Государственное регулирование процесса ценообразования в рыночной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,32 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование процесса ценообразования в рыночной экономике

Введение

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.[1]

Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.

Государственное регулирование цен дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).[2]

В последние годы с принятием ряда законодательных и нормативных актов в республике сложилась целостная законодательная база в области ценообразования.

Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования. Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

·товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

·отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.[1]

Таким образом, ценообразование подвержено как прямому, так и косвенному регулированию со стороны государства, из чего следует, что ценообразование есть определенная деятельность, опосредующая механизм функционирования цены. При этом ценообразование есть процесс, подлежащий регламентированию, организации и в какой-то степени планированию. Данное положение позволяет определить ценообразование как специфический вид отношений с особым объектом - ценой. [3]

Большой вклад в рассмотрение процесса ценообразования внесли такие ученые, как В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, А. Маршал, Дж. Б. Эванс, В. Берман и другие ученые.

Объектом курсовой работы являются цены и ценообразование в Республике Беларусь.

Предметом курсовой работы является государственное регулирование цен.

Целью работы является изучение механизма и способов ценообразования в рыночной экономике и влияние государственного регулирования на процесс ценообразования.

К задачам курсовой работы относятся:

·Рассмотрение сущности ценообразования

·Изучение особенностей государственного регулирования цен в Республике Беларусь

·Изучение факторов, влияющих на процесс ценообразования

·Выделение особенностей механизма государственного регулирования цен в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы были использованы учебные пособия и издания таких экономистов, как: Емельянова Т.В., Есипов В.Е., Салимжанов И.К., Абакумова О.Г., а также нормативные документы Республики Беларусь и публикации экономических изданий страны.

Раздел 1. Сущность и функции цены как экономической категории. Классификация цен

.1 Функции цены как экономической категории

Среди экономических категорий, используемых в рыночной экономике, важнейшее место принадлежит цене. Часто она трактуется как денежное выражение стоимости товара. Встречается и такая формулировка: «Цена- это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель- продать».

В условиях рыночных отношений роль цены резко возрастает для любого предприятия, поскольку от уровня цены зависит величина прибыли предприятия, конкурентоспособность предприятия и его продукции, финансовая устойчивость и финансовая независимость предприятия.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

Информационная функция цены проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефектности, издержках производства, товарных рынках, наиболее выгодных направлениях развития деятельности предприятия.[ 12]

Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько ресурсов затрачено на производство товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и реализации продукции, но и размер прибыли.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включения в себестоимость многих налогов, которые являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).[ 10, C.10-11], [12]

Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.[ 6, C 14], [12]

Функция цены как средства рационального размещения производства наиболее полно проявляется в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

Стимулирующая функция цены проявляется в формировании экономической заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, улучшении ее упаковки, снижении издержек производства, увеличении выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этой же причине цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство. [ 7, C.8-9], [12]

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направления для изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды могут быть различными. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры.[12]

.2 Классификация цен

Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по ряду основных признаков.

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

-оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют производственную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;

цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены;

-розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям и т. д.;

-тарифы грузового и пассажирского транспорта;

-тарифы на платные услуги населению;

цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. [8, C.25], [13]

В зависимости от территории действия различают: единые (поясные) и региональные (зональные) цены. [13]

В зависимости от степени участия продавца в возмещении расходов по транспортировке продукции различают основные виды цен: цена «франко-станция отправления», цена «франко-станция назначения» и цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ.

Цены «франко-станция отправления» и «франко-станция назначения» (франко означает «свободный») применяются во внутренней торговле. Первая означает, что продавец несет расходы по транспортировке и перегрузке товара в вагоны или на борт судна. Такие расходы ему возмещаются в цене товара, а дальнейшие расходы по перевозке груза несет покупатель. Вторая, цена «франко-станция назначения», включает расходы по транспортировке груза до станции потребителя. Потребитель несет расходы только по выгрузке товара из вагонов или судов и транспортировке его на свой склад.

Цены СИФ, ФОБ, ФАС и КАФ применяются в международной торговле. Цена СИФ означает, что все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет продавец товара. Цена ФОБ показывает, что продавец несет расходы по доставке и погрузке товара на борт судна, а цена ФАС включает только расходы по доставке груза до причала. Цена КАФ включает все расходы по транспортировке груза, но не включает расходы по его страхованию.[8, C.34-35], [13].

По времени действия цены подразделяются на:

-твердые (постоянные), которые не меняются в течение срока действия контракта;

-текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;

сезонные, действующие в течение определенного периода времени;

скользящие, устанавливаемые на товар с длительным сроком изготовления.

Вышеперечисленные виды цен позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления. [15]

В зависимости от сферы регулирования различают:

·свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основании спроса и предложения;

·договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по согласованию сторон; при этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;

·цены в условиях частичной либо полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;

·регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государства.[14]

Таким образом, цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. Они играют активную роль в формировании структуры потребления, стимулировании научно-технического прогресса. С помощью цен можно сопоставить затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновать наиболее выгодные варианты капиталовложений, стимулировать производство, потребление и качество товара.

Раздел 2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь. Направления совершенствования ценообразования

.1 Объективный характер, цели и методы государственного регулирования цен

В любой рыночной стране государство тем или иным образом вмешивается в процесс формирования цен. Согласно Концепции ценообразования в Республике Беларусь, государственное вмешательство в процесс ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цены приводит к деформациям в экономике и к экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики. Регулирование ценообразования реализуется путем прямого (административного) и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с применением методов установления:

·фиксированных цен;

·предельных максимальных уровней цен;

·предельных минимальных (защитных) цен;

·предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей;

·фиксированных, предельных надбавок (наценок), скидок в оптовом и розничном звеньях;

·определенных правил или условий определения и применения цен;

·декларирования цен.

