Политика занятости и ее регулирование в рыночном хозяйстве Ивановской области
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Предпринимательство и мировая экономика»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Экономика труда»
на тему
«Политика занятости и ее регулирование в рыночном хозяйстве Ивановской области»
Выполнила
студентка
2 курса
Волшонкова
А. С.
Проверила:
к.
э. н. Козел Ирина Васильевна
Ставрополь
2013
Введение
Данная курсовая работа раскрывает одну из
важнейших экономических проблем на данный момент, проблему занятости населения.
В работе я представила анализ сложившейся ситуации на рынке труда в Ивановской
области за последние 3 года. Курсовая раскрывает понятие занятости, типы,
причины и методы борьбы с безработицей.
Эта тема весьма актуальна, так как занятость
является важным элементом социально-экономического развития общества. Она
объединяет результаты функционирования всей экономической системы. Более того,
по показателям занятости можно судить об эффективности действия реформ,
проводимых в данном секторе, общенациональном благополучии и возможностях
населения.
Занятость относят к одним из важнейших и
сложнейших экономических показателей, потому что она обеспечивает производство
ВНП, что составляет основу человеческого общества, а так же показывает важность
сомореализации человека в жизни и в общественно полезном труде.
Достижение высокого уровня занятости населения
является одной из основных целей национальной экономики. Для трудоспособного
населения занятость являтся важным моментом в жизни из-за тесной взаимосвязи
между политикой доходов и направлениями занятости.
Непрерывные процессы
перераспределения рабочей силы связаны с множеством факторов, к основным
относят: структурная перестройка, нестабильность экономической системы,
изменение форм собственности, ликвидация неконкурентоспособных организаций,
демографические факторы и т.д. Следовательно эти процессы касаются всех слоев
населения, поэтому условия их занятости должны регулироваться, а для этого
необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых
отношений.
Государственная политика должна
постоянно поддерживать равновесие экономических приоритетов и приоритетов
занятости в рамках экономических преобразований.
Государство в экономической политики занятости
населения должно обеспечить скооперированные взаимоотношения рынка капитала и
труда, контроль инвестиционных процессов на территории РФ, обспечение занятости
на достаточном уровне для поддержания воспроизводства населения
Следовательно целью моей работы является -
раскрыть сущность рынка труда как важного элемента рыночной экономики.
Проанализировать и выявить эффективность и динамику реализации мер
государственной политики в области занятости населения. Провести исследования и
изучение направлений политики государства в отношении занятости населения в
Ивановской области.
Сущность и цели государственной политики
занятости
Степень влияния государственной политики на ранок
труда и сферу занятости зависит от двух факторов: общей стратегиичечкой
направленности занятости и степени ее адаптирования к условиям развития на
определенных этапах. В законе «О занятости населения РФ», учитывается общая
стратегия занятости, в нем устанавлена мера действий, которая применяется в
конкретном случае и в определенный момент времени. Эти меры государственной
политики позволят не допустить противоречий в становлении рынка труда и
повышения уровня занятости в краткосрочном действии, с расчетом на длительный
промежуток времени.
Следовательно на ближайшее время разрабатывается
схема государственной политики, характерная для данного переходного периода и
отдельных его частей. Далее вырабатываются приоритетные установки и применяются
на рынке труда.
Государственная политика занятости - это
неотъемлемая часть социально-экономического развития страны, имеющая цель -
решения проблемы занятости населения на макроэкономическом уровне, в интересах
развития трудового потенциала и его эффективного использования, с целью
повышения экономического уровня страны.
Политику занятости следует формировать с учетом
трудовых возможностей для различных категорий населения. Усиленное внимание
следует уделить таким группам, как молодежь, женщины, инвалиды, а также касаемые
их вопросы о стабильности получения доходов и исключению в отношении их
дискриминации. Это следует отнести и к мигрантам, людям другой расы, иной
религии, не таких политических взглядов и социального происхождения.
Следовательно такую политику необходимо координировать социальной и
экономической политикой.
Формами реализации государственной политики
занятости являются федеральные, территориальные и местные программы.
Так же существует группа мероприятий по
содействию занятости населения, обеспечивающая развитие рабочих мест и их
сохранение. Такие программы не предполагают создание новых рабочих мест, более
того в них отсутствуют данные об их качественных и количественных изменениях.
Поэтому данная политика должна вести учет о новых и дополнительных рабочих
мест.
Рисунок 1 - Виды политики занятости
Что касаемо Федеральных программ, они как
правило, носят региональный характер, но в них не отражаются показатели
перемещения рабочих мест. Поэтому, было бы целесообразнее разрабатывать
программы содействия занятости на небольшой период времени, в пределах трех
лет. Они бы учитывали важнейшие параметры межотраслевых и отраслевых программ и
выявляли показатели перемещения рабочей силы и рабочих мест.
На современном этапе основой стратегии занятости
в обществе должен быть принцип эффективного достижения и поддержания занятости,
допуская в социально приемлемых нормах безработицу. Этот принцип реализует
оптимальное сочетание социальных результатов и экономической эффективности,
которое будет отличаться экономическим потенциалом, ресурсообеспеченностью,
структурой хозяйства в различным в российских регионах.
Кризисные явления, возникающие при переходе к
рыночным отношениям не влекут хроническую безработицу и массовое высвобождение
рабочих мест в экономике России. Большое развитие получила скрытая безработица
(внутрифирменная), при ней трудовой потенциал просто недоиспользуется, а это в
свою очередь негативно влияет на уровень производительности труда и
эффективность производства.
Начальной точкой реализации стратегии занятости
должно быть увеличение производства и его стабилизация, в следствии чего мы
достигнем эффективную занятость населения при приемлемом уровне безработицы.
Его определяют по критериям:
финансовый критерий, обеспечивает финансирование
мероприятий по трудоустройству населения из средств внебюджетного
государственного фонда.
