Основы иновационного менеджмента

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,84 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы иновационного менеджмента

1.Классификация инвестиционных ресурсов

В экономической литературе чаще всего встречается следующее определение инвестиционных ресурсов: «денежные средства и иные активы, привлекаемые для осуществления вложений в объекты инвестирования». Таким образом, инвестиционные ресурсы помимо денежной, могут привлекаться в следующих альтернативных формах:

·природные ресурсы (земля, водные ресурсы, полезные ископаемые и др.);

·трудовые ресурсы (рабочая сила в трудоспособном возрасте);

·материально-технические ресурсы (основные производственные фонды и оборотный капитал);

·информационные ресурсы (НИОКР, все виды интеллектуально-информационных услуг).

Реальные средства, которые предназначены и практические используются в инвестиционной деятельности, образуют собой инвестиционные ресурсы.

Обычно, на инвестиционные ресурсы, которые привлекаются в альтернативных формах, приходится самая большая доля, значительная их часть мобилизуется в денежном эквиваленте.

В экономической литературе инвестиционные ресурсы, которые привлекаются в денежном эквиваленте, именуются как источники финансирования инвестиций.

Ниже будет представлена классификация инвестиционных ресурсов:

·источники формирования;

·средства федерального бюджета,

·средства региональных и местных органов,

·средства предприятий и организаций,

·рынок приватизированных объектов,

·рынок недвижимости, валютный рынок,

·рынок ценных бумаг организаций,

·депозиты и иные счета юридических и физических лиц,

·прямые вклады населения,

·средства иностранных юридических и физических лиц,

·совместные инвестиции субъектов РФ и иностранных государств,

·банковские и коммерческие кредиты,

·кредиты международных финансовых организаций,

·гуманитарная помощь иностранных международных организаций;

Формы представления;

·на конкурсной основе, по специальному назначению;

·Направления использования инновационные проекты,

·государственный (муниципальный заказ),

·приоритетные сферы, целевые программы,

·региональные программы социально - экономического развития;

·формы возвратности;

·на возмездной основе, на частично - возмездной основе,

·на безвозмездной основе.

2.Основные принципы оценки эффективности инвестиций

Эффективность инвестиционного проекта отражает соответствие проекта целям и интересам его участников. Необходимо оценивать следующие виды эффективности:

) эффективность проекта в целом (включает в себя общественную (социально экономическую) и коммерческую (финансовую) эффективность проекта);

) эффективность участия в проекте (определяется с целью проверки реализуемости инвестиционного проекта и заинтересованности в нем всех его участников).

Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов:

) рассмотрение и анализ проекта от проведения пред инвестиционных исследований до прекращения проекта;

) моделирование денежных потоков;

) сопоставимость условий сравнения различных проектов для качественного выбора альтернативных решений об инвестировании;

) положительность и максимум эффекта.

Для инвестора эффективным будет такой инвестиционный проект, при котором эффект от его реализации положителен;

) учет фактора времени;

) учет предстоящих затрат и поступлений;

) учет всех наиболее существенных последствий проекта;

) учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов;

) учет влияния на эффективность инвестиционного проекта потребности в оборотном капитале (ее росте), необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта производственных фондов, и их расширенного воспроизводства;

) оценка влияния инфляции, возможности использования при реализации проекта нескольких валют;

) учет влияния неопределенностей и рисков реализации инвестиционного проекта.

Основными показателями, используемыми для расчетов эффективности инвестиционного проекта, являются:

коммерческая (финансовая) эффективность, показывающая финансовые результаты реализации инвестиционного проекта;

бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия реализации проекта для бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов;

экономическая эффективность, учитывающая соотношение затрат и результатов по инвестиционному проекту;

социальная эффективность, отражающая социальные последствия реализации инвестиционного проекта;

экологическая эффективность, характеризующая экологические последствия реализации инвестиционного проекта.

