Планирование как функция управления деятельностью предприятия (на примере ОАО 'ВолгаТелеком')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,79 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование как функция управления деятельностью предприятия (на примере ОАО 'ВолгаТелеком')

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Кафедра "Общего менеджмента"

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине "Планирование на предприятии"

на тему: Планирование как функция управления деятельностью предприятия

(на примере ОАО "ВолгаТелеком")



Выполнила студентка

очной формы обучения

специальности "Экономика предприятия и организации" третьего курсагруппы Кочубаева Карлгаш

Проверил: кандидат экономических наук

доцент Зотов С.А.



г. Маркс 2014

Оглавление

Введение

1. Понятие о системе планирования

1.1 Сущность планирования и содержание понятия планирования

1.2 Этапы и методы планирования

1.3 Особенности реализации планов и принципы планирования

1.4 Разновидности планов и их классификация

2. Система планирования в ОАО "ВолгаТелеком"

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО "ВолгаТелеком"

2.2 Изучение текущей системы планирования в ОАО "ВолгаТелеком"

2.3 Рекомендации по совершенствованию системы планирования в ОАО "ВолгаТелеком"

Заключение

Библиографический список

Введение

 

Известный американский специалист в области управления И. Ансофф назвал планирование проектированием будущего и желаемых путей его достижения, одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку .

Роль людей-управленцев, то есть менеджеров, в условиях рыночной экономики чрезвычайно ответственна, так как должна обеспечить не только работу предприятия, но прибыльность и эффективность непосредственно связанных с планированием. Планирование предполагает анализ состояния, оценку всех слагаемых факторов производства и возможностей их увеличения и пополнения; выработку стратегии своего развития с точки зрения влияния внешних факторов: конкуренции, законодательной базы, экономико-социального состояния общества; создание конкретного плана действий и развития предприятия.

На уровне организации задачей планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования интересов организации и интересов отдельных работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем уплаты налогов, а интересы организации и персонала - через оплату труда.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.

Теоретической основой исследования послужили труды Гончарова В. И, Парахиной В.Н., Л.И. Ушвицкого, Кабушкина Н.И. и многих других.

Цель исследования - анализ системы планирования ОАО "ВолгаТелеком" и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Задачи работы:

Ознакомиться с теоретическими аспектами планирования в организации.

Изучить и проанализировать систему планирования ОАО "ВолгаТелеком".

Разработать рекомендации по совершенствованию системы планирования ОАО "ВолгаТелеком".

Объектом исследования является ОАО "ВолгаТелеком". Предметом исследования является система планирования ОАО "ВолгаТелеком".

При исследовании темы данной работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный анализ, синтез и исторический метод.

планирование принцип система совершенствование

Информационной базой послужили учебные пособия по основам менеджмента, стратегическому менеджменту, бизнес-планам, периодические издания, а также информационные ресурсы Интернет-порталов.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографического списка.

1. Понятие о системе планирования

1.1 Сущность планирования и содержание понятия планирования


Планирование - это процесс разработки плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством . В свою очередь план - это основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение задачи . Планирование является одной из важнейших функцией управления.

Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие .

Видный теоретик научного управления А. Файоль следующим образом разъяснил значение планирования как функции управления: "Выражение "управлять - значит предвидеть" дает представление о значении, придаваемом планированию в деловом мире. И это справедливо, поскольку предвидение - если и не все в управлении, то, по крайней мере, важнейшая его часть". Соответственно этому Файоль так определяет планирование: "План действий - это одновременно и предвидимый результат, и направление действий, которому надо следовать, и этапы, которые надо пройти, и методы, которые следует применить, это своего рода картина будущего, в которой ближайшие события очерчены с некоторой определенностью, в то время, как отдаленные события выступают все менее и менее отчетливо. Она охватывает область деятельности, как ее можно предвидеть, и то чем располагать в течение определенного времени".

Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов. Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Большинство крупных российских предприятий имеют длительный опыт социалистического планирования. Практика этого планирования имела негативные последствия, связанные, прежде всего с ограничением свободы планирования и свободы действий. Российские экономические реформы открыли путь к экономической свободе предприятий. В результате, почувствовав воздух свободы, многие частично или даже полностью попытались освободиться от "оков" планирования. Однако импровизация деятельности не привела к оптимальным результатам. Образовавшись, многие предприятия мелкого бизнеса не совершили ни одной хозяйственной операции.

На сегодняшний день увеличивается конкуренция, появление новых рынков, в том числе финансовых, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы. Т.е. планирование - один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений .

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности предприятия. Она обеспечивается бухгалтерским учетом и обширной статистической базой. Однако предприятия - это всего лишь небольшая часть рынка и экономики страны. Следует понимать, что невозможно получить абсолютно все важные данные о рынке в целом и особенно те, что касаются деятельности конкурентов .

Мы рассмотрели сущность понятия планирования. Теперь перейдем к рассмотрению методов и этапов планирования.

 

1.2 Этапы и методы планирования


Планирования, один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии, состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.

Процесс планирования независимо от вида планов включает три этапа:

постановку задачи планирования;

разработку плана;

реализацию планового решения.

Этап постановки задачи планирования включает формирование целей и анализ проблемы планирования. Конкретное выражение целей планирования зависит от вида разрабатываемых планов. Анализ проблемы заключается в изучении и сравнении фактически достигнутого или ожидаемого на момент разработки плана состояния объекта планирования с требуемые целевыми значениями параметров .

Этап разработки плана предусматривает формирование возможных последствий их реализации для организации, оценку вариантов и принятие планового решения.

Этап реализации планового решения заключается в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей.

К основным методам планирования относятся: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический. Каждый из этих методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчетов .

Балансовый метод планирования характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой - направления их использования. Правильное определение ресурсов будет означать обоснованное направление их использования согласно имеющимся потребностям. В планировании часто применяются такие балансы, как:

а) натуральный (материальный);

б) стоимостной;

в) трудовой;

г) межотраслевой и другие.

Так, например, план товарооборота фирмы обязательно требует расчета плана его товарного обеспечения, что осуществляется посредством балансового метода, а баланс денежных доходов и расходов населения региона - определения источников получения ими средств и направлений их расходования, что также выполняется посредством балансового метода .

Опытно-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым, но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недоиспользованными резервами и погрешностями в прошлом.

Нормативный метод планирования (или метод технико-экономических расчетов) использует нормативы и нормы. В экономике различают понятия "норматив" и "норма".

Норма - это обоснованная величина затрат, разработанная фирмой. Считается, что более обоснованными являются нормативы, применение которых повышает точность и объективность планового показателя. Однако они не всегда учитывают особенности конкретного региона или фирмы. В планировании часто используют следующие нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, труда, удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, естественной убыли, тарифов на электроэнергию, физиологические и рациональные нормативы потребления товаров, обеспеченности торговой и складской площадью, обеспеченности населения больничными койками, классной площади на ученика, количества зрительских мест на 1000 жителей.

Группа экономико-математических методов планирования характеризуется возможностями оптимизации плановых решений. Сущность этих методов состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. Так можно определить оптимальную зависимость между:

) партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение;

) объемом деятельности и издержками с учетом необходимой прибыли;

) объемом капиталовложений и прибылью. По сути, любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и обязательной экспертной оценки полученных данных.

Мы рассмотрели этапы и методы планирования, теперь рассмотрим особенности реализации планов и принципы планирования.

 

1.3 Особенности реализации планов и принципы планирования


Планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям:

Во-первых, планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти?

Во-вторых, реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня.

В-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения.

В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, коллективов акционеров, государство и т.п.).

В-пятых, в силу различий в характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период .

