Организация: понятие, свойства, функции, структура

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    522,9 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация: понятие, свойства, функции, структура














Реферат по Теории организации

Тема: Организация: понятие, свойства, функции, структура


Выполнила Студенка 2 курса

Факультета логистики, группа 220

Родионова Анастасия

Содержание

Введение

Понятие организации

Свойства организации

Функции организации

Структура организации

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Широко бытует мнение, что менеджером не рождаются, а становятся. Однако чтобы стать действительно хорошим менеджером, который способен успешно управлять в различных, в том числе и кризисных ситуациях, необходимо в первую очередь учитывать особенности организации. Также все мы живем в мире, в котором бесспорно влияние организаций на каждого, организации повсюду. Всё чем мы пользуемся сегодня-машины, книги, телефоны-всё это создано в условиях организации. Одни организации приносят пользу, а другие вред. Деятельность организации ведёт к различным результатам, желанным или нет, и далеко не всегда можно предсказать их влияние на людей. Поэтому так важно рассмотреть организацию со всех сторон и постараться углубить существующие знания о ней. Организация как объект детального изучения интересовал многих исследователей - Макс Вебер, Анри Файоль, Фредерик Тейлор, Элтон Мэйо и многие, многие другие.

Однако у представителей различных школ и эпох нет единого взгляда на организацию, на то, чем она является. В последнее время в условиях глобальной конкуренции возрос интерес к организациям в Росии и за рубежом, их изучение выделилось в отдельную дисциплину - Теория организации. Ученые, представители различных областей знаний таких как психология, антропология, социология внесли огромный вклад-изучены различные типы организации, её влияние на окружающую среду и влияние среды. С течением времени ученые переходили от одних точек зрения к другим, представление об организации развивалось в направлении от жесткого структурно-функционального подхода М. Вебера, школы человеческих отношений (3. Мэйо) к школе социальных систем, основоположником которой можно считать биолога Людвига фон Бёрталанфи. За отправную точку исследования организации стали принимать уровень социальной системы, объединяющей отдельные элементы. Ключевыми понятиями школы социальных систем являются представления об открытых и закрытых системах. Новые знания уже применяются на практике и позволяют добиться ошеломляющих результатов. На данный момент в России меньше изучена проблема взаимодействия с организациями, но на Западе эта проблема изучена довольно подробно.

В данной работе будут рассмотрены взгляды нескольких ученых - представителей различных школ на организацию, подвергнутся анализу их научные работы, практические исследование, сходства и различия во взглядах, что поможет понять, в чем заключаются функции, свойства организации и что представляет из себя организация и ее структура.

Понятие организации

«Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента».

Дать понятие организации нелегко, главное сложность состоит в том, что организация неосязаема, её нельзя потрогать, увидеть, или изучить с помощью микроскопа. Однако многолетние наблюдения позволили это сделать.

Анри Файоль, называемый американцами отцом менеджмента, стал основоположником теории классической школы управления, в которой под организацией понимали процесс создания предварительных условий для целевой деятельности: формирование системы рабочих мест структуры организации, подбор, расстановка и обучение персонала.

Представитель системного подход, американский исследователь - Честер Бернард в течении двух десятилетий занимал пост президента Нью-Йорк Белл телефон компани. Он анализировал деятельность компании и на основе полученых данных дал следующее понятие организации: «система сознательной координации двух или более людей, выполняющих разнородную деятельность, для достижения единой цели».

Исследованием организацией занимался и Герберт Саймон - выдающийся американский ученый в области политических и социальных наук, лауреат Нобелевской премии по экономике «за новаторские исследования процесса принятия решений в экономических организациях, в фирмах», по праву считающийся одним из создателей современной теории управленческих решений. Г. Саймон определял организацию как «система принятия и реализации управленческих решений. где люди - механизм принятия решений.

Р, Дабин, один из самых интересных исследователей менеджмента, который выделил четыре подсистемы организационного поведения тоже определял организацию через систему. Сторонник социотехнического подхода он использовал следующее понятие: «система разнородных средств регуляции».

