Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    70,79 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления российской экономики, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций, явилась выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных фирм запада, а творческий поиск новых решений. Тем самым вместо декларации о необходимости широко использовать товарно-денежные, рыночные отношения активно проводится работа по изысканию конкретных и реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства. Потребуются радикальные и решительные шаги, известная смелость в практическом применении менеджмента на российских предприятиях.

Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки о управлении.

Данная курсовая работа направлена на изучение сущности менеджмента и его значение на предприятии в условиях современной рыночной экономики, особенности требований предъявляемых к менеджменту, сущности его работы и его функций.

Теоретической базой исследования являются учебные пособия, периодические издания, Интернет-ресурсы.

Для достижения поставленной цели необходимо ответить на следующие вопросы: каковы исторические предпосылки менеджмента, соотношение понятий «менеджмент» и «управление», какова корпоративная природа менеджмента, какие, по сути, современные подходы к управлению, управление в условиях рыночной экономики.

В качестве объекта исследования в практической части курсовой работы была выбрана рекламно-производительная фирма «Апельсин».

Задачи практической части работы заключаются в следующем:

сформировать общее представление о коммерческой деятельности как неотъемлемой части деятельности предприятия;

определить принципы организации коммерческой деятельности на предприятии;

провести анализ коммерческой деятельности изучаемого предприятия;

Основными методами достижения цели работы являются:

анализ документов (научной литературы, статистических данных, данных хозяйственной деятельности предприятия, документации фирмы);

наблюдение, в основе которого лежит фиксация мероприятий и их анализ в системе коммерческой деятельности;

опрос менеджмента, персонала, клиентов в рамках коммерческой деятельности предприятия.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

.1 Понятия «управление» и «менеджмент», их соотношение

В широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве. Управление - это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием. Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов все время растет.

Управление предприятием призвано решать две основные задачи:

) Поддерживать нормальный ход производства, поддерживать его цикличность и стабильность.

) Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.

Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние.

Суть управления заключается в следующем:

. Сборка, хранение, обработка и передача информации.

. Разработка и принятие управленческих решений.

. Выработка управляющих воздействий и выдача их объекту.

. Контроль исполнения принятых решений.

Это можно представить следующей формулой:

У=И+Р+В+К.

У - Управление. И - Информация. В - Воздействие. К - Контроль.

Труд управленцев заключается в том, чтобы собирать, хранить и обрабатывать информацию, вырабатывать и принимать управленческие решения, выдавать воздействие на объект управления, контролировать выполнение управленческих решений.

При рассмотрении понятия управления можно выделить три основных аспекта: содержание, организация и технология управления.

. Содержание управления заключается в выявлении и разработке основных закономерностей управления, его принципов, методов и путей, позволяющих наилучшим образом достигать поставленных целей.

Содержание управления зависит от целей, задач и конкретных особенностей производства; от принятой технологии производства; от взаимосвязей производственных подразделений; от характера основных и производственных фондов; от рабочей силы и от всей системы производственных отношений.

. Организация управления характеризуется построением рациональной системы управления путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления.

Разрабатывается иерархическая структура органов управления, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций и наделяются правами и полномочиями для их выполнения.

. Технология управления представляет процесс, который включает процедуры и действия, связанные с выполнениями основных управленческих операций.

Технологические процедуры управления можно разделить на формализуемые, которые можно выполнять по установленным правилам (алгоритмам) на компьютере, и на творческие, которые выполняются людьми (управленцами). Увязка всех элементов технологии управления обеспечивается с помощью автоматизированной системы управления.

Все три аспекта управления должны комплексно использоваться в зависимости от конкретных особенностей управления.

Теперь рассмотрим понятие «менеджмент».

Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage"(лат."manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки о управлении.

На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент". Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.

Как явление, менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс, менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

Менеджмент, как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, информация, струтура и т.п. Основными задачами менеджмента, как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач. Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы. Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности. Но, так или иначе, понятие "менеджмент" всегда тесно связано с понятием "рыночная экономика". Теория управления достаточно активно развивалась в нашей стране и в советский период, однако эти исследования никоим образом нельзя относить к области менеджмента. Ведь в основе современного менеджмента лежит положение о целесообразности. Иными словами, все управленческие процессы, происходящие в организации, должны быть направлены на достижение четко определенной цели при минимальных затратах. В условиях командно-административной системы во главу угла становилась не целесообразность, а цель, для достижения которой часто допускались любые затраты.

Менеджмент- это вид управления. Он осуществляется в коммерческих организациях, деятельность которых связана с извлечением прибыли. Используя термины менеджмент и управление как синонимы, следует учитывать, что управление шире.

1.2 Исторические предпосылки менеджмента

Управление появилось вместе с людьми, с образованием человеческого общества. Так, археологические раскопки подтверждают существование человеческих организаций в древности: доисторические люди жили организованными группами. Управление выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности процессе разделения труда, что обусловило необходимость организации и согласования деятельности людей в производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. При этом один становился руководителем, т.е. управляющим, а другой -его подчиненным, т.е. управляемым.

Обосновывая необходимость осуществления управленческой деятельности, выделения «особой» функции общественного производства - управления, К.Маркс указывал, что «… всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или в меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Вероятно, впервые проблему управления взялись решить древни египтяне. Около 6 тысяч лет назад они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроля результатов, а также поставили вопрос о децентрализации управления.

Примерно в то же время, в 1792-1950 гг. до н.э., в соседнем Вавилоне царь Хаммурапи провел ряд хозяйственных и административных реформ. Установил единую систему правил, норм и наказаний, известную как законы Хаммурапи. В Законах (Кодексе) Хаммурапи впервые на государственном уровне констатировалось наличие частной собственности. Он применил для нужд управления и контроля письменные документы на глиняных табличках и свидетельские показания, признал недопустимым перекладывание должностными лицами ответственности на своих подчиненных, законодательно установил уровень зарплаты.

В древней Шумерии на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, были записаны сведения о коммерческих сделках и законов государства, что также свидетельствует о наличии там практики управления.

