Землепользование в Украине в рыночных условиях

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    351,15 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Землепользование в Украине в рыночных условиях

Введение

Контрольная работа на тему "Землепользование в Украине в рыночных условиях" по дисциплине "Экономика природопользования".

Во второй половине XX в. человечество поняло, что существует тесная взаимосвязь экологических, экономических и социальных проблем в землепользовании, которые можно решить лишь в комплексе.

Оптимальное землепользование, в отличие от рационального, предусматривает установление экологически целесообразных и экономически выгодных соотношений между разными видами сельскохозяйственных угодий [1] с постепенным исключением малопродуктивных, сильноэродированных и деградированных земель, то есть уравновешивание антропогенных и природных экосистем.

В конце XX в. усилилось антропогенное влияние на природу и земельные ресурсы, соответственно, увеличились его негативные последствия. В частности, рост численности населения привел к большему использованию земельных площадей. В настоящее время хозяйственной деятельностью уже охвачено 63% поверхности суши. Из почти 5 млрд. га земель, считающихся потенциально пригодными для проживания и производства сельскохозяйственной продукции, востребованы 3,8 млрд. га [2], 10% суши занято пашней, еще 20% - сенокосными угодьями и пастбищами, при этом за последние 100 лет из пользования выведены 27% (2 млрд. га) плодородных земель, 87% ежегодного прироста пустынь обусловлены антропогенным влиянием на природу [3].

Вследствие этого во многих районах ресурсы земли исчерпаны, их дальнейшее увеличение невозможно из-за превышения максимального уровня воспроизводства. Резервных площадей для экстенсивного использования земли практически не осталось, а потребность в продуктах питания уже к 2025 г. вырастет вдвое [4].

Сохранить существующий земельный потенциал можно лишь благодаря формированию системы постоянного землепользования. При этом заботливое отношение к земле должно вытекать из понимания его сущности и заложенных основополагающих принципов и начал землепользования. Нынешние формы землепользования по своей сути предусматривают экономическую направленность в развитии, тогда как с экологической точки зрения оно вынуждает перейти на соответствующую парадигму развития, в основе которой лежит необходимость обеспечения условий выживания человечества в среде, измененной его же деятельностью, и предусматривает использование земли в таких условиях, которые гарантировали бы недопущение необратимых экологических последствий и не подрывали способность эффективного функционирования экосистем [5].

Вопросам теории, методологии и практики пользования, сохранения и воспроизводства земельных ресурсов, повышения их плодородия посвящены работы Д.И. Бабминдры, СЮ. Булыгина, И.К. Быстрякова, В.Г. Вьюна, В.П. Галушко, В.В. Горлачука, А.С. Даниленко, Д.С. Добряка, СИ. Дорогунцова, Н.В. Калинчи-ка, А.П. Канаша, СН. Кваши, Н.А. Лендела, Л.Я. Новаковского, СА. Осипчука, И.А. Разумного, А.Я. Сохнича, М.Г. Ступеня, А.Н. Третяка, М.М. Федорова, М.А. Хвесика и других. Однако критический анализ литературных источников показал, что многие вопросы, определяющие развитие системы экологобезопасного землепользования, законодательно не нормированы. Также нерешенными остаются и проблемы, связанные с рисками в этой сфере, которые влияют на уровень ее эффективности, обеспечение мер по постоянному восстановлению плодородия почвы, защите земель от деградации и т. п.

Поэтому проведенное исследование эффективности экологобезопасного землепользования в Украине будет иметь существенное значение.

1. Землепользование в Украине в рыночных условиях

Экологическая безопасность в XX в. начала завоевывать одно из ведущих мест в национальной безопасности Украины, а в начале XXI в. была на наивысшем уровне национальных интересов, поскольку потенциальные угрозы и опасности для развития общества и окружающей среды приобретают все большее значение. Среди них следует выделить экстенсивное использование земель в Украине, которое при существенных деструктивных сдвигах в сфере использования земельного фонда государства и нормативно-правовой неурегулированности многих важных земельных вопросов в рыночных условиях может стать непредсказуемой угрозой для состояния и качества земель.

Известно, что даже небольшое отклонение качества земель от нормы способно нести угрозу для людей или других живых существ.

