Проблемы рационального использования совокупного экономического потенциала России в средне- и долгосрочной перспективе

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,78 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы рационального использования совокупного экономического потенциала России в средне- и долгосрочной перспективе

Содержание

Введение

.Теоретические аспекты понятия «совокупный экономический потенциал»

1.1 Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность

.2 Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики

. Проблемы рационального использования совокупного экономического потенциала России в средне- и долгосрочной перспективе

.1 Совокупный экономический потенциал России

.2 Совокупный экономический потенциал РФ в средне- и долгосрочной перспективе

Заключение

Список литературы

Введение

В экономической науке широко используется понятие «потенциал».

Сегодня практически не существует объекта, к которому бы не применялось определение потенциала. Мы постоянно сталкиваемся с народнохозяйственным, экономическим, оборонным, интеллектуальным, инновационным, природно-ресурсным, научно-техническим, кадровым, производственным, строительным, сельскохозяйственным, инфраструктурным, информационным, организационным и многими другими видами потенциалов.

По мнению известных исследователей, научная категория "потенциал" в экономике определяется не выявленными, нераскрытыми, несформированными и не овеществлёнными возможностями. Превратиться в реальные они могут только в результате определенной экономической деятельности. Экономический потенциал, в силу массовости описываемых им явлений, имеет широкую видовую классификацию, построенную на определенных научных основах. В отношении понятия "экономический потенциал" существуют следующие научные парадигмы.

Целью контрольной работы является изучение проблем рационального использования совокупного экономического потенциала России в средне- и долгосрочной перспективе.

Задачи контрольной работы:

рассмотреть теоретические аспекты понятия «совокупный экономический потенциал»;

рассмотреть виды совокупного экономического потенциала;

проанализировать статистические данные совокупного экономического потенциала РФ;

изучить перспективы экономического потенциалы страны в средне- и долгосрочной перспективе.

. Теоретические аспекты понятия «совокупный экономический потенциал»

.1 Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность

Основным направлением функционирования современной экономики России, ее реформирования является устранение сдерживающих факторов и активизация развития экономики. Главная роль в этом отводится развитию и повышению эффективности использования совокупного экономического потенциала. Это позволит создать оптимальные условия для обеспечения активного и одновременно устойчивого экономического роста. Формирование совокупного экономического потенциала является сложным и многоэтапным процессом.

Потенциал - это определенная совокупность ресурсов, средств, которые имеются в национальной экономике и могут быть задействованы при необходимости в производстве. Это также и способность государства, общества изменять определенную сферу деятельности.

Функционирование и развитие национальной и в целом всей мировой экономики основано на экономических ресурсах и факторах. Экономические ресурсы - это то, что необходимо для производства благ - товаров и услуг. От того, в каком количественном и качественном отношении национальная экономика располагает ими, зависят темпы ее развития.

Соединение экономических факторов и ресурсов составляет понятие потенциала национальной экономики. Он достаточно разнообразен по своему видовому содержанию и характеристикам, но в общем позволяет определить возможности национальной экономики к росту.

Совокупный экономический потенциал национальной экономики - это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качественными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке. [3, с.112]

Основным составными элементами совокупного экономического потенциала являются:

) человеческие ресурсы, а именно их количество и качество;

) объем и структура производственного потенциала промышленности;

) объем и структура потенциала сельского хозяйства;

) протяженность, качество и структура транспортной системы страны;

) научно-технический потенциал страны;

) степень развития непроизводственной сферы экономики;

) количество, качество и степень рациональности использования полезных ископаемых.

Совокупный экономический потенциал непосредственно зависит от совокупных производительных сил и объемов богатства национальной экономики. Он непосредственно отражает положение национальной экономики в системе мировой экономики.

Экономический потенциал зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты его использования отличает степень развития национальной экономики, так как определение совокупного экономического потенциала производится при соотнесении объемов и структуры фактического производства благ и степени использования производственных мощностей - производственного потенциала.

