Совершенствование организации рабочих мест

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,9 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование организации рабочих мест

Введение

Рабочее место является первичным звеном производственного процесса в создании материальных ценностей. Систему организации рабочего места с полным правом считают показателем организованности всего предприятия, так как она характеризует качество и слаженность работы всех служб предприятия.

Любое рабочее место на предприятии должно наилучшим образом отвечать своему назначению и обеспечивать при этом выполнение основных и вспомогательных работ с наименьшими затратами труда.

Недостаточная изученность проблем организации рабочих мест в современных условиях приводит к тому, что потребности предприятий в результатах использования человеческих ресурсов полностью не удовлетворяются, что снижает эффективность их работы.

В современных условиях высокоразвитого производства, оснащенного сложной техникой, необходим научный подход к организации труда на рабочих местах. Рационально организованное рабочее место обеспечивает условия труда, правильное построение трудового процесса, избавляет от лишних и неудобных движений, позволяет сократить затраты времени, улучшить использование оборудования, повысить качество выполняемой работы.

Целью данной работы является исследование организации рабочих мест.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·        определить основные аспекты организации рабочих мест;

·        проанализировать организацию рабочего места инженера по подготовке кадров на ОГУ «Авиалесоохрана»;

·        предложить мероприятия по совершенствованию организации рабочего места инженера по подготовке кадров.

Предмет исследования - Областное Государственное Учреждение «Авиалесоохрана».

Объект исследования - организация рабочего места инженера по подготовке кадров на Областное Государственное Учреждение «Авиалесоохрана».

Методологической основой исследования явились учебная и научная литература по проблемам организации труда персонала, материалы периодической печати.

При написании курсовой работы применялись следующее методы исследования: монографический, аналитический, сравнения и др.

1. Теоретические аспекты организации рабочих мест

.1 Сущность организации рабочих мест

рабочий место кадр

Рабочее место представляет собой закрепленную за отдельным рабочим или группой рабочих часть производственной площади, оснащенную необходимыми технологическим, вспомогательным, подъемно-транспортным оборудованием, технологической и организационной оснасткой, предназначенными для выполнения определенной части производственного процесса [2].

Рабочее место является первичным звеном производственно-технологической структуры предприятия, в которой осуществляется процесс производства, его обслуживание и управление. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель - производства предметов труда, оказание услуг либо технико-экономическое обеспечение и управление этими процессами. От того, как организованы рабочие места, во многом зависит эффективность использования самого труда, орудий и средств производства и, соответственно, производительность труда, себестоимость выпускаемой продукции, ее качество и многие другие экономические показатели функционирования предприятия.

Рабочее место состоит из следующих элементов:

1   производственной площади;

2   основного оборудования;

3   устройств для хранения материалов, заготовок, готовой продукции,

отходов и брака;

4   устройства для хранения инструментов, оснастки и приспособлений;

5   подъемно-транспортных устройств;

• приспособлений для безопасности и удобства работы [4]. стера цеха расфасовки 2 рис._

Каждое рабочее место имеет свои специфические особенности, связанные с особенностями организации производственного процесса, многообразием форм конкретного труда. Вид рабочего места определяется такими факторами, как тип производства, уровень разделения и кооперации труда, место выполнения работы, содержание труда, степень механизации и автомеханизации, число единиц оборудования на рабочем месте. Тип производства в свою очередь связан со специализацией рабочих мест и означает закрепление за каждым из них группы однородных работ (операций).

Состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда на предприятии. Кроме этого организация рабочего места непосредственно формирует обстановку, в которой постоянно находится работник на производстве, что влияет на его самочувствие, настроение, работоспособность и, в конечном итоге, на производительность труда.

Рабочее место, закрепленное за одним рабочим, называется индивидуальным рабочим местом; закрепленное за группой (бригадой) рабочих без закрепления за каждым из них индивидуальной рабочей зоны - групповым (бригадным) рабочим местом. По месту выполнения работы различают стационарные и передвижные рабочие места. Большинство рабочих мест в промышленности - стационарные, т.е. такие, у которых рабочая зона неизменна. Передвижные рабочие места, как правило, организуют для вспомогательных рабочих (например, наладчиков, ремонтников), которые в процессе работы перемещаются на производственной площади.

Организация рабочего места представляет собой материальную основу, обеспечивающую эффективное использование оборудования и рабочей силы. Главной ее целью является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда, обеспечивающих длительное сохранение работоспособности работников. Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются технические, организационные, экономические и эргономические требования.

Процессу труда работника, независимо от того, какие функции он выполняет, свойственны присущие ему закономерности, определяющие:

·        размещение работника в рабочей зоне;

·        положение рабочей зоны;

·        последовательность, количество и пространственную протяженность составляющих трудовой процесс трудовых движений;

·        последовательность вхождения человека в работу;

·        появление, наращивание и снижение утомляемости [1].

Рабочее место наряду с социально-экономической включает организационно-техническую и пространственную сторону. Задачи (работы), которые должны выполняться на том или ином рабочем месте, определены в количественном и качественном отношении в описании рабочего места [19].

Описание рабочего места - всесторонняя информация о требованиях, нагрузке и содержании работы на рабочем месте. Оно используется при подборе, отборе и найме персонала, при проведении аттестации рабочих мест и работников [18].

Таким образом, задачи организации труда в области организации рабочих мест направлены на достижение рационального сочетания вещественных элементов производственного процесса и человека, обеспечение на этой основе высокой производительности и благоприятных условий труда.

1.2 Основные элементы организации рабочих мест

Организация рабочего места - это система мероприятий по его оснащению средствами и предметами труда и размещению их в определенном порядке.

Ограниченную часть территории (или пространства), оснащенную необходимыми средствами производства (орудиями и предметами труда), на которой совершается трудовая деятельность работника или группы объединенных одним заданием работников, называют рабочим местом.

Состояние рабочих мест, их организация напрямую определяют уровень организации труда на предприятии. Кроме этого организация рабочего места непосредственно формирует обстановку, в которой постоянно находится работник на производстве, что влияет на его самочувствие, настроение, работоспособность и в конечном итоге на производительность труда.

Организация рабочего места заключается в соответствующем его оснащении и планировке.

Обслуживание рабочих мест является важной частью производственного процесса. Его цель - обеспечение средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления производства.

Оснащение рабочего места - первый и важнейший элемент их организации. В оснащение входит вся совокупность оборудования в соответствии со специализацией данного рабочего места, средств связи и сигнализации, а также вспомогательных предметов оснащения - рабочая мебель, светильники для общего и местного освещения, вентиляционные приборы, защитные приспособления [8].

