Общественные организации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,58 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общественные организации

Введение

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не способного существовать и трудиться в одиночестве. Притом, как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей объединяться для совместной какой-либо деятельности растет, а это выражается в создании все большего числа объединении и их разнообразии. Например, во всем мире наблюдается рост числа политических партий, спортивных объединений, объединений по профессии, особенно новых, объединений по охране окружающей среды и так далее.

Широкое развитие получили объединения и в нашем обществе. Для создания и функционирования объединений определена к настоящему времени необходимая правовая база, включающая конституционные положения в текущее законодательство. В Конституции Российской Федерации две статьи непосредственно относятся к данному делу: в статье 30 закреплено право граждан на объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения: идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство организаций перед Законом.

Развитая система общественных объединений - неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь

1. Понятие и признаки общественной организации

Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В соответствии со ст. 7 данного закона, общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

-общественная организация;

-общественное движение;

-общественный фонд;

-общественное учреждение;

-орган общественной самодеятельности;

-политическая партия.

Мы рассмотрим одну форму общественного объединения, это общественная организация.

Общественная организация является самым распространенным видом общественного объединения. Посредством участия в общественных организациях граждане имеют возможность в цивилизованных формах общаться с государством и обществом, донося свои требования, и осуществлять совместную деятельность для защиты общих интересов и достижения общих целей членов организации. Общественные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Общественная организация - негосударственное добровольное организация граждан на основе совместных интересов и целей.

Термин имеет юридический смысл - в соответствии со ст. 8 ФЗ «Об общественных объединениях», общественной организацией является основанное на членстве общественное организация, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественные организации выполняют в жизни общества функции, такие как:

-участие в образовании государственных структур;

-представление и защита интересов граждан;

-осуществление социального контроля;

Общественную организацию отличает четкая устойчивая организационная структура, наличие фиксированного (оформленного) индивидуального или коллективного членства.

Для общественной организации характерны следующие черты:

  • наличие устава;
  • специализированного управленческого аппарата;
  • относительная стабильность состава;
  • материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).

Деятельность общественных организаций регулируется, как уже говорилось, Федеральным законом от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об Общественных объединениях», Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также законом от 8.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

2. Особенности создания общественной организации

Порядок создания общественной организации включает три этапа: инициатива организаторов, разработка проекта устава, государственная регистрация.

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные организации.

Решения о создании общественной организации, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественная организации считается созданной: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом.

Правоспособность общественной организации как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данной организации.

Единственным учредительным документом организации является Устав. Он должен предусматривать:

  • название, цели деятельности общественной организации;
  • структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой данная организация осуществляет свою деятельность;
  • условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов данной организации;
  • компетенцию и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа; порядок внесения изменений и дополнений в устав;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества общественной организации, права по управлению этим имуществом;
  • порядок ликвидации и (или) реорганизации организации.

Устав может содержать описание символики (эмблема, герб, иные геральдические знаки, флаг, гимн) данной организации. Символика общественных организаций не должна совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, международных организаций и пр. В качестве символики общественных организаций не могут быть использованы эмблемы и иные символы ранее зарегистрированных в РФ общественных организаций, эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых запрещена.

Учредителями, членами и участниками общественных организаций могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные организации, если иное не установлено законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных организаций, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Членами и участниками молодежных общественных организаций могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных организаций могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных организаций по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных организаций.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных организаций.

Законом определены важнейшие требования к содержанию устава общественного организации, в силу чего он является важным документом, регламентирующим организацию и деятельность организации, а также порядок его реорганизации и ликвидации.

Государство не руководит деятельностью общественных организаций. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных организаций, а последних в деятельность указанных органов и их должностных лиц.

Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных организаций в той мере, в какой определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, отношения с бюджетом, источники их средств и т.п. Их деятельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательством. На работников аппаратов общественных организаций, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.


Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание, на котором принимается устав общественной организации, формируются руководящие и контрольно-ревизионный органы. Постоянно действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественной организации без приобретения прав и обязанностей.

4. Имущество общественной организации

Имущество общественной организации формируется на основе:

  • вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом;
  • добровольных взносов и пожертвований;
  • поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного организации лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
  • доходов от предпринимательской деятельности;
  • гражданско-правовых сделок;
  • внешнеэкономической деятельности;
  • других не запрещенных законом поступлений.

Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.

В общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом. Структурные подразделения (отделения) указанных общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками.

В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциация). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.

5. Особенности реорганизации и ликвидации общественной организации

общественный правовой управление учреждение

Реорганизация общественной организации осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом.

