Анализ инновационных программ в сфере кадров для кластера дизелестроения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,87 Мб
  • Опубликовано:
    2014-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ инновационных программ в сфере кадров для кластера дизелестроения

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Ярославский государственный технический университет"

Кафедра экономики и управления

Курсовая работа

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ КАДРОВ ДЛЯ КЛАСТЕРА ДИЗЕЛЕСТРОЕНИЯ

По дисциплине "Инновационный менеджмент"


Работу выполнила

студентка гр. ЭМ-53

Московцева И.М.

Руководитель, к. э. н., доцент

И.Б. Бондырева





Реферат

 

____ с., 8 рис., 1 таблица., 28 источников.

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА, ПОДГОТОВКА КАДРОВ, АНАЛИЗ, ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Объектом исследования курсовой работы является совместная деятельность ОАО "Автодизель"и лицея №2 по подготовке кадров, а так же взаимодействие с другими учебными заведениями.

Цель работы - Предложение по совершенствованию инновационных программ подготовки кадров

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

) Выявить сущность и роль инновационно-образовательной среды в формировании кластеров

) Определить объекты программы "РНП";

) Проанализировать процесс реализации программы "РНП"

Содержание

 

Введение

1. Теоретические и методические основы формирования инновационно-образовательной среды в кластерных образованиях

1.1 Сущность и роль инновационно-образовательной среды в формировании кластеров

1.2 Законодательная база создания и функционирования инновационно-образовательной среды

1.3 Финансирование инновационных программ подготовки кадров для предприятий

2. Анализ программы "Рабочие нового поколения"

2.1 Деятельность фонда "Вольное дело"

2.2 Анализ программы "Рабочие нового поколения"

2.3 Объекты программы "Рабочие нового поколения" (РНП)

2.3 Анализ процесса реализации программы "РНП"

3. Предложения по совершенствованию инновационных программ

3.1 Взаимодействие с Вузом

3.2 Развитие сотрудничества ВУЗа и школы

Заключение

Список источников

Приложения

Введение

Специалисты кадровых служб уже не один год бьют тревогу: в скором времени промышленность может очутиться на грани катастрофы, так как не только работать "у станка" окажется некому, но некому будет и научить новое поколение, поскольку нынешние редкие специалисты попросту уйдут на пенсию. Первые симптомы "кадрового голода", если верить СМИ и экспертам по рынку труда, стали проявляться более десяти лет назад, когда стало понятно, что экономистов, юристов, дизайнеров и психологов вузами выпущено чуть ли не на порядок больше, чем инженеров, а конкурс в среднее учебные заведения по промышленным специальностям упал практически до нуля. О том, что проблема существует, признают уже и на государственном уровне "Сейчас средний возраст специалистов рабочих профессий превышает 50 лет, а на рынке труда нет резерва подготовленных рабочих, поскольку престиж рабочих профессий утерян, - забил тревогу еще в прошлом году губернатор Кузбасса Аман Тулиев. - Более того, ситуация с рабочими специальностями такова, что через пять, максимум семь лет промышленное производство в России полностью лишится высококвалифицированных инженеров-практиков!"

Между тем, спрос со стороны бизнеса на высококвалифицированных рабочих только растет: промышленные объекты в России продолжают строиться, и компаниям жизненно необходимы новые рабочие руки. Например, одной лишь Группе ГАЗ, запускающей несколько новых производственных проектов, сейчас требуется около 6000 человек. А в Кузбассе, по словам того же Амана Тулиева, общая нехватка специалистов в прошлом году превысила 15 тыс. человек. "Дело даже не в том, что людей совсем нет, - поясняет губернатор. - Просто современному производству требуются специалисты высокой квалификации, обладающие как теоретическими, так и практическими знаниями. А те немногие представители молодого поколения, которые сейчас заканчивают профильные учебные заведения по рабочим специальностям, увы, не вполне соответствуют требованиям работодателей".

Можно долго рассуждать о том, в чем корни этой проблемы: в учебных программах, отсутствии практики во время учебы, нехватке преподавателей, неразвитости системы переподготовки и повышения квалификации, недостаточности внимания к проблеме со стороны государств. Но бизнес - есть бизнес. Компании, заинтересованные в развитии, предпочитают не копаться в причинах проблем, не ждать помощи от государства, а брать ситуацию в свои руки. [7]

Таким образом, в 2006 году Фондом "Вольное дело" была создана программа "Рабочие нового поколения".

подготовка кластер кадр инновационный

1. Теоретические и методические основы формирования инновационно-образовательной среды в кластерных образованиях


1.1 Сущность и роль инновационно-образовательной среды в формировании кластеров


Термин "инновация" означает "новшество". Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в учебно-методическое обеспечение; в учебный план и программы; в систему финансирования. В качестве источников идей обновления вуза могут выступать потребности страны, региона, города, района как социальный заказ; достижения комплекса наук о человеке; передовой педагогический опыт; интуиция и творчество руководителей и педагогов; опытно-экспериментальная работа; зарубежный опыт [11]. В конце ХХ в. российское образование столкнулось с глобальной конкуренцией. Составной частью этого процесса является свободное движение интеллектуальных ресурсов - информации, научных парадигм, инноваций и их носителей. Переход к информационному обществу формирует новые отношения человека к проблеме самореализации, образованию, выбору профессии, что требует инновационного подхода во всех сферах жизнедеятельности [12].

В соответствие с рисунком 1 образовательная среда - это совокупность факторов, формируемых укладом жизнедеятельности образовательного учреждения: материальные ресурсы, организация учебного процесса, психологический климат [13].

Образовательная среда включает в себя не только совокупность условий и факторов (природных и социальных), оказывающих влияние на развитие, воспитание и обучение, саморазвитие, но также подразумевает активное взаимодействие с ней человека и, в соответствии с этим, возможности ее преобразования и изменения. Исходя из понятия "окружающая среда", представляется возможным выведение категории образовательной среды, как совокупности влияний и условий формирования личности, возможностей для ее развития, самореализации [14].

В структуре качественной профессиональной подготовки особую роль играет способность личности к постоянному самосовершенствованию, сохранению и развитию своего творческого потенциала. Наиболее эффективно эти качества формируются в условиях инновационных образовательных систем.

Рисунок 1 - Факторы, формирующие образовательную среду

Инновационная образовательная среда профессионального учебного заведения формируется корпоративным сообществом преподавателей, студентов, педагогов-новаторов. Она должна отвечать личностным смыслам студентов, что позволит мотивировать их ответственное отношение к будущей профессии, самообразованию как необходимому фактору их успешной самореализации и самоидентификации.

Личностный смысл инновационной образовательной среды состоит в создании условий для развития "всех сущностных сил" и творческих потенциалов студента и построении на этой основе базиса для успешной профессиональной подготовки и карьеры.

Социальный смысл инновационной образовательной среды состоит в подготовке конкурентоспособного специалиста [12].

Инновационно-образовательная среда - это среда, образованная физическими и юридическими лицами (субъектами), которые для реализации своих интересов в сфере образования вступают в определенные организационно-экономические отношения.

Функционирование инновационно-образовательной среды в рамках кластеров оказывает положительное влияние на качество обучения в образовательных учреждениях, способствует повышению профессионального уровня преподавательского состава, привлечению студентов к выполнению инновационных разработок на предприятии.

