФТА оказало значительное воздействие на развитие аграрного сектора в США и Канаде. По причине затяжного аграрного кризиса в 80-х гг. мексиканская экономика стала зависима от импорта сельскохозяйственной продукции. Если до начала 70-х гг. Мексика импортировала 230 тысяч тонн зерна в год, то в 1971-1976 годах - более 2 млн. тонн, в 1977-1982 годах - 5,4 млн. тонн, в 1983-1987 годах - 6,9 млн. тонн. Основными поставщиками выступили партнеры Мексики по североамериканской интеграции - США и Канада. С 2011 года Мексика ежегодно ввозит (главным образом из США) более 16 млн. тонн зерновых продуктов. Таким образом, более активное включение Мексики в североамериканскую интеграцию создавало условия для более динамичного развития экономик ее партнеров - США и Канады.

Несмотря на преобладание преимуществ от участия в НАФТА, есть и издержки для экономии стран. Одна из них - иностранная конкуренция - негативно отражается на уровне занятости в США и Канаде, так как многие американские и канадские ТНК перенесли трудоемкие производства в Мексику с учетом фактора дешевой рабочей силы. Но потеря рабочих мест в трудоемких отраслях сбалансирована появлением новых рабочих мест в сфере услуг и в капиталоемких и техноемких отраслях. Также к негативным факторам относится то, что из-за повышения зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики, что особенно ярко проявляется в периоды экономических спадов в США.

Ведущими отраслями экономики Мексики являются обрабатывающая промышленность, торговля и добывающая промышленность. Заметное развитие получили электроэнергетика, ряд отраслей машиностроения, металлургическая, химическая и пищевая промышленность.

Доля сельского хозяйства, животноводства, рыболовства и охоты в ВВП с каждым годом сокращается: в 1970 году - 25%, в 1980 году - 7%, в 2012 году (третий квартал) - 3,7%. Основную роль в мексиканском земледелии играет выращивание зерновых, бобовых и масличных культур. Мексика является одним из крупнейших производителей сбалансированных кормов для животноводства, птицеводства, домашних животных и пищевых добавок. Мексика является одним из крупнейших в мире производителей свежих и замороженных фруктов, овощей, мяса, фруктовых соков, кофе, напитков. Животноводство в Мексике, в основном, экстенсивно-пастбищное, мясошёрстного направления. Приоритет отводится выращиванию крупного рогатого скота, а также имеются хозяйства по разведению лошадей, мулов, овец, коз, свиней.

На добывающую промышленность по итогам третьего квартала 2012 года приходилось 10% ВВП, снабжение электричеством, водой и газом конечных потребителей - 1,2% ВВП, строительство - 6,7% ВВП. Мексика занимает ведущие места в мире по запасам серебра и золота, 4-е место по количеству подтверждённых запасов меди, 5-е молибдена, 6-е цинка. Объем производства горнодобывающей продукции Мексики за десять лет увеличился в 5,7 раза (в денежном выражении). Особенно высокими темпами росла добыча драгоценных металлов. В 2012 году добыча золота увеличилась на 3,6%, по сравнению с предыдущим годом, и достигла 87 тонн, серебра - на 2,4% (4,3 тыс. тонн), меди - на 12,9% (500 тыс. тонн). Производство этих металлов составляет основную долю структуры горнодобывающей промышленности Мексики: 26% серебро, 22% золото, 18% медь, 7% цинк.

Мексика является одним из крупнейших производителей сырой нефти, а также одним из растущих потребителей и импортеров газа и нефтепродуктов. Проблема падения добычи углеводородного сырья обостряется с каждым годом. За период с 2004 года по 2012 год ежедневная добыча нефти в Мексике упала с 3,3 млн. баррелей до 2,5 млн. баррелей в день. Несмотря на это нефтяные доходы государства увеличивались за счет роста мировых цен на нефть. В 2012 году Мексика экспортировала углеводородных продуктов (сырой нефти, нефтепродуктов, нефтехимических продуктов и природного газа) на сумму 52,2 млрд. долл. США, из которых 46,8 млрд. долл. США пришлось на сырую нефть, а импорт этих продуктов составил 31,3 млрд. долл. США.