Решения о выборе конкретного метода регулирования цен принимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей, финансового состояния предприятий.

Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно- денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.

Таким образом, государственное регулирование цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам (лимитов на электрическую энергию, топливо и т.д.); непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование (замораживание) цен на определенный период и т.п.

·не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;

·способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;

·обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;

·достигнуть определенных социальных результатов, в частности, обеспечить поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

В Республике Беларусь государственное регулирование цен используется для продукции и услуг, жизненно важных для населения, а также организаций монополистов, продукции критического импорта. Цель регулирования - обеспечить паритет цен во всех звеньях экономики. Степень государственного регулирования должна дифференцироваться в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции (отечественная или импортная).

Оперативное решение наиболее актуальных проблем в области ценообразования осуществляет Комиссия по координации деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в периоды возрастания инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной перестройки экономики. В странах с динамичной, сбалансированной и развитой рыночной экономикой цены регулируются меньше, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой.

Фиксированные и предельные цены отнесены к разряду регулируемых цен. Фиксированная цена - это регулируемая цена, устанавливаемая органами ценообразования в твердо выраженной денежной величине. Предельная цена - это регулируемая цена, устанавливаемая по верхнему или нижнему пределу либо в виде интервальных цен.

Предельные цены определяются и контролируются различными исполнительными органами и министерствами в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 285 от 19 мая 1999 г. в редакции Указа Президента Республики Беларусь № 487 от 5 ноября 2003 г.. К указу приложен перечень этих министерств с указанием товарных позиций, по которым они регулируют цены.

Совету Министров Республики Беларусь дано право регулировать цены:

·на коммунальные услуги, оказываемые населению (горячее и холодное водоснабжение, канализацию, газ, электрическую и тепловую энергию, пользование лифтами, вывоз мусора); плату за пользование и техническое обслуживание жилых помещений;

·закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую для государственных нужд; работы по известкованию кислых почв;

·продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному заказу; продукцию, поставляемую в страны СНГ по межправительственным соглашениям;

·древесину, отпускаемую на корню.

·Министерство экономики регулирует цены на:

·нефть сырую собственной добычи для государственных нужд и вырабатываемые из нее нефтепродукты; природный и сжиженный газ по специальному перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь; электрическую и тепловую энергию, отпускаемую организациями Белорусского государственного энергетического концерна (кроме энергии, отпускаемой населению); транспортировку нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам;

·кожевенное сырье и льноволокно;

·минеральные и известковые удобрения по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством финансов;

·спирт, водку и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28°; табачные изделия по согласованию с Министерством торговли;

·товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

·продукцию, поставляемую за пределы республики по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь; импортную продукцию, закупаемую за счет централизованных валютных средств, выданных под гарантию Правительства;

·перевозку пассажиров авиатранспортом во внутриреспубликанском сообщении, обслуживание и эксплуатацию воздушных трасс; услуги транспортных терминалов, аэропортов; перевозку пассажиров и багажа автотранспортом в междугородном сообщении, железнодорожным транспортом во внутриреспубликанском сообщении; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел; услуги по выдаче паспортов гражданам Республики Беларусь; услуги по установке охранной сигнализации и охране квартир; дополнительные платные услуги правового характера государственных нотариальных контор, услуги по аккредитации, сертификации, государственным испытаниям, поверке средств измерений, определению уровня радиоактивного загрязнения окружающей среды;

·социально значимые товары и лекарственные средства по определяемому Советом Министров Республики Беларусь перечню; стеклотару (залоговые цены); надбавки (скидки) в сфере обращения.

Названным выше Указом дано право регулировать цены по отдельным товарам и услугам также Министерству архитектуры и строительства, Министерству здравоохранения, Министерству информации, Министерству промышленности (цены на лом и отходы черных и цветных металлов), Министерству финансов, Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь, Белорусскому государственному концерну по нефти и химии, Национальному банку, облисполкомам и Минскому горисполкому.

Широкие права по регулированию цен предоставлены облисполкомам и Минскому горисполкому. Они имеют право регулировать цены на социально значимые товары по определяемым Советом Министров Республики Беларусь перечням (кроме тех товаров, цены на которые регулирует Министерство экономики); товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках; тепловую энергию; услуги по тепло- и водоснабжению, канализации, санитарной очистке, оказываемые юридическим лицам; тарифы на перевозку пассажиров городским транспортом общего пользования и в пригородном сообщении (по согласованию с Министерством экономики); наценки объектов общественного питания; твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения; услуги по приватизации жилищного фонда; плату за проживание в общежитиях и т.д.

Перечень социально значимых товаров (работ, услуг) был утвержден в 1999 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 943 от 18 июня 1999 г., уточнен в феврале 2004 г.

Перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики Республики Беларусь, утвержден Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 163 от 30 ноября 1999 г от 25 февраля 2004 г.

В 2000 г. из перечня товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом исключен ряд товаров, не производимых в Республике Беларусь и завозимых из-за ее пределов (растительное масло, рыба и рыботовары, крупа, отдельные позиции по молочным продуктам и т. д.). Соответствующие изменения были приняты Постановлением Министерства экономики № 206 от 24 октября 2000 г. В феврале 2004 г. в перечень регулируемых Министерством экономики цен вновь включены хлеб и хлебобулочные изделия, молочные изделия, сахар.

