Оценка инновационного потенциала организации (на примере ООО 'Витстройсервис')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    216,02 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка инновационного потенциала организации (на примере ООО 'Витстройсервис')

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием белорусских предприятий.

Инновационный менеджмент, как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности, является одним из основных направлений в развитии общественного производства.

Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции инновации становятся важнейшим элементом менеджмента на предприятии, ориентированного на стратегический успех. Новые продукты, прогрессивные технологии, определяя успех предпринимательской деятельности, обеспечивают долгосрочное функционирование и финансовую стабильность предприятий. В свою очередь, инновационная направленность стратегии и тактики развития производства предъявляет новые требования к содержанию управленческой деятельности, вызывая необходимость совершенствования специфических форм инновационного менеджмента.

Управление инновационным потенциалом является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации инновационных стратегий, обеспечивающих устойчивое развитие предприятия. Разработка инновационных стратегий осуществляется на основе оценки потенциальных возможностей предприятия и его инновационного потенциала. Анализ внешнего окружения предприятия позволяет выявлять шансы и факторы риска на рынке, анализ же инновационного потенциала позволяет оценить ресурсы предприятия с точки зрения возможности их использования для предприятия стратегических решений.

Определение стратегии развития предприятия и текущее управление инновационной деятельностью тесно связаны с величиной и структурой инновационного потенциала предприятия, который является необходимым условием осуществления инноваций. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. Это будет способствовать выявлению резервов повышения эффективности его использования, что, в свою очередь, даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности. Немаловажным моментом является и тот факт, что в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема отсутствия общепринятой методики оценки таких возможностей, свободной от субъективных суждений.

Возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые требования к вопросам о выборе наиболее эффективных механизмов использования и оценки инновационного потенциала, управления инновационной деятельностью предприятия. В связи с этим все большее внимание отечественных и зарубежных ученых сосредотачивается на роли инновационного потенциала в развитии предприятия.

Все сказанное выше определяет актуальность проблемы: изучение сущности основных понятий, определение их места в данной области, а также проведение оценки состояния инновационной деятельности и потенциала предприятия.

Целью данной работы является изучение инновационного потенциала современной организации на основе системы показателей оценки и направления его развития.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

. Рассмотреть понятия инновационного потенциала предприятия, изучить его содержание и структуру.

. Провести сравнительный анализ существующих методических подходов к оценке инновационного потенциала предприятия.

. Рассмотреть современное состояние инновационной деятельности предприятий.

. Проанализировать существующую практику управления инновационной деятельностью исследуемого предприятия.

. Разработать систему показателей для оценки инновационного потенциала промышленного предприятия.

. Провести оценку инновационного потенциала объекта исследования, а также сформулировать основные направления совершенствования системы управления инновационной деятельностью рассматриваемого предприятия.

Объектом исследования выступает предприятие ООО “Витстройсервис”.

Большое внимание уделено рассмотрению различных точек зрения и подходов к данной проблеме, для чего использованы учебные материалы и статьи по инновационному менеджменту и состоянию и проблем инновационного потенциала.

1. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

.1 Понятие «инновационного потенциала» организации

Как бы успешно ни функционировало предприятие, но если его руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, оно через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособным. В таких условиях ни одно предприятие не сможет сколько-нибудь долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу.

В связи с этим инновационная деятельность становится главным условием выживания предприятия в условиях рынка. Целенаправленное осуществление инновационной деятельности дает предприятию существенные преимущества по сравнению с конкурентами и увеличивает, в конечном счете, прибыльность его деятельности.

Базой для развития инновационной деятельности предприятия являются подразделения предприятия, способствующие осуществлению различных видов инновационной деятельности, и совокупность характеристик предприятия, определяющих возможность предприятия к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. В данном случае речь идет об обеспечении инновационной деятельности предприятия, которое реализуется через его инновационный потенциал.

Принятие решений по любому направлению инновационной деятельности должно основываться не только на научной значимости полученных результатов исследований, но и с учетом имеющихся технологических возможностей предприятия и возможности реализации инновационной продукции на рынке.

Немаловажное значение при этом имеет эффективное функционирование сложившейся на предприятии системы управления инновационной деятельностью.

Величина инновационного потенциала предприятия является параметром, который позволяет предприятию оценить возможности инновационной деятельности и определить направление инновационного развития в стратегическом плане. Другими словами, осуществление тех или иных направлений инновационной деятельности на предприятии возможно при наличии у него достаточного инновационного потенциала.

Многозначность определения категории «инновационный потенциал», связанная с рассмотрением ее отдельных сторон, выступающих в качестве предмета исследования в различных работах, послужила основанием для проведения критического анализа основных теоретических положений в области инновационного потенциала и обоснования его сущностных, структурно-логических и целевых характеристик в соответствии с целями и задачами исследования.

Определением инновационного потенциала, наиболее полно отражающим его суть и максимально соответствующим целям данного исследования, мы считаем следующую формулировку. Инновационный потенциал - это возможность системы создавать, совершенствовать, использовать нововведения в условиях имеющегося ресурсного обеспечения и экономические отношения внутри системы как способность к осуществлению инновационной деятельности.

Рассмотрение инновационного потенциала предприятия с позиций системного подхода, а не просто как набора ресурсов, позволяет глубже понять это сложное явление и выявить главную его особенность, которая проявляется в синергетическом эффекте, обусловленном внутренними взаимодействиями элементов системы. [5,390]

1.2 Элементы инновационного потенциала

Основу инновационного потенциала предприятия, образуют финансовая, кадровая, материально-техническая, организационно-управленческая, информационная, а также рыночная составляющие.

Главным условием современного развития является не просто создание и увеличение потенциала как такового, а использование имеющегося потенциала и обеспечение его роста в тех направлениях, которые могут обеспечить реальную социально-экономическую отдачу. В связи с этим, в рамках исследования наиболее актуальным представляется вопрос оценки инновационного потенциала на промышленном предприятии.

