Доходы населения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    152,95 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Доходы населения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Сущность доходов

.1. Понятие «доход» в экономической теории

.2 Состав и структура доходов населения

.3 Уровень жизни населения

.4 Государственное регулирование доходов

2. Анализ доходов населения России

2.1 Уровень доходов населения России за 2010 год

2.2 Уровень доходов населения России за 2011 год

2.3 Уровень доходов населения России за 2012 год

.4 Уровень доходов населения России за 2013 год

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей.Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству. Чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, так как возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране. Поэтому регулирование доходов, заработной платы является частью политики любого государства. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения. В Российской Федерации вопросы, связанные с доходами, стоят очень остро.

Цель работы: изучить структуры и динамики доходов населения России за 2010-2013 года.

Задачи:

. Собрать и структурировать материал о сущности доходов населения;

. Рассмотреть государственное регулирование доходов;

. Проанализировать уровни доходов населения за каждый год с 2010-2013 года;

. Сделать выводы о проделанной работе.

Объект - доходы населения: уровень, динамика, регулирование в РФ.

Предмет - доходы населения, как показатели экономической эффективности РФ за 2010-2013 года.

Новые экономические условия предполагают не только использование новых теоретических подходов, но и отказ от стихийного регулирования доходов, выбор таких средств. Методов и механизмов их регулирования, которые соответствуют принципам экономической и социальной эффективности. Эти соображения целесообразно учитывать при выработке политики доходов.

1. Сущность доходов

.1 Понятие «доход» в экономической теории

Доход - чрезвычайно распространенное, широко применяемое, и в то же время крайне многозначное понятие, употребляемое в различных значениях. В широком смысле слова обозначает любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью. Уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Доход компании можно характеризовать как увеличение ее активов или уменьшение обязательств, приводящие к увеличению собственного капитала. Понятие «доход» применимо к государству в целом, к предприятию, фирме, к отдельным лицам. Для уяснения, в каком смысле применено слово «доход», необходимо рассматривать его вместе с сопровождающим эпитетом или с присоединяемыми к нему разъяснительными словами[7].

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг.

Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.
Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, то есть средства используемые населением на потребление и сбережение.

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов[5].

1.2 Состав и структура доходов населения

В экономической теории различают два вида дохода: во-первых, доход как понятие частнохозяйственное, то есть на микроуровне. Сюда относятся доходы от работы по найму (трудовой доход), от предпринимательской деятельности, от собственности; во-вторых, доход как понятие народно-хозяйственное (национальный доход), то есть на макроуровне.

Представление о доходе на микроуровне можно получить из следующего его определения.

Доход - это денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени.

Доходы участников рыночной экономики распределяются по факторам производства (земля, труд, капитал и предпринимательство).

Доходы населения в рыночной экономике представляют собой совокупность поступлений денежных и натуральных средств за определенный промежуток времени, используемых физическими лицами в целях потребления и накопления[7].

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.

Если говорить об обществе в целом, то его доход следует рассматривать как валовой внутренний продукт или как сумму доходов всех экономических субъектов, который также представляет собой стоимость и измеряемую ею часть продукта, произведенного за определенный период времени. Доход индивидуума, домашнего хозяйства, социальной группы - это часть и соответствующая ей стоимость произведенного продукта, которая получается в результате их экономической деятельности. Распределению потребительских благ и предметов потребления, как правило, предшествует распределение доходов. Свою долю валового продукта, идущую на удовлетворение личных потребностей, население получает первоначально в виде доходов. Полученные доходы используются далее для приобретения необходимых товаров и услуг. Таким образом, уровень доходов имеет большое значение, так как именно он определяет уровень потребления.

Доходы населения не только определяют его материальное положение, но и в значительной мере отображают состояние и эффективность экономики и экономических отношений в обществе. Доходы характеризуются уровнем, составом и структурой, динамикой, соотношением с расходами, дифференциацией по различным слоям и группам населения.

Корректное исчисление доходов как на микро-, так и макро уровне сопряжено с большими трудностями, поэтому существуют различные относительно простые и более сложные варианты определения доходов. Так, на практике при определении доходов домашних хозяйств часто приходится идти «от обратного», то есть исходить из их расходов и потребления. В системах национальных счетов соответственно используется толкование категория дохода, предложенное английским экономистом Дж. Хиксом, в соответствии с которым доход рассматривается как максимальная сумма денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть, не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. В советский период доходы населения полностью определялись заработной платой, пенсиями и пособиями, выплачиваемыми государственными организациями и ведомствами. С переходом к рынку число различных видов доходов населения значительно увеличилось, а их размеры доходов в большей степени стали определяться трудовой и экономической активностью, инициативой людей, то есть, в конечном счете, их адаптацией к новым экономическим условиям. По видам доходы можно разделить на денежные, натуральные, и совокупные.         Натуральные доходы населения - все поступления продуктов сельского хозяйства: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы. Соотношение между денежными и натуральными доходами периодически меняется, но всё-таки, более распространённой формой доходов является денежная форма. У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.