Несколько другой подход у Пола Лоренса и Джея Лорша, профессоров кафедры исследований организационного поведения в Гарварде. Их главные исследования были направлены на изучения влияния внешней среды на организацию, ученые искали ответ на вопрос: “Какой тип организации необходим для того, чтобы он успешно оперировала в различных экономических и рыночных обстоятельствах?”. Они выдвинули несколько идей и для их проверки изучили организации в трёх отраслях - производство пластмассовых изделий(неспокойная среда), стандартных контейнеров(стабильная среда) и пищевая промышленность, находившаяся где-то посередине. В своих научных трудах под организацией они подразумевали несколько определений: 1) «совокупность людей, занятых решением сложных задач и связанных друг с другом в процессе сознательного достижения взаимно согласованных целей», 2) «посредник во взаимодействии индивида со средой».

В теории организации существуют и более необычные определения. Например, американский социолог А. Хоули представитель экологического подхода в теории организации, чьи работы некоторые считают противопоставлением системному подходу, а другие смотрят на них как дополнение, сформировал свое определение. А. Хоули понимает под организацией следующее: «свойство социальной популяции, возникающее при соприкосновении с внешней средой», под популяцией здесь понимается близкие по профилю (производимыми продуктами ли услугами) группы организаций.

Французский социолог Мишель Крозье получил всемирную известность благодаря своему исследованию бюрократизации. Его исследования касались изучения повседневной работы французских государственных учреждений, возможно это повлияло на его понятие организации. Для М. Круазье она представляет собой «механизм, обеспечивающий обмен деятельностями и контролирующий внутриорганизационные игры; создающий условия для активности акторов». Стоит заметить, что французский социолог не является родоначальником подобной теории. До него существенный вклад в эту теории внёс немецкий социолог Макс Вебер. Он заметил, что «бюрократизация автоматизирует процесс администратирования точно так же, как машина автоматизирует производство».Такой подход был невероятно популярен в 20 век, эпоху машин, сейчас же, отмечают многие эксперты, принципы механистического подхода изживает себя.

Не смотря на все различия в подходах по изучению организации, есть, несомненно, кое-что общее у всех них. Организации не могли бы существовать без людей, взаимодействующих друг с другом. «Главное в организации - это не здания, не её политика и приёмы работы; организацию создают люди и их отношения».

Свойства организации

Понятие организации дано, она вокруг нас, а мы являемся её частью, но всё же возникает вопрос: по каким характерным признака можно отличить организацию от неорганизации, какими свойствами нужно обладать, чтобы стать организацией?

Классическая теория предполагает 3 общепризнанных признака организации:

Более двух человек;

Разделяющих общую цель;

Работающих в одном информационном пространстве легально зарегистрированной структуры.

Если смотреть на организацию как на особую социальную систему, то она будет обладать другими характерными чертами:

Наличие цели

Организации создаются и продолжают существовать ради достижения чего-либо. Абсолютно все организации ведут свою деятельность радии конкретной цели. Целей у организации много, они различаются по типам и имеют различные функции, но все они важны. Исследователи теории организации выделяют:

миссию - официальные цели организации. У миссия есть важная функция - коммуникации. Она демонстрирует сотрудникам, клиентам, инвесторам и поставщикам, в чем заключается позиция и чего организация пытается достичь. Она публикуется в программных документах компании или годовых отчетах. Миссия отражает стратегию организации и делает ее легитимной.

оперативные цели - результаты ради достижения которых организации осуществляют свою деятельность.наличие целей крайне важно для каждой организации. Оперативные цели способствуют лучшему понимаю направления деятельности - работники знают, для чего они трудятся. Это помогает лучшей мотивации сотрудников, особенно при их непосредственном участии в выработке.

На рисунке представлена схема, демонстрирующая принцип классификации целей по различным критериям.

Иерархическое строение

Определить иерархическое строение можно по наличию двух вертикальных систем: субъект и объект организационного воздействия, а также горизонтальное разделение сфер деятельности и компетенции, ролевое распределение функций.Иерархия в разной степени выражена в различных типах организаций. Особенно явно она выражена в административных (формальных организациях), в которых документально закреплено пирамидальное распределение власти.

