Внешнеэкономические связи Свердловской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    544,42 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внешнеэкономические связи Свердловской области

Введение

внешнеэкономический регион свердловский

Важным фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения России в мировые хозяйственные связи, так и на развитие единого рыночного пространства внутри страны, становится расширение непосредственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности.

Другой немаловажной и неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности РФ является распределение экспортно-импортных связей как по зарубежным странам и странам СНГ, так и по внутренним регионам России.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью усиления интеграции регионов России в экономическом пространстве страны для предотвращения угрозы целостности российского государства, практической потребностью комплексной реструктуризации внешних по отношению к региону экономических связей в условиях рынка и глобализации, выразившейся в переориентации части межрегиональных взаимодействий регионов на внешнеэкономические связи.

В настоящее время проблема изучения вкладов отдельных регионов во внешнеэкономическую деятельность всей страны стоит особенно остро, т.к. этому вопросу уделяется мало внимания правительством страны и он остается в стороне, а зачастую от товарооборота одного региона зависит объем экспорта или импорта в целом по стране

Нынешнее состояние внешнеэкономических связей России требует решения ряда сложных, но неотложных задач, прежде всего, восстановления и развития экспортного потенциала страны, повышения конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках, формирование рациональной структуры экспорта и импорта, привлечения иностранных инвестиций на взаимовыгодных условиях, обеспечение экономической безопасности России.

Целью работы является изучение внешнеэкономических связей Свердловской области.

В соответствии с целью, сформулированы следующие задачи:

изучить теоретический аспект внешнеэкономической деятельности регионов;

рассмотреть внешнеэкономические связи Свердловской области;

сделать выводы и разработать рекомендации.

Исследованием внешнеэкономической деятельности регионов России, формам, перспективам этой деятельности посвящены работы А.Ю. Архипова, С.А. Нагдиева, Р.Ш. Бутаева, А.А. Асаилова, Н.Н. Волошина, Ю.Н. Грачева, Н.А. Михалевой, Т.Г. Морозовой, В.И. Самофалова, И.Спиридонова, Л.Е. Стровского, Б. Фомичева, И.В. Юсупова и др.

1. Внешнеэкономическая деятельность регионов: теоретический аспект

.1 Сущность внешнеэкономической деятельности регионов

В основе внешнеэкономической деятельности регионов России лежит, во-первых, объективный интерес экономической территории, взаимодействующей с окружающим внешним миром (вне пределов страны) соответственно особенностям размещения элементов производительных сил, географического положения, природных условий и наличия ресурсов; во-вторых, экономический интерес субъекта РФ - институционально-государственного образования, представляющего целевые ориентировки населения - локальной территориально-поселенческой общности (регионального социума); в-третьих, неотъемлемая часть общероссийского интереса в области внешнеэкономической деятельности данного региона.

Механизм внешнеэкономической деятельности в регионах РФ включает в себя формы этой деятельности: международную торговлю, кооперацию производства, в том числе функционирование совместных предприятий, привлечение иностранных инвестиций, активизацию во внешнеэкономических связях малого и среднего бизнеса, приграничное сотрудничество российских регионов, использование преимуществ зон свободного предпринимательства [1, c. 75].

Одной из основных форм внешнеэкономической деятельности в регионах является международная кооперация производства, одновременно представляющая собой важное средство структурной перестройки промышленности. Ведущими направлениями развития международных кооперационных связей в регионе являются: техническое перевооружение промышленного комплекса; развитие принципиально новых видов техники, технологий, в том числе энергосберегающих; совершенствование производств наукоемкой продукции с целью улучшения общего экспортного потенциала; создание экологически чистых производств; восстановление и развитие отраслей, обеспечивающих социально значимые потребности населения; развитие производства техники, оборудования для агропромышленного и энергетического комплексов; совершенствование системы научно-технической информации.

Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью на всех этапах развития российской экономики является одним из ведущим фактором экономического роста. Объективной необходимостью при этом является более полная реализация региональных преимуществ внешнеэкономических связей.

В периоды обострения экономического кризиса возникают упрощенные предложения вернуться к монополии государства на широкий спектр статей экспорта и полному лицензированию импорта как основного источника бед для неконкурентоспособной отечественной продукции. Однако, как известно, протекционизм имеет существенные недостатки, которые могут приводить к застою отечественной промышленности. Преимущество мировой торговли, выражается в возможности приобретения товаров по более выгодным низким ценам, однако, большинство стран не используют импортоориентированную внешнюю политику и признают необходимость использования особых мер защиты внутреннего рынка от конъюнктурных колебаний. И хотя импортоориентированная экономика дает быстрый экономический эффект, так как на мировом рынке можно купить товар дешевле и, возможно, более качественный, однако этот эффект может быть перекрыт долгосрочным мультипликативным эффектом от вложения средств в собственную экономику, в собственный регион [10, c. 55].

