'Умные' среды, 'умные' системы, 'умные' производства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,32 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

'Умные' среды, 'умные' системы, 'умные' производства















Реферат "Умные" среды, "умные" системы, "умные" производства

Введение

производственный лидерство рынок

Основной целью работы стало получение долгосрочных прогнозов развития мирового производственного сектора и технологических рынков в сценарной форме, а также фиксация целевых позиций российских игроков по отношению к выявленным сценариям и составление «дорожных карт» достижения лидерства на приоритетных технологических рынках Российской Федерации.

Осуществление промышленного и технологического форсайта позволило определить перспективные ниши на рынках продуктов и технологий, направления государственной политики по развитию и регулированию технологического роста промышленности, направления научно-технологической политики в промышленности и смежных секторах. Результаты проекта могут стимулировать принятие целого ряда стратегических решений федерального уровня, лечь в основу разработки планов и нормативных документов как Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, так и других ведомств, а также создать базу для координации действий / политик государства и бизнеса, подтолкнуть к запуску новый комплекс проектов развития промышленных технологий.

1.Что такое «умные» среды, «умные» системы и «умные» производства

1.1 Понятие «умных» сред и систем

Повышение эффективности работы промышленности и инфраструктуры за счет применения интеллектуальных электронных систем - так называемых «умных» сред (smart environments) является одним из наиболее известных направлений технологического развития в данных сферах. На сегодняшний день существует множество концепций применения «умных» сред в различных предметных областях: проекты «умных» транспортных систем (intelligent transportation system), «умного» производства (smart manufacturing), «умных» домов (smart houses), «умных» городов (smart cities) и т.д.

Общим маркером для всех подобных проектов является использование слов «умный» и «интеллектуальный»

«Умная» (интеллектуальная) среда определяется как физическая инфраструктура (сенсоры, исполнительные механизмы и сети), позволяющая функционировать окружающему интеллекту.

«Умная» среда представляет собой электронную среду, способную получать и использовать информацию об окружающей реальности, а также приспосабливаться к нуждам пользователей для улучшения их взаимодействия с внешней средой.

В качестве отличительных черт «умных» сред выделяются следующие:

. Возможность контролировать устройства дистанционно или автоматически является базовым свойством «умных» сред. Под дистанционным контролем понимается как беспроводная связь, так и традиционные стандарты соединения через электропроводку (X10).

. Коммуникация между устройствами. Распространение и улучшение технологий беспроводных сетей и промежуточного программного обеспечения позволили усложнить взаимосвязь между устройствами «умной» среды, обеспечивая возможность построения более сложной модели состояния среды и ее обитателей, как за счет обмена информацией между устройствами, так и за счет привлечения информации из внешних источников через Интернет.

. Получение информации через «умные» сенсорные сети и ее распространение.

Распространение и улучшение сенсорных технологий позволили организацию сетей, в рамках которых сенсоры осуществляют обмен информацией и принимают простые решения, что позволяет подстраивать среду под нужды пользователя. Примерами использования таких систем могут служить системы, отключающие газ в случае протечек, системы настройки освещения и пр.

. Сложный функционал устройств. Современные «умные» сети часто насыщены отдельными устройствами, имеющими сложный функционал. Высокая технологичность таких устройств еще более усиливается в случае использования возможностей сенсорной сети и внешних источников информации. Примерами использования таких устройств служат бытовые приборы, контролируемые через Интернет или выстраивающие свою работу, исходя из дневного цикла.

. «Предсказательные» способности и способности к принятию решений. Несмотря на значительные возможности «умных» сред, традиционно непосредственное принятие решений остается за пользователем. Однако наиболее современные «умные» среды обладают способностями к автоматическому принятию решений на основе изученной информации о пользователе и способностями к «предсказанию» состояния среды и поведению пользователя.

. Развитые стандарты сети. Для осуществления взаимодействия (как во внутренней сети, так и через Интернет) между различными элементами «умной» среды (компьютерами, сенсорами, камерами и иными приложениями) необходимы четкие и качественно регулируемые сетевые стандарты. В настоящее время в мире существует значительное число различных стандартов, каждый со своими преимуществами и недостатками, и осуществление четкой координации между ними будет требовать значительных усилий со стороны разработчиков «умных» сред и отраслевых регуляторов.

Функционирование «умных» сред невозможно без ряда ключевых элементов:

Помимо сенсоров элементами «умных» сред могут являться актуаторы (также называемые исполнительными устройствами). Актуатор определяется как «устройство, которое реагирует на поданный сигнал, совершая какое-либо действие». В самом широком смысле актуаторами являются и человеческие мышцы (реагирующие на сигналы из мозга), и электродвигатель.

