Гармонизация торговой и промышленной политики с учетом экономической безопасности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    916,26 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гармонизация торговой и промышленной политики с учетом экономической безопасности

Введение

торговый промышленный политика

Устойчивость экономического развития базируется на внутри- и межсубъектных промышленных (производственных) и торговых связях. Важность гармонизации промышленной и торговой политики на уровне микро- и макросистем обусловлена в первую очередь тем, что они являются связующими звеньями между отдельными элементами технологической пирамиды, и от их достаточности зависит уровень развития экономики региона и страны в целом. Кроме того, в виду большого разнообразия и неоднородности естественных и социально-экономических условий между отдельными частями и субъектами Российской Федерации, сбалансированные производственно-экономические и торгово-экономические отношения, во-первых, обеспечивают экономическую целостность страны и, во-вторых, способствуют формированию положительного эффекта от межсубъектного разделения труда.

На уровне предприятия промышленная политика может трактоваться как ассортиментная, и тем самым представляется как конкретная форма ее выражения. В этой связи актуальность, научного исследования определяется необходимостью формирования и реализации механизма гармонизации ассортиментной и торговой политики в интересах развития хозяйствующих субъектов в сфере промышленности. При этом необходимо акцент исследования делается на обеспечении устойчивого социально-экономического развития субъектов на основе согласования всего ассортимента производимой продукции и реализации ее на основе рыночных отношений. Необходимым условием для решения этой задачи и успешной реализации всей ассортиментной и торговой политики является сбалансированное ресурсное обеспечение хозяйствующих субъектов на всех уровнях управления. Современная система ассортиментной и торговой политики характеризуется отсутствием объективных индикаторов спроса и предложения, низкой результативностью государственного регулирования, наличием закрытых цепочек, препятствующих формированию экономически оправданных цен и в конечном итоге реальным механизмом управления этой системой. Учитывая, что в настоящее время в российской экономике происходят серьезные структурные изменения, которые осуществляются наряду с реформами в электроэнергетике, ЖКХ, выполнением условий вступления- России в ВТО, исследование процессов формирования эффективного механизма гармонизации ассортиментной и торговой политики промышленных предприятий представляется весьма актуальным и важным.

Цель данной работы - проанализировать особенности развития торговой и промышленной политики в России. Соответственно, необходимо решить следующие задачи:

1.рассмотреть теоретические аспекты торговой и промышленной политики;

2.охарактеризовать методологические аспекты торговой и промышленной политики;

.ознакомиться с особенностями гармонизации торговой и промышленной политики в России.

Объект работы - торговая и промышленная политика.

Предмет работы - гармонизация торговой и промышленной политики в России.

Теоретическую базу работы составили труды таких авторов, как Е. Ф. Борисов, А. С. Булатов, В. Д. Камаев, Р. И. Хасбулатов, М. Н. Чепурин и др.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. теоретические аспекты торговой и промышленной политики

.1 Теоретические основы экономической безопасности страны

Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

Понятие «экономическая безопасность» неразрывно связано с понятием «национальная безопасность». Термин «национальная безопасность» прочно вошел в жизнь современного мира и стал частью внутренней и внешней политики многих стран. Например, США разрабатывают доктрину, концепцию и стратегию своей национальной безопасности, где особое место уделено вопросам экономической безопасности. Поскольку экономика является одной из жизненно важных сторон деятельности личности, общества и государства, то обеспечение национальной безопасности по существу невозможно без обеспечения экономической.

Все элементы триады «личность-общество-государство» одновременно являются и объектом безопасности, и субъектом ее обеспечения.

Рассматривая различные стороны национальной безопасности, нельзя обойти экономические аспекты.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России, как непременного условия стабилизации ее текущего состояния и развития, привлекают к себе все более пристальное внимание ученых и общественности. Такое внимание отнюдь не случайно. Принципиально важно раскрыть суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их парирования. Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития. Таким образом, можно говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности [10, c. 224].

Экономическая безопасность в ряде изданий определяется следующим образом: это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Ее специфика и значимость подразумеваются выделением экономической безопасности из общего понятия национальной безопасности.

Основываясь на мировом опыте, в развитие данного определения считаем целесообразным предложить следующую, более развернутую формулировку: Экономическая безопасность - это достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны и защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.

Достаточность финансово-экономического обеспечения определяет уровень национальной безопасности, но при этом требуется оптимизация затрат по критерию «затраты/эффективность».

В СССР на обеспечение обороноспособности денег «не жалели», в результате чего в ущерб благосостоянию народа была создана чрезмерная по своей мощи «военная машина», которая позволяла многократно уничтожить всех потенциальных противников [10, c. 224].

Структура экономической безопасности по существу представлена в предложенной развернутой формулировке и состоит, по нашему мнению, из трех частей.

Первая - это достаточность финансово-экономических ресурсов для обеспечения требуемого уровня национальной безопасности страны, в первую очередь, ее обороноспособности за счет совершенствования и развития вооруженных сил. Эта составляющая присуща для всех наиболее развитых стран мира и по существу не вызывает ни у кого сомнения. Обеспечивается она государством исключительно за счет бюджетных средств.

Вторая - создание наиболее благоприятных условий для стабильного развития экономики в стране, причем для всех легальных секторов экономики. Эти условия должны распространяться на государственный и частный сектора, в том числе на частное предпринимательство, т.е. на все уровни - государства, общества и личности. Создание этих условий будет одновременно способствовать росту наполняемости бюджета, т.е. обеспечению первой составляющей.