Обрабатывающая промышленность дает 18,3% ВВП. Ее основными компонентами являются: пищевая промышленность, которая составляла 22,3% (в третьем квартале 2012 года) обрабатывающей промышленности Мексики, производство транспортных средств - 18,2%, металлургическая промышленность - 8,5%, химическая промышленность - 8,1%, производство напитков и табака - 5,3%, другие виды производства - 37,6%.

Определяющую долю статьи «производство транспортных средств» представляет автомобилестроение, которое за последние два десятилетия превратилось в крупнейшую отрасль мексиканской экономики, на которую приходится 4% ВВП страны и 23% экспорта. В 2012 году было произведено 2 884 тыс. автомобилей, то есть на 12,8% больше, чем в предыдущем году. Экспорт вырос на 9,9%, превысил 2 336 тыс. автомобилей, что составило 83,4% их производства.

Авиастроительные предприятия в Мексике активно вовлечены во внешнеторговые операции. По размерам экспорта авиационной продукции (5,4 млрд. долл. США) Мексика в 2012 году вышла на 15 место в мире.

Металлургия является одним из важнейших направлений мексиканской промышленности. За последние три десятилетия объёмы производства увеличивались. За период с 2001 года по 2011 год производство стали в Мексике увеличилось с 13,3 млн. тонн до 18,1 млн. тонн. Объём произведенной стали на конец анализируемого периода составил 0,7% ВВП Мексики, 3,9% обрабатывающей промышленности. Мексика занимает второе место в латиноамериканском регионе, после Бразилии, и вышла на 13 место в мире по производству стали.

Мексика является крупнейшим производителем и потребителем химической и нефтехимической продукции. Несмотря на сокращение размеров местного производства химической продукции, объем её национального потребления увеличились с 23 млн. тонн в 2007 году до 40 млн. тонн в 2011 году.

Наиболее значимым компонентом структуры национальной экономики Мексики является третичный сектор, доля которого (в третьем квартале 2012 года) в ВВП страны составляла 62,3%. В состав этой группы включены: торговля, на которую приходилось 16,2%; услуги по недвижимости и ее аренде - 9,6%; транспорт, почта и складские услуги - 7,1%; финансовые услуги и страхование - 3,6%; средства массовой информации - 3%; образовательные услуги 4,8%; профессиональные, научные и технические услуги - 3%; услуги здравоохранения и социального обслуживания, деятельность правительственных органов 3,9%.

За последние два десятилетия торговля, особенно внешняя торговля, стала главной сферой развития мексиканской экономики. Объём внешнеторгового оборота увеличился с 116 млрд. долл. в 1993 году до 700 млрд. долл. в 2011 году. Однако структура участников внешней торговли за это время не претерпела значительных изменений.

На 2011 г. Мексика занимала 7-е место в мире по объемам добычи нефти и входила в первую 10-ку по объему ее экспорта. Однако добыча нефти в стране падает в связи с истощением крупнейших месторождений и сокращением объема запасов. Крупнейшие месторождения по объемам добычи нефти: Ku-Maloob-Zaap (42 млн. т в 2010 г.), Cantarell (28 млн. т), Abacatun-Pol-Chuc (15 млн. т), Litoral Tabasco (12 млн. т). Реализуется проект Chicontepec на севере страны, геологические запасы которого оцениваются в 2,4 млрд. т.

Экспорт нефти из Мексики сокращается и достиг 70,2 млн. т в 2011 г. Около 84% поставок осуществляется в США. Мексика является крупным нетто-импортером нефтепродуктов (в основном бензин), основным поставщиком в страну которых являются США. По прогнозам МЭА, к 2020 г. страна станет нетто-импортером нефти.

Добыча газа в Мексике растет, однако еще быстрее увеличивается его потребление. В 2011 г. Мексика для удовлетворения внутренних потребностей импортировала 18 млрд. куб. м газа, большей частью из США. Также осуществлялись поставки СПГ из Нигерии, Индонезии, Катара и других стран. Основным месторождением газа в Мексике является Cantarell; прирост добычи ожидается за счет бассейна Бургос.

