Современные формы государственного регулирования экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,9 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные формы государственного регулирования экономики

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни и развития граждан. Однако продолжаются кризисные явления в социальной, экономической, производственной сфере жизни страны. Это дает основания полагать, что новые для Российской Федерации принципы, закрепленные в 1993 году Конституцией РФ[1,C.26] (ст.ст. 8, 34,35), - свободная экономическая деятельность, движение капиталов, товаров, услуг; ограничение административного вмешательства государства в хозяйственные отношения; обеспечение со стороны государства единого экономического пространства; равенство прав всех субъектов хозяйствования; развитие конкуренции и демонополизация пока не нашли своей оптимальной реализации. Кардинальные экономические преобразования объективно повлекли существенные изменения в государственном воздействии на хозяйственные процессы. Четко прослеживается взаимосвязь новых экономических реалий с изменившимся характером участия государства в предпринимательской деятельности.

В практике можно наблюдать расхождение мнений в отношении роли государства как активного участника экономической жизни общества. С одной стороны, крах административно-командной экономической системы в странах бывшего СССР и Восточной Европы вызывает сомнение в необходимости усиления его роли. Вместе с тем в настоящее время все более усиливаются предпосылки к переосмыслению ее важности. Основными причинами этого выступают финансовый кризис "государств всеобщего благосостояния", проявляющийся в большинстве промышленно развитых стран, крушение ряда государств и небывалое увеличение числа чрезвычайных ситуаций в различных частях света, а также усиление роли государства в странах Восточной Азии, благодаря чему они смогли явить миру экономическое чудо.

Эмпирическое знание основ функционирования социалистической модели государственного управления позволяет предположить, что причиной нынешнего негативного положения может являться именно отсутствие четко разработанной концепции участия государства в экономике, как это имело место во времена СССР. Какие способы, методы должны быть присущи государственному воздействию в современных условиях? В каких формах должно оно выражаться? И универсальны ли эти формы в многогранных явлениях рыночной экономики? Возможно ли определить некую постоянную структуру элементов государственного воздействия, и если возможно, то какие критерии должны лечь в основу такого определения? Думается, что на эти и другие вопросы можно и нужно искать ответы.

В работе предпринята попытка определить сущность государственного воздействия на экономику в современных условиях. Необходимо путем критического объективного анализа охарактеризовать особенности и специфику государственного воздействия в современных условиях, выделить и теоретически осмыслить формы, в которых оно проявляется для того, чтобы в дальнейшем, основываясь на полученных данных, выработать практические решения в различных сферах предпринимательской деятельности.

Целью исследования является комплексный научный анализ особенностей государственного регулирования, поиск возможных путей повышения эффективности такого регулирования с помощью активного использования различных правовых механизмов и институтов.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления.

Предметом исследования являются современные формы государственного регулирования; являющиеся объектом исследования, соответствующие доктринальные положения и закономерности.

Задачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:

дать философскую характеристику и историко-правовые предпосылки государственного регулирования;

исследовать теоретические основы государственного регулирующего воздействия в экономике и его правовую природу;

исследовать и охарактеризовать некоторые структурные элементы (формы) государственного регулирования их взаимосвязи;

раскрыть механизм взаимодействия правовых институтов и различных форм государственного регулирования.

Методы исследования. Анализ, изучение, обобщение материала - это диалектические способы познания социальных явлений, позволяющие рассматривать эти явления, в том числе правовые институты и механизмы, в их взаимосвязи и прогрессии.

Гипотеза. При совершенствовании форм государственного регулирования, улучшится функционирование организаций.

Элементы новизны. В курсовой работе исследованы состояние и перспективы развития государственного регулирования, юридические аспекты этого явления. Новизна заключается в новом подходе к анализу проблем государственного воздействия в сфере предпринимательской деятельности, главной чертой которого стала комплексность исследования (юридические, синергетические и экономические характеристики явления в совокупности). Предложен системный подход в определении государственного регулирования предпринимательской деятельности на основе выделения форм и направлений как отдельных элементов этой деятельности. Наряду с данной систематизацией сформулирован и обоснован ряд новых теоретических и законодательных положений по совершенствованию форм и направлений реализации государственного регулирующего воздействия в сфере предпринимательской деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности их использования при подготовке и совершенствовании нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательские правоотношения; выводы и предложения, содержащиеся в курсовой работе, могут быть использованы в теоретических разработках, связанных с государственным управлением, более глубоком изучении некоторых гражданско-правовых институтов, могут быть полезны при подготовке учебных и методических пособий, использоваться в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий по курсу гражданского и предпринимательского права.

Структура определена целью, задачами исследования, избранной методологией и направлена на наиболее полное раскрытие темы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.

Методологическая основа исследования. В данной тематике являются исследования таких видных российских ученых, как Лаптев В.В., Николин А.А., Белых В.С., Елисеев В.С., Гаджиев Г.А., Лаптева А.В., Шишкин С.Н.

ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1 Сущность и содержание государственного регулирования

Все реально функционирующие экономические системы - это системы смешанные: повсюду правительство и рыночная система взаимодействуют с целью нахождения эффективного ответа на фундаментальные вопросы.[13,49.c.] Рыночная экономика - не стихия. И без воздействия на экономику не обходится ни одно из развитых государств. Различаются лишь пределы и формы государственного вмешательства в экономику. Так, в США в соответствии с Законом о военном производстве 1940 года[2,C.205-207] введены инструкции и положения, дающие государственным органам возможность прямо вмешиваться в деятельность фирм - производителей дефицитных ресурсов. В федеральных ведомствах действуют организационно-управленческие системы, регулирующие снабжение военных предприятий этими материальными ресурсами. Регулируется распределение так называемых контролируемых материалов (некоторые виды стали, медь, никель, алюминий, титан и другие). Предусмотрена возможность принудительного размещения заказов на дефицитные материалы. Государственные органы могут затребовать (подрядчики при этом не имеют права отказать им) все результаты научно-исследовательских работ, выполненных за государственный счет.