Реализация этих требований предполагает, что планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам. Это:

гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, то есть их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенных резервов или "надбавок на безопасность", которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности;

непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, "сдвигая" период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года). Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму - третий и так далее. Принцип касается, прежде всего, планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а среднесрочный - долгосрочного. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарного периода. Этапы планирования показателей разных планов в одной системе могут осуществляться как одновременно, так и различаясь по времени;

коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р. Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия. Участи означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости - специалисты извне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создавать действительно нужный и реальный документ, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. В ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители;

адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;

комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;

итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования;

единство, то есть холизм, означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимосвязанности. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Соблюдение принципа требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях. Плановое изменение показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности;

точность, требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде. Действие данного принципа усиливается по мере приближения времени плана .

Мы рассмотрели все аспекты связанные с разработкой и реализацией планов. Теперь рассмотрим, какие бывают типы планов.

1.4 Разновидности планов и их классификация


В практической деятельности организаций существуют различные формы планирования, использующие соответствующие им методы, и виды планов. В зависимости от содержания, целей и задач, а также в зависимости от длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования:

·        долгосрочное планирование;

·        среднесрочное планирование;

·        краткосрочное (текущее или оперативное) планирование.

Долгосрочное планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми для этого ресурсами. Долгосрочное планирование охватывает период 5-10 лет и более, относится к предприятию в целом, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на привлечении значительных ресурсов.

Среднесрочные планы охватывают период в 2-5 лет. Такой план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения конкретных ресурсов. В среднесрочном плане приводятся детальные сведения по всей номенклатуре продуктов, данные о капиталовложениях (инвестиции в основной капитал) и источниках финансирования. Среднесрочные планы относятся к предприятию в целом, а также к его отделениям, дочерним компаниям и другим структурным подразделениям, определяющим основные направления предпринимательской деятельности предприятия.

Краткосрочное (текущее) планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год. При этом детально разрабатываются средства и способы решения всех предусмотренных планом задач, использование конкретных ресурсов, в том числе внедрение новой технологии. Основными звеньями текущего производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые, годовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, определенных перспективным и среднесрочным планированием. Краткосрочные планы отражают деятельность подразделений и предприятия в целом.

Однако каждая из этих форм имеет свои разновидности. Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и долгосрочного стратегических планов организации. Среднесрочное планирование предусматривает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов.

Реализация среднесрочных и текущих планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению (по видам деятельности, продуктам и бизнесам) на соответствующий период, а затем консолидируется в единый бюджет или финансовый план организации (предприятия). Основу бюджета составляет прогноз продаж и оценка издержек на производство и реализацию продукции и услуг. Бюджет организации охватывает все стороны ее деятельности и базируется на планах отделений и других структурных образований предприятия (корпорации). Поэтому план и бюджет являются также средством координации работы всех звеньев организации .

Различают три типа текущих планов:

функциональные планы - необходимы для внедрения управленческих решений в различных функциональных сферах производства, подверженных стремительным изменениям. Они описывают действия, которые стоит предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере производства. Данные планы обычно содержат перечень ближайших целей и временные рамки для их достижения;

единовременные планы - обычно создаются в связи с внедрением какого-либо проекта или программы, выполняющих вспомогательную роль во внедрении общей стратегии, содержат указания по осуществлению действий, носящих разовый характер;

стабильные планы - это директивы, направленные на увеличение общей эффективности на основе простейших принципов организации. Они обычно содержат разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичных производственных процессов, которые не подвержены изменениям в долгосрочном периоде.

Виды планов могут быть классифицированы по двум основным признакам:

В зависимости от видов хозяйственной деятельности разрабатываются планы:

·        научных исследований и опытно-конструкторских работ (план НИОКР);

·        производства конкретных товаров, услуг или их компонентов (производственный план);

·        продаж в объемном и/или количественном выражении (план сбыта или реализации товаров, услуг);

·        выполнения определенных показателей финансовой деятельности (финансовый план);

·        материально-технического обеспечения производства (план МТО);

·        осуществление инвестиций (план капитальных вложений);

·        план технического перевооружения и другие планы.