Электроэнергетика Мексики развивается быстрыми темпами - за 2000-2010 гг. установленная мощность электростанций увеличилась на 50% и достигла 62 ГВт. Ее основой является тепловая генерация (77%, в том числе газ - 33%); ГЭС - 18%.

Основная газовая инфраструктура для внешней торговли:

регазификационных терминала СПГ суммарной мощностью 16,8 млрд. куб. м в год: Altamira LNG (5 млрд. куб. м; с возможностью увеличения до 13 млрд. куб. м), Costa Azul LNG (10 млрд. куб. м), Manzanillo LNG (1,8 млрд.; в 2015 г. - 5 млрд. куб. м);

Строящийся регазификационный терминал Sonora Pacific LNG (ввод в 2015 г.), мощность - 10,2 млрд. куб. м газа в год;

Газопроводы Мексика США в 10 точках между странами; поставки в Мексику в 2011 г. - 14,1 млрд. куб. м (+50% к 2010 г.).

Основная инфраструктура для торговли нефтью и нефтепродуктами:

Нефтяные терминалы: Cayo Arcas, Pajaritos, Dos Bocas, Salina Cruz. (таблица 4).

Таблица 4 - Основные показатели экономики и ТЭК Мексики

ПоказательЕдиницы измерения2000 г.2005 г.2010 г.2011 г.НефтьЗапасыМлрд.т. 2,81,91,61,6ДобычаМлн.т.169,3187,6144,7143,8Потреблениемлн.т.93,193,891,093,8Экспортмлн.т.91,6100,171,670,4Импортмлн.т.0,30,30,40,3Переработкамлн.т.64,069,866,065,4ГазЗапасытрлн. куб. м.0,80,40,30,4Добычамлрд. куб. м.31,737,250,249,1Потреблениемлрд. куб. м.35,246,964,766,9Экспортмлрд. куб. м.0,20,20,90,2Импортмлрд. куб. м.2,99,415,118,1УгольЗапасымлрд.т.1,31,21,21,2Добычамлн.т.11,310,810,112,4Потреблениемлн.т.12,317,617,619,2Экспортмлн.т.----Импортмлн.т.2,47,37,77,6ЭлектроэнергияУст. мощностьГВт40,352,562,060,3Выработкамлрд. кВт/ч204,2243,8271,0271,8Потреблениемлрд. кВт/ч205,1242,4270,1271,1Экспортмлрд. кВт/ч0,21,31,31,3Импортмлрд. кВт/ч1,10,10,40,6

3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ МЕКСИКИ

.1 ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ОБСТАНОВКУ В МЕКСИКЕ

экономика мексика интеграция нафта

Тяжелым испытанием для правительства Ф. Кальдерона (и всего мексиканского общества) стал мировой финансово-экономический кризис. Мексика пострадала от глобальных потрясений, пожалуй, значительно сильнее подавляющего большинства латиноамериканских стран.

В связи с сильной зависимостью экономики Мексики от ее внешней торговли с США, а также из-за продолжающихся сокращений денежных переводов (второй источник иностранной валюты, после нефти), что стало следствием ухудшения экономических условий США, Мексика ощутила на себе последствия экономического кризиса, произошедшего в соседней стране. «Эффект домино» отразился на многих секторах экономики, и потребовалось несколько месяцев для того, чтобы это стало очевидным.

В январе 2009 года 336 000 жителей Мексики были безработными. Финансовая слабость правительства Мексики в большей степени объясняется ценами на нефть, а также продолжающимся спадом производства в области данного ресурса. Последствиями этого стали повышенные налоги, такие как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, а также введение новых налогов на телекоммуникацию. К сожалению, доходы с этих налогов будут направлены не на новые инвестиции и производственные проекты, а на сохранение структуры правительства, которая потребляет 80 % бюджета. Все это создает новые возможности возникновения кризиса в среднесрочной перспективе.