социальный критерий, в обществе устанавливается
граница естественного уровня безработицы (получается в следствии суммирования
фрикционной и структурной формы), поддержание его в норме является целью
государственной политики занятости, которая реализуется региональными
федеральными и органами управления.
Следует всегда учитывать, что движение рабочих
мест и рабочей силы неизбежно формирует в обществе определенное количество безработных,
которые ищут работу. Снижение уровня безработицы зависит прежде всего от
эффективности регулирования механизма рынка труда, и его структурных
подразделений:
рынок рабочих мест, формирует спрос на
рабочую силу;
рынок рабочей силы, формирует спрос на
рабочие места.
Баланс на рынке труда достигается в следствии
сохранения рабочих мест, имеющихся на рынке труда что предусматривает
интенсивные методы развитие. Это распространяется на страну в целом, но в
отдельных регионах формирование рынка рабочей силы под действием
социально-демографических факторов происходит по-разному.
В промышленных регионах существуют свои
определенные особенности функционирования рынка труда и его занятости,
обусловленные, территориальным размещением инвестиционной политикой, структурой
занятости, органами управления, формой поддержки предприятий. Но поддержка
должна осуществляться выборочно и носить приоритетный характер, обеспечивая
финансирование из соответствующих бюджетов.
Государственная политика так же должна
распространяться на частный сектор для создания условий само занятости
населения, то есть развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть
разработана законодательная база, которая регулирует льготное налогообложение
предпринимателей начинающих свой бизнес, предоставление им кредитов для
стартового капитала.
Государство должно оказывать материальную
поддержку тем работникам и их семьям, которые поменяли место жительства,
переехавшим в районы, испытывающие нехватку рабочей силы.
Что касаемо регулирования международных потоков
рабочей силы, то должны подписываться международные договоры, устанавливающие
правила перемещения её между странами
Важным элементом в современном подходе политики
занятости, является ведение метода профилирования безработных. Службы занятости
давно применяют на практике данный метод в промышленно развитых стран.
Профилирование выявляет при помощи специальных исследований категории
безработных, нуждающихся в повышенном внимании со стороны служб занятости.
Данные методы являются весьма результативными, если они становятся частью
системы выплаты пособий по безработице.
Анализируя предыдущие года можно с уверенность
сказать, что наша страна не способна к саморегулированию рынка труда,
следовательно она испытывает значительную необходимость в применении методов
государственного регулирования, осуществляемую посредством программ.
Программы должны:
обеспечивать правовые, экономические и
организационные условия для создания рабочих мест и их сохранения;
развивать кадровый потенциал в разных экономических
отраслях;
регулировать формирование рынка труда;
повышать конкурентоспособность рабочей силы в
стране;
повышать качество создаваемых рабочих мест;
развивать территориальную мобильность рабочей
силы;
создавать благоприятные условия, для улучшения
уровня жизни, стимулирующего повышение трудовой активности;
формировать эффективную структуру занятости
населения;
предотвращать увеличения числа рабочих с
неполной занятостью и массовую безработицу.
При реализации программ государственного
регулирования необходимо реализовать комплекс мер:
. Определить потребность в создании рабочих
мест.
. Выявить приоритеты в региональном и отраслевом
в развитии и сохранять перспективные рабочие места.
. В области сохранения рабочих мест создать
систему социального партнерства.
. Разработать нормативно-правовую базу,
ориентированную на создание общих условий труда.
. Поддерживать неконкурентоспособных граждан,
путем сохранения рабочих мест.
. Использовать имеющиеся производственные
мощности с большей эффективностью.
. Организовать систему временных рабочих мест на
основе общественных работ.
Подведя итог этого пункта, можно с уверенностью
сказать, что государство должно заботиться об эффективной занятости и росте
доходов населения в стране. Важным при всем этом остается обеспечение жесткой
координации а решении экономических вопросов на разных стадиях программ
занятости.
Следовательно, для экономики страны важное
значение имеет стратегическое планирование и регулирование занятости. А для
успешного принятия решений в области занятости необходимо проведение глубокого
количественного и качественного анализа населения как субъекта производства.
Принципы и основные направления политики
занятости
Понятие «занятость» содержит в себе значение:
потребность людей в различных общественных видах деятельности. Для достижения
полной занятости необходимо добиться эффективного роста труда, сформировывать
структуру занятости в соответствии с потребностями региональной структуры
производства и ее отраслевого совершенствования, а так же учитывать социально-демографические
факторы.
Кроме этого, занятость понимают как совокупность
социально-экономических отношений в обществе, дающих возможность применения
труда в разных сферах деятельности для создания общественного продукта, а так
же она связует звенья рабочей силы на всех уровнях производства и организации
общественного труда.
Занятость можно отнести к важнейшей
экономическиой категорий, потому что она обеспечивает производство ВНП.
Следовательно, это крайне важное социально-экономическое явление, отражающее
рациональное использование трудовых ресурсов.
Занятость - деятельность граждан, направленная
на удовлетворение потребностей личного и общественного характера и в то же
время, не противоречащая действующему законодательству, приносящая в качестве вознаграждения
- заработную плату за выполненную работу. Так же отметим, что к трудоспособному
населению относят тех, кто способен работать по возрасту и состоянию здоровья.
Рисунок 2 - Элементы системы занятости
Человек является источником рабочей силы, но не
все могут быть работниками. К трудовым ресурсам можно отнести только часть
населения, которое обладает соответствующими физическими способностями и
необходимым уровнем умственного развития нужного для работы. В трудовые ресурсы
не включают детей и лиц достигших пенсионного возраста. Люди не обладающие
трудоспособностью или потерявшие ее, так же не входят в состав трудовых
ресурсов, к примеру инвалиды или больные, находящиеся на лечении долгое время.
Следовательно численность населения в стране, меньше численности трудовых
ресурсов.
Состояние при котором все обеспечены работой и
нуждающиеся в том числе, а так же наличие баланса между спросом и предложением
рабочей силы, называется - полной занятостью.
Помимо полной есть так же и неполная занятость.