Регулирование цен путем установления их предельных уровней предполагает декларирование цен, т.е. их регистрацию и утверждение в соответствующих по подчиненности органах ценообразования. В Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» декларирование трактуется лишь как регистрация цен юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования.

Одной из разновидностей предельных цен являются так называемые предельные минимальные цены. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 256 от 2 декабря 2002 г. (в редакции от 7 июля 2003 г.) определен примерный перечень товаров, по которым применяются предельные минимальные цены при реализации товаров за пределы Республики Беларусь, который периодически уточняется. В этот перечень включены прокат черных металлов, продукция лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, дикорастущая продукция (грибы белые, лисички, ягоды свежие, брусника, черника, клюква), пищевая соль, льноволокно, кожевенное сырье, минеральные удобрения и т.п.

Субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, при заключении договоров на экспорт товаров, по которым установлены предельные минимальные цены, обязаны устанавливать цены, не ниже утвержденных предельных минимальных цен.

Несоблюдение минимальных цен считается нарушением государственной дисциплины цен. Оно влечет изъятие у организаций разницы между предполагаемой выручкой от реализации товаров по предельным минимальным ценам и фактической выручкой, полученной от их реализации, и штрафа в таком же размере в валюте.

Примером применения нижнего предела цен на отечественную продукцию являются минимальные отпускные цены на винно-водочные изделия, устанавливаемые Министерством экономики в соответствии с утвержденным порядком регулирования цен на алкогольную продукцию.

В условиях административного управления экономикой проблемы регулирования деятельности организаций-монополистов не существовало, так как все производство и распределение товаров, цены на них и без того были под жестким государственным контролем. Эта проблема возникла в связи с переходом к рыночным отношениям и проявилась после либерализации цен.

Как и в большинстве стран с рыночной экономикой, в Республике Беларусь осуществляется регулирование цен на продукцию организаций-монополистов. Первые шаги в этом направлении были определены принятым в 1992 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 27 от 20 января 1992 г. «О временных мерах противодействия завышению цен монопольными производителями», которое впоследствии уточнялось и дополнялось другими нормативными актами. Был принят Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и в его исполнение Временные методические рекомендации по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений. Утверждены Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, Реестр монополистов и Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь № 13 от 7 июля 2000 г. - Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь.

В Реестре указываются наименование и адрес производителя и товарные позиции, по которым он является монополистом. Реестр включает три раздела: перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии; перечень хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественной монополии, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем установления предельного уровня рентабельности; перечень хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественной монополии, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем их декларирования в органах ценообразования.

Основанием для включения в Реестр является установление факта доминирования хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке. Имеется Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь № 8 от 28 апреля 2000 г.. Основным критерием определения доминирующего положения на рынке, т.е. отнесения к монополистам, является доля хозяйствующего субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливаемую нормативными документами. Для производителей продукции или услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) предельная величина составляет для одного хозяйствующего субъекта 30 %, для двух - 54 %, трех - 78 %, четырех - 95 %. Для хозяйствующих субъектов - производителей продукции производственно-технического назначения эта величина равна соответственно 45, 67, 86 и 100 %.

Достижение или превышение установленных величин является основанием для включения хозяйствующего субъекта в Реестр и соответственно регулирования цен. В Реестр включено около 200 хозяйствующих субъектов. Они представляют более 20 отраслей и видов деятельности в промышленности, агропромышленном комплексе, производственной и социальной инфраструктуре (около 400 видов товаров и товарных групп, поставляемых на республиканский и местные рынки).

Для организаций-монополистов могут применяться такие формы ценового регулирования, как фиксирование цен; установление предельных цен, что предполагает их декларирование; установление предельного уровня рентабельности.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 273 от 27 февраля 2003 г. предельные уровни рентабельности в производстве для организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках, установлены в процентах к себестоимости на товары лесозаготовительных предприятий, топливные брикеты (40 %), хлеб, хлебобулочные изделия, муку, детское питание (15 %), молоко и молочные товары (15 %), мясо и мясные товары (10 %), пищевую соль (40 %), товары издательской деятельности (30 %), лекарственные средства и изделия медицинского назначения (25 %), товары организаций легкой промышленности (35 %), товары металлургических, машиностроительных, деревообрабатывающих организаций, промышленности строительных материалов, химической, нефтехимической (25 %). По некоторым отраслям с высоким удельным весом стоимости сырья, материалов в себестоимости (свыше 85 %) предельный уровень рентабельности ограничен 15 %.

При формировании отпускных цен субъектам хозяйствования предоставлено право дифференцировать рентабельность в разрезе наименований одной товарной позиции. В целом по этой позиции установленный предельный уровень не должен быть превышен.

Предельный уровень рентабельности при ценообразовании у монополистов не применяется:

·на товары, цены на которые регулируются государственными органами;

·новые товары с использованием запатентованного изобретения или нового высокоэффективного производства в течение трех лет со дня постановки их на производство, остальные новые товары в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство;

·товары, производимые организациями, учредителями которых являются общества инвалидов.

Принято Постановление Министерства экономики Республики Беларусь № 40 от 29 января 2003 г. (в редакции от 21 марта 2003 г.), определяющее формирование цен на некоторые товары, производимые организациями-монополистами.

Для декларирования цен в органы ценообразования представляются: декларация о новом предельном уровне цен в трех экземплярах; пояснительная записка с указанием причин повышения цен; отчетная и плановая калькуляция поданному виду продукции с расшифровкой причин удорожания затрат и копии протоколов согласования цен на важнейшие виды сырья; данные о среднемесячной заработной плате промышленно-производственного персонала за отчетный период; объем товарной продукции (оказания услуг) в действующих ценах и по себестоимости; данные о фактической рентабельности (по отношению к себестоимости) по данному виду продукции и в целом по организации за отчетный период.