Активность регламентируемого элемента

Способность людей, подлежащих организационному воздействию, оказывать встречные воздействия в ответ на управленческие

Также стоит отметить, что хотя организации и не могут существовать без людей, организации больше чем просто люди. Они не перестают существовать с уходом одного человека или нескольких из организации. «Организации устойчивы во времени и заменяют внутри себя тех или иных своих членов на других, предполагает, что они не зависят от конкретных личностей».

Функции организации

Рано или поздно перед каждым исследователем, изучающим организации, встает вопрос: для чего нужны организации, в чём состоят их функции. Ответ на этот вопрос прост - организации создаются для пользы людей. Их существование важно, ведь организации существуют для того чтобы:

Объединять ресурсы для достижения желаемых целей и результатов

Например, один человек не в состоянии произвести атомный авианосец - это невероятно сложная работа, требующая самых квалифицированных рабочих и много леттруда, это под силу только большой организации

Эффективно производить товары и услуги

В условиях организации возможно найти новые решения проблем и новые производственный технологии и повысить эффективность.

Содействовать инновациям

Организации идут по пути инноваций, стараются уйти от устаревших приемов.

Использовать современные производственные и информационные технологии

Адаптироваться к изменениям среды и влиять на неё

В крупных корпорациях существуют специальные отделы, чья деятельность направлена на изучение изменения окружающей среды и поиск способ адаптации к ним.

Приносить пользу владельцам, потребителям и работникам

Приспосабливаться к новым требованиям по разнообразию рабочей силы и этнический норм, а также по мотивированию сотрудников и координации их деятельность.

Человек не всесилен, не со всем он может справиться в одиночку, ему часто нужна помощь. В таких ситуациях и образуются организации. Иногда они идут гораздо дальше и выступают в роли феноменов культуры. Том Питерс и Роберт Уотерман, специалисты по менеджменту, подчеркивают, что успешные организации выстраивают гармоничную культуру вокруг общих, норм, ценностей и идей. Организации выступаю мини-обществами и навязывает свои нормы, ценности и обычаи, которые усваиваются сотрудниками и применяются в жизни.

Отдельно можно вынести социальные функции организации. Примером могут выступить четыре универсальных требования Т. Парсонса, американского социолога XX века,- адаптация, целедостижение, интеграция, латентность.

Ицсах Адиес, автор необычной методологии, в основе которой находится фундаментальный закон гласящий, что все организации, как живые организмы, проходят через схожие стадии жизненного цикла и демонстрируют прогнозируемые и повторяющиеся модели поведения, считает что организация в идеале должна выполнять следующие функции: (producing results) - результативность в краткосрочном периоде, обеспечение результатов, ради которых существует компания, удовлетворение потребностей клиентов. (administration) - администрирование, эффективность в краткосрочном периоде, систематизация, определение рутин и процедур, построение эффективной системы управления. E (entrepreneurship) - предпринимательство, инициация изменений в организации и приспособление к новым угрозам и возможностям. (integration) - интеграция, обеспечение того, чтобы в организации не было незаменимых людей, создание командного взаимодействия, сотрудничества.

Таким образом, деятельность организации представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, производственных, психологических и прочих функций. Четкое выполнение группой своих функций является залогом эффективности ее работы.

Структура организации

Рассмотрение структуры организации - следующий шаг в её понимании. Структура организации описывает характерные особенности организации, составляет основу для оценки и сравнения организаций между собой. Стоит отметить, что структура определяется непосредственно целями организации.

В науке теория организации существует несколько определений понятия «структура организации»: организация структура минцберг

Структура организации ­- способ взаимосвязи всех разнородных и разноориентированных элементов организационной системы.

Структура организации - способ распределения и соединения разнородных видов деятельности, координации и контроля, а также способа распределения власти и компетенции в организации.

Социологи отмечают, структура устойчива благодаря социальным нормам, под которыми принимается система социальных стандартов и правил, задающих способы поведения и деятельности работников. Структура направлена на достижение общих целей организации. Её главная функция состоит в том, чтобы обеспечивать снижение неопределённости отношений в деловой сфере, а также необходимый уровень социального порядка в организации, что является основанием для превращения коллективной деятельности в целенаправленную. Ричард Холл же, известный свои необычным подходом к понимаю организационного устройства, выделяет другие функции структуры:

Во-первых, она предназначена для эффективного достижения поставленных целей.