Объем экономического потенциала свидетельствует об уровне экономической независимости национальной экономики, ее положении в мировом хозяйстве и качестве жизни населения. Основным составляющим элементом совокупного экономического потенциала являются человеческие ресурсы, а именно их профессиональная и квалификационная структура. В большинстве своем определяющее значение для него имеет уровень развития промышленности. [4, с.156]

Совокупный экономический потенциал следует анализировать со следующих двух позиций:

) с позиции имеющихся в национальной экономике ресурсов, которые могут быть использованы;

) с позиции способности с помощью имеющихся в национальной экономике ресурсов осуществлять конкретную хозяйственную деятельность по производству благ.

Экономические ресурсы не могут быть приравнены к экономическому потенциалу, так как для целей экономического роста необходимо совмещение экономических ресурсов и их эффективного использования. Это связано с тем, что реальный объем производства благ непосредственно зависит от использования совокупности ресурсов - природных, инвестиционных, научно-технических и человеческих.

Соответственно, совокупный экономический потенциал находится в прямой зависимости от обобщенной качественной и количественной характеристики объемов и степени использования всех экономических ресурсов, находящихся в распоряжении национальной экономики, и направления их применения для обеспечения устойчивого экономического роста.

Тем самым отражаются имеющиеся в наличии ресурсы, которые могут быть мобилизованы, и возможности их эффективного применения. Увеличение и развитие совокупного экономического потенциала в качественном и количественном отношении связаны как с увеличением объемов, вовлеченных в национальную экономику ресурсов, так и с повышением эффективности и рациональности их использования для производства благ - товаров и услуг. [10]

Совокупный экономический потенциал состоит из следующих элементов:

) вещественных ресурсов, например, объемов добычи полезных ископаемых, конкретных производственных сооружений;

) степени эффективности использования имеющихся в национальной экономике ресурсов;

) формы организации хозяйственной деятельности;

) вклада отдельных отраслей национальной экономики в совокупный экономический потенциал.

Для анализа совокупного экономического потенциала необходима оценка состояния экономических ресурсов по количественным и качественным параметрам, динамики развития национальной экономики, отраслевой структуры экономики, вклада отдельных отраслей.

Совокупный экономический потенциал по своей структуре состоит из системы потенциалов, которые характеризуются различными качественными и количественными параметрами, тенденциями и закономерностями формирования, факторами, оказывающими влияние на них.

Система совокупного экономического потенциала состоит из:

) природно-ресурсного потенциала;

) материально-производственного потенциала;

) научно-технического потенциала;

) институционального потенциала;

) человеческого потенциала.

.2 Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики

Совокупный экономический потенциал является основой национальной экономики, от которого непосредственно зависят ее нормальное функционирование, а также темпы и масштабы экономического роста. По своей характеристике он неоднороден и существует в нескольких основных видах.

Основными видами совокупного экономического потенциала национальной экономики являются следующие. [5, с.98]

. Ресурсный природный потенциал - это общая совокупность природных ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности.

Этот показатель неоднороден по своему составу и постоянно изменяется в процессе функционирования национальной экономики в зависимости от конкретных экономических причин, например формы, масштаба и ориентации хозяйственной деятельности.

По одной из классификаций выделяют традиционные ресурсы (минеральные, водные, биологические) и нетрадиционные (ветер, солнце). Также их делят на возобновляемые (биологические ресурсы, сила воды и энергия солнца) и не возобновляемые (минеральные ресурсы, почва, вода). Большое значение имеет и такой ресурс, как территория, место проживания населения и размещения производственных мощностей.

Ресурсный природный потенциал состоит из таких видов экономических ресурсов, как:

) сельскохозяйственные. Это все те ресурсы, которые необходимы для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе земля, климатические условия;

) непроизводственные. Это совокупность ресурсов, которые не используются напрямую в хозяйственной деятельности, но они необходимы для нормальной жизнедеятельности населения, например природоохранные зоны, парки, скверы, городские зеленые насаждения;

) промышленные. Это совокупность ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, например минеральные ресурсы, химические.

В их составе выделяют целевые и нецелевые ресурсы. Одноцелевые ресурсы - это ресурсы, которые могут быть использованы исключительно только для хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, минеральные ресурсы. Отличительной их особенностью является исключительная принадлежность к экономической деятельности. Нецелевые ресурсы - это ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для блага населения - обеспечения нормальных условий жизни. К ним относятся, например, водные и лесные ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для отдыха населения. Все больше акцент смещается в сторону пользования нецелевыми ресурсами по причине их ограниченности - либо для хозяйственной деятельности, либо для обеспечения условий нормальной жизнедеятельности населения. Сегодня идет активный поиск равновесия в их использовании.