Планирование экономического развития в форме прогнозирования, программирования применяется во многих развитых странах. Привлечение же частных фирм к выполнению мероприятий, предусмотренных в государственных программах, осуществляется, как правило, посредством заключения государственных контрактов. Например, во Франции практикуется заключение контрактов между предприятиями и уполномоченными государственными органами, когда за определенные действия, поддерживаемые государством, предприятие получает в согласованных размерах налоговые льготы, льготные кредиты, субсидии и другие формы поддержки.

Одной из основных форм государственного регулирования экономики является антимонопольное регулирование. Именно антимонопольное (антитрестовское) законодательство рассматривается в качестве экономических конституций стран с развитой экономикой.

Рыночной экономике свойственна цикличность развития, для которой характерны подъемы и спады производства, спроса и предложения, всплески инфляции и т.п. "Благодаря достижениям экономической теории удалось найти способы, обеспечивающие выравнивание экономического развития путем использования государством рычагов фискальной (политики налогообложения и государственных расходов) и кредитно-денежной политики (влияние на процентные ставки и условия кредитования). Несмотря на то что цикличность развития экономики в значительной степени была устранена, она все же сохранилась, и без государственного регулирования ее проявления будут достаточно ощутимы".[6,178.c.] Это наглядно показал глобальный финансово-экономический кризис, разразившийся осенью 2008 года.

В экономической литературе государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства определяется как система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. При этом понятие государственной экономической политики шире государственного регулирования экономики, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. [21,468.c.]

Под правомочными государственными учреждениями в приведенном определении государственного регулирования экономики подразумеваются, по-видимому, уполномоченные органы государственной власти. Но какова роль общественных организаций в государственном регулировании экономики? Осуществлять меры государственного регулирования экономики общественные организации (партии, профессиональные союзы) сами по себе не могут, если, конечно, речь идет о демократических государствах. Такие общественные организации, как, например, правящие партии, влияют через законодательные органы, в которых у них большинство мест, и органы исполнительной власти, которые в той или иной мере подконтрольны законодательным органам, на определение целей, методов, характера и объема государственного регулирования экономики, на закрепление и применение конкретных мер такого регулирования.

Правовое регулирование экономики не нуждается в каком-либо дополнительном разъяснении из-за очевидности его значения и назначения. Что касается экономического регулирования, то здесь имеются в виду главным образом косвенные формы регулирования экономики, основывающиеся на экономических мерах воздействия и являющиеся для рыночной экономики преобладающими и главенствующими (наряду с правовым регулированием).

На основании изложенного можно сделать вывод, что государственное регулирование экономики представляет собой совокупность закрепленных в законодательстве мер (форм) экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности. Говорить о системе этих мер пока преждевременно, поскольку в данной сфере отсутствует системообразующий нормативный правовой акт, такой как предпринимательский (хозяйственный) кодекс.

Не претендуя на истину в последней инстанции, можно предположить, что данное понятие государственного регулирования экономики является вполне адекватным современному состоянию такого регулирования.

Поскольку все перечисленные меры государственного регулирования экономики имеют или по крайней мере должны иметь нормативное закрепление и обеспечение, можно говорить о нормативной основе изложенного понятия, о нормативном подходе к его определению. Однако автор такого определения понятия государственного регулирования экономики подвергся определенной критике за его "некую однобокость", так как перечисление всех видов мер государственного регулирования экономики будто бы не раскрывает всей сути такого регулирования.[10,66.c.] Представляется, что суть государственного регулирования экономики и не может быть раскрыта в сжатом для краткости определении, отражающем лишь подход автора к описываемому понятию. Суть же государственного регулирования экономики может быть в полной мере раскрыта посредством характеристики его целей, направлений, принципов, методов и форм, а также основных проблем его правового обеспечения.

Заслуживают внимания (являются рациональными) и другие подходы к определению понятия государственного регулирования экономики. Например, профессор Е.П. Губин определяет государственное регулирование экономики как деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.[10,66.c.] Соответствующая деятельность направлена на упорядочение отношений в рыночной экономике.[15,397.c.] Здесь налицо функциональный подход, поскольку речь идет о деятельности органов государства, направленной на реализацию государственной экономической политики.

Весьма существенным является вопрос о соотношении понятий "государственное регулирование экономики" и "государственное регулирование предпринимательской деятельности".

В законодательстве нет ответа на данный вопрос. В ст. 34 Конституции РФ лишь говорится о предпринимательской деятельности как деятельности экономической. Таким образом, предпринимательская деятельность - это вид экономической деятельности. Легального определения понятия "экономическая деятельность" нет. Но для того, чтобы дать такое определение, следует обратиться к тому, что ученые-экономисты понимают под экономикой вообще. Понятие "экономика" является отправным, тем более что речь идет о ее государственном регулировании.

"Экономика современной России - организованное на рыночных принципах национальное хозяйство, в рамках которого действуют частные, государственные и смешанные предприятия различных организационно-правовых форм".[12,480.c.] То есть экономика - это хозяйство, в рамках которого действуют предприятия.