Полное и комплектное оснащение рабочего места позволяет наилучшим образом организовать процесс труда. Для этого необходима рациональная планировка средств оснащения - размещение их на рабочем месте так, чтобы обеспечивалось удобство их обслуживания; свободный доступ к механизмам и их отдельным узлам, требующим регулирования и контроля, экономия движений и перемещений работника, удобная рабочая поза, хороший обзор рабочей зоны, безопасность труда, экономия производственной площади, наличие проходов, подъездов и проездов для транспортных средств, взаимосвязь со смежными рабочими местами и с местом бригадира, мастера, другого руководителя [14].

Конкретные виды оснащения, которые могут быть самыми разнообразными, должны соответствовать особенностям каждого рабочего места и обеспечивать рациональное использование рабочего времени, экономию физиологических усилий, безопасность труда, комфортность и эффективность работы.

В системе мероприятий по организации рабочего места существенную роль играет рациональная его планировка.

Под планировкой рабочего места понимается взаимное (в трехмерное измерении) пространственное расположение на отведенной производственной площади основного и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки и самого рабочего (или группы рабочих).

Рационализация планировка рабочего места обеспечивает удобную рабочую позу, возможность применения переводных приемов и методов труда, минимальные траектории движений рабочего, предметов труда, их количество, соблюдение строгой последовательности, при которой один элемент работы плавно переходит в другой. При этом расположение средств и предметов труда должно удовлетворять основным требованиям, нарушение которых ведет к непроизводительным затратам рабочего времени и энергии работника, преждевременному утомлению и снижению производительности труда, нерациональному использованию производственных площадей.

При проектировании планировки рабочих мест различают внешнюю и внутреннюю планировку. Под внешней планировкой понимается положение данного рабочего места относительно других рабочих мест [5].

Внутренняя планировка рабочего места означает размещение на его площади всех предметов оснащения, их рациональную компоновку по отношению друг к другу и к работнику [15].

Внутренняя планировка рабочего места должна обеспечить такое оперативное пространство, при котором рабочий может свободно выполнять необходимые трудовые приемы и действия, размещать материальные элементы производства и формировать рабочие зоны с учетом зон досягаемости при различных рабочих позах, как в горизонтальном, так и в вертикальной плоскостях. Пределы досягаемости и нормальные зоны движения рук рабочего в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также оптимальные габариты размеры рабочих мест для человека среднего роста, занятого выполнением различных работ, разработанные с учетом требований физиологии труда.

Совершенствование организации рабочих мест направлено на выявление и приведение в действие имеющихся резервов по эффективному использованию производственного потенциала путем проведения более глубокого анализа процессов производства, рассмотрения их состояния в разрезе рабочего места каждого работника, детального определения неиспользуемых возможностей технического, технологического, организационного, экономического и социального характера достигается периодической их аттестацией, то есть комплексной проверкой на соответствие техническим, экономическим, организационным и социальным требованиям, с последующей рационализацией, если того требуют материалы аттестации [7].

Обслуживание рабочих мест является важной частью производственного процесса и имеет своей целью обеспечение их средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления производства. Такое обслуживание включает:

·        своевременное доведение до рабочих производственного задания с соответствующей документацией;

·        бесперебойное снабжение рабочих мест материалами, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом и приспособлениями;

·        ремонтное обслуживание, наладочные и транспортные работы, контроль качества продукции, поддержание чистоты на рабочих местах.

Система обслуживания представляет собой комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и методам мер, определяющих сферу деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих по обеспечению основных рабочих материалами, инструментом, документацией и комплексом услуг и работ, необходимых для бесперебойного высокопроизводительного труда. Она должна соответствовать типу производства и характеру труда на рабочих местах основного производства, быть увязана со структурой производства и управления, обеспечивать комплексность обслуживания.

Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:

·        производственно-подготовительная - комплектование предметов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа;

·        инструментальная - обеспечение инструментом и приспособлениями;

·        наладочная - наладка, переналадка и подналадка оборудования и технологической оснастки. Первоначальная наладка заключается в установке, оснащении и регулировке нового оборудования; переналадка - в смене оснастки и регулировки оборудования при переходе к производству нового изделия; подналадка - в устранении появившихся в ходе выполнения производственного задания нарушений в работе оборудования и оснастки;

·        контрольная - контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры;

·        транспортно-складская - приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, доставка к рабочим местам предметов и средств труда;

·        поддержания в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования, включающая его профилактическое обслуживание и ремонт;

·        энергетическая - обеспечение рабочего места всеми видами энергии;

·        ремонтно-строительная - текущий ремонт производственных помещений, строительство мелких вспомогательных помещений, ремонт дорог и подъездных путей;

·        хозяйственно-бытовая - систематическая уборка производственных помещений и территорий, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание.

Все эти функции могут выполняться по различным системам - централизованной, децентрализованной и смешанной.

При централизованной системе обслуживание осуществляется едиными функциональными службами предприятия.

Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия).

При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие - децентрализовано.

Наибольшее распространение на предприятиях получила смешанная (комбинированная) система обслуживания, при которой часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть- децентрализовано.

На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип производства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако, во всех случаях, критерием выбора оптимальной системы обслуживания является минимум затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего.

Любому типу производства свойственны не только закономерные процессы, но и случайные отклонения от них. Поэтому каждую систему регламентированного обслуживания, предупреждающую большую часть возможных отклонений от нормального хода производственного процесса, но не исключающую их возникновения, должна дополнять другая система, быстро реагирующая на различные отклонения и устраняющая их.

Таким образом, речь идет о смешанной системе, при которой часть функций обслуживания производства осуществляется по заранее разработанному регламенту, а часть - по мере возникновения тех или иных отклонений от регламента. Оптимальное соотношение между объемами регламентированного и нерегламентированного обслуживания зависит от многих факторов. Необходимо оценивать преимущества и недостатки каждой системы и находить оптимальные в экономическом отношении решения [11].

В стандартах предприятия организация обслуживания каждого рабочего места представляется всеми четырьмя компонентами: видами, нормами, регламентами и персонификацией обслуживания [16].

Улучшению организации и обслуживания рабочих мест способствует аттестация рабочих мест, которая позволяет выявить рабочие места, не соответствующие производственным, техническим, организационным и нормативным требованиям, передовому опыту, принципам рациональной организации труда. Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, то есть находящиеся под прямым или косвенным контролем работодателя места, где работники должны находиться или куда им необходимо прибыть в связи с их работой [12].

Совершенствование организации обслуживания рабочих мест позволяет значительно повысить производительность труда, улучшить качество выпускаемой продукции, упорядочить работу внутрицеховых служб и вспомогательных рабочих [20].

1.3 Современные требования к организации рабочих мест персонала


Характеристики производственного процесса определяются применяемым оборудованием, предметами и продуктами труда, технологией, системой обслуживания рабочих мест. Производственная среда, прежде всего характеризуется санитарно-гигиеническими условиями труда (температура, шум, освещенность, запыленность, загазованность, вибрация и т. д.), безопасностью трудовой деятельности, режимом труда и отдыха, а также взаимоотношениями между сотрудниками предприятия [2].

