Основы теории государства и права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    63,11 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы теории государства и права

1.      Понятие, признаки, сущность, задачи и функции государства

1.1    Признаки государства

Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция, военная доктрина, законодательство.

Наличие руководства (аппарат управления): президент (правительство),

парламент, суд.

Управление и планирование: нормирование жизни общества (система права),

государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,

хозяйственная деятельность (экономика), собственная денежная система,

налоговые сборы.

Собственность (ресурсы): территория, население, государственная казна,

границы и т.д.

Наличие подчиненных организаций: охрана правопорядка, вооружённые силы, периферийные административные организации.

Наличие государственного языка (языков).

Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо).

Публичная власть.

Государственные символы.

1.2    Сущность государства

Сущность государства состоит в том, что его надо рассматривать как определенную ассоциацию, члены которой интегрируются в единое целое публично властными структурами и отношениями. В государстве как политической организации особого рода воля всех членов общества объединяется и выступает как единая государственная воля.

Политико-философской и юридической мыслью выработано множество походов к сущности государства. Их различие становится очевидным при разрешении следующих основополагающих вопросов: 1) соотношение государства и общества; 2) искусственное или органическое, естественное происхождение государства.

Наибольшую известность получили следующие подходы к сущности государства: теория плюрализма, технократическая теория, теория элит, юридический подход.

Теория плюрализма разработана Ласки, Дюверже, Дарендордем, Далем и другими исследователями. Согласно данной теории общество представляет собой совокупность страт - групп людей, объединенных по возрасту, полу, профессии и другим социально значимым свойствам. Страты могут объединяться в политические союзы для решения какой либо задачи или лоббирования определенного интереса. Такое объединение необходимо, так как индивид не в силах самостоятельно оказать влияние на государственную власть. Стратифицированные интересы могут воздействовать на государство. В силу разнообразия интересов организаций (плюрализм) осуществляются их цели в государственной политике. Такая форма взаимодействия общества и государства называется плюралистической демократией.

Технократическая теория сформирована и развита в работах Веблена, Барихейма, Сеймана, Мулеша, Зигфрида и других. Основу данной теории составляют взгляды Сен Симона о том, что без технических специалистов цивилизации угрожала бы гибель. Исчезновение политиков никак не отразилось бы на имеющемся социально экономическом порядке.

Согласно данной теории технократами являются лица, профессионально занимающиеся управлением. Источником их власти является опыт и компетенция, управленческие науки. Бюрократы имеют власть только в связи со своей принадлежностью к аппарату государства. Таким образом, технократическая управленческая деятельность необходима для общества с целью оптимального целенаправленного развития.

Теория элит (Парето, Моски, Сартори) представляет функционирование государства через борьбу политических элит за власть. Элиту составляют: 1) преуспевающие люди; 2) лица, осуществляющие публичную власть. Элита представляет узкий слой лиц, имеющих власть, средства, социальный статус. Победившая элитарная группа получает возможность проводить свои интересы в политике государства.

Юридический подход (Г. Еллинек, Эсмен, Г. Кельзен) рассматривает государство как социальное образование и юридическое учреждение. Юридическая природа государства проявляется в функционировании государственных учреждений, издании и применении правовых норм. При этом государство рассматривается как юридическое лицо, выражающее интересы народа.

1.3    Задачи государства

Задачи и функции государства - явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.

Задачи государства:

) Создание социально-ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласовывающей интересы производителей и потребителей.

) Устранение или смягчение возможной социальной напряженности в обществе, недопущение большого разрыва между богатством и бедностью, развитие здравоохранения, образования, культуры.

) Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка.

) Охрана природы и обеспечение экономного расхода природных ресурсов.

) Стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий.

) Информирование населения с целью нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства.

) Обеспечение обороноспособности страны.

) Поддержание процесса интеграции государства в мировую экономику, обеспечение взаимовыгодного экономического сотрудничества с другими государствами мира.

) Обеспечение мира.

) Сотрудничество с другими государствами мира в решении глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка.

1.5 Функции государства

Функции государства представляют собой направления деятельности государства, соответствующие главным задачам определенного исторического этапа, проявляющие его сущность и дающие ему тем самым определенную социально-политическую характеристику.

Можно выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.


Таким образом, функция государства - это не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере: экономике, политике, охране природы и др. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность, поэтому через них можно познать государство как таковое, его многосторонние связи с обществом. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность. В зависимости от продолжительности их существования функции делятся на постоянные и временные.