·        В зависимости от организационной структуры предприятия (уровня планирования) различают планы:

·        организации (предприятия) в целом;

·        производственного отделения;

·        дочерней компании;

·        структурного подразделения и т.д.

Таким образом, существует множество типов планов. Каждый из них имеет свою специфику - по составу задач, характеру ориентиров и т.д.

2. Система планирования в ОАО "ВолгаТелеком"


2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО "ВолгаТелеком"


ОАО "ВолгаТелеком" - крупнейшая телекоммуникационная компания Поволжья, предоставляющая комплекс услуг телефонии, сотовой связи, Интернет и передачи данных, телевидения и радиовещания. Компания объединяет 11 регионов Приволжского Федерального округа (Оренбургская область, Кировская область, Нижегородская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика). Монтированная емкость - 5,2 млн. телефонных номеров. Количество пользователей услуг широкополосного доступа в Интернет - 928 тысяч. ОАО "ВолгаТелеком" стабильно развивается, непрерывно наращивает производственные мощности и расширяет спектр оказываемых услуг. Компания уверенно смотрит в будущее, укрепляя свои позиции на отечественном рынке телекоммуникационных услуг, проводя активное развитие и модернизацию телефонной сети на базе новейших технологий.

Процесс объединения 11 предприятий связи Поволжья, завершенный в 2002 г., позволил создать единую большую компанию с главным офисом в Нижнем Новгороде, обладающую высоким уровнем капитализации, рентабельности и инвестиционной привлекательности, огромным маркетинговым потенциалом. Тем самым ОАО "ВолгаТелеком" захватила основную долю рынка телекоммуникаций в Поволжье и стабильно занимает лидирующее положение на этом рынке.

Миссия ОАО "ВолгаТелеком" - содействовать созданию современного общества, росту региональной экономики и повышению качества жизни жителей Поволжья за счет внедрения в повседневную жизнь передовых инфокоммуникационных технологий.

Глобальные цели компании:

. Интеграция новых технологий в повседневную жизнь.

. Положение лидера на телекоммуникационном рынке Поволжья.

. Повышение качества оказываемых услуг за счет развития и модернизации инфраструктуры связи, внедрения цифровых технологий, совершенствования системы обслуживания клиентов.

. Развитие и эффективное использование кадрового потенциала ОАО "ВолгаТелеком" для обеспечения приоритетных направлений развития бизнеса.

. Достижение и поддержание высокой прибыльности за счет повышения эффективности бизнеса и оптимизации затрат.

. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций за счет роста капитализации и поддержания прочной деловой репутации.

. Совершенствование системы корпоративного управления в соответствии с практикой мирового уровня.

ОАО "ВолгаТелеком" сегодня - это:

·              разветвленная телекоммуникационная сеть в 11 регионах Поволжья;

·              крупнейший Интернет - провайдер;

·              новейшие технологии связи;

·              устойчивая динамика роста доходов и объемов услуг;

·              эффективные технологии управления бизнесом.

Компания обладает лицензиями и оказывает населению и организациям все виды традиционной электросвязи:

·              телеграфная связь и телематические службы;

·              телевидение и радиовещание.

А также активно развивает новые высокодоходные виды связи:

·              передача данных, Интернет;

·              аренда цифровых каналов;

·              Integrated Services Digital Network (видеотелефония, видеоконференцсвязь);

·              телефон Плюс (дополнительные виды обслуживания), голосовая почта;

·              мобильная связь.

ОАО "ВолгаТелеком" свое будущее строит уже сегодня, реализуя ряд проектов, направленных на создание единого инфокоммуникационного пространства Поволжья, таких как строительство межрегиональной мультисервисной сети связи, внедрение услуг интеллектуальной сети связи.

В таблице 1 представлены основные показатели деятельности организации в период с 2007 года, по 2009 год.

