Роль малого бизнеса в экономической системе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,46 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль малого бизнеса в экономической системе

Введение

Актуальность темы, выбранной для написания данной курсовой работы, на мой взгляд, обусловлена в первую очередь тем, что в современной рыночной экономике малое предпринимательство содержит в себе достаточно сильные потенциальные возможности. Оно является наиболее динамичной и гибкой формой деловой жизни, неотъемлемым элементом конкурентного механизма экономики, источником дополнительных рабочих мест, способствующим сокращению уровня безработицы в стране, значимым фактором структурной перестройки и внедрения достижений научно-технического прогресса. По мнению многих исследователей, малое предпринимательство представляет собой реалию экономической жизни государства, которая в значительной мере определяет макроэкономическую ситуацию в той или иной стране и может оказывать достаточно сильное влияние на социальную картину общества. Малый бизнес является на сегодняшний день одним из факторов, позволяющих осуществить решительный поворот экономики к потребностям людей и одновременно сформировать массовый слой предпринимателей-собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в проведении рыночных реформ и улучшении условий хозяйствования. Занятие собственным делом в современном обществе рассматривается как естественная форма проявления способностей человека, раскрытия его талантов и творческих возможностей, реализации его гражданских прав.

Но стоит отметить, что опыт развитых стран показывает: потенциал, заложенный в малом секторе экономики, может быть эффективно реализован только при условии активной поддержки и заинтересованности со стороны государства. Без такой поддержки малое предпринимательство фактически не способно успешно отстаивать свои экономические и социальные интересы.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть отличительные особенности функционирования субъектов малого бизнеса, проанализировать их роль в современной экономической системе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-определить, какое место занимает малый бизнес в национальной экономике, заострив при этом внимание на его преимуществах и недостатках;

-ознакомиться с некоторыми статистическими показателями, проблемами и перспективами развития малого бизнеса в Беларуси.

Объектом и предметом исследования курсовой работы являются, соответственно, малый сектор экономики, включающий в себя малые предприятия и индивидуальных предпринимателей, и отношения, возникающие в процессе взаимодействия названных субъектов данного сектора как между собой, так и с государственными органами.

1. Понятие малых предприятий

Понятия предпринимательства и предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента зарождения экономической науки. Научные исследования предпринимательской деятельности вели такие экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, Й. Тюнен, Й. Шумпетер, П. Друкер и др. Каждый из них акцентировал внимание на разных составляющих предпринимательской деятельности.

В экономической литературе наряду с понятием малого бизнеса используется понятие малого предпринимательства. Чаще всего их не различают. Но, хотя оба эти понятия тесно связаны, у них всё же разный смысл. Слово "бизнес" имеет несколько значений. Это не только предпринимательство, но и какое-либо дело, покупка, коммерческое или производственное предприятие, политика отдельного предпринимателя или целой фирмы.

Для предпринимательства характерны нахождение новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, постоянная самообновляемость. Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска.

Таким образом, понятие "бизнес" шире понятия "предпринимательство" и не только по своему содержанию, но и по составу участников, ибо он охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только бизнесменов, но и потребителей, наемных работников, государственных структур.

В Республике Беларусь в законодательных актах используется понятие "предпринимательство". Поэтому в дальнейшем понятия "предпринимательство" и "бизнес" будут отожествляться.

Предпринимательство играет важную роль в современной экономике. Именно предпринимательству общество обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условия существования современного человека - жилище, одежда, питание, интеллектуальный досуг. Бизнес модифицируется, трансформируется и эволюционирует, привлекая к себе все новые и новые поколения молодых людей, отдающих ему лучшие годы жизни.

В сфере бизнеса заложен колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который может раскрыться в направлениях, как желательных для конкретного человека или общества, так и нежелательных. Обществу порой приходится сдерживать и направлять потенциал бизнеса, жертвуя при этом возможностями удовлетворения текущих потребностей в пользу удовлетворения будущих.

Сущность бизнеса состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи другим экономическим агентам - предприятиям, гражданам, организациям.

В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года №218-3 (по состоянию на 28 декабря 2009 года) (гл. 1, ст. 1, п. 1) предпринимательство определено как "самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления".

Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом критерии (показатели), констатирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

К субъектам малого предпринимательства относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации - зарегестрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации - зарегестрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Малые предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. В странах ЕС на их долю приходится 63-67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно.

При этом каждое государство выработало свои собственные подходы и критерии определения субъектов малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, - обеспечение со стороны государства выгодности функционирования малых хозяйственных структур в условиях динамичной внешней среды. Как правило, в качестве критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к числу малых и средних используются такие показатели, как численность наемных работников, размер уставного капитала, активов, объем оборота (прибыли, дохода). В разных странах применяются различные комбинации данных показателей (обычно не менее двух).

В Европейском союзе в 2003 г. были приняты следующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:

средние предприятия - до 250 человек работающих, годовой оборот до 4 млн евро, баланс - до 27 млн евро;

малые предприятия - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн евро, баланс - до 5 млн евро;

микропредприятия - до 10 человек работающих.