год был особенно тяжелым для экономики Мексики. С начала года, официально ожидалось незначительное развитие экономики в течение всего 2009 года. Однако спустя несколько месяцев, ожидания стали более пессимистичными, а иногда и противоречивыми, например, прогнозы Министерства финансов и Банка Мексики. После эпидемии гриппа А (H1N1), начались разговоры о «неестественности» экономической активности в стране, особенно в сфере туризма, которая является третьим по величине источником иностранной валюты в стране. Начальник управления по туризму министерства отмечает, что в мае 2009 года заселенность отелей в основных туристических направлениях страны колебалась от 10 до 30%, а также происходили более частые отмены рейсов. На фоне этих событий секретарь Родольфо Элизондо Торрес высказал предположение о потере более 100000 рабочих мест в этой сфере.

Кроме того, с 2008 года мексиканский песо претерпел амортизацию по отношению к доллару США, что привело к потере около 25% его стоимости к 2009 году. Если в 2006 году доллар стоил 10,77 мексиканских песо, то в январе 2009 года банк приобрел доллар вне биржи за 13,48 песо. Среди мер, принятых для сдерживания девальвации песо, была продажа части международной резервной валюты с аукциона, которая привела страну к сокращению этих валютных резервов на сумму свыше 20 миллиардов долларов США.

Экономическая комиссия Латинской Америки (ЭКЛАК) в своем ежегодном докладе заявила о том, что Мексика предстала как наиболее пострадавшая от экономического кризиса страна в регионе, учитывая сокращения валового внутреннего продукта (ВВП) на 6,1 % (таблица 5).

Таблица 5 - Макроэкономические показатели Мексики в условиях кризиса

Показатель2008 г.2009 г.2010 г.Изменение ВВП, %+1,5-6,1+5,5Инфляция, %5,15,34,2Бюджетный дефицит, %-0,1-2,3-2,8Изменение объема внешней торговли, %+8,3-22,6+29,3Госдолг, % ВВП24,328,027,4Внешний долг, % ВВП11,518,518,2Баланс текущих операций, % ВВП-1,5-0,7-0,5Из данной таблицы видно, что инфляция в 2009 г. составила 5,3%, бюджетный дефицит снизился на 2,3%, объем внешней торговли упал на 22,6%. Именно на 2009 г. государственный долг Мексики составил наибольший процент - 28,0. Таким образом, можно сделать вывод, что мировой экономический кризис оказал значительное негативное влияние на экономику и развитие Мексики.

Спад спроса и предложения спровоцировал банкротство свыше 10 тыс. предприятий, обострил ситуацию на рынке труда, вызвал новый виток роста безработицы. Работу потеряли более 700 тыс. официально числившихся занятыми и около 1 млн. «неформалов».

Резко уменьшились поступления от продажи на мировом рынке нефти и нефтепродуктов - одной из основных статей мексиканского экспорта. В 2008 г. эта статья внешней торговли обеспечила поступления в размере 50,6 млрд. долл., а в 2009 г. - только 30,9 млрд., или почти на 40% меньше.

Сократился критически важный для воспроизводственного процесса (благодаря получению современных технологий и оборудования) приток прямых иностранных инвестиций: с 29,7 млрд. долл. в 2007 г. до 25,9 млрд. в 2008 г. и всего лишь 15,5 млрд. долл. в 2009 г.

Понизились квалификационные оценки Мексики международными рейтинговыми агентствами (Ernst & Young, Standard & Poors и др.) - на том основании, что мексиканские власти не продемонстрировали готовности провести необходимые реформы для обеспечения устойчивого роста.

Таким образом, кризис в очередной раз показал уязвимость мексиканской экономики со стороны внешних воздействий. Правительство Мексики прибегло к масштабным антикризисным мерам, но самостоятельно справиться с ситуацией не смогло. Вновь, как и в годы предыдущих кризисов, международные финансовые круги оказали Мексике беспрецедентно большую помощь. На этот раз ее объем только в 2009 г. составил 77 млрд. долл. (30 млрд. дала Федеральная резервная система США и 47 млрд. - МВФ).

Одним из результатов кризисных потрясений стало то, что в политических и деловых кругах Мексики четко осознали необходимость снижения чрезмерной зависимости от рынков США, решительной диверсификации внешнеэкономических связей, активизации взаимодействия с динамично развивающимися странами Латинской Америки и государствами БРИКС.