Обеспеченность ресурсным природным потенциалом России оценивается специалистами как достаточно высокая и достаточная для обеспечения высоких темпов экономического роста. Россия находится на первом месте в мире по запасам сырьевых ресурсов - угля, марганцевой и железных руд, калийных и фосфоритных солей. Сравнительно велика и ее доля в мировых запасах природного газа, химического сырья и цветных металлов, нефти и водных ресурсов. [6, с.104]

Особенности размещения ресурсного природного потенциала состоят в:

) несовпадении структуры географического расположения населения и его размещения;

) высокой степени концентрации на небольших территориях.

Высокая степень концентрации проявляется, например, в том, что более половины всех запасов природного газа сосредоточено менее чем на шести месторождениях. Концентрация сельскохозяйственного ресурса проявляется в том, что большая часть пригодных для использовании земель находятся менее чем на 20% территории страны. Только на 14% территорий совмещаются необходимые климатические условия для ведения сельского хозяйства.

. Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

Общее количество населения России на 2012 г. составляло 145,6 млн чел., что соответствует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин - 63 года, у женщин - 74. Снижение коэффициента рождаемости привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.

Начиная с 2012 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности.

Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2012 г. - 274 человека на 1000 работающих, которые имеют высшее или средне специальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера. [10]

Основным фактором, под влиянием которого происходит размещение человеческого потенциала страны, является размещение производства. Оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве своем он носит незаконный характер. В целях пресечения миграции был принят соответствующий закон, который вводит значительный объем штрафов предприятиям, которые используют нелегальную рабочую силу.

Население России по своему культурному и национальному составу неоднообразно - на территории страны проживает более чем 100 национальностей. Но большую часть населения составляют русские - 81,5%.

В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось качество жизни населения, что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

. Производственный потенциал - это реальная способность хозяйствующих субъектов производить общественные блага на все более высоком количественном и качественном уровне.

Кризисное состояние национальной экономики сказалось на резком снижении производственного потенциала. Вместе с тем на него оказывают влияние те же факторы, которые характерны для производственного потенциала мировой экономики, а именно научно-технический прогресс. Наблюдаются высокие темпы автоматизации и механизации производственного процесса, что существенным образом изменяет структуру производственного потенциала.

Отличительной его особенностью является создание принципиально новых отраслей экономики в результате инновационных научных и технологических разработок. [7, с.87]

Все виды совокупного экономического потенциала - ресурсный природный, человеческий и производственный, - составляют его сущность. Отличительной их особенностью является взаимодействие между собой (например, развитие производственного потенциала невозможно без человеческого).

Национальное богатство - часть совокупного экономического потенциала национальной экономики

Основным составным элементом совокупного экономического потенциала национальной экономики является национальное богатство. Его объем во многом определяет масштабы и темпы экономического роста, что делает актуальной его оценку как одного из показателей функционирования национальной экономики.

Национальное богатство - это совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ - товаров и услуг.

Национальное богатство состоит из следующих основных элементов:

) не воспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, которые не могут быть воспроизведены и являются исчерпаемыми, например полезные ископаемые, памятники культуры и искусства;

) воспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, объем которых может быть увеличен в процессе хозяйственной деятельности, например непроизводственные и производственные активы;

) нематериального элемента. Это ресурсы, которые не имеют вещественного проявления, например, интеллектуальный потенциал страны, качество жизни населения, научно-технический потенциал;

) объема имущественных обязательств перед другими странами. [11]

Объем национального богатства позволяет:

а) определить объем благ - товаров и услуг, находящихся в национальной экономике на определенном временном промежутке;

б) определить совокупную стоимость ресурсного природного потенциала, так как от него непосредственно зависят темпы экономического роста;

в) осуществить комплексный учет нематериальных ресурсов национальной экономики.

При оценке реального объема национального богатства производится учет только тех его составных частей, стоимость которых может быть определена достоверно - исходя из конкретной хозяйственной практики. Поэтому тотальная оценка реального объема национального богатства не распространена в хозяйственной практике стран мира, так как это связано со значительными затратами.