В ряде регионов Украины, учитывая излишне интенсивное использование земель, речь уже идет о возможности экологической катастрофы. Больше всего этот процесс касается сферы сельского хозяйства. Из 42791,8 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения 41576 тыс. га (97,2%) систематически используются в хозяйственных целях, являются основой ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства и обеспечения населения необходимыми продуктами питания (табл. 1). Остальные земли - 1216 тыс. га (2,8%) - на данный момент выполняют другую сельскохозяйственную функцию.

В частности, они заняты лесными полезащитными насаждениями, хозяйственными дорогами, жилыми домами и дворами, инфраструктурой оптовых рынков и т. п.

Таблица 1. Динамика формирования земельного фонда Украины в региональном разрезе

Административные области

Территория

Сельскохозяйственные угодья



всего

в том числе пашня



1990 г.

2000 г.

2010 г.

1990 г.

2000 г.

2010 г.

АР Крым..................

2379

1772

1548

1856

1215

1165

1268

Винницкая...............

2640

2038

1829

2066

1773

1640

1728

Волынская................

2002

1050

891

1083

683

619

674

Днепропетровская...

3069

2509

2234

2584

2129

2073

2126

Донецкая..................

2236

2030

1919

2095

1669

1620

1655

Житомирская...........

2967

1617

1517

1275

1045

1085

Закарпатская............

1267

415

433

470

188

199

200

Запорожская............

2679

2243

2179

2301

1919

1885

1905

Ивано-Франковская

1278

498

524

646

400

399

384

Киевская...................

2705

1703

1561

1794

1431

1304

1356

Кировоградская

2438

2043

1863

2085

1797

1724

1762

Луганская.................

2529

1881

1811

1957

1414

1323

1274

Львовская.................

2030

1262

1132

1294

865

766

796

Николаевская...........

2425

1997

1841

2057

1698

1645

1698

Одесская..................,

3304

2563

2661

2066

2024

2072

Полтавская...............

2856

2177

1986

2228

1832

1712

1768

Ривненская...............

1995

897

906

965

660

636

658

Сумская....................

2349

1715

1547

1740

1344

1187

1227

Тернопольская.........

1379

1055

1030

1076

895

846

854

Харьковская.............

3095

2412

2333

2479

1971

1916

1927

Херсонская...............

2830

1958

1767

2034

1752

1653

1777

Хмельницкая...........,

2038

1568

1502

1604

1313

1215

1254

Черкасская...............

2077

1421

1360

1487

1278

1255

1271

Черновицкая............

794

459

483

337

333

333

Черниговская...........

3174

2077

1879

2126

1502

1226

1409

Украина в целом.....

58535

41374

38421

42792

33407

31409

32477

* Рассчитано поданным статистических сборников "Окружающая среда Украины" за 2006-2011 гг. и [6].

Второе место по масштабам землепользования занимают лесные и другие покрытые лесной растительностью земли, которые на площади в 10601,1 тыс. га формируют земли лесного фонда. Однако интенсивность и порядок их использования, в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, несколько иные.

Главное их назначение - естественное улучшение качества земель и их защита от процессов деградации. Также они выполняют функцию основного резервата флористических сокровищ разных регионов Украины. В целом лесные земли имеют экологическую, эстетическую, хозяйственную ценность и в подавляющем большинстве предназначены для поддержания экологического баланса в окружающей природной среде.

В структуре земельного фонда третье место по объемам использования занимают застроенные территории - 2512,5 тыс. га, из них под объекты транспорта и связи отведено 494,6 тыс. га, для жилищного строительства - 469,3 тыс. га, под объекты промышленности - 221,8 тыс. га, объекты технической инфраструктуры - 65,4 тыс. га. В большинстве своем это земли с нарушенным верхним слоем почвы в процессе промышленного и гражданского строительства, геологоразведочных работ, добычи полезных ископаемых и т. п. Остальные 2025,9 тыс. га - это другие земли, около 85% которых входят в состав земель резервного и лесного фондов. В рыночных условиях все это усложняет выработку единого подхода к экологобезопасному землепользованию.