В этом случае деятельность субъектов не занимает всего рабочено времени, то
есть у него существует доля свободного времени. Проще говоря, основное различие
между этими двумя видами заключается в том, что неполная занятость, является
занятостью на неполный рабочий день, а полная на весь рабочий день,
продолжительность которого составляет 40 часов в неделю на данный момент.
Эти виды занятости относят к классу -
традиционных форм занятости. Следует заметить, что в странах с высоким
промышленным развитием они охватывают более половины всех занятых .
Рациональная занятость - обосновывается
процессами формирования, использования и перераспределения трудовых ресурсов,
учитывая половозрастную структуру населения, режима воспроизводства и его
размещение на территории государства.
Эффективная занятость представляет собой выбор
наилутшего варианта организационного процесса воспроизводства трудовых
ресурсов, из совокупности социальных и экономических критериев эффективности.
Потенциальная занятость - является сверх
пределом занятости, который можно достигнуть в любом регионе, но при
определенных условиях.
Частичная безработица - весьма частое явление в
рыночной экономике. Случается в следствии смены места жительства работника, то
есть он временно выходит из процесса производства.
Занятость относительно регулярности трудовой
деятельности делится на временную, постоянную, случайную и сезонную.
Постоянная занятость означает, что каждую неделю
работник обязан выработать определенное количество времени;
Временная занятость в свою очередь
подразделяется на занятость с определенным сроком (трудовой договор имеет
фиксированный срок) и на командировочную занятость;
Сезонная занятость - работа продолжительностью
определенного сезона; - Случайная занятость - подразумевает работы
непродолжительного характера для получения вознаграждения в виде материальных
средст без составления трудового договора.
По правомоченности занятость делят на
неформальную и формальную.
Формальная занятость - официально
зарегистрированная занятость в экономике.
Неформальная занятость - официально не
зарегистрированная занятость, то есть рабочие места расположенные в
неформальном секторе экономики.
В зависимости от организационно трудовых
процессов занятость делится на нестандартную и стандартную.
Стандартная занятость - предполагает, что
наемный работник работает только у едиственного работодателя при обычной
нагрузке в течение определенного периода времени .
Нестандартная занятость или гибкая - выходит за
рамки повседневности, включая в себя:
· Нестандартный режим рабочего времени, такими,
как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени
и др.;
· Социальный статус работника, его
самостоятельность, а так же помощь со стороны членов семьи;
· Нестандартность рабочих мест - работа
по вызовам или труд на дом;
· Нестандартность организационных
моментов труда: совместительство, временные работники.
Маятниковая занятость - одновременно носит и
постоянный характер и характер с периодически возвратными передвижениями во
время трудовой активности.
Периодическая занятость - предполагает смену
периодов трудовой активности с примерно одинаковыми интервалами отдыха ( метод
вахтовых работ).
Формы занятости - организационно-правовые
условия использования труда
. Труд по найму, с наличием трудового
договора;
. Предпринемательство, фермерство,
деятельность в сфере по оказанию услуг, ремесленная деятельность;
. Дневная форма обучения во всех учебных
заведениях;
. Военная служба и приравненная к ней
деятельность;
. По уходу за ребенкомне достигшего 3-х
летнего возраста, ребенком-инвалидом не достигшем 18 лет, инвалидов 1 группы,
инфицированным вирусом СПИД детей до 18 лет и уход за лицами достигших 80 лет.
Структуру занятости населения можно
охарактиризовать следующими признаками:
Рабочие по найму. Это отношения, которые
возникают между работодателем, являющемся собственником средств производства и
работником, который не обладает личными средствами производства. Работник лишь
продает свою рабочую силу за вознаграждение, являющееся заработной платой;
Граждане, которые самостоятельно обеспечивают
себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.). Это экономико-правовые
отношения по поводу участия в общественном труде, основанные на личных мотивах,
самореализации и самоутверждения личности. Так же направлены на получение
дохода;
Назначенные или избранные граждане на
определенную оплачиваемую должность;
Военнослужащие, находящиеся на службе в органах
госбезопасности или в вооруженных силах страны;
Учащиеся школ, студенты высших и средние
специальных учебных заведений;
Иностранные граждане, работающие на благо другой
страны, не приносящие никакой пользы своей стране;
Ведущие в домашнее хозяйство, воспитывающие
детей, ухаживающие за больными и инвалидами.
Следует так же учесть, что к экономически
активному населению относятся лица находящиеся в отпуску или на больничном, а
так же находящиеся на переподготовке и повышении квалификации.
Виды занятости представляют собой распределение
трудовых ресурсов по сферам деятельности народного хозяйства. Их можно
охарактиризовать по:
профессионально-квалификационному признаку:
уровень образованности, стаж работы и т. д.;
характеру деятельности: собственное подсобное
хозяйство, предпринемательство, работа в организациях, служба в армии; работа
за границей;
типу социального слоя: предприниматели,
служащие, рабочие, инженерно-технические работники, управленческий персонал;
территориальному признаку (численное соотношение
занятых по экономическим районам;
уровню урбанизации;
половозрастному признак.
В связи с трансформацией российской экономики
возникла необходимость в разработке и учете принципов. Некоторая часть из них
вытекает из основополагающих документов страны, в первую очередь из Конституции
РФ и федерального закона «О занятости населения в Российской федерации», другие
же выработаны опытом в рыночных преобразованиях экономики. Таким образом
следует выделить следующие принципы занятости.
· добровольный
характер труда, распоряжение гражданами в свободном порядке своими
способностями в производительном и творческом труде;
· реализация прав
граждан государством, для создания равных стартовых условий для труда и
свободно избранной занятости;
· обеспечение
долговременных национальных интересов и их учет;
· учет культурных,
национальных традиций и исторически сложившихся отраслевых и региональных
особенностей;
· особое внимание в
содействии занятости граждан, нуждающимся в социальной защите и испытывающим
большие трудности в поиске работы;
· комплексный подход
в решении проблем занятости, включающий в себя профсоюзы, координацию усилий
государственных органов, взаимодействие работодателей, использование
внебюджетных фондов, общественных объединений и граждан.