Для реализации различных видов «умных» сред необходимыми являются практически все виды беспроводных сетевых технологий. Технологии персональных беспроводных сетей (Wireless Personal Network, WPAN), такие как Bluetooth, ZigBee и IrDa, востребованы в сфере взаимодействия между элементами «умной» среды и системами управления и диагностики «умной» среды (обычно на базе карманных компьютеров или мобильных телефонов) на ближнем расстоянии. Координация работы «умных» сред средних масштабов (от промышленного предприятия и здания до небольшого участка транспортной сети) обычно осуществляется с помощью беспроводных локальных сетей (Wireless Local Network, WLAN), таких как Wi-Fi.

Помимо собственно беспроводных сетевых технологий, для организации «умных» сред важными являются технологии, связанные с функционированием сотовых телефонов и мобильных компьютеров, а также спутниковой навигацией.

Системы спутниковой навигации (подобные системе GPS) в «умных» средах используются в основном в сфере транспорта. Отличие от уже существующих практик (снабжение данными отдельных пользователей) состоит в создании динамических карт загрузки транспортных сетей на основе данных систем, которыми могут пользоваться как учреждения, ответственные за организацию дорожного движения, так и индивидуальные водители.

1.2 Понятие «умных» производств

Под «умным» предприятием понимают такую производственную систему, которая, будучи осведомленной о контексте, помогает сотрудникам и оборудованию в выполнении своих заданий.

Для достижения своих целей «умные» предприятия используют специализированное программное обеспечение, лазеры и устройства с искусственным интеллектом, встроенные в машины, и инфраструктуру предприятия.

В качестве отличительных черт «умных» производств выделяются следующие:

. Способность к «умному» действию и «умному» реагированию, максимально увеличивающим техническую эффективность, эффективность затрат и выгоду благодаря планированию, постоянному мониторингу операций и непрерывному обучению.

. «Оперативные активы» - работники, завод, оборудование, операционные модели и базы данных - интегрированы и осведомлены о своем состоянии благодаря системе сенсоров. Периферийные устройства, исполнительные механизмы и производственное оборудование обладают способностями к обработке информации и оснащены сенсорами для автоматического самоанализа. Каждое устройство способно определить свое состояние и сообщить об этом всем связанным с ним устройствам.

. Оборудование «умного» производства способно обнаружить внештатные ситуации и приспособиться к ним. Благодаря постоянному мониторингу и применению полученного знания, система обладает способностью адекватно функционировать в зависимости от меняющихся обстоятельств, таких как внезапное прерывание рабочих процессов, изменений в свойствах получаемого сырья и т.п.

. Оборудование обладает полным доступом к необходимой информации в любое время работы.

. Для предотвращения аварий в рамках «умного» производства осуществляется сбор информации в реальном времени.

. Система обладает способностью к оперативному реагированию на изменения в технологическом процессе и неполадки.

. «Умное» производство является экологически устойчивым, использует рециклинг и обладает минимальным воздействием на окружающую среду.

. Необходимой чертой «умного» производства является высококвалифицированная рабочая сила.

. Система обладает пониманием границ автоматического действия и снабжает всей необходимой информацией операторов и управленцев для принятия необходимых решений.

. Работники «умного» производства обучены для осуществления действий, обеспечивающих стратегическую эффективность предприятия.

С технической и организационной точки зрения для реализации «умных» производств должен быть выполнен ряд условий:

Дальнейшее улучшение, удешевление и автономизация «умных» устройств

Развитие мобильных устройств, позволяющих осуществлять распределенные вычисления (без опоры на центральные серверы). Архитектура мобильных устройств должна быть способна к улучшениям без перепрограммирования всей производственной системы.

Развитие системы открытых стандартов связи, поддерживаемых всеми производителями устройств, а также стандартов взаимодействия между электронными устройствами и автоматическими системами планирования (CAD, CAM, CAE…).

Применение «умных» сред в транспортной отрасли рассматривается в основном в рамках концепции «интеллектуальных транспортных систем» (intelligent transportation systems, ITS).

Интеллектуальная транспортная система - зонтичный термин, обозначающий использование продвинутой электроники в транспортных средствах и объектах дорожной инфраструктуры. Интеллектуальные транспортные системы рассматриваются как неотъемлемая часть будущих систем управления дорожным движением, которые позволят оптимизировать использование транспортных путей и машин, увеличить безопасность на дорогах.