Важное значение для характеристики благосостояния населения имеют совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей населения для удовлетворения своих потребностей. Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств, который поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные доходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных фондов потребления.

Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.

Важную статью доходов населения составляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда, товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты - это операции, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого - либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуре состоят из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйством из федерального и местных бюджетов и общественных организаций бесплатно.

Денежные доходы населения включают:

·    доход, получаемый в виде оплаты за труд, принимающий форму заработной платы;

·        доход, получаемый за счет использования иных факторов производства: доход от владения капиталом - процент, доход от владения землёй - рента;

·        трансфертные платежи: пенсия по возрасту, стипендия, дополнительные пособия (сверх заработной платы), пособие по безработице, пособия на детей;

·        доходы, получаемые от занятости в неформальном секторе экономики.

Доход, учитывающий все виды денежных и натуральных поступлений, называют также совокупным доходом.

С юридической точки зрения, доходы делятся на законные и незаконные, получаемые в рамках теневой экономики. К последним относят доходы, получаемые от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения и контроля со стороны государства.

Для измерения уровня и структуры доходов населения используется ряд показателей, характеризующих их в различных аспектах. Одним из основных показателей является объем личных доходов населения - все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре. Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг определяется расчетным путем.

Также различают денежные и натуральные доходы.

Денежные доходы населения складываются из поступлений денег в форме оплаты труда, социальных трансфертов, доходов от собственности, предпринимательской деятельности, продажи продукции личного подсобного хозяйства (ЛПХ) - алиментов, гонораров, благотворительной помощи. Натуральные доходы включают продукцию ЛПХ, используемую на личное потребление, а также трансферты в натуральной форме.

Показателем материальной обеспеченности населения являются совокупные доходы. Это стоимостной показатель, в него входят денежные доходы, стоимость натуральных поступлений из ЛПХ и стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального, регионального (республиканского, краевого) и местного (муниципального) бюджетов и социальных фондов предприятий.

Денежные доходы населения подразделяются на первичные и располагаемые. Первичные доходы населения включают все поступления, полученные от собственности на факторы производства. Располагаемые доходы населения - результат перераспределительных процессов. Они рассчитываются с помощью добавленных к первичным доходам социальных трансфертов и вычитания обязательных платежей и сборов. Полученной в результате суммой средств население, семьи и отдельные граждане располагают, то есть могут использовать по собственному усмотрению.

Располагаемые доходы корректируются с учетом натуральных социальных трансфертов. Скорректированные располагаемые доходы населения включают располагаемые доходы и сальдо натуральных трансфертов.

К доходам населения относятся также средства, взятые в долг. В связи с этим выделяют конечные и общие доходы населения. Конечные доходы населения - это располагаемые доходы плюс чистые долги населения. Среднедушевой денежный доход - сумма конечных доходов, деленная на численность населения страны. Общие доходы населения включают скорректированные располагаемые доходы и чистые долги. Чистые долги отражают изменение задолженностей по ссудам, выданным гражданам кредитными организациями и предприятиями на потребительские цели.

Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, то есть средства используемые населением на потребление и сбережение.

Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов.

Заработная плата есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда.

Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц). Реальная заработная плата - это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных цен и тарифов. Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии).

Классификация доходов предусматривает их распределение и объединение в группы и подгруппы в зависимости от различных признаков.

Признаки формирования и структура доходов представлены в таблице 1.

При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения. Формируются и интенсивно развиваются новые формы доходов: от предпринимательства и от собственности (проценты, дивиденды, рента, поступления от продажи ценных бумаг)[6].