Составляющие инновационного потенциала промышленного предприятия. Таблица 1.1

Составляющая

Содержание

Финансовая

Инвестиции в НИОКР, нематериальные активы, источники финансирования, финансовая устойчивость и платежеспособность

Кадровая

Состав работающих, доля работающих в интеллектуальной сфере (программисты, исследователи, конструкторы, технологи и др.) в общей численности работающих

Материально-техническая

Современные инновационные и информационные технологии, компьютерные системы, прогрессивное оборудование, материалы, лабораторное и офисное оборудование

Информационная

Совокупность различных видов научной информации и информации по инновациям и инновационной деятельности, научно-техническая литература, литература по патентам, изобретениям, новым наукоемким технологиям, системам и оборудованию, компьютерные системы, научно-техническая документация в виде отчетов, регламентов, другая проектно-конструкторская документация, информация о конкурентах

Организационно-управленческая

Организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура. Современные формы организации и управления инновационной деятельностью

Рыночная

Оценивает уровень конкурентоспособности, наличие спроса, необходимые маркетинговые мероприятия


Сущность оценки инновационного потенциала заключается в создании предпосылок и условий эффективного управления инновационной деятельностью. Одним из условий эффективного управления является создание адекватной управляемому объекту информационно-аналитической базы и механизма ее функционирования, а также рекомендаций по принятию управленческих решений по развитию и воспроизводству инновационного потенциала (Таблица 1.1). [2,184]

.3 Подходы к классификации инновационного потенциала

Основу типологии и классификации инновационного потенциала составляют типология и классификация факторов производства, которую осуществляют по следующим критериям: способ соединения факторов производства, характер участия в производственном процессе, форма вовлечения в процесс производства.

Каждому типу экономической системы будет соответствовать свой инновационный потенциал, возникший на определенном уровне хозяйственного развития как следствие структурных изменений, происходящих в экономике и обусловленных процессом общественного разделения труда. Следовательно, инновационный потенциал является, с одной стороны, результатом процесса структурообразования, с другой - выступает элементом экономической системы, обеспечивающим увязку различных видов инновационной деятельности. Тип инновационного потенциала целесообразно определять исходя из исторического типа хозяйственных систем.

При переходе от командно-административной системы хозяйствования к рыночной изменяется и характер инновационного потенциала. Это проявляется в изменении его структуры, форм связей, способов функционирования. Рыночной экономике соответствует рыночный инновационный потенциал, под которым понимаем все то, что обладает способностью осуществлять и интенсифицировать инновационную деятельность.

Вместе с тем, отметим, что в условиях рыночной экономики процесс общественного производства осуществляется как в частном (рыночном), так и в общественном (нерыночном) секторах. Это предполагает существование, наряду с рыночными формами, нерыночных форм взаимодействия между субъектами инновационного потенциала. В частности, общественный сектор может быть представлен фундаментальными исследованиями и фундаментальной наукой.

Таким образом, в качестве высшего уровня в проводимой систематизации можно выделить рыночный тип инновационного потенциала, различия в формах функционирования которого определяют существование двух подтипов: товарного и нетоварного (Рис. 1.1.). [6,290]

В рамках формирования и развития инновационного потенциала различают три формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационные (товарный) и расширенный. Первый предполагает создание и использование новшества внутри одной организации, что не определяет товарной формы. При простом меж организационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, что через конкуренцию способствует совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

В рамках рыночного типа инновационный потенциал может дифференцироваться, интегрироваться и модифицироваться в различные классы, виды, сохраняющие общие генотипические черты. Модификация и дифференциация инновационного потенциала обусловлена составом, структурой, функциями, состоянием хозяйственной системы, ее взаимодействиями с внешней средой.

Типы инновационного потенциала Рисунок 1.1

Для более детальной систематизации инновационного потенциала его типологию следует дополнить классификацией, которая представляет «устойчивую и достаточно сложную систему распределения некоторого множества объектов на подмножества таким образом, что каждый объект попадает в определенную рубрику системы, именуемую «классом», «родом», «видом», «подвидом» и т. п.».

Классификация инновационного потенциала как сложной системы должна отразить ее основные системные характеристики: функциональность, структурность, динамичность. На основе функционального, структурного и динамического подходов в рамках каждого типа и подтипа инновационного потенциала можно выделить классы, подклассы, объединяющие различные виды инновационного потенциала по признаку принадлежности к определенному уровню хозяйствования, отрасли, субъектам, масштабам деятельности. [10,310]

Как отмечалось выше, инновационный потенциал определяет внутреннюю возможность самой инновационной сферы осуществлять деятельность по привлечению хозяйственных ресурсов, по их переработке для формирования инновационного продукта. Анализ внутренней составляющей инновационного потенциала предполагает использование структурного и функционального подходов. Структурный подход вычленяет структуру инновационной деятельности, а также экономические связи с наукой и производством. Функциональный подход выявляет закономерности инновационного процесса - производство инновационного продукта, его обмен, распределение, потребление и возобновление цикла инновационного процесса.

Таким образом, как система инновационный потенциал взаимодействует со средой, что проявляется в выполнении им определенных функций и позволяет отнести инновационный потенциал к функциональному классу. Вход системы - ресурсная составляющая инновационного потенциала, выходом системы будет являться в данном случае ее технологическая конкурентоспособность. Ее характеристиками служат показатели технологического состояния производства и экспорт способности по высокотехнологичным продуктам и услугам.

Инновационный потенциал предприятия предполагает развитие предприятия посредством инновационно-инвестиционной деятельности. Инновационный потенциал проекта характеризует способность субъекта инновационной деятельности реализовать инновационную идею в виде нового или усовершенствованного технологического процесса.

Таким образом, в итоге получаем уровневый подкласс инновационного потенциала экономической системы.

В динамическом классе инновационного потенциала в качестве критерия деления использованы темпы реализации инновационного потенциала и его состояние на каждой стадии развития. По темпам реализации можно выделить подклассы нарастающего, затухающего, равномерного и скачкообразного инновационного потенциала.