По объемам земель, вовлеченных в процесс землепользования, можно выделить четыре группы основных субъектов:

) сельскохозяйственные предприятия, в пользовании которых находится около 1/3 общей площади земель;

) граждане, которым предоставлено почти 34% земель в собственность и пользование;

) лесохозяйственные предприятия (14,2%) и государство как субъект землепользования (земли госзапаса - 17,64%);

) остальные субъекты землепользования (5,3%).

Наиболее проблемными на этапе перехода на принципы экологобезопасного землепользования в рыночных условиях являются субъекты землепользования второй группы.

В настоящее время их насчитывается около 25 млн. чел. Эта группа субъектов сильнее всего отличается по возрасту, профессиональному (землеустроительному) образованию и научно-практической осведомленности в сфере землепользования, в большинстве случаев ей присущ ограниченный уровень материального достатка.

Низкое информационное и материальное обеспечение указанной группы субъектов землепользования порождает проблемы при внедрении новых научных подходов и методов землепользования, методик расчета количества необходимых органических и минеральных удобрений, корректировании запланированной урожайности в соответствии с требованиями одновременного обеспечения бездефицитного баланса гумуса и других питательных веществ, а также внедрении технологий противоэрозионной обработки почвы.

В настоящее время основными критериями безопасности служат нормы, правила и регламенты, ограничивающие влияние угрожающих факторов на состояние окружающей среды и общество. Самые опасные из них обусловлены причинами естественного характера, в частности, неблагоприятными природно-климатическими условиями: стихийными бедствиями, катастрофами, а также функциональными характеристиками почвы, воды, атмосферы и экосистемы в целом. Наибольшие угрозы социально-экономического типа носят социальный, экономический, психологический характер (качество и продолжительность жизни, образование, материальное обеспечение, уровень бедности). Наихудшие техногенно-антропогенные факторы связаны с хозяйственной деятельностью людей, в частности, с загрязнением окружающей природной среды отходами, необоснованным нарушением природных экосистем, чрезмерным использованием природных ресурсов.

Количественной величиной измерения угроз служат риски, включающие два момента: вероятность их появления и размер убытков. В настоящее время самым опасным для земель Украины является нарушение соотношения между природными и антропогенными экосистемами, вызванное чрезмерной деятельностью человека в течение последних 200-300 лет.

В частности, если ранее 35% площади составляли экосистемы степи, около 34% - экосистемы леса, а 31% - освоенные земли горных систем Карпат и Крыма [7], то сегодня природные степи практически полностью превратились в сельскохозяйственные земли, в незначительном количестве сохранившись в естественном состоянии лишь в заповедниках, заказниках и на склонах балок, тогда как лесов в их первичном состоянии (спелых и переспелых) осталось менее 11%. Остальное - это искусственные леса, измененные деятельностью человека. Если в прошлом средняя лесистость экосистем составляла 50%, то теперь она удерживается на уровне 18% (от площади суши), к тому же большая часть (55,8%) - это леса, отнесенные к оздоровительно-охраннозащитной (первой) группе [8].

Основными рисками, обусловившими снижение плодородия почв из-за хозяйственной деятельности человека, стали эрозионные процессы, дегумификация, переуплотнение, затопление, заболачивание, подкисление, загрязнение земель радионуклидами, пестицидами и другими органическими веществами, а также тяжелыми металлами. Всего насчитывается 51 источник опасности (из них 20 - природные, остальные - антропогенные). В Украине самым распространенным риском по площади задействованных земель и самым влиятельным по потерям гумуса является эрозия (рис. 1).

Особую остроту приобретают угрозы, связанные с использованием земель в условиях изменения климата.


Повышение среднегодовой температуры воздуха на несколько градусов и растущее количество катаклизмов (землетрясений, наводнений, смерчей, цунами и т. п.) практически во всех регионах земли обусловили появление сезонных и межсезонных изменений. Наиболее уязвимыми к погодно-климатическим условиям и чрезвычайным ситуациям, вызванным их влиянием, являются пахотные земли, занимающие практически во всех без исключения регионах Украины наибольшую долю в структуре земельного фонда. Это может проявляться как в уменьшении площадей, так и в снижении уровня продуктивности пашни. В настоящее время на результаты использования земель больше всего влияют изменения количества осадков и температурного режима. Несмотря на то, что многолетний тренд среднегодовой температуры воздуха и осадков имеет тенденцию к росту, то есть подтверждает процесс глобального потепления, для урожайности тенденция является нисходящей (продолжительный дисбаланс питательных веществ в почвах Украины). Прослеживается зависимость урожайности продовольственных культур (озимой пшеницы, озимой ржи, яровой пшеницы) от того, как изменяются климатические факторы. Особенно это проявляется в последние 15 лет (рис. 2).