Определенный вклад в теорию управления был внесен в эпоху античности, за 400 лет до н.э. Сократ сформулировал принцип универсальности управления. Его современник, персидский царь Каир, выдвинул идею о необходимости специальных исследований причин, побуждающих людей к действию, т.е. мотивации. Он рассматривал также проблему обработки управленческой информации и составления планов. Чуть позже в Греции занимались изучением метода выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Платон сформулировал принцип специализации.

В 325 году до н.э. Александр Македонский создал впервые штаб, как центр управления боевыми действиями.

В древности организации имели определенную структуру, в которой выделялись уровни управления. Существовали и крупные политические организации, руководителями которых являлись короли и генералы. Были также и управляющие, хранители житниц, погонщики, надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность этих организаций. Шли годы, управление многими организациями становилось более четким и сложным, а сами организации- сильными и устойчивыми. Примером может служить Римская империя, которая просуществовала сотни лет. Римские легионы, отличавшиеся четкой структурой управления, состоящей из генералов и офицеров, подразделением армии на дивизии, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились дороги, чтобы установить связь с Римом. Почти все формы управления можно проследить в древних организациях, хотя их характер и структура управления существенно отличалась от сегодняшних. В эпоху рабовладения также имели место элементы управления, однако преобладали методы прямого принуждения и страха наказания, в качестве главных средств побуждения к труду. В дальнейшем, с развитием общественного производства, такой труд обнаружил органически присущую ему неэффективность. Его заменила система наемного труда зарождающейся буржуазной эпохи. Она основывалась на использовании принципиально иного, опосредованного механизма принуждения, применявшего материальные стимулы и экономические рычаги в управлении трудом. Возникший свыше 250 лет назад в ряде стран Западной Европы торговый капитализм имел совсем другую основу - денежный капитал. Вместо прямых и грубых форм принуждения к труду в капитализме формировался и повсеместно использовался рыночный механизм, действовавший на базе обмена меновыми стоимостями и предполагавший формальную личную независимость и равенство обменивающихся сторон.

Главным, по сути революционным, преобразованием этого периода в области менеджмента, лежащим в основе его возникновения, было отделение капитала-собственности, зарождение профессионального менеджмента.

Хотя управленческая практика развивается с древних времен, до ХХ в., вероятно никто не задумывался над тем, как управлять системно. Людей в основном интересовало, как зарабатывать больше денег, завоевать политическую власть, но не то, как управлять организациями.

В начале ХIХ в. Английский исследователь Р. Оуэн, много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы оценки результатов их труда и путем дополнительных выплат стимулировал хорошую работу. Эти реформы являлись уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Но, несмотря на это, бизнесмены того времени видели мало здравого смысла реформ Р. Оуэна, ни один из них не последовал его примеру, так как у них отсутствовал интерес к управлению. Понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать ее целей, возникло не в один момент. Эта концепция развивалась в течении длительного периода, начиная с середины ХIХ в. до 20-х гг ХХ века. В связи с этим считается, что менеджмент, выделился в самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже ХIХ-ХХ веков. Следует заметить, что американец Джозеф Вартон в 1881 году, предложил читать студентам, будущим инженерам, «научный курс управления», впервые разработав курс менеджмента для преподавания в колледже. Вслед за ним в 1886 году Генри Р. Таун заявил о необходимости разработки научных основ менеджмента, как профессиональной деятельности.

Тем не менее, моментом оформления менеджмента как науки принято считать начало ХХ века, когда Фредерик Тейлор в США, Анри Файоль во Франции и Вальтер Ретенау в Германии опубликовали свои первые работы по научной организации труда. Так, американский инженер Ф.Тейлор в 1911 году опубликовал свою книгу «Принципы научного менеджмента». Книга вызвала всеобщий интерес, и в ней управление впервые признано наукой и самостоятельной областью исследования. Это были первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления. Они явились ответами на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство, массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Организации-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой взаимосвязанной работы всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами. Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, явилась промышленная революция в Англии. Однако идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке, которая стала родиной современного управления. В начале ХХ в., в период бурного развития, Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек, преодолев трудности, связанные с его происхождение, национальностью, мог проявить инициативу и личную компетентность. Миллионы европейцев иммигрировали в Америку, создав тем самым огромный рынок рабочей силы. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех желающих, что способствовало росту числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе, в управлении. Трансконтинентальные железнодорожные линии превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. В то время практически не существовало государственного регулирования в бизнесе, поэтому предприниматели, которые добивались успеха, становились монополистами. В результате создавались крупные отрасли и предприятия, для управления которыми требовались формализованные способы.

Таким образом появление менеджмента связано со следующими основными условиями:

органическое строение капитала, развитием машинного производства, возрастание требований к управлению, неспособность собственника и предпринимателя справится со всевозрастающими трудностями управления;

возникновение большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;

развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению.

появление крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников. Именно в корпорации менеджмент окончательно отделяется от самоуправления собственника-предпринимателя;

рассредоточением собственности между акционерами, в результате чего появились новые функции управления акционерным капиталом, распределение прибыли между акционерами и др.;

попытками предпринимателей воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции;

желанием группы любознательных людей создать самые эффективные способы выполнения работы.

ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНАЯ ПРИРОДА МЕНЕДЖМЕНТА

.1 Понятие корпоративный менеджмент

Что следует понимать под корпоративным менеджментом? Означает ли это систему общеобязательных правил, регулирующих отношения в сфере деятельности компаний, или же корпоративный менеджмент подразумевает под собой властно-распорядительную деятельность отдельных лиц, включая представителей топ-менеджмента и акционеров?

С одной стороны, корпоративный менеджмент включает процедуры реализации прав акционеров, обязанности совета директоров и ответственность его членов за принимаемые решения, уровень вознаграждения топ-менеджмента компании, порядок раскрытия информации и систему финансового контроля, с другой стороны - он подразумевает деятельность государственных регуляторов и иных уполномоченных органов и организаций, направленную на регламентацию указанной сферы отношений, с третьей - это деятельность рейтинговых агентств, которые, присваивая определенные оценки, формируют представление инвестора об инвестиционной привлекательности компании.