Функционирование социально-экономического комплекса большинства регионов в настоящее время в значительной мере обеспечивается экспортной деятельностью расположенных в их границах предприятий.

В схеме содействия экспорту, существенная координирующая роль может принадлежать территориальным органам, так как именно они являются центральным звеном управления внешнеэкономическим комплексом региона, работая одновременно в контакте с предприятиями-участниками внешнеэкономической деятельности, с управленческими структурами всех иерархических уровней соподчинения, представленными в регионе, с подразделениями инфраструктурного обеспечения региональной внешнеэкономической деятельности. Территориальные органы государственного управления владеют наиболее полной информацией о резервах (в том числе неиспользуемых) участия региона в международном разделении труда. Содействие экспорту становится важнейшим инструментом внешнеэкономической политики региональных органов управления. За федеральным звеном, бесспорно, остается стратегическая проработка вопроса, тогда как исполнение работы по стимулированию внешнеэкономических связей постепенно перемещается с федерального уровня на региональный, поскольку на современном этапе развития структурных изменений в хозяйственном комплексе региона поддержание рабочих мест, обеспечение налогооблагаемой базы и другие однопорядковые вопросы во многом ложатся на регионально-государственный уровень управления [2, c. 86].

Для обеспечения увеличения активности регионов Российской Федерации в реализации внешнеэкономической политики нужен постоянный поиск форм и методов стимулирования ВЭД. Тенденции расширения самостоятельности регионов в организации внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют создания региональных механизмов регулирования деятельности всех участников ВЭД. Необходимо исследование накопленного различными регионами России положительного опыта внедрения региональных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности и явлений, сдерживающих эти процессы.

1.2 Межрайонное разделение труда на основе специализации регионов

Межрайонное разделение труда на основе специализации регионов формирует национальное экономическое пространство, международное разделение труда через развитие мирохозяйственных связей генерирует мировое экономическое пространство. В результате интегрального воздействия внешнеэкономических и внутренних факторов формируются воспроизводственная модель, потенциал и конкурентоспособность региональной экономики. В свою очередь, особенности и масштабы социально-экономического потенциала региона предопределяют профиль его международной и межрегиональной специализации. Внутренняя и внешняя открытость в национальном и мировом экономическом пространстве означают участие региона в международном и межрайонном разделении труда, уменьшение барьеров на пути движения товаров, капитала, рабочей силы и информации, что обусловливает зависимость региональной экономики от тенденций и факторов, происходящих вне региона. Открытая экономика региона характеризуется, как правило, высокой долей внешнеторговых и межрегиональных связей в валовом региональном продукте и трансграничных инвестиций в общем объеме капиталовложений.

Вместе с тем открытость региона в мировой экономике должна быть разумной и обеспечивать национальные интересы и безопасность страны, препятствовать разрушению регионального социально-экономического потенциала. Еще Дж.М. Кейнс указывал на то, что чрезмерно либеральная внешнеэкономическая политика может оказаться губительной для экономики региона вследствие падения спроса. Относительная узость внутреннего рынка региона и усиление конкуренции, потребности дальнейшего роста компании и прибыли побуждают фирмы различных отраслей выходить на рынки за пределами региона и интегрироваться в межрегиональный и международный товарный, инвестиционный, технологический, информационный, финансовый, гуманитарный, миграционный и прочий обмен, что приводит к повышению открытости региона в национальном и мировом пространстве [3, c. 39].

Специализация региона и структура межотраслевых экономических связей объясняются обеспеченностью региона определенными ресурсами (принцип сравнительных преимуществ Д. Рикардо и теория Хекшера-Олина-Самуэльсона). Социально-экономическое развитие региона находится в прямой зависимости от объемов и структуры его вывоза или экспорта (теория экспортной базы). С течением времени производство высокотехнологических товаров перемещается из инновационных регионов в адаптивные, которые становятся их экспортерами (теория жизненного цикла товара в межрегиональном обмене) (рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные теории участия региона в межрегиональном и международном товарном обмене

Внутриотраслевой обмен между регионами объясняется теорией эффекта масштаба, при этом каждый регион получает выигрыш от специализации в системе мирохозяйственных и межрегиональных связей, выражаемый в улучшении структуры потребления и увеличении благосостояния населения. По теории конкурентных преимуществ М. Портера специализация и экономические связи региона обосновываются конкурентоспособностью фирм и детерминантами естественных и созданных конкурентных преимуществ региона.