В настоящее время практически все организации и фирмы имеют персональные компьютеры (ПК). Поэтому в этой главе будут рассмотрены требования к организации рабочих мест персонала, работающего с ПК.

Площадь на одно рабочее место с ПК для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 м2, а объем не менее 20,0 м3. Высота помещений (от пола до потолка) должна быть не менее 3,0 м.

Помещения с ПК должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией. Для повышения влажности воздуха следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой.

Помещения с ПК должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.

В помещениях с компьютерами должна ежедневно проводится влажная уборка. Поверхность пола выполняется ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, должна обладать антистатическими свойствами.

Средства связи следует располагать в пределах зоны досягаемости [15].

При размещении рабочих мест с компьютерами необходимо учитывать расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) - не менее 2 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

Экран видеомонитора должен находиться от глаз работника на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм.

Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии не менее чем 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы [3].

Каждый предмет на рабочем месте должен иметь свое постоянное место и фиксированную зону перемещения [7].

Продолжительность работы на ПК не должна превышать 6 часов в день.

Для обеспечения оптимальной работоспособности на протяжении рабочей смены устанавливается регламентированные перерывы. При 8-ми часовой рабочей смене при работе на компьютере регламентированные перерывы следует устанавливать через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый.

Помещения с ПК должны иметь естественное и искусственное освещение. Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ПК осуществляется системой общего равномерного освещения. Естественное освещение должно осуществляться через свето-проемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток и обеспечивать коэффициент естественной освещенности не ниже 1,5%. В производственных и административных помещениях в случаях преимущественной работы с документами применяют системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).

В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы. Люминесцентное освещение позволяет увеличить освещенность в 2-2,5 раза по сравнению с лампами накаливания при одинаковом расходе электроэнергии. При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250 Вт. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения.

При устройстве местного освещения лучше применять поворачивающиеся, передвижные лампы на гибком шланге или на специальных шарнирах; мягкий, не слепящий свет должен падать на рабочее место слева; мощность ламп рекомендуется не менее 50-70 Вт [15].

Свет не должен слепить глаза и не вызывать направленных на работника бликов. Крепление светильника должно предусматривать возможность его перемещения в соответствии с индивидуальными особенностями работника (например, для левшей).

Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхность экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк.

Освещенность рабочих помещений с дисплеями рекомендуется в пределах 300-500 лк. В поле зрения работающего с дисплеем не должны находиться окна и осветительные приборы. Светильники должны быть с рассеивателями, отражение на экране от источника света снимается установкой защитных экранов. Яркость свечения не должна быть меньше освещенности рабочей поверхности с документами, поскольку скачки яркости при смене полей зрения (с документа на экран и наоборот) должно быть минимальными [6].

Оконные проемы в помещениях с ПК должны быть оборудованы регулируемыми светозащитными устройствами типа: жалюзи, занавеси, внешние козырьки и др.

Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях с ПК необходимо проводить чистку стекол оконных рам и светильников по необходимости, но не реже двух раз в год и своевременную замену перегоревших ламп.

В тесной связи с установлением рациональной освещенности должно решаться цветооформление помещений, так как существует определенная зависимость между цветом и возникновением зрительного утомления.

При однообразной работе оправдана окраска стен помещения и мебели в яркие бодрящие тона, а при работе, требующей активного внимания, целесообразна более спокойная окраска в голубые, голубовато-зеленые цвета. В такие же тона рекомендуется окрашивать стены при любом характере деятельности в помещениях, окна которых выходят на солнечную сторону, и, наоборот, в более теплые тона (желтовато-бежевый, слоновой кости, светло-желтый) в комнатах, выходящих на север или северо-восток. В служебных помещениях центральных и северных районов потолки рекомендуется окрашивать в белый цвет, в южных - в светло-голубой.

Предельно допустимый уровень шума - 80 дБ, рекомендуемая температура для нормальных условий труда - 18-22°С, относительная влажность - 60-80 %, скорость движения воздуха - 0,5-1,5 м/сек, освещенность - 300 люкс на 1 м2 [17].

Важным элементом рабочего места является рабочая мебель. Рациональная ее конструкция способствует экономии движений, уменьшению напряжения организма, и, следовательно, снижению утомляемости и повышению работоспособности человека. Она должна учитывать положение исполнителя на рабочем месте, то есть рабочую позу, и нагрузки, которые работник испытывает в процессе труда.

Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680-800 мм, при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.

Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.

Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

При длительной работе в положении сидя должны использоваться стулья и кресла с обязательными элементами в виде спинок, подлокотников, при необходимости - подголовники.

Высота сиденья в оптимальном варианте должна быть регулируемой в пределах 350-500 мм от пола в зависимости от роста работника и высоты рабочей поверхности. Рекомендуемая ширина сидений рабочей мебели 330-400 мм, глубина 380-420 мм. Конструкция стула должна предусматривать упор для ног (подножку).

Для кратковременного пользования (5-10 мин.) рекомендуются жесткие стулья и табуретки.

Сиденья-опоры применяются, когда работник не имеет возможности присесть даже на короткое время, но может опереться на сиденье-опору, не- сколько сняв напряжение мышц.

Производительный труд в сфере управления может быть обеспечен за счет соблюдения простых правил организации рабочего места, планировки офисных помещений, создания комфортных условий труда и хорошего психологического климата.

2. Анализ организации рабочих мест на Областном Государственном Учреждение «Авиалесоохрана»

2.1 Организационно-экономическая характеристика Областного Государственного Учреждения «Авиалесоохрана»


В 2007 году в стране проводится административная реформа. Она коснулась и авиалесоохраны. Проводимая политика по расширению прав субъектов и муниципальных образований нашла свое отражение в новом Лесном кодексе, принятым в декабре 2006 года. Начиная с 2007 года полномочия по охране лесов, в полном объёме, переданы субъектам Российской Федерации. Базы авиационной охраны лесов - филиалы ФГУ "Авиалесоохрана" - ликвидированы. Вместо них в субъектах организованы государственные учреждения по авиационной охране лесов. В создавшихся условиях существенно изменилась место и роль службы авиалесоохраны. Субъекты разрабатывают свои варианты функционирования авиалесоохраны, но целостность некогда централизованной системы авиалесоохраны нарушена, что неизбежно скажется на результатах её работы.

июля 2007 года образовалась Областное государственное учреждение «Кировская база авиационной охраны лесов» подведомственное департаменту лесного хозяйства Кировской области.