Основными тенденциями развития инновационной образовательной среды являются взаимопроникновение (конвергенция) и сближение внешней и внутренней составляющих образовательной среды учебного заведения; усиление влияния общественного фактора на развитие инновационной среды; все большая зависимость динамики развития инновационной среды от информационно-технологической составляющей; сращивание научно-исследовательской работы с интересами образовательных учреждений; гармонизация личностных и профессиональных смыслов в структуре, организации и содержании подготовки специалистов в образовательном заведении.

Теоретической основой формирования и развития инновационной образовательной среды образовательного заведения является совокупность принципов:

открытости (к жизни; прогрессивным теориям, концепциям и идеям; личности и обществу);

системности;

опережающего развития растущих профессиональных, социальных и личностных потребностей;

сотрудничества как внутри, так и вне учебного заведения;

непрерывности образования;

корпоративности педагогического сообщества;

синтеза традиционного и новаторского.

Отличительной сущностной характеристикой инновационной образовательной среды является синтез основополагающих факторов развития личности - среды жизнедеятельности, воспитания, самообразования и самовоспитания, направленных на реализацию творческого потенциала каждого студента. Такая среда представляет собой комплексную форму функционирования и реализации основополагающих принципов инновационной педагогики и является единым образовательным пространством учебного заведения, позволяющим кооперировать усилия всех заинтересованных субъектов и объектов в качественной подготовке будущих специалистов.

Инновационно-образовательная среда становится ведущим фактором самореализации как отдельных субъектов, так и педагогических сообществ. В основе самореализации лежит принцип единства сознания и деятельности, стимулируемый инновационной образовательной средой образовательного заведения, личностными, профессиональными и социальными мотивами субъектов и объектов образовательного процесса [12].

Особенностью современного общества является развитие инновационной экономики. В представленной Президентом Российской Федерации программе модернизации российской экономики особое внимание уделяется развитию и внедрению инноваций. Для реализации этой программы необходимы специалисты, обладающие соответствующими компетенциями.

Современный специалист должен:

а) обладать сформированным инновационным мышлением и высокой креативностью;

б) уметь использовать методы и средства самостоятельной организации профессионального роста, в том числе автоматизированное проектирование сложных систем;

в) владеть интегрированными междисциплинарными знаниями и быть способным работать в команде над проектами, взаимодействовать с экспертами в различных предметных областях (в том числе, с использованием телекоммуникационных средств);

г) владеть практическим опытом разработки и внедрения исследовательских, конструкторских, экономических, экологических и других решений, научными основами и методами трансфера технологий.

В качестве основных условий перехода к инновационной образовательной среде обновление содержания образования вуза должно происходить на основе использования информационных технологий, внедрения интегрированных программ обучения, программно-целевых методов подготовки студентов. Для реализации этих задач совершенствование технологий обучения является ключевым моментом для формирования инновационной образовательной среды [15].

Технологии обучения являются одним из средств организации учебного процесса, который основывается на совместной творческой деятельности педагогов и студентов, использовании форм обмена учебной информации на основе средств педагогического взаимодействия. Основой этому должно послужить формирование способности к творческой деятельности. Следует отметить, что одной из основных задач создания инновационной образовательной среды, является формирование у будущих специалистов творческого мышления, способности к новым оригинальным идеям и их реализации. В структуре профессиональной подготовки, важное место должна занимать способность личности к самосовершенствованию, развитию творческого потенциала, накоплению творческого опыта, являющегося основой для самореализации личности в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, существует потребность определения методов и средств активизации и развития личностного и творческого потенциала обучаемых в условиях инновационной образовательной среды.

Такие методы и средства должны иметь формировать творческое мышление в процессе профессиональной подготовки, что предполагает обучение навыкам самостоятельной работы, исследовательской активности, мотивации на самосовершенствование, внедрение в образовательные программы технологий инновационного характера, ориентированных на формирование творческого подхода к профессиональной деятельности, личного творческого опыта. Чем более творческой становится деятельность студентов и преподавателей, тем более инновационной станет образовательная среда. Инновационная образовательная среда должна стать интегрирующим фактором, объединяющим учебные коллективы, кафедры и факультеты вокруг процессов, происходящих на различных этапах профессиональной подготовки, создать условия для опережающей подготовки специалистов, способных эффективно действовать в современных условиях [15].

Условия создания инновационной среды:

а) наличие системы аппаратных, программных и телекоммуникационных систем и средств (единая информационная база, библиотечно-информационные ресурсы, современная среда электронного обучения, специализированные ресурсы в сети Интернет и др.);

б) наличие системы повышения квалификации, ориентированной на внедрение инновационных средств и методов обучения;

в) формирование системы партнерства с вузами, научными организациями, педагогическими коллективами, предприятиями различных форм собственности.

Инновационная образовательная среда формируется через следующие основные механизмы:

разработка новых и совершенствованием действующих программ подготовки, дополнительных форм обучения (повышения квалификации, переподготовка);

изучение студентами курсов по выбору;

увеличение доли самостоятельной работы студентов через снижение аудиторной нагрузки;

активизация программ академической мобильности;

развитие дистанционных форм обучения, в первую очередь электронных;

изучение специальных курсов, выполнение профильных курсовых и дипломных работ;

участие студентов в выполнении научно-исследовательских и прикладных работ;

создание единой информационно-аналитической интегрированной системы вуза, позволяющей как организовать сбор, систематизацию и хранение, оперативный поиск и получение информации, так и усовершенствовать и диверсифицировать технологии общения;

расширение перечня и активизация использования электронных библиотечных ресурсов;

развитие коммуникативных способностей и толерантности через участие в проектной деятельности и мобильных программах;

профориентация и формирование индивидуальной учебной и профессиональной траектории.

Участие преподавательского состава в формировании инновационной образовательной среды предполагает переподготовку по следующим направлениям:

использование инновационных образовательных педагогических технологий, в том числе, в рамках Болонского процесса;

использование информационно-коммуникационных технологий в процессах организации и реализации образовательной и научной деятельности [15].

Созданию инновационно-образовательной среды способствует появление кластерных образований.

Кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но, вместе с тем, ведущих совместную работу.

Кластер представляет собой концентрацию предприятий на основе сетевой формы организации бизнеса с соблюдением правил сотрудничества и взаимодействия в условиях конкуренции, что способствует эффективному обмену ресурсами, технологиями, знаниями и обеспечивает высокий уровень развития и конкурентоспособности. Так как основные черты и особенности кластеров в данном определении представлены лишь поверхностно, то возникает необходимость его конкретизировать следующими дополнениями [16].

Во-первых, особенностью кластеров является уникальное сочетание кооперации, следования участников кластера общей стратегии с одновременной конкурентной борьбой между ними. Если эффектом конкуренции выступает рост конкурентоспособности и качества товаров и услуг, то стратегическое партнерство выражается в синергетическом эффекте, эффекте обусловленном экономией затрат и мультипликативных эффектах (связанных с возможностью создания новых рабочих мест в смежных отраслях) [17].

Во-вторых, в отличие от стратегических планов развития отдельных отраслей экономики, которые являются достаточно разрозненными и зачастую противоречащими друг другу, стратегии кластерного развития обеспечивают сбалансированное развитие всех сфер экономики страны.

В-третьих, в рамках кластера его участники получают возможность реализовать свои цели, получить определенные выгоды от сотрудничества, то есть реализуется стратегия "win-win" - идея заключается в том, что в итоге договоренности двух и более партнеров должны выиграть все [18].

