Основы экономической теории

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы экономической теории

1.Основные положения меркантилизма

Меркантилизм, возник от итальянского слова - торговец и от латинского - торговать. Это первая школа экономической науки (Англия). Представители - Томас Ман, Джон Лоу, Ричард Кантильон. Главным источником богатства представители этой школы считали торговлю, а богатство отождествляли с золотом.

Более широкое определение меркантилизма - это система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XVI-XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме установления высоких импортных пошлин, субсидий национальным производителям и т.д. (то есть в форме протекционизма).

Идеология меркантилизма:

üсущность богатства выражают драгоценные металлы;

üтруд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт;

üгосударство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию;

üрост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.

Существует несколько стадий (этапов) меркантилизма.

Ранний меркантилизм (XV-XVI вв.)

Этот этап можно охарактеризовать рядом следующих положений:

üвсестороннее ограничение импорта товаров;

üвывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;

üустановление высоких цен на импортируемые товары;

üглавной являлась теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса;

üв целях удержания денег в стране запрещался вывоз за границу денег, и сумму, вырученную за товар, тратить на покупку местных товаров.

Поздний меркантилизм (2 ая пол. XVI-XVII вв.)

Основные положения:

üснятие жёстких ограничений по импорту товара и вывозу денег

üдоминирует идея торгового баланса

üпоявляется протекционизм экономической политики государства

üхарактерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путём вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли в связи с чем разрешается вывоз денег за границу

üпоявляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой

üкак указывает Иммануил Валлерстайн, основной идеей меркантилистов той эпохи была также защита страны и её населения от деградации, связанной с режимом свободной торговли.

Государственный меркантилизм (конец XVII - начало XIX вв.)

Меркантилизм в ту эпоху существовал как официальная экономическая доктрина, принятая ведущими странами Европы: Англией, Пруссией, Австрией, Швецией.

Основные положения этой доктрины сводились к тому, что меркантилистская (протекционистская) политика государства улучшает торговый баланс страны, способствует развитию её промышленности и быстрому росту её населения.

2.Капитал в представлении различных экономических школ

Капитал (от латинского - главный, доминирующий, основной) - совокупность имущества, используемого для получения прибыли. Капиталовложения и инвестиции - направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли.

Физиократы.

Франсуа Кенэ стал основателем физиократического направления в политэкономии. Он отверг взгляды меркантилизма на прибыль, как результат обращения, и пытался объяснить её процессом производства. Это привело к более подробному анализу капитала и его роли.

Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. В этом случае прибавочная стоимость создаётся только в земледелии и получает форму земельной ренты. Физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, вычленив «ежегодные авансы», «годичные затраты» и «первичные авансы», что соответствует современному делению на основной и оборотный капитал. Производительным капиталом считался лишь капитал, вложенный в земледелие. Промышленный капитал физиократы считали «бесплодным», не создающим «чистый продукт», не подлежащим делению на «авансы». Деньги не причислялись ни к одному из видов «авансов», не существовало понятия денежного капитала. Физиократы признавали лишь одну функцию денег - средство обращения.

Классическая и неоклассическая экономические школы.

Капитал - ресурсы, которые могут быть использованы в производстве товаров или оказании услуг. В классической экономике капитал - один из трёх факторов производства, два других - земля и труд.

В классической политической экономии под «капиталом» обычно подразумевается физический (реальный, производственный) капитал - используемые для производства товаров и услуг средства производства: машины, оборудование, здания, сооружения. Чтобы товар считался капиталом, он должен обладать следующими характеристиками:

·его можно использовать при производстве других товаров (это делает его фактором производства);

·он является результатом переработки (к земле относятся необработанные природные ресурсы, например, полезные ископаемые);

·не используется целиком в процессе производства (что отличает капитал от сырья или полуфабрикатов).

Современные авторы считают, что капитал находит отражение в корпоративных правах (например, в сумме акций в момент эмиссии). В отличие от этого, инвестиции являются увеличением капитала за некий период, например, за год. Такой подход рассматривает капитал как стоимость, зафиксированную по состоянию на некое время, а инвестиции - как действие по привлечению / размещению средств за период, капиталовложения, финансовый поток.