Имущество организации (учреждения), являющейся юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Ликвидация общественного организации осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данной общественной организации (учреждения) либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ФЗ «Об Общественных объединениях», а именно ст. 44.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественной организации, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественной организации, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественной организации, а в спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного организации, ликвидированного в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», обращается в собственность Российской Федерации.

Государственная регистрация общественной организации, создаваемой путем реорганизации или ликвидации, осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных ФЗ «Об общественных объединениях».

Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного организации, создаваемого путем реорганизации, представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом перечень указанных документов и порядок их представления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. А сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного организации в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного организации при его создании.

6. Виды общественных организаций

К общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.).

С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации.

7. Роль общественных организаций

Демократические преобразования, становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации предполагают расширение и укрепление общественных структур, важнейшими из которых являются общественные объединения.

Особую актуальность приобретают коллективы общественных объединений, так как в документах, регламентирующих их деятельность можно увидеть основные признаки гражданского общества. Человек является высшей ценностью, потому что вся деятельность таких организаций, как правило, направлена на защиту нарушенных или ущемлённых прав, а также на социальное улучшение жизни граждан.


8. Общественная организация пожарной охраны

Добровольная пожарная охрана в России имеет давние исторические традиции. До социалистической революции ее деятельность осуществлялась в рамках Российского императорского добровольного пожарного общества. Общество было самостоятельной, независимой общественной структурой, но находилось под покровительством особ царской семьи Романовых. Учредительный документ - Устав Российского императорского добровольного пожарного общества - утверждал император.

Быть членом Императорского пожарного общества считалось престижным. К этому стремились состоятельные люди, для которых Советом Общества были установлены солидные членские взносы. Эти средства шли на противопожарные цели. В качестве морального поощрения меценаты награждались медалями, орденами, нагрудными знаками и др.

Российское императорское добровольное пожарное общество объединяло добровольные пожарные общества, создаваемые в губерниях, краях, областях и уездах имерии. Добровольные пожарные защищали от огня города и села.

За 80 лет советской власти нормативная база ДПО неоднократно менялась. В законодательстве были заложены льготы в виде трех дней к отпуску для добровольцев, им выплачивали премии, страховали. В Советском Союзе на предприятиях, в том числе сельскохозяйственных были добровольные пожарные дружины, которые создавались руководителями и успешно функционировали. У них была выездная техника, они прикрывали отдаленные от райцентров населенные пункты и являлись бесценными помощниками профессиональной пожарной охраны. Этими формированиями ликвидировалось до 15% от всех пожаров.

В 80-90 годы 20 века возникновение новых социально-экономических отношений в нашей стране, приватизация имущества предприятий и организаций привели к свертыванию системы управления добровольной пожарной охраны.

Таким образом, до последнего времени деятельность добровольной пожарной охраны находилась в состоянии упадка. Ее правовой статус был не определен, источники финансирования не установлены, льготы добровольцам в федеральном законодательстве не предусматривались, а их численность была ничтожно мала.

Понимая важность развития добровольной пожарной охраны, МЧС России вышло с инициативой разработки федерального закона «О добровольной пожарной охране».

В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами - общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей. Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности. Общественные организации пожарной охраны представляют и защищают законные права и интересы добровольных пожарных и иных членов общественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. Руководящие органы общественных организаций пожарной охраны формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующей общественной организации пожарной охраны.

Всероссийское добровольное пожарное общество это не только крупнейшая в России общественная организация, ведущая организационно-массовую работу по формированию общественного сознания и гражданской позиции населения в области пожарной безопасности, привлечению граждан к предупреждению и тушению пожаров, но и одна из крупнейших и разветвленных производственно-сбытовых сетей противопожарной продукции.

Как показало лето 2010 года, участие граждан на добровольной основе в тушении пожаров способно сыграть огромную роль в борьбе с огненной стихией.

Кроме того, создание добровольной пожарной охраны - важный инструмент повышения общей культуры безопасности в обществе, патриотического воспитания граждан, прежде всего, молодежи.

Заключение

В связи с тем, что общественные организации помогают решить ряд задач, поставленных перед обществом, в том числе и перед государством, их деятельность приобретают особую актуальность в настоящее время. Организаций становится больше, они стремятся сделать жизнь лучше, помочь тем, кто в этом нуждается и самое главное - у них многое получается.

Список литературы

1.Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об Общественных объединениях»,

2.Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,

.Федеральный закон от 8.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,

.Федеральный закон от 6.05.2011 г. 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

Похожие работы на - Общественные организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!