В Японии к малым предприятиям относятся компании, отвечающие следующим требованиям: в промышленности уставной капитал должен быть не более 100 млн йен и количество занятых до 300 человек, в оптовой торговле - 30 млн йен и 100 человек, в розничной торговле - 10 млн йен и 50 человек. В США к малым относятся компании с количеством занятых до 99 человек (в том числе до 24 человек - к наименьшим, 25-99 - к малым), от 100 до 499 - к промежуточным, от 500 до 999 - к крупным и боее 1000 человек - к крупнейшим. В Великобритании к малым предприятиям относятся предприятия с количеством занятых до 24 человек, во Франции - от 10 до 50 человек.

В Беларуси согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-XІІІ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" (далее - Закон № 685-XІІІ) под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:

в промышленности и на транспорте - до 100 чел.;

в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-технической сфере - до 60 чел.;

в строительстве и оптовой торговле - до 50 чел.;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 чел.;

в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 чел.

Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.

При превышении установленной среднесписочной численности работников субъект малого предпринимательства лишается льгот, предусмотренных законодательством о поддержке малого предпринимательства, на тот период (квартал), в течение которого допущено указанное превышение, и на следующий за этим периодом квартал.

В Беларуси к малому бизнесу относятся также индивидуальные предприниматели, у которых согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 760 "О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности"" число наемных работников не должно превышать трех человек из числа близких родственников.

Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес - это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого предпринимательства - мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Малые предприятия олицетворяют малый бизнес или предпринимательство, которые из-за своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень страны. С малым предпринимательством реально связана та часть населения, которая является собственником малых предприятий, наемными работниками, потребителями производимых товаров и услуг.

Развитие малого бизнеса несет в себе множество важных преимуществ:

Увеличивается число собственников, а значит, формируется средний класс - главный гарант политической стабильности в демократическом обществе. Растет доля экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп.

Происходит отбор наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации.

Создаются новые рабочие места с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания, что повышает уровень занятости в стране. Подготавливаются кадры за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы.

Разрабатываются и внедряются технологические, технические и организационные новшества, так как стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты.

Из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства.

Малый бизнес способствует ликвидация монополии производителей, созданию конкурентной среды.

Малые предприятия наиболее динамично осваивают новые виды продукции и экономические ниши, развиваются в отраслях, менее привлекательных для крупного бизнеса, имеют высокую оборачиваемость оборотных средств, способны осуществлять активную инновационную политику. Малым предприятиям свойственны гибкость и высокая приспособляемость к изменениям рыночной конъюнктуры.

В отличие от крупного производства, ориентированного на массовый спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, благодаря чему национальное хозяйство становится способным к быстрым структурным изменениям.

Небольшие размеры малых предприятий дают возможность обеспечить технологическую, производственную и управленческую гибкость, а это позволяет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, внедрять научно-технические достижения, осуществлять эффективную инновационную деятельность.

Малое предпринимательство дает возможность вовлекать в сферу, полезной для общества и экономики страны деятельности значительную часть факторов производства, которые по разным причинам не могут использоваться средними и крупными предприятиями.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке.

У малых предприятий более низкая потребность в первоначальном капитале, и это помогает быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; более низкие накладные расходы за счет предельно рациональной организации и управления производства; высокая скорость прохождения управленческой информации, что позволяет малым фирмам оперативно реагировать на любые изменения условий конкуренции; устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей.

Однако малое предпринимательство обладают рядом существенных конкурентных недостатков, обусловливающих высокий процент банкротств малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями. Среди слабых сторон малого предпринимательства можно выделить следующие:

слабый уровень диверсификации продукции;

невысокий объем располагаемых ресурсов (небольшой размер уставного капитала, затрудненный доступ к ресурсам кредитной системы),

зависимость от крупных компаний;

слабая компетентность руководителей (недостаток управленческого опыта у предпринимателей, невозможность привлечь опытный менеджмент в связи с невысоким уровнем оплаты труда);

  • высокая чувствительность к изменениям условий хозяйствования: у малых предприятий, как правило, небольшой круг клиентов, небольшая номенклатура реализуемой продукции, меньший запас финансовой устойчивости; в связи с этим ухудшение показателей по условной единице экономических показателей (неудача в продвижении на рынок одного товара, потеря клиента, неплатежеспособность покупателя) может вызвать кризис или банкротство;
  • неуверенность и осторожность хозяйственных партнеров при заключении торговых договоров;
  • невозможность масштабного финансирования научных разработок, а также развития социальной сферы, что снижает привлекательность малых предприятий для крупных специалистов.

Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно в общем и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности.

В целом роль малого бизнеса в национальной экономике необходимо анализировать по следующим направлениям.

В области хозяйственного механизма малый бизнес позволяет бороться с монополизмом, обеспечивает его необходимую гибкость благодаря повышению скорости реагирования на изменение потребностей общества. Малые предприятия как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкурентное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности малых предприятий лучше удовлетворяются потребности общества за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства. Они обеспечивают возможность специализации производства крупных фирм в результате отказа в пользу мелких специализированных предприятий от вспомогательных и заготовительных производств.