3.Процесс управления риском

Одной из основных причин неэффективного управления рисками является отсутствие ясных и четких методологических основ этого процесса. Анализ приводимых в литературе принципов управления рисками показывает их разрозненность, а отдельным попыткам их систематизации присуще множество спорных моментов. Тем не менее, анализ исследований в области методологии управления рисками с учетом требований современной экономики позволяет сформировать систему принципов управления рисками:

·решение, связанное с риском, должно быть экономически грамотным и не должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

·управление рисками должно осуществляться в рамках корпоративной стратегии организации;

·управлении рисками принимаемые решения должны базироваться на необходимом объеме достоверной информации;

·при управлении рисками принимаемые решения должны учитывать объективные характеристики среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;

·управление рисками должно носить системный характер;

·управление рисками должно предполагать текущий анализ эффективности принятых решений и оперативную корректуру набора используемых принципов и методов управления рисками.

Сущность каждого этапа управления рисками предполагает применение различных методов.

Весь процесс управления рисками можно отобразить следующим образом:

. Постановка целей управления рисками;

. Анализ риска;

. Качественный анализ

. Количественный анализ;

. Анализ эффективности принятых решений и корректура целей управления рисками, и к началу.

Этап постановки целей управления рисками характеризуется использованием методов анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, выявления возможностей и потребностей предприятия в рамках стратегии и текущих планов его развития.

На этапе анализа риска используются методы качественного и количественного анализа: методы сбора имеющейся и новой информации, моделирования деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы и т.п.

На третьем этапе производится сопоставление эффективности различных методов воздействия на риск: избежание риска, снижения риска, принятия риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завершается выработкой решения о выборе их оптимального набора.

На завершающем этапе управления рисками выбранных методов воздействия на риск. Результатом данного этапа должно стать новое знание о риске, позволяющее, при необходимости, откорректировать ранее поставленные цели управления риском.

Таким образом, на каждом из этапов используются свои методы управления рисками. Результаты каждого этапа становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками.

Базовым этапом, позволяющим сформировать дальнейшую стратегию управления рисками является этап анализа риска.

Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:

определение потенциальных зон риска;

выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;

Прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствии проявления выявленных рисков.

·Методы качественного анализа можно разделить на четыре группы:

·Методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации;

·Методы сбора новой информации;

·Методы моделирования деятельности организации;

·Эвристические методы качественного анализа;

Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа.

На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущерба или выгоды.

Рассматривая всю совокупность методов количественного анализа рисков, можно сказать, что применение конкретного метода зависит от множества факторов:

·для каждого типа анализируемого риска существуют свои методы анализа и конкретные особенности их реализации. Например, при анализе технико-производственных рисков, связанных с отказом оборудования наибольшее распространение получили методы построения деревьев;

·для анализа рисков существенную роль играет объем и качество исходных данных. Так, если имеется значительная база данных по динамике РОФ, возможно применение методов имитационного моделирования и нейронных сетей. В противном случае вероятнее всего применение экспертных методов или методов нечеткой логики;

·при анализе рисков принципиально важно учитывать динамику показателей, влияющих на уровень риска. В случае анализа рисков на рынках в состоянии шока ряд методов попросту неприменим;

·при выборе методов анализа следует принимать во внимание не только глубину расчетных данных, но и горизонт прогнозирования показателей, влияющих на уровень риска;

·большое значение имеет срочность и технические возможности проведения анализа.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что для эффективного анализа всего многообразия рисков в деятельности предприятия необходимо применять целый комплекс методов, что, в свою очередь, подтверждает актуальность разработки комплексного механизма управления рисками.

В современных условиях хозяйствования, характеризующихся политической экономической и социальной нестабильностью существующая на предприятии система управления должна включать механизм управления рисками.

Первым этапом формирования механизма управления риском на предприятии является создание службы риск менеджмента. На сегодняшнем этапе развития российской экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса РОФ, выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполнением.

Источниками информации, предназначенной для анализа риска являются:

·бухгалтерская отчетность предприятия. Данные документы (баланс, отчет о прибыли и убытках, о движении денежных средств и т.д.) в сжатой форме содержат всю официальную информацию о предприятии - состояние основных фондов, уровень запасов материалов и готовой продукции, величину дебиторской и кредиторской задолженностей, финансовые результаты деятельности предприятия и пр. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия позволит выявить значительную долю деловых, кредитных, организационных рисков;

·организационная структура и штатное расписание предприятия;

·анализ данной информации позволяет выявлять организационные риски;

·карты технологических потоков (технико-производственные риски);

·договоры и контракты (деловые и юридические риски);

·себестоимость производства продукции. Ее анализ позволяет выявить подавляющее большинство РОФ и определить денежное выражение потерь из-за возникновения рисковых ситуации;

·финансово-производственные планы предприятия. Полнота их выполнения дает возможность комплексно оценить устойчивость предприятия ко всей совокупности рисков.