В-четвертых, предприятия внутри кластера связаны между собой объединяющей их деятельностью, являющейся областью их специализации, но сами кластеры могут выходить за пределы связей внутри отдельного сектора, охватывая различные отрасли.

В-пятых, объединение предприятий, организаций, учреждений в кластер происходит под действием определенных сил притяжения. Такие силы возникают, как правило, при ужесточении условий (внешней) конкурентной среды. Стремясь сохранить собственную конкурентоспособность, предприятия развивают кооперационные связи с ближайшим окружением [19].

В-шестых, гибкость и подвижность границ внутренней структуры обусловлено свободным присоединением предприятий к кластеру и выходом из него, наличием большого числа связей между участниками кластера, носящих неформальный характер. При этом предприятия сохраняют относительную пространственную и экономическую обособленность [24].

Таким образом, благодаря этим преимуществам, сегодня на практике ученые и специалисты проявляют активный интерес к создающимся кластерам, как к гибким и эффективным инструментам развития современной экономики. Государство также нацелено на поддержание всё большего числа кластеров, как в перспективных, так и отстающих регионах станы.

Далее в работе мы предлагаем сравнить два вида, наиболее значимых кластеров: инновационный и традиционный. Так как именно инновационные кластеры отвечают разработанной концепции социально-экономического развития РФ до 2020 года, а именно повышают инновационное развитие и конкурентоспособность. А традиционный кластер позволяет наиболее явно рассмотреть в сравнении все преимущества инновационного кластера.

В чем состоит различие между инновационными и традиционными кластерами? Итак, инновационный кластер - это целостная система новых продуктов и технологий, взаимосвязанных между собой и сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном экономическом пространстве. В инновационном кластере основная цель это синергетический эффект и как следствие постоянное технологическое обновление производимой продукции. Конечным результатом деятельности инновационных кластеров являются принципиально новые технологии и продукция. Ядром инновационного кластера являются крупные научно-исследовательские учреждения, вокруг которых концентрируются поставщики оборудования и материалов, а также предприятия, производящие инновационную продукцию с использованием новых технологий, производимых ядром кластера [20]. Тем самым в инновационном кластере осуществляется весь процесс от идей до производства и реализации потребителю инновационной продукции.

Конечным результатом традиционного кластера является выпуск уже известной или усовершенствованной и пользующейся спросом продукции. Ядром традиционного кластера является, как правило, крупное промышленное предприятие по производству конкурентоспособной продукции, вокруг которого концентрируются поставщики оборудования и сырья, научные и образовательные учреждения и другие.

Практика показывает, что наиболее высокий уровень конкурентоспособности региона достигается за счет формирования инновационных кластеров. Основным моментом в определении инновационного кластера является наличие инновационной синергии всех участников, благодаря которой обеспечивается создание, капитализация и распространение инноваций. То есть, в процессе формирования инновационного кластера ключевую роль играет интеграционное взаимодействие инновационных предприятий, науки и образования при поддержке государства [21].

Следует отметить, что инновационно-образовательная среда в формировании кластеров играет важную роль для инновационной экономики в том смысле, что именно эта сфера экономической жизни формирует "кадровый каркас" новой экономики. В силу этого создание инновационно-образовательной среды обуславливает значительные изменения в системе профессионального образования, направленные на повышение качества предоставляемых образовательных услуг, формирование различных форм переподготовки и повышения квалификации, также выработку как практических, так и исследовательских компетенций выпускников, способных создавать инновационные продукты. В России заложена только основа для формирования инновационно-образовательной среды. Остро стоит необходимость развивать взаимную интеграцию образования с наукой и бизнесом, поскольку именно через сотрудничество возможен эффективный обмен знаниями, технологиями и инновационными разработками, а также воплощение идей в реальные продукты.

1.2 Законодательная база создания и функционирования инновационно-образовательной среды


Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности [22].

В послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию в ноябре 2009 года говорится: "В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям".

В современных условиях в качестве основы перехода экономики и общества на инновационный путь развития рассматривается модернизация профессионального образования. Именно образование способно стать катализатором и инструментом инновационных процессов в обществе, фактором эффективного функционирования экономики и государственной системы [23].

Поэтому для развития государством разработан ряд программ, концепций и мероприятий, представленных на рисунке 2.

сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".

Рисунок 2 - Программы государства

Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов [24].

Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 [25] разработана Концепция развития научно-исследовательской инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года (далее - Концепция), и определяет основные направления формирования единой государственной политики в области развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования (далее - вузы) Российской Федерации. В Концепции сформулированы цели, задачи, направления и основные механизмы повышения вклада вузов в технологическую модернизацию реального сектора экономики Российской Федерации через развитие их научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Во всем мире роль учреждений высшего профессионального образования (в первую очередь университетов) в генерации, использовании и распространении знаний за последние десятилетия усилилась. Широкое тиражирование получила так называемая модель глобального научно-исследовательского университета (global research university), в рамках которой университеты становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность [26]. Принципиальными особенностями этой модели являются:

освоение студентами базовых компетенций научно-исследовательской и инновационной деятельности через их включение в соответствующие практики;

полноценный переход на уровневую систему высшего профессионального образования "бакалавр-магистр", предполагающий активное использование студентов прежде всего магистратуры в качестве важнейшей "рабочей силы" для исследований и разработок;

реальное включение большинства преподавателей в научно-исследовательскую и инновационную деятельность;

превращение университетов в центры коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем;

отказ от линейной модели "от фундаментального исследования до прикладной разработки" в пользу тесного сотрудничества с реальным сектором экономики как в поисках заказов на прикладные разработки, так и в поисках фундаментальной тематики;

междисциплинарность исследований и разработок;

формирование инновационных производств и организация инновационных предприятий;

развитие малого инновационного предпринимательства;

интернационализация научной деятельности и подключение к передовой науке в рамках междисциплинарного научно-технического сотрудничества, выражающиеся в формировании интернациональных исследовательских коллективов, проведении стажировок в зарубежных научных и международных центрах, публикации результатов научных исследований в ведущих зарубежных журналах.

Значительное усиление научно-исследовательской и инновационной деятельности привело к тому, что именно научно-исследовательские университеты добились наибольших успехов и показали высокую эффективность в решении таких важных задач, как:

генерация новых знаний и формирование инновационной интеллектуальной среды;

осуществление разработок до коммерческой стадии, когда коммерциализация носит большей частью вероятностный и отсроченный характер;

прогнозирование научно-технологического развития и исследование технологических рынков;

привлечение молодых ученных к современной инновационной тематике;

оказание консультационных услуг и консалтинговая поддержка широкого круга организаций и предприятий.

Таким образом, современные исследования и инновационная деятельность в вузах - это не только возможность привлечения дополнительных бюджетных и внебюджетных средств, но и важнейшая самостоятельная задача высшей школы, а также необходимая составляющая качественного образовательного процесса.

Каково современное состояние развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах?! В традиционной советской высшей школе исследовательская деятельность являлась важной составляющей работы вуза. Однако принципы ее организации существенно отличались от практики работы западных исследовательских университетов [26].

На протяжении последних двух десятилетий связи вузов с реальной экономикой в основном разрушались, не замещаясь новыми механизмами, адекватными системе рыночной экономики, основанной на знаниях. Сегодня в российских вузах быстро растет число аспирантов и количество защищенных диссертаций, однако уровень большинства научных работ остается очень низким, при этом число преподавателей-исследователей и количество качественных публикаций сокращается.