В области общественной психологии малый бизнес воспитывает у участвующих и связанных с ним людей психологию собственника, способность самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной к конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, малый бизнес позволяет реализовать себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные задачи.

В области социальной структуры общества малый бизнес является основой формирования так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа.

Малые предприятия являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря их деятельности создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов.

2. Проблемы становления малых предприятий

Становление, функционирование и развитие бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны, при наличии определенных экономических, социальных, правовых и других условий:

)Экономические условия - это предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.

Всем этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся: банки, оказывающие финансовые услуги; поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и т.п.; средства связи и передача информации.

Во многом благодаря целенаправленным усилиям государства в этой среде сформировался специфический социально-экономический климат, благоприятный для предпринимательства.

Его характерные признаки:

  • стабильность государственной, экономической и социальной политики, нацеленной на поддержку предпринимательства;
  • позитивное общественное мнение;
  • льготный налоговый режим;

наличие развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства (инновационные и внедренческие центры, финансируемые на долевой основе государством и частным бизнесом; "инкубаторы" нового бизнеса; специализированные фирмы, представляющие финансовую помощь начинающим предпринимателям; консультативные центры по вопросам управления, маркетинга, рекламы; курсы и школы подготовки предпринимателей);

значительная дебюрократизация процедур регулирования хозяйственной деятельности со стороны государственных органов (сокращение форм отчетности, облегчение правил регистрации).

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованно - на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

Важную роль в формировании малого бизнеса играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. Речь идет об организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучения кадров, о стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и т.п.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

2)Правовые нормы должны обеспечивать: упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса; защиту предпринимателей от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей Республики Беларусь с предпринимателями зарубежных стран. Сюда входят также создание региональных центров поддержки предприятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика и многие другие актуальные проблемы. Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.

История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает почти 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса.

Основными нормативно-правовыми документами, определяющими направления и меры в данной области, являются Закон Республики Беларусь "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указ Президента Республики Беларусь "О государственной поддержке малого предпринимательства".

Таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь

200520062007200820092010Число субъектов малого предпринимательства на конец года, ед.330943766051240679917740284164Списочная численность работников в среднем за год, чел. 404640423813453214570066691060695275Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, руб.3463294332535445016823018440521031658Объем производства продукции (работ, услуг), млрд. руб.10331,513649,216531,025373,633903,143657,4Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.1032,71436,62749,04887,710368,114928,3Розничный товарооборот, включая общественное питание, млрд. руб.1605,22087,82845,26955,111942,814368,1Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млрд. руб.31768,443609,544388,270158,899662,0127004,5Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, %10,613,313,717,113,515,7Удельный вес убыточных организаций26,925,125,022,423,421,0

По состоянию на 2010 г. в стране работало 84164 малых предприятий, что по сравнению с 2005 г. больше на 51070 предприятия, или на 154,3 %. Таким образом можно сказать, что численность малых предприятий выросла более чем в 2,5 раза, что является результатом проведения многочисленных мероприятий по поддержке малого бизнеса, предоставления льгот и улучшения других условий, необходимых для развития малого бизнеса.

Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях работы предприятий и организаций республики представлен в табл. 1. Здесь можно отметить значительный рост инвестиций в основной капитал, увеличился розничный товарооборот, выручка от реализации товаров, работ, услуг, продукции, значительно увеличился экспорт товаров.

Таблица 2 - Удельный вес малых предприятий Республики Беларусь в основных экономических показателях (в процентах)

200520062007200820092010Валовой внутренний продукт7,98,88,39,311,412,4Объем промышленного производства, включая стоимость переработанного давальческого сырья (не оплаченного организацией-изготовителем продукции)7,07,37,68,29,29,4Инвестиции в основной капитал6,97,110,613,123,927,0 Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг21,222,818,120,728,328,0Розничный товарооборот, включая общественное питание10,110,211,219,929,528,2Внешнеторговый оборот21,323,915,216,730,533,7Экспорт товаров13,315,37,27,934,338,9Импорт товаров29,131,622,024,127,630,0

Таблица 3 - Количество малых предприятий по отраслям

200520082007200820092010Всего330943766051240679917740284164по отраслям:промышленность7793840910849142511539416756сельское хозяйство31723122223234625822743лесное хозяйство385158636567транспорт183319304106592964906819связь167172212235288295строительство406944005308655678958999торговля и общественное питание136341471620779288973250134452материально-техническое снабжение и сбыт 424394444515627683информационно-вычислительное обслуживание182192291392493617операции с недвижимым имуществом86610401314158619652317общая коммерческая деятельность по обеспечению функциониро-вания рынка88310311379167121542589жилищно-коммунальное хозяйство10195134153318355Непроизводственные виды бытового обслуживания населения5045941315196123792691здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение702747975116613641517образование 138135195269370415культура и искусство38640353580210651268наука и научное обслуживание274268274271301317финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение244221226235265295прочие539550623693886969

Деятельность малых предпринимательских структур преимущественно ориентирована на сферу торговли и общественного питания - колеблется в пределах 41-42 % общего количества предприятий; в сфере промышленности занято около 20 % малых предприятий; в строительстве -11 %; в транспорте - 8 %. Все остальные отрасли имеют невысокий процент в общем количестве субъектов малого предпринимательства.

