осуществление социального контроля;
Общественную организацию отличает четкая устойчивая организационная структура, наличие фиксированного (оформленного) индивидуального или коллективного членства.
Для общественной организации характерны следующие черты:
- наличие устава;
- специализированного управленческого аппарата;
- относительная стабильность состава;
- материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).
Деятельность общественных организаций регулируется, как уже говорилось, Федеральным законом от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об Общественных объединениях», Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также законом от 8.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
2. Особенности создания общественной организации
Порядок создания общественной организации включает три этапа: инициатива организаторов, разработка проекта устава, государственная регистрация.
Общественные организации создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц.
В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные организации.
Решения о создании общественной организации, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественная организации считается созданной: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом.
Правоспособность общественной организации как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данной организации.
Единственным учредительным документом организации является Устав. Он должен предусматривать:
- название, цели деятельности общественной организации;
- структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой данная организация осуществляет свою деятельность;
- условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов данной организации;
- компетенцию и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа; порядок внесения изменений и дополнений в устав;
- источники формирования денежных средств и иного имущества общественной организации, права по управлению этим имуществом;
- порядок ликвидации и (или) реорганизации организации.
Устав может содержать описание символики (эмблема, герб, иные геральдические знаки, флаг, гимн) данной организации. Символика общественных организаций не должна совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, международных организаций и пр. В качестве символики общественных организаций не могут быть использованы эмблемы и иные символы ранее зарегистрированных в РФ общественных организаций, эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых запрещена.
Учредителями, членами и участниками общественных организаций могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные организации, если иное не установлено законами об отдельных видах общественных объединений.
Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных организаций, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Членами и участниками молодежных общественных организаций могут быть граждане, достигшие 14 лет.
Членами и участниками детских общественных организаций могут быть граждане, достигшие 8 лет.
Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных организаций по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных организаций.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных организаций.
Законом определены важнейшие требования к содержанию устава общественного организации, в силу чего он является важным документом, регламентирующим организацию и деятельность организации, а также порядок его реорганизации и ликвидации.
Государство не руководит деятельностью общественных организаций. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных организаций, а последних в деятельность указанных органов и их должностных лиц.
Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных организаций в той мере, в какой определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, отношения с бюджетом, источники их средств и т.п. Их деятельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательством. На работников аппаратов общественных организаций, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание, на котором принимается устав общественной организации, формируются руководящие и контрольно-ревизионный органы. Постоянно действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественной организации без приобретения прав и обязанностей.
4. Имущество общественной организации
Имущество общественной организации формируется на основе:
- вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом;
- добровольных взносов и пожертвований;
- поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного организации лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
- доходов от предпринимательской деятельности;
- гражданско-правовых сделок;
- внешнеэкономической деятельности;
- других не запрещенных законом поступлений.
Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.
В общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом. Структурные подразделения (отделения) указанных общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками.
В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциация). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.
5. Особенности реорганизации и ликвидации общественной организации
общественный правовой управление учреждение
Реорганизация общественной организации осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом.
Имущество организации (учреждения), являющейся юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Ликвидация общественного организации осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данной общественной организации (учреждения) либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ФЗ «Об Общественных объединениях», а именно ст. 44.
Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественной организации, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественной организации, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественной организации, а в спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного организации, ликвидированного в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», обращается в собственность Российской Федерации.
Государственная регистрация общественной организации, создаваемой путем реорганизации или ликвидации, осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных ФЗ «Об общественных объединениях».
Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного организации, создаваемого путем реорганизации, представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом перечень указанных документов и порядок их представления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. А сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного организации в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного организации при его создании.
6. Виды общественных организаций
К общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.).
С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации.
7. Роль общественных организаций
Демократические преобразования, становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации предполагают расширение и укрепление общественных структур, важнейшими из которых являются общественные объединения.
Особую актуальность приобретают коллективы общественных объединений, так как в документах, регламентирующих их деятельность можно увидеть основные признаки гражданского общества. Человек является высшей ценностью, потому что вся деятельность таких организаций, как правило, направлена на защиту нарушенных или ущемлённых прав, а также на социальное улучшение жизни граждан.
8. Общественная организация пожарной охраны
Добровольная пожарная охрана в России имеет давние исторические традиции. До социалистической революции ее деятельность осуществлялась в рамках Российского императорского добровольного пожарного общества. Общество было самостоятельной, независимой общественной структурой, но находилось под покровительством особ царской семьи Романовых. Учредительный документ - Устав Российского императорского добровольного пожарного общества - утверждал император.
Быть членом Императорского пожарного общества считалось престижным. К этому стремились состоятельные люди, для которых Советом Общества были установлены солидные членские взносы. Эти средства шли на противопожарные цели. В качестве морального поощрения меценаты награждались медалями, орденами, нагрудными знаками и др.
Российское императорское добровольное пожарное общество объединяло добровольные пожарные общества, создаваемые в губерниях, краях, областях и уездах имерии. Добровольные пожарные защищали от огня города и села.
За 80 лет советской власти нормативная база ДПО неоднократно менялась. В законодательстве были заложены льготы в виде трех дней к отпуску для добровольцев, им выплачивали премии, страховали. В Советском Союзе на предприятиях, в том числе сельскохозяйственных были добровольные пожарные дружины, которые создавались руководителями и успешно функционировали. У них была выездная техника, они прикрывали отдаленные от райцентров населенные пункты и являлись бесценными помощниками профессиональной пожарной охраны. Этими формированиями ликвидировалось до 15% от всех пожаров.
В 80-90 годы 20 века возникновение новых социально-экономических отношений в нашей стране, приватизация имущества предприятий и организаций привели к свертыванию системы управления добровольной пожарной охраны.
Таким образом, до последнего времени деятельность добровольной пожарной охраны находилась в состоянии упадка. Ее правовой статус был не определен, источники финансирования не установлены, льготы добровольцам в федеральном законодательстве не предусматривались, а их численность была ничтожно мала.
Понимая важность развития добровольной пожарной охраны, МЧС России вышло с инициативой разработки федерального закона «О добровольной пожарной охране».
В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами - общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей. Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности. Общественные организации пожарной охраны представляют и защищают законные права и интересы добровольных пожарных и иных членов общественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. Руководящие органы общественных организаций пожарной охраны формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующей общественной организации пожарной охраны.
Всероссийское добровольное пожарное общество это не только крупнейшая в России общественная организация, ведущая организационно-массовую работу по формированию общественного сознания и гражданской позиции населения в области пожарной безопасности, привлечению граждан к предупреждению и тушению пожаров, но и одна из крупнейших и разветвленных производственно-сбытовых сетей противопожарной продукции.
Как показало лето 2010 года, участие граждан на добровольной основе в тушении пожаров способно сыграть огромную роль в борьбе с огненной стихией.
Кроме того, создание добровольной пожарной охраны - важный инструмент повышения общей культуры безопасности в обществе, патриотического воспитания граждан, прежде всего, молодежи.
Заключение
В связи с тем, что общественные организации помогают решить ряд задач, поставленных перед обществом, в том числе и перед государством, их деятельность приобретают особую актуальность в настоящее время. Организаций становится больше, они стремятся сделать жизнь лучше, помочь тем, кто в этом нуждается и самое главное - у них многое получается.
Список литературы
1.Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об Общественных объединениях»,
2.Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,
.Федеральный закон от 8.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,
.Федеральный закон от 6.05.2011 г. 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».