Таблица 1 - Основные показатели деятельности ОАО "ВолгаТелеком"

Показатель

2007

2008

2009

Численность сотрудников

30 тыс. человек

32,5 тыс. человек

33 тыс. человек

Количество населенных пунктов, обслуживаемых компанией

211

257

304

Зарегистрированных телефонных номеров

4,99 млн

5,11 млн

5,2 млн

Доля на рынке:




 - местная связь

82,2%

82,2%

84%

 - зоновая связь

97,5%

97,2%

94,9%

 - интернет

59,4%

59,4%

55,7%

Рост чистой прибыли

3323 млн. руб

2952 млн. руб

4263 млн. руб.


Как видно из таблицы 1, компания из года в год развивается и растет. ОАО "ВолгаТелеком" продолжает строить офисы в различных городах, тем самым увеличивая количество пользователей услугами компании. Также создаются новые рабочие места, что положительно сказывается на развития региона в целом. 2008 год стал для компании очень сложным. Во-первых, это связано с мировым финансовым кризисом, который очень сильно повлиял на доходы компании. Во-вторых, это быстрое технологическое развитие отрасли. Развитие конкурентами оптоволоконных сетей в крупных городах. Появление и активное продвижение мобильного интернета. Компания же делала основной упор на технологию Asymmetric Digital Subscriber Line (ADSL). Из-за этих факторов компания потеряла очень много клиентов. Рост числа пользователей традиционной телефонии невысок. На рынок услуг традиционной проводной телефонии наиболее сильное влияние оказывает мобильное замещение.

Теперь перейдем к рассмотрению текущей системы планирования в ОАО "ВолгаТелеком".

2.2 Изучение текущей системы планирования в ОАО "ВолгаТелеком"

ОАО "ВолгаТелеком" - один из крупнейших операторов связи России, это большая и развитая компания, поэтому планирование уделяется большое внимание. Так как планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.

Можно выделить несколько ключевых объектов планирования:

. Развитие услуг доступа к сети Интернет. Интернет становится неотъемлемой частью жизни современного человека. В России все больше людей приобретают доступ в Интернет. Растут объемы передаваемого трафика. Поэтому эта сфера рынка телекоммуникационных услуг является быстрорастущей и приоритетной в компании. На данный момент компания осуществляет переход от предоставления доступа к Интернету по технологии ADSL, к широкополосному доступу. Так как на данный момент такой тип доступа является наиболее современным, и обеспечивает хорошую пропускную способность.

. Развитие услуг фиксированной телефонии. До сих пор большую долю в доходе компании составляет именно эта услуга. Но стоит помнить, что на рынке традиционной телефонии усиливается негативное влияние мобильного замещения трафика и линий, а также распространения Session Initiation Protocol (SIP) - телефонии и бесплатных Интернет коммуникаторов (ICQ, Skype).

. Сотовая связь. На рынке сотовой связи ОАО "ВолгаТелеком" представлено в основном дочерними активами. Тем не менее компания верит в перспективность данного направления деятельности. В среднесрочной перспективе основное направление роста выручки услуг мобильной связи связано с развитием услуг беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет.

. Развитие других услуг компании, разработка и реализация новых услуг. Помимо хорошо развитых услуг, компания предоставляет и ряд других услуг. Их развитие, а также разработка и реализация новых услуг также является одним из важнейших объектов планирования.

В планирования каждой из вышеописанных отраслей компании входит не только общие положения по развитию, а также маркетинговое и финансовое планирование в данной области. Немаловажную роль играет прогноз развития технологии предоставления той или иной услуги. Так как технологии не стоят на месте и следует своевременно переходить на новые технологии, дабы поддерживать лидирующее положения на рынке. Из этих компонентов и складывает план по развитию в данной сфере. Вместе с общими положениями по развитию компании в целом эти планы составляют единую систему. Единый план, учитывающий каждый аспект деятельности компании. При этом все составные части компании будут развиваться в едином направлении. Все планы, разрабатываемы в компании, - не просто набор документов, а их взаимосвязанная система.

