Порядок образования и ликвидации предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,99 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок образования и ликвидации предприятия
















"Порядок образования и ликвидации предприятия"

ликвидация хозяйственный товарищество

Введение

Предприятие - хозяйствующий субъект, который производит продукты, оказывает услуги. На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. На предприятии осуществляется производство продукции, оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под самостоятельным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно -техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Ключевой фигурой рыночных отношений выступает предприниматель. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Как хозяйствующий субъект предприятие обладает обусловленной законодательством административной и экономической самостоятельностью, т.е. правами юридического лица, организационно-техническим единством, общностью целей деятельности. Как юридическое лицо фирма имеет в распоряжении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Основными признаками, позволяющими считать тот или иной хозяйствующий субъект юридическим лицом, являются:

право вступать в хозяйственные отношения с другими юридическими и физическими лицами;

право защищать свои имущественные интересы в судебных и других органах государственной власти и управления;

полная имущественная ответственность перед контрагентами в пределах, оговоренных хозяйственным законодательством, и в пределах имущества, числящегося на балансе (находящегося в собственности);

наличие требуемого законодательством регистрационного свидетельства, в специально оговоренных случаях лицензии на право осуществлять те или иные виды деятельности;

наличие утвержденного устава или учредительного договора;

наличие фирменного наименования, печати, расчетного счета в банке;

ведение полного бухгалтерского учета с составлением баланса и определением прибылей и убытков.

Предприятия могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие предприятия основной целью своей деятельности считают получение прибыли. Полученная прибыль распределяется между участниками.

Порядок образования и ликвидации предприятия регламентируется Гражданским кодексом РФ (ч. 1), вступившим в силу 1 января 1995 года. В основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах. Кодекс устанавливает принципиальные основные положения, на которых должно базироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц.

При этом Кодекс вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Для коммерческих организаций перечень организационно-правовых форм предусмотрен самим Кодексом, для некоммерческих содержащийся в Кодексе перечень может быть дополнен другими законами, правила которых, однако, не должны противоречить нормам Гражданского Кодекса и отклоняться от установленных им принципов.

Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации. Предприятие действует на основании устава и учредительного договора либо только учредительного договора. Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями .

1. Порядок образования предприятия

1.1 Принципы создания предприятия

Создание предприятия базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество (на праве собственности, праве хозяйственного владения, праве оперативного управления и др.). Необходимость создания предприятия обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, нужными для учреждения предприятия, а также возможностью выполнения важнейшей общественной функции - производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с потребностями рынка, заказами государства и конкретных потребителей.

Создание нового предприятия проходит, как правило, несколько этапов:

возникновении идеи о создании нового предприятия, необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;

изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);

подбор соучредителей предприятия;

определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала, нужного для первоначального этапа функционирования предприятия;

разработка учредительных документов и бизнес-плана;

проведение организационных мероприятий по созданию предприятия в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;

осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках;

изготовление печатей и штампов;

постановка на учет в органе государственной налоговой службы, в территориальном органе Пенсионного фонда РФ и др.

Важное место в процессе создания предприятия имеет подбор руководящих работников предприятия, специалистов, определение их функций, прав, ответственности, наем на работу других сотрудников, установление форм и методов их стимулирования, разработка правил внутреннего распорядка в соответствии с действующим законодательством, формирование условий и подсистем механизма функционирования предприятия.

Учредителями предприятия в зависимости от формы собственности могут быть:

)Государственные органы или органы местного самоуправления - при создании государственного или муниципального унитарного предприятия;

)Дееспособные граждане (физ. лица), индивидуальные предприниматели - при создании хозяйственных товариществ и обществ;

)Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации - при создании хозяйственных товариществ;

)Юридические лица (коммерческие организации) - при формировании сложных объединений предприятий и организаций (концернов, холдинг-компаний, консорциумов и др.);

)Хозяйственные общества, государственные и муниципальные предприятия - при создании дочерних обществ и предприятий;

)Иностранные граждане и юридические лица и российские граждане и юридические лица - при создании совместных предприятий (предприятий с иностранными инвестициями);

)Добровольные объединения граждан на основе их членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, на их личном трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов - при учреждении производственных кооперативов;

)Фонды - при создании хозяйственных обществ для осуществления предпринимательской деятельности.

Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществе на вере с разрешения собственника, если иное не установлено законом. Но государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не предусмотрено законом.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юр. лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хоз-ое ведение. На базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, т.е. федеральное казенное предприятие.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных граждан в хозяйственных товариществах, за исключением ОАО. Это положение касается государственных служащих, военнослужащих и других категорий граждан.

Некоммерческие организации, как известно, основной своей целью не преследуют извлечение прибыли, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

В соответствии с ГК РФ предприятия как коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юр. лица. Наименование ассоциации должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

В зависимости от формы участия в образовании имущества предприятия как юр. лица могут иметь обязательственные права в отношении этого юр. лица либо вещные права на его имущество. Так, к юр. лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хоз-ые товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юр. лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в т.ч. дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Количество учредителей создаваемого предприятия законодательными актами не ограничивается, кроме ЗАО. Так, ГК РФ установлено, что число участников ЗАО не должно превышать числа, установленного законом об АО, в противном случае оно подлежит преобразованию в ОАО в течение года, а по истечении этого года - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела (п.2 ст.97 ГК РФ). В Законе РФ об АО предел численности учредителей ЗАО установлен в количестве 50 человек. Число учредителей ОАО не ограничено.

Гражданским законодательством установлено ограничение по участию лиц в хозяйственных товариществах. Так, одно лицо может быть участником только одного полного товарищества, одно лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере, а участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере.

Количество участников полного товарищества ГК РФ не ограничено, однако оно ликвидируется, когда в полном товариществе остается единственный участник, который вправе в течение шести месяцев преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество в порядке установленном 1 ч. ГК РФ.

Товарищество на вере может быть создано при участии неограниченного числа полных товарищей и вкладчиков, оно сохраняется если в товариществе на вере остаются по крайней мере один полный товарищ и один вкладчик. Однако такое товарищество будет неустойчивым, т.к. при выбытии всех вкладчиков товарищество на вере ликвидируется, однако полные товарищи - участники коммандитного товарищества - вправе вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество.

Число работников ООО не должно превышать предела, установленного законом об ООО, т.е. не более 50 учредителей. В противном случае оно должно быть преобразовано в ОАО в течение года, а по истечении этого срока подлежит ликвидации, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (ст. 88 ГК РФ). Как правило, число учредителей такого общества должно быть не менее трех, но общество может быть создано одним лицом.

Число учредителей ОАО ГК РФ предельно не ограничено. АО может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Данные об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения. Однако АО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п.6 ст.98 ГК РФ).

Законодательством установлено, что число членов производственного кооператива не должно быть менее 5. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.

Размер уставного капитала предприятия при его создании регулируется ГК РФ, законами об отдельных организационно-правовых формах участия гражданского оборота. Так, в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. №1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ», размер уставного капитала акционерного общества, предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия независимо от их организационно-правовой формы) должен быть не менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц на дату представления учредительных документов для государственной регистрации. Размер уставного капитала предприятий других организационно-правовых форм должен быть не менее суммы, равной 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц.

ГК РФ устанавливает, что уставный фонд предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить своих кредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это предприятие, и возмещения убытков.

Хозяйственные товарищества и общества в процессе учреждения формируют уставный капитал, вкладом в который могут быть деньги, ценные бумаги, вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Так, участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. Остальная часть должна быть внесена участниками полного товарищества в сроки, установленные учредительным договором. При невыполнении этой обязанности участник полного товарищества обязан уплатить товариществу 10% годовых с невнесенной части вклада и возместить причиненные убытки, если иные последствия не установлены учредительным договором.

Складочный капитал товарищества на вере формируется из вкладов полных товарищей и вкладчиков, внесение вклада последними удостоверяется свидетельством об участии, выдаваемым вкладчику товариществом. В учредительном договоре товарищества на вере наряду с другими обязательными сведениями должны быть следующие сведения о складочном капитале: условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками (п.2 ст. 83 ГК РФ).

Уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников, он определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов общества. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченной ответственностью, т.е. не менее 100 МРОТ. Не допускается освобождение участника ООО от обязанности внесения вклада в уставный капитал общества, в т.ч. путем зачета требований к обществу.

На момент регистрации общества уставный капитал должен быть оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала общества должна быть оплачена его участниками в течение первого года деятельности общества. Если не будет выполнена эта обязанность, общество должно либо объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации.

Уставный капитал общества может быть увеличен после внесения всеми его участниками вкладов в полном объеме.

Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов ООО или АО окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если же стоимость чистых активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Уменьшение капитала ООО допускается после уведомления всех кредиторов, которые вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

В соответствии с законодательством (ст.99 ГК РФ) уставный капитал АО состоит из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Он не должен быть менее размера, установленного законом об АО. В ФЗ об АО установлено, что минимальный уставной капитал общества открытого типа должен составлять не менее 1000-кратной суммы МРОТ, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а ЗАО - не менее 100-кратной суммы МРОТ. Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в т.ч. освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу. Открытая подписка на акции АО не допускается до полной уплаты уставного капитала. При учреждении АО все его акции должны быть распределены среди учредителей.

По решению общего собрания акционеров АО имеет право увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. Однако увеличение уставного капитала АО допускается после его полной уплаты. Увеличение уставного капитала АО не допускается для покрытия понесенных им убытков. По решению общего собрания акционеров АО может уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества. Но уменьшение уставного капитала АО допускается после уведомления всех кредиторов АО, которые могут потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

1.2 Учредительные документы

В законодательных актах, регулирующих деятельность предприятий, установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от организационно-правовой формы собственности: устав и учредительный договор. В ст. 52 ГК РФ установлено, что юр. лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор юр. лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Для государственных и муниципальных унитарных предприятий основным учредительным документом является устав предприятия. Устав предприятия разрабатывается и утверждается его учредителями, а учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Унитарное предприятие, создающее в качестве юр. лица другое унитарное предприятие, утверждает устав вновь созданного предприятия.

В Положении о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлено, что устав должен в обязательном порядке содержать сведения об организационно-правовой форме, наименовании, нахождении предприятия, размере уставного капитала, составе, порядке распределения прибыли и образования фондов предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации предприятия.

В ГК РФ установлено, что в учредительных документах юр. лица должны определяться наименование юр. лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юр. лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юр. лиц соответствующего вида. Для отдельных видов юр. лиц в учредительных документах должны быть определены предмет и цели деятельности.

В учредительном договоре должно быть установлено, что учредители обязуются создать юр. лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия ему имущества, участия в его деятельности, порядок и условия распределения прибыли и убытков между участниками управления деятельностью юр. лица, выхода учредителей из его состава. В Положении и государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлено, что договор учредителей должен содержать сведения о наименовании и юр. статусе учредителей, их местонахождении, государственной регистрации, размере уставного капитала предприятия, долей участия, принадлежащих каждому учредителю, размерах, порядке и способах внесения вкладов (оплаты акций).

Хозяйственные товарищества создаются и действуют на основе учредительного договора, который в полном товариществе подписывается всеми его участниками, а в товариществе на вере - всеми его полными товарищами. Учредительный договор полного товарищества, помимо сведений, указанных выше должен содержать условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

В учредительном договоре полного товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда не только управление производится по общему согласию всех участников, но и когда решение принимается большинством голосов участников. Учредительным договором может быть предусмотрен и иной порядок определения количества голосов его участников. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников, но не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или убытках (п.1 ст. 74 ГК Рф). В учредительном договоре полного товарищества могут быть установлены и другие условия создания и функционирования товарищества в соответствии с ГК РФ и другими нормативными актами.

Учредительный договор товарищества на вере должен содержать сведения (помимо установленных для других юр. лиц - п.2 ст.52 ГК РФ): условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками. В учредительном договоре товарищества на вере должны быть установлены права не только полных товарищей, но и вкладчиков в соответствии со ст. 85 ГК РФ.

Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав, утвержденный учредителем. Учредительные документы ООО, помимо сведений, установленных для всех юридических лиц, должны содержать условия о размере уставного капитала общества; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в т.ч. по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством, а также иные сведения, предусмотренные Федеральным законом об ООО.

В уставе ООО необходимо зафиксировать вопросы, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (в соответствии со ст.91 ГК РФ и Законом об ООО) и другие сведения в соответствии с законодательством, особенно вопросы мотивации труда наемных работников, управления персоналом и т.д.

Учредительным документом АО является устав, утвержденный учредителями. В заключенном договоре учредители АО должны определить порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала, категории выпускаемых акций и порядок их распределения, а также иные условия, предусмотренные Законом об АО.

Устав АО помимо сведений, указанных в п.2 ст.52 ГК РФ, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества, о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в т.ч. в вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством; об уменьшении уставного капитала общества путем покупки и погашения части акций; о компетенции общего собрания акционеров в соответствии со ст. 103 ГК РФ и Законом об АО. В уставе могут быть и другие сведения и условия функционирования АО.