Организации-монополисты, изготавливающие товары легкой промышленности, декларируют уровни цен не по каждому отдельному товару, а по ассортиментным группам, которые определяются субъектами ценообразования.

Поскольку существует государственное регулирование цен, должен осуществляться и государственный контроль за ценами. Он имеет важное значение, так как нарушение дисциплины цен ведет к необоснованному получению прибыли.

февраля 1993 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 51 было утверждено Положение о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен, в котором определены основы государственного контроля за установлением и применением цен всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности.

Впоследствии в дополнение к нему было принято Постановление Кабинета Министров «О повышении эффективности контроля за ценами» № 221 от 2 декабря 1994 г.. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о ценообразовании предусмотрена также гл. 6 Закона «О ценообразовании», п. 1.6 - 1.11 Указа № 285, рядом других документов.

В систему органов государственного контроля за соблюдением дисциплины цен входят Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики, управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома, инспекторы по контролю за ценами в городах, районах и районах городов.

В числе основных задач органов контроля выступают социально-экономический анализ и экспертиза формирования цен, их экономическая обоснованность, с точки зрения отражения затрат, прибыли, налогов, качества продукции; профилактика нарушений дисциплины цен. Органы контроля дают субъектам хозяйствования обязательные для исполнения указания об устранении нарушений дисциплины цен, порождающих их причин и условий, принимают решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов в соответствии с законодательством.

Государственный контроль за ценообразованием осуществляется в тесном взаимодействии с Комитетом государственного контроля, Прокуратурой, Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов.

Существуют некоторые особенности проверки дисциплины цен у организаций-монополистов. Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь № 14 от 31 июля 2000 г. утверждена Инструкция по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках. Ею предусмотрено, что при проверке по монопольному товару необходимо:

·проанализировать динамику отпускных цен, объемов производства и реализации с целью выявления преднамеренного сокращения объемов производства, изъятия товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на товарном рынке;

·проверить достоверность данных государственной статистической отчетности формы № 1 -МОН «Отчета об основных показателях работы хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь»;

·изучить порядок формирования отпускных цен на товары, выполнение требований нормативных правовых актов, регулирующих цены (тарифы) на товар, и т.д.

Справка (акт) проверки составляется не менее чем в трех экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемого хозяйствующего субъекта под роспись.

Жалобы на действия должностных лиц органов контроля рассматриваются не позднее месячного срока, при необходимости дополнительного изучения и проверки - в срок до 45 дней. Жалобы направляются в вышестоящий по подчиненности орган, а при несогласии с его решением - в суд. Неправильно взысканные в бюджет суммы экономических санкций возвращаются, если с момента их зачисления в бюджет не истек годичный срок.

Могут утверждаться ведомственные документы по организации контроля за ценами. Так, Постановлением Правления Белкоопсоюза № 475 от 18 ноября 2002 г. были утверждены Методические рекомендации по организации в системе потребительской кооперации ведомственного контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. В этом документе изложены основные задачи ведомственного контроля, порядок его организации и планирования, задачи различных подразделений по ценам, отражены основные вопросы контроля и методы проверки правильности применения цен в зависимости от отрасли и уровня управления.

Основным методом проверки правильности применения цен в торговых организациях является сверка цен, по которым производится реализация товаров, с ценами, предусмотренными в реестрах розничных цен. Правильность применения действующих розничных цен, массы, меры отпущенного товара и расчета может проверяться путем контрольных покупок. Следует обращать внимание на наличие ярлыков цен (ценников) на образцах товаров и правильность их заполнения, состояние информации для покупателей о ценах. [4,C.14-33]

В целом за период действия Концепции, принятой в 1999 г., произошли следующие позитивные изменения:

·значительно снижены темпы роста потребительских цен (с 351% в 1999 г. до 114,4% в 2004 г.);

·отпала необходимость учета в ценообразовании множества курсов национальной валюты;

·произошло укрепление белорусского рубля, что связано с динамическим развитием национальной экономики;

·осуществлены меры по сокращению объемов перекрестного субсидирования по газу и электроэнергии;

·значительно сократились объемы бартера, снизилась острота проблемы ценообразования на продукцию, поставляемую по товарообменным операциям;

·возросла конкуренция на внутреннем рынке товаров и услуг, что благоприятно сказалось на ценовой ситуации в стране;

·сформированы организационные и институциональные основы, позволяющие стабилизировать ценовые процессы в республике.

·достаточно высокий уровень инфляции (в 2004 г. самый высокий среди стран СНГ);

·опережающие темпы роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары;

·высокий уровень субсидирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта;

·наличие меж- и внутриотраслевого перекоса в ценах на отдельные товары и услуги;

·недостаточный контроль за уровнем и динамикой себестоимости товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулирующего сокращение себестоимости продукции предприятиями;

·недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень налоговой нагрузки;

·большое количество принимаемых республиканскими органами государственного управления нормативно-правовых актов, имеющих ограниченный срок действия;

·несоответствие отдельных положений антимонопольного регулирования международным стандартам.

Вследствие этого возникла необходимость появления Концепции, принятой в 2005 г., где были уточнены подходы и механизмы регулирования ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений.

Концепцией 2005 г. были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Концепция не предполагает коренного изменения действующей системы ценообразования, однако намечается совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики.