В разрезе регионов величина экономических убытков, связанных с проявлениями угроз природного и антропогенного характера при использовании земель, -достаточно дифференцированная величина. Так, по состоянию на 1 января 2011 г. потери лесного фонда в расчете на 1 га вследствие лесных пожаров составили 7,3тыс.грн., тогда как потери гумуса на эродированных землях равнялись 46137,5 тыс. грн. (табл. 2).

Поскольку лесные пожары в большинстве случаев были обусловлены антропогенным влиянием, такие потери отнесены к неэффективному использованию земель лесного фонда. При определении потерь гумуса учитывали стоимость 1 т этого гумуса, среднее их количество по областям Украины, а также рыночные цены стоимости удобрений, воспроизводящих гумус, и состав удобрений, необходимых для воспроизводства 1 т гумуса. Определяя потери от промышленного использования земель населенных пунктов, мы применили показатели фактической стоимости 1 м2 земли в городах и стоимости рекультивированных земель.

земельный деградация экологобезопасный рыночный

Таблица 2. Потери, связанные с неэффективным использованием земель в 2010 г. (тыс. грн./га)

Административные области

Потери от лесных пожаров на землях лесного фонда *

Потери гумуса на эродированных землях **

Потери от промышленного Использования земель населенных пунктов ***

АР Крым..................

1,967

45625,0

2739,23

Винницкая................

11,667

50312,5

2584,03

Волынская................

0,394

46562,5

1929,53

Днепропетровская...

9,512

35625,0

2923,23

Донецкая..................

1,878

52187,5

2581,23

Житомирская...........

45625,0

1230,43

Закарпатская............

2,100

47812,5

-

Запорожская............

2,095

55312,5

2266,63

Ивано-Франковская

-

39687,5

2434,33

Киевская...................

4,760

56562,5

-

Кировоградская.......

0,700

42500,0

1647,03

Луганская.................

10,232

41875,0

1556,43

Львовская.................

0,250

46562,5

5683,93

Николаевская...........

-

42187,5

1303,83

Одесская...................

0,100

45312,5

2978,83

Полтавская...............

3,019

46562,5

1609,03

Ривненская...............

1,479

72187,5

1505,23

Сумская....................

0,659

34687,5

1761,23

Тернопольская.........

-

44375,0

2147,93

Харьковская.............

5,125

40312,5

3123,43

Херсонская.............

5,282

34375,0

2079,63

Хмельницкая...........

0,375

46250,0

1810,23

Черкасская...............

2,320

58125,0

1296,43

-

41562,5

2404,13

Черниговская...........

1,138

41250,0

1710,33

Украина в целом.....

7,287

46137,5

2052,25



Надежным направлением повышения экономической эффективности использования земель в рыночных условиях является переход на принципы их экологобезопасного использования. Безусловно, он вызовет структурную перестройку всей системы земледелия и потребует осуществления целого комплекса мероприятий на национальном уровне, однако эти усилия будут, прежде всего, экологически и социально оправданными, а также окажут положительный экономический эффект и при этом будут способствовать повышению производительности земледелия.

Переходить на принципы экологобезопасного использования земель следует при помощи формирования системы по комплексной оценке его эффективности. Данная оценка осуществлялась с помощью экологического, социального и экономического индикаторов, в основе которых - около 150 главных репрезентативных мезо- и макропоказателей, которые определены экспертным методом и характеризуют развитие системы использования земель.

Экологический индикатор отображает соответствующую нагрузку на земельные ресурсы, объемы сохраненных природных земель, состояние охраны земель и т. п.; социальный индикатор передает уровни жизнеобеспечения населения земельными ресурсами, доступности и благоприятности земель для проживания людей; экономический индикатор характеризует объемы использования земель в хозяйственной деятельности и уровень экономического развития землепользования в целом.