Таблица 1. Признаки формирования и структура доходов

Классификация доходов

по экономическому содержанию

по степени использования

Трудовые доходы (основой формирования которых является трудовая деятельность): - получаемые в форме оплаты труда на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности; - от индивидуальной трудовой деятельности; - от личного подсобного хозяйства; - от предпринимательской деятельности; - от реализации платных услуг. Нетрудовые доходы: а) экономически обоснованные (получаемые по линии государственных каналов и от бизнеса, не противоречащего правовым нормам, нормам морали, гражданскому кодексу жизни в обществе): - социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии); - доходы от собственности; - дивиденды по акциям; - проценты по облигациям и другим ценным бумагам; - доходы на вложенный капитал в производственную сферу. б)экономически не обоснованные: все виды доходов, полученных от незаконных финансово-хозяйственных операций, от деятельности и услуг, противоречащих общественным нормам морали и этики, унижающих достоинство личности человека и граждан, или от криминальных действий

Денежные доходы: - заработная плата; - пенсии; - стипендии; - пособия; - предпринимательский доход; - дивиденды; - доходы от собственности; - доходы от продажи ценных бумаг; - средства от продажи продукции личного подсобного хозяйства; - прирост денежных вкладов в сберегательном банке. Натуральные доходы: - стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства, используемых на личное потребление; - стоимость натуральных услуг лечебно-профилактического, культурно-бытового и социального характера, оплачиваемых за счет федерального, муниципального бюджетов и фондов предприятий и др. Совокупные доходы (показатель, характеризующий материальную обеспеченность населения): - все виды доходов - как денежные, так и натуральные

Общие (брутто-доходы): - сумма доходов, полученная из всех источников, включая и средства, предназначенные для уплаты налогов и обязательных платежей. Располагаемые (нетто-доходы): - сумма средств, остающаяся после уплаты налогов и обязательных платежей, которую семья может в максимальном размере потратить на конечное потребление товаров и услуг без использования сбережений и других источников. Реальные доходы: - стоимость приобретенных материальных и культурно-бытовых благ на сумму располагаемого дохода с учетом цен на товары и услуги


1.3 Уровень жизни населения

Уровень жизни - степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами.

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.

Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой стороны, - количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Он прямо связан с воспроизводством главной производительной силы общества - рабочей силы работников. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения.

При количественном определении жизненного уровня обычно пользуются совокупностью абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Среди личных потребностей людей различают материальные потребности (потребности в предметах питания, одежде, жилье, в лечении, в транспорте и др.), духовные потребности (потребности, удовлетворяемые учреждениями науки, культуры, искусства, образования, детского воспитания), социальные потребности (потребности в обеспечении старости, в увеличении свободного времени, в равенстве мужчин и женщин, в свободе и всеобщности труда, в единстве коренных общественных интересов).

Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня взаимосвязаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику и для их комплексной характеристики требуется использование соответствующей системы специфических показателей. Из-за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы в некий единый показатель в отечественной и международной практике признана невозможность использования одного показателя, всесторонне характеризующего уровень жизни.

При систематизации показателей уровня жизни выделяют четыре основных раздела:

·  базисные показатели уровня жизни с подразделами: показатели стоимости жизни и потребления населения, показатели доходов, показатели соотношения доходов и стоимости жизни, дифференциации доходов и уровня бедности;

·        показатели условий жизни населения (характеристики обеспеченности населения объектами инфраструктуры, персоналом и техническими средствами отраслей социальной сферы, характеристики состояния и эффективности деятельности отраслей социальной сферы.);

·        демографические параметры;

·        природно-климатические условия.

Для учета уровня жизни населения используются индексы стоимости жизни, количественно выражающие относительное изменение степени материального благосостояния, социальных и культурных условий жизни, отдельных социальных групп. Уровень стоимости жизни определяется представительной структурой расходов среднего жителя (семьи) данной страны на приобретение соответственной “потребительской корзины” товаров и услуг. Индекс стоимости жизни отражает изменения в стоимости “потребительской корзины” в результате произошедших изменений в уровне цен и тарифов. Индекс стоимости жизни рассчитывается путем определения среднего изменения рыночных цен только на те товары и услуги, которые покупаются определенными слоями населения. За основу расчетов берут розничные цены стандартного набора благ и услуг.

1.4 Государственное регулирование доходов

Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Оно направлено на создание условий необходимых для нормального воспроизводства и развития рабочей силы.

Теоретически государственная политика доходов шире, чем государственное регулирование доходов, так как политика может быть основана на принципе невмешательства государства (принцип экономического либерализма). Этот принцип имел место в России в первые годы реформ. Но сейчас эти понятия стали идентичными.

В современных условиях полностью исключить вмешательство государства в социально-экономические процессы невозможно, так как рыночное распределение по своей природе несправедливо. Поэтому существует необходимость во вмешательстве государства. Возможность государственного регулирования возникает с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость состоит в увеличении количества трудностей, с которыми призвано бороться государственное регулирование доходов.