Поскольку предпринимательская деятельность - это вид экономической (хозяйственной) деятельности, характеризуемой специфическими признаками, в том числе целью - систематическим получением прибыли, то государственное регулирование такой деятельности - это разновидность государственного регулирования экономики.

Идея об общем благе как цели государства является достижением современной культуры, основанной в том числе на убеждении, что власть государства должна иметь границы.[5,290.c.]

1.2 Направления государственного регулирования экономики

Направления (сферы) государственного регулирования экономики многообразны. К ним в первую очередь относятся соответствующие отрасли и подотрасли национального хозяйства России: это промышленность в целом, а также угольная промышленность, нефтяная, газовая, лесная, легкая, пищевая, электронная, промышленность строительных материалов, электроэнергетика, металлургия, машиностроение и приборостроение, капитальное строительство, жилищно-коммунальный комплекс, транспорт, сельское хозяйство, торговля, связь, информационные технологии и др. Каждая из перечисленных отраслей и подотраслей национального хозяйства имеет свой объем государственного влияния. Это зависит от множества условий (значение для обороны страны и безопасности государства и обеспечения других публичных интересов, а также необходимость поддержания деятельности в сферах, не приносящих прибыль, и т.д.). Например, в 90-е гг. XX века было принято множество нормативных актов по государственному регулированию угольной промышленности.

Можно выделить направления (сферы) государственного регулирования предпринимательской деятельности соответственно видам рынков: товарный рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг и др.

К направлениям (сферам) государственного регулирования экономики относятся также определенные виды и субъекты хозяйственной деятельности.

Поскольку предпринимательская деятельность - это вид экономической (хозяйственной) деятельности, то одной из основных сфер государственного регулирования экономики является государственное регулирование предпринимательской деятельности. Государственное регулирование осуществляется и в отношении предпринимательской деятельности в целом, и в отношении отдельных ее видов, таких как: аудиторская деятельность, инновационная, оценочная, коммерческая, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность страховых организаций на рынке страховых услуг, банковская деятельность, рекламная, внешнеэкономическая, профессиональная инвестиционная деятельность и другие виды.

Состояние социальной сферы (труд, занятость, социальная защита, здравоохранение и т.д.) во многом предопределяется эффективностью государственного регулирования всех других сфер (направлений). Именно социальная сфера и составляет ядро публичных интересов, обеспечение которых, в свою очередь, является общей целью государственного регулирования экономики в целом.

Сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны называют объектами государственного регулирования экономики. Помимо секторальной, отраслевой и региональной структур хозяйства к основным объектам государственного регулирования экономики относят экономический цикл, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, подготовку и переподготовку кадров, окружающую среду, внешнеэкономические связи.[19,476.c.]

Сектор государственного регулирования экономики можно рассматривать в качестве определенной совокупности направлений (сфер), которые группируются в зависимости от степени достижения общей (основной) цели государственного регулирования экономики (обеспечения рационального хозяйствования, реализации и защиты публичных интересов). Группировка направлений (сфер) государственного регулирования экономики в секторы необходима для выявления общих подходов, определения тенденций и предпочтительных форм их государственного регулирования. При этом термин "сектор экономики" в таком понимании отличается семантически от внешне идентичного термина "сектор экономики", употребляемого в экономической литературе: "Сектор экономики - совокупность институциональных единиц-резидентов, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение".[20,842.c.] Речь идет здесь о таких секторах, как сектор нефинансовых корпораций (занятых производством), сектор финансовых корпораций, секторы государственных учреждений, домашних хозяйств.

Правовая регламентация предпринимательства в регионах, разделенных определенными границами между собой в едином экономическом пространстве, осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях. В теории предпринимательского права имеется обоснованная точка зрения о том, что нормы общего хозяйственного законодательства и специальные акты о социально-экономическом развитии соответствующих территорий могут быть выделены в самостоятельный блок - региональный. Ему присущ сквозной характер, охватывающий разные стороны и сферы экономики.[17,C.66]

В рамках хозяйственно-правовой концепции была разработана теоретическая конструкция регионального экономического (хозяйственного) права - важнейшего института хозяйственного публичного права, предметом которого являются общественные отношения в сфере хозяйственной деятельности субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных (региональных) унитарных предприятий и учреждений.

Во-первых, управление и регулирование стали более предпринимательско-правовыми категориями, нежели административными, во-вторых, проблема конкретизации содержания государственного управления, а также его соотношения с другим, родственным понятием государственного регулирования, связана с упорядочением правоприменительной деятельности. Юридическая суть регулирования состоит в создании правовых институтов, правовых надстроек, обеспечении правового поля для осуществления экономического регулирования. Государственное регулирование предпринимательской деятельности нужно рассматривать в совокупности этих аспектов.

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1 Формы государственного регулирования экономики и их виды

государственный регулирование экономика правовой

Известно, что в юридической литературе, как и в экономической, нет терминологического единства в отношении мер государственного регулирования экономики. Говорится о формах, способах, средствах, инструментах и т.п., хотя речь идет чаще всего об одном и том же и особого разграничения между названными терминами нет. Например, профессор Е.П. Губин пишет о средствах государственного регулирования рыночной экономики, к которым, в частности, относит прогнозирование и планирование, государственный сектор, прямые средства, например установление квот.[7,C.20]

В Законе о естественных монополиях, например, говорится о методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Хозяйственный кодекс Украины в ст. 12 к основным средствам воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования относит государственный заказ, лицензирование, квотирование, сертификацию и т.д.