В настоящее время предпринят целый ряд мер, направленных на развитие фундаментальной науки в вузах и ускоренное развитие прикладной

исследовательской базы вузов, их встраивание в прикладные исследовательские работы в интересах инновационного развития отраслей реальной экономики, а также на снижение административных и юридических барьеров, препятствующих эффективному развитию межвузовского сотрудничества (в частности, организации совместных образовательных программ), формированию партнёрств с производственными предприятиями, привлечению зарубежных исследователей и преподавателей, в том числе:

принят закон, позволяющий создавать малые инновационные предприятия при вузах, уже обеспечивший создание более 500 таких предприятий (Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ);

проведен конкурс на поддержку программ развития национальных исследовательских университетов;

в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации ведётся работа по подготовке Программ инновационного развития компаний с государственным участием (акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий), в том числе предполагающих сотрудничество этих компаний с российскими вузами в рамках исполнения корпоративных планов НИОКР;

Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям приняты решения по механизмам формирования технологических платформ как коммуникационных площадок взаимодействия науки, образования и реального сектора экономики [26];

Правительством Российской Федерации в рамках постановлений от 9 апреля 2010 г. № 218 (кооперация вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства), № 219 (развитие инновационной инфраструктуры вузов), № 220 (гранты вузам по привлечению ведущих мировых ученых) выделены дополнительные средства государственной поддержки для развития современных исследовательских, инновационных компетенций российских высших учебных заведений;

дополнительные возможности развития инициатив вузов в прикладной исследовательской деятельности предоставляются в рамках работ по реализации приоритетных направлений, определенных Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России, в частности, в рамках программ по энергоэффективности;

в составе Министерства образования и науки Российской Федерации создан Департамент стратегического развития, одной из важнейших задач которого является поддержка развития научно-исследовательской и инновационной деятельности вузов.

С учетом появившихся новых возможностей также реализуются следующие мероприятия:

организационное и методическое содействие вузам в формировании долгосрочных программ взаимодействия с компаниями реального сектора, в том числе по их участию в программах инновационного развития крупнейших компаний с государственным участием; в формировании технологических платформ (протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. № 4);

разработка рекомендаций вузам, осуществляющим свою деятельность по кооперации с предприятиями и организациями отраслей экономики, в том числе, в рамках реализации постановлений Правительства Российской Федерации № 218-220, национальным исследовательским и федеральным университетам;

регулярная оценка практики реализации программ развития вузов с использованием ими различных инструментов государственной поддержки, по результатам которой принимаются решения по [26]:

а) увеличению объемов выполнения заказных НИОКР;

б) участию преподавателей в выполнении заказных НИОКР;

в) привлечению сотрудников исследовательских подразделений вуза и сотрудников ведущих профильных предприятий к преподавательской деятельности;

г) внесение изменений в законодательство, в том числе проработка ряда норм по исследовательской деятельности вузов в интегрированном законодательном акте "Об образовании в Российской Федерации";

д) реализация системы мер по стимулированию международного сотрудничества, в том числе по привлечению зарубежных ведущих ученных;

е) подготовка рекомендаций предприятиям и организациям отраслей экономики, формирующим стратегии и программы собственного развития, по выбору вузов-партнеров из числа вузов, перспективных с точки зрения наращивания их исследовательских компетенций;

ж) подготовка вузовских управленческих команд, освоение ими практики организации современной научно-исследовательской и инновационной деятельности;

з) формирование на базе ведущих вузов опорной сети центров прогнозирования научно-технологического развития;

и) формирование системы показателей в рамках аккредитации деятельности вузов, предусматривающих наличие определенного уровня исследовательских компетенций и организации научно-исследовательских работ;

к) формирование сети вузов - партнеров инновационного центра Сколково, в которых будет создаваться инфраструктура для выращивания малых высокотехнологических компаний.

Необходимо отметить и направление по созданию и развитию национальных исследовательских центров. Опыт пилотного проекта национального исследовательского центра "Курчатовский институт" в ближайшие годы планируется использовать при создании национальных исследовательских центров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации [26]. Будет сформирован комплекс мер по привлечению к обучению начинающих инноваторов успешных предпринимателей с опытом реализации инновационных проектов ("наставничество"). "Наставничество" - ключевой механизм передачи опыта и компетенций начинающим инноваторам от "ветеранов", действующий, например, в США, но практически отсутствующий в России. Для создания такой системы в первую очередь важны не финансовые стимулы, которые для успешных предпринимателей не играют особой роли, а моральные стимулы, признание государством, вузами, студентами общественной, социальной значимости предпринимателя [27].

Обновление оборонно-промышленного комплекса (ОПК) станет локомотивом, который потянет за собой развитие самых разных отраслей: металлургии, машиностроения, химической, радиоэлектронной промышленности, всего спектра информационных технологий и телекоммуникаций. Даст предприятиям этих отраслей и ресурсы для обновления технологической базы, и новые технологические решения. Обеспечит устойчивость множества научных и конструкторских коллективов - а значит, их присутствие на рынке разработок для гражданского сектора [28].

Комплекс мероприятий по созданию национальных исследовательских центров призван обеспечить развитие российской науки на базе вузов, научных учреждений, передовых научных лабораторий и школ.

Всё вышеуказанное позволяет говорить о создании серьезного потенциала для реализации положений настоящей Концепции.

Стратегической целью реализации настоящей Концепции является повышение вклада вузов в технологическую модернизацию реального сектора экономики Российской Федерации через развитие их научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики - приоритет текущего десятилетия - требует не только подготовки кадров с новыми компетенциями, но и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего профессионального образования, что предполагает решение следующих задач:

развитие сети инновационных исследовательских организаций, преимущественно междисциплинарного профиля, способных на новом качественном уровне заменить ослабленную на многих направлениях систему отраслевых научно-исследовательских институтов. Такие организации должны обеспечить формирование компетенций, трансфер знаний и технологий между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и академической наукой;

активизацию инновационного предпринимательства, расширение практики создания соответствующих компаний, реализацию механизмов "инновационного лифта";

новое качество подготовки специалистов, востребованных предприятиями-лидерами модернизации. Подготовка кадров не может осуществляться без вовлечения преподавателей в исследования, без практики личного участия студентов в таких работах. Участие студентов в исследованиях с первого курса будет способствовать формированию у студентов системного подхода к овладению новыми знаниями.

Решение обозначенных задач без значительного наращивания прикладных исследовательских компетенций ведущих вузов не представляется возможным. Вузы должны в короткое время нарастить компетенции и исследовательские мощности, обеспечивающие им позицию ведущих площадок для исследовательских работ компаний реального сектора экономики, генератора прикладных идей и разработок, ключевых площадок для развития инновационного предпринимательства, источников наиболее качественной и авторитетной экспертизы прикладных научных и технологических решений для компаний и органов государственного управления [26].

Основой для наращивания таких прикладных компетенций является устойчивое и расширяющееся взаимодействие вузов с фундаментальной наукой, повышение качества фундаментальных и поисковых работ, развитие сотрудничества по всем направлениям с Российской академией наук и другими государственными академиями.