Таблица 4 - Удельный вес числа субъектов малого предпринимательства по отраслям экономики

200520082007200820092010Всего100100100100100100промышленность23,622,321,221,019,919,9сельское хозяйство1,06,14,33,53,33,3лесное хозяйство0,10,10,10,10,10,1транспорт5,55,18,08,78,48,1связь0,50,50,40,30,40,4строительство12,311,710,49,610,210,7торговля и общественное питание41,239,140,542,542,040,9материально-техническое снабжение и сбыт 1,31,00,90,80,80,8информационно-вычислительное обслуживание0,60,50,60,60,60,7операции с недвижимым имуществом2,62,82,62,32,52,8общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка2,72,72,72,52,83,1жилищно-коммунальное хозяйство0,30,20,30,20,40,4Непроизводственные виды бытового обслуживания населения1,51,62,62,93,13,2здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение2,12,01,91,71,81,8образование 0,40,40,40,40,50,5культура и искусство1,21,11,01,21,41,5наука и научное обслуживание0,80,70,50,40,40,4финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение0,70,60,40,30,30,3прочие1,61,51,21,01,11,1

Таким образом, данные свидетельствуют, что для малых предприятий республики характерны более высокая экономическая эффективность и по большинству экономических показатели более высокие темпы роста, чем для экономики республики в целом.

Анализ развития малого предпринимательства позволяет определить следующие основные тенденции динамики данного сектора:

·рост числа индивидуальных предпринимателей, что обусловлено менее сложной и дорогостоящей процедурой их регистрации в отличие от малых предприятий, меньшей налоговой нагрузкой и более простой системой налогообложения;

·ориентированность предпринимательских структур в основном на торгово-посредническую деятельность;

·повышение доли малого предпринимательства в ВВП республики до уровня 11 %.

Таким образом, малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспечении общего экономического роста страны

. Перспективы развития малых предприятий

В Республике Беларусь действует система поддержки развития малого предпринимательства; общие принципы ее организации сформулированы в двух базовых законодательных актах: это закон РБ "О государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь", действующий с 1996 г., и указ Президента РБ "О государственной поддержке малого предпринимательства". На основе действующей законодательной базы ежегодно принимаются программы, в которых устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общегосударственной программы принимаются отраслевые и региональные программы поддержки малого предпринимательства, составляются планы деятельности министерств и ведомств РБ (Министерства экономики, Министерства архитектуры и строительства и др.).

Целями государственной политики стимулирования развития малого предпринимательства являются повышение занятости населения, вовлечение в малое предпринимательство незащищенных, малообеспеченных слоев населения (инвалидов, пенсионеров), развитие перспективных видов деятельности и новых видов производств, поддержка инновационной деятельности. Для оказания адресной поддержки соответствующие государственные органы формируют Перечень перспективных видов деятельности.

В результате реализации системы государственной поддержки в Беларуси создается соответствующая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства - центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, научно-технологические парки и др.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 была утверждена Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы.

Задачи Государственной программы на 2010 - 2012 годы:

создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий,

преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства,

внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства,

создание новых рабочих мест,

обеспечение импортозамещения,

адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства,

содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей.

Государственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых являются:

мероприятия, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства; финансовую поддержку малого предпринимательства;

повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.

В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" программа разработана на три года, предусматривает новые виды государственной финансовой поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.

На реализацию мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей.

В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году - 133 процентов, в 2012 году - 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году - до 115 процентов.

Для малых предприятий установлены автоматические и условные финансовые льготы:

предусмотрен упрощенный порядок налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства с численностью до 15 человек;

предусмотрена компенсация из государственного бюджета средств, направляемых на финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства, расходов малых предприятий по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционных проектов, и расходов по выплате лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга. Размер компенсации не превышает 1/2 ставки рефинансирования Национального Банка РБ;

предусмотрена возможность предоставления субъектам малого предпринимательства, осуществляющим перспективные виды деятельности, льготных кредитов, бюджетных субсидий, снижения уровня налога на прибыль;

предусмотрена возможность компенсации малым предприятиям расходов, связанных с осуществлением ими экспортно-импортных операций, включая транспортные расходы, с получением информации о конъюнктуре зарубежных рынков, участием в международных выставках и ярмарках, а также расходы на подготовку и переподготовку кадров за рубежом.

Помимо финансовых льгот в Республике Беларусь для субъектов малого предпринимательства предусмотрен:

облегченный доступ к научным, исследовательским, техническим ресурсам (реализуется технопарками, бизнес-инкубаторами);

создание информационной инфраструктуры для получения и обмена между субъектами малого предпринимательства, действующими в приоритетных областях, экономической, правовой, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию связей с зарубежными партнерами (реализуется Белорусской и региональными торгово-промышленными палатами);

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;

доступ субъектов малого предпринимательства к выполнению государственных заказов;

передача на льготных условиях (в аренду либо в собственность) субъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства, неэффективно используемых производственных зданий, сооружений, а также нерентабельных и убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности.

