Раздел
|
Подраздел
|
Наименование разделов и подразделов функциональной
классификации расходов
|
11
|
|
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ
|
02
|
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
|
03
|
|
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
|
04
|
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
|
05
|
|
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
|
06
|
|
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
|
07
|
|
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
|
|
01
|
Медицинская помощь населению
|
|
02
|
Санитарно-эпидемиологический надзор
|
|
03
|
Прикладные научные исследования, научно-технические
программы и проекты в области здравоохранения
|
|
04
|
Другие расходы в области здравоохранения
|
08
|
|
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ
|
09
|
|
ОБРАЗОВАНИЕ
|
10
|
|
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
|
Примечание. Источник:[4]
· Ведомственная классификация - группировка расходов бюджета по
государственным органам и организациям, которые являются распорядителями
средств. Утверждается Министерством финансов РБ.
· Экономическая классификация -
группировка расходов бюджета по их экономическому содержанию. Утверждается
Министерством финансов РБ.
· Программная классификация -
группировка расходов бюджета по утвержденным в установленном порядке программам
и подпрограммам (мероприятиям). Такая классификация расходов утверждается
Министерством финансов РБ и применяется в случае составления бюджетов по
программно-целевому методу.
Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию
таких отраслей непроизводственной сферы, как образование, здравоохранение,
культура и искусство, социальное обеспечение, а также расходы на средства
массовой информации, физкультуру и спорт, мероприятия по социальной защите
граждан. Финансируя соответствующие учреждения, государство покупает их услуги,
чтобы бесплатно предоставить населению. Таким образом, эти расходы участвуют в
воспроизводстве человеческого капитала.
Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечивать
функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии,
разрабатывать новое вооружение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и
их семей.
Важное значение в поддержании внутреннего порядка и предотвращении
социальных конфликтов имеют расходы бюджета на правоохранительную деятельность.
Расходы на обеспечение государственной безопасности направлены на защиту
внутренних и внешних интересов страны в различных сферах государственной
деятельности.
При формировании рыночных отношений происходит трансформация качественных
и количественных параметров государственного бюджета, а также переориентация
направлений бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Изменяется
структура расходов бюджета.
Особое внимание в условиях развития рыночных отношений уделяется
социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Это выражается в
дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению минимального
уровня заработной платы, увеличению пособий, в том числе по безработице,
выплате различного рода компенсаций и т.п.
Значительная часть государственных расходов на социально-культурные
мероприятия финансируется из целевых бюджетных и внебюджетных социальных
фондов.
.2 Источники финансирования расходов государственного бюджета
Источниками финансирования расходов государственного бюджета являются
доходы государственного бюджета.
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства,
необходимых для выполнения его функций.
Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения
предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования
бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают
денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в
распоряжение органов государственной власти.
Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и
безвозвратность. Доходы бюджета по экономическому признаку - это часть
национального дохода государства. Состав и структура доходов бюджета в
значительной степени определяются финансовой политикой государства.
Принято классифицировать доходы бюджетов различных уровней по трем признакам:
. Социально-экономическому.
. Порядку и условиям зачисления.
. Юридическим формам.
По социально-экономическому признаку доходы бюджета подразделяются на:
доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности;
доходы от граждан;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.
По порядку и условиям зачисления доходы подразделяются на:
закрепленные;
регулирующие;
собственные;
заемные.
Закрепленные доходы - это доходы, которые направляются в тот или иной
бюджет в зависимости от принципов подчиненности и с учетом территориального
признака поступления средств.
Регулирующие доходы - это доходы, которые в соответствии с решениями
вышестоящих органов представительной власти расщепляются между вышестоящими и
нижестоящими бюджетами. Распределение общегосударственных налогов и доходов
между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от
общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и г. Минска.
Закрепленные и регулирующие доходы - это собственные средства бюджета.
Они устанавливаются законом.
В случае временной недостаточности собственных средств для финансирования
запланированных расходов могут привлекаться заемные средства. Это процентные и
беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих
банков, государственные займы.
По юридическим формам доходы подразделяются на:
налоговые;
неналоговые.
Налоговые доходы - поступления в виде налогов, установленных
законодательством.