По распоряжению № 268 от 22.06.2007 Правительства Кировской области, было создано Областное Государственное учреждение «Кировская база авиационной охраны лесов», которое находится в подчинении департамента лесного хозяйства по Кировской области в целях осуществления авиационных работ по охране и защите лесов, а так же для оказания санитарно-авиационных услуг.

Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, в том числе переданное ему из Казны Кировской области, учитываемое на его самостоятельном балансе, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права. ОГУ «Авиалесоохрана» имеет счета в органах казначейского управления и осуществляет свою деятельность на основании Устава в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ, указами, распоряжениями и другими нормативно-правовыми актами правительства Кировской области.

ОГУ «Кировская база авиационной охраны лесов» находится по адресу: г. Киров, Автотранспортный переулок, д.4.

Создание учреждения последовало за передачей от федерального центра региональным органам власти полномочий по обеспечению пожарной безопасности лесов и управлению лесными ресурсами.

Новое государственное учреждение было создано на основе существовавшего ранее кировского авиационного звена, входившего в состав ФГУ "Авиалесоохрана", обслуживавшей Кировскую область. Основными целями деятельности ОГУ «Авиалесоохрана» является оперативное принятие решений по организации авиалесоохранных работ и тушению лесных пожаров на землях лесного фонда (лесов) расположенных на территории Кировской области. Авиация в Кировской области всегда играла важную роль в охране лесов, так как обнаружение лесных пожаров на всей территории области производится посредством авиапатрулирования, а тушение огня на 47% площади возможно лишь авиационными силами.

ОГУ "Авиалесоохрана" организует и проводит:

·        авиационную охрану лесов от пожаров, профилактику, обнаружение и тушение лесных пожаров с применением специализированных сил и технических средств на всей охраняемой площади;

·        разработку и внедрение в производство новых технических средств пожаротушения, передовых технологий;

·        распространение передового опыта;

·        организует систему радиосвязи и техническое руководство работы всех средств связи Рослесхоза, метеорологическое обеспечение для оперативного управления подразделениями авиационной охраны лесов, передачу информации о лесных пожарах;

·        участвует в мониторинге лесных площадей;

·        проводит первоочередные аварийно-спасательные работы.

На основании распоряжения создании ОГУ «Авиалесоохрана» Департамент лесного хозяйства выступает учредителем (главным распорядителем) и в соответствии с наделенными полномочиями осуществляет финансирование в пределах субвенций, выделяемых из федерального бюджета. Органом и высшим должностным лицом ОГУ является единоличный руководитель - начальник авиабазы, назначенный по приказу №88 от 25.06.07 вышестоящим органом исполнительной власти.

Общая численность работников авиабазы на 01.01.2010 г. составляет 28 человек. В своём составе база имеет таких специалистов как: радиооператоры, водители, административно-управленческий персонал, служба Авиа ГСМ. Командно - летным составом летного подразделения Кировской авиабазы проводится целенаправленная работа для поддержания уровня профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения своевременных и правильных действий при тушении лесных пожаров работниками ПДПС, членами экипажей в сложных условиях, и действий в особых случаях полета.

При необходимости работники ПДПС участвуют в тушении лесных пожаров в других регионах России, подготовленные по программе "Hot-Shot crew". Авиабаза проводит полёты по авиационной охране лесов арендованными воздушными судами по всей Кировской области.

В последнее время в Авиалесоохране активно применяются космические методы контроля пожарной обстановки в лесах. С помощью спутниковых технологий ведётся контроль и обработка информации о лесных пожарах.

К основным лесоавиационным работам относятся:

·        авиационная охрана (патрулирование) лесов от пожаров и тушение их с применением авиации;

·        аэрофотосъемка лесов;

·        аэротаксация лесов;

·        лесопатологическое обследование;

·        фенологические наблюдения;

·        авиахимические работы по борьбе с вредителями лесов, нежелательной древесно-кустарниковой растительностью;

·        аэросев леса;

·        авиаобслуживание лесной промышленности, лесозаготовок и лесосплава.

Лесоавиационные работы выполняются на самолетах и вертолетах с соблюдением требований Воздушного кодекса РФ, Федеральных правил использования воздушного пространства РФ и других документов, регламентирующих летную работу и эксплуатацию авиационных средств, а также в соответствии со специальными инструкциями лесных ведомств.

На охраняемой территории лесного хозяйства авиабаза имеет четыре структурных подразделения:

. Аппарат авиабазы;

. Кировское авиаотделение;

. Котельничское авиаотделение;

. Кирсинское авиаотделение;

. Пинюгская авиагруппа.

Авиабаза обслуживает территорию департамента лесного хозяйства по Кировской области площадью в 7 744,6 тыс.га.

Основными целями Учреждения являются:

·        осуществление авиационной охраны лесов, находящихся на территории Кировской области;

·        формирование общественного сознания и гражданской позиции населения в области пожарной безопасности, привлечение граждан к предупреждению и тушению пожаров;

·        объединение граждан для участия в решении задач в области пожарной безопасности;

Для реализации поставленных целей Учреждение решает следующие задачи:

·        организация и осуществление авиационной и наземной охраны и защиты лесов от пожаров, вредителей и болезней леса с использованием ведомственных и арендованных воздушных судов, специализированных сил и технических средств на территории Кировской области;

·        проведение аэрофотосъемочных работ;

· организация работы, технического обслуживания, ремонта воздушных судов, находящихся в оперативном управлении;

·        содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов и хозяйственных объектов;

·        проведение организационно-массовой деятельности, мероприятий, направленных на предупреждение и тушение пожаров, защиту от пожаров жизни и здоровья людей;

·        осуществление контроля за противопожарным и санитарным состоянием лесов;

·        участие в создании и обеспечении деятельности пожарной охраны и общественных объединений, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности;

·        развитие международного сотрудничества в области пожарной безопасности;

·        выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

·        осуществление других видов деятельности, не запрещенных законодательством, а также выполнение иной, не запрещенной законом деятельности.

Предприятие осуществляет учет результатов работы, контроль за производственно-хозяйственной деятельностью, ведет оперативную бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Сведения выполнение плана и о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятие предоставляет главному распорядителю в срок не позднее 30 дней после окончания квартала.

Проверка хозяйственной деятельности предприятия осуществляется контрольно-ревизионными органами Министерства РФ, и другими государственными органами в пределах их компетенции.

Начальнику авиабазы подчинены главные специалисты: заместитель по летной службе, главный бухгалтер, экономист, а также инженер по подготовке кадров. В подчинении начальника организации находятся старшие инструктора, инженер-программист. Таким образом, в линейном подчинении директора находится 9 человек. С одной стороны, здесь наблюдается принцип единоначалия, единство и четкость распорядительства, высокая ответственность начальника за результаты деятельности организации, с другой стороны, на руководителя возложена большая нагрузка в решении повседневных текущих задач, ослабляется контроль за подчиненными. Организационная структура представлена в приложении 1.