В настоящее время государственное регулирование доходов является составной частью воспроизводства. Оно стимулирует экономический рост, поощряет прогрессивные сдвиги в отраслевых и региональных структурах, поддерживает экспорт, регулирует занятость, налогообложение, цены. Конкретные цели, формы, масштабы государственного регулирования доходов определяются характером и остротой социально-экономических проблем.

Основными объектами государственного регулирования доходов являются сферы, ситуации, условия, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые нельзя решить автоматически или можно решить только в далёкой перспективе. Снятие таких проблем необходимо для нормального функционирования экономики, воспроизводства рабочей силы, поддержания стабильной ситуации.

Объекты государственного регулирования доходов: минимум доходов, оплаты труда; занятость, подготовка и переподготовка кадров; налоги, цены; социальные гарантии, социальные отношения; правовое обеспечение.

Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями.

Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Если это происходит, то появляется инфляционное повышение номинальных доходов, чрезмерный рост налогов [4].

2. Анализ доходов населения России

.1 Уровень доходов населения России за 2010 год

В 2009-2010 годах произошло значительное снижение темпов роста номинальной заработной платы. В 2009 году среднемесячные темпы прироста номинальной заработной платы составляли в среднем 0,6%, против 2% в 2008 году. Уровень реальной заработной платы в 2009 году по сравнению с предыдущим годом снизился и составил 96,5% (в 2008 году -- 111,5%). В I полугодии 2010 года реальная заработная плата составляла уже 104,6% от уровня соответствующего периода 2009 года.

Наиболее высокая заработная плата у работников организаций по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых и финансовой деятельности. Она в 2,2-2,4 раза выше заработной платы в среднем по стране в I полугодии 2010 года.

Самая низкая заработная плата у работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, а также текстильного и швейного производства, в I полугодии 2010г. она составляла 49% от среднероссийского уровня.

Отстает и уровень заработной платы бюджетников. Так, среднемесячная заработная плата работников образования в I полугодии 2010 года составила 68% среднероссийского уровня, здравоохранения и предоставления социальных услуг -- 77%.

В большинстве организациях размеры заработной платы существенно различаются в зависимости от их форм собственности. В 2009 году заработная плата организаций с иностранной формой собственности по укрупненным видам экономической деятельности была в 1,4-2,6 раза выше среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности.

В организациях с частной формой собственности таких видов деятельности, как строительство, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, оптовая и розничная торговля (в которых занято от 80% до 89% работников соответствующих видов деятельности), заработная плата ниже, чем в организациях государственной формы собственности, соответственно, на 14, 15 и 33%.

В финансовой деятельности высокая заработная плата наблюдалась в организациях государственной формы собственности (55 000 руб.), в которых работники системы Центрального банка РФ составляют 2/3.

В образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг наиболее низкие размеры заработной платы наблюдались в муниципальных организациях, в которых работают более половины работников этих видов деятельности.

В целом по экономике заработная плата выше среднего уровня в более крупных организациях. Так, за декабрь 2009 года, в организациях с численностью более 1000 человек средняя заработная плата была на 16% выше среднероссийского уровня. В зависимости от вида экономической деятельности складываются различные соотношения средней заработной платы по группам организаций с различной численностью работников.

2.2 Уровень доходов населения России за 2011 год

Объем денежных доходов населения в январе-июне 2011 года, по предварительной оценке, составил 15919 млрд. рублей с ростом к соответствующему периоду прошлого года на 8,3%.

В целом склонность к сбережению с исключением сезонной компоненты в июне выросла на 1,2% по сравнению с маем текущего года.

Среднемесячная начисленная заработная плата в июне 2011 года, по предварительным данным, составила 24601 рубль и по сравнению с июнем 2010 года выросла на 14 %.

В целом за I полугодие текущего года, по оценке Росстата, номинальная начисленная заработная плата составила 22353 рубля (прирост относительно прошлого года - 12,2 %).

Несмотря на то, что номинальный рост заработной платы в I полугодии текущего года несколько выше, чем в I полугодии прошлого года, под влиянием инфляционного фактора реальные темпы роста заработной платы в текущем году ниже, чем в прошлом году. За июнь текущего года относительно июня 2010 года реальная заработная плата составила 4,2 %, за I полугодие - 2,4 %.

В I полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост заработной платы практически во всех наблюдаемых видах экономической деятельности.