По завершении сбора информации предназначенной для анализа рисков. служба риск-менеджмента получит возможность реально оценить динамику показателей деятельности предприятия с учетом воздействий внешних и внутренних социально-экономических и политических факторов, что позволит всесторонне и профессионально спрогнозировать будущее состояние рыночной конъюнктуры и реально оценить возможные риски.

Логическим продолжением работы службы риск-менеджмента должно стать формирование программы мероприятий по управлению рисками, при разработке которой должно быть учтено следующее:

·размер возможного ущерба и его вероятность;

·существующие механизмы снижения риска, предлагаемые государством и их производственно-экономическая эффективность;

·производственно-экономическая эффективность предлагаемых службой мероприятий по снижению рисков;

·практическая возможность реализации мероприятий в рамках выделенного лимита средств;

·соответствие мероприятий программы существующим нормативным актам, целям долгосрочного и краткосрочного планирования развития предприятия и основным направлениям его финансовой политики;

·субъективное отношение к риску разработчиков программы и руководства предприятия.

При разработке программы мероприятий по управлению рисками специалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба, В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия.

Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий по снижению рисков, с указанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц, ответственных за выполнение данной программы. Программа обязательно должна утверждена руководством предприятия и учтена, при финансово-производственном планировании.

При этом рекомендуется аккумулировать всю информацию об ошибках и недостатках разработки программы, проявившихся в ходе ее реализации. Такой подход позволит провести разработку последующих программ мероприятий по снижению рисков на более качественном уровне с использованием новых полученных знаний о риске.

4.Основные методы отбора и оценки эффективности инвестиционно-инновационных проектов

Экспертиза должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта. Представленные инвесторам инновационные проекты, должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей по вариантам должны быть сопоставимы. Сопоставимость представленных проектов определяется по: объему работ, производимых с применением новых методов (технологий, оборудования и т.п.); качественным параметрам инноваций; фактору времени; уровню цен, тарифов; условиям оплаты труда.

Один из важнейших принципов менеджмента - обеспечение много вариантности мероприятий. Без анализа зарубежного опыта, опыта непосредственных конкурентов инвестиции могут уйти впустую. Следует помнить о соотношении 1:10:100:1000, где 1 доллар - «экономия» на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10, 100, 1000 - потери на последующих стадиях жизненного цикла решения. В условиях рыночной экономики вариант инновационного проекта выбирается с учетом интересов инвестора.

При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. Здесь требуется учесть важнейшее свойство систем - эмерджентность, которое обусловливает неравенство совокупного эффекта от комплекса мероприятий и величины эффектов от раздельного их проведения. В основе сравнения инновационных вариантов лежит принцип комплексного подхода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации данного варианта решения. Одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Значительная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов. Это противоречие устраняется с помощью так называемого метода приведенной стоимости, или дисконтирования, т.е. приведения затрат и результатов к одному моменту. В качестве такого момента времени можно принять, например, год начала реализации инноваций. Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. С помощью дисконтирования в финансовых вычислениях учитывается фактор времени. Идея дисконтирования состоит в том, что для фирмы предпочтительнее получить деньги сегодня, а не завтра, поскольку будучи инвестированы в инновации, они завтра уже принесут определенный дополнительный доход. Кроме того, откладывать получение денег на будущее рискованно: при неблагоприятных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а то и совсем не поступят. Разность между будущей стоимостью и текущей стоимостью называется дисконтом.

Коэффициенты дисконтирования рассчитываются по формуле сложных процентов:

=(1+I) tp,

где I - процентная ставка, выраженная десятичной дробью (норматив дисконтирования);- год приведения затрат и результатов (расчетный год);- год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному.

При положительной величине нормы процента на капитал i коэффициент дисконтирования всегда меньше единицы (в противном случае деньги сегодня стоили бы меньше, чем деньги завтра).

Метод начисления по сложным процентам заключается в том, что в первом периоде начисление производится на первоначальную сумму кредита, затем она суммируется с начисленными процентами и в каждом последующем периоде проценты начисляются на уже наращенную сумму. Таким образом база для начисления процентов постоянно меняется. Иногда данный метод называют «процент на процент».