В зависимости от социальной значимости государство может выполнять функции, выражающие интересы преимущественно правящих классов, слоев и групп или представляющие, конкретизирующие в себе интересы всего общества. Данная классификация имела большое значение в таких исторических типах права и государства, как рабовладельческий и феодальный, т.е. открыто защищающих классовое неравенство. Современные государства большей частью декларируют равенство и позиционируют себя выразителями интересов всего народа.

В зависимости от сфер приложения и осуществления функции государства подразделяются на политические, идеологические, социальные и экономические.

В зависимости от форм реализации функции могут быть правотворческие, правоохранительные и правоприменительные.


Классификация функций государства проводится также исходя из формы государственного устройства, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве - это функции федерации и субъектов. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане разделенного на регионы государства.

Традиционным является деление функций на внутренние и внешние. В этой классификации основанием выступает место, территория, на которой реализуется деятельность государства.

Внутренние функции представляют собой основные направления разнообразной деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутригосударственных задач.

Свои задачи государство осуществляет в трех сферах общественной жизни: экономике, политике, духовной жизни (идеология, общественная психология, культура, мораль и т.п.). В соответствии с этим можно выделить следующие основные внутренние функции государства: 1) защита конституционного строя (политическая область); 2) регулирование имущественных отношений и хозяйственной деятельности (экономическая область); 3) формирование идеологических основ государства (духовная область).

С целью реализации внутренних функций государство осуществляет следующие мероприятия: 1) регулирование и программирование развития отдельных отраслей национальной экономики; 2) исследования по прогнозированию научно-технического прогресса и экономического развития страны, с широким применением системного подхода и экономико-математических методов; 3) создание и непрерывная модернизация государственного аппарата, ведающего проблемами экономического характера; 4) контроль за соответствием государственного и негосударственного секторов экономики; 5) активное воздействие на темпы обновления основного капитала, на норму накопления и структурные сдвиги в экономике; 6) выдвижение механизма государственной власти на роль основного организатора и заказчика научных исследований.

К числу внутренних функций также относятся: охрана права собственности; установление и охрана правопорядка в обществе; охрана прав и свобод граждан; обеспечение народовластия; культурно-воспитательная работа; природоохранная (экологическая) деятельность; финансовый контроль; другие функции, определяющиеся природой данного государства, его формой.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним задач и целей международной области. Эти функции зависят от политического режима, типа государства, этапов его развития, от складывающейся в мире обстановки, характера взаимоотношений между государствами.

Экономическая функция проявляется в участии государства в экономических процессах, характер и уровень его влияния на экономику.

Государство в силу своего статуса и положения неизбежно участвует в экономической жизни общества. Оно определяет основные направления деятельности всего общего посредством создания соответствующих институтов, включая законодательство. Государство формирует налоговую и внешнеэкономическую политику, определяет права и обязанности всех участников экономических отношений. Государство в законодательстве закрепляет формы собственности и в последующем защищает их.

Политическая функция проявляется в формировании органов государственной власти, аппарата государства, распределении полномочий между органами и учреждениями. Государство осуществляет правотворчество. Посредством издания правовых актов органы государственной власти реализуют свои полномочия, создают правовые условия для осуществления публичных услуг.

В рамках, определяемых государством, функционируют все другие элементы политической системы - политические партии, органы местного самоуправления и другие.

Культурно-воспитательная функция государства проявляется в целенаправленной деятельности по формированию морально-эстетической и нравственной модели, системы ценностей общества. Государство имеет ряд специализированных органов, предназначенных для проведения публичного интереса в сфере библиотечного и архивного дела, театров и кино, других видов искусств. Государство должно создавать благоприятные условия для развития учреждений культуры, удовлетворения духовных потребностей граждан.

Социальная функция государства проявляется в поддержании надлежащего уровня жизни населения, гарантированности интересов граждан в социальной сфере. В государстве охраняется труд и здоровье людей; устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии и др.

Социальная функция государства направлена на смягчение и преодоление таких явлений, как бедность, разрыв в доходах, неравенство и безработица. Она должна способствовать стабилизации уровня жизни населения и более равномерному распределению бремени экономических трудностей между различными группами населения.

2.     
Нормативно-правовой акт как источник права: понятие, признаки и виды

2.1 Понятие нормативно-правового акта

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации, а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе, является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

2.2 Признаки нормативно-правового акта

а) Нормативно-правовой акт - это письменный официальный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается четким языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).