Неналоговые доходы - имеют различную природу, но в основном они возникают
как плата за оказанные государством услуги.
По бюджетной классификации Республики Беларусь доходы бюджета
подразделяются на текущие, капитальные и безвозмездные поступления.
Текущие доходы - все доходные невозвратные платежи в бюджет,
представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в
сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые
поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг,
штрафов и иных санкций за нарушение законодательства.
Текущие доходы по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на
три группы: налоговые доходы, социальные отчисления и неналоговые доходы и
обязательные платежи.
Налоговые доходы - обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет и
классифицируемые в зависимости от объекта налогообложения или в соответствии с
источником возникновения налоговых обязательств.
Социальные отчисления - обязательные страховые взносы и отчисления в Фонд
социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости с целью
создания резервов для выплаты пособий по социальному страхованию, социальной
поддержке незанятого населения и обеспечения их занятости. Эта группа доходов
делится на два вида: взносы работающих по найму и отчисления работодателей.
Неналоговые доходы и обязательные платежи - платежи и иные поступления,
классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные
операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи
товаров, а также некоторые безвозмездные платежи.
Капитальные доходы - невозвратные платежи, которые классифицируются по
видам реализуемых основных фондов, а также включают поступления от продажи
нематериальных активов.
Капитальные доходы делятся на две группы: налоговые и неналоговые доходы
и обязательные платежи. Капитальные налоговые доходы - налоги на капитальные
активы (имущество), взимаемые нерегулярно и со значительными временными
интервалами. Капитальные неналоговые доходы - доходы, включающие реализацию
нефинансовых активов (произведенных и непроизведенных).
Безвозмездные поступления - добровольные и безвозмездные поступления
денежных средств от юридических и физических лиц со стороны иностранных
государств, от других уровней государственного управления.
Для бюджетного планирования и исполнения бюджета характерны следующие
ситуации:
· сбалансированность доходов и расходов бюджета; превышение доходов над
расходами (профицит бюджета); превышение расходов над доходами (дефицит
бюджета).Идеальный вариант - полное покрытие расходов доходами.
К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:
· рост государственных расходов как следствие крупных инвестиционных
вложений государства в развитие экономики страны. В этом случае дефицит отражает
государственное регулирование экономических процессов;
· чрезвычайные обстоятельства (войны,
стихийные бедствия);
· экономический кризис.
Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение
показателей финансово-хозяйственной деятельности, нарушение экономических
связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется
принятие срочных мер по стабилизации экономики, оздоровлению финансового
состояния субъектов хозяйствования, реформированию финансово-кредитной системы.
Размер бюджетного дефицита и источники его финансирования в Республике
Беларусь ежегодно утверждаются в Законе о бюджете на соответствующий год.
Источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут быть
как внутренние, так и внешние источники. К внутренним источникам относятся
государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг в
национальной валюте, кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия
денежных знаков. К внешним источникам относятся государственные займы в
иностранной валюте, кредиты правительств иностранных государств, банков,
международных организаций.
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и характеризует
его несбалансированность. Он возникает в результате следующих объективных и субъективных
причин:
· низкой эффективности производства при недостаточном развитии
внешнеэкономических связей;
· ограниченности финансовых
возможностей государства изыскивать всевозможные статьи доходов;
· нерациональной структуры бюджетных расходов;
· высокого уровня расходов
непроизводительного характера;
· инфляции;
· неустойчивости денежного обращения;
· неустойчивости системы расчетов;
· нерациональной налоговой политики;
· непродуманной инвестиционно-кредитной
политики;
· сокращения экспорта, сопровождающегося
увеличением импорта;
· снижения жизненного уровня населения.
Какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на
величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим движением
макроэкономики. Это обусловлено, прежде всего, существованием автоматических
стабилизаторов. На Рис.1.2 приведены данные, иллюстрирующие влияние
стабилизаторов на бюджет.
Можно сделать следующие выводы:
· ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем
над величиной бюджетного дефицита;
· реальная величина бюджетного дефицита
или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием
экономической ситуации в стране.
Таким образом, необходим постоянный анализ экономической ситуации в
республике с целью выявления стадии экономического цикла и проведения
соответствующей продуманной и взвешенной фискальной политики.