Однако по своей сути корпоративный менеджмент - это процесс поиска баланса между интересами акционеров и менеджмента в частности и интересами отдельных групп лиц и компании в целом путем реализации участниками рынка определенной системы этических и процедурных стандартов поведения, принятых в бизнес-сообществе.

Отсутствие единого подхода к пониманию корпоративного менеджмента во многом объясняется динамичностью указанной сферы. До сих пор корпоративный менеджмент во многом увязывался с добровольным соблюдением компаниями-эмитентами этических норм и обычаев делового оборота, однако, постепенно происходит переход от добровольного порядка к принудительному, усиливается и расширяется роль государства в регламентации отдельных аспектов корпоративной жизни.

Следует сказать, что эффективность корпоративного менеджмента требует соблюдение следующих условий:

осознание предмета корпоративного менеджмента;

определение юридической силы и статуса кодексов корпоративного менеджмента;

постоянный мониторинг изменений в системе корпоративных отношений с целью своевременного пересмотра соответствующих стандартов.

Для правильного понимания природы корпоративного менеджмента необходимо вначале рассмотреть такие исторически важные понятия как Корпоратизм и корпорация.

Корпоратизм - это совладение собственностью корпоративного сообщества или партнерские, договорные отношения в удовлетворении личных и общественных интересов. Корпоратизм представляет собой компромиссное хозяйствование с целью обеспечения баланса интересов. Возможность достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, компромиссов - отличительная черта корпоратистской модели.

Понятие «корпорация» - производное от корпоратизма - трактуется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей. Так, корпорация, - это: во-первых, совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо, во-вторых, широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций менеджмента в руках верхнего эталона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества, которое характеризуется следующими четырьмя характеристиками корпоративной формы бизнеса:

самостоятельность корпорации как юридического лица;

ограниченная ответственность каждого акционера;

возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих акционерам;

централизованный менеджмент корпорацией.

Единого определения корпоративного менеджмента на сегодняшний день в мировой практике не существует. Встречаются различные определения корпоративного менеджмента, в том числе:

система, посредством которой управляются и контролируются коммерческие организации (определение ОЭСР);

организационная модель, при помощи которой компания представляет и защищает интересы своих акционеров;

система руководства и контроля за деятельностью компании;

система отчетности менеджеров перед акционерами;

баланс между социальными и экономическими целями, между интересами компании, ее акционеров и других заинтересованных лиц;-средство обеспечения возврата инвестиций; способ повышения эффективности деятельности компании и т.д. Пересечение функций корпоративного менеджмента и менеджмента имеет место только при разработке стратегии развития компании. В апреле 1999г. в специальном документе, одобренном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), (она объединяет 29 стран с развитой рыночной экономикой), было сформулировано следующее определение корпоративного менеджмента: «Корпоративный менеджмент относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними. Одним из ключевых элементов для повышения экономической эффективности является корпоративный менеджмент, включающий комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами). Корпоративный менеджмент также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью». Там же были подробно описаны пять главных принципов надлежащего корпоративного менеджмента:

Права акционеров (система корпоративного менеджмента должна защищать права владельцев акций).

Равное отношение к акционерам (система корпоративного менеджмента должна обеспечивать равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров).

Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией (система корпоративного менеджмента должна признавать установленные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между компанией и всеми заинтересованными лицами в целях преумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест и достижения финансовой устойчивости корпоративного сектора).

Раскрытие информации и прозрачность (система корпоративного менеджмента должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных аспектах функционирования корпорации, включая сведения о финансовом положении, результатах деятельности, составе собственников и структуре менеджмента).

Обязанности совета директоров (совет директоров обеспечивает стратегическое руководство бизнесом, эффективный контроль над работой менеджеров и обязан отчитываться перед акционерами и компанией в целом).

Совсем кратко базовые понятия корпоративного менеджмента можно сформулировать следующим образом:

справедливость (принципы 1 и 2),

ответственность (принцип 3),

прозрачность (принцип 4)

подотчетность (принцип 5).

Корпоративное управление, как общественно-экономическая наука представляет собой систему знаний о закономерностях и эффективных формах, методах и средствах целенаправленного воздействия на субъекты корпоративных образований, их органы управления, мате­риально-вещественные элементы, финансовые системы и другие компоненты, обеспечивающих эффективное функционирование механизма взаимодействия и достижение гармонии и синергетического эффекта.

2.2 Эволюция корпоративного управления

Корпоративное управление появилось в связи с зарождением групповых интересов и развивалось в соответствии с законами определенной исторической эпохи.

Таблица 2.1

Период

Групповые интересы

До н. э.

Семья, род

Ср. века

Городские ремесленные цехи, купеческие гильдии

16-17 вв

Развитие мануфактур, появление прообразов АО

Нач. 19 в (08-20 гг)

Появление АО, холдингов в Европе

19 в 50-е годы

Появление ТНК в Европе и США

19 в 80-е годы

Массовое превращение АО в публичные корпорации в США и Европе

19 в 90-е годы

Биржевая торговля акциями в США и Европе

Конец 19 нач. 20 в

Монополистический рост

После 1929 г

Распределение собственности и контроля в США

После 1945 г

Масштабное развитие ТНК в США и Европе

70-80 гг

Развитие институциональных фондов, обособление КУ

80-е гг

Развитие сетевых структур

90-е гг

Слияние ТНК и становление глобальных компаний. Развитие «оболоченных» и «виртуальных» корпоративных структур.

73-95 гг

Создание МСФО в Европе

95 г

Начало использования Интернета для межкорпоративных трансакций в интерактивном режиме

1999 г - 21 в

Формирование международных принципов управления (1999 г - ОЭСР- орг-я эк-го сотрудничества и развития)


Этапы становления корпоративного управления в России:. Период до 1987 г.

Корпоративная среда в этот период похожа на систему партийно-хозяйственных активов: все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. Основой послужили три причины:

. Отсутствие отечественных высококвалифицированных независимых управляющих на рынке труда.

. Неготовность предприятий высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих.