Видовую классификацию инновационного потенциала проведем по следующим критериям - вид обслуживаемых объектов, состав применяемых факторов производства и их роль в процессе производства. Для этого воспользуемся эволюционной теорией факторов общественного производства и соответствующей методологией, согласно которой к основным факторам производства отнесены: человеческий, технико-технологический, природный, институциональный, организационный и информационный. В этой связи понимание инновационного потенциала предполагает выделение в его функциональной структуре следующих элементов:

человеческого потенциала, обеспечивающего условия воспроизводства человеческого фактора;

технико-технологического и природного факторов;

институционального потенциала - институционального фактора;

организационного - организационного фактора;

информационного - информационного фактора;

финансового - человека, капитала и природного фактора.

Коммерческий потенциал обеспечивает функционирование рынков факторов производства, продукции и услуг в инновационной сфере. Проектно-организационный потенциал обеспечивает концентрацию исследователей и разработок в рамках программ и проектов. В качестве основы для выделения подвидового разнообразия можно использовать объектную характеристику инновационного потенциала, что обеспечивает разнообразные предпосылки для осуществления инновационной деятельности. Целесообразно выделить научный, образовательный, технологический, интеллектуальный, квалификационный, управленческий, инфраструктурный и маркетинговый подвиды инновационного потенциала. [11,290]

Таким образом, опираясь на представленную классификацию, можно охарактеризовать типовые и видовые особенности определенного инновационного потенциала. Так, инновационный потенциал относится к подвиду научно-технологическому, виду - научно-техническому, подклассу - развития, классу функционально-структурных и динамических механизмов, подтипу товарных и нетоварных отношений, типу - рыночному.

В основу типологии инновационного потенциала как метода группировки объектов на основе их подобия некоторому образцовому объекту, положен исторически определенный тип хозяйствования, что позволило выделить рыночный тип инновационного потенциала. Классификация инновационного потенциала проведена по критериям функциональности, структурности, уровня, динамичности, что позволило выделить следующие виды и подвиды инновационного потенциала:

по функциям - исследовательский, развития, внедрения, что отражает реализацию определенных функций системы;

по структуре - исходя из отраслевой принадлежности субъекта;

по уровню (локальный, региональный, национальный);

по динамике

исходя из темпов осуществления инновационного потенциала (нарастающий, затухающий, равномерный).

Виды инновационного потенциала обеспечивают создание воспроизводственных условий основных факторов производства, а подвидовое множество объединяет предпосылки для осуществления инновационной деятельности.

Таким образом, представленная типология и классификация позволяет выделить содержательные характеристики инновационного потенциала, а также определить его особенности и специфические черты. Тем не менее, предлагаемые типология и классификация инновационного потенциала не могут охватить все критерии его внутрисистемного деления, поэтому имеется возможность для дельнейшего научного исследования. [12,92]

.4 Оценка инновационного потенциала

Целью оценки инновационного потенциала является возможность определения направлений инновационного развития, обеспечивающих возможности перехода предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции, существенно повысив свою устойчивость и гибкость по отношению к переменам во внешней среде.

Оценка показателей инновационного потенциала предприятия позволяет:

· адекватно оценить состояние и готовность предприятия к инновационным преобразованиям;

· проанализировать и спрогнозировать тенденции развития, выявить основные преимущества и «слабые» места;

· подготовить рекомендации по формированию инновационной стратегии предприятия и механизмам ее реализации, которая позволит укрепить позиции на рынке;

· создать и развивать информационные потоки для принятия эффективных управленческих решений.

Аналитический обзор имеющихся методик показал, что существует явно недостаточное количество разработок для анализа и оценки непосредственно инновационного потенциала предприятия, кроме того, в рассмотренных методиках, как правило, предпочтение отдается балльным, преимущественно экспертным оценкам каждого из учитываемых факторов.

Оценку каждой составляющей потенциала получают в результате опросов, проведенных среди экспертов. Но, как показывает практика, экспертные оценки являются в значительной мере субъективными, кроме того, подобные методики не обладают свойством воспроизводимости, т.е. затруднены для использования внутренними пользователями.

Применение большинства методических подходов, с одной стороны, требует весьма дорогостоящих экспертных процедур, а с другой стороны, не дает возможности убедиться в адекватности полученных результатов и математически оценить их достоверность. Более рационально применять относительные показатели, расчет которых легко произвести по доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.

Определение состава оценочных показателей является важной проблемой методического обеспечения оценки инновационного потенциала предприятия.

Объективность оценки величины инновационного потенциала предприятия может быть обеспечена лишь при правильном выборе системы показателей, позволяющих в комплексе характеризовать потенциал по различным признакам.

Перечень таких показателей должен гарантировать необходимую и достаточную информацию о состоянии инновационного потенциала предприятия и отдельных его элементов с целью принятия своевременных и объективных решений по поводу дальнейшего развития составляющих потенциала и совершенствования их структуры. Наиболее эффективным способом сбора информации является систематическое рассмотрение всех сфер деятельности предприятия (производство, финансы, НИОКР, маркетинг и др.). Источником количественных показателей является внутренняя документация предприятия.

С учетом вышеизложенного, необходимо систематизировать показатели инновационного потенциала в соответствии с составляющими, характеризующими его важнейшие стороны. Такая система показателей должна соответствовать требованию универсальности и простоты ее использования, но в то же время давать объективную информацию, адекватную исследуемому объекту. [14,182]

инновационный персонал экономический

2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

.1 Краткая характеристика деятельности организации

Общество с ограниченной ответственностью «Витстройсервис» одно из предприятий строительных материалов Республики Беларусь.

ООО «Витстройсервис» зарегистрировано решением Витебского областного исполнительного комитета от 27.04.2005 года №229 за №400051892. Юридический адрес: 210010, г. Витебск, ул. Гагарина, 104. УНН - 400051892, ОКПО - 00294616.

Форма собственности - частная.

Основной целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных, культурных и экономических нужд коллектива работников и акционеров общества.

Основным видом деятельности является производство строительных материалов. Лицензируемые виды деятельности осуществляются только на основании специального разрешения (лицензии).