б) Правовой акт издается уполномоченными субъектами. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому субъекту предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания (например, Президент Российской Федерации издает только указы).

Правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических нормах. Так, компетенция органов государственной власти разных уровней в общих чертах определена в статьях 71, 72 и 73 Конституции РФ.

г) Правовой акт входит в единую систему законодательства, осуществляя правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами.

д) Акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

е) Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Это основополагающее свойство для права в целом, так как именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства.

2.3 Виды нормативно-правовых актов

По порядку принятия и юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы.

Закон - это нормативный правовой акт, издаваемый законодательным органом или принимаемый путем референдума для регулирования важнейших общественных отношений. Закон обладает признаками, позволяющими выделить его из иных видов нормативных правовых актов. Он представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов. Закон принимается законодательными органами в результате законодательного процесса или путем референдума. Особое место закона в системе нормативных актов предопределяется тем, что он регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех значимых сфер жизни общества. Закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов и характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.


Конституция - это закон, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Она обладает учредительным характером: предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства. Конституция имеет особый предмет правового регулирования - наиболее важные общественные отношения. Основополагающим юридическим свойством конституции является ее верховенство в системе нормативных правовых актов. Это означает, что любой правовой акт должен ей соответствовать. Конституция должна обеспечивать целостность, единство, не противоречивость всей системы правовых актов.

Система нормативных правовых актов в Российской Федерации.

)        Конституция Российской Федерации.

)        Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ - это особый акт, имеющий и содержательные и процедурные отличия. Особенности порядка принятия данного акта установлены Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Так, круг лиц и органов, имеющих право вносить такого рода акты в Государственную Думу гораздо уже, чем для иных законов. Ограничено содержание этих правовых актов: законом Российской Федерации можно вносить поправки только в главы 3-8 Конституции РФ. Особенностью данного закона является также процедура его одобрения субъектами Российской Федерации. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции РФ Президентом Российской Федерации. В месячный срок со дня вступления в силу такого закона Конституция РФ с внесенными в нее поправками должна быть официально опубликована. Приятие таких законов - редкость, так как Конституция пользует особой правовой защитой и гарантирует устойчивость правопорядка и законности. В 2008 году были приняты поправки в статьи 81 и 96 Конституции с целью изменения срока полномочий Президента РФ на 6 лет, а депутатов Государственной Думы - на 5 лет. В статью 103 Конституции была внесена поправка для установления ежегодного отчета Правительства перед Государственной Думой.

)        Федеральные конституционные законы - принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции РФ. Значительную их часть составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов - это законы о Правительстве Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Конституционном Суде Российской Федерации и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния, например закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации. С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства. Федеральные конституционные законы в соответствии со статьей 76 Конституции РФ имеют верховенство над федеральными законами. Конституционные законы принимаются в особом порядке при условии наличия квалифицированного большинства, т.е. не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В определении предметов, по которым могут приниматься конституционные акты, имеют место буквальный и расширительный подходы. Адекватное (буквальное) понимание состоит в том, что для принятия федерального конституционного закона необходимо прямое указание этого в Конституции РФ с точным наименованием закона, как сделано, например, в части 3 ст. 118 Конституции РФ. В соответствии с расширительным подходом количество конституционных законов может быть увеличено путем выделения особо важных предметов. Так, например, предполагается принятие в форме конституционного акта закона о Федеральном Собрании.

)        Федеральные законы - составляют наиболее многочисленную группу, регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», «О бюджетной классификации Российской Федерации». Достаточно многочисленны тематические федеральные законы, посвященные регулированию отдельных сфер государственной и общественной жизни, тех или иных видов деятельности. Например, федеральные законы «О порядке внесения поправок к Конституции Российской Федерации», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Кодекс выступает как основной законодательный акт в той или иной сфере, с ним находятся в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли.

)        Понятие основ законодательства, основных принципов предопределено федеративной природой России, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения на исключительные и совместные. Они издаются по вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, например Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

)        Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со статьей 106 Конституции РФ. Особенность этих актов состоит в том, что в результате их принятия международные акты включаются в отечественную правовую систему. В соответствии с пунктом 4 ст. 15 Конституции РФ, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, данный документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными федеральными законами. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации», в форме договоров - в Бюллетене международных договоров.

)        Закон субъекта РФ - правовой акт, принимаемый законодательным органом субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта РФ и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта РФ и в совместном ведении, они должны соответствовать федеральным законам, регулирующим данную сферу.