Для реализации отдельных направлений государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь создается специальная инфраструктура.

Инфраструктура представляет собой комплекс производственных и непроизводственных отраслей, обеспечивающих нормальные условия воспроизводства: дороги, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Выделяются следующие элементы инфраструктуры национальной экономики: промышленная инфраструктура (дороги, аэропорты, НИИ, центры подготовки и переподготовки кадров), мягкая инфраструктура (развитие программного обеспечения, средств передачи информации), рыночная инфраструктура (развитость рынка ценных бумаг, наличие бирж, институциональных инвесторов), правовая инфраструктура (наличие барьеров для организации бизнеса, доступ к правовой информации, стабильность законодательства).

Таким образом, целью создания инфраструктуры развития предпринимательства в Республике Беларусь является формирование нормальных условий для развития бизнеса, стимулирование появления новых предприятий и производств. В соответствии с законодательством в Республике Беларусь могут создаваться следующие элементы инфраструктуры поддержки предпринимательства:

инкубаторы малого бизнеса;

центры поддержки предпринимательства;

фонд финансовой поддержки предпринимательства;

научно-технологические парки;

общества взаимного кредитования;

целевой фонд нежилых помещений;

торгово-промышленные палаты.

В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства , которая включает 50 центров поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства .

В соответствии с Положением о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2008 г. № 825, основными задачами центра являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности. предпринимательство бизнес экономический индивидуальный

В целях реализации основных задач центры оказывают информационные, консалтинговые услуги (предоставление справочной, правовой информации, консультирование по вопросам создания и осуществления предпринимательской деятельности) субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и др.; осуществляют подготовку бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействуют в получении кредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства.

Сдерживающими факторами в развитии малого предпринимательства, создании новых предприятий в период экономического кризиса являются:

снижение совокупного потребительского спроса на товары и услуги;

высокий размер арендной платы за здания, сооружения и помещения, находящиеся в коммунальной собственности;

значительные финансовые затраты субъектов малого предпринимательства при подключении объектов к инфраструктуре.

Несмотря на определенные успехи и положительную динамику, общий уровень развития малого бизнеса в Беларуси по сравнению с другими странами, вставшими на путь рыночных реформ, остается одним из самых низких. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий и развитие экспорта, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности, пока незначительно. По мнению аналитиков, причины этого можно разделить на две группы.

Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Усиление государственного регулирования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии.

Основными административными барьерами на пути развития малого предпринимательства являются:

) сложность и высокая стоимость процедуры регистрации (ликвидации) субъектов предпринимательства.

Отсутствие единого порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства привело к созданию обширной базы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в данной области. Сохранение разрешительного принципа регистрации, возлагающего ответственность за создаваемое предприятие на регистрирующий орган, дает ему право требовать от заявителя предоставления документов сверх перечня, установленного законодательством. Это, естественно, влечет за собой дополнительные затраты как времени, так и средств.

Кроме того, в понятие регистрации включается не только акт получения свидетельства. Постановка на учет в регистрирующем органе - необходимое, но далеко не достаточное условие для начала хозяйственной деятельности создаваемого субъекта. Далее следует множество иных обязательных процедур по постановке на учет в налоговом органе, органах Фонда социальной защиты населения, органах статистики и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В результате, как свидетельствуют результаты исследований экспертов МВФ, в Беларуси процесс регистрации компании занимает в среднем 59 дней (в Украине - 26 дней), а сумма различных регистрационных платежей составляет в среднем 455 дол. США (в Украине - 66 дол. США).

Чрезмерно бюрократизированной является и процедура закрытия бизнеса. Так, порядок ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей регулируется 13 нормативно-правовыми актами. В результате процесс ликвидации субъекта предпринимательства занимает от 6 месяцев до 1 года, а в ряде случаев является практически невозможным;

) несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности.

В течение последних лет в данной области был предпринят ряд конструктивных мер. Декретом Президента Республики Беларусь утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В результате, по данным исследований Международной финансовой корпорации, количество лицензируемых видов деятельности сократилось с 1500 до 350, а количество лицензий на одно предприятие уменьшилось с 3,8 до 3.

Однако по-прежнему фирме в Беларуси необходимо получить в несколько раз больше лицензий, чем в других странах СНГ, а также затратить на это гораздо больше времени и финансовых средств. В ряде случаев необоснованно занижаются сроки действия выдаваемых лицензий, малым предприятиям навязываются дополнительные экспертизы, осуществляемые на коммерческой основе.

сентября 2010 г. Главой государства подписан Указ № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Со вступлением Указа в силу число лицензируемых видов деятельности сократится на 32 %, составляющих виды деятельности работ (услуг) - примерно на 37 %. Это, в свою очередь, позволит добиться уменьшения количества имеющихся в стране лицензий, ориентировочно, на 160 тысячи единицы или 60 % от общего числа выданных лицензий (главным образом за счет порядка 130 тысяч субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами и общественное питание). Указ вступил в силу с 1 января 2011 г.

) сложность и высокая стоимость процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг.