Для составления планов по ключевым объектам планирования в основном используется опытно-статистический метод. Процесс планирования в ОАО "ВолгаТелеком" начинается со сбора и анализа необходимой информации, и на основе этого разрабатываются цели и задачи. У компании есть как глобальные цели, так и текущие. Одним из основных документов, которым руководствуются при составлении при составлении плана развития предприятия на следующий год, является "Годовой отчет ОАО "ВолгаТелеком". В нем собрана вся информация о деятельности фирмы за год, подведены итоги. Проведено сравнение с итогами предыдущего года, дан краткий анализ полученных результатов и развития отрасли в целом. Этот документ служит одним из способов проверки выполнения плана на предыдущий год. Также на основе информации, изложенной в документе, можно поставить реальные цели и задачи, которые компания должна достигнуть и выполнить в следующем году. Помимо годового отчета, при составлении плана пользуются и другой отчетной и статистической документацией, учитывают прогнозы развития отрасли. После анализа всей этой информации становится возможно ставить цели и задачи, которые компании будет под силу достичь и которые будут реально отражать возможности компании. От правильно поставленных задач и целей зависит очень многое. Поэтому этому вопросу уделяется особое внимание и к этому процессу подходят со всей ответственностью. Выработанные цели и задачи должны не противоречить миссии и глобальным целям ОАО "ВолгаТелеком". Планы составляются и утверждаются советом директоров ОАО "ВолгаТелеком". Это высший орган управления и именно совет директоров определяет курс развития компании. Особое внимание уделяется стратегическому планированию. В компании существует комитет по стратегическому развитию совета директоров ОАО "ВолгаТелеком". Положение о работе комитета ежегодно переиздается, а также дополняется и редактируется. Комитет является вспомогательным органом совета директоров ОАО "ВолгаТелеком". Основной задачей комитета является повышения эффективности и качества работы совета директоров компании посредством предварительного рассмотрения отдельных вопросов, относящихся к компетенции совета директоров, и подготовка рекомендаций совету директоров компании. Комитет по стратегическому развитию дает рекомендации совету директоров по определению приоритетных направлений деятельности компании, в том числе по утверждению годового бюджета, бюджетов на среднесрочную и долгосрочную перспективу, стратегий и программ развития компании.

В компании разрабатывают долгосрочные планы на 5 лет, а также среднесрочные планы сроком на 1-2 года. Краткосрочное планирование почти не используется. До недавнего времени все планы составлялись в главном офисе ОАО "ВолгаТелеком", расположенном в Нижнем Новгороде. Все филиалы должны были придерживаться установленного плана. Внесение каких-либо изменений решалось через главный офис компании. В 2009 году совет директоров ОАО "ВолгаТелеком" изменило эту систему. Право составления долгосрочного плана так и осталось за главным офисом, но разработка среднесрочных планов легла на плечи филиалов. Каждый филиал сам составляет план на следующий год, утверждает его в главном офисе и затем работает по разработанному документу. Утверждение плана происходит только после его защиты. Представители филиала представляют свой план совету директоров. Если план составлен грамотно, отражает цели компании, то тогда его утверждают. Переход к такой системе разработки планов связан с ростом компании. Стало сложно качественно анализировать информацию о каждом регионе и составлять план для каждого из филиалов. Главный офис при помощи проверки отчетов о работе контролирует выполнение планов. В случае необходимости могут вноситься коррективы и дополнения. Данная система должна повысить эффективность планирования и дать положительные результаты уже в ближайшем будущем.

Разработанный план содержит в себе перечень целей и показателей, которые должна достичь компания. Установлены подразделения, участвующие в реализации плана. Также в плане указывается оценка затрат времени на основные операции, определены ресурсы для каждой операции. В итоге в плане четко и ясно определено что, кто, когда, где и в каком количестве требуется для достижения целей. Структуру процесса разработки стратегического плана в ОАО "ВолгаТелеком" можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1 - Этапы разработки стратегического плана в ОАО "ВолгаТелеком"

Аспекты плана доводятся до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов и показателей. В ходе работы компании производится оценка и контроль выполнения плана. Механизм оценок и контроля включает:

·        определение критериев для оценки результатов;

·        сопоставление фактических показателей с намеченными;

·        анализ отклонений между ними;

·        внесение корректив в план в случае необходимости.