Существует следующие экономико-математические модели по оценке влияния внешних условий и шоков на социально-экономическое развитие регионов: регрессионные модели вывоза и ввоза товаров в регион, модели межотраслевого и материально-финансового балансов, региональная модель общего равновесия. Для определения, например, вклада экспорта и внутренних факторов в экономический рост региона за определенный период времени используется следующая эконометрическая модель:

Y= а + bХ + cI,

где Y - валовой региональный продукт (абсолютное значение или темпы роста); а - константа; X - экспорт региона или темпы роста экспорта; I -внутренние инвестиции в регион или темпы их роста; b - коэффициент регрессии, показывающий, как изменится ВРП при изменении экспорта региона на единицу; с - коэффициент регрессии, показывающий, как изменится ВРП при изменении внутренних инвестиций региона на единицу.

Оба коэффициента регрессии имеют положительный знак, свидетельствуя о том, что рост экспортных поставок региона и инвестиций ведут к увеличению производства валового регионального продукта. При использовании в расчетах относительных величин, темпов роста показателей производства, инвестиций и экспорта коэффициенты регрессии приобретают смысл коэффициентов эластичности [11, c. 90].

1.3 Оценка факторов интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов

Оценка факторов интенсивности внешнеэкономических связей и потенциала импортозамещения в отдельных регионах должна производиться на основе более детального и конструктивного анализа региональных особенностей:

определения оптово-межрегиональных функций данного региона, а также степени его участия во внешнеэкономической деятельности;

наличия информации об импорте в регион соответствующих групп товаров;

получения информации о возможных изменениях таможенных тарифов по группам товаров;

определения зависимостей между величиной тарифов, объемом импорта и изменением цен на соответствующие товары.

Анализ региональных последствий осуществления политики импортозамещения, может быть в полной мере осуществлен при условии:

получения информации об изменениях таможенных тарифов по группам товаров;

определения зависимостей между величиной тарифов, объемом импорта и изменением цен на соответствующие товары;

наличия информации об импорте в регионы соответствующих групп товаров;

выделения оптово-межрегиональных функций отдельных субъектов федерации, а также исключения фактора формального отнесения импорта к регионам, реально слабо участвующим во внешнеэкономической деятельности [4, c. 75].

Основные факторы интенсивности ВЭД региона могут быть оценены с использованием следующей системы показателей:

Размеры роста (сокращения) импортозамещающих производств в регионе.

Рост (снижение) валового регионального продукта (ВРП).

Увеличение (уменьшение) количества новых рабочих мест.

Рост (уменьшение) бюджетных доходов.

Влияние на уровень жизни населения (разница между приростом денежных доходов и потерями населения в связи с изменением цен).

Рост (уменьшение инвестиций в основной капитал в связи с изменениями емкости внутреннего рынка отечественной продукции.

Для оценки указанных региональных последствий используются соответствующие расчетные параметры, включая:

степень зависимости (коэффициенты эластичности) изменения размеров импорта и объемов импортозамещающего производства от изменения величины таможенных тарифов по основным товарным группам (на основании анализа данных за репрезентативный ретроспективный период);

оценку влияния величины тарифов на уровень цен реализации по товарным группам;

оценку влияния изменения цен на емкость товарного рынка (платежеспособный спрос) по товарным группам в разрезе групп региона с различным уровнем доходов населения;

оценку изменения размеров рынка отечественной продукции, связанную с изменениями таможенных тарифов.

Для оценки возможного импортозамещающего роста производства по конкретным видам товаров и товарным группам используются коэффициенты эластичности импорта данных товаров по величине пошлины и объемов их выпуска по импорту. С учетом сделанных допущений, величина ожидаемого процентного прироста производства соответствующего вида продукции условно принимается одинаковой для каждого из ранее выделенных субъектов федерации [12, c. 42].

Указанный прирост определяется путем перемножения значений указанных коэффициентов эластичности, а также величины намечаемого изменения (в процентных пунктах) импортной пошлины по данному товару или товарной группе.