В отечественной практике экономического анализа оценка национального богатства на уровне государства не производилась. Связанные с ним данные представлены только в части оценок нефинансовых и производственных активов, имущества домашних хозяйств. По причине отсутствия общепринятой методики оценки национального богатства элементы национального богатства России Государственным комитетом по статистике не рассчитывались.

На практике для подсчета национального богатства используются элементы системы национальных счетов (СНС). Это позволяет определить его примерный объем, но при этом не требует серьезных материальных и финансовых затрат. Для этого используется такая составляющая СНС, как совокупность институциональных единиц по секторам.

По оценкам Института экономики РАН и Всемирного банка, сегодня национальное богатство всех стран мира составляет 550 трлн долл., в числе которых половина находится у Франции, Германии, Италии, Канады, Японии, США, Великобритании.

Национальное богатство США определено в количестве 24 трлн долл. в текущих ценах. Совокупный объем национального богатства стран СНГ составляет 80 трлн долл.

Основной тенденцией национальных экономик развитых стран является то, что на человеческий капитал приходится более половины национального богатства. Увеличение этого соотношения свидетельствует об уровне развития национальной экономики, так как человеческие ресурсы составляют основу экономического роста. [10]

В России структуру национального богатства составляют: 90% - основной капитал, и оставшиеся 10% распределяются между имуществом домашних хозяйств и оборотным капиталом. Общий объем национального богатства оценивается в 60 трлн долл., более 30 трлн долл. составляет природно-ресурсный. Н. П. Федоренко считает, что в период 1895-2000 гг. физический объем национального богатства России увеличился в 32 раза.

Наращивание национального богатства происходило крайне неравномерно, под влиянием различных как объективных, так и субъективных причин. Темпы его увеличения находились в прямой зависимости от мировых экономических кризисов и возникавших внутренних политических проблем.

Разрушение СССР и образование Российской Федерации по причине неэффективных экономических реформ привели к снижению объемов национального богатства в 1991-1999 гг.

Стабилизация объемов национального богатства произошла только в 2000 г., связано это было с утверждением в должности Президента РФ В. В. Путина. Проводимая М. Е. Фрадковым политика в отношении национального богатства связана с работой по приоритетным национальным проектам, таким как здравоохранение, образование, сельское хозяйство и т. д.

Как показывает практика, ни при одном существовавшем в России государственном режиме так и не была сформирована эффективная система использования и увеличения национального богатства. Достигнутые показатели его использования в большинстве своем состоят из природно-ресурсного потенциала. Это простая эксплуатация ресурсов. По этой составляющей национального богатства Россия во много раз превосходит другие страны мира и постоянно увеличивает этот отрыв. [12]

Выраженная однополюсная структура мирового хозяйства ведет к тому, что Россия существенным образом утрачивает степень контроля за своим национальным богатством. Оно все больше становится предметом передела между экономически развитыми странами, вследствие чего существует реальная угроза превращения страны в «сырьевой придаток» - понятие, подразумевающее ориентацию экономики исключительно на добычу и экспорт сырья.

Ориентация на добычу и продажу сырья является отличительной чертой экономики современной России. Как показывает практика, подобного рода ориентация ведет к тупиковому развитию экономики и делает ее излишне зависимой от мировой экономической конъюнктуры. Подобный режим функционирования национальной экономики ориентирован не на сохранение и увеличение национального богатства, а исключительно на его использование.

Отличительной особенностью использования природно-ресурсной составляющей национального богатства России является то, что она по праву принадлежит всему населению страны, но, по сути, ей владеет только небольшая часть населения. В результате чего от большей части национального богатства устранено население, оно направляется лишь на обогащение небольшой группы олигархов, а не на развитие национальной экономики и человеческого потенциала.

Вполне объективно назрела потребность в разработке новых механизмов эффективного использования природно-ресурсного потенциала страны для обеспечения инфраструктурной трансформации национальной экономики и выведения ее на позиции устойчивого роста и развития. Существует реальная потребность в изменении функционирования национальной экономики с сырьевой ориентации на инновационную. Стимулирование развития наукоемких отраслей экономики позволит повысить эффективность и рациональность использования национального богатства и увеличить участие в нем человеческого потенциала.