В качестве принципов ценообразования определены:

·сочетание свободных и регулируемых цен;

·разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

·установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

·осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании, за формированием и применением цен (тарифов).[10]

Цены на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, регулируются постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28 июня 2007 года №121, которым утверждена Инструкция о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий. [11]

апреля 2011 года Министерство экономики Беларуси отменило четыре действовавших ранее постановления, касающихся ценообразования. С этой целью принято постановление от 31 марта 2011 года №46 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь", сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минэкономики.

Признаны утратившими силу следующие постановления министерства: от 10 сентября 2008 года №183 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов"; от 26 февраля 2004 года №51 "О порядке формирования тарифов на услуги по установке охранной сигнализации в квартирах"; от 16 июня 2006 года №99 "Об утверждении форм уведомлений об уровне отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги)"; от 21 января 2010 года №11 "Об утверждении прейскуранта на услуги по проведению государственного технического осмотра транспортных средств".

С отменой этих постановлений субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно определяют уровень цен (тарифов) на производимые и реализуемые товары (работы, услуги) с учетом сложившейся конъюнктуры рынка. Исключение составляют товары (работы, услуги), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) по перечню, утвержденному указом от 25 февраля 2011 года №72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь".

При этом сохраняются ограниченные торговые надбавки, применяемые организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю продовольственными товарами на территории республики, утвержденные постановлением Министерства экономики от 10 сентября 2008 года №184 "О торговых надбавках на продовольственные товары".

Формирование отпускных цен на товары иностранного происхождения, реализуемые на территории Беларуси, осуществляется импортерами с учетом сложившегося спроса и предложения. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования 13 апреля 2011 года.

Как сообщалось БЕЛТА ранее, постановление Минэкономики №183 планировалось отменить в соответствии с Директивой №4. Также этот шаг соответствует принятым договоренностям стран Таможенного союза по формированию ЕЭП. Речь идет о принципах и правилах конкуренции, принципах и правилах регулирования деятельности естественных монополий, о добросовестной конкуренции, ценообразовании. [16]

В развитие Указ №72 принято Постановление Министерства экономики Республики Беларусь 22 июля 2011 года №111 (ред. от 15.03.2012г.), которым утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) (далее - «Инструкция №111»). Инструкция №111 заменила ранее действовавшую Инструкцию о порядке формирования цен и тарифов, утвержденную постановлением Министерства экономики Республики Беларусь №183 от 10 сентября 2008 года (далее - «Инструкция 183»).

Для того чтобы разобраться с последними изменениями в сфере ценообразования, проведем сравнительный анализ положений Инструкции №111 и Инструкции №183.[Приложение 1]

Анализируя произошедшие изменения в законодательстве о ценообразовании, следует отметить, что в целом государство «отпустило» цены, оставив за собой право регулирования только социально значимых и стратегических позиций, в остальном же рынку предоставлено право самостоятельно определять стоимость товаров (работ, услуг).[11]

В целях компенсации удорожания стоимости сельскохозяйственного сырья, сокращения убыточности производства и насыщения потребительского рынка социально значимыми видами хлеба и хлебобулочных изделий с учетом предложений Минсельхозпрода принято постановление Министерства экономики от 29.06.2012г. № 60 «О внесении дополнения и изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 35». Данным постановлением предусмотрена возможность повышения организациями-изготовителями отпускных цен, не превышая предельных максимальных отпускных цен, по регулируемым группам хлеба и батонов в июле на 10%.

Речь идет о хлебе ржаном и ржано-пшеничном без дополнительного сырья или с дополнительным сырьем отечественного производства, а также о батонах и хлебцах из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14 процентов развесом 300 граммов и более.[17]

Следующим Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 № 429 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" было принято решение о внесении изменений в следующие указы Президента Республики Беларусь:

·в перечне лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 6 марта 2005 г. N 118 "Об утверждении перечня товаров медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 40, 1/6301)

·в перечне продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. N 287 "О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 149, 1/8685; 2012 г., N 21, 1/13284)

·в перечне лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, а также сырья и материалов для их изготовления, комплектующих изделий для их производства, полуфабрикатов к ним, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. N 107 "Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., N 26, 1/13355)[18]

Учитывая убыточность производства и реализации потушного мяса, в целях своевременной закладки его в стабилизационный фонд г. Минска для организации бесперебойного обеспечения объектов общественного питания закрытой сети (т.е. производственных предприятий, лечебно-оздоровительных и учебных заведений) по предложению Минсельхозпрода, Минторга, Минского горисполкома принято постановление Министерства экономики от 01.10.2012г. № 78 «О внесении дополнения и изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 35».

Данным постановлением увеличены предельные максимальные отпускные цены:

·на свинину потушную - до уровня действующей в настоящее время отпускной цены на крупнокусковой мясокостный полуфабрикат в виде отрубов из свинины

·на говядину потушную - на 30%.

Мясоперерабатывающим организациями предоставлена возможность повышения отпускных цен на эту продукцию, не превышая установленных предельных максимальных отпускных цен.

Постановление Минэкономики от 01.10.2012 г. № 78 вступает в силу после его официального опубликования - с 4 октября 2012г. (опубликование на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 3 октября 2012г.).[19]

На основании подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. N 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь", подпункта 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. N 495 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" и абзаца пятого пункта 4 Порядка создания стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров, реализуемых на территории республики, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2008 г. N 449 "О создании в Республике Беларусь стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров, реализуемых на территории республики", Минский областной исполнительный комитет РЕШИЛ:

. Установить с 15 ноября 2012 г. по 31 мая 2013 г. предельные максимальные отпускные и розничные цены на картофель и овощную продукцию урожая 2012 года согласно приложению.

. Определить, что предельные максимальные отпускные и розничные цены, предусмотренные пунктом 1 настоящего решения, распространяются на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся заготовкой, хранением и реализацией указанной продукции на территории Минской области (далее - субъекты предпринимательской деятельности).

. Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно формируют и применяют отпускные и розничные цены на картофель и овощную продукцию в размерах, не превышающих установленные настоящим решением предельные максимальные отпускные и розничные цены.

. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителей председателя Минского областного исполнительного комитета по направлениям деятельности и председателей районных и Жодинского городского исполнительных комитетов.

. Настоящее решение обнародовать (опубликовать) в газете "Мiнская праўда".

. Настоящее решение вступило в силу с 15 ноября 2012 г.[20]

Министерством экономики принято постановление от 18 октября 2012г. № 86 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 35». Оно предусматривает возможность повышения организациями-изготовителями в октябре 2012 г. отпускных цен на высокожирные виды молока, кефира, сметаны, творога, а также на аналогичные молочные продукты с вкусовыми добавками и наполнителями на 4%.

Напомним, что в апреле 2012 года (постановление Минэкономики от 26.04.2012 № 35) было принято решение о непревышении молокоперерабатывающими организациями на указанные выше продукты уровня отпускных цен, установленных по состоянию на 29 апреля 2012. В августе и сентябре 2012 г. (согласно постановлению Минэкономики от 31.06.2012. №68) организации-изготовители получили возможность повысить уровень отпускных цен на данные продукты на 4% в месяц.

Что касается низкожирных видов молочных продуктов, равно как и молочных продуктов без добавок и наполнителей, то их производство в настоящее время практически прекратилось в связи с убыточностью. Чтобы сократить разницу в уровне цен на различные молочные продукты и заинтересовать производителей в увеличении выпуска такой продукции, предельные максимальные отпускные цены на молоко и кефир жирностью до 3,5%, сметану жирностью до 25%, творог жирностью до 9% без вкусовых добавок и наполнителей повышаются на 35%.

Также, в целях компенсации удорожания стоимости зернового сырья, сокращения убыточности производства и насыщения потребительского рынка социально значимыми видами хлеба и хлебобулочных изделий (хлеб ржаной и ржано-пшеничный без дополнительного иностранного сырья, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием сахара и жиров не более 14% в сумме) повышаются предельные максимальные отпускные цены на хлеб и батоны на 10%, на другие виды хлебобулочной продукции - на 3%.

Постановление Минэкономики от 18.10.2012 г. № 86 вступает в силу после его официального опубликования - с 27 октября 2012г. (размещение на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 26 октября 2012г.).[21]

Зарегистрированное в НРПА РБ 04.02.2013 N 1/14044, вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, за исключением пунктов 2, 3 и 4, вступающих в силу со дня официального опубликования, в также абз.6 и 7 подп. 1.4.2, которые вступают в силу со дня подписания Указа и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2013 г.

По общему правилу экономические расчеты, подтверждающие уровень применяемых цен, обязательно составляются только на товары, работы, услуги, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен. В настоящее время данная обязанность не распространяется на индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, применяющих УСН.

С 6 мая 2013 года юридические лица, применяющие УСН, будут освобождаться от необходимости обосновывать цены только при ведении книги доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Таким образом, организации, применяющие УСН и ведущие бухгалтерский учет, должны будут составлять и утверждать расчеты регулируемых государством цен на товары, работы, услуги в общем порядке.

Кроме того, перечень лиц, которые не обязаны подтверждать уровень применяемых цен экономическими расчетами, дополнен:

юридическими лицами, применяющими фиксированные цены и тарифы в соответствии с законодательством;

крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

юридическими лицами при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции;

юридическими лицами при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа".[22]

2.2 Результаты государственного воздействия на процесс ценообразования

цена государственный регулирование

Проведенный Министерством экономики анализ позволяет сделать вывод, что государство не справилось с возложенной на себя функцией регулирования и контроля цен. Несмотря на жесткое государственное регулирование цен, инфляция в Беларуси даже по данным официальной статистики является одной из самых высоких на постсоветском пространстве. Последнее десятилетие белорусские потребители переплачивали за приобретенные товары и услуги по сравнению с потребителями как из соседних стран, так и дальнего зарубежья.

Система жесткого монопольного государственного контроля за ценами исчерпала себя. Подобный контроль за ценами делает экономику негибкой, сдерживает рост производства, конкуренцию, ограничивает перелив капитала, мобильность рынка труда, товаров и услуг. Это, в свою очередь, снижает эффективность производства, производительность труда, провоцирует рост себестоимости, что в конечном итоге приводит к высокой инфляции.

Государственные органы неспособны к объективному контролю и регулированию цен. Используя инструменты воздействия на определенный рынок и стараясь обеспечить его эффективное функционирование, ведомственный регулирующий орган вольно или невольно помогает «своим» предприятиям, что дискриминирует участников рынка и ведет к неэффективности всей системы регулирования цен.

Общественный контроль за ценами в Беларуси практически полностью отсутствует. Это признает и Правительство, указывая в Концепции ценообразования в Республике Беларусь среди проблемных вопросов, имеющихся в сфере ценообразования, и проблему отсутствия действенного контроля за потребительскими ценами со стороны общественных организаций.