Приведенные принципы находят свое воплощение в
основах государственной политики занятости и участие работодателей в ее осуществлении.
Основные направления государственной политики занятости населения определены в
законе «О занятости населения Российской Федерации». К ним относятся:
· развитие трудовых
ресурсов;
· обеспечение
равенства в возможностях всем гражданам страны независимо от пола, возраста,
национальности, социального положения, религии и политических убеждений, в
реализации права на свободный выбор занятости и добровольный труд;
· организация условий
для достойной жизни и развития человека;
· поддержка
предпринимательской инициативы граждан, содействие в развитии их способностей к
производительному труду;
· проведение
социальных мероприятий, в области занятости населения способствующих занятости
граждан;
· предупреждение
массовой и сокращение длительной безработицы;
· поощрение
работодателей, которые сохраняют действующие и создают новые рабочие места;
· международное
сотрудничество для решения проблем занятости российского населения пределами
страны и иностранных граждан на территории РФ с соблюдением международных трудовых
норм.
Следовательно, можно сказать, что занятость
является важнейшей экономической категорией и чрезвычайно важным
социально-экономическим явлением, отражающим рациональное использование
трудовых ресурсов. Занятость обеспечивает надлежащий уровень жизни населения,
удовлетворение потребностей, повышение уровня квалификации работника и его
всестороннего развития.
Организационно-экономическая характеристика
Ивановской области
Ивановская область находится в
центрально-европейской части России, северо-восточнее от Москвы на 300
километров. Общая площадь области составляет 21,85 тыс. кв. км. Ивановская
область граничит с другими областями, таки как: Костромская - на севере,
Владимирская - на юге, Нижегородская - на востоке и на западе с Ярославской.
Протяженность территории составляет 158 км. с севера на юг и 230 км. с востока
на запад. Координаты области - 39° в. д. и 56°с. ш.
Рисунок 3 - Карта Ивановской области
Климат в области
умеренно-континентальный - лето сравнительно теплое, а зима умеренно-морозная.
Самый холодный месяц -январь, со средней температурой -11,5º…-12ºС;
самый теплый - июль со средней температурой +17,5º…+18ºС.
В плане рельефа территория представляет собой
равнину с абсолютной средней высотой 100 - 130 м над уровнем моря, равномерно
расчлененную долинами рек и оврагами. Речная сеть относится к бассейну реки
Волги и ее притока - реки Клязьмы. На севере преобладают леса таежного типа, на
юге - смешанные леса и занимают 50,9% территории.
Ивановская область не обладает
богатым многообразием полезных ископаемых. Несмотря не это, на ее территории
выявлено более чем 600 месторождений торфяных и песчано-гравийных полезных
ископаемых. Более того, в области найдено 74 месторождения подземных пресных
вод и 12 подземных минеральных вод.
Почвы в Ивановской области
состоят по большей мере из песка и глины, следовательно они являются мало пригодными
для выращивания культурных растений. В области в основном выращиваются овощные
культуры - капусту, морковь, картофель, а так же зерновые - ячмень, рожь и
овес.
Из-за выгодного географического
положения в области развиваются внутренние и внешние экономические и культурные
связи. Через неё пролегают важные железнодорожное, водные и автомобильные
магистрали, которые соединяют восточные районы страны между собой.
Область обладает весьма большим
экологическим рейтингом, из-за невысокого уровня производства, что имеет важно
значение для современного времени. Она считается наиболее благоприятным
экологическим регионом в стране и обладает большими рекреационными
возможностями, к которые входят лесные и водные ресурсы, ландшафт и множество
целебных источников.
Область включена в состав
Золотого кольца России. На территории преобладает много памятников культуры и
истории. Наиболее значимым можно назвать - небольшой древний город Плес на
Волге.
В административном отношении в состав области
входит 21 муниципальный район. Областным центром является город Иваново с
численностью населения 406,5 тысяч человек, численность населения неоднородна и
может значительно различаться в районных центрах варьируя в пределах: от 92,4
до 2,0 тысяч человек. Общая численность населения области на 2013 год равна 1
048 961 человек. Сельское населения составляет 19,2% от общей численности или
207,3 тысяч человек, а городское 81,08%. Плотность населения равна 48,93
чел./км2.
Таблица 1 - Национальный состав
Народ
|
Численность
человек
|
Русские
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5>962
219
|
|
Украинцы
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%86%D1%8B>7
684
|
|
Татары
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B>6
696
|
|
Армяне
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%B5>4
645
|
|
Азербайджанцы
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%8B>3
545
|
|
Белорусы
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8B>2
379
|
|
Цыгане
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D1%8B%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B5>2
283
|
|
Узбеки
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B8>1
399
|
|
Мордва
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B2%D0%B0>1
243
|
|
Чуваши
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B8>1
240
|
|
Молдаване
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B5>1
181
|
|
Другие
национальности
|
12
255
|
Лица
не указавшие нац. принадлежность
|
54
882
|
Средняя численность трудовых
ресурсов в год составляет - 672,3 тысяч человек, занятых в экономическом
секторе - 478,7 тысяч человек. Официально зарегистрировано безработных - 11,7
тысяч человек, уровень безработицы к экономически активному населению
составляет - 2,1 %.
Край с давних пор считается центром по
переработки льна и ткачества в России. Там насчитывается более
370-предприятий-в различных отраслях, касаемо и 70 текстильных предприятий.
Область занимает ведущее место среди регионов по производству льняных,
хлопчатобумажных и шерстяных тканей.
Следующая по значению в промышленности отраслью
является - машиностроение, производящая ткацкие и металлорежущие станки,
красильно-отделочное оборудование, автомобильные запасные части, приборы для
измерения. Область занимает лидирующее в место в выпуске подъемных кранов по
стране. Широкое место занимают отрасли: деревообрабатывающая, химическая и
пищевая.