. Остатки тоталитарного мировоззрения в обеих системах, а отсюда низкое желание взаимного обмена опытом между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря.. Период с 1987 г. по 1991 г.

В этот период закладывались основы корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления, но уже появились ростки нарождающейся корпоративной среды. Помимо промышленного, в России возник и начал развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.. Период с 1991 г. по 1994 г.

Начал складываться определенный корпоративный стиль взаимоотношений отдельных структур, таких, как банковский капитал, нефтегазовые предприятия и другие, когда на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые корпорации. Отчужденность же большинства населения от активных процессов участия в управлении собственностью, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики.

Но именно в этот период были заложены основы настоящей корпоративности среди новых предпринимательских структур, созданных молодыми (образованными, честолюбивыми) предпринимателями, у которых было только два пути: или войти в кооперацию с бывшими государственными структурами, или противопоставить им цивилизованный бизнес, основанный на опыте зарубежных корпораций. В это время на принимаемые в корпорациях решения начинает оказывать влияние уже полученное качественное зарубежное образование. Проявляется это влияние в новых для российской экономики сферах: на финансовом и фондовом рынках, на рынке обязательств, в маркетинге, менеджменте. Активное взаимопроникновение западных и российских корпораций, совместная работа на российском фондовом рынке неизбежно подталкивали российские корпорации к пониманию особенностей корпоративного управления.. Период с 1994 г. по август 1998 г.

Крупные зарубежные корпорации открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы. Основная тяжесть проблемы привлечения инвестиций перемещается с федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные законы об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости.. Период с августа 1998 г. по настоящее время.

Корпоративное управление строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая, таким образом, ориентиры для всей российской экономики.

2.3 Принципы корпоративного менеджмента

Принципы корпоративного менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие корпорации.

Основными принципами корпоративного менеджмента являются: 1. принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении - требование рационального разделения управленческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров;

принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности руководителей корпорации;

принцип демократизации управления - корпоративная организация собственности, обеспечивающая участие работников в управлении и прибылях корпорации, способствующая развитию партнерских отношений между руководителями и работниками;

принцип целостности - рассмотрение корпорации как целостной социально-экономической системы;

принцип иерархической упорядоченности - регламентация уровня дифференциации процессов менеджмента в корпорации;

принцип целевой направленности - приоритет целевой стратегической ориентации корпорации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента;

принцип научной обоснованности и оптимизации - необходимость использования научного подхода, разнообразных методов и инструментов для обоснования управленческих решений.

Функции корпоративного менеджмента - определяют устойчивый состав специфической управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Различают следующие функции корпоративного менеджмента: 1. общие функции - формирование целей, планирование, организация и контроль;

. технологические функции - решения и коммуникации;

социально-психологические функции - делегирование и мотивация.

Основные принципы корпоративного управления были изложены в документе «Принципы корпоративного управления» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подписанном министрами на заседании Совета ОЭСР на уровне министров 26-27 мая 1999 г. Принципы корпоративного управления ОЭСР носят рекомендательный характер и могут использоваться правительствами в качестве отправного начала для оценки и совершенствования действующего законодательства, а также самими корпорациями для выработки систем корпоративного управления и лучшей практики. В соответствии с принципами структура корпоративного управления компании должна обеспечивать:

защиту прав акционеров;

равное отношение к акционерам;

признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц;

своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации;

эффективный контроль над администрацией со стороны правления (наблюдательного совета), а также подотчетность правления перед акционерами.

Принципы корпоративного управления ОЭСР послужили основой при создании российского Кодекса корпоративного поведения, закрепившего следующие принципы корпоративного поведения. Во-первых, акционеры должны иметь реальную возможность осуществлять свои права, связанные с участием в обществе, и иметь возможность получать эффективную защиту в случае нарушения их прав. Иными словами, система корпоративного управления должна защищать права акционеров. Во-вторых, система управления АО должна быть такова, чтобы совет директоров АО, с одной стороны, мог осуществлять стратегическое управление деятельностью АО и эффективно контролировать деятельность исполнительных органов, а с другой - был подотчетен акционерам общества. В-третьих, исполнительные органы должны разумно, добросовестно, исключительно в интересах общества осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью общества, будучи подотчетными совету директоров и акционерам общества.

В-четвертых, при осуществлении управления обществом должно обеспечиваться своевременное раскрытие полной и достоверной информации об обществе, доступной для акционеров общества и инвесторов#"724377.files/image001.gif">

Рис. 3.1

На рисунке 3.1. представлены основные элементы концепции ориентации на потребителя. Все внимание направлено в центр, на потребности потребителей, что требует организационных изменений в компании и достижения конкурентных преимуществ. Реализация концепций приводит к успеху организации и эффективному удовлетворению нужд потребителя.

Отличие компании, ориентированной на потребителя, от предприятия, нацеленного на высокие финансовые показатели, заключается в том, что менеджмент первого рассматривает прибыль как результат успешного удовлетворения потребностей потребителей. Если фирма не будет привлекать и удерживать потребителей, она не сможет оставаться прибыльной в долгосрочном периоде. Маркетинг - удовлетворение нужд потребителей - основная задача любой компании. Прибыль, рост и стабильность - все зависит от способности руководства направлять организацию на удовлетворение потребностей потребителей. Работа с потребителем - это обязательная часть деятельности специалиста, занятого в сфере маркетинга. С насыщением рынка товарами и усилением конкуренции работа с потребителем становится все более актуальной и все более сложной. Превратить потенциального потребителя в постоянного покупателя - лейтмотив деятельности любого предприятия, занятого производством товаров или услуг.

3.3 Предпринимательский подход

Термин «предприниматель» ввел в научный оборот француз Р. Кантиллон, живший в начале XVIII в. Он охарактеризовал предпринимателя как человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести продукцию и продать ее в целях получения дохода, и который, принимая на себя обязательства по издержкам, не знает, по каким ценам может осуществляться реализация. В таком определении предпринимательство понимают как функцию с элементом риска.