Рис. 1.2 - Изменения в бюджете за счет увеличения безработицы и инфляции
Современная макроэкономика зарождается с 30-х годов 20в. Это связано с
именем выдающегося учёного Дж. М. Кейнса. Именно он , работая над своим
фундаментальным трудом - «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.)
создал программу действий для правительств многих стран в противодействие
экономической депрессии того времени. Именно он, отверг идею саморегуляции
экономики и выдвинул тезис о необходимости вмешательства государства в экономическое
развитие.
Вмешательства государства в экономическое развитие проводится посредством
бюджетно-налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика (Далее БНП) - это
взаимодействие государства на уровень деловой активности посредством изменения
государственных расходов и налогообложения.
Например руководствуясь стимулирующей БНП в краткосрочной перспективе
можно преодолеть циклический спад экономики посредством увеличения госрасходов,
снижения налогов, или комбинируя данные методы.
Если снизить госрасходы, налоги, то произойдёт ограничение циклического
подъёма экономики. В этом случае мы используем сдерживающую БНП для снижения
роста безработицы. В данном случае наблюдается рост дохода (объёма выпуска).
Бнп (политика расходов и доходов государства) рассматривают прежде всего
как инструмент регулирования совокупного спроса, но она влияет и на совокупное
предложение, что способствует экономическому росту.
Следственно можем сделать вывод, что госрасходы, на ровне с
налогообложением имеют важное значение в регулировании экономики.
расход доход бюджет экономика
2. Анализ динамики государственных расходов РБ на 2011-2012 гг.
В соответствии с Законом РБ от 5 октября 2010 г. №
176-З «О республиканском бюджете на 2011 год» , республиканский бюджет на 2010
год по расходам утвержден в сумме 39 611 384 915,0 тыс. рублей исходя из
прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915,0. рублей, Установлен
предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год в сумме 6 000
000 000 тыс. рублей.
В соответствии с Законом РБ от 30 декабря 2011 г. № 331-З «О
республиканском бюджете на 2012 год», республиканский бюджет на 2012 год по
расходам утвержден в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей исходя из прогнозируемого
объема доходов в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей, установлен предельный размер
дефицита республиканского бюджета на 2012 год в сумме 0(ноль) рублей.
Перед проведением анализа необходимо привести количественные данные в
сопоставимый вид с помощью индекса потребительских цен.
По статистической информации, представленной Министерством статистики и
анализа Республики Беларусь, в Беларуси индекс потребительских цен за 2011 год
по сравнению с 2012 годом составил 121,79%.
Умножив все показатели доходной и расходной части республиканского
бюджета за 2011 год на 121,97%, получают показатели 2011 года в сопоставимых
ценах к 2012 году.
Для анализа динамики состава расходов государственного бюджета,
определяется абсолютный прирост, как разница между расходами 2012 года и
расходами 2011 года в сопоставимых ценах к 2011 году. Темп роста расходов
рассчитывается как отношение расходов 2012 года к расходам 2011 года,
умноженное на 100.
Результаты анализа динамики состава расходной части республиканского
бюджета отражены в приложении А.
Расходы республиканского бюджета в 2012 году запланированы в размере 92.8
трл. руб. , что на 44,5 трл.руб. или на 92% больше сопоставимых показателей
предыдущего года. Это произошло, в большей степени, из-за значительного
увеличения суммы расходов в общегосударственные расходы на 23.3 трлн. рублей,
национальную экономику 8 трлн. рублей, и социальную политику 3.5 трлн. рублей.
Далее в работе будет проведен анализ динамики структуры расходной части
государственного бюджета.
Результаты анализа динамики структуры расходной части республиканского бюджета
отражены в приложении Б.
Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2011 году, в
2012 году была запланирована на финансирование общегосударственных расходов
(48,4% к итогу), национальной экономики (18,9 % к итогу), а так же социальной
политики (9,54% к итогу).
Расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и
уровня благосостояния народа определяются суммой доходов республиканского
бюджета.
Заключение
В курсовой работе по дисциплине «Макроэкономика» на
тему «Государственные расходы и их роль в рыночной экономике», госрасходы
представлены как многогранная объективная экономическая категория, без которой
не могут эффективно функционировать современные системы хозяйствования.