В отличие от апреля, когда наибольший рост заработной платы демонстрировали виды деятельности, связанные с производством и продажей автотранспортных средств, наиболее высокие темпы роста заработной платы в мае текущего года отмечались в подвидах промышленной деятельности. Так, заработная плата в производстве, передаче и распределении электроэнергии в мае 2011 года относительно аналогичного периода прошлого года выросла на 21,5%, в добыче металлических руд - на 19,1 %.

В видах деятельности со значительным уровнем государственного участия темпы роста заработной платы продолжают оставаться на уровне ниже среднероссийских. Так, в государственном управлении номинальная заработная плата в мае 2011 года относительно соответствующего периода прошлого года выросла на 9,1%, в здравоохранении - на 6,9%, образовании - на 6,8 процента.

Как результат, продолжает увеличиваться разрыв в оплате труда в бюджетных отраслях и в обрабатывающих производствах. По последним данным, уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг за январь-май 2011 г. составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 79%, работников образования - 70% (за январь-май 2010 г. - соответственно 85% и 76 процентов).

Дифференциация заработной платы между различными видами экономической деятельности в текущем году не претерпела значительных структурных изменений и остается высокой. Лидерами по уровню заработной платы продолжают оставаться финансовая деятельность и отрасли топливно-энергетического комплекса. Среднемесячная заработная плата в этих видах деятельности превышает среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2-2,5 раза. Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется в сельском хозяйстве, текстильном и швейном производстве - 50% и 47% от среднемесячной заработной платы в целом по экономике соответственно.

Несмотря на то, что в январе-мае текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по экономике отмечался рост численности работников на 0,2%, в отдельных видах деятельности продолжается сокращение численности работников. Так, в сельском хозяйстве численность работников за указанный период сократилась на 4,4%. Также сократилась на 3% численность в государственном управлении. За 2011-2013 годы численность федеральных государственных служащих должна сократиться на 20 %.

В то же время, в оптовой и розничной торговле численность работников в январе-мае текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 6,4%, в финансовой деятельности - на 4,1%.

По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 июля 2011 года составила 2,43 млрд. рублей и снизилась по сравнению с 1 июня текущего года на 7,7 %.

Рисунок 2. Структура просроченной задолженности по заработной плате

Отдельно следует отметить, что за июнь текущего года задолженность по заработной плате в обрабатывающих производствах снизилась на 112,6 млн. рублей.

Основная часть задолженности, по-прежнему, приходится на задолженность из-за отсутствия собственных средств, которая на 1 июля 2011 г. составила 2,42 млрд. рублей (99,6% от общей суммы задолженности) и снизилась за май 2011 г. на 7,1%.

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 48% приходится на обрабатывающие производства, 21% - на строительство, 9% - на сельское хозяйство, 8% - на транспорт, 5% - на производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 июля 2011 года, составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.

Для поддержания материального положения всех категорий пенсионеров с 1 февраля 2011 года трудовые пенсии увеличены на 8,8%, социальная пенсия с 1 апреля 2011 года проиндексирована на 10,27%.

В результате реализации данной меры средний размер назначенных пенсий в июне 2011 года, по данным Росстата, составил 8252 рубля и увеличился по сравнению с тем же периодом 2010 года на 8,8%.

В целях доведения уровня материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации с 2010 года устанавливаются федеральные и региональные социальные доплаты к пенсии. В результате в 67 субъектах Российской Федерации 2749,8 тыс. человек установлена и выплачивается федеральная социальная доплата к пенсии, в 17 субъектах Российской Федерации 2428,1 тыс. человек - региональная социальная доплата к пенсии.

Величина прожиточного минимума на душу населения во II квартале 2011 года оценивается на уровне 6505 рублей с ростом ко II кварталу 2010 года на 15,6 %. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения во II квартале 2011 года оценивается на уровне 7023 рубля, пенсионеров - 5141 рубль и детей - 6294 рубля.

Стоимость продуктов питания в потребительской корзине по сравнению со II кварталом 2010 г. увеличилась на 20%, непродовольственных товаров и услуг возросла на 9,4% и 13,4% соответственно.

В I полугодии 2011 г. коэффициент фондов (соотношение 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) несколько снизился и составил 14,8 раз против 15,4 в I полугодии 2010 года. Это связано с проводимыми в текущем году мероприятиями по повышению пенсий, пособий, социальной поддержке отдельных групп населения. Доходно-имущественное расслоение граждан также несколько снизилось. На долю 10% наиболее обеспеченного населения в I полугодии 2011 г. приходилось 29,8 общего объема денежных доходов населения (30,2% - в I полугодии 2010 г.), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,0% (2,0% в I полугодии 2010 года).