В Федеральном законе об АО говорится, что требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Устав АО должен содержать следующие сведения:

Полное и сокращенное фирменные наименования общества;

Местонахождение общества;

Тип общества (открытое или закрытое);

Количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акции и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

Права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);

Размер уставного капитала общества;

Структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений;

Порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в.т.ч. перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

Сведения о филиалах и представительствах общества;

Иные положения, предусмотренные Федеральным законом.

Уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру. В уставе могут быть и другие сведения и условия функционирования АО.

1.3 Государственная регистрация предприятий

В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юр. лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.

Государственная регистрация юр. лиц представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юр. лиц, а также иных сведений о юр. лицах в соответствии с Федеральным законом.

В государственном реестре содержатся следующие сведения о юр. лице:

а) полное и сокращенное наименование, в т.ч. фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юр. лица его наименование указано на одном из языков народов РФ и на иностранном языке, в государственном реестре указывается наименование юр. лица на этих языках;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юр. лица, по которому осуществляется связь с юр. лицом;

г) способ образования юр. лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях юр. лица;

е) копии учредительных документов юр. лица;

ж) сведения о правопреемстве - для юр. лиц, созданных в результате реорганизации иных юр. лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юр. лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юр. лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юр. лица (путем реорганизации или путем ликвидации);

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

л) ФИО и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юр. лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юр. лицом.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующих орган. Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложений.

Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, предоставленное в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика. Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.

Датой предоставления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом документов. Заявителю выдается соответствующая расписка, а при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения регистрирующим органом документов.

При государственной регистрации создаваемого юр. лица в регистрирующий орган предоставляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в т.ч. оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими органами и органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) выписка из реестра иностранных юр. лиц соответствующей страны происхождения или равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не позднее 1 рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством РФ.

Регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ, например в налоговые органы.

Отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица в соответствии с ФЗ допускается в случае:

а) непредставления определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, указанные в вышеприведенных пунктах а) и б). Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения, которое может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица грубых в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

1.4 Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, которые представляются уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложений.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения) в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юр. лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит сведения о правопреемстве по всем обязательствам возникающего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого юридического лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. В случае если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется правительством РФ.

В случае если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, когда реорганизация юридического лица осуществляется в форме присоединения.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

1.5 Постановка предприятий на учет в налоговом органе

Органы осуществляющие регистрацию организаций, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных или ликвидированных (реорганизованных) организациях в течение 10 дней после регистрации или ликвидации организации.

В течение 10 дней со дня государственной регистрации организация должна встать на учет в налоговом органе по месту ее нахождения. Организация подает в налоговый орган заявление установленной Министерством РФ по налогам и сборам формы о постановке на учет, одновременно с заявлением представляет в 1 экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о государственной регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих соответствие с законодательством создания организации. Налоговый орган обязан поставить организацию на учет в течение 5 дней со дня подачи ею необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Налоговый орган присваивает организации идентификационный налоговый номер, который организация обязана указывать во всех документах. Организация - налогоплательщик включается в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Об изменениях в уставе и других учредительных документах организации, в т.ч. связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности организация обязана уведомлять налоговый орган, в котором она стоит на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах. Постановка на учет, снятие с учета осуществляется налоговым органом бесплатно.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, а также если в ее собственности находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. При осуществлении деятельности в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

Нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе, уклонение от постановки на учет влекут взыскание штрафов в установленном размере.

В течение 10 дней после дня государственной регистрации организация должна стать на учет в органах государственных внебюджетных фондов в таком же порядке, как при постановке на учет разрабатывается органами государственных внебюджетных фондов по согласованию с Министерством РФ по налогам и сборам.

При постановке организации на учет в налоговом органе и органах государственных внебюджетных фондов ей выдают свидетельство и соответствующие справки о постановке на учет, необходимые для открытия расчетного и других счетов в банке. Налогоплательщики обязаны в течение 5 дней после даты открытия или закрытия счета в банке сообщить об этом налоговому органу, в котором стоит на учете, в противном случае на него налагается штраф.

1.6 Открытие счетов в банке

В соответствии с законодательством расчеты между юридическими лицами, а также между индивидуальными предпринимателями производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами производятся также наличными деньгами, но в ограниченном размере. Безналичные расчеты осуществляются через банки, иные кредитные организации, в которых предприниматели открывают соответствующие счета.