Терминологическое обозначение мер государственного регулирования экономики не имеет принципиального значения, за исключением некоторого неудобства в изучении студентами курса предпринимательского (хозяйственного) права. Но представляется необходимым и принципиальным, помимо форм (средств, инструментов и т.п.), употребление термина "методы" применительно к государственному регулированию экономики и предпринимательской деятельности. Необходимо различать методы и формы такого регулирования и не ставить знак равенства между формами и методами.

С помощью форм государственного регулирования экономики достигаются цели государственного регулирования.

Таким образом, система форм государственного регулирования экономики должна быть системой осуществления целей такого регулирования. Важнейшим условием эффективности форм государственного регулирования экономики является их соответствие целям государственного регулирования. Формы государственного регулирования должны быть пригодными и достаточными для достижения целей.

Необходимо отграничивать цели от форм государственного регулирования экономики. Например, создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности отнесено Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений к формам и методам, используемым федеральными органами государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности. Здесь налицо смешение цели и формы государственного регулирования.

Представляется, что под формами государственного регулирования экономики следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на экономику.

Как и направления (сферы) государственного регулирования экономики, формы такого регулирования многообразны. В целом их можно подразделить соответственно мерам государственного регулирования экономики на экономические, правовые и организационные.

В юридической литературе, например, в работах по административному праву имеют место и другие подходы к классификации форм государственного регулирования экономики. Так, профессор Ю.А. Тихомиров, используя в качестве обобщающего термина "метод государственного регулирования", согласно этому предлагает рассматривать шесть групп методов государственного регулирования сферы предпринимательства. В первую группу включены методы общенормативного регулирования, во вторую - программно-установочные способы (например, целевые программы), в третью - легализующие средства (лицензирование, аккредитация, сертификация), в четвертую - способы нормативно-количественного измерения (стандарты, квоты, цены), в пятую - способы поддержания уровня деятельности и стимулирования (кредиты, дотации, льготы), в шестую - контрольно-учетные и "запретные" способы (учет, отчетность, проверки, санкции).[16,C.14]

Таким образом, профессор Ю.А. Тихомиров, по существу, охватывает большинство экономических, организационных и правовых форм государственного регулирования экономики.

Однако представляется, что основанное на отграничении от отраслевых методов государственного регулирования деление форм государственного регулирования экономики на экономические, правовые и организационные является достаточно удобным и адекватным хозяйственно-правовой концепции.

Экономические формы государственного регулирования экономики в условиях рыночного хозяйства должны занимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственного регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегии развития экономики в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также как меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулирования) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйственной деятельности. Экономической формой государственного регулирования экономики и является в первую очередь налоговое регулирование, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интересов. К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования экономики является прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Разумеется, что налоговое, валютное и таможенное регулирование невозможно осуществлять без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как мероприятия по контролю. Кроме того, Налоговый кодекс РФ, например, устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Вместе с тем главное предназначение налогового и валютного регулирования предпринимательской деятельности видится в применении экономических мер воздействия.

Так, налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером получаемого налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого за счет прибыли. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций.

Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные формы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, применяемые в пределах, установленных законами, компетентными государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов, установление квот.

Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности - это, по своей сути, одна из организационных форм государственного регулирования экономики.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой в той или иной мере осуществляется государственное регулирование финансовых рынков, причем повсеместно распространены организационные формы такого регулирования, в частности лицензирование. Законодательство в данной сфере регулирования отличается динамизмом.

Организационные формы государственного регулирования "виртуального" сектора экономики должны быть преобладающими. Так, большинство из перечисленных в ст. 38 Закона о рынке ценных бумаг основных форм государственного регулирования рынка ценных бумаг являются организационными. А что касается запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии, то здесь можно говорить о прямом применении метода обязательных предписаний.

Организационные формы государственного регулирования необходимо отличать от санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам - правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях. Например, приостановление операций по счетам предприятия и индивидуального предпринимателя за непредставление налоговой декларации (ст. 76 Налогового кодекса РФ) является не организационной формой государственного регулирования, а оперативно-хозяйственной санкцией вертикального порядка.[18,C.130.] Санкции (меры ответственности), применяемые к хозяйствующим субъектам - правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях, - это правовые формы государственного регулирования экономики.

Такая правовая форма государственного регулирования экономики, как договор, основывается на методе автономных решений (согласования). Другая правовая форма государственного регулирования - санкция, применяемая к хозяйствующему субъекту - правонарушителю в вертикальных хозяйственных отношениях, основывается на методе обязательных предписаний. Возможны и другие сочетания методов и форм государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

2.2 Организационные формы государственного регулирования

В Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, утвержденном Президентом РФ 31 июля 2008 г. N Пр-1568, предусмотрено принятие мер по установлению уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности для всех ее видов с определением исчерпывающего перечня видов деятельности, на которые такой порядок не распространяется. Данный аспект во многом предопределяет дальнейшие перспективы применения организационных форм государственного регулирования экономики.

Преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности определен в качестве одного из основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в ст. 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред. от 1 июля 2011 г.) (далее - Закон о государственном контроле 2008 года).

Согласно ст. 8 Закона о государственном контроле 2008 г., юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и оказание услуг в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем работ и услуг, в составе таких видов деятельности, как предоставление гостиничных и бытовых услуг, розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами), издательская и полиграфическая деятельность. Закон о государственном контроле 2008 г. содержит исчерпывающий перечень этих видов деятельности, который уже дополнялся.

Предъявление требований о получении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе установленных видов деятельности не допускается.

В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о соблюдении юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.

Следует, однако, отметить, что уведомительный порядок рассчитан во многом на добросовестность, сознательность и своего рода зрелость субъектов предпринимательской деятельности, с чем в нашей стране имеются некоторые проблемы.