2.3 Уровень доходов населения за 2012 год

Как и в конце 2011 года, в начале 2012 года наблюдался уверенный рост реальной заработной платы (порядка 1% в месяц). В июне прошлого года рост реальной заработной платы резко замедлился. На протяжении последних шести месяцев заработная плата растет темпами порядка 0,2-0,5% в месяц. За одиннадцать месяцев 2012 года по отношению к соответствующему периоду 2011 года реальная заработная плата увеличилась на 8,8%. Годом ранее этот показатель равнялся 3,3%. Столь значительный рост реальной заработной платы в текущем году объясняется более активным ростом номинальной заработной платы, в том числе по причине повышения заработной платы работник общественного сектора.

Если рассматривать динамику номинальной заработной платы по видам экономической деятельности, стоит отметить, что наибольший прирост оплаты труда в первом полугодии отчетного года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года был зафиксирован именно в бюджетных секторах. Так, номинальная заработная плата в секторе «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение» выросла за январь-сентябрь 2012 года на 27,8%, в секторе «Образование» - на 20,8%, в секторе «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» - на 17,1%. Для сравнения, в целом по экономике номинальная заработная плата за указанный период выросла на 14,2%.

Отличительной особенностью последних лет является разнонаправленная динамика показателей, характеризующих уровень благосостояния населения: в отдельные месяцы года ускорение роста реальной заработной платы сопровождалось снижением реальных располагаемых доходов. За 2011 год по отношению к предыдущему году реальные располагаемые доходы увеличились всего на 0,8%, тогда как реальная заработная плата повысилась на 4,2%. К сожалению, в последние годы динамика реальных располагаемых доходов не отражает реальный уровень благосостояния населения.

В 2012 году темпы роста реальных доходов населения также существенно отставали от темпов роста реальной заработной платы. За одиннадцать месяцев отчетного года по отношению к январю-ноябрю предыдущего года реальные располагаемые доходы выросли всего на 4,0% (годом ранее этот показатель составлял 0,1%). Что касается помесячной динамики данного показателя, то на протяжении всего 2012 года здесь отмечались значительные колебания темпов прироста реальных доходов населения, даже после устранения сезонности. Так, по уточненным данным Росстата, в сентябре - октябре 2012 года наблюдалось снижение реальных доходов (на 0,7% и 1,3% соответственно), а в ноябре доходы выросли сразу на 2,9%.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, снизился в четвертом квартале 2012 года по сравнению с предыдущим кварталом на 2 п.п. и составил (-8%). По информации Росстата, снижение уровня индекса потребительской уверенности обеспечивалось, главным образом, падением индексов произошедших изменений в экономике России (снизился на 4 п.п.) и личном материальном положении за год (на 3 п.п.). При этом индексы ожидаемых изменений в экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу и в личном материальном положении практически не изменились по сравнению с предыдущим кварталом. Отметим, что различные независимые аналитические центры, рассчитывающие собственные индексы изменения финансовых и потребительских настроений граждан, зафиксировали резкое снижение значение индексов еще в июле-июне текущего года. На фоне участившихся разговоров о возможном кризисе, ускоряющейся инфляции, население все более негативно оценивает как текущее состояние российской экономики, так и собственные перспективы, касающиеся финансового благополучия.

Что касается использования доходов населения, в ноябре 2012 года по сравнению с октябрем, существенных изменений в структуре использования доходов не произошло. Доля средств на покупку товаров и услуг составила 76,3% против 78,9% месяцем ранее и 76,6% в ноябре прошлого года. В ноябре незначительно увеличилась доля средств на оплату обязательных платежей (до 10,1% против 9,9% в октябре). При этом заметно выросла доля сбережений (до 12,1% против 9,0% месяцем ранее), в том числе, за счет рост доля организованных сбережений (с 3,9% в октябре до 8,0% в ноябре). Значение данного показателя сильно колеблется от месяца к месяцу, что не позволяет выявить какую-либо тенденцию в динамике организованных сбережений. Также в ноябре 2012 года было зафиксировано снижение доли средств на покупку валюты (до 4,4% против 4,8% в октябре). Показатель, характеризующий изменение средств на руках у населения, составил в отчетном месяце (-0,6)% против (-2,6)% месяцем ранее.


Рисунок 3. Показатели динамики доходов населения России за 2010-2012 года

2.4 Уровень доходов населения в России за 2013 год

Среднемесячная начисленная заработная плата в июне 2013 г., по оценке Росстата, составила 31210 рублей и по сравнению с июнем 2012 г. выросла на 13,3 %.