К основным недостаткам действующей системы сертификации и стандартизации можно отнести: неудовлетворительное состояние базовых нормативных документов (многие стандарты устарели, а на некоторые товары стандарты вообще не разработаны); недостаточное информационное обеспечение предпринимателей в области требований стандартов, порядка и процедур сертификации; необоснованность требований со стороны соответствующих органов ежегодно сертифицировать одну и ту же продукцию. Высокие тарифы на проведение сертификации также требуют постоянных и значительных расходов;

) жесткий контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью.

Расширение сферы государственного регулирования экономических процессов повлекло за собой расширение контрольных функций за исполнением устанавливаемых требований, а следовательно, рост количества и полномочий контролирующих органов. В результате предпринимательская деятельность является объектом контроля около 20 государственных контролирующих органов, среди которых: прокуратура, Комитет государственного контроля, органы государственной безопасности, внутренних дел, налоговые органы, органы финансовых расследований, пожарного и санитарного надзора, государственного надзора за стандартами, органы контроля за ценами и др. При этом зачастую полномочия контролирующих органов пересекаются, что приводит к дублирующим проверкам по одному и тому же вопросу. Попытки наладить взаимодействие этих органов пока не дали серьезных результатов. В итоге нередко отдельные предприниматели подвергаются проверкам до 10 раз за год.

) усложненный доступ к получению государственных заказов.

Привлечение субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции для государственных и коммунальных нужд следует рассматривать как одну из наиболее важных форм государственной поддержки, предусматривающую резервирование определенной доли заказов на производство и поставку продукции для государственных нужд субъектами малого предпринимательства. Действующий порядок конкурсного распределения государственных заказов не предусматривает механизм для проведения специализированных открытых торгов среди субъектов малого предпринимательства, вводит ограничения (требования, являющиеся труднопреодолимыми для них), связанные с участием в торгах.

Вторая группа причин, сдерживающих развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функционирования его субъектов:

) проблемы приобретения помещений и имущества в собственность.

Снижение темпов приватизационных процессов привело к сокращению возможностей ресурсного обеспечения малого бизнеса, особенно производственного, нуждающегося, как правило, в значительных площадях. Кроме того, применяемый порядок определения стоимости приватизируемых объектов, основанный на затратных оценках, приводит к ее необоснованному завышению. Продажа неэффективно используемых или неиспользуемых объектов на аукционе или по конкурсу по сниженной цене сопровождается, как правило, предъявлением определенных условий покупателю (производство конкретных видов продукции (товаров, услуг), сохранение профиля производства на определенный срок, финансирование и порядок использования объектов социальной сферы и др.). Это делает покупку объектов экономически нецелесообразной даже за одну минимальную заработную плату;

) высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, существующий порядок аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, не предоставляет равных условий малым предприятиям и крупному бизнесу. Большинству малых предприятий не по силам арендовать помещения из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Кроме того, нередко договоры аренды предусматривают для органов исполнительной власти регионов и местных органов власти возможность одностороннего изменения ряда существующих условий договора (прежде всего размера арендной платы), что приводит к нестабильности положении арендаторов;

) действующая система налогообложения субъектов хозяйствования.

Налоговая система Республики Беларусь характеризуется:

большим количеством видов налогов, сборов и платежей. Так, Общей частью Налогового кодекса и род усмотрено 17 видов республиканских налогов (сборов), пошлин;

превалированием в доходах бюджета доли косвенного, по сравнению с прямым, налогообложения.;

высоким уровнем налоговой нагрузки на экономику (% к ВВП);

неравномерностью налоговой нагрузки, наличием множества отраслевых и индивидуальных льгот, что нарушает условия конкуренции и искажает рыночные механизмы формирования эффективных производств и видов деятельности.

В этих условиях имеет место вымывание оборотных средств субъектом, снижение их конкурентоспособности и инвестиционных возможностей, что особенно опасно для начинающего.

Для создания оптимальных условий для развития малого бизнеса разработана упрощенная система налогообложения.

На упрощенную систему могут претендовать компании с численностью работников до 100 человек и размером годовой выручки не более 980 тысяч евро. Привлекательность упрощенной системы налогообложения состоит в ведении упрощенного учета, а также в том, что уплата одного налога заменяет практически все налоги. А компании с численностью работников до 15 человек и выручкой не более 280 тысяч евро в год применяют упрощенную систему без уплаты НДС.

Ставка налога при упрощенной системе установлена:

для компаний, не уплачивающих НДС - 8% от выручки,

для компаний, уплачивающих НДС - 6% от выручки.

Налогоплательщик имеет право выбрать УСН с уплатой НДС или без уплаты НДС.

) недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности, в также затрудненный доступ к кредитным ресурсом.

Активизация частной предпринимательской инициативы, раскрытие ее потенциала в бизнесе и превращение в реальный фактор структурной перестройки экономики и ее стабильного роста требует:

формирования стабильных и прозрачных условий хозяйственной деятельности, сокращения административных барьеров как на стадии создания новых предприятий, так и в процессе их функционирования;

внедрения эффективных механизмов финансовой поддержки предпринимателей, обеспечивающих их доступ к банковским кредитным ресурсам, лизингу, микрокредитам и др.;

переориентации налоговой системы с преимущественно косвенного налогообложения на прямое, постепенной отмены оборотных платежей, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, сокращения за счет этого количества видов налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования;

дальнейшего развития и усиления потенциала предпринимательской инфраструктуры.