Третья - защита экономических интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз. Эта составляющая необходима для всех стран, охваченных глобальной экономикой. В глобальной экономике в условиях международной кооперации любые изменения, тем более катастрофические, в той или иной мере отражаются на всех ее участниках и поэтому требуются эффективные адекватные меры в случаях возникновения таких ситуаций.

Все три составляющие тесно взаимосвязаны, примерно равнозначны и поэтому приведены в одном определении [1, c. 196].

Принципиально важным является баланс (гармоничное сочетание) национальной и экономической безопасности. Дело в том, что с экономической точки зрения обеспечение национальной безопасности в основной своей части - обороноспособности, это по существу расходная (затратная) часть, необходимость которой определяется гипотетически -уровнем предотвращенного ущерба в случае войны, однако одновременно для баланса должна быть и доходная часть, обеспечиваемая созданием наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности субъектов хозяйствования (физических и юридических лиц) в экономической сфере и защищенностью их интересов.

.2 Понятие торговой и промышленной политики и их взаимосвязь в современных рыночных условиях

Прежде всего, «промышленная политика» и «политика промышленного развития» трактуются как синонимы. Строго с теоретической точки зрения это не совсем верно. Первое понятие, известное как «industrial policy» означает не только «секторальную политику», но также политику государства по содействию выхода промышленности из структурного кризиса за счет 1) преодоления несоответствия между возникающей новой технико-экономической парадигмой промышленного развития и институциональной структурой общества, 2) завершения структурной перестройки промышленности в рамках единства технологической, отраслевой и институциональной перестройки как важнейшего этапа циклического развития структуры промышленности [3, c. 25].

В качестве типовых экономических систем, определяющих развитие промышленного сектора, целесообразно рассматривать такие системы как объекты, среды, процессы и проекты. Объекты, в рамках которых рассматриваются организации, предприятия, юридические и физические лица и т.д., реализуя воспроизводственные функции, играют определяющую роль в развитии промышленности. Среда, представляющая собой системы взаимодействия экономических объектов, может рассматриваться как институциональная среда, если делать акцент на ее состав, или как конкурентная среда, если акцентируется внимание на ее характере. Именно среда является основой, которая позволяет инновациям распространяться от объекта к объекту. Однако конкретные элементы инноваций вносят в промышленность проекты, которые представляют собой относительно кратковременные, существенные изменения ситуации в промышленном секторе экономики. Процессы - это последовательные и, чаще всего, эволюционные изменения состояния определенных сред или объектов, распространяющих инновации в экономическом пространстве. Промышленность как система обладает, как правило, признаками всех четырех типов, однако наиболее полно она сочетает свойства производственных объектов со свойствами коммуникационных сред.

Каждая конкретная экономическая система осуществляет функции по созданию, поддержанию существования, развитию и взаимодействию других систем; по ограничению или прекращению функционирования или взаимодействия других систем; по поддержанию своего собственного существования и развития. Каждая система проходит определенные стадии жизненного цикла. В частности, промышленная политика на разных этапах функционирования и развития промышленности реализует специфические цели с позиции формирования ее отраслевой структуры [1, c. 197].

Однако в отечественной экономике «промышленная политика» стала трактоваться как «государственная политика в области промышленности», «государственная поддержка промышленности», «политика промышленного развития». Такие определения, в отличие от «industrial policy», предполагают реализацию определенного набора мер и действий для ответа на проблемы реального состояния промышленности в конкретный момент и на конкретной территории. Политика промышленного развития в данном понимании нацелена на решение наиболее острых, реально существующих и постоянно возникающих, но текущих проблем промышленного развития. По нашему мнению, меры, направленные на стимулирование роста промышленности в целом, могут быть фоном для промышленной политики, но не являются ее частью. Даже если какие-то меры существенно воздействуют на структуру промышленности, но не основаны на осознанном стремлении изменить эту структуру в определенном направлении, то такие меры нельзя считать элементом промышленной политики [8, c. 284].

В условиях жесткой борьбы за особые национальные интересы не все страны в каждый данный момент выигрывают от международной торговли. Средством такой конкурентной борьбы является торговая политика. Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности. В торговой политике осуществляется постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: либерализации и протекционизма. Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Политика либерализации (свободной торговли) имеет целью усиление конкуренции, открытие внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов. Она базируется на теории сравнительных преимуществ и ведет, в конечном итоге, к более эффективному размещению мировых экономических ресурсов и, следовательно, более высокому уровню благосостояния мирового сообщества. Протекционизм - политика, направленная на защиту (закрытие) внутреннего рынка от иностранных товаров и захват внешних рынков (защита от демпинга, создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и молодых отраслей, увеличение внутренней занятости и пр.) [13, c. 11].

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

1.3 Формы гармонизации

Сущность гармонизации промышленной и торговой политики предприятий как экономической категории есть выражение экономических отношений субъектов внутренней и внешней среды по достижению пропорциональной сбалансированности производства и торговли. В отношения по поводу гармонизации вступают субъекты, формирующие и реализующие промышленную и торговую политику предприятия, в результате чего должна быть достигнута общая цель - социально-экономическая эффективность хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание от сущности отличается включением механизмов достижения целей. Задача механизма состоит в том, чтобы достичь согласования целей и интересов разных сфер деятельности предприятия. Под содержанием гармонизации промышленной и торговой политики предприятия понимается определенным образом согласованная и упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих соразмерное соотношение промышленной и торговой сфер деятельности предприятия при формировании единого целого.