В целом за I полугодие текущего года номинальная начисленная заработная плата составила 28828 рублей (прирост относительно прошлого года - 13 %).

Рисунок 4. - Динамика номинальной начисленной заработной платы в 1 полугодии 2012-2013 гг.

Реальная заработная плата в I полугодии текущего года относительно аналогичного периода прошлого года выросла на 5,5% (10,7% в I полугодии 2012 года).

В январе-мае текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года заработная плата выросла во всех наблюдаемых видах экономической деятельности.

Наиболее высокие темпы роста заработной платы в текущем году отмечались в социальных отраслях и в транспортировании по трубопроводам, наиболее низкие - в подвидах обрабатывающей промышленности.

Заработная плата в образовании за январь-май 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого выросла на 22,5%, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - на 15,9 процента. Учитывая, что реализация мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы (в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») будет продолжена, ожидается сохранение высоких темпов роста заработной платы в данных видах деятельности.

Заработная плата в транспортировании по трубопроводам за январь-май текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 33,2 процента. Такой рост заработной платы во многом связан с выплатой годовых бонусов по итогам работы в 2012 году и квартальных премий за I квартал 2013 года. Заработная плата в данном виде деятельности превышает заработную плату в целом по экономике в 2,4 раза.

Дифференциация заработной платы между различными видами экономической деятельности в текущем году не претерпела значительных структурных изменений относительно предыдущих лет. Лидерами по уровню заработной платы, помимо транспортирования по трубопроводам, в 2013 году являются другие отрасли топливно-энергетического комплекса и финансовая деятельность. Среднемесячная заработная плата в этих видах деятельности превышает среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2,1-2,3 раза. В аутсайдерах по уровню заработной платы остаются текстильное и швейное производство (45% от среднероссийской заработной платы), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (49%) и сельское хозяйство (50 процентов). С учетом того, что темпы роста заработной платы в низкооплачиваемых видах деятельности в январе-мае текущего года были ниже среднероссийских, можно сделать вывод об усилении дифференциация в оплате труда между видами экономической деятельности.

В январе-мае 2013 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 86%, работников образования - 83% (в январе-мае 2012 г. - 81% и 75% соответственно).

В январе-мае 2013 г. численность работников по сопоставимому кругу организаций не изменилась. При этом произошло значительное перераспределение работников из реального сектора экономики в сектор торговли и рыночных услуг. Наиболее существенно за январь-май текущего года относительно аналогичного периода прошлого года численность работников снизилась в сельском хозяйстве - на 4,6% и в рыболовстве - на 4,5 процента.

Наибольший прирост численности работников в рассматриваемый период текущего года относительно аналогичного периода прошлого года отмечается в оптовой и розничной торговле и в финансовой деятельности - 4,7% и 6,9% соответственно.

По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 июля 2013 г. составила 2,537 млрд. рублей и выросла по сравнению с 1 июня текущего года на 10,6 процента.

Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 июля 2013 г., составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 41% приходится на обрабатывающие производства, 19% - на строительство, 16% - на сельское хозяйство, 8% - на транспорт, 7% - на добычу полезных ископаемых и 3% - на производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Основная часть суммарной задолженности по заработной плате -задолженность из-за отсутствия собственных средств, которая на 1 июля 2013 г. составила 2,519 млрд. рублей (99,3% от общей суммы задолженности) и выросла в июне 2013 г. на 10,8 %.

Для поддержания материального положения всех категорий пенсионеров трудовые пенсии увеличены с 1 февраля 2013 г. на 6,6% и с 1 апреля на 3,3 процента. Кроме того, социальная пенсия с 1 апреля 2013 г. проиндексирована на 1,81 %. В результате индексации повышены размеры трудовых пенсий почти 37,9 млн. человек. С учетом проведенных индексаций средний размер назначенных пенсий в мае 2013 г., по данным Росстата, составил 10013 рублей и увеличился по сравнению с тем же периодом 2012 года на 9%. В целях поддержания материального положения отдельных категорий граждан с 1 января 2013 г. проиндексированы размеры государственных пособий и социальных выплат гражданам, имеющим детей, финансируемых из федерального бюджета и средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Кроме того, с 1 апреля 2013 г. проведена индексация размеров ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, финансируемых из федерального бюджета. В соответствии с законодательством Российской Федерации размер индексации указанных выплат соответствует прогнозному уровню инфляции, предусмотренному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», и составляет 1,055.