Организации по действующему законодательству РФ имеют право на открытие одного или нескольких счетов как в одном банке, так и в нескольких банках, в том числе для проведения безналичных расчетов. Организация может открывать в коммерческих банках следующие счета:

. Расчетные счета, которые предназначены для осуществления текущих платежей по распоряжению организации и зачисления поступлений денежных средств в ее адрес. Расчетные счета используются организациями для зачисления выручки от реализации продукции, учета своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетом по налогам и приравненных к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке (налоговых, таможенных органов).

Количество расчетных счетов, открываемых организацией коммерческими банками, законодательно не ограничено. Однако если организация является недоимщиком по платежам в бюджет, то она должна выбрать по своему усмотрению один счет, на котором должны аккумулироваться все суммы, поступающие в адрес этой организации в другие банки.

Для открытия расчетного счета требуется разрешение налогового органа, которое выдается по заявлению организации при постановке на налоговый учет, а также органов Пенсионного фонда РФ.

. Текущие счета открываются для некоммерческих учреждений и коммерческих организаций, не являющихся юридическими лицами, например филиалов. Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами можно лишь в строгом соответствии с утвержденной сметой. Как правило, с текущего счета выдаются наличные деньги на выплату заработной платы и на другие виды оплаты труда, на командировочные расходы, а также на цели, связанные с хозяйственной деятельностью филиала. Режим текущего счета должен определяться исходя из полномочий филиала, определенных в положении о нем, и обязательства перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами в соответствии с действующим законодательством. Текущие счета открываются также общественным организациям, благотворительным фондам и другим организациям, не занимающимся непосредственно предпринимательской деятельностью.

. Специальные счета используются для хранения средств строго целевого назначения.

. Валютные счета предназначены для осуществления расчетов в иностранной валюте. Эти счета открываются в коммерческих банках, имеющих лицензию ЦБ РФ на ведение валютных операций. Счета могут открываться в любой свободно конвертируемой валюте, причем на каждый вид валюты - отдельный счет.

В соответствии с валютным законодательством организации открывается транзитный счет, на который предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета организация в обязательном порядке продает на внутреннем рынке до 75% валютной выручки по курсу ЦБ РФ. Остаток валютной выручки с транзитного счета зачисляется на валютный счет организации.

Для открытия валютного счета в банк представляются те же документы, что и для открытия расчетного счета; но если валютный счет открывается в том же банке, в котором у организации открыт расчетный счет, достаточно одного заявления на открытие валютного счета.

. Бюджетный счет обычно имеют организации, получающие средства из бюджета, и при условии, что эти средства имеют строго целевое назначение.

. Депозитный счет открывается организациям, вносящим в банк вклад за счет временно свободных денежных средств на определенный срок под определенный процент. Формирование средств на депозитарных счетах юридических лиц осуществляется, как правило, путем перечисления соответствующих сумм с их расчетных счетов.

. Временный расчетный счет организации для проведения операций по зачислению первоначальных взносов учредителей организации в уставный капитал и лиц, участвующих в подписке на акции.

Порядок открытия счетов не имеет принципиального различия и сводится к представлению в выбранный организацией банк следующих документов:

заявление на открытие счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером организации. При отсутствии в штате должности главного бухгалтера заявление момент быть подписано только руководителем организации;

нотариально заверенные копии учредительных документов;

свидетельство о государственной регистрации организации;

документ, подтверждающий постановку организации на учет в налоговом органе;

документ, подтверждающий постановку на учет в органе Пенсионного фонда РФ;

справка о постановке на учет в органах государственной статистики;

нотариально заверенная карточка с образцами подписей руководителей организации и оттиском печати, утвержденная нотариально или в установленном порядке;

справка-размещение на открытие счета, выданная налоговым органом и органом Пенсионного фонда РФ.

Карточка с образцами подписей представляется в банк в 2 экземплярах. Право первой подписи принадлежит руководителю организации, которой открывается счет, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем. Право второй подписи - главному бухгалтеру и уполномоченным лицам. Право первой подписи не может быть предоставлено главному бухгалтеру организации или другим лицам, имеющим право второй подписи.

В случае замены или дополнения хотя бы одной подписи по счету в банк представляется новая карточка с образцами подписей. Если в новой карточке подписи руководителя и главного бухгалтера остаются прежними, то дополнительного нотариального заверения не требуется. В этом случае достаточно разрешительной подписи главного бухгалтера банка или его заместителя после проверки им подписей руководителя и главного бухгалтера, подписавших карточку с образцами их подписей на заменяемой карточке.