2.3 Правовые формы государственного регулирования

Правовые формы государственного регулирования экономики так же, как и организационные и экономические, необходимы для достижения общей (главной) цели государственного регулирования экономики - обеспечения рационального хозяйствования в объективном смысле, реализации и защиты публичных интересов.

Как уже отмечалось, к числу собственно правовых форм государственного регулирования экономики относятся вертикальный предпринимательский (хозяйственный) договор и санкции, применяемые к хозяйствующим субъектам - правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях.

Хозяйственно-правовая концепция исходит из того, что хозяйственный договор (как юридический факт) - это соглашение сторон, направленное на установление, изменение или прекращение их хозяйственных прав и обязанностей как участников хозяйственных отношений. В рамках общего понятия хозяйственного договора выделяются хозяйственно-оперативные, хозяйственно-управленческие и внутрихозяйственные договоры, служащие основанием возникновения обязательств одноименных групп.[9,190.c.]

Одним из наиболее дискуссионных вопросов в российской административно-правовой науке является вопрос об административных договорах. При этом споры идут не только о понятии и признаках административного договора, но даже о праве такого договора на существование.

В обоснование существования административного договора чаще всего используется тезис о том, что социальное государство - это государство публичных служб, в котором гражданину оказываются многообразные услуги и в ряде случаев правовой результат может наступить только путем согласованных волеизъявлений государственного органа и гражданина.[9,190.c.]

Такой подход стоит достаточно далеко от государственного регулирования экономики. Тем более что и с самим понятием "государственная услуга" все обстоит не так однозначно.

В процессе государственного регулирования экономики используется именно вертикальный предпринимательский (хозяйственный) договор, связанный с осуществлением хозяйственной деятельности (или ее разновидности - предпринимательской деятельности) и направленный на обеспечение рационального хозяйствования, в объективном смысле.

Представляется, что нет никакой необходимости зацикливаться на том, что вертикальные договоры закрепляют формально-юридическое равенство их участников. Главное заключается не в этом, а в том, что вертикальный предпринимательский (хозяйственный) договор - предпринимательско-правовая (хозяйственно-правовая) форма регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Одной из сторон вертикального предпринимательского (хозяйственного) договора выступает хозяйствующий субъект, а другой - государство, субъект РФ или муниципальное образование. В качестве примеров вертикальных предпринимательских (хозяйственных) договоров можно назвать соглашение о ведении деятельности в особой экономической зоне, концессионное соглашение, государственный контракт.

Правовой формой регулирования внутрисистемных отношений является организационный договор, определяющий правовое положение интеграционных комплексов, нацеленных на объединение корпоративных субъектов. Данный договор используется для фиксирования согласованных условий, имеющих определяющее значение в регулировании прежде всего организационных отношений между участниками таких интеграционных образований. Такой договор, являясь элементом локальной правовой базы, в комплексе с нормами действующего законодательства следует рассматривать, по обоснованному мнению профессора Н.И. Михайлова, в качестве правового инструмента регулирования деятельности конкретного производственно-финансового комплекса.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Законом о техническом регулировании, маркируется знаком обращения на рынке. В соответствии со ст. 27 Закона о техническом регулировании данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данная сфера государственного контроля подпадает под действие Закона о государственном контроле.

Кроме выдачи предписаний об устранении нарушений требований технических регламентов, органы государственного контроля (надзора), в соответствии со ст. 34 Закона о техническом регулировании, в частности, вправе: направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию; требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия; привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

В соответствии с задачами в работе были охарактеризовано понятие формы государственного управления, изучены признаки правовой формы управления, рассмотрены виды форм государственного управления, а также рассмотрены методы управленческих действий.

Можно сделать вывод, что практическое значение форм управления заключается в том, что посредством использования их в управленческой практике осуществляются полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, создаются и обеспечиваются порядок управления, права и свободы граждан, законность совершения управленческих процедур, гласность и учет общественного мнения.

ГЛАВА 3. О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДХОДОВ К ВВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГУЛЯЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ

.1 Инструментарий государственного регулирования

Государство и создаваемые им органы, будучи инструментом реализации воли народа как единственного источника власти, призваны приумножать общественное благо и создавать максимально благоприятную для жизни среду. Предоставление общественных благ осуществляется государством не только непосредственно, но и путем создания наиболее благоприятных (в идеале) условий для производства этих благ частноправовыми субъектами.

К общественным благам в чистом виде исследователи относят законодательство и государственное управление.[11,C.179] Государственное управление в целом и государственное регулирование как один из основных видов его реализации являют собой использование юридических инструментов для реализации целей социально-экономической политики государства, повышения уровня общественного и частного благосостояния.

Инструментарием государственного регулирования всех сфер жизнедеятельности общества являются регуляции, которые представляют собой "нормативные модели или правила поведения экономических агентов, вводимые государством для того, чтобы достичь тех или иных целей государственной политики". Регуляции принято разделять на экономические, направленные на повышение эффективности использования ресурсов, и социальные. Социальные регуляции применяются в сферах охраны окружающей среды, охраны труда, защиты прав потребителей, защиты трудовых прав. Регуляции от других правовых институтов отличает исключительно целенаправленный характер их формирования, сравнительно короткий период появления результатов вводимых регуляций, а также довольно высокая коррупционная опасность использования данного инструментария. Как отмечает В.Л. Тамбовцев, регуляции всегда есть результаты более или менее последовательной и полной реализации процедур институционального проектирования.