Чем ниже ставка процента и меньше период времени t, тем выше современная величина будущих доходов. С помощью дисконтирования определяется чистая текущая стоимость проекта. Чистую текущую стоимость называют также «чистым приведенным доходом» (W).

Общее правило при принятии решения таково: инновации следует осуществлять, если ожидаемый уровень дохода на капитал не ниже (или равен) рыночной ставки процента по ссудам. Процент выполняет важнейшую роль в решении задачи эффективного распределения ресурсов в рыночном хозяйстве, - выборе наиболее доходного из возможных инновационных решений. Сравнение уровня дохода на капитал с процентной ставкой - это один из способов обоснования эффективности инноваций.

Метод перечня критериев. Суть метода отбора инвестиционных проектов с помощью перечня критериев заключается в следующем: рассматривается соответствие проекта каждому из установленных критериев и по каждому критерию дается оценка проекту. Метод позволяет увидеть все достоинства и недостатки проекта и гарантирует, что ни один из критериев, которые необходимо принять во внимание не будет забыт, даже если возникнут трудности с первоначальной оценкой. Критерии, необходимые для оценки инвестиционных проектов, могут различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее отраслевой принадлежности и стратегической направленности. При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые вытекают непосредственно из целей, стратегии и задач организации, ее ориентации долгосрочных планов. Проекты, получающие высокую оценку с позиции одних целей, стратегий и задач, могут не получить ее с точки зрения других.

Основными критериями для оценки инвестиционных проектов являются:

. Цели организации, стратегия, политика и ценности:

совместимость проекта с текущей стратегией организации и долгосрочным планом;

оправданность изменений в стратегии организации (в случае, если этого требует принятие проекта);

соответствие проекта отношению организации к риску;

соответствие проекта отношению организации к нововведениям;

соответствие проекта требованиям организации с учетом временного аспекта (долгосрочный или кратко срочный проект);

соответствие проекта потенциалу роста организации;

устойчивость положения организации;

степень диверсификации организации (то есть количество отраслей, не имеющих производственной связи с основной отраслью, в которой осуществляет свою деятельность организация, и их доля в общем объеме ее производства), влияющая на устойчивость ее положения;

влияние больших финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел в организации;

влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел в организации.

размер инвестиций (вложения в производство, вложения в маркетинг; для проектов НИОКР затраты на проведение исследования и стоимость развития, если исследование успешно);

потенциальный годовой размер прибыли;

ожидаемая норма чистой прибыли;

соответствие проекта критериям экономической эффективности капиталовложений, принятым в организации;

стартовые затраты на осуществление проекта;

предполагаемое время, по истечении которого данный проект начнет приносить расходов и доходов;

наличие финансов в нужные моменты времени;

влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств;

необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проекта, и его доля в инвестициях;

финансовый риск, связанный с осуществлением проекта;

стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов роста доходов фирмы, или доход от года к году будет колебаться);

период времени, через который начнется выпуск продукции (услуг), а, следовательно, возмещение капитальных затрат;

возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот);

фондоотдача, то есть отношение среднего годового валового дохода, полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдач и, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных издержек, не зависящих от изменения загрузки производственных мощностей, а, следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи в данной организации ниже среднеотраслевого, то в случае кризиса у нее больше шансов разориться одной из первых);

оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов).

. Научно-технические критерии (для проектов НИОКР):

вероятность технического успеха;

патентная чистота (не нарушено ли патентное право кого-либо из патент держателей);

уникальность продукции (отсутствие аналогов);

наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта;

соответствие проекта стратегии НИОКР в организации;

стоимость и время разработки;

возможные будущие разработки продукта и будущие применения новой генерируемой технологии;

воздействие на другие проекты;

патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом);

потребности в услугах консультативных фирм или размещении внешних заказов на НИОКР.

. Производственные критерии:

необходимость технологических нововведений для осуществления проекта;

соответствие проекта имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы);

наличие производственного персонала (по численности и квалификации);

величина издержек производства. Сравнение ее с величиной издержек у конкурентов;

потребность в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании).