2. Проблемы рационального использования совокупного экономического потенциала России в средне- и долгосрочной перспективе

.1 Совокупный экономический потенциал России

Экономика России - шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (паритету покупательной способности) (на 2013 год). По номинальному объёму ВВП за 2012 год Россия занимает 9-е место.

Номинальный ВВП России за 2012 год составил 54,6 трлн рублей, ВВП по ППС - $2,38 трлн. По ВВП на душу населения по ППС Россия на 2012 год занимает 46-е место (по данным ВсемирногоБанка), по номинальному ВВП на душу населения - 52-е место (по данным Международный валютныйФонд). По данным на 2013 год, доля экономики России в мировой экономике - 4,1 %.

Если обратиться к рейтингам, которые публикуются в российских СМИ, то Россия с одной стороны очень богатая страна. Об этом свидетельствует и территория нашей страны и ведущие места, которые мы занимаем в мировых рейтингах. Так у нас 1-е и 2-е места по запускам в космос спутников и космических кораблей, по экспорту стали и первичного алюминия (за пределы страны вывозится 70% метала), по лесным запасам (800,000га, что составляет 45 % территории страны и около 24 % мировых запасов), по добыче и продаже за рубеж нефти (добываем 9,4 млн. барр/сутки, экспортируем 7 млн. барр/сутки), по разведанным запасам серебра (10,5% от мировых), олова, цинка, титана и тяжелых руд, по потреблению растворимого кофе (50000 тонн в год), по разведанным запасам (32% мировых запасов) и экспорту природного газа, по запасам минтая, крабов, осетровых, по запасам леса (но вырубленные леса практически не восстанавливаются: за 15 лет площади ежегодных посадок сократились в 5 раз), по физическому объему экспорта и запасам алмазов (60% мировых запасов). По количеству миллиардеров и числу богатых семей (561 домохозяйство в РФ имеет доход выше 100 млн. долл. в год).[14]

Природные ресурсы: в России добывается в среднем 511 млн тонн нефти и газового конденсата в год, 336 млн тонн угля, 615 тыс. тонн урана, 3 % мировых запасов меди (881 тыс. тонн в год), алмазы, золото и серебро.

С другой стороны, если сравнивать доходы 10% самых богатых и самых бедных людей, то разница составляет 17 раз (это слишком большой разрыв, как известно, нищета может воспроизводить только нищету со всеми известными последствиями), в развитых странах это разрыв - 4-7 раз.

Леса у нас действительно много, но вырубленные леса практически не восстанавливаются, за 15 лет площадь ежегодных посадок сократились в 5 раз.

Мы занимаем первые места по количеству курящих подростков и по употреблению табака на душу населения (ежегодно от болезней, вызванных курением, умирает до 500 тыс. россиян), по числу смертей от сердечнососудистых заболеваний. По количеству онкологических больных на душу населения (70% больных из-за поздней диагностики погибают в первый год после обнаружения заболевания), по числу самоубийств подростков среди стран Европы (из каждых 100 тыс. российских подростков 35 мальчиков и 8 девочек кончают жизнь самоубийством), по числу детей-сирот (из 40 млн. детей более 700 тыс. - сироты), по количеству авиакатастроф (у нас аварии самолетов случаются в 13 раз чаще, чем в остальных странах мира). Зато у нас 155-е место по продолжительности жизни (в среднем россияне живут около 67 лет, причем мужчины сильно отстают от женщин, едва доживая до 60 лет).

По данным Института международных экономических и политических исследований РАН:

среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, по «индексу технологий» Россия занимает последнее место;

за последние 10 лет уровень изобретательской активности в стране снизился на 90%;

современного оборудования для проведения экспериментов нет. [13]

Приборостроение практически уничтожено. На сегодняшний день доля отечественной техники на рынке Российской Федерации не превышает 20%.

Как свидетельствуют данные Всемирного банка, по суммарному показателю конкурентоспособности экономики (380 показателей, включая уровень развития НИОКР) Россия занимала в 1994 году место в четвертой десятке из 180 стран мира. За последние 20 лет наша страна переместилась во вторую сотню.

Около 80% крупнейших российских компаний зарегистрировано в оффшорах, что подрывает экономическую безопасность страны (в США порядка 3% компаний оперируют оффшорами).