Дальнейшие расчеты позволили определить средние величины экологического, социального и экономического индикаторов. Отличия в их тенденциях свидетельствуют о позитивной динамике эффективности использования земель по экономическим и социальным индикаторам и о негативной - по экологическому (рис. 3).


По результатам исследования можно утверждать, что эффективность экологобезопасного использования земель вытекает из возможности адаптации земли к разным изменениям, при которых ее свойства могут улучшаться или ухудшаться. Повышение данной эффективности будет положительно влиять на формирование рынка земли, механизм аграрной ипотеки, развитие арендных отношений и т. п.

В то же время существующий либерально-рыночный механизм использования сельскохозяйственных земель сформирован таким образом, что по отношению к земельным ресурсам он работает по большей части с негативным экологическим результатом, поскольку содержит такие экономические регуляторы, которые не всегда ограничивают разрушительное землепользование. В частности, фискальные платежи таковы, что субъектам землепользования выгоднее их оплатить, нежели тратить средства на охрану земли или внедрение экологобезопасных методов хозяйствования.

В результате государственные расходы на охрану и рациональное использование земель постоянно сокращаются, тогда как поступления от землепользования растут и составляют весомую долю национального дохода. Фактические объемы финансирования мероприятий по охране земель практически всегда ниже запланированных в ежегодных государственных отчетах, а расходы бюджета на охрану и воспроизводство земель значительно ниже поступлений и постоянно уменьшаются.

В целом существующий механизм использования земель неэффективен при решении проблем воспроизводства, пользования и охраны земель, поскольку не способен обеспечить ни благоприятные экологобезопасные условия хозяйствования на земле, ни переход к такой системе землепользования. Активное воздействие его экономических инструментов зависит от оптимального сочетания государственных и рыночных регуляторов, направляющих производственную деятельность субъектов землепользования по пути его экологизации.

В настоящее время в международной практике применяют свыше 150 экономических инструментов, из которых около 80 - это налоги и платежи. Из такого их количества важно выделить те, на которые нужно опираться при решении экологических проблем в землепользовании.

Основу экономического механизма экологобезопасного землепользования целесообразно формировать, базируясь на:

ответственности за экологическую безопасность землепользования;

стимулировании экологобезопасного землепользования;

финансовом обеспечении экологобезопасного землепользования;

страховании земель при реализации их экологобезопасного пользования.

Экономическая ответственность за экологическую безопасность землепользования наступает тогда, когда субъекты землепользования нарушают экологические ограничения и не придерживаются стандартизации, сертификации, нормирования, лимитации, требований экологической экспертизы, мониторинга качества земель, контроля над качеством и экологической безопасностью сельскохозяйственной продукции, не выполняют региональные программы по повышению плодородия земель, а также национальные программы по их охране. Она должна предусматривать не карательные, а превентивные меры, то есть быть направлена на предотвращение нанесения вреда плодородию почв. А это значит, что к субъектам землепользования - правонарушителям нужно, в соответствии с региональными особенностями Украины, применять такие штрафные санкции, чтобы они пытались их не допускать. Стимулирование экологобезопасного землепользования должно включать как поощрительные, так и принудительные механизмы. Основу первых должны составлять налоговые льготы, льготное кредитование, неденежные стимулы, субсидии, субвенции, дотации, выплаты по возмещению потерь не по вине землепользователя и т. п.

Для более эффективного внедрения экологобезопасного землепользования финансирование целесообразно осуществлять из разных источников, главными из которых должны быть: госбюджет, собственные средства субъектов землепользования, в том числе и экологическая рента, заемные средства в виде кредитов, полученных от банковских и других финансово-кредитных учреждений, привлеченные средства международных и разных экологических фондов, ассоциаций, корпоративных объединений и т. п. Формирование финансового обеспечения из разных источников является целесообразным еще и потому, что в условиях ограничения ресурсов в государстве полагаться лишь на бюджетное финансирование рискованно. Необходимо параллельно внедрять разные виды кооперирования предпринимательских структур с целью минимизации их собственных расходов, развивать финансирование через акционерный капитал и со стороны международных организаций в рамках соответствующих экологических программ по охране земель.

Выводы

Внедрение экологобезопасного землепользования должно ориентироваться на гармонизацию экологической, социальной и экономической составляющих при согласовании качественного состояния земельных ресурсов с ростом материальных и духовных потребностей населения.