Принципы достижения стратегической цели:

объективный учёт социальных, экономических, технологических реалий Российской Федерации при формировании и реализации политики развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах;

приоритетность развития в российских вузах фундаментальных, проблемно-ориентированных и прикладных исследований, направленных на технологическую модернизацию реального сектора экономики Российской Федерации;

среднесрочное (5-10 лет) планирование конкретных мероприятий по развитию научно-исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах;

развитие научно-технического потенциала ведущих российских вузов (включая восстановление кадрового потенциала и материально-технической базы);

формирование системы устойчивых (технологически и экономически обусловленных) инновационно-ориентированных связей между российскими вузами и хозяйствующими субъектами (включая организации с государственным участием);

участие научных институтов в образовательной деятельности;

поддержка государством и обществом развития качественного непрерывного профессионального образования в Российской Федерации.

Достижение цели будет обеспечиваться более совершенной системой обмена опытом, стимулированием сетевого взаимодействия вузов, поддержкой государства, взаимодействие вузов с бизнессом обучением вузовских управленческих команд практике организации современной научно-исследовательской и инновационной деятельности.

В результате реализации основных идей, представленных в Концепции, будут запущены механизмы и процессы, поддерживаемые вне элементов административного воздействия в рамках регулярной деятельности вузов, в том числе при ресурсной поддержке бизнеса [26].

В Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 г. интеграция позиционируется как одно из ключевых направлений реформирования образования и государственного сектора науки, условий создания конкурентоспособного сектора исследований и разработок и структурирована до перечня необходимых мероприятий. Именно на ее основе намечается сократить разрыв между образованием и наукой, обеспечить приток в эти сферы талантливой молодежи, повысить эффективность научных исследований, качество образовательных программ.

Государство, признавая науку, образование и бизнес важнейшими ресурсами обновления экономики, стремится способствовать развитию научно-интеллектуального и образовательного секторов. Это позволяет поддерживать приоритетные направления научно-технического прогресса, формировать в мировом сообществе имидж России как страны, заботящейся об интеллектуальном потенциале. Необходимо создать комфортную среду для развития инноваций в различных отраслях науки и образования.

 

.3 Финансирование инновационных программ подготовки кадров для предприятий


Для того, чтобы любая инновационная программа начала работать ее нужно профинансировать. Первым источником финансов является государство. Именно государство прежде всего заинтересованно в подготовке высоко квалифицируемых кадров. Но все же, основная часть средств поступает от различных фондов. Главным и самым крупным фондом в России является фонд Олега Дерипаска - Фонд "Вольное Дело". Он основан в 1998 году.

Уже 15 лет Фонд "Вольное Дело" следует добрым традициям российской благотворительности, поддерживает отечественное образование и науку, содействует сохранению культурно-исторического наследия России, возрождает и сохраняет духовные ценности, помогает здравоохранению и решает значимые социальные проблемы. Применение инновационных подходов к разработке и реализации программ Фонда позволяет поставленных целей, осуществлять помощь и поддержку на протяжении долгого времени.

2. Анализ программы "Рабочие нового поколения"


2.1 Деятельность фонда "Вольное дело"


Фонд "Вольное Дело" - одна из крупнейших российских благотворительных организаций.

Организация является одной из самых динамично развивающихся благотворительных организаций России.

За время благотворительной деятельности Олег Дерипаска направил свыше 8,5 млрд. рублей на реализацию более чем 400 благотворительных программ в 40 регионах России.

Приведем некоторые цифры характеризующие деятельность фонда:

15 лет благотворительной деятельности в России;

400 программ в сфере образования (в том числе и программа "Рабочие нового поколения"), науки, культуры и территориального развития;

40 регионов России;

8,5 млрд. рублей личных средств инвестировано в социальные проекты;

Среди благополучателей фонда:

86000 учеников;

8000 студентов ВУЗов и Техникумов;

1000 ветеранов и пенсионеров;

4000 учителей;

4000 учителей;

1100 учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения и спорта.

Миссия:

Создавать условия для равного доступа к знаниям через развитие образования, науки и культуры, а также участвовать в комплексном развитии территорий и решении значимых социальных задач.

Видение:

Мы развиваем традиции российской благотворительности и внедряем лучшие международные практики.

Мы стремимся к решению актуальных для общества проблем и достижению устойчивых долгосрочных результатов.

Мы способствуем внедрению социальных и научных инноваций, предоставляющих людям равные возможности для самореализации.

За 15 лет работы было реализовано множество программ и проектов, среди которых:

− на протяжении пяти лет поддержка проекта, направленного на поддержку молодых музыкантов, который реализуется Фондом "Русское исполнительское искусство". При поддержке Фонда "Вольное Дело" проходили фестивали, концерты и конкурсы. Общий объем инвестиций в проект составил более 50 млн. рублей.

− реализована целевая программа по минимизации уровня младенческой и материнской смертности в Усть-Лабинском районе Краснодарского края, где в начале 2000-х было зафиксировано повышение соответствующего уровня. За три года действия программы "Здоровая мать - здоровые ребёнок" младенческую смертность удалось снизить более чем в 2 раза, с 2006 года не было зафиксировано Случаев материнской смертности. − с 2001 по 2009 годы осуществление совместной программы с Региональным общественным Фондом содействия отечественной медицине. Целью этого сотрудничества стало улучшение материального положения молодых ученых, работающих в области медицинских и смежных наук, сохранение научного потенциала России.

Кроме финансирования ряда исследований, программа предусматривала выплату ежемесячных грантов ученым. Для рецензирования заявок и отбора кандидатов на грантовую программу Фондом "Вольное Дело" была специально создана конкурсная комиссия. В рамках проекта ежемесячно присуждалось около 100 грантов кандидатам наук и 100 - докторам.

Сейчас в Ярославле сейчас работает 3 программы. (Рисунок 3) [1]

Рисунок 3 - Карта добрых дел

Таким образом, фонд "Вольное дело" является настоящим новатором в области социального развития. Все программы успешно реализуются и признаются эффективными.

2.2 Анализ программы "Рабочие нового поколения"


Фонд Олега Дерипаска "Вольное Дело" (www.volnoe-delo.ru <#"721216.files/image005.gif">

Рисунок 4 - Объекты програмы "РНП"

Ярославский моторный завод основан в 1916 году как предприятие по сборке легковых и санитарных автомобилей для фронтов Первой мировой войны. Сегодня "Автодизель" - одно из крупнейших российских предприятий по производству дизельных двигателей многоцелевого назначения, сцеплений, коробок передач, запасных частей к ним, а также стационарных агрегатов на их базе. Ярославскими двигателями оснащаются более 300 моделей транспортных средств и изделий специального назначения, производимых предприятиями России, Белоруссии, Украины. Двигатели ЯМЗ устанавливаются на грузовые автомобили, магистральные автопоезда, карьерные самосвалы, автобусы, тракторы и зерноуборочные комбайны, строительно-дорожную технику, а также на дизель-электрические станции. Производственная площадка ЯМЗ-530, созданная при поддержке ведущих мировых инжиниринговых фирм и поставщиков оборудования, обеспечивает мировой технологический уровень качества продукции. Проект соответствует политике государства в сфере экологической безопасности транспортных средств и признан Правительством РФ стратегическим для развития машиностроения в России.

Двигатели ЯМЗ-530 разработаны инженерно-конструкторским центром "Автодизеля" при поддержке компании AVL List (Австрия) с учетом многолетнего успешного опыта применения двигателей ЯМЗ на различной технике в сложных условиях эксплуатации. В двигателях ЯМЗ-530 использованы передовые конструктивные решения по компоновке, управлению, работе основных систем, обеспечивающих их надежность и экономичность. Двигатели ЯМЗ-530 обладают преимуществами перед большинством зарубежных и отечественных аналогов по таким показателям как мощность и крутящий момент при более низком расходе топлива. Невысокая стоимость двигателей при современной конструкции обеспечивает им высокий уровень конкурентоспособности как в России, так и за рубежом. Новые двигатели рассчитаны на применение на широком спектре техники, включая автомобильную, тракторную и сельскохозяйственную, силовые установки для промышленного применения, спецтехнику силовых структур и Министерства обороны РФ.