В малом бизнесе функционирует 5,8 тысяч
предприятий где работает более чем 50 тысяч человек и 35,6 тысяч субъектов без
образования юридического лица.
В нынешнее время в области
функционирует 26 учреждений начального образования и 31 учреждение среднего
образования. В системе общего образования - 357 общеобразовательных учреждений,
включая 7 гимназий, 6 лицеев и 41 школа с углубленными изучениями отдельных
дисциплин. Общее количество обучающихся в школах составляет 89 153 человека, а
так же учащихся в вечерних школах - 2089 человек.
Число студентов обучающихся в
вузах в расчете на 10 тысяч человек населения составляет 482 человека.
Профессиями которые можно получить в учреждениях среднего профессионального
образования, являются: медицинские работники, правоведы, педагоги, энергетики,
работники культуры, работники автосервиса. Подготовка в вузах проводится по 125
специальностям.
Анализ динамики и структуры занятости населения
в регионе
Проанализированная ситуация на
рынке труда в Ивановской области в текущем году, характеризуется изменениями в
положительную сторону, что обоснованно реализацией действенных форм занятости и
мероприятий, связанных со снижением напряженности на рынке труда.
Таблица 2 - численность
трудоспособного населения в резерве муниципальных образований
Муниципальные
образования Ивановской области
|
Численность
трудоспособного населения в трудоспособном возрасте на 01.01.2013г., человек
|
|
|
Всего
в области
|
616400
|
г.
Вичуга
|
20696
|
Вичугский
район
|
11124
|
г.
Иваново
|
245948
|
г.
Кохма
|
16805
|
Ивановский
район
|
21095
|
г.
Кинешма
|
50524
|
Кинешемский
р-н
|
13550
|
г.
Тейково
|
21725
|
Тейковский
район
|
6678
|
г.
Фурманов и район
|
24497
|
г.
Шуя
|
32485
|
Шуйский
район
|
12346
|
Верхнеландеховский
|
3054
|
Гаврилово
Посадский
|
10017
|
Заволжский
|
9606
|
Ильинский
|
5442
|
Комсомольский
|
11136
|
Лежневский
|
10700
|
Лухский
район
|
5250
|
Палехский
|
5898
|
Пестяковский
|
3939
|
Приволжский
|
15189
|
Пучежский
|
7000
|
Родниковский
|
20108
|
Савинский
|
6512
|
Южский
|
15476
|
Юрьевецкий
|
9600
|
В период на начало года число
безработных, рассчитанное по методологии МОТ - (Международной Организации
Труда), сократилось в 1,5 раза, что составило - 29,6 тысяч человек.
Соответственно уровень безработицы снизился с 8,3 % до 5,1 % от общей
численности экономически активного населения. Число безработных, официально
зарегистрированных снизилось на 3,3 тысячи или 20,5 %.
Таблица 3 - численность
незанятых и безработных граждан в муниципальном резерве области
Муниципальные
образования Ивановской области
|
Численность
незанятых граждан, стоящих на учете для поиска работы, чел.
|
из
них со статусом безработного
|
|
на
начало 2011 г.
|
На
конец 2012 г.
|
прирост
(сокращ.)чел.
|
На
начало 2011 г.
|
На
конец 2012 г.
|
прирост
(сокращ.)чел.
|
Всего
в области
|
14442
|
11104
|
-3338
|
12938
|
9877
|
-3
061
|
г.Вичуга
|
385
|
246
|
-139
|
381
|
233
|
-148
|
Вичугский
район
|
312
|
186
|
-126
|
310
|
181
|
-129
|
г.Иваново
|
3105
|
2322
|
-783
|
1
990
|
1
628
|
-362
|
г.Кохма
|
250
|
198
|
-52
|
238
|
175
|
-63
|
Ивановский
район
|
326
|
275
|
-51
|
305
|
246
|
-59
|
г.Кинешма
|
991
|
750
|
-241
|
946
|
704
|
-242
|
Кинешемский
р-н
|
356
|
320
|
-36
|
345
|
294
|
-51
|
г.Тейково
|
687
|
541
|
-146
|
675
|
513
|
-162
|
Тейковский
район
|
296
|
228
|
-68
|
262
|
224
|
-38
|
г.
Фурманов и район
|
884
|
586
|
-298
|
856
|
565
|
-291
|
г.Шуя
|
416
|
348
|
-68
|
345
|
230
|
-115
|
Шуйский
район
|
162
|
154
|
-8
|
151
|
128
|
-23
|
Верхнеландеховский
|
256
|
225
|
-31
|
256
|
220
|
-36
|
Гаврилово
Посадский
|
596
|
485
|
-111
|
575
|
469
|
-106
|
Заволжский
|
437
|
319
|
425
|
311
|
-114
|
Ильинский
|
497
|
392
|
-105
|
496
|
386
|
-110
|
Комсомольский
|
453
|
405
|
-48
|
453
|
393
|
-60
|
Лежневский
|
316
|
194
|
-122
|
311
|
183
|
-128
|
Лухский
район
|
162
|
174
|
12
|
162
|
173
|
11
|
Палехский
|
271
|
231
|
-40
|
264
|
225
|
-39
|
Пестяковский
|
193
|
219
|
26
|
191
|
215
|
24
|
Приволжский
|
478
|
346
|
-132
|
478
|
320
|
-158
|
Пучежский
|
392
|
364
|
-28
|
377
|
341
|
-36
|
Родниковский
|
622
|
415
|
-207
|
606
|
398
|
-208
|
Савинский
|
327
|
223
|
-104
|
327
|
219
|
-108
|
Южский
|
575
|
430
|
-145
|
564
|
403
|
-161
|
Юрьевецкий
|
697
|
528
|
-169
|
649
|
500
|
-149
|
Потребность в работниках у
заявивших об этом работодателей увеличилась на 17,3 %. Нагрузка на одну
вакансию, по заявлению организаций в службу занятости, сократилась до 1,6
человек на рабочее место.