К мерам, которые будут способствовать обеспечению экологобезопасного землепользования путем повышения ее продуктивности, следует отнести: установление такой структуры региональных угодий, которая бы поддерживала баланс агро- и экосистем на безопасном для природы уровне; формирование из ведущих в определенном регионе сельскохозяйственных культур таких посевных площадей, которые бы обеспечивали бездефицитный баланс гумуса; дифференцированные севообороты; широкое внедрение агромелиоративных, гидротехнических, лесомелиоративных и других мероприятий; оптимизацию пространственной структуры земель при организации производства; принятие во внимание природно-климатических условий при землепользовании; соблюдение экологических норм нагрузки; применение новых почвозащитных и ресурсосберегающих технологий.

Увеличить эффективность экологобезопасного землепользования в рыночных условиях можно при оптимальном сочетании государственных и рыночных регуляторов: повышении ответственности за его безопасность; стимулировании развития этого процесса; его финансировании; внедрении страхования земель.

Эти меры должны быть наполнены эффективными экономическими инструментами регулирования экологической безопасности землепользования и разными видами административных рычагов влияния (налоговые, кредитные и ценовые инструменты, система компенсаций, экологическое страхование, экологический аудит, лимитирование и т. п.), которые бы гармонично сочетали действие экономических законов и законов природы.

В работе рассмотрены проблемы формирования системы эколотобезопасното землепользования. Обоснованы социальные, экологические и экономические критерии оценки его эффективности. Установлена степень влияния природных и техногенных факторов на состояние земель.

Список использованной литературы

. Соціально-економічні та екологічні проблеми використання і охорони земель в умовах реформування земельних відносин: зб. наук, праць. - Харків: ХНАУ, 2003. - С. 55.

. Власов В.І. Використання земельних ресурсів у країнах - основних виробниках сільськогосподарської продукції // Економіка АПК. - 2007. - № 4. - С. 153-154.

. Будзяк О.С. Наукові дослідження економічного простору в контексті стратегічного потенціалу тваринництва України : зб. наук, праць у 2 ч. - К.: РВПС України НАН України, 2007. - С. 163-168.

. Калініченко А.В., Писаренко В.М. Особливості формування збалансованих агроекосистем. - Полтава : ПДАА, 2005. - С. 130-136.

. Устойчивое развитие: теория, методология, практика : учеб. ; [под ред. Л.Г. Мельника]. - Сумы : Университетская книга, 2009. - С. 1142.

. Народне господарство Української РСР у 1990 році : статист, щорічник. - К. : Техніка, 1991. -496 с.

. Екологічний потенціал наземних екосистем ; [за ред. М.А. Голубця]. - Львів : Поллі, 2003.-С. 128.

. Державний лісовий кадастр станом на 1 січня 1996 р. - Ірпінь : Українське державне лісовпорядне виробниче об'єднання, 1997. - 508 с.

9. Качественное состояние земель [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://info.zemleustriy.org.

. Державна служба статистики України [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ukrstat.gov.ua/.

. Державне агентство лісових ресурсів України [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dldg.kmu.gov.ua/forest/control/uk/publish/article?art_id= 101174&cat_ id=32877.

. Національна програма оздоровлення Дніпра [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.nature.org.Ua/dnipro/nacprog/u tabl.htm#2 5.

. Русан В.М. Економіка раціонального сільськогосподарського землекористування : моногр. - К.: ННЦ ІАЕ, 2009. - С. 108-110.

. Булигін С.Ю., Барвінський А.В., Ачасова А.О., Ачасов А.Б. Оцінка і прогноз якості земель : навч. посіб. - Харків : Харківський національний аграрний ун-т, 2008. - С. 37.

. Агроноватор - интернет-портал АПК Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www arponovator.ua.

. Всеукраинский торговый центр в интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prom.ua.

. Доповідь про стан навколишнього природного середовища у Вінницькій області. - Вінниця : Державне управління охорони навколишнього природного середовища, 2009. - 143 с.

18. Державний земельний кадастр України станом на 1 січня 2011 року. - К. : Державне агентство земельних ресурсів України, 2011. - 187 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!