Между тем далеко не всегда вводимые государством регуляции своим результатом имеют производство или создание условий для производства необходимого количества общественных благ. Причин тому может быть несколько: ограниченная рациональность всех участников политического процесса, отсутствие необходимых специальных познаний, в том числе относительно законов, по которым функционирует регулируемая сфера, трудности в изложении регуляций и их последующем понимании субъектами регулирования (можно назвать их трудностями перевода). Все это обусловливает порой существенные расхождения между заявляемыми целями и полученными результатами от введения регуляций.

При этом не следует забывать и о том, что результатом вышеописанного расхождения могут быть и преднамеренные действия политических и экономических агентов. Чиновники могут использовать новые регуляции для собственного обогащения и коррупционных проявлений, а недобросовестные политики - как средство борьбы с конкурентами или создания условий для необходимого уровня спроса на те или иные товары и услуги. В таком случае истинные цели введения и реализации тех или иных регуляций могут быть очень близки к достигнутым вредным для общества результатам, однако они ни при каких обстоятельствах не будут доведены до сведения общественности.

Основатель экономической теории регулирования Дж. Стиглер обосновывал идею о том, что регуляции разрабатываются, вводятся и применяются в первую очередь для предоставления выгод различным отраслям. Потребность экономических агентов в установлении таких правил игры, которые будут способствовать максимизации их прибыли, рождает спрос на регуляции. Помимо коррупционной заинтересованности недобросовестных чиновников и политиков интерес указанных лиц в установлении желанных для предпринимателей регуляций обусловлен и некоторыми гарантиями поддержки этого сегмента электората на следующих выборах в случае введения нужных для них регуляций.

Безусловно, введение таких регуляций способно принести широкомасштабный экономический эффект, включая и повышение уровня налоговых поступлений в бюджет. Однако не исключена и вполне вероятна ситуация, когда регуляции в экономике оказываются направленными не на компенсацию провалов рынка, а на "обеспечение перераспределения доходов в пользу отдельных отраслей в обмен на их финансовую и политическую поддержку".

Для своевременного распознавания таких скрытых "мин" на экономическом и правовом поле необходима разработка эффективного механизма предварительной проверки проектов нормативных актов как на предмет их коррупциогенности, так и на предмет их экономической эффективности. Применяемый в Российской Федерации Федеральный закон от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе правовых актов и проектов нормативных правовых актов" уже неоднократно доказал свою эффективность. Однако введение проверки нормативных актов и их проектов еще и на предмет экономической эффективности позволит сделать этот механизм полноценным и всеобъемлющим. При этом необходимо исследовать предпосылки и причины возникновения необходимости в тех или иных конкретных регуляциях, а также обосновывать посредством сравнительного анализа наиболее предпочтительные и эффективные типы правил. Наиболее эффективными регуляциями должны признаваться те, которые наиболее желательны для общества, а в качестве основного принципа должен признаваться принцип "эффективность vs справедливость". В данной связи ученые предлагают расширить эффективность до социальной эффективности.

В целях обеспечения предсказуемости административно-правового воздействия государства на экономику, его качественности и позитивности административно-правовая доктрина должна выработать новые комплексные инструменты регулирования - правовые режимы, обеспечивающие оптимальное соотношение эффективности государственной экономической политики и соблюдения общественного интереса. На этом пути, безусловно, возникнет масса препятствий, среди которых Д.С. Норт указывал на такую угрозу для введения социально-эффективных регуляций, как опасность для политиков задеть интересы сильных политических группировок. Он, в частности, отмечал: "Даже если правители захотят принимать законы, руководствуясь соображениями эффективности, интересы самосохранения будут диктовать им иной образ действий, поскольку эффективные нормы могут ущемить интересы сильных политических группировок".

В Австралии, например, при принятии решения о введении новой регуляции обязательным является сравнение методом "затраты - результат" всех возможных инструментов регулирования, которые предполагается ввести в сфере экономики. В США действует Закон об административной процедуре, согласно которому, в частности, неотъемлемым этапом в подготовке ведомственных положений (правил) является так называемое обращение к общественности. Согласно требованиям Закона планирующее ввести новые правила ведомство должно обратиться к общественности с предложением высказать свои замечания и предложения относительно сути вводимых правил.

Введение подобного механизма обсуждения общественностью нормативных актов до их принятия позволит повысить открытость, прозрачность административной деятельности. Именно этот фактор исследователи называют в качестве определяющего для становления системы эффективного политико-административного управления. Без него "любая система становится потенциальным источником коррупции, злоупотреблений, а реальная ответственность чиновников сводится к нулю".[3,C.20] В новой управленческой парадигме, построенной на принципах социальной эффективности, открытому характеру управленческой системы и развитию механизма обратной связи должна отводиться особая роль.

Введение экономического анализа и общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов будет способствовать и большей их исполняемости, поскольку то решение, которое принимается путем широкого обсуждения и учитывает предложения и возражения адресатов новых регуляций, трансформируется из решения только государственного органа в решение, принятое всеми сообща. Необходимо учитывать и психологические аспекты, ведь свое решение критиковать гораздо труднее, чем то правило, которое без обсуждения спущено сверху в народ. Как утверждал Ю. Эльстер, чтобы быть социальными, нормы должны разделяться другими людьми и в какой-то мере опираться на одобрение или неодобрение ими того или иного типа поведения.[4,230.c.]

Вводя новые регулирующие механизмы и вмешиваясь в свободное функционирование рынка, государство должно пронизывать содержание новых регуляций двумя целями: ликвидация существующих провалов рынка и наличие конкретной социальной цели. Основным постулатом для разработчиков проектов нормативных актов, устанавливающих новые регуляции в сфере экономики, должен стать тезис о том, что государственное регулирование должно быть не просто эффективным, но наиболее эффективным средством для достижения конкретной цели экономической политики.