Марксистская политэкономика.

Для классической политической экономии характерно отождествлять любые средства труда как физический капитал. Маркс считал такой подход неточным и характеризовал термин «капитал», как «самовозрастающую стоимость». Маркс не отождествлял капитал с определённым видом имущества. Он подчёркивал значение комплекса общественных отношений, которые рассматривал необходимым условием «самовозрастания» стоимости.

По мнению Маркса, средство труда может стать капиталом (принесёт стоимости больше, чем его собственная стоимость) только тогда, когда его владельцы прямо или косвенно вступят в экономические отношения с владельцами рабочей силы.

Капитал возникает лишь там, где владелец средств производства и жизненных средств находит на рынке свободного рабочего в качестве продавца своей рабочей силы.

Капитал - это не вещь, а определённое, общественное, принадлежащее определённой исторической формации общества производственное отношение, которое представлено в вещи и придаёт этой вещи специфический общественный характер. Капитал - это не просто сумма материальных и произведённых средств производства. Капитал - это превращённые в капитал средства производства, которые сами по себе столь же являются капиталом, как золото или серебро сами по себе - деньгами.

Австрийская экономическая школа.

Особенностью австрийской экономической школы является анализ экономических явлений с субъективный позиции личного потребления. Так как капитал не предназначен для непосредственного потребления, у представителей австрийской экономической школы не было единого определения данному понятию.

Бём-Баверк, один из основателей австрийской экономической школы, считал, что «Капитал есть не что иное, как совокупность промежуточных продуктов, которые созданы на каждом этапе долгого производственного цикла». Бём-Баверк разделял блага настоящие (ценятся выше) и блага будущие (их ценность ниже). Австрийская школа считает, что инвестиции являются отказом от потребления сейчас ради благ, будущих. В представлении Бём-Баверка при инвестировании предприниматель покупает блага, будущие по их цене, то есть со скидкой. Период ожидания зависит от длительности производственного цикла, в конце которого блага увеличивают свою ценность, так как становятся благом нынешним, а предприниматель получает доход (процент на капитал), который является разницей цен благ настоящих и будущих.

В других формулировках австрийской школы, капитал - это ресурсы, которые не потребляются в настоящем, но используются для получения более высокого уровня потребления в будущем. При этом прибыль на капитал трактуется как процентный доход, который является:

а) платой за отсрочку потребления

б) платой за риск потерять возможность потребления.

В бухгалтерском учёте и финансовом анализе.

В теории бухгалтерского учёта капитал рассматривается как совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат на приобретение прав и привилегий, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности организации.

На практике самостоятельное понятие капитала в бухгалтерском учёте не используется. Но финансовый анализ рассматривает ряд более частных показателей:

Собственный капитал - разница, между стоимостью активов компании и суммой её обязательств, это совокупность уставного фонда, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и прочих резервов (целевые фонды и резервы).

Привлечённый (заемный) капитал - обязательства в форме кредитов, займов и кредиторской задолженности.

Перманентный (или постоянный, устойчивый) капитал - суммарная величина собственного капитала и долгосрочного заемного капитала.

Рабочий (или чистый оборотный) капитал - разница между текущими активами и текущими обязательствами (часто вместо всех текущих обязательств используют только кредиторскую задолженность, без краткосрочных заемных средств).

.Закон убывающей доходности

Закон убывающей доходности - экономический закон, гласящий, что сверх определённых значений факторов производства (земля, труд, капитал) увеличение одного из этих факторов не обеспечивает эквивалентный прирост дохода, то есть доход растёт медленнее, чем фактор.

Закон определяет взаимосвязи между затратами в производстве и выпуском продукции. Он отражает связь между выпуском дополнительной продукции и изменением одного фактора производства при неизменном объёме других факторов.

Пример 1.