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Акционеры Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Общество не может выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов, кроме кредитов, выдаваемых на строительство жилых помещений.

Общество может в установленном порядке создавать унитарные предприятия, филиалы и представительства, быть учредителем (участником) других хозяйственных обществ и товариществ. Срок деятельности Общества не ограничен.

Основные экономические показатели деятельности ООО «Витстройсервис». Таблица 2.1

Показатели

Ед. изм.

Годы

%



2012

2013


Выручка от реализации

млн. руб.

43054

72694

168,8

Прибыль от реализации

млн. руб.

5653

9681

171,3

Производит, труда

%

100

138,4

+38,4

Среднесписочная численность, всего

чел

284

290

102,1

Полные издержки на произведенную продукцию

млн. руб.

32318

51199

158,4

Затраты на 1 руб. товарной продукции

руб.

0,86

0,88

102,3

Чистая прибыль

млн. руб.

3288

6572

199,9

Рентабельность реализованной продукции

%

17,9

18

100,6

Дебиторская задолженность

млн. руб.

2479

3343

134,9

Кредиторская задолженность

млн. руб.

3047

6325

207,6


Основные рынки сбыта продукции ООО «Витстройсервис» -Республика Беларусь, Российская Федерация и Украина. На всех рынках сбыта имеется явное превышение спроса над предложением, продиктованное стабильным ростом объемов строительства во всех регионах сбыта, что обеспечивает сохранение и наращивание объемов реализации ООО «Витстройсервис».

Основными потребителями продукции являются строительные организации, часть продукции выделяется коммерческим и торговым организациям.

2.2 Анализ элементов инновационного потенциала

Учитывая особенности деятельности предприятия необходимо решить проблему, связанную с разработкой теоретических и методических вопросов по измерению и количественной оценке технического прогресса, организации труда, организации производства и организации управления производством, а также природных факторов и выявлению их влияния на эффективность деятельности предприятия.

При оценке инновационной деятельности предприятия наряду с достигнутым уровнем необходимо принимать во внимание перспективный, прогнозируемый организационно-технический уровень. Если оценка прогрессивности уровня станет одним из основных показателей при проведении итогов деятельности предприятия и мотивации работников, то это будет действенным стимулом ускорения научно-технического прогресса.

Проблема комплексной оценки природных условий производства, технического и организационного уровня предприятия пока еще не решена. Отсутствует единая отраслевая методика, которая охватывала бы все многообразие условий и организации производства.

Слабая теоретическая разработка методических вопросов оценки организационно-технического уровня создает трудности в выявлении резервов и путей повышения эффективности работы, а также в экономическом обосновании инновационных мероприятий.

С учетом изложенных требований к оценке инновационного потенциала, на основе систематизации ряда известных показателей система оценки инновационного потенциала предприятия, представленная в таблице 2.2.

Система показателей оценки инновационного потенциала предприятия. Таблица 2.2.

Показатель

Обозначение

Формула

КЗ 2006

2007

Финансовая составляющая


Доля внутренних затрат на НИОКР и приобретения технологий в общих затратах на производство

К1

К1=Зниокр+Зт/Зоб

0,81

0,95

Наукоемкость выпускаемой продукции

К2

К2=Зниокр/Vпр

0,54

0,6

Обеспеченность интеллектуальной собственностью

КЗ

К3=НА/ВНА

0,12

0,3

Доля затрат на приобретение нематериальных активов в общих внутренних затратах на исследования и разработки

К4

К4=Зна/Зниокр

0,5

0,8

Доля затрат на повышение квалификации и обучение кадров в общем объеме затрат на исследования и разработки

К5

К5=Зок/Зниокр

0,67

0,99

Кадровая составляющая


Доля занятых исследованиями и разработка в общей численности персонала предприятия

К7

К7=Чниокр/Чоб

0,34

0,54

Обеспеченность кадрами высшей квалификации

К8

К8=Чвк/Чниокр

0,57

0,86

Уровень зарплаты научно-технических специалистов

К9

К9=ЗПнтс/ЗПп

0,44

0,54

Материально-техническая составляющая


Технико-технологическая база, предназначенная для НИОКР

К10

К10=Ониокр/Ооб

0,65

088

Прогрессивность оборудования

К11

К11=Опр/Ооб

0,71

1

Модернизация оборудования

К12

К12=Ом/Ооб

0,64

0,98

Коэффициент освоения новой техники

К13

К13=ОПФн/ОПФ

0,4

0,6

Информационная составляющая


Расходы на информационную деятельность

К14

К14=Зид/Зниокр

0,3

0,5

Персонал, занятый информационной деятельностью

К15

К15=Чид/Чниокр

0,37

0,5

Рыночная составляющая


Показатель освоения новой продукции

К16

К16=ВРин/ВРоб

0,8

0,89

Конкурентоспособность продукции

К17

К17=Цi/Цi

0,5

0,5

Технический уровень предприятия


Фондоотдача

Кт1

Кт1=Qтп/Сопф

0,89

1

Фондовооруженность

Кт2

Кт2=Сопф/Nсп

0,61

0,8

Обновление ОПФ

КтЗ

Кт5=Св/Сг

0,02

0,04

Износ оборудования

Кт4

Кт6=Си/Спи

0,1

0,2

Выбытие ОПФ

Кт5

Кт8=1-Свыб/Ст

0,02

0,04

Организация труда


Организация рабочих мест

Kol

Ко1=0,821



Дисциплина труда

КоЗ

Ко5=1-tв+tц/Тобщ

0,76

0,88

Использование квалификации персонала

Ко4

Ко7=Rф/Rp

1

1

Механизация труда

Ко5

Ко8=1-То/То

0,82

0,98

Текучесть кадров

Ко6

Ко9=(Чс+Чпр)/Чсп

0,02

0,04

Организация управления

Ритмичность продажи товаров или доставки грузов

Ky1

Ку1=Nпс/Nобщ

1

1

Качество выполнения управленческих функций

Ку2

Ку4=1-tорг/Тобщ

0,й94

1

Экономичность аппарата управления

КуЗ

Ку5=Ан/Аф*Чн/Чф

1

1

Показатель централизации функций управления

Ку4

Ку6=Чц/Чобщ

0,85

0,98

Показатель организации рабочих мест и обслуживания

Ку5

Ку9=Nоо/Np

0,75

0,85

Показатель условия труда работников управления

Ку6

Ку10=а1*Sф/Sн+а2*Шф/Шн+а3*Оф/Он

0,86

0,98

Показатель эффективности использования рабочего времени

Ку7

Ку11=1-Тнп/То

0,94

1


Представленная система оценки включает оптимальный состав показателей, который позволяет объективно измерить составляющие инновационного потенциала, установить динамику и взаимосвязь общих и частных тенденций развития инновационного потенциала, может служить инструментом для выявления перспективных направлений инновационного развития.