С 1 января 2013 г. увеличены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, с 1200 рублей до 5500 рублей. Социальная пенсия детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы увеличена до 8704 рубля в месяц, что позволит повысить уровень материального обеспечения более 764 тыс. семей, имеющих детей-инвалидов и инвалидов с детства I группы. Единовременное пособие при передаче на воспитание в семью ребенка-инвалида, ребенка старше 7 лет или ребенка вместе с его братьями (сестрами) увеличено до 100 тыс. рублей.

Кроме того, в целях повышения уровня текущих доходов многодетных семей и стимулирования рождаемости в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05. 2012 г. № 606 в 63 субъектах Российской Федерации установлены дополнительные меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты нуждающимся семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей. Размер выплаты установлен, исходя из прожиточного минимума в регионе, и в среднем составляет 7 тыс. рублей. В текущем году прожиточный минимум рассчитывается на основании потребительской корзины, утвержденной Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В целом за II квартал 2013 г. величина прожиточного минимума на душу населения оценивается на уровне 7278 рублей с ростом к соответствующему периоду 2012 года на 14,0 процента. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения во II квартале 2013 г. оценивается на уровне 7844 рубля, пенсионеров - 5957 рублей и детей - 7018 рублей. Таким образом, по данным за январь-ноябрь 2012 года, реальные зарплаты - с учетом инфляции - выросли в целом по России почти на 9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Рост доходов населения составил за этот же период 4%. Доходы росли, как пояснил недавно президент Владимир Путин, прежде всего благодаря значительному повышению доходов военнослужащих, денежного довольствия в системе МВД, пенсий, зарплат бюджетников. Согласно уточненному прогнозу социально-экономического развития РФ, подготовленному в Минэкономразвития, в 2013 году рост и реальных зарплат, и доходов составит 3,7%

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы собран и структурирован материал об сущности доходах населения. Рассмотрено государственное регулирование доходов населения, проанализированы уровни доходов населения за каждый год с 2011-2013 года.

Уровень жизни населения России постоянно изменяется. В 2010 году власти активно боролись с последствиями кризиса, накачивали социальную сферу бюджетными деньгами, индексировали социальные пособия и зарплаты бюджетников - и доходы населения выросли тогда за год почти на 6%. На этом фоне перспективы 2013 года можно назвать очень скромными. Если же вспомнить об итогах 2011 года, когда доходы выросли лишь на 0,4%, то выходит, что бывало и хуже.

Не слишком бурный рост реальных зарплат и доходов будет дополнен в 2013 году некоторым ускорением роста цен. Так, по итогам 2012 года инфляция составит 6,5%. В 2013 году она ускорится до 6,7% - по уточненному прогнозу Минэкономразвития. Первоначальный прогноз предполагал ускорение роста цен до 7% в год.

Показатели уровня жизни населения в 2010-2013 годах их динамика говорят о том, что государственная политика в социальной сфере недостаточно эффективна. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе, поэтому главной целью государства в 2013-2015 годах должна стать правильная социальная политика, направленная на повышение уровня жизни населения.

уровень доход население жизнь

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бакуменко Л.П., Курандина Н.Л., Оценка денежных доходов населения. // Вопросы статистики // научно-информационный журнал.- 3.2007-№3.-стр.67;

2. ---Базелер У., Сабов 3., Хайнрих Й., Кох В. ч.1. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь.  СПб: Издательство «Питер».  ЗОЛд  (Серия «Базовый курс»); <http://knigi-uchebniki.com/teoriya-ekonomicheskaya/osnovyi-ekonomicheskoy-teorii-printsipyi.html>

. Борисов Е.Ф.. Экономическая теория - 2005 год <http://knigi-uchebniki.com/teoriya-ekonomicheskaya/ekonomicheskaya-teoriya270.html>;

. Лаврентьева, И. П. Социальная политика и управление в социальной сфере : учебное пособие / И. П. Лаврентьева, В. В. Кузнецов, В. В. Григорьев. - Ульяновск : УлГТУ, 2009. - 129 с.;

. Попов Александр Иванович. Экономическая теория - 2006 год <http://knigi-uchebniki.com/teoriya-ekonomicheskaya/ekonomicheskaya-teoriya.html>.;

6. Николаева Д. Динамика доходов населения РФ - 2009 год.

. Яременко Г.А. Некоторые проблемы современной политики доходов населения в России // Проблемы прогнозирования. - 2010 . - № 3. - С. 94 - 101

Похожие работы на - Доходы населения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!