У нас есть участок земли (несколько гектар) на котором мы хоти вырастить, например, картофель и продавать его в дальнейшем. В одиночку мы не сможем обработать весь участок и собрать урожай. Поэтому мы набираем бригаду рабочих, которые будут обрабатывать участок, сажать картофель, удобрять его, собирать урожай и т.д. Допустим наша бригада собрала тонну картофеля. Затем (на следующий год) мы нанимаем ещё одну бригаду, то есть людей у нас становиться в двое больше. Новых рабочих мы наняли для того чтобы улучшилось качество обработки участка, чтобы лучше ухаживали за картофелем и т.п. В результате мы должны собрать 2 тонны картофеля, что и может произойти. Далее мы ежегодно нанимаем по ещё одной рабочей бригаде, надеясь, что увеличится объем собираемого картофеля. Но на самом деле этого не произойдет! На нашем предполагаемом участке будет куча людей, которым мы будем платить огромные деньги за работу, но наши доходы с продажи картофеля по сравнению с теми деньгами которые мы будем тратить на зарплату рабочим будут уменьшаться с каждым годом вводя нас в минус (или в кредит, долг).

Пример 2.

На новом предприятии набирают специалистов в экономический отдел. Сначала у нас один экономист. Далее мы принимаем на работу второго специалиста, так как наше производство расширяется и один человек либо не справиться со всей работой, либо просто надо разгрузить его для предоставления ему возможности уходить в отпуск, на выходные, больничные и т.п. Затем мы решили нанять ещё 2-3 экономистов. В результате мы получим в одном кабинете 5 человек, которые начнут мешать друг другу. Либо может случиться следующая ситуация, экономистов много - объем работы не изменился, рабочие просто в пустую просиживают на своих местах, успевая выполнять работу за пару часов (вместо отведенных им 8 в день). В результате мы будем платить деньги ни за что, а доход наш при этом не увеличиться.

Пример 3.

Жизненный пример иллюстрирующий действие закона - это крах Кондровской Бумажной Компании которая принадлежала всемирно известному миллиардеру Олегу Владимировичу Дерипаске. На предприятии практически ежегодно принимались на работу новые экономисты, бухгалтера, работники по обслуживанию компьютерной техники, менеджеры и т.п., штат компании разрастался, уймы денег тратились на их заработную плату, доходы компании уменьшались и свелись к нулю.

Закон убывающей доходности реальный, подтверждающий себя на практике. Если бы он не выполнялся, то мы бы смогли с одного участка площадью в пару гектар собрать урожай картофеля, которого бы хватило всей стране, но этого никогда не произойдет. Кстати, конкуренции между фирмами, компаниями не было бы.

меркантилизм рынок экономический капитал

4.Государство и рынок

Причины и характер взаимодействия рынка и государства

. Чистая рыночная экономика недостаточно успешно работает в экстремальных условиях. Пример - кризис 1929-1933 гг., который страны Европы преодолели, опираясь на государственное регулирование (использование денежной эмиссии, процентных ставок, организация общественных работ и т.д.).

. Рынок не всегда ориентирован на перспективу. Этот недостаток особенно явственно проявляется, когда экономический рост тесно связан с фундаментальными научными исследованиями, с крупными инвестициями и в то же время с неопределенностью в отношении прибыли. Рынок в этом случае нужно корректировать с помощью национальных и региональных программ развития. В качестве примера можно привести опыт реализации в ряде стран программ по компьютеризации экономики, создание атомной (ядерной) энергетики в ряде стран Западной Европы и в СССР.

. Рынок сам не может обеспечивать глубокие структурные преобразования производства на базе широкомасштабных инвестиций.

Рыночный механизм может оказаться недостаточно эффективным, когда необходимо осуществить крупные инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости. Речь идет об инвестициях в основной капитал с особо медленным оборотом, вложениях в экономическую и социальную инфраструктуру, в новейшие отрасли, которые нацелены на выпуск продукции с неясными перспективами спроса. Такая ситуация наблюдалась в первые годы создания атомной энергетики в Великобритании, Франции, США, СССР.

. Рынок сам не может способствовать успешному решению региональных проблем, возникающих не только в силу особых рыночных ситуаций, но и под влиянием исторических, национальных, демографических и прочих не чисто рыночных факторов. Например, быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике привел в России к временным социально-экономическим потрясениям. Не все регионы, из-за разной способности, смогли быстро адаптироваться к рыночным условиям. Особенно уязвимыми оказались три группы регионов:

с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или резко потерявших спрос на свою продукцию;

удаленные от основных экономических центров - из-за опережающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5-10 тыс. раз;

получавшие ранее из федерального бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их.