Планово-экономический отдел разрабатывает комплексные долгосрочные и текущие планы, определяет экономическую эффективность использования бюджета учреждения, организует анализ всей хозяйственной деятельности, разрабатывает порядок нормирования труда персонала и осуществляет его, разрабатывает систему и уровень оплаты труда.

Бухгалтерия учитывает поступление и расходование материальных и финансовых ресурсов в организации, готовит отчеты о деятельности учреждения и предоставляет их руководителям, а также государственным и федеральным органам.

Отдел кадров проводит наем и увольнение работников, регулирует явки работников, контролирует соблюдение режима рабочего дня и трудовой дисциплины, осуществляет обучение кадров, проводит инструктаж по технике и пожарной безопасности сотрудников, следит за соблюдением законодательства о труде.

Проводится периодически оценка деятельности работников управления - аттестация. В организации создаются аттестационные комиссии. Результаты аттестации, как правило, проявляются в одобрении аттестуемых лиц.

Постоянно происходит повышение квалификации кадров управления. Специалисты, во главе с руководителем, по мере необходимости направляются на учебу, посещают разные семинары.

Мотивация и стимулирование труда работников управления зависит также и от результатов деятельности всей организации.

Уровень должностных окладов в организации недостаточно высок, но при этом премирование управленческих работников за хорошие результаты деятельности учреждения может достигать 100%.

С 01.01.2009 г. в учреждении вводится новая система оплаты труда, в отличие от единой тарифной сетки, отраслевая система оплаты труда включает в себя оклады по квалификационным уровням, а также:

Стимулирующие надбавки:

·        за высшее образование;

·        за повышение квалификации;

·        за классность;

·        за сложность работы;

·        за выслугу лет и т.д.

Компенсационные надбавки:

·        за работу в ночное время и выходные дни;

·        за совмещение должностей;

·        районный коэффициент и т.д.

Летному составу и работникам ПДПС устанавливаются выплаты за налет часов, и прыжки с парашютом и спуски со спусковым устройством.

Новая система оплаты труда позволяет мотивировать работников на более качественное выполнение своих должностных обязанностей.

В целом, в коллективе работников управления царит хороший морально-психологический климат, практически отсутствует текучесть кадров.

Достаточная обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеет большое значение для эффективного функционирования предприятия.

Рассмотрим среднесписочную численность ОГУ «Авиалесоохрана» (таблица 1).

Таблица 1 - Среднесписочная численность работников ОГУ «Авиалесоохрана»

Показатели:

На 2008 год

На 2009 год

На 01.12.2010 года


человек

человек

человек

Среднесписочная численность работников, всего

28

29

28


Среднегодовая численность работников в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 1 человека.

Рассмотрев численный состав работников можно рассмотреть структуру личного состава авиабазы (таблица 2).

Таблица 2 - Структура личного состава авиабазы

№ п/п

Категории работников

Фактическая численность по состоянию на:


01.01.08г

01.01.09 г

01.01.10 г

1

АУП

0

4

5

2

Летчики-наблюдатели

6

4

4

3

Работники парашютно-пожарных команд

13

12

11

4

Работники десантно-пожарных команд

1

1

1

5

Радиооператоры и диспетчеры

4

3

3

6

Водители

1

1

1

7

Прочие должности

0

6

3


Итого штатная численность:

25

31

28


Как видно из таблицы 2 за три года увеличился численный персонал авиабазы, но он увеличился за счет того, что ОГУ «Авиалесоохрана» стала обособленным подразделением, в отличие от 2007 года, когда Кировское авиазвено было филиалом ФГУ «Авиалесоохрана».

Рассмотрев численность персонала ОГУ «Авиалесоохрана», можно проанализировать его по уровню образования. Увеличилась численность работников с высшим и неоконченным высшим образованием. Большое количество работников со средним специальным образованием, можно объяснить спецификой работы данного учреждения. В ОГУ «Авиалесоохрана» преобладающее большинство сотрудников относятся к парашютной и десантно-пожарной службе, а для выполнения их обязанностей, не требуется высшее образование, но в то же время им для выполнения своих обязанностей важно иметь специальную подготовку, они должны знать технику выполнения лесопожарных работ, и технику прыжков с парашютом и спусков.

Также можно рассмотреть общий стаж работы сотрудников и в структуре «Авиалесоохрана» по состоянию на 01.01.2010 г. достаточно большое количество работников имеет большой стаж в «Авилесоохране». Многие пришли работать в систему «Авиалесоохрана» не имея стажа, и работают здесь до настоящего времени.

Рассмотрим половозрастной состав сотрудников ОГУ «Авиалесоохрана», в ОГУ «Авиалесоохрана» большинство работников мужчин в возрасте от 50 лет, а также в возрасте от 26 до 35 лет и 41 до 45 лет. А у женщин же преобладают возраст от 20 до 25 и 36 до 40 лет.

2.2 Анализ организации рабочих мест на Областном Государственном Учреждение «Авиалесоохрана»

На данном предприятии имеется 11 рабочих мест. Организацию и обслуживание рабочих мест осуществляет инженер по охране труда. Не все рабочие места соответствуют требованиям, в основном эти недостатки проявляются в нехватке оснащенности рабочего, не в каждом кабинете есть нужная оргтехника, и своевременное обслуживание, так как на предприятии нет своего системного организатора и при поломке компьютеров, происходят простои.

На предприятии аттестация рабочих мест проводилась последний раз в 2008 г. По плану она должна, проводится каждый год, и это серьезное нарушение [13].

Рассмотрим организацию рабочего места на примере инженера по подготовке кадров сотрудника отдела кадров. Кабинет отдела кадров имеет естественное и искусственное освещение и расположен на втором этаже.

Площадь кабинета составляет 18 м2, где работает три сотрудника, что является нормой для данного количества рабочих мест с персональными компьютерами.

В отделе находится три шкафа с нормативно-технической документацией. У каждого работника свой рабочий стол и компьютер. Большое количество зеленых насаждений. Это положительно влияет на моральное состояние персонала.

Работа сотрудников отдела кадров связана с документацией, поэтому сотруднику необходимо, прежде всего, внимание, спокойствие и быстрота. От этого зависит скорость и качество выпускаемой продукции. Работники практически не покидают рабочего места, и в связи с внедрением комплекса информационных систем большая часть рабочего времени сотрудник проводит за компьютером - все это влияет на быструю утомляемость.

Рассмотрим рабочее место инженера по подготовке кадров его должностные обязанности, принципы работы, условия в которых он работает.