Предпринимательская деятельность осуществляется на постоянной основе, т. е. как систематическая хозяйственная деятельность, а рыночные отношения позволяют получать прибыль, которая идет на личное потребление и вкладывается в дальнейшее развитие хозяйственной деятельности.

Суть предпринимательства заключается в том, чтобы в условиях неопределенности рынка находить способы наиболее эффективного использования собственности в виде капитала, имущества, патентных прав и других ресурсов и добиваться использования этих возможностей в целях осуществления хозяйственной деятельности.

Несмотря на то, что в предпринимательстве много непредвиденного, неожиданного и непривычного, предпринимательское управление предполагает систематическую целенаправленную деятельность по реализации управленческих функций. Вместе с тем предпринимательское управление требует существенного изменения роли этих функций. Так, возрастает роль предвидения, стратегического представления, снижается роль систематического планирования.

Важную роль в предпринимательском управлении играет руководитель. Руководитель-предприниматель ведет организацию благодаря своей активной позиции. Он может эффективно управлять, либо концентрируя власть в своих руках, либо используя врожденное умение вести за собой, личное обаяние, харизму. Воодушевляющее лидерство направлено на развитие творчества у людей.

Предпринимательство всегда связано с риском, а следовательно, с ошибками и неудачами. Поэтому в предпринимательских организациях доверие и уважение к людям должно подкрепляться терпимостью к неудачам. Неудача не должна угрожать членству в организации.

Поиск новых возможностей, который лежит в основе предпринимательского управления, требует самоуправления. Суть его состоит не в развитии традиционных форм демократизации управления, участии работников в управлении, а в передаче предпринимательских полномочий, предоставлении каждому работающему права самостоятельно принимать и реализовывать решения в рамках своей компетентности.

Чтобы выявить новую возможность, необходимо располагать своевременной соответствующей информацией, новизна, скорость получения и достоверность которой играют ключевую роль в предпринимательском управлении. Развитие самоуправления означает возможность получения и интенсивного обмена информацией между всеми работниками, доступ к необходимой информации, эффективные коммуникации между высшим руководством и другими членами организации.

Поскольку в предпринимательском управлении решения часто принимаются на том уровне, на котором они и осуществляются, то самоуправление предполагает перемещение ресурсов внутри организации, обеспечение ими разработчиков решений для самостоятельного использования.

3.4 Маркетинговая концепция управления и инновационный подход в управлении

Концепция маркетинга предполагает, что достижение компанией своих глобальных целей зависит от определения нужд и запросов целевых рынков и от более эффективного по сравнению с компаниями-конкурентами удовлетворения потребителя.

Концепцию маркетинга часто путают с концепцией интенсификации коммерческих усилий. В основе концепции интенсификации коммерческих усилий лежит движение изнутри наружу. Она отталкивается от интересов производства. Основным объектом её внимания является товар. Конечная цель - прибыль за счет увеличения объемов продаж достигается посредством продажи и продвижения товара.

Концепция маркетинга использует подход снаружи вовнутрь. Она отталкивается от рынка, ориентируется на нужды потребителей, использует комплексные усилия маркетинга для увеличения прибыли за счет удовлетворения потребителей.

Предприниматели изучают запросы рынка и стараются максимально полно их удовлетворить. В этом случае компании ориентируются на потребителей. Но в большинстве случаев потребители сами не знают, чего они хотят. В этом случае производителям приходится выявлять скрытые потребности потребителей и создавать товары способные их удовлетворить. Например, скольким из нас 30 лет назад нужны были мобильные телефоны и круглосуточный доступ в Интернет.

Концепция маркетинга, в соответствии с которой залогом достижения целей организации является правильное определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение их удовлетворения более эффективным и продуктивным, чем у конкурентов, способом. Эта концепция исходит из нужд потребителей и их суверенитета.

Определение нужд и потребностей потребителей осуществляется на основе принципов:

учет социальных факторов потребителей (национальность, пол, возраст, семейное положение, культура, принадлежность к той или иной социальной группе);

учет экономических факторов (уровень доходов, возможность и условия получения кредита, уровень потребления, льготы);

учет географических факторов (местонахождение, особенности климата);

психологические, действие которых во многом зависит от возраста и пола (отношение к новому, рекламе, здоровью и др.);

учет потребительских мотивов (цена, качество, обслуживание, марка).

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ

.1 Экономические методы в управлении

Ключевым элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности.

Экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

Основой классификации методов управления является внутреннее содержание мотивов, которое положено в основу производственной или любой другой деятельности человека. В соответствии с этим различают:

. экономические

. социально-психологические

. административные методы управления

Экономические методы управления - есть не что иное, как способы воздействия на все имущественные интересы конкретных людей, а также их объединений. Их положение в системе существующих методов приоритетное. Кроме того, экономические методы управления предприятием в условиях рыночной экономики являются базовыми способами, при помощи которых можно повлиять на поведение людей, активизировать их труд и повысить, в общем, деловую активность тех или иных предприятий.

Социально-психологические методы управления реализуют мотивы

социального поведения человека. Уровень современного производства, рост общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников являются причиной существенных изменений в системе ценностных ориентации и в структуре мотивации трудовой деятельности людей. Традиционные формы материального поощрения постепенно теряют свое приоритетное стимулирующее влияние.

Административные методы управления базируются на мотивах принудительного характера. Их существование и практическое применение обусловлены заинтересованностью людей в совместной организации труда. Административные методы управления - это комплекс способов и приемов влияния на работников, основанных на использовании организационных отношений и административной власти руководства. Все административные методы управления делятся на регламентные и распорядительные.

Все методы управления взаимосвязаны и используются не изолированно, а комплексно. Однако ведущими нужно считать именно экономические методы. Административные методы создают предпосылки для использования экономических методов. Социально-психологические методы дополняют административные и экономические и создают в совокупности необходимый арсенал средств управления деятельностью предприятия.

4.2 Управление в плановой экономике

В наше время, рыночная экономика предъявляет ряд требований к управлению предприятиями.

. Необходимость усовершенствования работы аппарата управления С развитием рыночных отношений численность управленческих работников значительно возрастает по сравнению с другими категориями производственного персонала Опыт других развитых стран подтверждает, что с механизацией и автоматизацией управления, темпы роста служащих не только не сокращаются, а наоборот, увеличиваются.