. Внешние и экологические критерии:

возможное вредное воздействие продуктов и производственных процессов;

правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству;

возможное влияние перспективного законодательства на проект;

возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта.

При выборе проекта, оценке его эффективности следует учитывать факторы неопределенности и риска. Полномасштабное изучение этого вопроса выходит за рамки данного учебного пособия, поэтому остановимся на них лишь вкратце. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе сопутствующих затратах и результатах.

5. Основные положения антикризисной программы в условиях жесткой конкуренции

. Необходимо создать новый антикризисный штаб с чрезвычайными полномочиями. Должна быть сформирована команда проектных менеджеров, которая разработает программу вывода страны из кризиса, обосновав необходимость траты каждой копейки из выделяемых ресурсов, и в случае принятия программы, будет полностью отвечать за её реализацию, обладая необходимой для этого свободой принятия решений.

Работа такого антикризисного штаба не может быть организована вне рамок и без контроля Правительства. Руководитель штаба должен быть утверждён в ранге Первого Вице-премьера, а его заместители - по макроэкономике, программам развития предпринимательства и конкуренции, по социальным программам, по проектам в рамках промышленной политики, стимулирующих развитие спроса и пр. - в ранге вице-премьеров.

Найти людей, имеющих необходимый опыт проектного менеджера и характер, который позволит решать проблемы такого масштаба, сложно, но такие люди есть, прежде всего - в бизнесе, среди руководителей компаний, которые выжили в условиях жёсткой конкуренции и стали лидерами в своих секторах экономики. Такие менеджеры в силу своей жёсткости не всегда любимы народом, но здесь уж не до сантиментов.

. Главным локомотивом выхода страны из кризиса, драйвером развития экономики, должны стать предпринимательская инициатива, конкуренция, свободный рынок. Первой и главной целью антикризисной политики должен быть переход к осуществлению системной поддержки предприятий обрабатывающего сектора, малого и среднего предпринимательства:

На время кризиса установить мораторий на повышение налоговой нагрузки на бизнес, в частности отменить решение о переходе от ЕСН к страховым взносам с одновременным повышением размеров страховых выплат до 34%.

Предоставить малым предприятиям налоговые каникулы сроком на 3 года.

Предоставить предприятиям обрабатывающего сектора налоговые кредиты по налогу на добавленную стоимость (НДС) и налогу на прибыль на срок от двух до пяти лет. Увязать предоставление налогового кредита со встречным обязательством предприятия не сокращать фонд оплаты труда.

Установить мораторий на рост тарифов естественных монополий. Снизить их затраты на содержание аппарата и приобретение непрофильных активов. Введение моратория помимо существенного улучшения делового и инвестиционного климата, будет иметь и социальное значение, так как станет реальной мерой поддержки государством широких слоев населения.

На период два года установить мораторий на проведение любых, в том числе налоговых, внеплановых проверок предприятий.

. Вторым важным направлением является содействие реальному сектору в обеспечении оборотным и инвестиционным капиталом:

Прекратить интервенции Центробанка на валютном рынке в поддержку курса рубля.

Снизить ставку рефинансирования Банка России. Для увеличения объема выдаваемых банками кредитов снижать ставку рефинансирования Банка России на 2 процентных пункта каждый месяц, начиная с марта 2009 года. Одновременно отменить ограничение на отнесение суммы процентов по коммерческим кредитам на затраты предприятия и увязку их со ставкой рефинансирования.

Предоставить дополнительную ликвидность банкам. Выдавать ликвидность по стоимости не более ставки рефинансирования и не менее 50% ликвидности на срок не менее года.

Предоставить государственные гарантии по коммерческим инвестиционным кредитам.

Принимать в качестве до 50% обеспечения государственных кредитов и гарантий, долговые, в том числе дефолтные, обязательства предприятий реального сектора экономики, не объявивших о своём банкротстве.

. Создавать стимулы к наращиванию инвестиций в развитие производства путём стимулирования промышленного и потребительского спроса в приоритетных направлениях, оказывающих максимальный кумулятивный эффект на развитие других отраслей и экономики в целом:

Сконцентрировать ресурсы на реализации национального проекта по строительству доступного жилья. Стимулировать жилищное строительство путём:

предоставления государственных гарантий по выкупу квартир по новым и незавершённым проектам строительства доступного жилья в общем объёме 100 млн. кв. метров, по себестоимости строительно-монтажных работ в случае невозможности их реализации на рынке.