. Реализация национальных интересов в мировой экономике национальному рынку не под силу. Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает влияние государства на мировой рынок. А именно проведение государственной властью соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и др.

. Только государство способно дополнить, а если нужно, то и «подправить» рынок при решении ряда социальных проблем. Рассмотрим несколько социальных проблем, детерминирующих вмешательство государственной власти в экономику.

а) Занятость и безработица.

Для рыночной экономики, особенно при происходящих в ней структурных изменениях, характерно постоянное высвобождение рабочей силы и образование безработицы. Последняя может быть текучей с относительно небольшим сроком поиска новой работы, но может становиться и длительной (застойной), особенно для малоквалифицированных работников, людей предпенсионного возраста, женщин, молодежи.

Полностью избежать вынужденной безработицы в рыночной экономике вряд ли возможно. Но снизить ее уровень и продолжительность - обязанность государства. В командной экономике появляется искусственное неравновесие на рынке труда в пользу предложения, когда спрос превышает предложение. Это снижает стимулы к труду и эффективность производства. Рыночная экономика, наоборот, имеет тенденцию к возникновению неравновесия в пользу спроса, когда предложение превышает спрос. Для достижения равновесия требуется вмешательство государственной власти.

При этом задача государства состоит не столько в материальной поддержке не имеющих работы граждан, сколько в организации поиска рабочего места, создании новых рабочих мест, организации общественных работ, переподготовке рабочей силы (для этого создаются центры занятости). Этими и иными мерами государство осуществляет политику полной занятости.

б) Инфляция.

В рыночной экономике объективно возникает инфляционный рост цен. Помимо экономических действий, сдерживающих инфляцию, государство должно проводить социальную политику, направленную на ограничение последствий инфляции. Это может быть и денежная политика (в том числе в некоторых случаях и индексация доходов) и прямая материальная помощь особо малоимущим.

Инфляция и безработица часто движутся в противоположных направлениях. Задача государственной политики - найти их оптимальное сочетание, наименее болезненное для общества. Теоретической моделью, лежавшей много лет в основе этой политики, является кривая Филлипса.

в) Поддержка малоимущих.

В любом обществе, в том числе и с рыночной экономикой, есть граждане, которые не являются собственниками факторов производства, не участвуют в производстве товаров и услуг, не извлекают поэтому доходов от предпринимательской или иной общественной деятельности. На рынке они выступают только в качестве потребителей. Это - дети, старики, инвалиды.

Рыночный механизм распределения дает этим членам общества два источника существования: прошлые накопления (сбережения) и благотворительные фонды. Эти источники («прошлый» рынок и текущая благотворительность) не обеспечивают необходимый стандарт благосостояния, достойное существование. Государство должно взять на себя обеспечение жизненного уровня этих слоев населения.

г) Перераспределение доходов.

Рыночный вариант распределения доходов признает только один критерий - доход как итог участия в качестве субъекта на рынке товаров, капиталов и рабочей силы. Этот критерий резко дифференцирует доходы.

Государство, разумеется, не должно быть «добрым дядей», поддерживающим «на плаву» экономических банкротов. Но оно должно сглаживать полюсы в распределении доходов (прогрессивным налогообложением, субсидиями малоимущим и т.д.). Распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, далеко не всегда справедливо с позиций общечеловеческой морали. И государство, будучи в определенной мере выразителем общечеловеческого интереса, осуществляет в большинстве стран мира политику доходов, которая сдерживает, в некоторой мере, рыночную поляризацию доходов, ослабляет этим в случае необходимости социальную напряженность и поддерживает общественное признание целесообразности рыночных отношений.

Реальное взаимодействие рынка и государства в современной России, несколько его типичных характерных признаков.

. Обе системы взаимно обусловливают друг друга. Действительно, рынок нуждается в инфраструктуре, в неком «игровом» поле с четкой совокупностью правил, которые может создать, как известно, только государственная власть. Она обеспечивает систему защиты экономических субъектов от внутренних и внешних угроз. Государству же рынок нужен для получения необходимых ресурсов (ради реализации предначертанных обществом функций).