Отсюда вытекают ключевые моменты гармонизации промышленной и торговой политики. Они предполагают: изменение психологии противостояния во взаимоотношениях производителя - поставщика продукции и торговли - реализатора этой продукции; приближение производственного ассортимента к торговому, соответствующему потребительскому спросу, как по структуре, так и по качеству; выход на положительные финансовые показатели, обеспечивающие максимизацию эффективности производственно-коммерческой деятельности и повышение жизненного стандарта работающих; сведение к минимуму количества деструктивных конфликтов, переход к согласованной совместной работе через предоставление торговле фирменных кредитов, с одной стороны, и своевременное погашение торговыми предприятиями дебиторской задолженности перед производителями, с другой. Базовыми положениями гармонизации промышленной и торговой политики предприятия являются принципы, определяющие правила деятельности и границы принимаемых решений на предприятии. В результате проведенного исследования автором были сформулированы следующие основные принципы гармонизации промышленной и торговой политики предприятия: принципы достижения консенсуса, координации действий, системности, непрерывности действий, управляемости процессов, горизонтальной справедливости.

Таким образом, гармонизация промышленной и торговой политики предприятия представляет собой управляемую деятельность организации, позволяющую повысить социально-экономическую эффективность, достичь консенсуса между противоречивыми экономическими интересами субъектов внутренней и внешней среды, пропорционально сбалансировать различные направления деятельности предприятия посредством координирующего центра - службы маркетинга, осуществляемую как система, затрагивающая все составляющие ее элементы, одним из важнейших аспектов которой является гармонизация интересов человеческих ресурсов внутри предприятия и повышение справедливости и ответственности бизнеса.

В некоторых работах, посвященных проблемам гармонизации различных видов политики предприятия, рассматриваются такие принципы гармонизации, как

  1. принцип планирования;
  2. принцип координирования;
  3. принцип стабилизации и др.

По нашему мнению, данные принципы напрямую соотносятся с основными функциями менеджмента. Поэтому считаем целесообразным их объединение и один принцип - принцип управляемости. Он подразумевает, что гармонизация промышленной и торговой политики предприятия представляет собой обоснованный, целенаправлен 1-ый, координируемый менеджментом организации процесс.

Поскольку гармонизация преследует цели долгосрочного характера, то для ее осуществления на предприятии необходимо наличие не только узкоспециализированных специалистов, но и менеджеров, способных стратегически планировать деятельность предприятия, работать в команде, адекватно реагировать на вызовы внешней среды функционирования предприятия [13, c. 13-14].

Концепция гармонизации промышленной и торговой политики на основе развития инновационной деятельности представляет собой целостную систему взглядов, позволяющих обеспечить согласование и взаимное соответствие различных мер и действий по унификации, координации и объединению автономно развивающихся промышленной и торговой видов деятельности как составных элементов экономического пространства предприятия в единую промышленно-торговую сферу в условиях инновационной экономики с целью обеспечения повышения промышленной переработки сельскохозяйственного сырья, производства и реализации продовольствия.

2. Методологические аспекты торговой и промышленной политики

.1 Теоретико-методологические методы гармонизации торговой и промышленной политики

Промышленная и торговая политики должны быть пропорционально сбалансированы и взаимосогласованы по принципам формирования и выполняемым функциям, приоритетным целям и задачам, направлены на установление равновесия между режимами функционирования и развития предприятия путем достижения пропорциональной сбалансированности структуры и ресурсов, способствуя реализации гармонии как до начала процесса производства, так и путем контролирования его через получаемые результаты. Поскольку промышленно-торговый аспект присущ всем сферам деятельности предприятия, то в рамках стратегического управления промышленная и торговая политика обеспечивают координацию и взаимосвязь всех других функциональных политик предприятия [13, c. 65].

Методология гармонизации промышленной и торговой политики предприятий представляет собой взаимообусловленную совокупность методов, моделей, методик, механизмов и инструментов, обеспечивающих комплексную оценку и определяющих варианты управления производственными и коммерческими звеньями в направлении развития промышленной и торговой сфер деятельности предприятий пищевой отрасли в инновационной среде. При обосновании методологии выделены следующие ее составляющие: 1) подходы, ориентиры, приоритеты; 2) ресурсы, средства, методы, ограничения; 3) критерии оценки. Основой методологии являются принципы научного исследования, которые охватывают всю сущность, содержание явления или процесса (идеи, нормы, отношения) и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность [13, c. 66-67].

По мнению автора, методология рассматривает организацию деятельности по гармонизации, позволяющую упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления. Отличительной чертой предложенной методологии гармонизации является обеспечение возможности комплексной оценки системы взаимосогласованного управления производственной и коммерческой деятельностью, направленной на инновационное развитие звеньев промышленной и торговой сфер пищевых предприятий. Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике обобщить исследовательские положения для изучения сложных экономических систем, которыми являются пищевые предприятия; определить методы достижения поставленных целей при решении проблемы гармонизации; установить направления пропорционально сбалансированного развития промышленной и торговой сфер деятельности предприятий пищевой промышленности в инновационной среде [13, c. 68-69].