В данной курсовой работе подробно исследован государственный бюджет в
разрезе его расходной части за последние два года, а именно были освещены:
· теоретические аспекты организации расходной части
государственного бюджета;
· проведен анализ использования
финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского
бюджета Республики Беларусь за 2011 и 2012 гг;
Государственный бюджет - это фонд финансовых ресурсов, который существует
в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период
времени.
Бюджет - основной финансовый план государства. С помощью расходов бюджета
власть может сосредоточивать финансы на решающих участках социального и
экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями.
Бюджетные отношения зарождаются задолго до непосредственного
перераспределения стоимости общественного продукта, а именно - одновременно с
формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом на стадии
обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму
налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в
последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных
денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения
общегосударственных потребностей.
Расходы государственного бюджета - экономические отношения, возникающие в
связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием
по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета -
затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Источниками финансирования расходов государственного бюджета являются
доходы государственного бюджета.
Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения
предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования
бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают
денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в
распоряжение органов государственной власти.
Основные задачи в области бюджетных расходов:
сократить число целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета
на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
снизить расходы на содержание государственного аппарата;
развить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику
государственно-коммерческого финансирования проектов;
снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
усилить контроль за использованием бюджетных средств;
обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру,
медицинское обслуживание, образование.
Предложения по совершенствованию организации расходов государственного
бюджета в Республике Беларусь:
· Действующая сегодня в республике налоговая система требует
серьезных изменений, и прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и
количества применяемых налогов и сборов и отработки механизмов взимания каждого
из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная
многолетним опытом мировая практика налогообложения.
· Одним из основных направлений
увеличения доходов бюджета должно стать использование выгодного географического
положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного
сервиса. Продолжить реализацию мероприятий по расширению сети платных
автостоянок и парковок в городах республики.
· В качестве альтернативы внешнему
заимствованию для уменьшения бюджетного дефицита привлекать в страну
иностранный капитал и активизировать государственную инвестиционную политику.
Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование
капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы
производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы
направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных
программ.
· Однако привлечение в страну
иностранных инвесторов невозможно без создания условий для формирования
благоприятного инвестиционного климата. Для этого в стране должна действовать
стабильная и прозрачная законодательная база в области инвестиций;
экономическая политика должна положительно оцениваться авторитетными
международными финансово-кредитными организациями; необходимо проведение
льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и
т.п.
· Финансовому оздоровлению будет
способствовать признание свободы предпринимательской деятельности. Ориентация
на малый и средний бизнес может привести к значительному увеличению числа
налогоплательщиков и активизации хозяйственной жизни республики. Кроме того,
малое предпринимательство создает новые рабочие места для населения, экономит пособия
по безработице, создает новые формы обслуживания населения.
· Для улучшения структуры
государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение
бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к
оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям
бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов
государственной власти и управления.
Таким образом, решение существующих проблем в области расходов
республиканского бюджета, может быть найдено только при совместном объединении
усилий различных государственных органов и осуществлении стабилизационных
мероприятий во всех сферах государственного функционирования (проведение
взвешенной фискальной и инвестиционной политики, организация системы контроля и
управления внутреннего и внешнего заимствования, постоянный анализ
экономической ситуации в республике).
Список источников
1. Бюджетный кодекс Республики
Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ.
28 июня 2008 г
. Закон Республики Беларусь от 30.12. 2011 г. № 331-З, о
республиканском бюджете на 2012 год
3.
Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 N 176-З "О республиканском бюджете
на 2011 год"
4. Закон Республики Беларусь, 05.05.1998, № 158-З : в ред.
Закона Респ. Беларусь от 29.12.2006 г.
. Мультан Г.К. Государственные финансы. - Мн. : БГЭУ, 2010. -
235 с.
. Корольчук А.К. Учебно-методический комплекс
«Макроэкономика» . Мн.: ИПД, 2011.-114с.
7. Курс экономической теории: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И.
Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под. ред. М.И. Плотницкого. - Мн.:
«Интерпрессервис»; «Мисанта», 2011. - 496 с.