3.2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕКСИКИ

Мировой экономический кризис оказал существенное влияние на экономику Мексики и обнажил ее существующие проблемы. Отметим только некоторые из них.

Во-первых, это незавершенность модернизации экономики. По мнению экспертов, в основе сегодняшних мексиканских проблем лежит то обстоятельство, что страна не полностью модернизировалась, не довела до конца назревшие структурные реформы, остановившись на полпути. Мексика отстает в том, что касается инноваций, явно недостаточно инвестирует средства в развитие человеческого капитала и инфраструктуру.

Во-вторых, государственная монополия. В стране по-прежнему достаточно сильный государственный сектор экономики. Об издержках этого говорит хотя бы история государственной нефтегазовой компании Pemex. Именно она обладает исключительными правами на разведку и добычу нефти в стране. Поскольку почти все её доходы изымались в государственный бюджет (а она по полученной выручке за год является 10-й крупнейшей нефтяной компанией мира), это, естественно, сказалось на значительном сокращении капиталовложений в модернизацию компании и, как следствие, уменьшении выпуска нефтепродуктов и дефиците бензина. Сегодня все чаще и все настойчивее становятся призывы приватизировать Pemex.

В-третьих, это зависимость от нефти. Как уже говорилось, экономика страны непозволительно сильно зависит от нефтяных поступлений. Они занимают 1-е место в бюджете Мексики. Конечно, нынешний рост цен на нефть на мировом рынке принесет стране дополнительные доходы, но если бы только доходы. Это может обернуться целым рядом рисков для экономики, выходящей из кризиса, к примеру, увеличится себестоимость мексиканских товаров, что делает их неконкурентоспособными, соответственно снизится экспорт. К тому же Мексика, являясь крупнейшим мировым экспортером нефти, импортирует нефтепродукты, поскольку нефтепереработка в стране развита недостаточно. Кроме того, рост цен на нефть как, впрочем, и на продовольствие с сырьем, по-видимому, продержится недолго. Ну и, наконец, в погоне за экспортом в стране банально истощились запасы нефти. Доказанных запасов нефти Мексике хватит всего лет на 10. Новые месторождения, конечно же, открываются, но на них добывается все больше тяжелая и сверхтяжелая нефть, а она, как известно, менее рентабельная. Все это, разумеется, скажется самым негативным образом на экономике страны, ослабит ее позиции на мировом нефтяном рынке.

В-четвертых, географическая близость и чрезмерная зависимость от товарных и финансовых рынков США. Как говорят в Мексике, «ее сердце находится в Латинской Америке, но ее кошелек, ее мысли и десятая часть населения - в США». На долю США приходится до 90% внешнеторгового оборота Мексики, американские корпорации контролируют 70% иностранных инвестиций в мексиканскую экономику, свыше 1 миллиона американцев имеют недвижимость в Мексике и т.д. Из-за этой тесной близости мексиканцы первыми и острее других почувствовали на себе экономический кризис. Спад в экономике Соединенных Штатов тут же тормозит развитие Мексики, а восстановление американской экономики незамедлительно сказывается на подъеме мексиканской.

В-пятых, слабость конкурентной среды в экономике. Развитию малого и среднего предпринимательства в Мексике существенно мешает монопольный характер бизнеса. Монополии контролируют буквально все секторы мексиканской экономики - от нефтедобычи до пищевой промышленности (Pemex, Bimbo, Telmex, Maseca и др). Одним из тех «жирных котов», которые тормозят развитие мексиканской экономики, сводят конкуренцию в стране к нулю является компания Telmex, которая в течение 15 лет была единственным оператором мобильной связи в Мексике. Сегодня она контролирует 92% рынка кабельной связи, другая его компания - America Movil - имеет контроль над 73% рынка мобильной связи в стране и т.д.