Расчет производится по формуле:

tотр = ti · kкор,

где tотр, ti - темпы роста в регионе соответственно базовой отрасли и производства продукции i-го вида (в процентах);кор - корректирующий (поправочный) коэффициент (принимается экспертно в зависимости от особенностей региональных отраслевых структур).

Определение темпа роста (темпа прироста) ВРП в регионе за счет импортозамещающего роста объемов продукции по каждой отдельной отрасли производится по формуле:

tВРП = 100+ n · (t - 100) · Км,

где tВРП - темп роста ВРП в регионе (в процентах);- доля базовой отрасли в структуре ВРП региона за базисный год;

Км - значение территориального коэффициента мультипликативности.

Если в регионе профилирующими являются две или несколько отраслей промышленности, то указанный расчет производится отдельно для каждой отрасли, а затем определяется итоговый индекс роста ВРП региона как средневзвешенный показатель исходя из отраслевой структуры базисного года.

Для определения темпов роста (темпов прироста) бюджетных доходов региона за счет эффекта импортозамещения и изменения таможенных тарифов может быть сделан с учетом следующих факторов. Бюджетные доходы регионов могут возрасти за счет:

а)   импортозамещающего роста производства в соответствующих отраслях. Рост собственных доходов региональных бюджетов (в реальном исчислении) может быть принят на уровне, соответствующему росту ВРП;

б)   пропорционального роста федеральных трансфертов, исходя из соответствующего увеличения объемов федерального бюджета. Рост доходов региональных бюджетов пропорционален росту федерального бюджета за счет изменения величины таможенных тарифов, объемов импорта и доле трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов региональных бюджетов за базисный год [5, c. 99].

Определение по региону темпов роста (темпов прироста) объема инвестиций в основной капитал и реальных доходов населения за счет фактора импортозамещения может быть сделано, исходя из принятой неизменности соотношения объемов инвестиций в основной капитал и ВРП по региону за рассматриваемый период. Темп роста данных инвестиций в регионе с учетом указанного фактора принимается равным расчетному темпу роста в них ВРП за счет фактора импортозамещения.

Аналогичным образом (по отношению к приросту ВРП) оценивается в регионе и динамика реальных денежных доходов населения.

В числе выходных параметров, после оценки изменений ценовых характеристик региональных потребительских рынков, могут быть просчитаны возможные потери населения от роста цен на импортируемую и аналогичную отечественную продукцию.

Уточнение выходных параметров и расширение круга учитываемых характеристик регионального развития могут быть осуществлены на последующих этапах работы, в т.ч. с привлечением данных по региону за базисный период о фактической доле отдельных товаров и товарных групп в структуре производства конкретных, профилирующих для региона отраслей промышленности.

2. Внешнеэкономические связи Свердловской области

.1 Экономический потенциал Свердловской области

Разность потенциалов субъектов РФ и экономический кризис обусловили дезинтеграцию российского товарного рынка, распад и натурализацию межрайонных производственных связей, рост ограничений на вывоз продовольствия. На трансформации межрайонных хозяйственных связей прежде всего повлияли либерализация цен, снижение емкости внутрироссийского рынка, рост транспортных тарифов, увеличение открытости России в мировой экономике, повышение роли внешнеэкономической деятельности регионов. Слабое развитие фондового рынка в регионах, концентрация основных финансовых ресурсов страны в столице, уменьшение передаваемых с федерального уровня в субъекты РФ налогов и трансфертов не способствовали укреплению бюджетного федерализма в России. Бюджетное неравенство регионов вело к дезинтеграции экономического пространства России, создавая нездоровую конкуренцию между субъектами за трансферты и льготы. В условиях рынка у товаропроизводителей появилась заинтересованность в расширении рынков сбыта продукции за пределы своих регионов. На первый план вышли интересы прибыльности предприятий и эффективности межрайонных производственных связей, что способствовало их рационализации [6, c. 100].