При наличии временно исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера организации представляется новая временная карточка только с образцом подписи лица, временно исполняющего обязанности, заверенная нотариально.

1.7 Разработка и регистрация товарного знака и знака обслуживания

В механизме создания и функционирования собственной организации важными элементами являются разработка, регистрация и использование товарного знака и знака обслуживания, которые представляют обозначения, способные отличать собственно товары и услуги одних юр. и физ. лиц от однородных товаров и услуг других юр. и физ. лиц. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Право на товарный знак охраняется законом. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться товарным знаком и распоряжаться им, а также запрещать его использование другими лицами. В соответствии с Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» никто не может использовать товарный знак без разрешения владельца. Нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированные изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения в отношении однородных товаров. Установлена уголовная ответственность за неправомерное использование товарного знака.

В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветном сочетании.

Заявка на регистрацию товарного знака подается юридическим или физическим лицом в Патентное ведомство РФ, в т.ч. через патентного поверенного, зарегистрированного в Патентном ведомстве. Заявка относится к одному товарному знаку и должна содержать: заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его местонахождения или местожительства; заявляемое обозначение и его описание; перечень товаров, для которых и спрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. К заявке необходимо приложить документ об уплате пошлины в установленном размере; устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак.

До принятия решения о регистрации Патентным ведомством осуществляется экспертиза заявки, которая включает предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. Предварительная экспертиза заявки проводится в месячный срок с даты ее поступления в Патентное ведомство. В этот срок проверяются содержание заявки, наличие необходимых документов, их соответствие установленным требованиям, при этом заявитель должен уведомить об установлении приоритета товарного знака.

В соответствии со ст.6 патентного закона РФ не допускается регистрация товарных знаков:

состоящих только из обозначений;

не обладающих разъяснительной способностью;

представляющих собой изображение государственного Герба, а также флаги и эмблемы, официальные названия государств и т.д.;

вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

являющихся общепринятыми символами и терминами;

указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время из производства и сбыта.

Не допускается регистрация в качестве товарного знака или его элементов обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя; противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения: с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров; с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров РФ; с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке.

Не регистрируются в качестве товарного знака обозначения, воспроизводящие: известные на территории РФ фирменные наименования, принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров; промышленные образцы, права на которые в РФ принадлежат другим лицам; названия известных в РФ произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты. Произведения искусства или их фрагменты без согласия владельца авторского права или его правопреемников; фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия лиц, их наследников, соответственно компетентного органа или Федерального Собрания РФ.

На основании решения о регистрации товарного знака Патентное ведомство в течение месяца со дня получения документа об уплате установленной пошлины осуществляет регистрацию товарного знака и вносит в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания, а выдача свидетельства на товарный знак производится Патентным ведомством РФ в течение 3 месяцев с даты регистрации товарного знака в Реестре. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство РФ, однако срок действия товарного знака может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на 10 лет.

Владельцы товарного знака могут зарегистрировать его в зарубежных странах или произвести его международную регистрацию, подав заявку в Патентное ведомство РФ.

Товарный знак может быть уступлен его владельцем по договору юри. или физ. лицу, а также может быть передано право на использование товарного знака другому лицу на основе лицензионного договора. Договор об уступке товарного знака и лицензионный договор должны быть зарегистрированы в Патентном ведомстве РФ, иначе считаются недействительными.

Лицо, незаконно использующее зарегистрированный товарный знак, по требованию его владельца, прокурора обязано прекратить его использование и возместить потерпевшему причинные убытки; опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего; удалить с товара или его упаковки незаконно используемый товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения, либо уничтожить изготовленные изображения товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения.

В соответствии со ст.180 УК РФ незаконное использование нужного товарного знака, знака обслуживания, наименование места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного от 2 до 4 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет.

Товарный знак является одной из составных частей нематериальных активов организации, индивидуального предпринимателя.

1.8 Лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых предприятиями

Лицензирование отдельных видов деятельности является важным условием законной деятельности организации. Лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ. Однако действие данного ФЗ не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности; использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания; использование природных ресурсов, в т.ч. недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательная деятельность.