Предоставить государственные гарантии на 50% от размера ипотечных кредитов, получаемых гражданами в коммерческих банках на строительство доступного жилья по ставке не более 18% годовых. Субсидировать работникам бюджетной сферы 2/3 ставки по ипотечным кредитам.

Запустить проекты в области энергоэффективности в ЖКХ (по замене котельного оборудования и трубопроводов, замене оконных рам и утеплению фасадов домов). Предоставить местным властям межбюджетные целевые кредиты для реализации указанных программ с условием софинансирования но не более 10% от стоимости проектов и использования российского оборудования и материалов.

. Реализовать программы по кризисному сокращению расходов:

Незамедлительно провести ревизию реализуемых мер по оказанию выборочной поддержки отдельных компаний, отказаться от практики спасения компаний от марджин-колов иностранных банков и интервенций на фондовом рынке.

Приступить к программе сокращения расходов на содержание госаппарата, в том числе силовых ведомств, налоговой инспекции, не менее чем на 30%.

Приостановить реализацию дорогостоящих МЕГА - проектов, находящихся в ранней стадии и не имеющих очевидного эффекта для развития экономики (Остров Русский, Урал Промышленный - Урал Полярный и др.).

Объявить временный мораторий на предоставление зарубежным странам межгосударственных кредитов, преследующих преимущественно политические цели.

Уже на настоящем этапе наряду с принятием антикризисных мер, необходимо приступить к выработке после кризисной модели развития российской экономики. Сегодня очевидно, что сырьевая модель в ближайшем будущем не имеет перспектив развития.

В сложившейся ситуации путь у страны только один: поворот направо - в сторону либерализации экономики.

Диверсифицировать отечественное производство, перевести его на инновационные рельсы и повысить производительность труда можно только посредством развития предпринимательской инициативы, частного бизнеса и конкуренции.

Локомотивом роста в послекризисной период должен стать не сырьевой сектор экономики и высокотехнологичные производства. Необходимо создать благоприятные экономические условия для их развития, перейти от политики «ручного управления» экономикой к политике создания «стимулов» для роста массового предпринимательства. В этих целях предлагается реализовать следующий комплекс мер:

Упразднить НДС и перейти к взиманию налога с продаж;

В отношении малых предприятий осуществить переход от налоговой схемы к системе покупки патентов на право ведения предпринимательской деятельности;

·возмещать в текущем налоговом или отчетном периоде 50% от стоимости их затрат на НИОКР и внедрение технологий в производство в предыдущем налоговом или отчетном периоде;

·ввести льготу по налогу на реинвестированную прибыль: снизить на 50% налог на прибыль, реинвестированную предприятиями в покупку иностранного и нового российского оборудования и технологий;

·ввести льготу по налогу на имущество организаций: не облагать этим налогом в течение трех лет запущенное в эксплуатацию новое оборудование.

Упростить и модернизировать систему бухгалтерского учёта, максимально приблизив её к системе МСФО, отменить налоговый учет;

Провести с помощью методологии Форсайт анализ отраслей и секторов российской экономики, которые имеют наибольшие перспективы роста в после кризисной экономике России. Применить для выбранных отраслей и секторов меры налогового стимулирования в рамках реализации по отношению к ним принципов инновационной-промышленной политики, например:

полное или частичное освобождение от уплаты отдельных видов налогов для вновь создаваемых предприятий (налоговые каникулы и кредиты);

использование амортизационных инструментов - введение ускоренной ставки амортизации на оборудование, моральный износ которого опережает физический износ;

использовать инструментарий кластерной политики на федеральном и региональном уровнях с целью стимулирования развития малого и среднего предпринимательства и углубления их кооперации с крупными компаниями.

Создать на базе Банка развития и внешнеэкономической деятельности систему государственных финансовых институтов развития (ГФИР) для стимулирования и содействия приобретению российскими компаниями зарубежных активов, обеспечивающих оптимизацию производственных цепочек и доступ к новым технологиям и инновациям за рубежом: создать сеть региональных гарантийных агентств; создать агентство по предоставлению государственных гарантий на часть стоимости оборудования, закупаемого российскими потребителями и лизинговыми компаниями.