Как уже упоминалось, данные об инновационном потенциале предприятия являются важным информационным ресурсом при принятии управленческих решений. Каждый показатель системы обеспечивает полезную информацию о характеристиках исследуемого объекта, использование системы показателей повышает обоснованность принятия управленческих решений в направлении инновационного развития.

Использование данной системы оценки позволит руководству предприятия реально оценить свои инновационные возможности при подготовке инновационных проектов и программ, избежать нерациональных затрат на нереализуемые проекты.

Анализируя вышеполученные результаты, выделим основные показатели организационно-технического уровня производства, на которые необходимо обратить особое внимание с целью повышения эффективности и производительности труда персонала.

Расчет технического уровня производства предприятия показал, что данное предприятие работает рентабельно, выполняя все поставленные перед ней планы заказов точно в срок с высоким уровнем качества. Однако, что касается обновления ОПФ, то расчет показал довольно низкий уровень обновления ОПФ и введения каких-либо новых технологий в организацию производства предприятия. Выбытие ОПФ также идет медленными темпами, это связано с ремонтом и модернизацией устаревшего оборудования на предприятии.

Организация труда, включающая в себя организацию рабочих мест, условия труда, дисциплину труда, механизацию труда и текучесть кадров, представляет собой довольно неплохую картину. Каждый из сотрудников отдела кадров обеспечен необходимым количеством оргтехники и другого материально-технического оборудования. Показатель условий труда близок к 1, что говорит о нормальных условиях трудовой деятельности персонала. Отдельно взятый работник определенной квалификации соответствует той работе, которую он выполняет. Потери рабочего времени в течение рабочего дня минимальные, что является свидетельством высоко организованной дисциплины коллектива.

Показатели организации управления анализируют деятельность управленческого персонала, использование им рабочего времени, а также централизацию функций управления. Данная группа показателей имеет достаточный уровень, что говорит о сплоченной работе аппарата управления.

Однако хоть и показатели имеют уровень выше среднего бала (5), необходимо провести ряд мероприятий по совершенствованию организации труда персонала, организации производства для достижения наивысшего порогового значения, равного 1, с целью повысить производительность труда для поддержания конкурентоспособности предприятия в целом.

Анализ полученных оценок свидетельствует о наличии инновационного потенциала на рассматриваемом предприятии, который необходимо развивать. [17,375]

Для обеспечения стабильного роста инновационного потенциала ООО «Витстройсервис», а также для целей оперативного управления необходимо периодическое проведение его оценки. Это позволит не просто констатировать состояние потенциала предприятия, а даст возможность построить адекватную его масштабам систему управления инновационной деятельностью.

2.3 Оценка инновационного потенциала

Основным элементом инновационного потенциала ООО «Витстройсервис» выступает кадровая составляющая, поэтому необходимо рассчитать оценку данных качеств структурного подразделения - технического отдела, где численность персонала составляет 6 человек. Все сотрудники данного отдела имеют стаж работы по специальности более 5 лет, высшее образование имеет 6 человек, повышение квалификации за последний квартал прошли 5 работников.

С учетом изложенных требований к оценке профессиональных и деловых качеств персонала предприятия, на основе систематизации ряда известных показателей система оценки профессиональных и деловых качеств персонала, представим данные в виде таблицы 2.3.

Данные системы оценки профессиональных и деловых качеств персонала. Таблица 2.3

Показатель

Обозначение

Формула

КЗ

План

Профессиональных и деловых качеств персонала

Кпд

Кпд=а1*Ккв+а2*Кд

0,7689

0,856

Уровень квалификации персонала

Кп

0,688

0,742

Личностных и деловых качеств

Кдл

0,85

0,93


Показатель профессиональных и деловых качеств персонала рассчитывается по формуле:

 (2.1)

где: Код - показатель профессиональных и деловых качеств;

Кп - показатель профессиональных качеств персонала;

Кд-показатель деловых и личностных качеств персонала;, а2 -коэффициенты, характеризующие степень влияния квалификации и деловых качеств на производительность труда работников (al = 0,52 а2=0,48).

Расчет показателя профессиональных качеств (Кп) производится по формуле:

        (2.2)

где Ч0- численность персонала отдела с высшим образованием;

Чс - численность персонала со стажем работы не менее 5 лет;

Чп - численность персонала, которая прошла повышение квалификации за определенный период времени;

Чоб - общее количество работников в отделе;

,42; 0,36; 0,22 - степень влияния образования Чоб, стажа работы Чс, повышения квалификации Чп на производительность труда работников.

Рассчитаем данный показатель согласно рассматриваемого технического отдела ООО «Витстройсервис».

.

Расчет показателя личностных и деловых качеств персонала производится по следующей формуле:

        (2.3)

где: Kj - аспекты работы, по которым оцениваются деловые качества работника, выражаемые в баллах от 1 до 10: - отношение к делу;

К2 - ответственность за выполнение работы;

К3 - инициативность работника при выполнении задания;

К4 - качество выполняемой работы;

К5 - знание своего дела;

К6 - эффективность работы;

К7 - независимость и самоуверенность;

К8 - честность и порядочность;

К9 - знание своего дела;

К10 - способность утверждать и устанавливать связи;

К11- качество выполняемой работы;12 - готовность к риску;

К13 - целеустремленностьi - степень значимости аспекта работы на результативность труда работника, которая определяется экспертным методом.=0,06; а2=0,06; аЗ =0,06; а4=0,04; а5 =0,05; аб =0,06; а7 = 0,04; а8 = 0,03; а9 = 0,13; а10 = 0,15; al 1 = 0,06; а12 = 0,06; а13 = 0,2.