В 2012 году предприятие запустило в серийное производство тяжелый рядный двигатель ЯМЗ-650 с параметрами "Евро-4". Разработана конструкция и завершена подготовка производства V-образных дизелей ЯМЗ-6565, ЯМЗ-6585 "Евро-4" под широкую гамму техники. ЯМЗ-651 - это дизельный двигатель стандарта "Евро-4", разработанный на основе базовой модели рядного семейства ЯМЗ-650 (технологическая лицензия Renault Trucks) совместно специалистами "Автодизеля" и компании Rikardo (Великобритания). В двигателе ЯМЗ-651 для достижения параметров "Евро-4" использованы такие конструктивные решения как повышение энергии впрыска топлива, модернизация систем охлаждения и наддува и др. Двигатели представлены двумя базовыми модификациями ЯМЗ-651 (412 л. с.) и ЯМЗ-6511 (362 л. с.).

В конце мая 2013 года Ярославский моторный завод "Автодизель" заключил соглашение с компанией Westport, ведущим международным производителем автомобильных газотопливных систем и компонентов, о разработке линейки газовых двигателей для автомобильной, а также дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, работающей на сжатом природном газе. Линейка газовых двигателей экологических стандартов "Евро-4" и "Евро-5" создается на базе семейства моторов ЯМЗ-530. Новые газовые двигатели для коммерческого транспорта будут обладать техническими и потребительскими преимуществами базового семейства ЯМЗ-530 - высокой мощностью, экономичностью, надежностью, конкурентоспособной ценой. Объем инвестиций в проект составит около 600 млн руб., которые планируется направить на разработку газовых двигателей, а также на создание научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы "Автодизеля" для дальнейшего развития линейки газовых двигателей предприятия. [4]

Предприятие "Автодизель" принимает участие в программе "Рабочие нового поколения" с 2006 года.

В зону ответственности завода входит:

определение требований к выпускникам;

обеспечение места прохождения практики;

заключение договоров со студентами и учащимися;

актуализация учебной базы НПО и СПО;

участие в экзаменах, прием на работу и дальнейшее обучение.

Второй объект, принимающий участие в проекте - это профессиональный лицей №2, основанный при ЯМЗ в 1922году. В 2006 году начата работа по проекту "Рабочие нового поколения".

Программа реализует обучение по следующим профессиям:

. Наладчик станков и оборудования в механообработке (а/л и а/ст и наладчик станков с ЧПУ);

. Станочник (металлообработка) широкого профиля;

. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Цель инновационной образовательной программы:

обеспечить подготовку и переподготовку высококвалифицированных рабочих машиностроительного профиля;

для работы на роботизированных комплексах, автоматизированных рабочих местах, станках с числовым программным управлением.

К зоне ответственности лицея относится:

проориентация;

модификация рабочих программ;

изменение учебных планов;

внедрение курсов по TPS;

открытие кружков технического творчества.

В обучении применяется модульно - компетентностный подход (рисунок 5)

Рисунок 5 - Модульно - компетентностный подход

Принимая участие а программе, студенты пишут дипломные работы по реальным ситуациям, а некоторые решают в дипломах реальные производственные проблемы. Начиная с 2008 года, когда программа только начала работать у учебном заведении и по 2012 год, число таких ВКР увеличилось в 5 раз. Рисунок 6

Рисунок 6 - Реальное дипломное проектирование

Третим объектом является АНО Центр профессиональной подготовки "РНП".

К зоне ответственности относится:

разработка профессиональных и образовательных стандартов;

разработка методик и рамочных программ;

повышение квалификации преподавателей НПО и СПО;

рекомендации по изменению учебных планов и программ;

взаимодействие с Министерством Образования;

координация всех работ.

Таким образом работа программы "РНП" сформированна по зонам ответственности. За каждым объектом закреплен ряд задач, от успешного решения которых зависит успешность всего процесса. Каждый объект связан с другим по средствам договора.

2.3 Анализ процесса реализации программы "РНП"


Процесс реализации программы прост. Как уже говорилось ранее, в программе участвует Ярославский моторный завод, лицей №2, основанный при ЯМЗ. В 2006 году начата работа над проектом системы реформы системы профессионального образования подготовка рабочих нового поколения. Коллектив инженерно-педагогических работников под руководством специалистов отдела организации производства "Автодизель" освоили в теории и на практике систему TPS, принятую на ведущих предприятиях мира: Европе, Америке, Японии. Так же в программу лицея введен курс "Бережливое производство", что позволяет обучить будущего рабочего не на трудовом месте, а еще на этапе его обучения в УЗ. Студенты после прохождения курса сдают экзамен на заводе. Так как современный рынок занятости требует овладения сразу несколькими специальностями, а требования к рабочим на предприятии постоянно растут, студенты, проходящие подготовку по программе "Рабочие нового поколения" получают сразу несколько смежных специальностей: наладчик станков, токарь, слесарь, фрезеровщик, наладчик роботов-манипуляторов.

До 70% времени будущие рабочие обучаются на подшефных предприятиях или на оснащенных современным оборудованием учебных мастерских. Лицей №2 единственный среди УЗ, обладающих такой мастерской. Таким новшеством лицей может похвастаться за счет участия в программе "РНП" и за счет победы в приоритетном национальном проекте образования. В рамках реализации программы было закуплено 27 единиц металлорежущего оборудования, лицей так же получил 33 компьютера, 8 ноутбуков, 2 интерактивные доски, 10 планшетов, 6 плазменных панелей, систему видеоконференции, 13 учебно-программных комплексов и более 180 электронных учебных пособий, а так же были модернизированы и оснащены 8 ключевых лабораторий.

Весь преподавательский коллектив лицея №2 прошел обучение по курсу "Информационные технологии", среди преподавателей 10 являются сертифицированными преподавателями Международной Организации Труда в сфере модульных технологий. Программа позволяет не только готовить специалистов высокого класса и повышать уровень преподавания, но и выполняет немаловажную моральную задачу: возвращает уважение к рабочему человеку, который может иметь достойную заработную плату, высокий статус человека труда, уважаемого на заводе. Отрицательным моментом такого обучения является то, что на предприятии до сих пор установлено старое оборудование, а мастерские лицея оснащены новейшим оборудованием. Таким образом, выпускнику приходится переучиваться к старому оборудованию. С другой стороны, выпускник в будущем может уверено себя чувствовать, так как будет уметь работать с новым оборудованием.

Схема организации процесса обучения, представлена на Рисунке 7

Рисунок 7 - Схема организации процесса обучения

Таким образом, в теории процесс организации реализации программы "Рабочие нового поколения" выглядит идеально. Лицей получает совершенно новую и дорогостоящую материальную базу для обучения студентов, а так же возможность повысить уровень преподавателей, завод получает профессиональные кадры, обученные по новым технологиям и не нуждающиеся в дополнительном обучении на месте работы, студент получает гарантию устройства на работу. Каждый объект четко выполняет свои функции, выпускники, прошедшие обучение идут работать на завод и программа выполняется эффективно.