На протяжении уже 20 лет инвестиции в культуру, образование и науку в России почти самые низкие в мире. А коррупция и криминализация - самые высокие. В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8-4% ВВП в последние годы) Россия в 2010 году была на 109-м месте из 198 стран. Для сравнения: в США - 5,5% ВВП; в Швеции и Норвегии - 6,7%; Словении - 5,2%, Франции - 5,6%, Канаде - 4,9%. [12]

Не смотря на это, объем инвестиций в основной капитал увеличился на 4,9% по сравнению с 2,9% годом ранее. За тот же период приток прямых иностранных инвестиций в частном небанковском секторе составил 28,3 млрд. долл., что на 4,6 млрд. долл. выше соответствующего показателя в 2011 г. Немаловажно, что приток прямых иностранных инвестиций наблюдался на фоне общего оттока частного капитала, объем которого по итогам 2012 г. составит не менее 70 млрд. долл. Это может свидетельствовать о постепенном росте инвестиционной привлекательности реального сектора российской экономики, несмотря на ее по-прежнему высокую уязвимость для внешних шоков.

В то же время в 2012 г. были сделаны важные шаги, способные существенно усилить позиции России в мировой экономике. Главное достижение связано с завершением продолжавшегося 18 лет переговорного процесса по присоединению России к ВТО. В соответствии с достигнутыми договоренностями, средневзвешенная ставка импортной пошлины в России будет снижена с 10% до 7,8%; при этом средневзвешенная ставка по сельскохозяйственным продуктам снизится по сравнению с 13,2% в 2013 г. до 10,8%, а ставка по промышленным товарам - с 9,5% до 7,3%. В то же время доступ к принятым в ВТО механизмам устранения торговых ограничений и разрешения торговых споров способен существенно укрепить международные позиции российских экспортеров. Ожидается, что уже в 2013 г. ряд отраслей в первую очередь металлургия смогут почувствовать позитивные изменения в данной сфере. Кроме того, присоединение к ВТО будет служить важным фактором, повышающим инвестиционную привлекательность страны. До настоящего времени Россия была единственной крупной экономикой, остававшейся за пределами ВТО, что накладывало негативный отпечаток на ее восприятие в глобальном бизнес-сообществе. После присоединения на Россию будут распространяться принятые правила защиты прав участников внешнеэкономических операций в т.ч. инвесторов, что позволит более полно использовать возможности международного экономического сотрудничества. Мнения противоречивы, так по оценкам Всемирного банка третья часть экономики России выиграет (это, прежде всего, топливно-энергетический комплекс, металлургические компании). Похоже, проиграют сельское хозяйство, пищевая промышленность, авиационное приборостроение, отрасли, производящие технологическое, строительное, научное оборудование, и т.д. [11]

Оборонно-промышленный комплекс: Доля России на мировом рынке вооружений составляет 23 %, и уступает только доле США (32 %). В денежном исчислении в 2011 году экспорт продукции военного назначения впервые превысил 10 млрд долларов США. РФ имеет многомиллиардные контракты на поставку вооружений и продукции двойного назначения с Индией, Венесуэлой, Китаем, Вьетнамом, Алжиром, Кувейтом, Грецией, Ираном, Бразилией, Иорданией, Сирией, Малайзией, Индонезией, Перу.

Судостроение: В 1996-2006 годах на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов. К 2008 году этот показатель повысился до 6 %, в 2009 году составил 8 %. В 2009 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей. Объём производства в российском судостроении за 11 месяцев 2010года увеличился на 50 %. В 2011 год российское судостроение вошло с ростом в 62 %.

Авиакосмическая промышленность: По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения - на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов).В 2011 году объём выручки российских предприятий авиапрома составил более 504 млрд рублей, из которых 31 % - доля самолётостроения, 18 % - вертолётостроения, 24 % - двигателестроения, 8 % - агрегатостроения, 11 % - приборостроения, 8 % - производства спецтехники. За этот год в России было выпущено более 100 военных самолётов. По объёму финансирования гражданской космической деятельности по данным последних лет Россия занимает шестое место в мире. В настоящее время агентством Роскосмос заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической деятельности с 19-ю странами; среди них США, Япония, Индия, Бразилия, Швеция, Аргентина и страны, входящие в Европейское космическое агентство (ЕКА) [14]

Железнодорожная промышленность: Ряд российских вагоностроительных предприятий ведут активное сотрудничество в совместном производстве и разработке оборудования для железнодорожной отрасли с рядом зарубежных компаний, среди которых Alstom, Siemens, Starfire Engineering&Technologies, Nippon Sharyo Ltd, American Railcar Industries и Amsted Rail. В мае 2010 года ОАО РЖД подписало с Трансмашхолдингом два контракта, на поставку 200 - пассажирских электровозов, и 221 - для грузовых перевозок. Общая сумма контракта свыше 2 млрд евро.