Возможными рекомендациями по проблеме регулирования и контроля цен, как одной из основных областей защиты экономических интересов потребителей могут быть:

·отказ от повышения ставки НДС и иных косвенных налогов, так как повышение ставки косвенного налога приведет к росту цен на товары и услуги, снижению объема продаж, к тому же это сократит выручку производителей; переход от прямого государственного регулирования цен к системе ценового мониторинга, сконцентрировав основной контроль за ценообразованием естественных монополий и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Это позволит избежать ситуаций, когда регулирующие государственные органы, концентрируя контроль за рынками с достаточной конкуренцией, допускают значительный рост цен государственных предприятий монополистов;

·внесение изменений в Закон «О ценообразовании», добавив в него статьи об обеспечении в политике ценообразования принципа «прозрачности» и публичности, что предполагает наличие и доступность необходимой информации о ценах (тарифах), товарах, условиях продажи, квотах и лицензиях. Это позволит устранить предпосылки для неоправданной ценовой дискриминации, в значительной мере предотвратить коррупцию в органах государственной власти и государственных организациях. Добавить в Закон статью об общественном контроле в области ценообразования, включив общественные организации по защите прав потребителей в число субъектов, участвующих в регулировании и контроле за ценообразованием. Преобразовать Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь в Совет по вопросам ценообразования и конкуренции, предоставив в нем места для представителей организаций по защите прав потребителей. Это позволит уменьшить перекос между государственными интересами и интересами простых потребителей в процессе принятия решений в области ценообразования;

·расширение деятельности общественных организаций, защищающих права потребителей, от исключительного контроля качественного соответствия товаров и услуг к контролю цен. Для этого возможно создание Ассоциации организаций, защищающих права потребителей, что позволит улучшить коммуникации между самими организациями и повысит представительность в работе с государственными органами в процессе защиты интересов и прав потребителей;

·активизация деятельности организаций местного самоуправления - жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), товариществ собственников (ТС), комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС) и политических партий в отстаивании экономических интересов граждан. Для эффективной защиты своих экономических интересов ЖСК, ТС необходимо объединяться в ассоциации и на своих территориях, создавать КТОСы, которые, согласно действующего законодательства, являются местным органом власти с правом депутата местного Совета депутатов.

·финансирование государством на конкурсной основе организаций, защищающих права потребителей. При этом главным критерием финансирования не должна становиться лояльность. Наоборот, государство должно давать деньги не для того, чтобы организации проводили его политику, а для того, что бы они не давали ему спокойно жить. Это позволит организациям по защите прав потребителей стать эффективными лоббистами интересов потребителей в политике, экономике и перед общественностью, а государству переложить часть ответственности за рост цен на самих потребителей.[23]

Для наглядности практики государственного регулирования цен и их роста можно привести таблицу изменения индекса потребительских цен в Республике Беларусь за период 2011-2013гг. Индекс потребительских цен - один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. Рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года на сумму произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100%.



Таблица 1.Индексы потребительских цен (в процентах к предыдущему году)

201120122013Товары и услуги107,8153,2159,2 товары108,5159,5160,6 продовольственные109,2162,2168,0непродовольственые107,3155,0149,5 услуги105,0129,6153,2Источник:[5]

Таблица 2.Индексы цен по отдельным секторам экономики (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)

201120122013Индекс потребительских цен109,9208,7121,8Индекс цен производи-телей промышленной про-дукции118,9249,6120,6Индекс цен производи-телей на реализованную сельско- хозяйственную про-дукцию125,3274,4130,2Индексы тарифов на пе-ревозку грузов130,0250,3143,0Индексы тарифов на услуги связи для юридиче-ских лиц и индивидуальных предпринимателей101,8138,6131,2Источник:[5]

Таблица 3.Индексы потребительских цен на основные непродовольственные товары (в процентах к предыдущему году)

201120122013Одежда104,3135,1149,2Обувь102,0135,0141,9Ковры и ковровые изделия101,0127,5148,7Мебель103,9147,6140,3Бытовые электроприборы103,4156,7134,6Медикаменты113,2135,3176,2Табачные изделия104,7161,3166,7Автомобили легковые114,7194,9149,3Источник:[5]

Насколько видно из таблицы, регулирование цен государством в большинстве своем ведет к небольшому ежегодному приросту цен, а в некоторых случаях даже и к понижению этих самых цен.

2.3 Основные направления совершенствования ценообразования

Государственное регулирование цен будет сохранено на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), продукцию организаций-монополистов и отдельные, определяющие жизненный уровень населения социально значимые товары, в том числе лекарственные средства, жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению.

Тарифная политика будет нацелена на постепенное возмещение обоснованных затрат при жесткой увязке с ростом доходов населения и осуществлением необходимых мер по социальной защите. Предусматривается отмена с 2013 года льготных цен (тарифов) на природный газ и энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По мере роста доходов граждан будет увеличиваться уровень возмещения населением затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. Уровень окупаемости затрат тарифами на услуги жилищно-коммунального хозяйства в 2015 году составит не менее 60 процентов. В сфере предоставления транспортных услуг общего пользования населению будет сокращаться доля бюджетного субсидирования транспортных организаций путем поэтапного повышения тарифов.

Важным направлением станет поэтапное сокращение и ликвидация перекрестного субсидирования в тех сферах экономики, где на протяжении ряда лет сложились определенные перекосы и диспропорции. В энергетической - путем сокращения числа промышленных и сельскохозяйственных потребителей, имеющих льготы в тарифах на электроэнергию и природный газ. К 2014 году будут отменены льготные цены (тарифы) на природный газ для юридических лиц.

Продолжится работа по постоянному мониторингу цен и прогнозированию их влияния на социально-экономическое развитие республики в целях разработки мер, упреждающих необоснованный рост цен.

Основными задачами антимонопольной политики являются содействие развитию добросовестной конкуренции субъектов хозяйствования всех форм собственности, совершенствование регулирования деятельности естественных монополий, предотвращение монополистической деятельности, противодействие образованию новых монопольных структур.

Для решения поставленных задач потребуется развитие конкурентной среды за счет снижения административных барьеров выхода на товарные рынки и работы на них.