Система гармонизации как многоуровневое образование выступает всеобщей универсальной характеристикой такой фундаментальной стороны бытия, как единство дифференциации и интеграции, ибо всякая связь с необходимостью предполагает, с одной стороны, расчленность объектов, а, с другой - взаимообусловленность дифференцированных частей. Система гармонизации промышленной и торговой политики предприятия представляет собой множество взаимосвязанных и согласованных между собой элементов, компонент, функциональных субсистем, подсистем, цели и подцелей, организованных процессом системогенеза в единую целостную структуру, противопоставляемую среде и способную сохранять устойчивое внутреннее состояние посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия промышленной и торговой сфер деятельности предприятия в условиях турбулентности внешней среды и усиления конкуренции. Система гармонизации инкорпорирована в общую систему управления предприятием, являясь проблемно-ориентированной подсистемой. Она вводится для разрешения проблемы дизгармонизации промышленной и торговой политики. Результаты исследования показали, что на анализируемых предприятиях система гармонизации практически отсутствует. Вместо целостной системы действий представлены отдельные компоненты и элементы (из 63 действующими являются 22-25), слабо взаимосвязанные и плохо взаимодействующие друг с другом [9, с. 125].

Система гармонизации состоит из трех подсистем: обеспечивающей, организующей, результирующей. Каждая подсистема обладает своим функциональным назначением, особенностями функционирования и показателями качества, связана определенными отношениями с другими подсистемами и влияет на общее функционирование системы гармонизации и развитие предприятия.

Работа подсистемы объясняется с точки зрения функциональных свойств ее частей (субсистем) и тех способов, какими эти части интегрированы в подсистеме (соединяются и взаимодействуют между собой). Поэтому автором выделено десять функциональных субсистем, определяющих совокупность выполняемых функций каждой из трех подсистем. Основной подсистемой гармонизации является результирующая, позволяющая определить перспективы развития предприятий пищевой промышленности в инновационной экономике.

Из условий связанности подсистем, функциональных субсистем, компонент, элементов друг с другом и системой гармонизации в целом вытекают определенные требования к отношениям между ними, существенно влияющими на обеспечение эффективности гармонизации: необходимость взаимного согласования целей и задач уровней подсистем (субсистем) друг с другом и системой в целом, для чего должна осуществляться координация задач подсистем (субсистем), а подсистемы (субсистемы, компоненты, элементы) должны обладать свойствами совместимости по функциональным режимам, обеспечивать своевременность и оперативность в выполнении основных функций, выражающих согласованность по назначению и требованиям к функционированию системы в целом; обеспечение информационной совместимости подсистем (субсистем), оперативности добывания, обработки информации и передачи ее в следующие звенья.

Таким образом, созданная система гармонизации промышленной и торговой политики предприятий на основе инноваций позволяет определить конкретные тенденции и установить приоритетные направления развития предприятий, повысить эффективность производственно-коммерческой деятельности, улучшить ресурсное обеспечение в условиях инновационной экономики.

2.2 Инструмент торговой промышленной политики

Промышленная политика осуществляется практически во всех странах. Только в развитых странах ее называют промышленной политикой, а в развивающихся - политикой индустриализации. Скорее всего, это связано с инструментами промышленной политики: в развитых странах с рыночной экономикой основной инструмент промышленной политики - это фискальная политика, а в развивающихся - торговая политика [11, c. 488].

Промышленная политика всегда предполагает перераспределение ресурсов из одних отраслей экономики в другие. Обычно рынок под воздействием спроса и предложения сам по себе осуществляет такой переток, но при помощи различных инструментов промышленной политики государство может ускорить этот переток ресурсов из одних секторов экономики в другие - приоритетные и стратегически важные для развития страны.

Когда говорят о политике индустриализации в развивающихся странах, - импортозамещение и второе -исследуют два направления: первое экспорторасширение. К сожалению, часто эти понятия путают и говорят, что у нас проводится политика импортозамещения и экспорторасширения. На самом деле одновременное проведение политики импортозамещения и экспортной ориентации не представляется возможным. Для того чтобы это понять, надо представить, что в экономике производится два вида товаров. Один товар производится, частично потребляется, удовлетворяя внутренний спрос, и частично экспортируется. Другой товар производится, потребляется и частично импортируется для удовлетворения спроса.

Политика экспортной ориентации предполагает, что государство, проводя промышленную политику, обеспечивает переток ресурсов из импортозамещающей отрасли в экспортоориентированную.

Рисунок 1 - Структура российского товарного экспорта в 2000 г., %

А политика импортозамещения предполагает, что правительство, вмешиваясь в рыночное распределение ресурсов, стимулирует переток ресурсов из экспортоориентированных в импортозамещающие отрасли. Поскольку ресурсы ограничены, можно стимулировать их приток либо в ту, либо в другую отрасль. Одновременно стимулировать два направления невозможно [4, c. 472].

При проведении политики импортозамещения возникает очень много так называемых непроизводственных затрат. Много сил и средств тратится на лоббирование интересов. Когда создаются тепличные условия для отдельных отраслей, предприятий, у них снижаются стимулы к совершенствованию, внедрению технологий, снижению издержек и себестоимости продукции, постоянному обновлению ассортимента и повышению качества выпускаемой продукции исходя из потребностей и запросов потребителей и т.д. Важно и то, что при проведении политики экспортной ориентации шире используются косвенные, а при проведении политики импортозамещения - прямые инструменты экономической политики. Часто косвенные инструменты экономической политики с точки зрения долгосрочного экономического развития оказываются более эффективными.

Когда проводится политика импортозамещения, то ресурсы направляются обычно в те отрасли, которые сегодня неконкурентоспособны, но предполагается, что в перспективе они разовьются и станут конкурентны на внутреннем и внешнем рынках. К сожалению, эти ожидания не всегда оправдываются. Например, Япония тоже в свое время проводила политику импортозамещения, защищая торговыми барьерами такие отрасли, как сталелитейная и кораблестроение. Но со временем оказалось, что совсем не эти отрасли представляют конкурентное преимущество страны [5, c. 533].