Экономическое сотрудничество регионов в 90-х годах осуществлялось в следующих правовых формах: деятельность межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия; заключение двусторонних соглашений между администрациями (правительствами) субъектов РФ; разработка и реализация федеральных программ, имеющих межрегиональную направленность; деятельность трансрегиональных финансово-промышленных групп; сотрудничество муниципальных образований. Свердловская область относится к регионам с высоким инвестиционным потенциалом (3,3% от общероссийского) и умеренным риском, занимая среди регионов страны третье место по промышленному производству, пятое место по налоговым платежам в федеральный бюджет, девятую позицию по объемам сельскохозяйственного производства. Сворачивание межрайонных связей в 90-е годы привело к снижению доли вывоза продукции в стоимости валового регионального продукта Свердловской области с 1/3 до 1/5. При сокращении вывоза продукции из области увеличилась его сырьевая компонента. Регион стал преимущественно ввозящим, и ввоз товаров примерно в 2 раза превышает их вывоз. Проанализировав участие Свердловской области в системе межрегиональных связей, можно сделать заключение, что регион остается ресурсной основой экономического пространства РФ. Несмотря на двукратное падение вывоза важнейших товаров межрайонной специализации с начала 90-х годов, область сохранила ведущие позиции в поставках на общенациональный рынок стальных труб (1-е место среди субъектов РФ), пиломатериалов (делит 1-е и 2-е места с Республикой Коми), деловой древесины (2- место после Кировской области), цемента (3-е место после Брянской и Белгородской областей), готового проката черных металлов (5-е место после Челябинской, Оренбургской, Липецкой и Кемеровской областей), шин для грузовых автомобилей (9-е место), цветных металлов, доменного, агломерационного, сталеплавильного оборудования, прокатных станов, буровых установок, экскаваторов, химического оборудования и т.д. (таблица 1) [7, c. 90].

Таблица 1 - Вывоз товаров производственно-технического назначения из Свердловской области в страны в 2005-2010 гг.


Свердловская область испытывает недостаток собственных топливно-энергетических ресурсов и продовольствия, что объясняет превышение завоза над вывозом сырья и материалов в 2,3 раза, продовольственных товаров - в 3 раза. Непродовольственных товаров вывозится на 25% больше, чем ввозится из других регионов России, что свидетельствует о достаточной конкурентоспособности данной группы товаров на общенациональном рынке. По машинам и оборудованию прослеживается примерный баланс ввоза и вывоза. Географическая структура вывоза из области основных товарных групп представлена на рисунках 2-5.

Рисунок 2 - Структура вывоза из Свердловской области сырья и материалов в 2010 г.

Рисунок 3 - Структура вывоза из Свердловской области машин и оборудования в 2010 г.

Рисунок 4 - Структура вывоза из Свердловской области продовольственных товаров в 2010 г.

Рисунок 5 - Структура вывоза из Свердловской области непродовольственных товаров в 2010 г.

Социально-экономический потенциал области может быть использован в качестве основы реструктуризации хозяйства сопредельных уральских и сибирских регионов в направлении развития новейших секторов экономики, прежде всего наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности, финансовых, медицинских, образовательных, юридических, торговых и туристических услуг. Увеличится вклад области в межрегиональный обмен парфюмерно-косметической продукцией, непродовольственными товарами, продукцией кондитерской промышленности.

Как и прежде, Свердловская область сохранит в национальном пространстве России роль поставщика черных и цветных металлов, базы технического перевооружения и модернизации основных фондов сопредельных регионов. Уральские машиностроительные заводы будут увеличивать поставки в Азию оборудования для нефтегазовой промышленности, во многие страны мира - оборудования для лесопромышленного и металлургического комплексов. Ожидается усиление кооперационных связей между странами таможенного союза.

.2 Международные связи Свердловской области

В 2010 г. в пятерку лидеров РФ по степени экспортной ориентированности экономики вошли Москва, Тюменская область с округами, Красноярский край, Кемеровская и Свердловская области.

Все регионы Урала, за исключением Курганской области, являются крупнейшими экспортно-ориентированными субъектами РФ и отличаются высокой степенью открытости в системе мирохозяйственных связей. Наибольшая доля внешнеэкономических связей в валовом региональном продукте характерна для Челябинской, Свердловской и Оренбургской областей, где экспортная квота валового внутреннего продукта составляет примерно одну четверть. В Удмуртской Республике и Башкортостане, Пермской области доля экспорта в ВРП близка к 20%, что также характеризует их интегрированность в международные торговые связи как высокую, на уровне среднероссийской. Быстрое открытие экономик областей и республик Урала происходило в начале 90-х годов на фоне кризисного падения производства и значительных различий в ценах внутреннего и мирового рынков. В условиях экономического оживления в РФ к концу периода величина индекса открытости регионов Урала стабилизировалась и имеет тенденцию к снижению.

Производя 4,9% промышленной продукции России, Свердловская область занимает в стоимостном объеме экспорта страны 3,5, импорта - 2,1%. Международной специализацией области, прежде всего, является продукция металлургического комплекса, удельный вес которой в экспорте составляет более 60%. На Свердловскую область приходится 11% экспорта черных и цветных металлов РФ (второе место среди субъектов РФ после Красноярского края) и около 9% вывоза за рубеж продукции нефтехимического комплекса России (второе место после Пермской области).