Основными обязанностями инженера по подготовке кадров являются:

·        организация профессионального обучения рабочих и повышение квалификации руководящих работников и специалистов;

·        разработка проектов перспективных и текущих планов подготовки кадров, повышения квалификации и мастерства, работающих с необходимыми обоснованиями и расчетами;

·        организация лекций и докладов, проведение семинаров и консультаций в целях повышения уровня профессиональной подготовки наставников, преподавателей и инструкторов;

·        принимает участие в организации работы квалификационных комиссий и учебно-методического совета предприятия по профессиональному обучению рабочих на производстве, реализации их решений, разработке мер, способствующих росту производительности труда за счет повышения квалификации и мастерства работников;

·        постоянное совершенствование формы и методы профессионального обучения и повышения квалификации кадров на производстве, обобщение и распространение передового опыта в этой области;

·        анализ качественных показателей результатов обучения и его эффективность (изменение профессионально - квалификационного и должностного состава рабочих и служащих, рост производительности труда, заработной платы и т.д.), ведение установленной отчетности.

В системе мероприятий по организации рабочего места существенное значение имеет его рациональная планировка. Правильная планировка рабочего места позволяет устранить лишние трудовые движения и непроизводительные затраты энергии рабочего, эффективно использовать производственную площадь при обеспечении безопасных условий труда.

Обратим теперь внимание на планировку рабочего места инженера по подготовке кадров. Рабочее место выглядит следующим образом.

Высота помещений от пола до потолка равна 3,5 м, а площадь на одно рабочее место составляет 6 м2. Это соответствует нормальной организации рабочего места, так как по нормам площадь на одно рабочее место с ПК для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 м2, а высота помещений (от пола до потолка) должна быть не менее 3,0 м.

Поверхность пола ровная, покрытая линолеумом. Это оптимальное покрытие для таких помещений. Так как линолеум нескользкий и обладает антистатическими свойствами.

Окно не находится в поле зрения работника, находящегося на рабочем месте, оно расположено справа. Поэтому днем солнце не мешает при работе в кабинете.

Чтобы избежать неблагоприятного воздействия лучистого тепла от приборов отопления, стол расположен на достаточном расстоянии.

При такой планировке обеспечиваются наименьшие затраты рабочего времени на выполнение работ, которые закреплены за работником, минимизируются физиологические усилия и нервно-психическая напряженность работника, предоставлен хороший обзор в активной рабочей зоне, созданы благоприятные условия труда.

Оснащение рабочего места представляет собой совокупность расположенных в пределах рабочего места основного технологического и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки, инструмента, технической документации, средств связи и сигнализации, средств охраны труда. Набор этих средств зависит от технологического назначения рабочего места, уровня его специализации, системы обслуживания рабочих мест.

Работа инженера по подготовке кадров требует хорошего освещения данного технологического участка. На его рабочем месте применяется комбинированное освещение, т.е. сочетание общего и местного освещения. Этот тип освещения применяется в темное время суток, а в светлое время - естественное, оно наиболее благоприятно для работника. Для местного освещения мощность ламп не должна превышать 75 Вт.

Срок эксплуатации некоторых ламп подходит к концу, поэтому они светятся оранжевый цветом. Однако такие лампы на предприятии не меняют до полного их перегорания. Это снижает уровень освещенности кабинета до 250 лк, что дает дополнительную нагрузку на зрение сотрудников. Так как нормальным освещением рабочего помещения с ПК является 300-500 лк, то это отрицательно влияет на работу и здоровье персонала.

На окнах висят жалюзи, которые спасают от ярких солнечных лучей летом. На стенах наклеены обои спокойного светлого цвета, которые не отвлекают от работы.

Кабинет оборудован системами отопления и приточно-вытяжной вентиляцией, что является необходимостью в помещениях с работой на компьютерах. Однако также в помещении с ПК должны находиться аптечка первой помощи и углекислотный огнетушитель, чего в данном кабинетах нет.

Температура воздуха в теплый период времени составляет 21-26оС, относительная влажность - около 40%. В связи с тем, что в помещениях нет кондиционеров и увлажнителей воздуха, то в некоторые дни бывает очень душно и сухо. Что неблагоприятно отражается на работе менеджеров. В холодный период времени температура воздуха составляет 14-18оС, так как в оконных рамах имеются небольшие щели. Поэтому в это время сотрудники вынуждены пользоваться обогревателями, что приводит к дополнительным расходам электроэнергии. Рекомендуемой температурой для нормальных условий труда является 18-22 оС, а относительной влажностью - 60-80%. Из данных видно, что летом температура превышает норму, а зимой, наоборот, ниже нормы, а также относительная влажность ниже нормального уровня. Все это неблагоприятно сказывается на работе и самочувствии работников.

Выбор средств связи и сигнализации определяется спецификой рабочего места. В качестве средств связи используются телефоны, компьютеры.

Рабочая мебель:

·   стол - рабочая поверхность стола деревянная, твердая, гладкая. На поверхности стола и внутри его нет ничего лишнего, а средства труда, канцелярские принадлежности, документация имеют строго определенное место. Для канцелярских принадлежностей предназначены специальные лотки. Размеры ящиков и полок в столе соответствуют размерах бумаг и папок. Высота стола составляет 730 мм, ширина - 1200 мм, глубина - 700 мм, что является нормой. На столе установлены: настольная лампа, компьютер, из стола выдвигается панель с клавиатурой;

·   Стул со спинкой, жесткий, нерегулируемый, что не очень удобно при длительной сидячей позе. На таких стульях работник быстрее устает и тем самым снижается его работоспособность. Чтобы этого избежать необходимо, использовать стулья с обязательными элементами в виде спинок, подлокотников с регулируемой высотой сиденья.

· стеллажи с раздвигающимися дверьми для хранения документов;

·        сейф;

· шкаф для документов открытый, чтобы можно взять быстро необходимые документы. В нем хранятся наиболее часто используемые документы. Папки стоят подписанные.

На письменном столе кабинета стоит компьютер. Компьютер оснащен объемным монитором с плоским экраном. Монитор имеет частоту мерцания экрана 75 МГц, однако этого не достаточно для нормальной работы, так как при непрерывной работе за ПК свыше 10 минут устают глаза. Минимальной частотой мерцания монитора для нормальной работы за ПК является 85 МГц, при этом необходимо делать перерывы в работе через каждые 1,5-2 часа по 15-20 минут. Исходя из норм следует, что установленные мониторы с более низкой частотой не рекомендуется использовать.

Системный блок создает повышенный шум за счет имеющегося у него дешевых вентиляторов. Это отвлекает инженера от работы и способствует повышенной утомляемости.

В целом оснащение рабочего места можно считать хорошим, однако в кабинете нет копировальной техники, в результате для копирования документов приходится выходить в бухгалтерию.

Обслуживание рабочих мест является важной частью производственного процесса и имеет своей целью обеспечение их средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления производства.

В организации обслуживания существует смешанная система организации обслуживания обслуживание рабочего места.