Конечно, есть определенные условия, когда национальным производителям нужна защита. Особенно если отрасль только зарождается, и на первых порах не может противостоять более искусным иностранным конкурентам. Но вместе с тем важно, чтобы уровень импортного протекционизма был не слишком высоким, необходимо поддерживать определенный уровень конкуренции для того, чтобы отрасль не оказалась в тепличных условиях и не монополизировала рынок. Только в таком случае у отрасли сохраняются стимулы к развитию, а не к лоббированию своих интересов для закрепления своего монопольного положения.

С другой стороны, если отрасли оказывается поддержка путем введения высокого уровня протекционизма в период ее становления, то должна быть принята четкая программа по срокам либерализации, чтобы предприятия могли предвидеть и планировать в своем развитии, когда им придется конкурировать с импортными товарами. Такой подход позволяет минимизировать структурные издержки периода либерализации торгового режима в отношении данной отрасли.

При проведении промышленной политики возникает еще одна главная сложность - выбор приоритетных отраслей. Исходя из каких критериев выбирать приоритетные отрасли? Это сложный вопрос и требует комплексного подхода. Дело в том, что для стимулирования развития тех или иных отраслей экономики недостаточно обеспечение защиты от импортных товаров или предоставление различного рода субсидий. Не менее важно создание таких условий, при которых приоритетная отрасль устойчиво будет развиваться и становиться конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. Практически все страны хотели более высокими темпами развивать инновационные отрасли экономики, где создается высокая добавленная стоимость.

2.3 Основные индикаторы эффективного взаимодействия торговой и промышленной политики

Показатель объема промышленного производства (Industrial Production, IP) измеряет выпуск производственных предприятий промышленности, добывающих отраслей и энергоснабжения. Является важным для валютного рынка, так как имеет прямое влияние на все показатели роста экономики, а следовательно, тесно связан с финансовой политикой. Рост IP означает укрепление экономики в целом, в том числе усиление позиций страны в мировой экономике, что должно повлечь за собой усиление конкурентоспособности товаров этой страны на мировых рынка, а значит, рост ее торгового баланса и курса национальной валюты [2, c. 689]

Тб=ТПi/ТП0 х 100% (1)

Тц= ТПi /ТПi-1 х 100% (2)

где ТПi-1, ТПi - объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

Показатель использования производственных мощностей (Capacity Utilization, CAPU) представляет собой отношение общего промышленного выпуска к величине суммарной производительности (потенциального объема выпуска) отраслей. Важное значение для валютного рынка этот индикатор имеет вследствие его тесной связи с динамикой делового цикла, благодаря которой он в сложные моменты ожидания изменений в политике центральных банков становится для рынка дополнительным ориентиром, подсказывающим возможные будущие решения ЦБ.

Существует возможность проведения анализа использования производственной мощности конкретным предприятием (и, следовательно, анализа динамики этого показателя).

Рисунок 2 - Анализ использования производственных мощностей.

Из рисунка видно, что предприятие может увеличить выпуск любого из продуктов, а также всех продуктов одновременно, оказавшись в любой из точек на границе производственных возможностей между B и C. При этом, если предположить, что выпуск продуктов будет осуществляться пропорционально, то предприятие может перейти в точку D. Точка D - это точка, которая соответствует максимальной загрузке производственных мощностей при той же структуре продукции, что и в точке A. Если разделить выпуск любого из продуктов в точке A на выпуск в точке D, то полученное число можно считать долей загрузки производственных мощностей:

Доля загрузки мощностей =X1(A)/X1(D)=X2(A)/X2(D) (3)

Известно, что оптимальный режим функционирования экономики соответствует уровню CAPU около 81,5%; значительные отклонения от оптимального уровня означают нарушение сбалансированности и по ним можно идентифицировать приближающиеся периоды спада или восстановления. Например, высокое значение CAPU > 85% может означать перегрев экономики, после чего неизбежно наступит рост инфляции; поэтому такие значения CAPU могут предсказывать заранее изменения в денежной политике центрального банка (повышение официальных процентных ставок) [2, c. 692-693].

Показатель заказы на товары длительного пользования (Durable Goods Orders) охватывает статистику производственных заказов на товары длительного пользования сроком жизни более 3 лет (автомобили, мебель, холодильники, ювелирные изделия и т.д.). Заказы по отраслям делятся на 4 основных категории: металлообработка (primary metals), машиностроение, электрическое оборудование и транспорт. Для исключения влияния на статистику больших по объему военных заказов статистика ведется отдельно defense / nondefense.

Рисунок 3 - Изменение затрат на товары длительного пользования.

Волатильность показателя резко снизилась в последние месяцы. Колебания происходят в рамках от -1% до +2%.

Индикатор важен для валютного рынка, поскольку является показателем уверенности потребителя. Большой объем заказов на дорогостоящие предметы показывает готовность потребителя тратить деньги, что стимулирует производство, а следовательно, и другие показатели экономики. Поэтому высокие данные по товарам длительного пользования являются фактором, укрепляющим валютный курс.

Показатели, характеризующие динамику запасов и их соотношение с объемами продаж (Business Inventories and Sales) также являются полезными ориентирами, благодаря их явно выраженной циклической динамике.

Рисунок 3 - Динамика запасов в составе оборотных средств промышленности России.

Когда же запасы приведены к норме, т.е. к стабильному соотношению с продажами - для американской экономики долгосрочная норма запасов составляла некоторое время назад немногим более 20% от продаж, а для России запасы в 2002-2004 гг. составляли около 22-23% ВВП - то они вновь «включают» производство, и выпуск совершает отскок наверх, даже если рецессия продолжается, начиная двигаться вровень со спросом.