В-шестых, массовая бедность населения. В Мексике настоящей проблемой является огромный разрыв между бедными и богатыми (10% мексиканцев потребляет 40% ВВП); ¼ населения живет на 150 долларов в месяц, причем из них 35 долларов дает государство, чтобы дети ходили в школу, и все равно они часто бросают учебу ради помощи семье; неполная занятость составляет примерно 25% и т.д. Все это, естественно, способствует криминализации части населения. Нельзя сказать, что в стране ничего не делается для решения этих проблем. Напротив, строится доступное жилье, школьное образование является доступным и бесплатным, в стране качественное медицинское обслуживание.

В-седьмых, это высокий уровень коррупции и преступности, влияние наркокартелей на жизнь страны. Уровень коррупции в Мексике по-прежнему остается высоким. Transparency International определила стране 98-е место в мире. Коррупция стала повседневной практикой жизни, здесь все, начиная с богатых предпринимателей и заканчивая чистильщиком обуви, дают взятки, и за все, включая своевременный вывоз мусора. Подсчитано, что мексиканцы платят коррупционерам около 5 миллиардов долларов в год (почти 9% ВВП), это примерно равно сумме доходов страны от туризма и превышает расходы на образование и социальные нужды. Другая проблема - это преступность. Мексику раздирают на части одновременно войны наркокартелей друг с другом за основные маршруты транспортировки наркотиков на американский рынок и с властями. Как пишет The Wall Street Journal, с 2006 года в стране погибли насильственной смертью почти 40 тысяч человек. Пришлось армии Мексики заменить полицию в городах на границе с Техасом. В последнее время по наркобаронам удалось нанести серьезный удар, но в основном в центре и на юге страны, на севере же войне пока не видно конца. Затрудняют эту борьбу важное обстоятельство, с которым невозможно справиться за короткое время. Это - соседство с наибольшим потребителем наркотиков в мире - США.

Понятно, что все указанное выше ухудшает перспективы успешного и динамичного развития Мексики, но интерес инвесторов к ней как к богатейшей сырьевой державе не угасает. Положительным сигналом для них является и быстрый выход страны из кризиса. Однако никто не может дать гарантию, что инвестиции в экономику Мексики оправдают все ожидания. Увы, но у каждого объекта инвестирования имеются стороны, как привлекательные для инвестора, так и вызывающие опасения. Необходимо решать данные проблемы для эффективного развития экономики страны.

3.3 ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕКСИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В последние два десятилетия в Мексике произошли качественные экономические и политические перемены, изменившие ее роль на мировой арене. Страна является членом ОЭСР и «Большой двадцатки» и претендует на место в группе так называемых «восходящих гигантов», новых крупных мировых игроков. Но процесс мексиканского восхождения протекает непросто.

«Сердце Мексики находится в Латинской Америке, но ее кошелек, ее мысли и десятая часть населения - в США», - так описывают сложившуюся геополитическую ситуацию известный политолог Хорхе Кастаньеда (бывший министр иностранных дел) и авторитетный историк Эктор Агилар Камин. Эволюция отношений с США привела к тому, что эти отношения стали для Мексики не только главной темой международной повестки дня, но и мощным элементом внутренней политики.

В самом деле, в результате интеграционных процессов в рамках НАФТА торгово-экономические, инвестиционные, гуманитарные, а следовательно, и политические связи с северным соседом достигли критических величин.

Приведу некоторые данные, которые говорят сами за себя. На долю США приходится до 90% внешнеторгового оборота Мексики. Американские корпорации контролируют 70% иностранных инвестиций в мексиканскую экономику. Порядка 11-12 млн. мексиканцев работают в Соединенных Штатах (их денежные переводы на родину ежегодно превышают 25 млрд. долл.), а свыше 1 млн. американских граждан владеют недвижимостью в Мексике, причем многие из них постоянно здесь проживают. Кроме того, граждане США составляют 90% иностранных туристов, посещающих мексиканские курорты.

В северных районах Мексики (вдоль границы с США) возникли тысячи крупных и средних сборочных предприятий, входящих в транснациональные производственные цепочки и работающих преимущественно на американский рынок. Именно благодаря им в последние полтора десятилетия резко возрос объем мексиканской внешней торговли, составивший в 2011 году почти 600 млрд. долл.