Таблица 4 - потребность
работников в организациях в муниципальном резерве области
Муниципальные
образования Ивановской области
|
Заявленная
организациями потребность в работниках, человек
|
|
На
начало 2011 г.
|
На
конец 2012 г.
|
прирост
(сокращение), чел.
|
Всего
в области
|
9260
|
15810
|
6550
|
г.Вичуга
|
370
|
569
|
199
|
Вичугский
район
|
93
|
179
|
86
|
г.Иваново
|
4121
|
7033
|
2912
|
г.Кохма
|
292
|
490
|
198
|
Ивановский
район
|
736
|
894
|
158
|
г.Кинешма
|
488
|
736
|
248
|
Кинешемский
р-н
|
172
|
292
|
120
|
г.Тейково
|
632
|
706
|
74
|
Тейковский
район
|
62
|
246
|
184
|
г.
Фурманов и район
|
413
|
499
|
86
|
г.Шуя
|
357
|
1203
|
846
|
Шуйский
район
|
44
|
106
|
62
|
Верхнеландеховский
|
3
|
2
|
-1
|
Гаврилово
Посадский
|
51
|
97
|
46
|
Заволжский
|
92
|
118
|
26
|
Ильинский
|
22
|
93
|
71
|
Комсомольский
|
177
|
243
|
66
|
Лежневский
|
186
|
580
|
394
|
Лухский
район
|
46
|
65
|
19
|
Палехский
|
122
|
214
|
92
|
Пестяковский
|
9
|
17
|
8
|
Приволжский
|
104
|
227
|
123
|
Пучежский
|
49
|
109
|
60
|
Родниковский
|
349
|
599
|
250
|
Савинский
|
22
|
131
|
109
|
Южский
|
226
|
247
|
21
|
Юрьевецкий
|
22
|
115
|
93
|
Значительно сократился объем
вынужденной неполной занятости. Для сравнения, в таком режиме в последние годы
трудилось свыше 2,2 тысяч человек, но на данный период этот показатель сократился
до 1,6 тысяч работников.
Тем не менее, в Ивановской
области, все-так же наблюдается территориальная дифференциация в показателях на
рынке труда. В муниципальных районах области уровень безработицы различается в
12 раз (от 0,9 % до 9,7 % от численности трудоспособного населения).
Коэффициент напряженности меняется в интервале от 0,3 до 112,5 незанятых от
расчета на одну вакансию.
Таблица 5 - напряженность на
рынке труда в муниципальном резерве области
Муниципальные
образования Ивановской области
|
Напряженность
на рынке труда, чел./вак.
|
|
На
начало 2011 г.
|
На
конец 2012 г.
|
Всего
в области
|
1,6
|
0,7
|
г.Вичуга
|
1,0
|
0,4
|
Вичугский
район
|
3,4
|
1,0
|
г.Иваново
|
0,8
|
0,3
|
г.Кохма
|
0,9
|
0,4
|
Ивановский
район
|
0,4
|
0,3
|
г.Кинешма
|
2,0
|
1,0
|
Кинешемский
р-н
|
2,1
|
1,1
|
г.Тейково
|
1,1
|
0,8
|
Тейковский
район
|
4,8
|
0,9
|
г.
Фурманов и район
|
2,1
|
1,2
|
г.Шуя
|
1,2
|
0,3
|
Шуйский
район
|
3,7
|
1,5
|
Верхнеландеховский
|
85,3
|
112,5
|
Гаврилово
Посадский
|
11,7
|
5,0
|
Заволжский
|
4,8
|
2,7
|
Ильинский
|
22,6
|
4,2
|
Комсомольский
|
2,6
|
1,7
|
Лежневский
|
1,7
|
0,3
|
Лухский
район
|
3,5
|
2,7
|
Палехский
|
2,2
|
1,1
|
Пестяковский
|
21,4
|
12,9
|
Приволжский
|
4,6
|
1,5
|
Пучежский
|
8,0
|
3,3
|
Родниковский
|
1,8
|
0,7
|
Савинский
|
14,9
|
1,7
|
Южский
|
2,5
|
1,7
|
Юрьевецкий
|
31,7
|
4,6
|
Неоднозначная ситуация остается
с занятостью в моно-профильных населенных пунктах и на территориях сельского
хозяйства, где наблюдается ярко выраженный дисбаланс предложения и спроса
рабочей силы, там безработица значительно превышает показатели в сравнении с
показателями по области.
Организациями области, в
течении анализируемого периода времени было принято на работу 895,8 тысяч
человек, включая дополнительные введенные места для рабочих - 50,8 тысяч
человек, уволенных по разным причинам составляет - 917,8 тысяч человек. Из
общего колличества: 6,9% - уволено за прогул и нарушения дисциплины труда; 0,8%
- сокращение численности штата работников или ликвидация организации.
Таблица 6 - Численность принятых и уволенных
работников в организациях
|
Численность
работников, принятых на работу
|
Из
них на дополнительно введенные рабочие места
|
Численность
уволенных работников
|
Соотношение
принятых работников и уволенных, %
|
Всего
|
875
837
|
51
752
|
919
764
|
95,2
|
сельское
хозяйство, охота и лесное хозяйство
|
118
306
|
1
713
|
125
350
|
94,4
|
рыболовство,
рыбоводство
|
774
|
5
|
820
|
94,4
|
промышленность
|
219
505
|
14
544
|
239
466
|
91,7
|
горнодобывающая
промышленность
|
2
361
|
187
|
2
640
|
89,4
|
обрабатывающая
промышленность
|
183
502
|
13
448
|
201
091
|
91,3
|
производство
и распределение электроэнергии, газа и воды
|
33
642
|
909
|
35
735
|
94,1
|
строительство
|
97
767
|
3
237
|
116
333
|
84,0
|
торговля;
ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования
|
126
813
|
17
852
|
114
326
|
110,9
|
гостиницы
и рестораны
|
457
|
17
386
|
102,2
|
транспорт
и связь
|
52
833
|
2
575
|
57
964
|
91,1
|
финансовая
деятельность
|
13
587
|
1
721
|
13
052
|
104,1
|
операции
с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям
|
38
883
|
5
565
|
40
995
|
94,8
|
образование
|
80
535
|
1
245
|
86
135
|
93,5
|
здравоохранение
и предоставление социальных услуг
|
58
922
|
1
087
|
56
364
|
104,5
|
предоставление
коммунальных, социальных и персональных услуг
|
37
445
|
1
568
|
38
041
|
98,4
|
Разработка системы мер по
управлению занятостью и эффективному использованию трудовых ресурсов
Разработкой мер по управлению
занятостью и эффективному использованию трудовых ресурсов занимается
специальный комитет Ивановской области по труду и содействию занятости
населения и трудовой миграции.