Такой отскок порождает краткосрочный всплеск надежд у людей, уставших от кризиса, и вздох разочарования, когда дальнейшего роста не наблюдается. В России такой отскок может быть весьма значительным, учитывая очень большой вклад запасов в падение ВВП в первом полугодии 2009г. Конечно, после выхода из рецессии и увеличения спроса и продаж, фактор запасов на какой-то период - один - два квартала - может подстегнуть выпуск еще, который начнет расти быстрее спроса, создавая зеркальное отражении ситуации разгара рецессии.

Источниками данных по ним являются производители товаров, оптовые и розничные торговцы. Публикуются в виде трех показателей: запасы, продажи и отношение запасов к реализации (Inventories to Shipments Ratio, INSR) ежемесячно, через 6 рабочих дней после выхода данных по товарам длительного пользования.

3. Особенности гармонизации торговой и промышленной политики в России

.1 Концептуальные подходы к гармонизации промышленной торговой политики с учетом экономической безопасности

В последнее время все более актуальной становится проблема разработки осмысленной промышленной и торговой политики в Российской Федерации. Начиная с 1991 года, период экономических реформ в стране осуществлялся по модели примата финансовых инструментов. Ставилась практически единственная задача финансовой стабилизации, как условия массированного притока в экономику России иностранного и частного капитала. Одновременно решались задачи институциональных преобразований форм собственности, либерализации внешнеэкономической деятельности. Задач экономического роста, активной промышленной политики как таковых не ставилось. В значительной степени перечисленные проблемы в той или иной мере за прошедшее время решены. Однако существующее положение не приводит к желаемым темпам и перспективам экономического роста.

В настоящее время необходимо установить баланс между задачами сходного уровня приоритетности промышленной и торговой политики как на микро- так и на мезоуровнях.

Развитие и оптимизация торговой и промышленной политики в современных условиях функционирования промышленных предприятий, субъектов российской Федерации и страны в целом обеспечивается на основе достижения определенного уровня сбалансированности и соответствия системообразующих элементов. В понимании данного процесса задействованы основные условия, предпосылки и факторы достижения сбалансированного развития экономики страны. В этих условиях целесообразнее было бы определить толкование таких понятий как гармонизация и сбалансированное развитие [7, c. 6].

В академической литературе понятие «гармония» означает (греч. harmonia - связь <#"justify">ГодОбъем производства продукции, млн руб.Темпы роста, %Объем реал., млн. руб.Темпы роста, %базисныецепныебазисныецепные20029000010010089500100100200392400102,7102,792600103,4103,4200495800106,4103,694300105,4101,8200594100104,598,293500104,499,22006100800112107,196600107,9103,0

Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12 %, а объем реализации - на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Под промышленной политикой компании для целей настоящего исследования мы будем понимать совокупность плановых и фактических мероприятий, сочетающих все необходимые ресурсы и управленческие воздействия в сфере организации выпуска продукции, направленные на достижение стратегических целей предприятия [14, c. 33].

Из анализа таблицы Б.1 мы видим как изменилось производство промышленности в России в 2008г.

Относительно неглубокое сокращение производства(годовые темпы спада - менее 2%) наблюдается в нефтедобывающей, а также в мукомольной и комбикормовой промышленности. Более выраженный спад(от 5 до 8%) переживают пищевая и нефтеперерабатывающая промышленность, электроэнергетика и цветная металлургия. Весьма жестко(падение на 18-35%) кризис протекает в легкой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, газовой, стекольной и фарфорофаянсовой, химической и нефтехимической промышленности, а также в промышленности строительных материалов.

Угольная промышленность, черная металлургия, машиностроение находятся в состоянии фактически свободного падения(годовые темпы спада - от 41 до 61%).

Падение производства в российском машиностроении носит почти невероятный характер - за 7 месяцев выпуск упал на 42%, и по его объему отрасль вернулась на уровни сентября 2001 года, января 1995-го или середины 1970-х годов.

Следует также обратить внимание на длительность нынешнего спада. Лишь в нескольких отраслях - газовой, угольной, нефтепереработке, стекольной и фарфорофаянсовой промышленности - сокращение производства началось после августа 2008 года, то есть когда такое сокращение можно было хотя бы частично связать с воздействием мирового финансового кризиса, начало которого традиционно относят ко второй половине августа - сентябрю прошлого года. Во всех остальных отраслях рецессия началась задолго до августа - сентября 2008 года, в ряде отраслей(пищевой, лесной, электроэнергетике, цветной металлургии) - в ноябре - декабре 2007 года, а в некоторых(легкой и нефтедобывающей промышленности) - еще в самом начале 2007 года.

Так что современного национально ориентированного научно-технического сословия как готовой данности в составе политического класса России пока нет. Есть лишь предпосылки его формирования, задача же такая в явном виде пока отчетливо не поставлена никем - ни властью, ни самими учеными и инженерами.

Поставленные задачи не вписываются в категории «работы с персоналом». В равной мере это не общегражданский вопрос. В большей мере это соотносится с популярной нынче корпоративной риторикой, которую стали применять и к государству. Если корпорация хочет быть амбициозной корпорацией, она реализует свою политику посредством людей длинной воли на длительные сроки. И делает это на передовом рубеже, культурном, идеологическом, социальном, научно-техническом [14, c. 33-34].