Укрепить организационно и финансово Федеральную антимонопольную службу, поднять статус Руководителя службы до уровня Заместителя Председателя Правительства РФ. Также приравнять персональную ответственность руководителей предприятий за преднамеренное противозаконное создание монопольного положения и действия, направленные на ограничение конкуренции, к уровню ответственности предусмотренной за налоговые преступления.

Для эффективного развития национальной и региональных инновационных систем создать на федеральном и региональном уровне государственные финансовые институты развития, нацеленные на финансирование НИОКР, проводимых как в частных компаниях, так и в университетах и научно-исследовательских институтах, сотрудничающих с частными компаниями, как в форме грантов, так и в форме взносов в уставный капитал. При этом результаты НИОКР должны оцениваться исключительно с точки зрения их практической применимости (возможности превращения в инновации) и углубления взаимодействия между частными компаниями и научно-исследовательскими институтами.

Повысить эффективность статистического учета за развитием малого и среднего предпринимательства и снизить административную нагрузку на предприятия. Для этого необходимо обязать Федеральную службу по налогам и сборам (ФНС) предоставлять налоговую отчетность предприятий в Федеральную службу государственной статистики (Росстат).

Провести второй этап «налоговой амнистии», распространив ее действие на юридических лиц. Разрешить компаниям, которые добровольно задекларируют доходы и активы, по которым не были выплачены налоги в предыдущие годы, уплату налогов по ставке 13% и освободить топ-менеджеров и руководителей этих компаний от административной и уголовной ответственности.

6.Институционализация процессов организации управления инновационной деятельностью

Содержание инновационной деятельности предприятия. Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успеха предприятия (корпорации) на рынке в целом. В силу этого управление инновационный деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.

Стратегия инновационной деятельности предприятия ориентирована на научно-технический прогресс (НТП), на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Это достигается детальной разработкой целей инновационной деятельности на основе стратегических программ (стратегического плана) предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации.

Нововведением называют:

неизвестные потребителю блага (новая продукция, услуги);

неизвестный метод производства продукции или услуг;

разработка новых материалов и элементов;

получение нового источника сырья и энергии;

организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).

Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.

Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организационные.

К техническим нововведениям относятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги. Часто успех предприятия определяется совместным эффектом, получаемым при внедрении нового продукта, новой технологии и новых услуг. Технические нововведения могут также классифицироваться по их наукоёмкой, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли. В этом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные нововведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и модификационные нововведения. Наиболее радикальное влияние на успех предприятия и экономики в целом носят базовые нововведения, связанные с развитием научно-технического прогресса. Наибольший удельный вес в практике промышленных предприятий имеют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший - модификационные нововведения.

Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения технических нововведений являются новые технические возможности и новые потребности, на которых базируются две известные модели инновационного процесса. Статистика результатов анализа первопричин различных нововведений в различных отраслях и в различных странах указывает на то, что потребность играет более важную роль, чем новые технические возможности в развитии инновационных процессов. В то же время практика показывает, что для достижения успеха необходимо учитывать и своевременно использовать обе первопричины и соответствующие инновационные модели.

Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и другие нововведения.

Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации и включает:

) поисковые научные исследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработки и методов изготовления объектов техники, новых форм и методов организации производства;

) научные исследования и разработка новых изделий, новой технологии и новых форм и методов организации производства, в том числе опытно-конструкторские и технологические разработки;

) создание и проведение необходимых испытаний опытных и головных промышленных образцов новой техники, приборов, машин.

Сущность инновационного менеджмента. Сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью предприятия с использованием принципов функций и методов менеджмента, направленное на достижение его (предприятия) общих целей.

Целями инновационного менеджмента являются:

. Разработка и внедрение новой продукции или услуг.

. Модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции.

. Совершенствование и развитие производства традиционных для предприятия видов продукции и услуг.

. Создание условий для обеспечения более эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия.

Формирование конкретных целей инновационного менеджмента находит свое отражение в научно-технической политике предприятия.

Научно-техническая политика подчинена достижению главной цели предприятия: максимально полное удовлетворение требований потребителей к количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство.

При разработке незоотехнической политики цели инновационного менеджмента должны отражать особенности инновационной деятельности на конкретном предприятии:

Во-первых, они формулируются с учетом причины, вызвавшей инновации, в том числе: реакцию на выживание, требующую нововведений, или обеспечение стратегии развития предприятия в перспективе, требующее упреждающих мер для достижения успеха.