Правительство России в целях обеспечения единства экономического пространства на территории России утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории России; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории России; установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензионным видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

На каждый вид деятельности, указанный в ФЗ (п.1 ст. 17) предоставляется в установленном порядке лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или ИП.

Срок действия лицензии не может быть менее 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в установленном порядке. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми правительством РФ, может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии - юр. лицо или ИП - представляют соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования о организационно-правовой формы юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для ИП; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или ИП намерены осуществлять;

копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве ИП -для ИП;

копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме перечисленных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление и иных документов, наличие которых установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или отказе о предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Принятое соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа, который обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Основанием для отказа в предоставлении лицензии является:

наличие в документах, предоставленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

В течение 3 дней после предоставления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензионный орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Лицензиат имеет право на получение дубликатов документа, подтверждающего наличие лицензии. Дубликаты указанного документа предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.

В документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются:

наименование лицензионного органа;

наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

лицензируемый вид деятельности;

срок действия лицензии;

идентификационный номер налогоплательщика;

номер лицензии;

дата принятия решения о принятии лицензии.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) обязан не позднее, чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается плата, которая зачисляется в соответствующий бюджет.

В соответствии с Федеральным законом лицензирующие органы имеют право осуществлять контроль за деятельностью лицензиата, в частности:

проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия ее лицензионным требованиям и условиям;

запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений;

выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения; устанавливать сроки устранения таких нарушений;

выносить предупреждения лицензиату.

Лицензирующие органы имеют право приостановить действие лицензии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивационным обоснованием такого решения не позднее чем через 3 дня после его принятия.

2. Ликвидация предприятия

2.1 Прекращение предприятия

Прекращение предприятия может быть осуществлено в форме его реорганизации и ликвидации. Под реорганизацией предприятия понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация предприятия может быть осуществлена по решению его учредителей либо органа управления предприятием, уполномоченного на то учредительными документами. В соответствии с законодательством реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Реорганизация предприятия как юридического лица осуществляется в соответствии с ГК РФ, законом об отдельных видах юридических лиц.

Учредители юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Под ликвидацией предприятия как юридического лица понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п.1 ст.61 ГК РФ).

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

)по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

)в связи с истечение сроков, на которые создано юридическое лицо;

)в связи с достижением цели, ради которой было создано юридическое лицо;

)в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

)по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ и другими правовыми актами;

)вследствие признания судом юридического лица, являющегося коммерческой организацией, несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пп. 1-5, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом дано право на предъявление такого требования.

Учредители предприятия или орган, принявший решение о ликвидации предприятия, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие находится в процессе ликвидации. Учредители предприятия или орган, принявший решение о ликвидации предприятия, назначают по согласованию с органом , осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации предприятия.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде, помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроках предъявления требований кредиторов, которые не могут быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации предприятия.

Ликвидационная комиссия письменно должна уведомить кредиторов о ликвидации предприятия, принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. А после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявленных кредиторам требований и о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями предприятия или органом, принявшим решение о ликвидации предприятия, по согласованию с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Общий порядок ликвидации юридического лица установлен в ст.63 ГК РФ.

В соответствии со ст. 64 ГК РФ при ликвидации предприятия требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, и выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия;

в четвертую - погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

в пятую - производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. Порядок удовлетворения требований кредиторов регулируется положениями ст. 64 ГК РФ.

Оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого предприятия.

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ. Казенное предприятие не может быть признано по решению суда несостоятельным (банкротом).

Ликвидация предприятия считается завершенной, а предприятие - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Очередность удовлетворения требований кредиторов предприятия, признанного несостоятельным (банкротом), изложена в п.5 раздела IV Справочника.

2.2 Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией

Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией осуществляется в соответствии с порядком, установленным ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Учредители юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидирующего юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрационный орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты его с кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях. При ликвидации юридического лица заявление в регистрирующий орган подают конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются:

а) определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;

б) документ об уплате государственной пошлины.

Вышеперечисленные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Документы представляются в регистрирующий орган конкурсным управляющим или руководителем ликвидационной комиссии непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и с описью вложения. Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Ликвидационная комиссия уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через 2 месяца с момента помещения в орган печати ликвидационной комиссией публикации о ликвидации юридического лица, которая считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в государственный реестр. Регистрирующий орган должен опубликовать информацию о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения сведения в течение 10 дней после дня государственной регистрации ликвидируемого юридического лица.