Достижение поставленных задач предполагает совершенствование и гармонизацию нормативной правовой базы в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции и Соглашением о единых принципах и правилах регулирования деятельности естественных монополий в рамках Единого экономического пространства.

В целях недопущения возникновения и усиления доминирующего положения субъектов хозяйствования на товарных рынках и ограничения конкуренции будет организован системный контроль над монополистической деятельностью. Не менее важными задачами являются обеспечение взаимодействия антимонопольных и правоохранительных органов для выявления картельных соглашений, усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Предусматривается активное взаимодействие с антимонопольными органами сопредельных государств при проведении совместных расследований нарушений антимонопольного законодательства на трансграничных рынках.

Продолжится дальнейшая работа по пресечению ограничений конкуренции и прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на продажу, покупку товаров при межобластных поставках.

Реализация намеченных мер позволит сократить масштабы монополизации и сформировать добросовестную конкурентную среду, повысить конкурентоспособность продукции субъектов хозяйствования на товарных рынках.

Главным результатом реализации Программы станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Будет осуществлен комплекс эффективных мер для вхождения Республики Беларусь не позднее 2015 года в число первых 50 стран с наиболее высоким уровнем человеческого потенциала.

В структуре экономики увеличатся доля производств с высокой добавленной стоимостью, удельный вес сферы услуг.

До 2015 года планируется обеспечить увеличение ВВП на 62-68 процентов, объема промышленного производства - на 54-60 процентов, продукции сельского хозяйства - на 39-45 процентов, производства услуг - в 1,8-1,9 раза, инвестиций в основной капитал - в 1,9-1,97 раза.

Достижение намеченных целевых ориентиров призвано увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 16 тыс. долларов США в 2010 году до 28,6-29,8 тыс. долларов США в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого - с 33,3 тыс. долларов США до 58-60 тыс. долларов США.

Экономический уровень развития Беларуси к концу 2015 приблизится к среднеевропейскому.

Национальная социально ориентированная модель экономики в значительной мере обновится за счет широкого встраивания в нее институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы все базовые условия для организации и развития собственного дела.

Все это позволит Республике Беларусь к 2016 году войти в число 30 стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, привлекательными и для зарубежных инвестиций.

Будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля и сохранность частных вкладов.

Экономика сохранит свою социальную ориентацию. Государство всегда будет стоять на защите интересов людей, гарантируя поддержку тем, кто не может без нее справиться.

Таким образом, Республика Беларусь в очередной раз наглядно продемонстрирует свою приверженность курсу социального государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан.

Заключение

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям в Республике Беларусь ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями экономических преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.[1]

Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь. Концепцией были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу.

В качестве принципов ценообразования определены:

сочетание свободных и регулируемых цен;

разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

осуществление государственного контроля за законодательством о ценообразовании.

Правовые основы государственной политики в области ценообразования в республике, а также сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, были заложены в законе Республики Беларусь "О ценообразовании" (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления.

В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;

определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;

обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;

ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;

обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;

индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Так, на сегодняшний день на государственном уровне осуществляется регулирование цен (тарифов) на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения.

Методы государственного регулирования ценообразования носят избирательный характер и применяются в зависимости от конкретных условий, а также от видов товаров (работ, услуг). Государственное регулирование цен обычно осуществляется в двух основных формах: с помощью косвенного и прямого регулирования.

Список используемой литературы

1.О ценообразовании: Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№37. -2/30): #"center">Приложение 1

Таблица 1. Сравнительный анализ положений Инструкции №111 и Инструкции №183

Требования, предъявляемые законодательствомИнструкция №183Инструкция №111Формирование ценЦены (свободные и регулируемые) устанавливаются в белорусских рубляхРегулируемые цены устанавливаются в белорусских рублях; в иностранной валюте допускается установление цен в сфере свободного ценообразованияПредельные индексы изменения отпускных ценОтсутствуют требованияОтсутствуют требованияЭкономические расчеты применения отпускных ценХранятся на бумажных и (или) электронных носителяхХранятся только на бумажных носителях. Составление экономических расчетов в случаях применения упрощенной системы налогообложения, а также в случаях со свободным ценообразованием не является обязательным. Законодательством не установлена ответственность за отсутствие экономических расчетовОтпускные цены на товары иностранного происхождения предназначенные для реализации на территории Республики БеларусьФормируются, исходя из контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам и с учетом конъюнктуры рынка, за исключением товаров, указанных в приложении 1 к Инструкции №183, для которых предусмотрено ограничение в размере 30% к контрактной цене с учетом расходовФормируются импортерами без ограничений в части включения затрат и в соответствии с конъектурой рынка (по нерегулируемым товарам (работам, услугам)). Однако при реализации товаров на территории города Минска следует учитывать наличие предельных максимальных торговых надбавок при формировании отпускной цены импортера (Решение Минского городского исполнительного комитета от 16.06.2011 № 1745 «О регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги)».Округление розничных ценРозничные цены округляются до 10 рублейПорядок округления розничных цен не определен. Организация сама принимает решение о порядке округления цен, соблюдая предельные торговые надбавки с учетом рекомендаций (Письмо Министерства торговли Республики Беларусь от 12.10.2011 №03-21/662к)Предоставление скидокПредоставляются в соответствии с утвержденным организацией порядком предоставления скидокВ сфере свободного ценообразования ограничения отсутствуют. В части регулируемых цен (тарифов) организацией должен быть разработан порядок их предоставленияИсточник: [11]

Похожие работы на - Государственное регулирование процесса ценообразования в рыночной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!