Степень развития промышленности принято напрямую связывать с конкурентоспособностью предприятия в стране. Но вслед за этим тут же встает вопрос о типе конкурентоспособности, то есть о том политическом субъекте, который желает быть конкурентоспособным, и о том, в чем именно этот политический субъект желает быть конкурентоспособным.

Для этого необходимо качественно использовать показатель производственных мощностей. Рассмотрим насколько качественно это делается на предприятии ОАО "Кубаньмасложир", проанализируя таблицу В.1.

Одним из крупных предприятий является масложировой комбинат "Армавирский", которым в 2003 г. по сравнению с 2001 г. выработано жмыха (шрота) на 47,9 тыс. т, или в 1,6 раза больше; Белореченским маслоэкстракционным заводом за этот же период выработано жмыха (шрота) на 3,9 тыс. т больше, что составляет 82,9 %. За 2001-2003 гг. увеличение выработки жмыха (шрота) масложировыми предприятиями объясняется тем, что в основном товарное сырье поступало на перерабатывающие заводы, а не перерабатывалось сельскохозяйственными производителями в маломощных цехах.

Одновременно наблюдается негативное явление в переработке подсолнечника предприятиями масложировой промышленности. Так, в последние годы они практически полностью работают по давальческой (толлинговой) схеме. Это увеличивает загрузку мощностей, но снижает налогооблагаемую базу.

Исходным пунктом обсуждения задач нашей национальной промышленной политики зачастую является место России в мировой экономике, международном разделении труда. Это представляется в корне неправильным. Верное понимание нашего места в мировой экономике может быть сформировано исключительно с позиций рассмотрения России как самодостаточной цивилизации, главный смысл существования которой не в участии в некоторых внешних, не ей и не для нее формируемых процессах, но в преемственном продолжении собственной истории, воспроизводстве собственной субъектности («своего лица») в новых исторических обстоятельствах [14, c. 35].

Проведя исследования по данной методике можно выявить перспективы развития гармонизации политик.

3.3 Перспективы развития гармонизации политик с учетом экономической безопасности

Сегодня мир переживает подлинный взрыв новой революции - одновременно научной, социокультурной, технологической и гуманитарной. Развитие у нас на глазах стало политической идеологемой, перекрывающей унаследованную от XIX века и давно потерявшую энергетику идеологему прогресса. Принципиальное отличие этих двух понятий состоит в том, что «прогресс» трактуется как некая натурально существующая закономерность (чуть ли даже ни закономерность природы). «Развитие» же носит глубоко деятельностный, а значит субъективированный характер. Оно неразрывно связано с представлением о целях, оценке ситуации, способах и ресурсах действия.

Формируя промышленную политику, мы стоим перед очень серьезным выбором. Либо наша политическая доктрина выбрасывает вперед цели, до которых мы еще должны дотянуться, либо мы закрепляем и повторяем в наших важнейших доктринальных документах оборонного строительства давно отработанную и закостенелую практику действий. Из того, что прямо сейчас до наших целей мы дотянуться пока не можем, и вообще, сможем ли, никем не гарантировано, прямо следует, что само представление о развитии неразрывно связано с двумя понятиями. Это риск. И это мобилизация. Успех в развитии определяется страстью, готовностью поставить развитие над всем остальным.

Развитие - это наращивание структурной сложности, дающей бόльшие возможности. В том, что касается промышленности, науки и образования прежнее двадцатилетие приносило нам в основном упрощение, сплющивание, искусственную архаизацию, а значит системный регресс. Однако сверхсложность советской техноцивилизации пока не умерла и не до конца разрушена. Скорее, она в глубоком сне. Тенденцию регресса можно переломить, не отказавшись от своего исторического пути, а только обратившись к собственному наследию (безусловно, критически) и взяв из него все, что себя оправдало.

Развитие целенаправленно, мобилизационное развитие - тем более. Это означает относительное уменьшение роли демократических процедур. Но задачи наращивания сложности не позволяют опираться на жесткие способы принуждения. Экономику знаний могут развивать лишь люди, обладающие личной свободой и полнотой гражданских прав. Поэтому наиболее адекватный для развития политический уклад - гибкий современный авторитаризм.

Вопрос о целях развития, ради достижения которых нация проводит мобилизацию и идет на риск, нравственно не безразличен. Эти цели могут быть благими, нравственно оправданными (говоря традиционным языком, богоугодными), а могут быть и иными. Для общества и государства это вопрос исторического выбора. Выбирать можно и тип развития - догоняющий или опережающий. А всякий выбор неразрывно связан с наличием политической воли.

Развитие означает доминирование производства над потреблением, выход за границы «цивилизации потребления». Поэтому развитие связано с уважением к труду, восстановлением значения трудовых идеалов.

Все это заставляет нас говорить о том, что развитие глубоко укоренено в ценностях. А это означает, что при всей важности финансовых инструментов и экономических отношений развитие в целом имеет нетоварный характер, а промышленная политика не сводится к экономическому измерению.

Развитие требует расплаты. Оно всегда означает не только приобретения, но и отказ. Зачастую, от очень значимых вещей. При движении вперед приходится расплачиваться утратой некоторых прежних культурных приоритетов. Поэтому неизбежно встает вопрос: от каких привычных, даже традиционных атрибутов своего существования может отказаться российское общество и государство ради развития. И где та граница, за которой мы не можем «поступиться принципами».

Развитие всегда имеет нелинейный, неравномерный характер, предполагает концентрацию усилий и ресурсов. Оно начинается с пробуждения «точек развития» и может сопровождаться застоем и даже регрессом в тех зонах, откуда отвлекаются ресурсы и уходит политическое внимание.