В-третьих, это образование, с помощью которого осуществляются властные функции, и которая является местом действия организации.

Структура в организации существует главным образом из-за необходимости вертикального разделения труда, т. е. отделения работы по координации от непосредственного выполнения заданий в целях обеспечения успешной групповой работы.

Джоан Вудворт, британская исследовательница XX века, отмечала, что структура организации обладает следующими характеристиками:

Число уровней управления(иерархия) - предписывает, кто и перед кем должен отчитываться, а также сфер контроля каждого менеджера. Если сфера контроля узка,изображение иерархии вытянуто по вертикали; если широка, оно укорачивается.

Степень определённости сфер контроля

Тип контроля

Среднее число подчинённых, приходящихся на одного руководителя.

Степень формализации (стандартизации работ внутри предприятия) и стандартизации деловых отношений

Степень разделения функций между специалистами

Соотношения числа письменных и устных приказов и распоряжений

Известный канадский социолог Генри Минцберг, предпринял попытку описать базисные части организации:

Операционное ядро. (Основа любой организации - операторы)

Стратегический апекс. Во всех без организациях (даже в самых простых) должен быть по крайней мере один специально выделенный менеджер, который занимает такое положение, которое позволяет ему удерживать в поле зрения систему в целом.

Срединная линия. По мере роста организации число менеджеров возрастает возникает некая срединная линия или иерархия властных полномочий от операционного ядра до стратегического апекса.

Техноструктура. По мере усложнения организации возникает необходимость в появлении аналитиков. Они также выполняют административные . Аналитики наряду с властной иерархией образуют организационную техноструктуру.

Вспомогательный персонал. (штатные организационные единицы несколько, в обязанности которых входит оказание различных внутренних услуг - от обеспечения работы кафетерия и почтового отделения до юридических консультаций и связей с общественностью.)

Идеология. (задает направление формирования традиций и убеждений организации, которые отличают ее от всех остальных, придают ей жизненную силу, наращивают "плоть" на "скелет" структуры.)

Вид организационной структуры по Г. Минцбергу

Минцберг так описывает модель шести базисных частей организации: "Мы имеем небольшой стратегический апекс, соединенный расширяющейся книзу срединной линией с плоскостью операционного ядра, образующего основу всей конструкции. Мы изобразили эти три части в виде непрерывного образования для того, чтобы показать, что обычно они объединены при посредстве единой цепочкой формальных властных полномочий. Техноструктура и вспомогательный персонал изображены по обе стороны от основного "ствола", что подчеркивает их косвенную связь с основной линией власти и опосредованное влияние на операционное ядро. Идеология изображена в виде ореола, гало, окружающего систему в целом".

Заключение

В процессе написания были изучены различные исследования ученых и были получены выводы. Несмотря на то, что исследователи используют различные подходы по изучению организации, по разному представляют себе её функции, структуру и цели, у них есть сходства. Главное заключается в том, что организации - это системы которые могут выжить только при условии приспособления к окружающей среде. Предметы теории организации составляют не отдельные люди, а организации в целом. При оценке и анализе организации учитываются такие параметры, как степень её формализованности и специализации, иерархия власти, централизация, профессионализм, структура штата, размеры, технология, цели.

Также, организация является важным элементом жизни современного общества и это делает её интересным объектом изучения широкого спектра управленческих дисциплин. Ведь каждый человек так или иначе связан с какими-либо организациями, проводят в них значительную часть жизни. Все организации имеют свои традиции, ритуалы и правила поведения - они разные, но каждая из них создана, чтобы приносить пользу человеку.

 

Список используемой литературы

В. В. Шербина, словарь Социальные теории организации»

Ричард Дафт, Теория организации, Юнити, Москва 2009

Ричард Холл "Организации: структуры, процессы и результаты"

Дятлов А. Н., Плотников М. В., Общий менеджмент

Гэрет Морган, Образы организации, Москва 2008.

М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента://kraspubl.ru/content/view/272/38/

Похожие работы на - Организация: понятие, свойства, функции, структура

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!