Химическая промышленность: Доля химической промышленности в структуре ВВП России в 2007 году составляла около 6 %, в структуре экспорта - около 5 %, в отрасли было сосредоточено почти 7 % основных фондов промышленности. В 2009 году было экспортировано 3,1 млн тонн аммиака на сумму $626 млн, 814 тыс. тонн метанола на сумму $156 млн, 22 млн тонн минеральных удобрений на сумму $5,6 млрд, 702 тыс. тонн синтетического каучука на сумму $1,2 млрд. На саммите АТЭС-2010 Россия, Япония и Китай подписали контракт на строительство в Татарстане завода по производству карбамидных удобрений общей стоимостью $1 млрд., ввод в эксплуатацию намечен на 2015 г. [14]

Черная металлургия: Чёрная металлургия является одной из лидирующих отраслей российской экономики по темпам технологического перевооружения и модернизации. За первое десятилетие XXI века в отрасль было инвестировано свыше 1,2 трлн рублей, из которых более 695 млрд рублей - в 2009-2011 годах. В частности была проведена модернизация производства с целью повышения его ресурсоэффективности и освоения производства новой продукции с высокой добавленной стоимостью. Одним из результатов этого стало то, что к 2012 году отрасль полностью избавилась от энергозатратного мартеновского способа выплавки стали, перейдя на современные методы.

Россия осуществляет экспорт электроэнергии в значительных объёмах, главным образом в Финляндию, Литву, Китай, Монголию. В 2010 году из России было экспортировано 17,9 млрд квт*ч электроэнергии на сумму $789 млн, в 2011 году - 19,0 млрд кВт*ч на $1,03 млрд.

Атомная энергетика: На начало 2010 года за Россией было 16 % на рынке услуг по строительству и эксплуатации АЭС в мире. Согласно исследованию РБК от июля 2011 года, на сегодня «Атомстройэкспорт», основным акционером которого является государственная корпорация Росатом, сохраняет за собой 20 % мирового рынка строительства АЭС.

Ветроэнергетика: Технический потенциал ветровой энергии России оценивается свыше 50 000 млрд кВт·ч/год. Экономический потенциал составляет примерно 260 млрд кВт·ч/год, то есть около 30 % производства электроэнергии всеми электростанциями России.

По состоянию на 1 октября 2013 года совокупный внешний долг России составляет $598 млрд. По отношению к ВВП страны российский внешний госдолг составляет лишь 2 %, что является одним из самых низких показателей в мире.

В рейтинге конкурентоспособности стран мира, составленном в 2010 году аналитической группой Всемирного экономического форума, Россия находится на 63 месте из 133.

По индексу развития информационнно-коммуникационных технологий, составленному Международным союзом электросвязи, Россия находится на 38-м месте из 155 стран (2012 г.). Россия в последние годы поднимается в этом рейтинге. Например, в 2003-2008 годах Россия занимала в нём 50-е место, в 2011 году - 40-е.

По версии компании Economist Intelligence Unit, Россия по индексу качества жизни находилась на 101 месте из 111. [11]

2.2 Совокупный экономический потенциал РФ в средне- и долгосрочной перспективе

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" развитие совокупного экономического потенциала России в средне- и долгосрочной перспективе предусматривает:

а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;

б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;

в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;

г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;

д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.