3. Предложения по совершенствованию инновационных программ


3.1 Взаимодействие с Вузом


Способов взаимодействия вузов и бизнес-сообщества накопилось немало. Большинство высших учебных заведений располагают внушительным перечнем предприятий-партнеров, а многие компании уже размышляют вместе с вузами, как сократить разрыв между теорией и практикой. Но противоречия между сторонами все равно остаются: высшая школа заявляет, что немногие работодатели готовы к сотрудничеству, а бизнес считает, что ему было бы легче включаться в совместную работу, если бы вузы проявили больше инициативы. Многие виды сотрудничества вузов и бизнеса (целевые программы, обучение в корпоративных университетах и т.д.), по большому счету, являются товарно-денежными отношениями. Работодатель выделяет средства, чтобы получить специалиста с нужными ему компетенциями, а вуз выполняет индивидуальный заказ. Сегодня таких программ и работодателей много, но все же недостаточно, чтобы изменить систему вузовского образования в целом. Нужны не только особые формы обучения, но и обновленные стандарты образования. В этом вопросе вузам опять необходима помощь работодателей. Предприятия давно и активно участвуют в разработке образовательных стандартов, однако считают, что формировать запросы и требования к системе образования должны не только они. Модернизации системы образования можно достичь лишь в том случае, если работодатели будут выступать в роли квалифицированного заказчика на рынке труда и образовательных услуг. Потребностям работодателя и в конечном счете экономики должны быть подчинены не только целевые программы, но и вся структура выпуска в целом (сколько бакалавров, магистров и специалистов должен готовить вуз), а для этого необходима многовариантность вузовских программ. Итак, используя различные средства, учебные заведения и бизнес-сообщество стремятся к одной и той же цели - прагматизации системы образования, то есть это и модернизация образовательных программ, и выделение конкурентоспособных вузов при одновременном снижении роли "недобросовестных" учебных заведений, не обеспечивающих качество подготовки студентов, и создание системы эффективных финансовых инструментов как для поддержания деятельности вузов, так и для молодых людей, которые хотят, но не могут получить высшее образование на бесплатной основе. Но главная цель - смягчить переход выпускника из вуза к работодателю. Этот период может быть сопоставим с внедрением инновационной разработки в реальное производство. Необходимый в современном обществе качественный уровень подготовки специалистов можно обеспечить в том случае, если модернизация системы образования будет основываться на сокращении разрыва между содержанием образования, технологиями подготовки будущих специалистов, всей структуры и инфраструктуры образовательной сферы и потребностями рынка труда. Критериями взаимодействия являются: максимальное трудоустройство выпускников профессионального образования; количество долгосрочных договоров о сотрудничестве; наличие дополнительных источников финансирования и альтернативных путей компенсации затрат на содержание учреждения профессионального образования; скоординированность деятельности бизнес-структур, исследовательских проектов и образовательных программ; совершенствование учебного процесса и развитие инновационных технологий в образовании, науке и бизнесе. Основные направления по взаимодействию ВУЗа с предприятием:

)        Подготовка специалистов с учетом перспектив развития отрасли и предприятия;

2)      Заключение договоров между вузом и предприятием на подготовку, переподготовку и повышения квалификации кадров с учетом требований предприятия;

)        Совместная организация базы для проведения производственно-технологической практики студентов;

)        Проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), привлечение ученых вуза и студентов к модернизации и созданию новой продукции и технологий, их внедрению;

)        Привлечение сотрудников предприятий к учебному процессу (лекции и практические занятия, руководство практикой, курсовым и дипломным проектированием);

)        Создание в вузе новых и оснащение имеющихся учебно-научных лабораторий;

Для реализации перечисленных выше направлений взаимодействия, необходимо: во-первых, активизировать преподавателей ответственных за практику; во-вторых, активизация работы отдела практики в ВУЗе и в-третьих, повышение заинтересованности руководителей структурных подразделений в помощи трудоустройства студентов (выпускников).Процесс трудоустройства выпускников происходит на стыке взаимодействия систем образовательных услуг и рынка труда. В эффективной занятости специалистов заинтересованы вузы, т.к. высокая доля трудоустроенных выпускников свидетельствует о качестве предоставляемых ими услуг. С другой стороны, предприятия нуждаются в квалифицированных кадрах, и так же заинтересованы в привлечении выпускников [41]. Это стимулирует вузы и предприятия к взаимодействию и к развитию интеграционных процессов по всему комплексу вопросов, связанных с формированием у молодых специалистов качеств, востребованных рынком труда, в том числе и по вопросам профориентации студентов и трудоустройства выпускников. Модель развития партнерских отношений вузов и предприятий представлена на рисунке 8

Рисунок 8 - Модель взаимодействия вуза с предприятиями и организациями

Таким образом, решение проблемы трудоустройства выпускников вузов зависит от скоординированной и взаимно дополняющей друг друга работы: региональных органов исполнительной и законодательной (представительской) власти и региональных органов управления, государственных учреждений, работающих в сферах труда и занятости молодёжи, вузов, предприятий и организаций региона.

Формирование инновационно-образовательной среды и ее функционирование должно быть направлено на реализацию государственной молодёжной политики, решение задач, связанных с обеспечением предприятий и организаций специалистами и их закреплением на рабочих местах. Непосредственные работодатели являются ключевым элементом системы, формирующим заказ на специалистов, разрабатывающим комплекс требований к его профессиональным компетенциям.

Эффективность функционирования приведенных предложений можно обеспечить на основе разработки региональной целевой программы, направленной на решение комплекса вопросов, связанных с трудоустройством выпускников, развития творческой инициативы, профессионального становления и роста молодёжи.

Не только с лицеями взаимодействует ОАО "Автодизель", но и с ВУЗами. Одно из таких сотрудничеств - ЯГТУ и ЯМЗ.

В ЯГТУ ведется подготовка 6768 студентов, в том числе 26 из стран СНГ и дальнего зарубежья (по состоянию на 01.01.2010). Университет обеспечивает довузовскую подготовку абитуриентов <#"721216.files/image010.gif">




Приложение Б

 

Договор "Об оказании услуг по организации и проведению практики студентов (зимняя практика)"

Договор №

Об оказании услуг по организации и проведению практики студентов

г. Ярославль "10" января 2012 г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ярославский государственный технический университет", именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице ректора А.А. Ломова, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ОАО "Автодизель" (Ярославский моторный завод), именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице директора по персоналу - зам. генерального директора А.Г. Гончарова, действующего на основании доверенности № 785/01-42/158 от 01.11.2011 г., с другой стороны, (далее вместе именуемые - Стороны), заключили настоящий договор о нижеследующем:

1.      ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1    Исполнитель оказывает услуги по организации и проведению практики студентов Заказчика в соответствии с программой практики и согласно утвержденному сторонами календарному плану (Приложение №1 к настоящему договору), являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора.

1.2    Сроки прохождения практики указаны в приложении №1.

2.      СТОИМОСТЬ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

2.1    Заказчик производит оплату Исполнителю за организацию и проведение практики студентов.

2.2    Цена оказываемых услуг составляет 379903,95 рублей (Триста семьдесят девять тысяч девятьсот три рубля 95 копеек), в том числе НДС 18% - 57957,45 рублей. Расчет цены приведен в Приложении № 2 к настоящему договору.

.3      Заказчик перечисляет денежные средства Исполнителю в размере 100% цены услуг в течение 10 дней со дня оказания услуг и подписания Сторонами Акта оказанных услуг.