Подзаконные акты - это разновидность нормативных актов, которые принимаются в соответствии с законом, на основании его и не должны противоречить ему.

Подзаконные нормативные правовые акты обладают рядом специфических признаков. Подзаконные правовые акты должны приниматься компетентными органами. Полномочие на их издание устанавливается в других актах. Одновременно устанавливаются формы актов и предметы, по которым они могут издаваться. Так, например, ключевые позиции правотворчества федеральных органов исполнительной власти установлены в подзаконном акте - постановлении Правительства Российской Федерации. Законы, как правило, устанавливают общие ограничительные формулировки с целью детализировать те вопросы, которые могут регулироваться исключительно законами. Подзаконные акты связаны с законами. Они выполняют функцию расширительного толкования законодательных норм. Подзаконные нормативные акты подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию. Эти процедуры взаимосвязаны и являются обязательными для актов, затрагивающих права и свободы граждан или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации. Процедура оканчивается присвоением номера, который служит средством идентификации нормативного правового акта.

Подзаконные акты характеризуются упрощенным, в сравнении с законом, порядком принятия. Особенно это очевидно для единоличных актов должностного лица. Но даже для актов коллегиального происхождения правотворческий процесс более прост в сравнении с законом, что позволяет оперативно решать вопросы управления.

Система подзаконных нормативных правовых актов построена по правилам иерархии. Основана такая система на положении органа, издавшего правовой акт, в общей системе органов государственной власти. Кроме того, схематично иерархия актов установлена в Конституции РФ. Так, конституционно определена большая юридическая сила указов Президента Российской Федерации в сравнении с постановлениями Правительства Российской Федерации. Акты федеральных органов исполнительной власти должны соответствовать постановлениям Правительства Российской Федерации. Подзаконные акты отличаются разнообразностью и неоднородностью. Федеральные органы государственной власти не ограничивают себя разнообразными формами, которые им прямо разрешены (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения). Так, например, издаются директивы, обращения, призывы, наставления и др.

Указ нормативного характера - это подзаконный правовой акт, которым должное лицо в соответствии с законом и на его основе, в пределах своей компетенции устанавливает предписания, адресованные неопределенному кругу лиц. Выделяют следующие виды указов: чрезвычайные и обыкновенные, которые разделяются на технические (административные) и юридические. Технические (административные) указы являются ненормативными (индивидуальными). Ненормативные акты представляют собой акты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям, и могут быть продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам.

Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены Конституцией РФ. Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на территории всей страны, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Акты Президента Российской Федерации могут быть нормативными и ненормативными.

Постановление - нормативный правовой акт, издаваемый высшими органами исполнительной власти, предназначенный для регулирования вопросов государственного управления, хозяйственной деятельности, организации деятельности нижестоящих органов исполнительной власти.

Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, но могут быть отменены Президентом Российской Федерации в том случае, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации (ст. 115 Конституции РФ).

Правила - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок, последовательность и содержание действий субъектов права, направленных на определение специальных сторон деятельности, на решение технических, процедурных вопросов.

Инструкция - это нормативный правовой документ, издаваемый с целью определения, разъяснения порядка применения вышестоящего нормативного правового акта; в нем осуществляется детальное регулирование поведения субъектов права по поводу конкретных объектов.

Положение - это кодифицированный нормативный правовой акт, регламентирующий правовой статус органов, учреждений, систему однородных органов, организаций.

Приказ - это локальный организационно-распорядительный правоприменительный акт властного субъекта (руководителя) подчиненным, зависимым от него лицам, издаваемый на основе принципа единоначалия.

Распоряжение - это индивидуальный правоприменительный акт, принимаемый органами государственной власти на основе и во исполнение нормативного правового акта для решения отдельных вопросов.

К подзаконным правовым актам относятся также акты органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции также вправе создавать нормативные правовые акты, например, такие как решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и других муниципальных органов. Наибольшей юридической силой в данной системе обладают уставы муниципальных образований. Акты муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий. Этими актами устанавливается также статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

акт плюрализм правовой государство

Список литературы

1. Бошно С.В. Теория права и государства: Уч. пособие. М.: Эксмо, 2007.

. интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/.

. Теория государства и права: Учебник/ отв. ред. В.Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009.

. Терехова Л.Н. Теория государства и права. М.: Окей-книга, 2009.

Похожие работы на - Основы теории государства и права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!