Основными задачами, которые
ставит перед собой отдел являются:
1. Разработка программ,
которые предусматривают мероприятия по содействию занятости населения, в том
числе работников, находящихся под риском увольнения и испытывающих сложности в
поиске работы.
2. Проведение анализов и
разработка прогнозов о состоянии рынка труда. Выработка предложений по
формированию политики занятости в области, учитывая текущие потребности экономики
в трудовых ресурсах.
. Взаимодействовать со
средствами массовой информации, обеспечивая своевременное информирование
населения о решениях Комитета.
. Координация
деятельности отделов Комитета для реализации государственной политики занятости
граждан в Ивановской области, по вопросам трудовых отношений.
Отдел осуществляет следующие
функции:
. Разработка областной
программы содействия занятости населения, её совершенствование и организация
контроля над выполнением.
2. Обеспечение
исследований сегментов рынков труда в городах и районах Ивановской области.
. Проведение анализа
факторов, оказывающих влияние на функционирование рынка труда.
. Проведение расчетов
численности населения, получающих пособия по безработице для выявления
потребности в средствах бюджета на эти цели.
. Подготовка предложений
по улучшению состояния рынка труда в целях обеспечения сбалансированности
интересов населения и потребностей экономики.
. Взаимодействие с
отделами Комитета в разработке проектов целевых программ содействия занятости
населения в вопросах, являющимися актуальными на рынке труда, дополнительных
региональных программ, направленных на понижение напряженности.
. Формирование
государственной ведомственной статистической отчетности.
. Проведение
мониторингов рынка труда.
. Организация подготовки
и проведение заседаний областного комитета по содействия занятости населения.
. Оказание в
соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по
информированию о положении на рынке труда Ивановской области.
. Организация
информационно-издательской деятельности Комитета.
. Организация связей с
общественностью и средствами массовой информации (проведение пресс-конференций,
брифингов и других мероприятий) для разъяснения основных положений политики
занятости на рынке труда.
. Обеспечение контроля
за качеством отображения информации о деятельности центра занятости населения в
средствах массовой информации.
. Изучение
отечественного и международного опыта в области занятости населения, обмен
опытом работы между регионами России с другими органами по занятости и труду.
. Обеспечение
пополнением информацией на официальном сайте Комитета и своевременное
обновление резервов.
. Подготовка
информационных бюллетеней Комитета.
. Подготовка отделами
Комитета информационных докладов, о деятельности органов службы занятости
населения.
. Обеспечение
рассмотрения обращений граждан и принятие по ним решений.
. Выполнение иных
функций, относящихся к компетенции отдела.
Комитет реализует свои
программы с 2009 года, внесшие значительный вклад в развитие рынка труда в
Ивановской области. Выполненные программы к 2012 году превысили стопроцентный
уровень объемов различных показателей:
· организация общественных работ
- 105,8 %;
· организация
временного трудоустройства населения, которые испытывают трудности в поиске
работы - 106,6%;
· профессиональное
обучение безработных граждан - 101,3%,
· организация ярмарок
вакансий и учебных рабочих мест - 125,5%,
· социальная
адаптация безработных граждан на рынке труда - 104,1%,
· психологическая
поддержка безработных граждан - 114,2%,
· содействие
само-занятости безработных граждан - 117,3%.
Для поддержания показателей
комитет должен осуществлять определенный комплекс мер, в который входит:
1) Содействие в поиске гражданам для подходящей
работы.
За последний год при помощи службы занятости
населения 31,4 тысяч граждан нашли себе место работы. Показатель
трудоустройства - граждан, ищущих место работы составил 45,6 %.В сравнении с
предыдущим годом показатель увеличился на 7,3 %
) Регистрация безработных, ищущих работу
По состоянию на 31 декабря 2012 г. банк вакансий
составил 9,4 тыс. единиц, этот показатель на 17,3 % больше в сравнении в
предыдущим годом.
Коэффициент напряженности в отчетном периоде
понизился с 2,2 до 1,6 человек в расчете на одну вакансию. Доля работодателей,
которая обратилась за содействием в поиске работников, составила 10,5 %.
3) Информирование населения
Ивановской области о нынешнем положении на рынке труда
Органы службы занятости
осуществляют информирование по средством использования электронных и печатных
средств массовой информации: рекламных объявлений на баннерах и плазменных
панелях, видеоролики транслируемые по телевиденью, радио, реклама на популярных
интернет-сайтах.
Полное и оперативное
информирование о состоянии развития рынка труда дает возможность наиболее
эффективно повышать деятельность органов служб занятости.
) Организация учебных рабочих
мест и ярмарок вакансий
за последний год было проведено
свыше 35 ярмарок вакантных и учебных мест, в которых было задействовано около
13000 человек.
Ярмарки предоставляют широкую
возможность подобрать самим для себя работу, получить консультацию и
достоверную информацию от представителей организации о новой специальности
При проведении ярмарок учебных
мест граждане могут получить информацию, о предоставляемых условиях на курсах
профессионального обучения, описание каждой профессии и возможного
трудоустройства в будущем.