Расчет личностных и деловых качеств работников.Таблица 2.4.

Аспекты

ФИО работника

Средний бал


Софейчик

Баранник

Великая

Рубанцова

Фесик

Рамус


1

7

8

5

10

7

7

6,2

2

8

9

5

10

8

8

6,7

3

7

8

4

10

7

7

6,0

4

6

7

4

9

6

6

5,3

5

7

8

5

10

8

8

6,3

6

9

9

6

10

9

8

7,2

7

8

9

5

10

7

7

6,5

8

9

8

7

10

8

7

7,0

9

9

10

6

10

9

9

7,3

10

9

10

6

10

10

10

7,5

11

8

10

5

10

8

10

6,8

12

8

10

6

10

9

10

7,2

13

9

10

7

10

9

10

7,5

Кдл

0,832

0,932

0,576

0,996

0,851

0,88

0,84


Анализируя полученные данные в таблице, видно, что уровень показателя оценки деловых качеств по каждому работнику различен, однако, за пороговое значение данного показателя, равного 0,5, ни один работник не имеет. Но все же сотрудница Великая Е.А. при данном анализе показала самый низкий результат, который составил 0,576, что в 1,73 раза ниже, чем показатель деловых качеств Рубанцова К.Г. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на сотрудника №3. Для этого проведем анализ, по каким показателям данный сотрудник слабо работает. Таблица показывает, что показатели КЗ и К4 ниже, чем средний бал 5, а показатели К1, К2, К5, К7, К11 составляют ровно 5 балов.

В связи с этим, необходимо принять следующие решения для сотрудницы технического отдела Великой Е.А.:

1. Указать на слабые позиции (инициативность, настойчивость при выполнении задания, умение планировать и анализировать свою работу, умение принимать решения, готовность к риску, целеустремленность, способностустанавливат связи, ответственность за выполняемую работу);

2. Обратить особое внимание на качество выполняемой работы;

3. Провести ряд мероприятий по повышению квалификации сотрудника;

4. Предупредить, если за определенный период, в течение одного года, он не повысит уровень показателя личностных и деловых качеств до 0,7, то будут приняты меры по понижению ее в должности.

В результате проведенных расчетов показатель профессиональных и деловых качеств персонала составил 0,7538.

Данный показатель показывает довольно неплохой уровень подготовки персонала, однако, необходимо, чтобы данный показатель стремился к 1.

Для этого необходимо провести комплекс мероприятий по достижению наивысшего уровня показателя профессиональных и деловых, личностных качеств сотрудников, в состав которого входит курсы повышения квалификации, работа с персоналом по повышению креативности их деятельности, инициативности принятия решений, умению находить и устанавливать связи, развивать способность к риску

2.4 Анализ организационной структуры предприятия

Организационная структура ООО «Витстройсервис», как и большинства отечественных предприятий, относится к линейно-функциональному типу.

Структура управления ООО «Витстройсервис» создана в строгом соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

В основе ее построения лежит процесс деления предприятия на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. При этом работники предприятия группируется по тем широким задачам, которые они выполняют. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.

Рассмотрим далее основные органы управления ООО «Витстройсервис», их права и обязанности (рисунок 2.1).

Высшее руководство ООО «Витстройсервис». Рисунок 2.1

Генеральный директор Общества осуществляет текущее руководство деятельностью Общества; обеспечивает выполнение решений Собрания акционеров и Наблюдательного совета Общества; несет ответственность за деятельностью Общества; без доверенности действует от имени Общества, представляет его интересы; в пределах своей компетенции и в соответствии с настоящим Уставом распоряжается имуществом Общества; заключает договоры, выдает доверенности на совершение действий от имени Общества, открывает в банковских учреждениях расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами; утверждает штаты Общества, его структурных подразделений; принимает на работу и увольняет работников; определяет компетенцию и организует работу подчиненных ему должностных лиц Общества; применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными ему работниками; утверждает внутренние документы Общества, за исключением отнесенных к компетенции Собрания акционеров и Наблюдательного совета общества; решает другие вопросы, связанные с деятельностью Общества и не отнесенные законодательством или Уставом к компетенции Собрания акционеров или Наблюдательного совета Общества.

В линейном подчинении Генеральному директору находятся руководители функциональных отделов:

главный инженер;

заместитель генерального директора по снабжению и транспорту;

заместитель генерального директора по производству и сбыту;

заместитель генерального директора по техническому развитию.

Алгоритм планирования инновационной деятельности ООО «Витстройсервис» можно представить следующим образом:

а) отдел маркетинга на основе исследований выявляет потребности рынка в новых товарах, услугах;

б) финансовые подразделения составляют примерные калькуляции стоимости новой продукции, занимаются бизнес-планированием;

в) производство выявляет резервы для возможности производства новой техники, а в последствии производит продукт;

г) отдел кадров совместно с руководством подбирает необходимых специалистов для выполнения инновационных работ;

д) руководство принимает окончательное решение о выпуске / не выпуске новой продукции (работ / услуг) и т.д.

Организация управления инновационной деятельностью ООО «Витстройсервис». Рисунок 2.2

Управление инновациями на ООО «Витстройсервис» включает ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе факторов внешней и внутренней среды, потенциал сферы исследований и разработок; систему управления, её организационные формы, этику и культуру предпринимательства.

Процесс формирования инновационных стратегий - наиболее ответственный этап разработки механизма управления нововведениями. Однако на сегодняшний день этот процесс не разработан в достаточной мере.