. Институты государства и рынка оказывают друг на друга позитивное влияние. Действительно, их встречное взаимное воздействие приводит к эволюции и взаимной адаптации обеих систем. Государство в течение столетий приобретает более либеральный, толерантный (по отношению к бизнесу) характер. К системе правил и к обязательности их исполнения приучается и бизнес. Хотя сокрытие доходов от налогов сохраняется всегда, однако в целом это явление под влиянием государства становится менее активным.

Государственные меры не только помогают рынку нейтрализовать ряд изъянов, но и обеспечивают дополнительный эффект (выраженный в динамизме рыночной экономики). Величина получаемого позитива зависит во многом от оптимальности сочетания сил. Разумная пропорция («рынок-государство») определяется историческими условиями развития. Так, помощь рынку со стороны государства в XVIII-м и XIX-м веках привела к его очень быстрому развитию в ХХ веке. Поэтому Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. явился сигналом, продемонстрировавшим мощь и опасность неконтролируемой экспансии рыночной стихии.

. Каждый из двух институтов обладает относительной самостоятельностью. Если рынок выражает концентрат человеческой воли и желания, то государство зачастую рассматривают как «большую команду бюрократов», наделенную теми же слабостями человеческой натуры. В итоге на конкурентном поле неизбежны столкновения частных и государственных команд с противоположными устремлениями и интересами.

. Чистый рыночный механизм слабо функционирует в производстве многих товаров и услуг коллективного пользования. Эти блага в мировой экономической литературе именуются в отличие от частных благ общественными благами. Частное благо, будучи потреблено одним лицом, не может быть потреблено кем-то другим. Одежда, пища, предметы домашнего обихода - это примеры частных благ.

Общественное же благо-то, которое при потреблении одним лицом остается доступно и другим. В потреблении общественных благ участвуют все граждане страны в целом или региона, независимо от того платят люди за него или нет. Общественные блага удовлетворяют коллективные потребности, которые обычно не измеряются в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок. Свойства чисто общественных благ - неизбирательность и неисключаемость в потреблении.

К общественных благам относятся обеспечение национальной обороны, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, сеть коммуникаций, водопровод, содержание садов и парков, аэропортов, санитарный контроль.

Беря на себя производство общественных благ (товаров и услуг), государство тем самым обеспечивает общие условия функционирования основных сфер жизнедеятельности общества.

При любой экономической организации общества государство должно регулировать денежное обращение. Непосредственно денежным обращением в странах со сложившейся рыночной экономикой ведают коммерческие банки. Регулирующая роль государства определяется тем, что оно в лице Центрального банка является эмиссионным центром. Функция предложения денег Центробанка принадлежит только государству, поэтому денежная политика - одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики в целом.

Наряду с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством:

мобилизация ресурсов в экстремальных условиях;

ориентация экономики на перспективу, на долговременный экономический рост;

обеспечение перспективных структурных преобразований в производстве;

проведение региональной политики;

решение социальных проблем, не решаемых в должной мере рынком;

реализация национальных интересов в мировой экономике.

.Денежная политика РФ

Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства. Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия. В общем виде цель государственного регулирования экономики - достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста.

Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России.

Процентная политика Банка России используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты.

Политику резервных требований Банк России использует как метод регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Операции на открытом рынке - это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Под рефинансированием коммерческих банков понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. В настоящее время Банк России предоставляет банкам, заключившим Генеральный кредитный договор, следующие виды обеспеченных кредитов: внутридневные кредиты; кредиты «овернайт»; ломбардные кредиты. Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями.

Валютное регулирование подразумевает разработку и реализацию Банком России политики валютного курса.

При реализации избранной валютной политики Банк России использует широкий арсенал методов, которые условно можно подразделить на рыночные и административные.

К рыночным методам можно отнести проведение Банком России мероприятий по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынке (валютные интервенции) для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Административные методы основаны на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке.

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций Правительством РФ.

Похожие работы на - Основы экономической теории

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!