.2 Причины необходимости государственного регулирования экономики

В разные времена участие государства в экономических процессах по-разному, в различной мере было прямым или косвенным. В настоящем практически все экономисты сходятся во мнении, что государство должно регулировать экономику, однако какими методами и в какой степени - дискуссия не закончена и по сей день, да и вряд ли закончится в ближайшее время. Очевидно, что после того, как сложилась устойчивая мировая структура самостоятельных государств, мировое экономическое пространство разделилось на сферы влияния супердержав, его поддержка, регулирование экономических процессов внутри страны стало абсолютно необходимым.

При этом усиление на определённом этапе влияния неоклассических подходов в управлении с ориентацией на саморегулирующие начала рынка совсем не означает понижения роли государства в экономических процессах. Просто регулирование становится более тонким, квалифицированным, основанным на предвидении и точном прогнозировании, планировании ситуации.

Более точно, среди причин необходимости государственного регулирования экономики называют следующие: невозможность успешного экономического развития без определённости её территориального пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в конечном итоге через потребление. А оно привязано к социальной среде, имеющей чёткую территориальную организацию.

Её определённость гарантируется и обеспечивается именно государством. Без надёжной вертикали исполнительной и законодательной власти, без единого экономического, информационного и правового пространства не может быть преуспевающей экономики, а рынок, как правило, не может самостоятельно обеспечить этих принципов.

Весомы функции государства и в отладке международных связей народного хозяйства, защите положения её субъектов на мировом рынке. Необходимость формирования и поддержания моральной, этической и психологической среды, являющейся носителем коренных целей, задач развития нации, долговременных интересов населения в целом. На определение их государством должен влиять менталитет общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры. Оно должно обеспечивать уважение этих целей бизнесом, т.к. подавление или игнорирование их может привести как к отдельным социальным протестам, так и к неприятию экономической формации в целом большинством населения.

Необходимость создания баланса экономических интересов в стране. Недопустимо подчинение государства узким экономико-политическим интересам отдельной социальной группы. Как правило (и это не раз подтверждено исторической практикой), такое положение вещей чревато возникновением социально взрывоопасной обстановки, когда государство сметается вместе с «элитой», но ещё раньше в самой «элите» начинается клановая война, что делает государство недееспособным.

Необходимость институционального определения целей экономики и государственной корректировки негативных проявлений, вызванных неодолимостью законов расширенного воспроизводства, означающего как поступательное развитие производительных сил общества, так и возникновение циклических диспропорций между фазами воспроизводства, между спросом и предложением.

Необходимость как стабильности, преемственности, так и динамичного развития институциональной среды (нормативной базы, институтов права, систем информации, консалтинга, профессиональной экспертизы, не политизированного и высокообразованного аппарата управления и контроля и т.д.).

Таким образом, можно сделать вывод, что существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной за-щиты и социального обеспечения. На преимущественно рыночных принципах должно работать и развиваться жилищно-коммунальное хозяйство. С повышением уровня жизни приоритетность бюджетного финансирования и поддержки будет меняться. Система отношений в отраслях социальной сферы еще в значительной степени носит социально-иждивенческий характер и вступает в противоречие с законами рыночной экономики. Реформирование социальной сферы должно обеспечить баланс между принципами экономической и социальной эффективности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве подведения итогов работы хотелось бы сделать следующие теоретические выводы.

. Государство участвует в экономических отношениях на равных началах с иными участниками - гражданами и юридическими лицами, т.е. выступает как публично-правовое образование, является субъектом экономических отношений, обладает гражданской правосубъектностью, которая реализуется через его органы. Наряду с этим государство обладает исключительными правами воздействия на экономические процессы. Сегодня такая деятельность государства является, в сущности, управлением в фундаментальном, организационно-техническом плане. Управляя экономикой государство выражает, прежде всего, свою общесоциальную сущность.

В более узком, прикладном плане, где используются совершенно конкретные, взвешенные и целенаправленные способы, методы, рычаги влияния на хозяйственные процессы, государственное воздействие направлено на выполнение тех задач, которые в прогнозном аспекте были поставлены государством. В рамках управления экономикой государство осуществляет регулирование предпринимательской деятельности.

.Важнейшую роль в регулировании предпринимательской деятельности выполняет право. Учитывая недостаточную стабильность экономической жизни государства, значение права возрастает. Во-первых, установление правил поведения хозяйствующих субъектов должно облекаться в форму правовой нормы. Установление всех ограничений должно происходить исключительно правовыми средствами. Во-вторых, для нормального функционирования регулируемой экономики, формирования полноценных механизмов хозяйствования жизненно важно установление правовых институтов, которые бы узаконили те отношения между субъектами, возникновение которых обусловлено природой рыночного хозяйствования. Другими словами необходимо создать правовое поле для этих процессов. В-третьих, объект государственного регулирования - это условия, процессы и отношения в сфере общественного производства, нормальное функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно либо не обеспечивает вообще. Нерегулируемый рынок не может обеспечить решение государством этих задач, поэтому объективную необходимость государственного регулирования надо считать имманентной сущностью цивилизованного государства. В этом проявляется охранительная функция права.