Во время работы на предприятие постоянно действуют различные факторы, оказывая на него сильное влияние. Эти факторы делятся на внешние (связанные с внешним окружением фирмы: конкуренцией, потребителями, поставщиками, влиянием государственных органов, политической и экономической обстановкой) и внутренними (связаные с самой фирмой, ее целями, задачами, технологией работы, особенностями структуры и кадров, взаимоотношениями в коллективе).

Проанализируем действия внешних и внутренних факторов, влияющих на ООО «Витстройсервис» с использованием SWOT-анализа. (Рисунок 2.3.)

Факторы, влияющие на ООО «Витстройсервис» с использованием SWOT-анализа. Рисунок 2.3.

Анализ действия внутренних факторов:

Сильные стороны:

1.  Внедрение новых технологий и использование собственных достижений.

Новое руководство закупило новейшее оборудование, наняло новых специалистов, повысило квалификацию старых кадров.

2.  Высокий научный потенциал.

Этот завод относился к оборонным предприятиям, выполнял заказы Военно-промышленного комплекса. Соответственно в его распоряжении имелись высококвалифицированные кадры и последние научные достижения страны.

Слабые стороны:

1.  Частая реструктуризация.

Частое изменение структуры отрицательно сказывается на связях между различными отделами, согласованности действий.

2.  Текучесть управленческого состава.

Частая смена начальства не дает возможности руководителю наладить взаимоотношения с подчиненными, что отрицательно сказывается на эффективности работы предприятия и отдела в частности.

Анализ действия внешних факторов

Возможности:

1.  Возможность выпуска качественной продукции по невысокой цене.

Благодаря снижению издержек за счет большого объема производства удалось выйти на приемлемый баланс хорошего качества и цены.

2.  Большой срок нахождения на рынке.

За свой долгий срок существования предприятие создало себе известное в России и за рубежом имя.

3.  Возможность выхода на российский и международный рынок.

Благодаря своему имени и качеству по приемлемой цене предприятие имеет возможность выхода на международные рынок.

Угрозы:

1.  Низкая мобильность на рынке.

Вследствие узкой специализации предприятие не может в короткий срок переквалифицироваться на выпуск другой продукции.

2.  Зависимость от поставщиков.

Предприятие изготовляет все комплектующие для измерительных приборов и пользуется услугами филиалов головного предприятия и вследствие этого находится в зависимости от их поставок.

3.  Иностранная конкуренция.

При выходе на рынок высококачественных измерительных приборов главными конкурентами становятся иностранные предприятия, где цена не является определяющим фактором.

Рекомендации:

Внутренние факторы:

Частые изменения структуры и управленческого состава отрицательно сказываются на работе предприятия, и как решение этой проблемы предлагается внести изменения в политику управления.

Внешние факторы:

Для снижения зависимости от поставщиков, предприятию необходимо повысить эффективность связей между филиалами, что позволило бы обеспечить бесперебойную работу всей организации.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ И НАРАЩИВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Оценивая проведенный анализ инновационного потенциала ООО «Витстройсервис», видно, что не все возможности производства и управления используется для повышения конкурентоспособности предприятия. Для того чтобы усовершенствовать имеющуюся ситуацию, необходимо провести комплекс мероприятий по повышению уровня организации труда, производства, управления, повышение уровня деловых и личностных качеств персонала, повышение организационно-технических показателей.

В целях сохранения и развития инновационного потенциала ООО "Витстройсервис" необходима разработка стратегии инновационного развития, которая должна быть выведена на корпоративный уровень. Это является необходимым условием того, что инновационная деятельность перестанет быть частной задачей отдельного подразделения и станет стратегически важной целью развития предприятия в целом.

Действенным инструментом, способным оказать помощь в разработке и дальнейшей корректировке инновационной стратегии, является проведение постоянного технологического мониторинга состояния инновационного потенциала.

Систематическая оценка инновационного потенциала позволит отслеживать наметившиеся позитивные или негативные тенденции, что даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности.

Для активизации инновационной деятельности на уровне предприятия в целом требуется проработка вопросов определения необходимых функций по управлению инновационными изменениями, оптимального распределения этих функций между руководителями, отделами и подразделениями. В таком случае станет возможным учет и анализ всех составляющих инновационного потенциала, что обеспечит объективную информационную поддержку принимаемых решений, связанных с инновационной деятельностью предприятия.

Для этого требуется в первую очередь построить систему управления непосредственно инновационной деятельностью предприятия. Начать построение такой системы целесообразно с распределения функциональных обязанностей, связанных с инновационной деятельностью группы, и разграничения полномочий между различными подразделениями.

Также, для того чтобы усовершенствовать имеющуюся ситуацию, необходимо провести комплекс мероприятий по повышению уровня организации труда, производства, повышение уровня деловых и личностных качеств персонала, повышение организационно-технических показателей.

Поиск идей по совершенствованию является наиболее ответственным этапом планирования. Источником идей могут быть работники предприятия, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, покупатели, поставщики, конкуренты и т.п. Важно на стадии планирования вовлечь в этот процесс всех сотрудников предприятия. Этого можно добиться, разрешив выдвигать «сырые», недоработанные идеи и предоставляя средства на дальнейшие исследования и разработку тех проектов, которые выглядят наиболее перспективными.

На основе проделанной работы для улучшения всех групп показателей необходимо следующее:

·   Создание в коллективе предприятия организационного климата, который бы способствовал поиску нетрадиционных, новаторских решений и средств их реализации;

·   Выявление с помощью психологов, социологов и управленцев консультантов факторов, блокирующих инновационную деятельность;

·   Создание благоприятного климата для работы новаторов: оставление им дополнительных полномочий в принятии решений на их рабочих местах использование гибких режимов работы; повышение доверия к ним;

- Поощрение нововведений. В этом современный менеджмент видит эффективный метод борьбы с бюрократизмом, рутинерством, косностью мышления.

Введение системы мотивации и стимулирования сотрудников.

Данные мероприятия позволят повысить креативность мышления сотрудников предприятия, повысить производительность труда персонала, помогут создать благоприятную атмосферу в коллективе для осуществления своих функций, укрепить организационную дисциплину с целью уменьшения потери рабочего времени и достижения максимального уровня данного показателя, равного единице.