* в области стратегического планирования социально-экономического развития: совокупный экономический потенциал

Приготовление и внесение до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики;

Утверждение до 31 декабря 2012 г. основные государственные программы Российской Федерации, в том числе такие как "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Культура России", "Социальная поддержка граждан", "Развитие науки и технологий" и "Развитие транспортной системы";

* в области совершенствования бюджетной, налоговой политики, повышения эффективности бюджетных расходов и государственных закупок:

Приготовление и внесение до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающий определение механизма использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также формирования, использования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

Реализовать до 1 ноября 2012 г. мероприятия по упрощению бухгалтерской (финансовой) отчетности для отдельных категорий субъектов экономической деятельности;

* в области приватизации и совершенствования управления государственным имуществом:

внесение до 1 ноября 2012 г. изменения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы и утверждение прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы, предусмотрев завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний "несырьевого сектора", не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса;

Обеспечение до 1 ноября 2012 г. внесение в нормативные правовые акты изменений, направленных на ограничение приобретения компаниями с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50 процентами акций, государственными унитарными предприятиями, а также организациями, контролируемыми этими компаниями и предприятиями, акций и долей хозяйственных обществ;

Обеспечение до 1 декабря 2012 г. разработки и реализации компаниями с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50 процентами акций, программ отчуждения непрофильных активов;

* в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности:

обеспечение до 1 января 2015 г. существенного сокращения сроков прохождения процедур субъектами предпринимательской деятельности и стоимости этих процедур в следующих сферах государственного регулирования: строительство, подключение к сетям, меры налогового стимулирования и налоговое администрирование, таможенное администрирование, в том числе при реализации дорожных карт по совершенствованию делового климата, разработанных в рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации;

Обеспечение организацию начиная с 2013 года обязательного публичного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием;

* в области модернизации и инновационного развития экономики:

Предусмотреть до 1 июля 2013 г. в составе разрабатываемых государственных программ Российской Федерации мероприятия по развитию национальной инновационной системы в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также формирование системы технологического прогнозирования, ориентированной на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики, с учетом развития ключевых производственных технологий;

утверждение до 1 января 2013 г. государственные программы Российской Федерации, включая такие как "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности", "Космическая деятельность России", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", "Развитие судостроения", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", а также Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и при необходимости осуществить корректировку стратегий, направленных на модернизацию и развитие ведущих секторов экономики, предусмотрев увязку указанных программ и отраслевых стратегий с формируемыми приоритетными технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров. [2]

Указ Президента РФ от 07. 05. 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" предусматривает:

) обеспечение достижения следующих показателей:

а) уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации (далее - граждане) качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году - не менее 90 процентов;

б) доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году - не менее 90 процентов;

в) доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году - не менее 70 процентов;

г) снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, к 2014 году - до 2;

д) сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг к 2014 году - до 15 минут.

) обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", предусмотрев при этом:

организацию поэтапного предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" - до 1 января 2015 г. [1]

Заключение

Совокупный экономический потенциал национальной экономики - это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качественными количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

Совокупный экономический потенциал непосредственно зависит от совокупных производительных сил и объемов богатства национальной экономики. Он непосредственно отражает положение национальной экономики в системе мировой экономики.

Экономический потенциал зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты его использования отличает степень развития национальной экономики, так как определение совокупного экономического потенциала производится при соотнесении объемов и структуры фактического производства благ и степени использования производственных мощностей - производственного потенциала.

Россия располагает многими объективными предпосылками для того, чтобы стать одним из наиболее развитых государств мира, обеспечивающих своему народу достойное существование и гармоничное развитие в мировом сообществе.

Своеобразие России, прежде всего в том, что она - крупнейшее государство мира, имеющее древнюю историю и разнообразную многонациональную культуру, обладающее богатейшими природными, интеллектуальными и духовными ресурсами.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 07. 05. 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"

2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"

3. Спиридонов И. А. Мировая экономика: Учеб. пособие / И.А. Спиридонов; Московский государственный открытый университет. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 272 с.

4. Раджабова З. К. Мировая экономика: Учебник / З.К. Раджабова. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 304 с.

5. Спиридонов И. А. Мировая экономика: Учеб. пособие / И.А. Спиридонов. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 128 с.

6. Кудров В. М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития: Учебное пособие / В.М. Кудров; Государственный университет - Высшая школа экономики. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 399 с

7. Щербанин Ю. А. Мировая экономика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / под ред. Ю. А. Щербанина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 519 с.

8. Любецкий В. В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 350 с.

. http://www.consultant.ru/

Похожие работы на - Проблемы рационального использования совокупного экономического потенциала России в средне- и долгосрочной перспективе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!