В управленческой деятельности много технической работы, которая не требует высокой квалификации. Если сокращать численность таких работников, то их функции будут вынуждены выполнять высококвалифицированные специалисты, что экономически нецелесообразно.

. Интенсификация требует увеличения скорости реагирования на изменения состояния предприятия, что требует повышения оперативности работы аппарата управления. Скорость принятия решений должна соответствовать темпу в производственных процессах.

. Повышение комплексности управления Необходимо учитывать не только прямые, но и побочные последствия принимаемых решений, так как в рыночной экономике наблюдается усиление взаимозависимости и взаимосвязей экономической системы.

. Полное хозяйственная самостоятельность предприятий Это позволяет наилучшим образом учитывать при принятии решений конкретные условия и специфику производства, оперативно решать проблемы и быстро маневрировать и ресурсами Процесс роста самостоятельности на низовых уровнях управления требует повышения квалификации специалистов среднего звена.

. Усиление роли государственного регулирования рынка и экономической стратегии для достижения основных социально-экономических целей

Плановое централизованное управление порождает ряд проблем:

Необходимость перерабатывать излишне большое количество информации для принятия решений.

Большой период планирования.

Отсутствие гибкости в планировании и производстве.

Перепроизводство продукции, не пользующейся спросом.

Всеобщий дефицит.

Инертность производства.

Жесткость связей.

Снижение качества продукции.

Снижение эффективности производства.

Отсутствие свободы решений и действий.

Главная цель управления при плановой экономике - выполнение плана.

ГЛАВА 5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.1 Характеристика организации РПФ «Апельсин»

корпоративный менеджмент управление потребитель

Объектом исследования является рекламно производственная фирма «РусАпельсин», зарегистрированная Межрайонной ИФНС №15 по Иркутской области 19 января 2006 года. Предприятие располагается по адресу: 665709, Российская Федерация, Иркутская область, г. Братск, ул. Приморская, дом 49.

Общество имеет полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Полное фирменное название общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «РусАпельсин». Сокращенное наименование общества на русском языке ООО «РусАпельсин».

Общество имеет гражданские права и имеет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности общества.

Общество имеет круглую печать, содержащую ее полное и сокращенное наименование на русском языке и указание на место нахождение общества, штампы и бланки с его фирменным наименованием, собственную эмблему. ООО имеет право в установленном порядке открывать банковские счета на территории российской Федерации и за ее пределами.

Основные направления деятельности ООО «РусАпельсин»: наружная реклама; полиграфия; неоновая реклама; изготовление рекламных конструкций; изготовление тентов и шатров; изготовление печатей и штампов; сувенирная продукция; размещение наружной рекламы (собственная сеть биллбордов и ситилайтов); печать на ткани; электрические измерения.

Цель компании - оказание наиболее полного комплекса услуг по рекламе компаний заказчиков, бренда или товарного знака, направление поведения потребителей и влияние на него в соответствии с их задачами.

Миссия компании - создание и развитие цивилизованного рынка маркетинговых, рекламных и PR услуг с целью развития экономики региона, успеха бизнеса Иркутской области.

Конкурентами фирмы являются такие предприятия: Пчела, Пионер, Левша, Время, Фабрика рекламы.

Для создания бесперебойного производства и реализации продукции предприятие осуществляет сотрудничество с фирмами-поставщиками: Альфа Тех Плюс (Пленка, смола для сувениров, магнитный винил), Аро-М (Профель для цеха), ВеМаТек Иркутск (Краска для широкоформатной печати), ДВ Групп (Ткань для баннеров), Европринт (Шелкография, танки).

В настоящее время ассортимент насчитывает большое количество видов рекламной продукции.

Основным конкурентным преимуществом фирмы является высококачественное сырье, современное оборудование, в сочетании с богатым опытом наших специалистов обеспечивающие бесперебойную работу предприятия.

Предприятие оснащено современным оборудованием.

5.2 Методы управления на предприятии

Все методы управления, применяемые на предприятии, можно разделить на три группы:

. Экономические методы.

. Социально-психологические.

. Организационно-распорядительные.

Экономические методы управления - совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работника предприятия действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. В их основе лежат объективные потребности и интересы людей. Экономические методы управления успешно применяются для повышения производительности труда. В РПФ «Апельсин» оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство агентства определило нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.

Под социально-психологическими методами понимают группу методов, направленных на совокупность социальных интересов и психологических особенностей работника. Таким образом, эти методы воздействуют на социальные процессы, протекающие в трудовых коллективах и межличностные отношения и связи. Условие образования и развития трудовых коллективов - это соблюдение принципов психофизиологической совместимости. Главная цель применения социально-психологических методов управления - это формирование в коллективе положительного социально-психологического климата.

В рекламном агентстве РПФ «Апельсин» используются социологические методы, которые направлены на все отделы предприятия и их взаимодействие в процессе производства; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность каждого работника (внутренний мир человека).

Социально-психологические методы в РПФ «Апельсин» представлены в следующем:

социально-экономические (требование соблюдения техники безопасности, установление норм реализации, гарантия минимальной заработной платы);

социально-личностные (выявление способных работников, которые могут занять в будущем руководящие посты при помощи различных тестирований, наблюдений и организация развития их управленческих навыков).

Организационно-распорядительные методы управления - система воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. Выполнение одной и той же работы возможно в различных организационных условиях: жесткого регламентирования, гибкого регламентирования, постановки общих задач, установления допустимых границ деятельности и др. Данные методы обеспечивают четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе.