3.      ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ

3.1    Обеспечить студентам, проходящим практику, техническое руководство из числа квалифицированных инженерно-технических работников в цехах и отделах.

3.2    Создать необходимые условия для получения студентами в период прохождения практики знаний по специальности в области технологии, экономики и организации, планирования и управления производством, научной организации труда, организации научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.

.3      Не допускать использование студентов, проходящих практику, на работах, не предусмотренных программами практики.

.4      Предоставить студентам и представителям Заказчика, ответственным за практику, возможность пользования библиотекой, материалами, чертежами и др. принадлежностями, необходимыми для выполнения программ практики.

.5      Ознакомить студентов с правилами техники безопасности и обеспечить условия безопасной работы на каждом рабочем месте студентов.

.6      По окончании практики дать развёрнутую характеристику на каждого студента о качестве проведённой им работы и предоставленного отчета.

4.      ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА

4.1    Направлять Исполнителю студентов согласно календарному плану, предусмотренному п.1.1 настоящего договора.

4.2    За 10 дней до начала практики студентов:

а) направить Исполнителю преподавателя, ответственного за организацию и проведение практики студентов;

б) представить Исполнителю все необходимые документы в рамках оказания услуг, в т. ч. программы практики;

в) составить и согласовать с Исполнителем рабочие программы по каждому рабочему месту, а также календарный график передвижения студентов с одного рабочего места на другое;

г) разработать и согласовать с Исполнителем тематический план экскурсий и график его выполнения;

д) определить и согласовать с Исполнителем тематический план лекций;

.3      Осуществлять строгий контроль над организацией и проведением практики студентов непосредственно на предприятии Исполнителя, за соблюдением её сроков и содержанием. Преподаватель, ответственный за организацию и проведение практики студентов, приводит студентов на инструктаж по технике безопасности и контролирует посещение ими места прохождения практики.

4.4    Обеспечить и контролировать выполнение студентами правил внутреннего трудового распорядка, установленных на предприятии Исполнителя.

.5      Выделить Исполнителю преподавателей для проведения лекций работникам в объёме 20 часов.

5.      ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.

5.1    За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность, предусмотренную нормами действующего законодательства РФ.

6.      ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ.

6.1    Исполнитель обеспечивает безопасные условия для прохождения практики студентами, а также проведение инструктажа по технике безопасности по соответствующей профессии.

6.2    Исполнитель не несет ответственности перед Заказчиком в случае несоблюдения студентами Правил внутреннего трудового распорядка Исполнителя и требований безопасности.

7.      ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

7.1    Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.

7.2    Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему договору вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не позднее 10-ти дней с момента их наступления в письменной форме извещает другую Сторону с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств.

.3      Если Сторона не направит или несвоевременно направит извещение согласно п.7.2 настоящего договора, то она обязана возместить другой Стороне понесенные убытки.

.4      В случаях наступления обстоятельств непреодолимой силы срок выполнения Стороной обязательств по настоящему договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства.

.5      Если обстоятельства непреодолимой силы продолжают действовать более двух месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего договора.

8.      ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ.

8.1    Все споры, которые возникнут между Сторонами при заключении настоящего договора, разрешаются между собой путем переговоров.

8.2    При невозможности разрешения указанных споров между Сторонами в претензионном порядке, они подлежат рассмотрению в арбитражном суде по месту нахождения ответчика.

9.      ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

9.1    Настоящий договор может быть расторгнут в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).

9.2    Изменения и дополнения к настоящему договору, предусмотренные частью 6 статьи 9 Закона, действительны при условии совершения в простой письменной форме и подписании уполномоченными представителями Сторон. Изменения и дополнения направляются заказным письмом или доставляются лично по юридическим (почтовым) адресам сторон с получением под расписку соответствующими должностными лицами.

.3      Извещения, уведомления, сообщения по настоящему договору могут передаваться почтой, по телефаксу, телексу, телетайпу. Риск искажения информации, либо неполучения ее другой стороной несет Сторона, отправляющая соответствующую информацию по телефаксу, телексу, телетайпу.

.4      Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств, предусмотренных настоящим договором.

.5      Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны будут руководствоваться нормами действующего законодательства Российской Федерации.

10.    Юридические адреса, платежные реквизиты и подписи сторон

Исполнитель: ОАО "Автодизель" (ЯМЗ) 150040, г. Ярославль, пр. Октября, 75Ъ ИНН КПП Р/счет № Корсчет банка Бик ОКПО ОГРН Исполнитель __________________/А.Г. Гончаров/ М. П. "________"____________________2012г.

Заказчик ЯГТУ 150023, г. Ярославль, Московский пр-т, 88 ИНН КПП БИК ОКПО ОКОНХ р/с Заказчик __________________/А.А. Ломов/ М. П. "________"____________________2012г.


Приложение  к договору от 10.01.2012 г. № __________

Календарный план прохождения практики

Наименование специальности

Курс

Кол-во мест

Вид практики

Срок практики

151001 "Технология машиностроения"

4

58

Конструкторско-технологическая


5

41

Преддипломная

С 06.02.12 г. по 03.03.12 г.


6 магистр

5

Преддипломная

С 06.02.12 г. по 03.03.12 г.


6

15

Преддипломная

С 01.02.12 г. по 29.02.12 г.

140501 "Двигатели внутреннего сгорания"

5 магистр

5

Научно-исследовательская

С 07.05.12 г. по 30.06.12 г.


5

15

Преддипломная

С 06.02.12 г. по 17.03.12 г.


6 магистр

7

Преддипломная

С 16.01.12 г. по 11.02.12 г.


6 заочн.

15

Преддипломная

С 01.02.12 г. по 29.02.12 г.

220301 "Автоматизация технологических процессов и производств"

4

5

Конструкторско-технологическая

С 18.06.12 г. по 21.07.12 г.


5

5

Преддипломная

С 06.02.12 г. по 03.03.12 г.


6 заочн.

2

Преддипломная

С 01.02.12 г. по 29.02.12 г.

240302 "Технология электрохимических производств"

5

10

Преддипломная

С 06.02.12 г. по 03.03.12 г.

240501 "Химическая технология высокомолекулярных соединений"

5

2

Преддипломная

С 06.02.12 г. по 03.03.12 г.

280302 "Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов"

5

5

Преддипломная

С 06.02.12 г. по 03.03.12 г.

190601 "Автомобили и автомобильное хозяйство"

5-6

5

Преддипломная

С 06.02.12 г. по 03.03.12 г.

050501 "Профессиональное обучение"

3

25

Технологическая

С 18.06.12 г. по 14.07.12 г.


5

2

Преддипломная

080507 "Менеджмент организации"

5

2

Преддипломная

С 06.02.12 г. по 17.03.12 г.

200503 "Стандартизация и сертификация"

5

4

Преддипломная

С 06.02.12 г. по 03.03.12 г.

080502 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)"

5

3

Преддипломная

С 06.02.12 г. по 03.03.12 г.

Автомеханический факультет

Гр. АМ - 21, 22, 23, 24, 25, 26.

2

108

учебная

С 25.06.12 г. по 21.07.12 г.


Исполнитель __________________/_А.Г. Гончаров/ М. П. "________"____________________2012 г.

Заказчик __________________/А.А. Ломов/ М. П. "________"____________________2012 г.

 

Похожие работы на - Анализ инновационных программ в сфере кадров для кластера дизелестроения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!