В Беларуси установлены предельные значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за 2010 год для субъектов малого предпринимательства, которые хотят получить государственную поддержку в 2011 году. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 7 марта 2011 года №276, сообщили в пресс-службе белорусского правительства.

Субъекты малого предпринимательства могут получить государственную финансовую поддержку при условии, что объем их выручки от реализации товаров не превысит установленных предельных значений. Для индивидуальных предпринимателей это составляет Br1 млрд., для микроорганизаций - Br6 млрд., малых организаций - Br20 млрд.

Данное постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Таким образом, в республике созданы условия, позволяющие охватить системой господдержки максимальное количество субъектов малого предпринимательства. Также это обеспечит дополнительное стимулирование дальнейшего развития соответствующего сектора экономики в 2011 году, отметили в пресс-службе правительства.

Белоруссия намерена активно развивать частный сектор экономики, заявил министр экономики республики Николай Снопков сегодня в ходе заседания президиума совета министров. "Крупный промышленный сектор является стержнем, платформой экономики, однако же единственно возможным мощным двигателем формирования устойчивого экономического роста является частный сектор, а именно малое и среднее предпринимательство", - сказал Снопков.

"До сих пор Белоруссия развивалась на основе использования мощного промышленного сектора, который создавал высокие темпы экономического роста, высокий уровень занятости при низкой безработице. Мы не стремились увеличить частный сектор экономики, в этом не было необходимости ввиду высоких темпов роста экономики", - сказал министр.

"В итоге страна отстала от стран-партнеров по уровню вклада частного сектора в ВВП. Партнеры сделали ставку на частный сектор как основу для своего экономического роста несколько раньше", - заключил он.

Снопков также заявил, что в Белоруссии необходимо возобновить программу малой приватизации. "Одним из наших приоритетов должно стать формирование и реализация программы малой приватизации, которая была начата в 1995 году и в 1996 году благополучно забыта", - сказал он.

С ним согласился руководитель Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. По его информации, около 90% белорусских предпринимателей не являются собственниками занимаемых помещений и площадей, а ведут бизнес на основе долгосрочной аренды, что затрудняет приток инвестиций.

В свою очередь премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович сообщил, что в ближайшее время правительство внесет президенту новые предложения по комплексной поддержке предпринимательства.

К этой поддержке на конкурсной основе получат доступ субъекты хозяйствования всех форм собственности.

Также белорусский премьер пообещал снижение налога на прибыль для предпринимателей. "Решение еще не принято, но мы планируем, что ставка налога на прибыль будет постепенно снижаться", - сказал он.

В 2011 году в столице будет выполнен комплекс мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, общий объем финансирования которых составит около 32,2 млрд. рублей. Предусматривается, в частности, развитие системы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Так, в 2011 году Мингорисполком продолжит практику взаимодействия с банками страны по предоставлению за средства бюджета города льготных кредитов субъектам малого предпринимательства для реализации ими инвестиционных проектов по приоритетным направлениям, а также льготных микрокредитов микроорганизациям и индивидуальным предпринимателям. На эти цели в городской программе заложено 30 млрд. рублей (в 2010-м - около 20 млрд. рублей). Свыше 2 млрд. рублей планируется направить на оказание государственной финансовой помощи за средства бюджета Минска центрам поддержки предпринимательства, инкубаторам малого предпринимательства путем предоставления субсидий (для приобретения необходимого имущества, реконструкции, ремонта здания, компенсации расходов на проведение мероприятий, маркетинговых исследований, семинаров и других).

Кроме того, передает БЕЛТА, местные власти в текущем году помогут предпринимателям в развитии материально-технической базы, меры организационного характера. Например, субъектам малого и среднего предпринимательства будут предоставляться в безвозмездное пользование здания, сооружения и нежилые помещения при условии создания рабочих мест. На снижение до 30 процентов арендной платы смогут рассчитывать представители малого бизнеса - производители промышленной продукции. Еще одна немаловажная форма поддержки - размещение на малых и средних организациях государственного заказа. Предполагается, в частности, в 2011 году резервировать для них не менее 10 процентов от общего объема госзакупок товаров и проводить отдельные конкурсы по этой части госзакупок.

Получит развитие и инфраструктура поддержки предпринимательства: в нынешнем году в каждом районе Минска создадут инкубаторы малого предпринимательства производственной направленности и структурные подразделения инкубатора малого предпринимательства ПТКУП "Молодежная социальная служба".

Заключение

Таким образом, малый бизнес представляет собой самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую ими на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг.

Для отнесения предприятий к малым используются различные критерии, но чаще всего в зависимости от среднесписочной численности работников по отрасли. Так же размеры малых предприятий различаются по странам.