Особое значение необходимо предать обеспечению каждого сотрудника количеством оргтехники согласно типовым проектам, улучшить имеющиеся условия труда, что, конечно же, потребует дополнительных затрат. Что же касается непосредственно организационно-технических показателей, то все новшества, связанные с ними, потребуют дополнительных финансовых ресурсов. [18,355]

Это и модернизация оборудования, и введение новых технологий и техники, однако данные мероприятия повлекут за собой повышение уровня качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Вопросы, связанные непосредственно с системой организации труда персонала, предприятие может решить самостоятельно. Не должны оставаться в стороне и вопросы, связанные с экономией материалов, топлива и энергии. И если все вышеперечисленные проблемы будут решены, то рассматриваемое предприятие перейдет на довольно высокий уровень функционирования. Будут достигнуты новые позиции в деятельности. Оказываемые услуги будут осуществляться с наивысшим качеством, что приведет к увеличению числа заказчиков и потребителей услуг. От тщательности решения поставленных проблем зависит не только выполнение производственной программы данного предприятия, но и других хозяйственных субъектов, так как установленные в нем объемы поставок ресурсов одновременно являются основанием для разработки плана производства и реализации продукции предприятий-поставщиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход к рыночной экономике требует существенного повышения гибкости производства и восприимчивости к инновациям. Вновь создаваемые предприятия наукоемкого сектора, в отличие от обычных, ориентируются на полный цикл, включающий вначале стадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому они создают перспективные исследовательские группы. На завершающей стадии предусматривается послепродажное сервисное обслуживание. Это делает их более мобильными и позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так и последние достижения науки и техники.

При оценке инновационной деятельности предприятия наряду с достигнутым уровнем необходимо принимать во внимание перспективный, прогнозируемый организационно-технический уровень. Если оценка прогрессивности уровня станет одним из основных показателей при проведении итогов деятельности предприятия и мотивации работников, то это будет действенным стимулом ускорения научно-технического прогресса.

При анализе имеющей ситуации на сегодняшний день, видно, что все группы показателей оценки организационно-технического уровня и профессиональных и личностно-деловых качеств персонала не достигнуты наивысшего показателя, равного единице.

Однако при данном исследовании можно увидеть, что на предприятии имеются определенные возможности на решения всех имеющихся проблем. Но также необходимо привлечь и дополнительные инвестиции в организацию деятельности предприятия для достижения более высоких результатов функционирования.

Потому анализ оценки инновационного потенциала предприятия очень важен для выявления слабых позиций в организации производства, управления, труда персонала, что дает возможность ликвидировать все минусы, имеющиеся на предприятии, повышая уровень всех групп показателей приведенной оценки потенциала.

Для каждого предприятия, организации или фирмы необходимо проводить периодически приведенную в курсовой работе оценку инновационного потенциала, предоставляющую огромные возможности анализа работы предприятия в целом.

На ее основе строится система совершенствования всех рассмотренных показателей: фондоотдача, фондовооруженность, обновление, износ, выбытие ОПФ, организация рабочих мест, условия труда, дисциплина труда, механизация труда, ритмичность продажи товаров, экономичность аппарата управления.

Поэтому приведенный комплексный анализ, основанный на научно-техническом и конъюнктурном прогнозах, определяет в конечном счет техническую политику и перспективу хозяйственной деятельности предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Байнев, В.Ф., Саевич, В.В. Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственной интеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт / В.Ф. Байнев, В.В. Саевич; под общ. ред. проф. В.Ф. Байнсва. - Мн., 2010.-180с.

.       Ермасов, С.В. Инновационный менеджмент: конспект лекций / С.В. Ермасов. - М., 2009. - 184с.

3.      Инновационный менеджмент: методическое пособие. - Киев: РАМО, 2010. - 386с.

.        Инновационный менеджмент: справочное пособие / под ред. П.Н. Завлина. - М.: ЦИСР, 2008. - 568с.

.        Коллонтай, М.М. Инновационный менеджмент / М.М. Коллонтай. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 390с.

.        Кондратьева, Т.Н. Финансы венчурной деятельности / Т.Н. Кондратьева. - Мн.: ООО «Мисанта», 2008. - 290с.

.        Кудашов, В.И. Управление интеллектуальной собственностью: учебное пособие / В.И. Кудашов. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. - 360с.

.        Медынский, В.Г. Инновационное предпринимательство / В.Г. Медынский, Л.Г. Шакурова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 235с.

.        Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент / В.Г. Медынский. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 295с.

.        Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент / Ю.П. Морозов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 310с.

.        Нехорошева, Л.Н. Научно-технологическое развитие / Л.Н. Нехорошева. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 290с.

.        Никитенко, П.Г. Инновационная деятельность и устойчивое развитие: теория и методология / П.Г. Никитенко. - Мн., 2004. - 92с.

.        Рубашный, В.С. Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность: курс лекций / В.С. Рубашный. - Мн.: «ФУАинформ», 2007. - 368с.

.        Стимулирование коммерциализации инноваций / под ред. П.Г. Никитенко. - Мн., 2006. - 182с.

.        Уткин, Э.А. Инновационный менеджмент / Э.А. Уткин, Г.И. Морозова, Н.И. Морозова. - М.: АКАЛИС, 2006. - 569с.

.        Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», 2006. - 560с.

.        Экономические основы инновационной деятельности / под науч. ред. П.Г. Никитенко, С.Ф. Ушакова. - Мн., 2008. - 375с.

.        Якимахо, А.П. Управление объектами интеллектуальной собственности / А.П. Якимахо, Г.И. Олехнович. - Мн.:ГИУСТ БГУ, 2009. - 335с.

.        Зайченко, Н.П. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития / Н.П. Зайченко // Белорусский экономический журнал. - 2011. - №3. - С.35-43.

Похожие работы на - Оценка инновационного потенциала организации (на примере ООО 'Витстройсервис')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!