Все эти (и многие другие) факты свидетельствуют о теснейшей зависимости динамики мексиканского хозяйственного роста от состояния торгово-экономических и финансовых отношений между двумя странами. По существу, функционирование современной модели общественного развития Мексики в решающей степени детерминируется уровнем взаимодействия с северным соседом. Разумеется, такое положение дел как нельзя лучше устраивает Вашингтон, для которого стратегически важно не только удержать Мексику в сфере своего доминирующего влияния, но и намертво «привязать» мексиканскую экономику к американским рынкам.

Но в контексте мексикано-американских отношений присутствует фактор, растущее воздействие которого может в будущем изменить их характер. Так, по крайней мере, считает известный американский эксперт Джордж Фридман. В своей провокационной книге «Следующие 100 лет. Прогноз событий XXI века» он пишет, что в перспективе «Мексика будет готова посягнуть на территориальную целостность США и политическое равновесие в Северной Америке». Таким образом, речь идет о своеобразной «реконкисте» (отвоевании) территорий, оккупированных американской стороной еще в XIX в.

Автор основывается на сформировавшейся тенденции ощутимого и неуклонного роста мексиканского населения на территории США (на 400-500 тыс. человек в год). Дж. Фридман предрекает будущее мексикано-американское столкновение, которое может принять и форму вооруженного конфликта. Вероятно, Соединенные Штаты смогут нанести Мексике военное поражение, но реальная социальная граница между двумя странами будет находиться на сотни километров к северу от границы государственной. В отношениях между Мексикой и США последнее слово еще далеко не сказано. Мексиканский демографический натиск - лишь один из трендов, действующих в контексте двусторонних связей. Но это сильный фактор, и его влияние будет нарастать.

В основе мексиканских проблем лежит то обстоятельство, что страна не полностью модернизировалась, не довела до конца структурные реформы, остановилась на полпути.

Предлагаются следующие пути модернизации: часть из них касается внутриполитического устройства. В частности, предлагается на президентских выборах ввести механизм второго тура, в котором сойдутся два кандидата, набравшие максимальное количество голосов. Такая практика существует во многих странах, но не в Мексике, где победитель определяется уже в первом туре. В результате наблюдается устойчивая тенденция сокращения относительного количества голосов, поданных за избранного президента. Например, в 1994 г. Э. Седильо получил поддержку 50% избирателей, в 2000 г. В. Фокс - 43%, а в 2006 г. Ф. Кальдерон победил, набрав всего около 36% голосов. Таким образом, страной будет править политик, представляющий менее трети избирателей.

Необходимо радикально углубить интеграцию в рамках NAFTA. На сегодняшний день эта организация представляет собой, по существу, зону свободной торговли, что, совершенно недостаточно. Следует (по примеру Евросоюза) двигаться в сторону общего рынка: к полной либерализации миграционного законодательства, гармонизации энергетической политики и политики в сфере безопасности, созданию наднациональных органов, в перспективе - к введению единой денежной единицы. Тем самым речь идет об отказе мексиканского государства от национального суверенитета и полном подчинении заведомо более сильному соседу.

Пути модернизации мексиканской экономики говорят о том, что страна в очередной раз в своей бурной истории подходит к «точке бифуркации» и должна будет определиться со своим политическим и социально-экономическим будущим - будущим крупного и потенциально очень богатого государства, объективно претендующего на международную роль восходящей державы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе была рассмотрена экономика Мексиканских Соединенных Штатов.

Для этого были решены поставленные задачи и тем самым достигнута цель.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Изучив социально-экономические процессы в XIX-XX столетиях, можно сделать вывод, что Мексика хоть и освободилась от колонизации, ее экономика была подорвана. Однако большой толчок для развития мексиканской экономики послужил договор НАФТА. Таким образом, инфляция снизилась до 7% - наименьший уровень с начала 70-х годов. Проводившаяся с конца 80-х приватизация около 270 компаний принесла казне 13 млрд. долл. Президенту удалось добиться списания долгов на сумму 9 млрд. долл. Несколько сократился уровень безработицы, оборот внешней торговли вырос на 1/5.