Во-вторых, они определяются предметом и сферой нововведений. Нововведениями могут быть новые продукты, услуги, новые сферы применения продукта или реализации услуг на рынке, новые технология, организация, управление и т.п.

В-третьих, цели инновации учитывают требуемую глубину инновационного процесса, включая освоение высоких технологий с учетом государственной поддержки, спонсоров и других источников капитала, модернизацию производства под влиянием конкуренции, рационализацию и реконструкцию для повышения эффективности работы предприятия и т.д.

В-четвертых, эти цели отражают глубину интеграции инновационного процесса, которая определяется доступностью использования результатов специализированных источников (глубокая интеграция); использованием отраслевых научно-исследовательских институтов, конструкторских и специальных конструкторских бюро (средняя интеграция); самостоятельными исследованиями и разработками предприятия (малая интеграция).

С учетом сформулированных особенностей инновационной деятельности содержание инновационного менеджмента включает:

Разработку планов и программ инновационной деятельности.

Рассмотрение (анализ и оценку) проектов создания новых продуктов.

Координацию деятельности подразделений предприятия в сфере инноваций и проведение единой инновационной политики.

Мониторинг хода разработки новой продукции и ее внедрения в производство.

Взаимодействие с маркетинговой деятельностью при формировании основных направлений научно-технической и производственной деятельности для обеспечения конкурентоспособности продукции и эффективности предприятия с учетом требований потребителей, конкуренции в отрасли и рыночной конъюнктуры.

Обоснование и обеспечение программ инновационной деятельности предприятия финансовыми средствами, материальными ресурсами и квалифицированным персоналом.

Создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем: от определения (выбора) идеи до организации серийного производства новой продукции.

Особенностью современного этапа развития и обеспечения эффективности инновационной деятельности является создание единых комплексов исследований, разработки и производства в корпорациях и крупных фирмах. Начиная с 80-х годов, четко проявилась тенденция переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности при формировании и реализации инновационной политики крупных предприятий и корпораций. Это нашло выражение в стремлении к повышению доли наукоемких изделий в номенклатуре (ассортименте) выпускаемой продукции, что дает предприятию дополнительные возможности расширения сопутствующих технических услуг (инжиниринговых, консультационных, лизинговых и других), а также в снижении издержек производства традиционной продукции.

Проявившиеся тенденции связаны со стремлением транснациональных корпораций сохранить лидерство в определенных секторах рынка за счет монополизации выпуска наукоемких изделий и обеспечения ускоренной амортизации капитала, а также обеспечить повышение конкурентоспособности традиционной продукции за счет значительного сокращения издержек производства.

Список литературы

инвестиционный риск антикризисный конкуренция

1.Александрова Л.А. Конкурентоспособные промышленные кластеры. Теория и практика формирования/ - Л.А. Александрова. - Саратов: СГСЭУ, 2005. - 243 с.

2.Антикризисное управление: Учебник/ Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА - М., 2000. - 341 с.

.Аньшин В.М. Инвестиционный анализ: Учебное пособие / В.М. Аньшин. - М.: Дело, 2000. - 417 с.

.Аньшина В.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2003. - 389 с.

.Безруко В. Основы инновационной деятельности промышленных предприятий /В. Безруко, Г. Остапкович // Экономист: - 2001. - №5. - 25-28 с.

.Гаврилов А. Кадровое обеспечение инновационного механизма управления экономикой / А. Гаврилов // Экономист. - 1999. - №4. - 31-38 с.

.Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: Учебник / Л.П. Гончаренко. - М.: КНОРУС, 2009. - 160 с.

.Горфляд Л.Н. Инновационный путь развития для новой России / Л.Н. Горфляд. - М.: Наука, 2005. - 432 с.

.Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА - М., 2001. - 289 с.

.Миннихапов Р.Н. Инновационный менеджмент в АПК: Учебник / Р.Н. Миннихапов [и др.]. - М.: Изд-во МСХА, 2003. - 432 с.

.Ратхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р.А. Ратхутдинов. - СПб.: Питер. 2010. - 448 с.

Похожие работы на - Основы иновационного менеджмента

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!