Для формирования малого бизнеса необходимы как экономические и правовые, так и социальные нормы, главными из которых является наличие и доступность денежных средств, высокий уровень доходов на инвестированный капитал, предоставление в нужных размерах кредитов предпринимателям, спрос на производимую продукцию и предлагаемые услуги, наличие квалифицированных работников, наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающий наиболее благоприятные условия для её развития и другие.

Развитие малого бизнеса несет в себе множество преимуществ, к которым можно отнести более низкую потребность в первоначальном капитале, поддержание конкурентной среды, увеличение числа рабочих мест, оперативное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, возможность выпуска небольших партий продукции и другое.

Анализ состояния малого бизнеса в Республике Беларусь показал, что влияние малого бизнеса на экономику страны достаточно велико: значительно увеличился удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях, в том числе в ВВП, экспорте товаров, в розничном товарообороте. За последние пять лет количество малых предприятий возросло в два раза. По-прежнему наиболее развитой сферой малого бизнеса является торговля и общественное питание.

На современном этапе правительство оказывает всяческую поддержку малым предприятиям: упрощается регистрация, отменяется лицензирование на некоторые виды товаров, снижается ставка налога для малых предпринимателей, предоставляются кредиты и так далее. Таким образом, можно сказать, что малое предпринимательство в Республике Беларусь развивается высокими темпами, о чем можно судить по росту показателей количества малых предприятий, удельного веса малых предприятий в основных экономических показателях страны. Роль малого предпринимательства в экономике повышается с каждым годом, чему способствует государственная политика в области малого предпринимательства.

В целом, малое предпринимательство в Республике Беларусь успешно прошло ряд этапов по становлению самостоятельным и весьма влиятельным элементом рыночной экономики.

Список использованных источников

.Арустамов Э.А., Пахомкин А. Н., Митрофанова Т. П. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие.- 3-е изд., испр.-М: Издательско-тортовая корпорация "Дашков и Ко", 2009.- 336 с.

.Беларусь намерена активно развивать малое и среднее предпринимательство / Малый бизнес (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://rost-business.ru/04-10-2011-belarus-namerena-aktivno-razvivat-maloe-i-srednee-predprinimatelstvo.html

.Беларусь: Малое предпринимательство поддержат гарантийным фондом / ЕврАзийское Экономическое Сообщество - Евразийский деловой совет (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.evrazes-bc.ru/news/view/5275

.Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации/ В. М. Попов, Р. А. Маршавин, С. И. Ляпунов; Под ред. В. М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 272 с.: ил.

.Государство поддержит малое предпринимательство / Единство (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.adzinstva.by/?p=29759

.Гражданский кодекс Республики Беларусь. Мн.: Нац. Центр правовой информ. РБ, 2003.

.Грибов В. Д. Основы бизнеса: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 160 с: ил.

.Козлова, Т. Поможем, чем сможем / Т.Козлова // Рэспублiка. - 2011. - №200 (19 октября) (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://respublika.info/5363/predprinimatel/article50533/

.Количество субъектов малого предпринимательства увеличилось / Малый и средний бизнес в Беларуси // Ассоциация малого и среднего предпринимательства (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.asme.by/?p=1160

.Лапуста М. Г. Предпринимательство : Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 224 с.

.Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 430 с.

.Малый бизнес: экономика, организация, финансы / А. И. Муравьев, А. М. Игнатьев, А. Б. Крутик: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: "Издательский дом "Бизнес-пресса". 1999. - 608 с.

.Министерство по налогам и сборам РБ. - Минск, 2011. - Режим доступа: nalog.by/docs/lgot_ru.doc.

.Министерство экономики РБ. - Минск, 2011. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/state-support-for-small-business.

.Мочерный С.В., Некрасова В. В. Основы организации предпринимательской деятельности: Учебник для вузов. Под об. Ред. Проф. С. В. Мочерного. - М.: "Приор-издат", 2004. - 224 с.

.Национальный статистический комитет РБ. - Минск, 2011. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/small_annual1.php.

.Национальный центр правовой информации РБ. - Минск, 2011. - Режим доступа: http://www.pravo.by/WEBNPA/text.asp?RN=hk9900275 .

.О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 дек. 2006 г., № 760 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

.О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 16 окт. 1996 г., № 685-XІІІ // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

.О государственной поддержке малого предпринимательства: Указ Президента Респ. Беларусь, 19 июля 1996 г., № 262: с изм. и доп. от 23.04.1999 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 33. - 1/291.

.О Государственной программе поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010-2012 годы: пост. Совет Министров РБ, 28 декабря 2009 г., № 1721

.О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г., №148-3

.Организация предпринимательской деятельности в розничной торговле : учеб. пособие / Е. Е. Кузьмина [и др.]; под общ. Ред. Е. Е. Кузьминой. Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 431 с.

.Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. А. С. Пелиха. Изд. второе, испр. и доп. Москва: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2003. - 336 с.

.Предпринимательская деятельность: Учеб.-практ. пособие/ А.Н. Алейников. - М.: Новое знание, 2003. - 304 с.

.Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. -607 с.

.Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. - Мн.: БГЭУ, 2005. -231с.

.Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие / С. И. Мазоль. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 272 с.

Похожие работы на - Роль малого бизнеса в экономической системе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!