Заключение

Предприятия представляют собой самостоятельные, хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельности по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Конечной целью деятельности предприятия является упрочение её позиций на рынке, и прежде всего, за счет максимализации прибыли.

Основной рабочий инструмент фирмы - это ее конкурентная стратегия. Под ней понимается механизм реализации конкурентного преимущества фирмы. Конкурентное преимущество - это ценовые и качественные характеристики продукции фирмы, которые выгодно отличают её от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке.

Предприятия, как правило, группируются по ряду существенных признаков: формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

Наиболее развитой формой является АО, наиболее устойчивое - полное товарищество, наиболее безопасной - коммандитное товарищество, наиболее замкнутой - ЗАО, наиболее открытой - ОАО.

Конкурентоспособность фирмы - это её реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательные, чем товары и услуги других фирм - конкурентов.

Проводя сравнительный анализ деятельности Российских предприятий, выявляется следующие:

Закрытие предприятия может осуществляться как добровольно, то есть решение о закрытие компании принимается учредителями, так и принудительно, на основании решения суда.

Добровольное закрытие фирм проводится при убыточности бизнеса, потери интереса со стороны учредителей или любые другие причины. При этом в некоторых случаях закрытие ООО и акционерных обществ согласно действующему законодательству является обязательным.

Принудительное закрытие ООО или закрытие предприятия любой другой организационно-правовой формы осуществляется в случаях:

Систематическое нарушение законодательных норм. Закрытие компании также осуществляется в случае грубого нарушения законодательства, в том числе налогового, антимонопольного и трудового;

Ведение запрещенной российским законодательством видов деятельности;

Закрытие предприятия при ведении деятельности без лицензий и официальных разрешений.

Закрытие компании, будь то закрытие ООО или АО можно провести несколькими способами:

Закрытие фирм на основании ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Закрытие предприятия данным способом является наиболее длительным и трудоемким, поскольку влечет за собой проверку бухгалтерской документации и погашение всех штрафов;

Закрытие ООО путем смены учредителей, генерального директора и главного бухгалтера;

Закрытие предприятия путем его реорганизации. Закрытие компании путем реорганизации, а именно слияния или присоединения наиболее эффективный способ ликвидации бизнеса.

Ликвидация предприятий не менее сложный и длительный процесс, чем открытие бизнеса. Юридически грамотное закрытие предприятия на основе всех законодательных норм и требований позволяет избежать лишних неприятностей с налоговыми и правоохранительными органами, а также выйти из бизнеса с минимальными потерями.

В заключение, обобщая сказанное, можно сказать, что предмет данной работы - предприятие - суть институциональное образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев производственных ресурсов. В противоположность рынку, предприятие представляет собой плановую или иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками.

Список использованной литературы

  1. Гражданский Кодекс РФ от 1 января 1995 года
  2. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. - М.: 1997.
  3. Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (с изменениями от 13 июня 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. С. 1; № 25, С. 2956
  4. Закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 7. С.785
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.96 г. № 1463 "Об использовании в названиях наименований "Россия", "Российская Федерация"
  6. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г № 10-ФЗ, ст. 8 п. 1// СЗ РФ. 1996. № 3.
  7. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. (с изменениями от 17.05.1997 г.) № 82-ФЗ, ст. 3 абз. 4// СЗ РФ. 1995. № 21. С. 1930. 1997. № 20.
  8. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ ст. 6 п. 1// Российская газета. 1997. 1 октября
  9. «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закупень Т.В. - М.: 2001.
  10. Белоглазова Г.Н., Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник 2-е изд. пер. и доп, - М.: Высшее образование, 2009. - 609 с.
  11. Елизаров Ю. Ф. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов/ Ю. Ф. Елизаров. - 3-е изд., испр. - М.: Экзамен, 2008. - 496 с
  12. Лапуста М.Г., Скамай Л.Г., Ковалева А.В. Финансы Фирмы: Учебник, - М.: Высшее образование, 2007. - 522 с.

13.Иващенко Н.П. Экономика фирмы: Учебник для ВУЗов, - м.: Инфра-М, 2007.- 320 с.

. Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: Учебник для бизнес-школ, - М.: Норма, 2007. - 384 с.

. Пелих А.С. Экономика предприятия (фирмы): Учебное пособие для вузов, - М.: 2004. - 510 с.

. Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А.Сафронова.-2 е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 618с.;

ено н

Похожие работы на - Порядок образования и ликвидации предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!