В РПФ «Апельсин» организационно-распорядительные методы проявляются в следующих формах:

) обязательное предписание:

а) приказы (Приказ №46 «О введении новой штатной единицы»);

б) распоряжения (Распоряжение №4 «Модернизация технических систем, а также систем внутренней коммуникации»);

) согласительные:

а) консультация (семинар, тренинг по усовершенствованию навыков сотрудников компании в сфере рекламной индустрии);

б) разрешение компромисса (внутриколлективный совет по урегулированию спорных моментов в процессе взаимоотношения сотрудников компании);

) рекомендации, пожелания:

а) совет (неформальные предписания правил внутреннего распорядка поведения в организации);

б) разьяснение (подробное пояснение сотруднику организации определенных пунктов правил внутреннего распорядка и иных моментов, которые имеют двоякую структуру понимания);

в) предложение (вынесение на повестку дня для рассмотрения руководящим составом организации рацпредложения, либо иной рационализаторской идеи по усовершенствованию производственного процесса, либо производственной сферы).

Следует отметить, что руководство РПФ «Апельсин» используют весь спектр приемов и методов управления, существующих в современном менеджменте.

Схема организационной структуры предприятия 5.1.

Рис. 5.1

В РПФ «Апельсин» контроль за деятельностью осуществляют руководители всех звеньев: генеральный директор контролирует деятельность организации в целом и подчиненных в частности. Финансовый контроль осуществляется главным бухгалтером. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. Внутрифирменный контроль осуществляется директором и менеджерами. Внешний контроль, т.е. контроль над операциями, внешнеэкономическими отношениями, поставщиками, клиентами, посредниками, банками, осуществляет менеджер и директор. К частным (специфическим) функциям менеджмента относятся: коммерческая, маркетинговая, инновационная, производственная и т.д.

В РПФ «Апельсин» коммерческую и маркетинговую функции выполняет отдел менеджеров.

В их задачи входит:

) разработка маркетинговой политики на предприятии на основе анализа потребительских свойств;

) заключение новых договоров;

) поиск новых рынков сбыта;

) организация рекламных мероприятий и т.д.

Инновационную и производственную функции организации выполняют соответственно отдел креатива и дизайна и отдел изготовления и монтажа наружной рекламы.

В их задачи входит:

) разработка инновационной политики на предприятии методом изучения сектора рынка в области инновационных внедрений, а также потребительских свойств продукции

) проект, дизайн и монтаж непосредственно самого рекламного продукта

) внедрение и продвижение услуг и продукции организации в сфере рекламной индустрии и т.д.

Стиль руководства - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Стиль руководства определяется рядом факторов:

тип личности руководителя;

уровень его воспитания и образованности;

накопленный опыт;

условия работы предприятия;

стадия развития коллектива.

Существует три вида стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

В практике управленческой деятельности определённую роль играют : метод наблюдения; метод тестирования. Метод тестирования предполагает проведение тестов «Ваш стиль руководства».При анализе стилей руководства пришлось довольствоваться только собственными наблюдениями, так как руководители разных уровней отказались участвовать в тестировании и анализе собственной управленческой деятельности. В процессе изучения стилей руководства выяснилось, что разные руководители используют разный стиль. Так, генеральному директору характерна централизация власти в руках одного руководителя. Он требует, чтобы обо всех делах докладывали только ему. Данному стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Директор часто единолично принимает (или отменяет) решения, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Однако следует отметить, что он нередко дает возможность подчиненным проявлять инициативу, часто не осуществляет промежуточного контроля (только конечный), что в целом не типично для автократа. Однако для него характерны догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами.

Начальник отдела по работе с клиентами - это менеджер, использующий преимущественно демократический стиль. Он стремится, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива. Кроме того, этот менеджер советуется с подчиненными и стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Осуществляет мотивацию не только за счет вознаграждения, но и в форме некоторого подключения к управлению.

Начальник отдела креатива и дизайна является руководителем с либеральным стилем руководства, который практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Этот руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Из имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место занимают уговоры и просьбы. Мягкость в обращении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения. Выбор этого стиля во много объясняется молодостью этого менеджера.

5.3 Анализ динамики основных показателей деятельности

Таблица 5.1 - Динамика абсолютных показателей деятельности фирмы за 2010 год

Показатели

Период исследования

Среднее значение

Среднеквадратическое отклонение

Коэффициент вариации

Средний индекс


1

2

3

4





1

Выручка

313000

1163000

2210000

3586000

1818000

1222041,12

0,67

2,25


Индекс базисный

1

3,72

7,06

11,46






Индекс цепной

1

3,72

1,90

1,62





2

Оборотные средства

291000

277000

305000

265000

284500

14991,66

0,05

0,97


Индекс базисный

1

0,95

1,05

0,91






Индекс цепной

1

0,95

1,10

0,87





3

Себестоимость

304000

1142000

2184000

3537000

1207821,67

0,67

2,27


Индекс базисный

1

3,76

7,18

11,63






Индекс цепной

1

3,76

1,91

1,62





4

Прибыль

2000

9000

11000

22000

11000

7176,35


0,65


Индекс базисный

1

4,5

5,5

11






Индекс цепной

1

4,5

1,22

2





5

Численность

20

20

20

20

20

0

0

1


Индекс базисный

1

1

1

1






Индекс цепной

1

1

1

1





Оборотные средства с 1-ого по 2-ой период уменьшаются на 14000 руб. Со 2-ого по 4-ый период оборотные средства уменьшились на 12000 руб. В среднем за периоды они составили 284500 руб. В среднем за период происходило отклонение оборотных средств от среднего значения на 14991,66 руб., что составило 5%. Стоимость оборотных средств имеет тенденцию к снижению на 3% за квартал.

Численность работников за все четыре периода не изменилась - 20 человек.

К относительным показателям, характеризующим эффективность хозяйственной деятельности предприятия, относятся:

а) рентабельность производства и рентабельность продаж, показывающие величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль затрат или на 1 рубль выручки от реализации:

,

Где С - себестоимость произведенной или реализованной продукции;

П - прибыль;

В - выручка от реализации;

б) производительность труда, характеризующая величину производственной или реализованной продукции одним работником:

 ;

где Q - объем производственной (реализованной) продукции;

Ч - среднесписочная численность работающих;

в) удельные затраты на 1 рубль произведенной или реализованной продукции:

.

Рентабельность призвана оценить прибыльность производства в целом, но так же нужна для сравнения прибыльности отдельных видов продукции.

Результаты расчетов представлены в таблице 2.

На основании таблицы 2 можно сделать следующие выводы.