. При переходе от государственного командно-административного управления экономикой к рыночному на смену директивным методам пришли иные формы воздействия, роль государства изменяется. Оно теперь должно выступать координатором и посредником, регулирующим развитие рынка, устранять диспропорции, стимулировать, прогнозировать. В этом состоит суть регулирования как категории экономической науки. Юридическая суть регулирования состоит в создании правовых институтов, правовых надстроек, правового поля для осуществления экономического регулирования. Государственное регулирование экономики нужно рассматривать в совокупности этих двух аспектов.

. Регулирование следует считать особым, специфическим и комплексным элементом управления, осуществляемым в отношении всех субъектов хозяйствования с учетом их роли и места в системе хозяйственного механизма. Публично-правовые субъекты подвержены как управленческим, так и регулятивным методам воздействия, тогда как субъекты частно-правовой сферы - только регулятивным методам. Реализуя свои функции, государство воздействует на какую-либо группу общественных отношений. При этом применяются специфические формы, соответствующие объекту воздействия. Поскольку таких объектов множество, то надо говорить о достаточно значительном количестве и форм регулирования. Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности - это способ государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, задачей которого является реализация поставленных экономических целей для достижения положительных показателей экономико-социального развития и который осуществляется совокупностью форм регулирования, основанных на действующем законодательстве.

. Формы государственного регулирования по содержанию представляют собой реальные экономические процессы, инициатором которых в первую очередь выступает государство, которое может и должно используя их координировать, направлять, развивать позитивные тенденции в экономике. Таким образом, государственное регулирование, осуществляемое в указанных формах, имеет двойственную природу - юридическую и экономическую.

. Если государственное регулирование рассматривать как некий объект общенаучного анализа, философскую категорию, то можно заключить, что юридическая природа соответствует его форме, а экономическая природа - его содержанию. Форма и содержание, как известно, находятся в прямом взаимодействии, при этом содержание, обычно, играет доминирующую роль по отношению к форме. Но необходимо учитывать, что при регулировании социально-экономических отношений, степень соответствия формы содержанию наиболее востребована, важна, результативна. Следовательно, огромная, и даже определяющая роль принадлежит тому законодательному массиву, который регламентирует формы государственного регулирования. Сколь эффективно законодательство, столь эффективна и действенна экономика.

. Формы государственного регулирования представляют тактические методы и средства государственного воздействия. Их ценность состоит в том, что они не оказывают прямого и непосредственного влияния, но в то же время являются определяющими факторами экономической жизни всех хозяйствующих субъектов. Правильное, гибкое и своевременное применение государственного регулирования, адекватность его форм экономическим реалиям на определенном этапе дают широкое поле деятельности всем участникам хозяйственного оборота, что, несомненно, способствует развитию здоровых, рыночных отношений.

. Формы государственного регулирования разновекторны и автономны. Государство, в целом, обладает всеми средствами и возможностями для проведения конкретной формы регулирования по самостоятельному, целевому направлению в экономике. Тем не менее, такая ситуация наблюдается довольно редко и именно это является причиной нерезультативности. Государственное регулирование целесообразно осуществлять комплексно, воздействовать оптимальной совокупностью форм регулирования на соответствующий объект для достижения экономического эффекта. Тем более это относится к наиболее важным, глобальным направлениям государственного регулирования.

Прогнозирование и программное обеспечение предпринимательской деятельности в Российской Федерации базируются на положениях Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 года. Анализ его норм, а также состояние современной российской экономики позволяет сделать вывод, что возможности и потенциал государства в области планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности реализованы не в полной мере и не достаточны для эффективного развития экономики страны. В числе основных проблем можно выделить недостаточное использование экономического прогнозирования, фактически обособленная роль правительства в разработке прогнозов, отсутствие форм парламентского контроля и участия в разработке прогнозно-программных документов, не учтены возможности научного подхода к проблеме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //Российская газета, №7, 21.01.2009.C.26.

.Бацанова Н.А., Николин А.А. Государство платит и заказывает // ЭКО. 2008. N 10. С. 205 - 207.

.Белых В.С. О концептуальных подходах в правовом регулировании предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. 2010. N 4. С. 20.

.Веленто И.И., Елисеев В.С. Теория экономического права: Тексты лекций. Гродно: ГрГУ, 2009. 230.c.

.Гаджиев Г.А. Экономическая политика государства: оказывает ли Конституционный Суд воздействие на ее очертания? / Сравнительное конституционное обозрение. 2010. N 1. 290.c.

.Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2009. 178.c.

.Губин Е.П. Законодательство о предпринимательской деятельности: состояние и направления совершенствования // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2010. N 3. С. 20.

.Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М.: Инфотропик Медиа, 2010.190.c.

.Лаптева А.В. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов (по законодательству Российской Федерации и Украины): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 66.c.

.Мигин С. Властные полномочия и государственные услуги // Общество и экономика. 2009. N 8-9. С. 179

.Новая российская энциклопедия: В 12 т. / Ред. кол.: А.Д. Некипелов, В.И. Данилов-Данильян, В.М. Карев и др. М., 2009. Т. 1: Россия. 480.c.

.Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 1999.49.c.

.Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева и С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2009. 250.c.

.Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2009. 397.c.

.Тихомиров Ю.А. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и экономика. 2010. №5. С.14.

.Толстошеев В.В. Правовое регулирование региональной экономики // Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М., 2010. С. 66.

.Шишкин С.Н. Вопросы ответственности в предпринимательских отношениях // Развитие хозяйственного законодательства на современном этапе: Материалы Международной научной конференции 29 апреля 2004 г. М., 2004. С. 130.

.Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М. - НОРМА. - 2011. - 476.c.

.Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд. М.: Институт новой экономики, 2008. 842.c.

.Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 2009. 468.c.

Похожие работы на - Современные формы государственного регулирования экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!