. Национальный правовой интернет - портал Республики
Беларусь,
. Национальный статистический комитет Республики Беларусь,
. Теория финансов: Учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко,
Т.В. Сорокина; Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. - Изд. 2-е стереотип. - Мн.:
БГЭУ, 2005. - 351 с.
. Сорокина Т.В. Бюджетная политика и управление бюджетным
процессом в Республике Беларусь // Вестник БГЭУ. 2000. №2. С.13-23.
12. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. Мн.:
БГЭУ, 2004. 289 с.
13. Тетерина Л.М. Государственный бюджет:
Учебно-методический комплекс. Минский институт управления. - Мн.: Изд-во МИУ,
2005. - 216 с.
Приложение А
Анализ динамики состава расходной части республиканского бюджета
Направления расходов бюджета по разделам и подразделам
|
Сумма (тыс. руб.)
|
Абсолют. прирост расходов 2012г. по сравнению с 2011г. (в
сопост. ценах) (тыс.руб.)
|
Темп роста расходов 2012г. к 2011г. (в сопост. ценах) (%.)
|
|
|
2011
|
2012
|
2011г. в сопоставимых. ценах
|
|
|
|
общегосударственные расходы
|
17299528004
|
21069095156
|
23301195588
|
210,5941922
|
|
национальная оборона
|
2098249403
|
4605813648
|
2555457947
|
2050355701
|
180,2343745
|
|
судебная власть, правоохранительная деятельность и
обеспечение безопасности
|
3817039995
|
7373681914
|
4648773010
|
2724908904
|
158,6156583
|
|
национальная экономика
|
7229635431
|
16879818097
|
8804972992
|
8074845105
|
191,7077782
|
|
охрана окружающей среды
|
307651621,2
|
531631801
|
374688909,5
|
156942891,5
|
141,8861855
|
|
жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство
|
41596811,6
|
64279033
|
50660756,85
|
13618276,15
|
126,8813121
|
здравоохранение
|
1571558566
|
3791184816
|
1914001178
|
1877183638
|
198,0764098
|
|
физическая культура, спорт, культура и средства массовой
информации
|
740493518,6
|
1681254066
|
901847056,3
|
779407009,7
|
186,4234134
|
|
образование
|
2142633201
|
4617382766
|
2609512975
|
2007869791
|
176,9442348
|
|
социальная политика
|
4362998364
|
8856635338
|
5313695708
|
3542939630
|
166,6756214
|
|
Всего:
|
39611384915
|
92771972225
|
48242705688
|
44529266537
|
192,3025894
|
Источник: собственная разработка
Приложение Б
Анализ динамики структуры расходной части республиканского бюджета
Направления расходов бюджета по разделам и подразделам
|
Сумма (тыс. руб.)
|
Структура (%)
|
Изменение структуры (%) + / -
|
2009г.
|
2008г. (в сопоставимых ценах)
|
2009г.
|
|
Общегосударственные расходы
|
21069095156
|
44370290744
|
43,67312085
|
47,82726
|
1,095119
|
Национальная оборона
|
2555457947
|
4605813648
|
5,297086701
|
4,964661
|
0,937244
|
Судебная власть, правоохранительная деятельность и
обеспечение безопасности
|
4648773010
|
7373681914
|
9,636219495
|
7,948178
|
0,824823
|
Национальная экономика
|
8804972992
|
16879818097
|
18,25140789
|
18,19495
|
0,996907
|
Охрана окружающей среды
|
374688909,5
|
531631801
|
0,776674741
|
0,573052
|
0,737828
|
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство
|
50660756,85
|
64279033
|
0,105012263
|
0,069287
|
0,6598
|
Здравоохранение
|
1914001178
|
3791184816
|
3,967441607
|
4,086563
|
1,030025
|
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой
информации
|
901847056,3
|
1681254066
|
1,869395681
|
1,812244
|
0,969427
|
Образование
|
2609512975
|
4617382766
|
5,409134786
|
4,977131
|
0,920134
|
Социальная политика
|
5313695708
|
8856635338
|
11,01450599
|
9,546671
|
0,866736
|
Всего:
|
48242705688
|
92771972225
|
100
|
100
|
|