В качестве усовершенствований
деятельности ярмарок рабочих и вакантных мест предполагается:
организация ярмарок с выездом
на организацию, где заявлены вакансии, с целью ознакомления претендентов с их
непосредственным местом работы и условиями;
Использовать более широкий
спектр методов привлечения и информирования граждан о ярмарках, такие как -
размещение информационных рекламных листовок в городском общественном
транспорте и рекламных щитах
Активнее привлекать иногородних
работодателей для трудоустройства населения Ивановской области;
) Организация профориентации
населения для выбора сферы деятельности
Специалисты, при оказании
профессионально ориентационных услуг учитывают: особенности индивидуально
каждого человека - пол, семейное положение, территориальные факторы и др.
) Психологическая поддержка
безработных граждан
Наиболее эффективной формой
работы в оказании психологической поддержки являются - индивидуальные тренинги
и консультации, клубы социально-психологической поддержки.
Это позволяет у безработных
граждан снять психологические барьеры, которые препятствуют трудоустройству,
подобрать активную позицию для поиска работы, выработать способность адекватно
воспринимать жизненную ситуацию.
) Профессиональная
переподготовка безработных граждан и повышение квалификации
Профессиональное обучение
осуществляется с учетом требований на рынке труда, доступных вакансий и
ориентации х граждан на предпринимательскую способность и самозанятость.
Мероприятие осуществляется на конкурсной основе.
8) Социальные выплаты гражданам
Услуга по социальным выплатам предоставляется
гражданам, признанными безработными в установленном порядке, в виде пособия по
безработице, стипендии и материальной помощи.
) Проведение оплачиваемых общественных работ
Организация оплачиваемых общественных работ
является неотъемлемым средством врегулировании рынка труда, поскольку в
значительной степени помогает решаеть проблему временной занятости, социальной
защиты и материальной поддержки
) Организация неполного трудоустройства лиц в
возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время
) Содействие в самозанятости граждан
Действие программы осуществляется в
следующем направлении:
- информирование граждан о возможностях открытия
собственного дела на специализированных консультациях и лекциях, путем
распространения буклетов о возможности предпринимательской деятельности;
оказание в финансовой помощи для подготовки
учредительных документов, оплатыналогов, получения свидетельства на право
заниматься предпринимательской деятельностью.
) Содействие гражданам, переселяющимся всельскую
местность для работы.
Первопричиной сдерживания притока кадров в
сельскую местность - это низкий уровень заработной платы, отсутствие
надлежащего жилья, тяжелые условия труда.
Для ликвидации этой проблемы целесообразно
решение следующих вопросов:
Увеличение единовременного пособия гражданам,
переселяющихся в сельскую местность для работы;
В случае выбытия семьи переселенцев, возмещение
затраченных ими средств.
Введение подъемных - средства на обустройство.
занятость трудовой эффективный население
Заключение
Из вышеизложенного, становится понятно, что
проблема безработицы это весьма ключевой вопрос в рыночной экономике, и если не
разрешить его, то наладить эффективную деятельность экономики в полной мере не
получится.
Проведя исследование рынка труда в Ивановской
области, я могу утверждать следующее:
. Рынок труда - представляет собой систему
конкурентных связей между субъектами рынка по поводу найма и использования
работника в производстве.
. Объектом купли-продажи в свою очередь является
право пользования рабочей силой, а предмет торга представляет собой
определенный вид способностей человека.
.У рынока труда есть ряд особенностей. К нему
относится не только сфера обмена труда, но и воспроизводство трудового
потенциала.
. Государство так же оказывает меры борьбы с
безработицей в которым относятсятся:
создание Федеральной государственной службы
занятости;
поощрение субсидиями частичной занятости;
долгосрочный выход на пенсию для предотвращения
безработицы среди госслужащих;
расширение программ переподготовки;
социальная помощь безработным через пособия по
безработице.
. В Ивановской области программами занятости
населения занимается - “Комитет Ивановской области по труду, содействию
занятости населения и трудовой миграции” который сделал значительеый вклад с
стабилизацию ситуации на рынке труда в области, и с таким же успехом поддерживает
уровень занятости в норме.
Список используемой литературы
1. Введение
в макроэкономику: Учебное пособие для вузов/ М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин и
др.; Под ред. М.Е. Дорошенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
. Гимпельсон
В., Капелюшников. « Нестандартная занятость и российский рынок труда».//
«Вопросы экономики» №1-2006
. Борисов
Е.Ф. Экономическая теория :Учебник.-М.: Юрайт-Издат,2005
. Занятость
населения и ее регулирование. Учебное пособие для вузов Оганян К.М., Стрельцов
Н.М. Бизнес-Пресса 2008
5. Государственная
программа содействия занятости на 2012.
6. Государственная
программа содействия занятости на 2013.
. Официальный
сайт комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и
трудовой миграции. http://zan.ivanovoobl.ru/index.php
. Отчет
об осуществлении комитетом Ивановской области по труду, содействию занятости
населения и трудовой миграции переданных полномочий РФ
. Капелюшников
Р. Нестандартные формы занятости и безработицы в России. М.: ГУ-ВШЭ, 2004
. Афонина
М., Рассохина М. Тенденции рынка труда и динамика заработных плат. //
Управление персоналом. 2000. №12
. Ивановская
область в цифрах. Статистичейсий ежегодник М.: Росстат.2010.
. О
Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2012 года:
Закон Ивановской области от 11 марта 2010 года №22-30// Текущий архив
нормативных документов Ивановской области
. Заславский
И. Е Труд, занятость безработица - М.: Наука, 2005
. И.
Д. Мацкуляк “Стратегия занятости: предотвращения безработицы
(политико-экономический аспект)” М.: Экономика, 2008
. Статистика:
Ивановская область в цифрах/Госкомстат России, 2011
. Ивановская
область в 2010 году. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной
службы государственной статистики по Ивановской области. Иваново, 2011
. Социально-экономическое
положение Ивановской области в 2010 году Госкомстат РФ. Ивановский областной
комитет государственной статистики
. Конституция
Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
. Занятость
и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.- М.: Наука,
1998г
. Викторов
И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения. //
Трудовое право. - 2004