Трансформации в структуре и объеме внешнеэкономических связей были значительными в начале 90-х годов и после финансового кризиса 2008г. Структурный сдвиг выразился в резком увеличении экспорта из области проката черных металлов, цветных металлов, химических товаров после того, как предприятия получили право самостоятельного выхода на внешние рынки в условиях ценовой конкурентоспособности уральской продукции. Конъюнктура мирового рынка благоприятствовала экспортерам металлопродукции в 2000-2002 и 2004 гг. В географической структуре внешнеторгового оборота региона доля стран СНГ снижалась, удельный вес стран дальнего зарубежья возрастал и составил к 2010 г. 85,6% в экспорте и 70% в импорте области. Среди 107 торговых партнеров Свердловской области основными являются: США, Нидерланды, Великобритания, Казахстан, Италия, Германия. Обесценивание российского рубля в результате финансового кризиса вызвало резкое сокращение импорта в регион, при этом экспорт вырос незначительно в 2008 г. и существенно в 2010 г. (на 15,9%). Эффект импортозамещения исчерпан, и темпы прироста импортных поставок превысили прирост экспорта, составив в 2010 г. более 29%. В товарной структуре экспорта трансформации выразились в резком уменьшении доли черных металлов и изделий из них, которые в начале 90-х гг. обеспечивали более 80% валютных доходов области, а в 2010 г. лишь 25%. В начале 2011 г. наметились позитивные тенденции сокращения доли бартерной торговли во внешнеторговом обороте Свердловской области и некоторого увеличения экспорта продукции более высокой степени обработки. Стабильным оставался вывоз за рубеж цветных металлов - примерно 35% стоимости экспорта региона, нефтехимической продукции - 23,7%. Товарная структура экспорта области в 2010 г. представлена на рисунке 8 [14, c. 77].

Рисунок 8 - Товарная структура экспорта Свердловской области в 2010 г.

Свердловская область сохранила свою прежнюю международную специализацию с негативной тенденцией к усилению сырьевой направленности. В поставках продукции за рубеж остается низкой доля продукции высокой степени переработки. В экспортно-ориентированных отраслях происходит старение основных фондов, необходима коренная реконструкция, внедрение прогрессивных технологических процессов.

3. Выводы и рекомендации

В результате проведенного исследования, можно сделать вывод о повышении роли внешнеэкономических и снижении роли внутринациональных связей Свердловской области в условиях рыночной трансформации российской экономики.

В результате к концу 2010 г. в системе экономических связей Свердловской области на внешний товарооборот приходилось более половины стоимости ввоза и вывоза продукции, а растущая открытость региона в мировом экономическом пространстве стала сопоставимой с уменьшавшейся открытостью в национальном пространстве.

Рисунок 9 - Внешнеэкономические и межрегиональные связи Свердловской области за 2010 г. в % от суммарных объемов вывоза и ввоза продукции

Так, в Свердловской области объемы межрайонных и внешнеэкономических связей практически выровнялись, составив примерно по 20% от ВРП области в 2010 г. При этом в вывозе сырья и материалов из Свердловской области 54% приходится на поставки в страны дальнего зарубежья, 44% - на вывоз в другие регионы страны. В вывозе машин и оборудования, наоборот, основным рынком сбыта выступают регионы России, куда из области отгружается 72% вывозимых машинотехнических изделий. Негативным следствием изменения структуры хозяйственных связей области стало сокращение товарооборота со странами СНГ и некоторое его снижение с регионами Уральского экономического района (рисунок 9) [13, c. 55].

Таким образом, в период становления основ рыночной экономики в России отчетливо проявился экспортно-импортный императив, когда роль внешней торговли как фактора экономического развития регионов значительно возросла.

Расширение внешнеэкономических связей регионов России компенсировало сворачивание межрегиональных взаимодействий, которые упали вследствие кризисного сокращения производства. В результате внешний рынок сбыта продукции для российских предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию, стал привлекательнее по сравнению с национальным рынком, и международные хозяйственные связи во многих случаях стали предпочтительнее внутрироссийских производственных взаимодействий. Расширение внешнеэкономических связей регионов привело к увеличению неоднородности российского экономического пространства.