Благодаря участию в НАФТА, в Мексике не просто растут темпы промышленного производства, но и увеличивается доля в нем наукоемкой продукции. Также за последние два десятилетия торговля, особенно внешняя торговля, стала главной сферой развития мексиканской экономики. На 2011 г. Мексика занимала 7-е место в мире по объемам добычи нефти и входила в первую 10-ку по объему ее экспорта.

Не смотря на экономические успехи Мексики, кризис дал о себе знать. Одним из результатов кризисных потрясений стало то, что в политических и деловых кругах Мексики четко осознали необходимость снижения чрезмерной зависимости от рынков США, решительной диверсификации внешнеэкономических связей, активизации взаимодействия с динамично развивающимися странами Латинской Америки и государствами БРИКС.

Итак, в современных условиях, при данном развитии мировой экономики, экономика Мексики испытывает следующие проблемы: незавершенность модернизации экономики, государственная монополия, зависимость от нефти, географическая близость и чрезмерная зависимость от товарных и финансовых рынков США, слабость конкурентной среды в экономике, массовая бедность населения, высокий уровень коррупции и преступности, влияние наркокартелей на жизнь страны.

Понятно, что все указанное выше ухудшает перспективы успешного и динамичного развития Мексики, но интерес инвесторов к ней как к богатейшей сырьевой державе не угасает. Положительным сигналом для них является и быстрый выход страны из кризиса. Однако никто не может дать гарантию, что инвестиции в экономику Мексики оправдают все ожидания. Увы, но у каждого объекта инвестирования имеются стороны, как привлекательные для инвестора, так и вызывающие опасения. Необходимо решать данные проблемы для эффективного развития экономики страны.

Пути модернизации мексиканской экономики говорят о том, что страна в очередной раз в своей бурной истории подходит к «точке бифуркации» и должна будет определиться со своим политическим и социально-экономическим будущим - будущим крупного и потенциально очень богатого государства, объективно претендующего на международную роль восходящей державы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Богатые и бедные в Латинской Америке: неолиберальные реформы и социальные проблемы - М.. 2008

. Боровков А.Н. Мексика: исторический поворот. // Латинская Америка, 2006, N 12

. Боровков А.Н. На новом повороте экономического и политического развития - М., 2004

. Бошаков Е.П. Актуальные проблемы международных отношений - М., 2010

. Всемирная торговая организация и национальные интересы/Институт мировой экономики и межд. отношений - М., 2009

. Гвоздарев Б.И. Интеграционные процессы в западном полушарии на современном этапе: позиция США, латиноамериканский аспект и интересы Российской Федерации - М., 2003

. Дьякова Л.В. Мексиканское меньшинство в США: особенности происхождения и эволюция самосознания. - Латинская Америка, 2008, №4

. Инвестиционный режим и условия деятельности иностранного капитала в Латинской Америке - М., 2011

. Интеграция в Западном полушарии на пороге ХХI века. Под. ред. А.Н. Глинкина. М., 2007.

. История Латинской Америки/Под ред. Л.А. Ларина - М., 2006

. Коленеко В.А. "НАФТА-мания" или метафоры интеграционных процессов в Северной Америке. - Российские исследования по канадской проблематике. Вып.2. М., 2012

. Кондрашова Л. Железные кордоны на американо-мексиканской границе. - Мировая экономика и международные отношения, 2012, № 4

. Рогов С.М. США и интеграционные процессы в Западном полушарии.// Латинская Америка, 2007. № 8

. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): проблемы и перспективы. Научная конференция. // США: экономика, политика, идеология, 2006, № 4.

. Современные международные отношения/Под ред. А.В. Торкунова - М.. 2012

. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. М., 2010.

. Abbott F.M. NAFTA and the Legalization of World Politics: A Case Study.//International Organization, Summer 2010

. Between Two Worlds: Mexican Immigrants in the United States/ Ed.by D. Guttierez. Wilmington, Delaware.2012

. Hinojosa-Ojeda R. North American Integration. Three Years After NAFTA. Los Angeles. 2012

. Latin America: Economy - Briefs//Latin American Weekly Report. 2011 Dec.

. Mexico. Trade Agreements. File:/ A:\r[1] 3,htm

. Trade and NAFTA Office. Embassy of Mexico in the US. 2011. Sept


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!