Рентабельность производства и рентабельность продаж в течение всех четырех периодов остались неизменными и имеют достаточно низкие значения (1%). Рентабельность продаж в 3-ем периоде снизилась до нуля.

Таблица 5.2 - Динамика относительных показателей деятельности фирмы за 2010 год

Показатели

Период исследования

Среднее значение

Среднеквадратическое отклонение

Коэффициент вариации

Средний индекс


1

2

3

4





1

Рентабельность производства

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,00

0,16

0,98


Индекс базисный

1

1,20

0,77

0,95






Индекс цепной

1

1,20

0,64

1,23





2

Рентабельность продаж

0,01

0,01

0,00

0,01

0,01

0,00

0,16

0,99


Индекс базисный

1

1,21

0,78

0,96






Индекс цепной

1

1,21

0,64

1,23





3

Производительность труда

15650

58150

110500

179300

90900

61102,06

0,67

2,25


Индекс базисный

1

3,72

7,06

11,46






Индекс цепной

1

3,72

1,90

1,62





4

Удельные затраты

0,97

0,98

0,99

0,99

0,98

0,01

0,01

1,01


Индекс базисный

1

1,01

1,02

1,02






Индекс цепной

1

1,01

1,01

1,00






Производительность труда во всех четырех периодах имеет тенденцию к увеличению. В среднем за исследуемые периоды на предприятии производительность труда составила 90900 руб./чел. Это говорит о том, что в среднем один работник реализует продукции на сумму 90900 руб. за период.

Среднее значение удельных затрат по всем периодам составило 0,98 руб./руб., колеблясь от 0,98 до 0,99 руб./руб. Удельные затраты вследствие роста себестоимости имеют тенденцию к увеличению на 1% за период.

Динамика объемов сбыта РПФ Апельсин за 2012 год представлена в таблице 5.3 и на рисунке 5.1.

Таблица 5.3 - Динамика объемов сбыта продукции РПФ Апельсин за 2012 год

Показатель

Период исследования


1

2

3

4

Объем реализации

10007500

9947500

10325000

9962500


Рис. 5.2 - Объемы сбыта продукции РПФ Апельсин за 2012 год

Как видно из рисунка 1, объемы сбыта фирмы РПФ Апельсин проявляют нестабильность в течение года, то сокращаются, то увеличиваются. Снижение объемов сбыта, связано со снижением спроса на компьютерную технику во 2-ом периоде, так как на данный период приходится пора отпусков и дачного сезона.

Проведя анализ финансово-хозяйственной деятельности РПФ «Апельсин», можно сделать следующие выводы:

а) анализ абсолютных показателей показал, что фирма РПФ «Апельсин» работает стабильно. Показатели выручки, себестоимости и прибыли увеличиваются поквартально. Стоимость оборотных средств имеет тенденцию к снижению, в квартал они уменьшается на 3%. Численность работников в течение года остается неизменной;

б) анализ относительных показателей показал следующее: РПФ «Апельсин» имеет достаточно низкие показатели рентабельности продаж и производства. Данные показатели в течение года остаются практически неизменными. Рентабельность продаж в 3-ем периоде снизилась до нуля. Рентабельность продаж в данном периоде можно считать нерентабельным. Производительность труда во всех четырех периодах имеет тенденцию к увеличению. Удельные затраты имеют тенденцию к увеличению на 1% за период;

в) общая оценка прочности финансового положения показала, что предприятие с первого по четвертый периоды имеет запас прочности, так как финансовые источники больше величины запасов. Данная ситуация позволяет говорить о стабильной работе предприятия.

Положительным моментом в работе предприятия следует отметить, что руководство компании заинтересованно в повышении квалификации своих работников, их подготовке и переподготовке и постоянно отправляет сотрудников на различные семинары, курсы и т.д.

Руководство РПФ «Апельсин» применяет все три метода управления, т.е. экономический, социально-психологический и организационно-распорядительный, для того чтобы добиться оптимальной отдачи от своих подчинённых и, тем самым, добиться успехов в своей деятельности.

В РПФ «Апельсин» применяется демократический стиль руководства, который характеризуется умением сочетать заботу о людях с заботой, о производстве. Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху вниз.

На мой взгляд, руководству РПФ «Апельсин» необходимо задуматься над совершенствованием организационной структуры управления предприятием. По моему мнению, необходимо принять менеджера по персоналу. Это позволит генеральному директору более продуктивно организовывать работу предприятия. А также создать отдел маркетинга, что позволит наиболее эффективно исследовать новые рынки сбыта продукции, данный отдел возьмет на себя работу по изучению потребностей потребителей, разработке конкурентной, ценовой политики, тогда менеджеры смогут полноценно заниматься своей работой, а это в свою очередь положительно скажется на работе всего предприятия в целом.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.     Концепция Российского менеджмента: учебное пособие/ Э.М. Коротков.- М.: Дека, 2009.

2.      Корпоративное управление: Ограничения, противоречия и особенности регулирования // Проблемы теории и практики управления. - 2004. А. Радыгин.

.        Менеджмент: Учебно-практическое пособие / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов, И.В. Вдовина.

.        Менеджмент. - СПб.: Питер, 2008.

.        Менеджмент: учебник/ О.С. Виханский, Н.И. Наумов, 3-е изд.-М. Гардарика, 2008.

.        Менеджмент / Дойль П. - СПб.: Питер, 1999.

.        Основы менеджмента: практикум / А.К. Семенов, В.И. Набоков.

.        Основы предпринимательства/ М.: Вита-пресс, 2008.

.        Основы менеджмента: учебное пособие/ Н.И. Кабушин

.        Планирование в условиях рынка: учебное пособие/ Г.К. Лапушинская, А.Н. Петров. - М.Дашков и К, 2008.

.        Современный менеджмент/ Маленков Ю.А.

.        Теория управления. Менеджмент. ч. 1. Л.П. Ермалович, Е.М. Бурак.

.        Теория управления: учебное пособие для ВУЗов / Л.А. Бурганова.

.        Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Маслова В.М.

Похожие работы на - Сущность менеджмента и его значение в условиях рыночной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!