Увеличение инвестиций обеспечивает прирост ВРП регионов Урала, в несколько раз превышающий вклад экспорта в подъем производства. Можно заключить, что экспорт сыграл позитивную роль в смягчении кризисного спада производства в регионах, но ведущую роль в стабилизации социально-экономического положения и выходе на траекторию устойчивого роста ВРП имеют внутренние факторы экономического роста, прежде всего вложения в основной капитал, обновление парка машин и оборудования.

Некоторую угрозу экономической безопасности РФ представляют появившаяся сильная зависимость ряда регионов от конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, непрекращающийся вывоз капитала, рост внешнего долга России, увеличение зависимости потребительского рынка от импортных товаров, сворачивание ряда национальных производств, ослабление аграрного сектора экономики, тенденция к превращению РФ в сырьевой придаток развитых стран. Однако экономической безопасности страны угрожают в большей степени не внешнеэкономические связи, а внутренние деструктивные процессы разрушения производственного потенциала и промедление в осуществлении реструктуризации производства и экспорта.

Глобально-ориентированная политика направлена на повышение конкурентоспособности региона на внутринациональном и внешних рынках через мобилизацию интеллектуального и научного потенциала территории, обеспечение мобильности факторов производства, мониторинг конъюнктуры региональных и мировых товарных и финансовых рынков, маркетинг и рекламу региона, повышение качества и имиджа продукции. Расширение экономических связей региона связано с проведением экспортоориентированной политики, стратегии стимулирования экспорта прямых инвестиций предприятий региона и привлечения транснациональных и трансрегиональных компаний в регион, с поддержкой экспортеров машиностроительной продукции и услуг, усилением интеграции и взаимодействия с сопредельными территориями [8, c. 133].

Вариант изоляции России от мирохозяйственных связей представляется тупиковым, ведущим к снижению благосостояния страны. Вместе с тем внутренний рынок сохраняет свою значимость и приоритетность для большинства предприятий Свердловской области, прежде всего обрабатывающей промышленности, но эффективное развитие национального рынка невозможно без благотворного влияния иностранной конкуренции.

Для обеспечения увеличения активности регионов Российской Федерации в реализации внешнеэкономической политики нужен постоянный поиск форм и методов стимулирования ВЭД. Тенденции расширения самостоятельности регионов в организации внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют создания региональных механизмов регулирования деятельности всех участников ВЭД. Необходимо исследование накопленного различными регионами России положительного опыта внедрения региональных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности и явлений, сдерживающих эти процессы [9, c. 90].

Для повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности региона могут быть предложены следующие направления:

-     срочная разработка и принятие научно-обоснованной промышленной (отраслевой) политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей, поощрения конкуренции на внутреннем рынке. Без такой политики успешное развитие внешнеэкономической деятельности региона невозможно;

      ввод в действие государственной системы поощрения промышленного экспорта, в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их внешнеторговой маркетинговой деятельности. Особенно это касается мер поддержки аграрного сектора;

      создание механизмов временной государственной поддержки предприятий региона, особо страдающих от резко возросшего импорта;

      создание государственной системы внешнеэкономической информации для предприятий (цены, условия торговли и т.п.);

      подготовка в регионе специализированных во внешнеэкономической деятельности кадров (юристов и экономистов);

      постоянный мониторинг внешнеторговых контрагентов и всех торговых барьеров, создаваемых ими, публикация регулярных отчетов его результатов.

Оценка факторов интенсивности внешнеэкономических связей и потенциала импортозамещения в отдельных регионах должна производиться на основе более детального и конструктивного анализа региональных особенностей:

определения оптово-межрегиональных функций данного региона, а также степени его участия во внешнеэкономической деятельности;

наличия информации об импорте в регион соответствующих групп товаров;

получения информации о возможных изменениях таможенных тарифов по группам товаров;

определения зависимостей между величиной тарифов, объемом импорта и изменением цен на соответствующие товары.

Анализ региональных последствий осуществления политики импортозамещения, может быть в полной мере осуществлен при условии:

получения информации об изменениях таможенных тарифов по группам товаров;

определения зависимостей между величиной тарифов, объемом импорта и изменением цен на соответствующие товары;

наличия информации об импорте в регионы соответствующих групп товаров;

выделения оптово-межрегиональных функций отдельных субъектов федерации, а также исключения фактора формального отнесения импорта к регионам, реально слабо участвующим во внешнеэкономической деятельности.