Заключение

Гармонизированная промышленно-торговая политика предприятия представляет собой деятельность органов управления, направленную на взаимное согласование противоречивых интересов и действий хозяйствующих субъектов (акторов экономического процесса) по выработке и реализации управленческих решений, обеспечивающих повышение социально-экономической эффективности.

Под содержанием гармонизации промышленной и торговой политики предприятия понимается определенным образом согласованная и упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих соразмерное соотношение промышленной и торговой сфер деятельности предприятия при формировании единого целого. Базовыми положениями гармонизации ПТПП являются принципы достижения консенсуса, координации действий, системности, непрерывности действий, управляемости процессов, горизонтальной справедливости.

Методология гармонизации промышленной и торговой политики предприятия представляет собой взаимообусловленную совокупность методов, моделей и методик, механизмов и инструментов, индикаторов, обеспечивающих комплексную оценку, характеризующих варианты управления и определяющих направления развития промышленной и торговой сфер деятельности предприятия.

Концепция гармонизации промышленной и торговой политики представляет собой целостную систему взглядов, позволяющих обеспечить согласование и взаимное соответствие различных мер и действий по унификации, координации и объединению автономно развивающихся промышленной и торговой форм деятельности в единую промышленно-торговую сферу в условиях инновационной экономики. Гармонизация должна быть нацелена на создание полноценной социально-ориентированной инновационной среды, повышение эффективности удовлетворения потребительского спроса, формирование новой культуры потребления при гарантированном качестве и безопасности. Гармонизированная должна отражать задачи и функции каждого из её основных компонентов (производственный, маркетинговый, инновационный, технологический, финансовый, управленческий и др.). А вектором формирования и реализации такой политики является инновационный тип развития предприятия. Особенно важно подчеркнуть, что для достижения гармонизированной необходимо уделять повышенное внимание формированию экологических приоритетов инновационной деятельности. Экологические приоритеты, заложенные в, позволяют находить современные ориентиры и направления развития производства.

Исследуя систему гармонизации, ее структуру и взаимодействие уровней, можно решить еще одну проблему - определить как согласованы и субординированы между собой компоненты и элементы системы, и выделить первичный элемент, в качестве которого выступает инновационная деятельность. Система гармонизации промышленной и торговой политики предприятия представляет собой множество взаимосвязанных и согласованных между собой элементов, компонент, функциональных субсистем, подсистем и подцелей, организованных процессом системогенеза в единое целостную структуру, противопоставляемую среде и способную сохранять устойчивое внутреннее состояние посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия промышленной и торговой сфер.

Список использованной литературы

.Борисов Е. Ф., Волков Ф. И.. Основы экономической теории [Текст]/Е. Ф. Борисов, Ф. И. Волков. - М.: Высшая школа 2008. - 276 с.

.Булатов А. С. Экономика [Текст]/А. С. Булатов. - М.: Изд-во Бек 2007. - 816 с.

.Журавлев А. И. Вопросы гармонизации торговой и промышленной политики [Текст]/А. И. Журавлев//Внешняя торговля. - 2009. - №4-6. - с. 25-32

.Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ [Текст]/В. Я. Иохин. - М.: Экономика 2007. - 544 с.

.Камаев В. Д. Экономическая теория [Текст]/В. Д. Камаев. - М.: ВЛАДОС 2009. - 640 с.

.Манько А. В. Приоритеты торгово-промышленной политики России [Текст]/А. В. Манько//Внешняя торговля. - 2006. - №4. - с. 17-22

.Милованов В. Развитие промышленной политики России на современном этапе [Текст]/В. Милованов//Внешняя торговля. - 2009. - №2. - с. 5-13

.Мостовая Е. Б. Основы экономической теории [Текст]/Е. Б. Мостовая. - М.: Приор 2007. - 368 с.

.Николаева И. П. Экономическая теория [Текст]/И. П. Николаева. - М.: Проспект 2008. - 511 с.

.Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции [Текст]/Э. Рохлин. - М.: Наука 2006. - 268 с.

.Скакун П. О регулировании внешней торговли и промышленной политики [Текст]/П. О. Скакун//Внешняя торговля. - 2008. - №3. - с. 19-24

.Хасбулатов Р. И. Мировая экономика [Текст]/Р. И. Хасбулатов. - М.: Инсан, 2009. - 654 с.

.Ходов Л. Современная экономическая политика России [Текст]/Л. Ходов//Экономист. - 2009. - №5. - с. 33-38

.Чепурин М. Н. Курс экономической теории [Текст]/М. Н. Чепурин. - Киров АСА 2009. - 664 с.

Приложение

Приложение А

Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности.

Промышленная политика - означает не только «секторальную политику», но также политику государства по содействию выхода промышленности из структурного кризиса за счет 1) преодоления несоответствия между возникающей новой технико-экономической парадигмой промышленного развития и институциональной структурой общества, 2) завершения структурной перестройки промышленности в рамках единства технологической, отраслевой и институциональной перестройки как важнейшего этапа циклического развития структуры промышленности

Гармонизация - это установление гармонии в интересах участников и их групп, способствующее достижению целей деятельности.

Экономическая безопасность - это достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны и защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.

Приложение Б

Таблица 1 - Сокращение объемов производства по отраслям промышленности в декабре 2008г.

Приложение В

Таблица 1 - Использование производственных мощностей предприятиями масложировой промышленности в ОАО "Кубаньмасложир"

Похожие работы на - Гармонизация торговой и промышленной политики с учетом экономической безопасности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!