В настоящее время в силу уровня развитости ИТ-продуктов наиболее проработанным вариантом распространения «умных» сред являются «умные» сети в энергетике (smart grids).

Основные требования, предъявляемые к «умным» сетям (в т. ч. и в версии Министерства энергетики США), являются следующими:

Возможность «самовосстановления» сети после замыканий, физически повреждений и пр.

Возможность мотивирования потребителей для активного участия в регулировании сети (посредством регулирования собственного потребления).

Высокая устойчивость к вредоносным внешним воздействиям (теракты, диверсии…).

Возможность предоставления электроэнергии высокого качества (в т. ч. с заданными параметрами) и сокращение потерь.

Интеграция опций производства и хранения электроэнергии.

Высокая эффективность.

2. Описание мировой повестки, основных трендов

Для дальнейшего интенсивного развития «умных» сред должны быть выполнены следующие условия:

Должны быть найдены предельно надежные программные и аппаратные решения, устойчивые как к техническим авариям, так и к хакерским атакам.

Должны быть развиты новые стандарты защиты данных.

Рынок полупроводников должен расти активными темпами, обеспечивая поставки многочисленных и дешевых устройств.

Не должно возникнуть дефицита (или политических мер по ограничению торговли) ключевых для производства электроники редкоземельных металлов.

Производители и потребители электроники должны согласовать стандарты как минимум в масштабах крупных регионов мира (Северная Америка, Европейский союз, Китай / Япония и пр.).

Ограничениями для развития применения «умных» сред в сфере промышленного производства и транспорта являются:

На сегодняшний день экономические преимущества производств, использующих «умные» среды, перед традиционными производствами не до конца очевидны. При определенных изменениях на рынке труда и колебаниях на рынке полупроводников людской труд может оказаться дешевле высокотехнологичных решений.анализ использования «умных» сред в промышленном производстве и транспорте (метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).)

В настоящее время основным источником запроса на интеллектуальные транспортные системы являются крупные города, а главным драйвером их использования - достижение границ возможного расширения транспортной сети в городской черте в условиях постоянного роста транспортного потока.

Зависимость конфигурации транспортных систем от пространственной структуры городов

Несмотря на потенциально положительное влияние на экономику, развитие интеллектуальных транспортных систем сталкивается со значительными барьерами, связанными с проблемами эффективного масштаба, необходимостью значительных инвестиций и межведомственных согласований.

Развитие «умных» сетей и их компонентов обусловлено рядом драйверов, наиболее важными из которых можно считать следующие:

Необходимость повышения надежности, эффективности, безопасности сетей.

Поддержка развития и распространение распределенной генерации, а также программ управления спросом (для снижения энергопотребления).

Необходимость улучшения финансовых показателей и повышения прибыльности энергокомпаний (посредством введения новых моделей ценообразования или повышения общей эффективности компаний).

Исполнение национального законодательства (стандарты и требования).

Возможность создания новых рабочих мест.

3.Современная российская проблематика

Применение «умных» сред в России обусловлено многочисленными ограничениями, связанными преимущественно с недостаточными инвестициями в инфраструктуру и слабой развитостью электронной промышленности, однако потенциал их развития значителен.

Пока наибольший спрос в области промышленной автоматизации проявляется в таких отраслях, как ТЭК (Топливно-энергетический комплекс), ВПК (Военно-промышленный комплекс) и машиностроение.

Главное препятствие состоит в том, что для применения концепции «умных» сред в промышленности требуется полностью пересмотреть модель производства. Одним из ограничений развития «умного» производства на современном этапе развития является также его привязка к определенному типу сырья. Для перехода на другие виды сырья требуется значительная перестройка производства. Кроме того, серьезное внимание должно уделяться вспомогательным процессам, таким как водо-, энерго-, тепло-, воздухоснабжение, логистические операции.

Современные технологии позволяют производителю при подключении оборудования через Wi - Fi узнать о том, насколько используется его станок. Если в РФ загрузка составляет около 10 - 15% от максимальной мощности оборудования, то в Европе она достигает порядка 90-100%.

Весной 2012 г. Фондом ЦСР «Северо-Запад» было проведено анкетирование 129 производственных и технологических компаний. Результаты раздела, посвященного вопросам развития на предприятиях концепции «умных» систем и повышения гибкости производств, представлены ниже.

Похожие работы на - 'Умные' среды, 'умные' системы, 'умные' производства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!