Информацию о результатах работы получают при помощи отчетов. Отчеты составляются ежемесячно, что позволяет оперативно отслеживать степень выполнения поставленных целей.

В целом ОАО "ВолгаТелеком" имеет продуманную и эффективную систему планирования. В компании понимают всю важность планирования и относятся к процессу планирования со всей ответственностью. Положительным моментом является то, что в компании делают среднесрочные и долгосрочные планы. Система планирования компании отвечает многим принципам планирования, таким как: принцип единства, принцип точности, принцип итеративности и принцип комплексности. Четко определены ключевые объекты планирования, что позволяет ясно осознавать что и в каком направлении стоит развивать. Но в системе есть ряд недочетов, которые требуют изменений. Об это и пойдет речь в следующем пункте.

2.3 Рекомендации по совершенствованию системы планирования в ОАО "ВолгаТелеком"


Система планирования в ОАО "ВолгаТелеком", при всех ее плюсах, не идеальна. Основной проблемой является слаборазвитое краткосрочное (оперативное) планирование. Т.к. в компании составляются минимум на год. Для такой быстроразвивающейся и меняющейся сфере как телекоммуникации такой срок слишком продолжителен. В связи с этим нарушен принцип гибкости. Получается, что компания следует весь год разработанному плану, несмотря на происходящие изменения. Внесении корректив - процесс долгий, решающийся только через главный офис. Специальная комиссия сначала должна убедиться, что проблема действительно существует, затем выработать список поправок и утвердить новый план в главном офисе. Все спрогнозировать невозможно, поэтому необходимо сделать более гибкую систему планирования, позволяющую с легкостью вносить коррективы в планы. Из-за этой проблемы ОАО "ВолгаТелеком" уже потеряла часть клиентов. Так в 2008 году начался отток клиентов к конкурентам, предлагающим широкополосный доступ в интернет. ОАО "ВолгаТелеком" продолжало действовать по намеченному плану и развивать доступ в интернет по технологии ADSL. В конечном счете компания потеряла часть клиентов и лишь спустя 2 года начала производить переход к предоставлению широкополосного интернета, хотя финансовые средства и ресурсы для этого давно существовали. Как видно из примера, ответные меры на действия конкурентов обычно запаздывают и не эффективны. Компании начала процесс делегирования части полномочий по планирования в региональные отделения. Следует продолжить этот процесс и полностью делегировать полномочия по разработке плана своего развития филиалам. Защиту планов сделать формальной. Корректировке бы подвергались лишь планируемый уровень, который хочет достичь филиал в свое регионе. Внесение поправок в план из-за изменения каких-либо условий или влияния каких-нибудь факторов происходит на уровне самого филиала, без участия главного офиса. Главный офис лишь осуществляет контроль и проверку реализации плана. Такая система позволит оперативнее реагировать на изменения рынка, на действия конкурентов. А так на местах лучше знают положение в регионе, принятые меры будут отличаться большей эффективностью. Такая система будет полностью отвечать принципам гибкости и непрерывности.

Заключение


Планирование обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка целей и определение конкретных действий, обеспечивающих их реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.

В ходе выполнения работы были изучены организационно-финансовые характеристики ОАО "ВолгаТелеком". Была исследована и проанализирована система планирования в ОАО "ВолгаТелеком", выявлены слабые и сильные стороны этой системы. Выявлена необходимость совершенствования этой системы. А затем выработаны рекомендации по совершенствованию проанализированной системы планирования.

Библиографический список

Похожие работы на - Планирование как функция управления деятельностью предприятия (на примере ОАО 'ВолгаТелеком')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!