В обслуживание рабочего места инженера по подготовке кадров входит:

·        уборка помещения, выполняется вечером уборщицей;

·        проверка приборов освещения выполняется электриком, работающим по совместительству, по вызову;

·        обеспечение необходимыми канцелярскими принадлежностями (клеем, скрепками, кнопками и т.п.), бумагой осуществляется кладовщиком фирмы раз в месяц.

·        поддержание надлежащего эксплуатационного состояния и необходимый технический уход средствами оргтехники обеспечивает сам работник (обеспыливание, заказ расходных материалов, поддержание работоспособности). Постоянной организации выполняющей обслуживание оргтехники на ОГУ «Авиалесоохрана» нет, поэтому качество обслуживания техники находится на низком уровне.

·        обеспечение нормальных условий труда (освещение, температура и т.п.) в рабочем помещении и на его рабочем месте входит в обязанности инженера по охране труда.

Влажная уборка помещения проводится 2 раза в неделю, хотя по нормам должна проводиться ежедневно. Это отрицательно сказывается на влажности воздуха и чистоте помещения, что напрямую связано с самочувствием персонала.

В связи с тем, что в помещении, где работает инженер по подготовке кадров не совсем благоприятные климатические условия труда, то это приводит к повышению уровня заболеваемости и потери времени.

Мероприятия по совершенствованию организации рабочих мест позволят снизить уровень заболеваемости и потери времени.

Анализируя и изучая основные аспекты деятельности инженера по подготовке кадров, можно сделать вывод о том, что здесь нельзя четко провести границу между отдельными элементами и определить время на их выполнение. Эта работа специфическая, поэтому невозможно точно подсчитать затраты времени на каждый элемент и операцию в отдельности. Более четко можно определить нормативы на конкретный вид затрат рабочего времени, то есть определить затраты отдельно на подготовительно-заключительную работу, отдельно на основную, и по полученным данным произвести расчет показателей эффективности использования рабочего времени (таблица 3).

Таблица 3 - Фактический и нормативный баланс рабочего времени

Индекс

Наименование затрат рабочего времени

Фактические затраты

Нормативные затраты

Затраты, подлежащие увеличению / уменьшению



мин.

% к итогу

мин.

% к итогу


ПЗ

Подготовительно-заключительное время

30

6,2

30

6,2

-

ОП

Оперативное время

400

83,4

430

89,6

+ 35 мин.

ОТЛ

Перерывы на отдых и личные потребности

20

4,2

20

4,2

- 5 мин.

НТД

Нарушение трудовой дисциплины

30

6,2

-

-

- 30 мин.


ИТОГО

480

100

480

100

-




Коэффициент использования рабочего времени (Ки.р.в) рассчитывается по формуле:

Ки.р.в = (30+400+20)/480*100 = 93,8 %

Следовательно, рабочее время данным исполнителем используется на 93,8%. Это высокий показатель.

За счет совершенствования организации рабочих мест и улучшения трудовой дисциплины коэффициент использования рабочего времени можно увеличить до 100%.

Также, за счет устранения потерь, зависящих от рабочего, можно повысить производительность труда (П):

П = (Тнтд / Тсм) * 100 (2)

П = (30/480)*100 = 6,2%

Следовательно, за счет улучшения трудовой дисциплины производительность труда повысится на 6,2%.

После проведения анализа организации рабочего места инженера по подготовке кадров, и выявив их недостатки необходимо рассмотреть мероприятия по совершенствованию рабочего места.

3. Совершенствование организации рабочих мест на Областном Государственном Учреждение «Авиалесоохрана»

.1 Мероприятия по совершенствованию организации рабочего места на Областном Государственном Учреждение «Авиалесоохрана»

В результате проведенного анализа были выявлены некоторые моменты, мешающие эффективной организации работы инженера по подготовке кадров.

Для улучшения условий труда и повышения работоспособности инженера по подготовке кадров необходимо следующее:

1.       установить в кабинете с ПК огнетушитель и аптечку;

2.      заменять лампы, горящие оранжевым цветом на новые. Это позволит снизить нагрузку на зрение и повысить уровень освещенности помещения;

3.      установить на рабочем столе инженера светильник с возможностью его перемещения в соответствии с индивидуальными особенностями работника. Это позволит облегчить работу с документами;

.        проводить в помещениях ежедневную влажную уборку;

.        заделать щели в оконных рамах для сохранения тепла в кабинетах и сокращения расхода электроэнергии;

.        заменить старые ПК на новые с ЖК монитором. Это снизит нагрузку на зрение человека, уменьшит его утомляемость, а также поможет избавиться от шума вентиляторов;

.        приобрести принтер для экономии рабочего времени;

.        заменить обычные жесткие нерегулируемые стулья со спинкой на подъемно-поворотные и регулируемые по высоте и углам наклона сиденья и спинки стулья. Это поможет снизить утомляемость менеджеров.

3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий

Улучшение организации рабочего места инженера по подготовке кадров в результате оснащения его необходимой организационно-технологической оснасткой, средствами связи создает возможность для снижения трудоемкости операций и более экономного расходования фонда рабочего времени.

При расчете экономической эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию рабочего места взяты данные по потерям рабочего времени, которые составили 150 мин. в неделю или 30 минут в смену.

Расчет экономии по фонду заработной платы

. Потери времени одним рабочим в смену, %

 (3)

где S- потери времени рабочим в смену, мин.;

Тсм- продолжительность смены, мин.;

Б1 = 30/480*100 = 6,3 %

.Условное высвобождение численности, человек:

 (4)

где Б1 и Б2 - потери рабочего времени до и после внедрения проекта;

Ч1- среднесписочная численность рабочих до внедрения проекта, человек;

Эч = (6,3 - 0 / 100 - 0) *28 = 1,75

. Прирост производительности труда, %

 (5)

П = (1,75*100) / (28-1,75) = 6,7%

. Годовая экономия заработной платы, тысяч рублей:

Э1 = Эч*Зср (6)

где Эч- условное высвобождение численности, человек;

Зср- среднегодовая заработная плата одного рабочего, тыс. руб;

Если среднегодовая заработная плата одного рабочего

Зср = 10452,1*12 = 105,36

Э =1,75 *105,36 = 184,4

Таблица - 4 Единовременные затраты на мероприятия по улучшению организации рабочих мест и их обслуживанию

Наименование

Кол-во

Затраты на един.,руб.

Ст. всего в руб.

Покупка компьютера

1

29 500

29 500

Покупка дополнительной оргтехники: принтер

1

2 100

2 100

Стул

1

1 600

1 600

Светильник

1

500

500

Аптечка

1

920

920

Итого


34620

34620


. Годовой экономический эффект

Эгод =Э-Е*З (7)

где Е - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (0,2)

З - единовременные затраты, тыс. руб.;

Эгод = 184,4-0,2*34,62= 177,46

Внедрения данного мероприятия экономически целесообразно.