Заключение

Механизм внешнеэкономической деятельности в регионах РФ включает в себя формы этой деятельности: международную торговлю, кооперацию производства, в том числе функционирование совместных предприятий, привлечение иностранных инвестиций, активизацию во внешнеэкономических связях малого и среднего бизнеса, приграничное сотрудничество российских регионов, использование преимуществ зон свободного предпринимательства. Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью на всех этапах развития российской экономики является одним из ведущих факторов экономического роста. Объективной необходимостью при этом является более полная реализация региональных преимуществ внешнеэкономических связей.

Для повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности региона могут быть предложены следующие направления:

-     срочная разработка и принятие научно-обоснованной промышленной (отраслевой) политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей, поощрения конкуренции на внутреннем рынке. Без такой политики успешное развитие внешнеэкономической деятельности региона невозможно;

      ввод в действие государственной системы поощрения промышленного экспорта, в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их внешнеторговой маркетинговой деятельности. Особенно это касается мер поддержки аграрного сектора;

      создание механизмов временной государственной поддержки предприятий региона, особо страдающих от резко возросшего импорта;

      создание государственной системы внешнеэкономической информации для предприятий (цены, условия торговли и т.п.);

      подготовка в регионе специализированных во внешнеэкономической деятельности кадров (юристов и экономистов);

      постоянный мониторинг внешнеторговых контрагентов и всех торговых барьеров, создаваемых ими, публикация регулярных отчетов его результатов.

Основные факторы интенсивности ВЭД региона могут быть оценены с использованием следующей системы показателей:

Размеры роста (сокращения) импортозамещающих производств в регионе.

Увеличение (уменьшение) количества новых рабочих мест.

Рост (уменьшение) бюджетных доходов.

Влияние на уровень жизни населения (разница между приростом денежных доходов и потерями населения в связи с изменением цен).

Рост (уменьшение инвестиций в основной капитал в связи с изменениями емкости внутреннего рынка отечественной продукции.

Для обеспечения увеличения активности регионов Российской Федерации в реализации внешнеэкономической политики нужен постоянный поиск форм и методов стимулирования ВЭД. Тенденции расширения самостоятельности регионов в организации внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют создания региональных механизмов регулирования деятельности всех участников ВЭД. Необходимо исследование накопленного различными регионами России положительного опыта внедрения региональных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности и явлений, сдерживающих эти процессы.

Список использованной литературы

1.       Архипов А.Ю., Черковец О.В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов.- М.: Феникс, 2006. - 318 с.

2.       Богданов С.Н. Внешнеэкономические связи Урала // Региональная внешнеэкономическая политика: цели, инструменты, приоритеты. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, Акад. гос. службы. 2007. - 200 с.

3.       Булатов А.С. Мировая экономика - М.: Экономист, 2007. - 734 с.

4.       Вардомский Л.Б., Скатерщикова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. - М., 2006. - 415 с.

5.       Капустина Л.М. Методология диагностики конкурентоспособности территории и рейтинг регионов по уровню открытости в мировом экономическом пространстве. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. - 314 с.

6.       Капустина Л.М. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста / Под ред. А.И.Татаркина. - Екатеринбург: УрО РАН, 2006. - 286 с.

.        Корсаков А.П. Регион в мировом и национальном экономическом пространстве.- Екатеринбург: УрО РАН, 2007. - 280 с.

8.       Николаева Н.И. Мировая экономика.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 510 с.

9.       Никольский Д.В.Внешнеэкономическая деятельность регионов России // Учебное пособие для ВУЗов, 2006. - 290 с.

.        Ройзман И. Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов // Инвестиции в России. 2006, № 3. - С. 55.

.        Селин В.С., Башмакова Е.П., Новосельцева В.Д. Внешнеэкономическая деятельность региона: тенденции, проблемы, перспективы переходного периода. - М., 2007. - 380 с.

12.     Сергеев Н.А. Трансформация внешнеэкономических и межрегиональных связей Свердловской области в условиях либерализации внешней торговли // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. № 4. - С.42.

13.     Татаркин А.И. Екатеринбург в системе межрегиональных, национальных и мирохозяйственных связей: Научный доклад на международной научно-практической конференции «Города России на пороге XXI века: теория и практика стратегического управления». - Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2008. - 67 с.

.        Уральский регион: проблемы и перспективы развития / В.П. Чичканов, Н.А.Сергеев, А.И.Татаркин, Н.М. Ратнер, Г.А.Ковалева и др. - М.: Наука, 2008. - 440 с.

Похожие работы на - Внешнеэкономические связи Свердловской области

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!