. Рассчитаем коэффициент экономической эффективности:

Е = Э/З (8)

Е = 184,4/34,62 = 5,3

Таким образом, видно, что данное мероприятие будет экономически эффективным.

Заключение


Важность правильной организации рабочего места сотрудника объясняется тем, что на нем человек проводит треть своей сознательной жизни. Поэтому стоит подумать о планировке, дизайне, мебели и оборудовании рабочего места, так как это влияет на производительность труда, наше настроение и здоровье. Дадим опорные определения. Процесс труда всегда представляет собой совокупность определенных действий работника на рабочем месте. Производительность труда прямо пропорционально зависит от организации рабочих мест.

Рабочее место - пространственная зона, оснащенная техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность работников, совместно выполняющих работу или операции.

Организация рабочего места - совокупность мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке [18].

Очень важно рационально, точно организовать рабочее место, гармонично увязать все элементы организации, то есть планировку, оснащение, обслуживание и конечно предоставить работнику благоприятные и комфортные условия для эффективного осуществления трудового процесса с максимально высокой производительностью.

Рабочее место должно быть в максимальной степени приспособлено для высокопроизводительной, эффективной работы с минимальными затратами времени и усилий.

В работе было исследовано рабочее место инженера по подготовке кадров ОГУ «Авиалесоохрана».

В процессе исследования были выявлены следующие недостатки в организации и обслуживании рабочего места:

·        устаревшая техника;

·        нерациональное техническое оснащение рабочего места, что приводит к необходимости перехода в другой отдел, где есть в наличии необходимая оргтехника;

·        неудобная мебель;

·        кладовщик занимающаяся техническим оснащением рабочего места не всегда компетентна в решаемых вопросах.

Таким образом, был составлен план мероприятий по улучшению организации рабочих мест и их обслуживанию:

·        осуществить закупку необходимого оснащения;

·        проводить в помещениях ежедневную влажную уборку;

·        также необходимо улучшить работу системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в помещении, особенно при работе в зимнее время.

Это мероприятие улучшит самочувствие работников и положительно скажется на их работе.

Годовой экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий составит 177,46 руб.

Наиболее совершенным мероприятием по совершенствованию организации рабочих мест и их обслуживанию может быть предложена аттестация рабочих мест.

 

Библиографический список


1.  Адамчук, В. В. и др. Экономика труда: учебник [Текст] / В. В. Адамчук, Ю. П. Кокин, Р. А. Яковлев. - М.: ЗАО ФИНСТАТИНФОРМ, 2004. С.111-122.

2.      Генкин, Б. М. Экономика и социология труда [Текст]: учебник для вузов / Б. М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М. : Норма, 2007. - 448 с.

3.  Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы [Текст]. СанПиН 9-131 РБ 2000 - Мн. - 2000г.

4.      Громов, М. Н. «Научная организация, нормирование и оплата труда на сельскохозяйственных предприятиях» [Текст]. Учебное пособие, 2005г.

5. Егоршин, А. П., Зайцев А. К. Организация труда персонала [Текст]: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 320с.;

6.      Зудина, Л. Н. Организация управленческого труда [Текст]: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭ и У, 1997. - 256с.;

7.  Комплексный подход к оценке рабочих мест [Текст] / Ю. Иванов, С. Белова, Е. Корнеева // Управление персоналом. - 2004. - № 1.

8. Организация и нормирование труда. Учебник для вузов [Текст] / Под ред. Ю. Г. Одегова - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 464с.;

9.  Организация и нормирование труда. Учебник для вузов [Текст] / Под ред. В. В. Адамчука / ВЗФИ.- М.: Финстатпром, 2005.

10.    Организация и охрана труда: учеб.-методич. пособие [Текст] / И. М. Вашко. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. - 224с.;

11.    Пашуто, В. П. Организация, нормирование и оплата труда [Текст]: учебно-практическое пособие/ В. П. Пашуто. - М.: Кнорус, 2005.- 320с.

12.    Первое знакомство с новым порядком аттестации рабочих мест [Текст] / Т. А. Полянская // В курсе правового дела. - 2008. - №17.

13.    Положение «О порядке проведения аттестации рабочих мест» на Областном Государственном Учреждение «Авиалесоохрана» на 2007-2010г.

14. Попов, Л. А. Экономика и социология труда [Текст]: Учебник. - М.: Прогресс, 2005.

15.    Рофе, А. И. Организация и нормирование труда [Текст]: Учебник для вузов. - М.: Издательство «МИК», 2003. - 368с.

16.    Рофе, А. И. Экономика и социология труда [Текст]: учеб. пособ. для вузов/А. И. Рофе. - М.: МИК, 2008. - 228с.: ил.

17. Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05, - Мн. - 2005г.

18.    Управление персоналом организации [Текст]: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 638 с. - (Высшее образование).

19.    Филина, Ф. Н. Анализ и описание работы и рабочего места [Текст] / Эксперт журнала «Российский бухгалтер». - 2007. - № 5

.        Экономика туда [Текст]: учебник / под ред. Кокина Ю. П., Шлендера П. Э. - М.: Магистр, 2010. - 686 с.

Приложение

Приложение 1

Организационная структура Областного Государственного Учреждения «Авиалесоохрана»

Схема

Приложение 2

Таблица 1 - Лист записи наблюдений индивидуальной фотографии рабочего времени

Элементы операции и виды работ

Текущее время

Индекс

Перекрываемое время, ч/мин

Продолжительность, мин



нач.

кон.





Начало наблюдений

8 00





1

Приход на рабочее место

8 00





2

Подготовка рабочего места

8 00

8 10

ПЗ


10

3

Составление приказа о пров. обучения по охране труда

8 10

830

ОП


20

4

Служебный звонок

8 30

8 55

ОП


25

5

Отдых и личные надобности

8 55

9 05

ОТЛ


10

6

Составление отчета

9 05

10 00

ОП


55

7

Совещание

10 00

11 00

ОП


60

8

Посторонний разговор с коллегами

11 00

11 15

ПНД


15

9

Подготовка плана по обучению персонала

11 15

12 00

ОП


45

10

Обед

12 00

13 00

П


60

11

Подготовка плана по обучению персонала

13 00

15 20

ОП


140

12

Служебный звонок

15 20

15 35

ОП


15

13

Личный звонок

15 35

15 50

ПНД


15

14

Отдых и личные надобности

15 50

16 00

ОТЛ


10

15

Подготовка плана по обучению персонала

16 00

16 45

ОП


45

16

Вык. компьютера, наведение порядка на рабочем месте

16 45

17 00

ПЗ


15

17

Конец рабочего дня

17 00





1. 

Похожие работы на - Совершенствование организации рабочих мест

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!