Подъем культурно-технического уровня рабочего класса и его роль в Центральном Черноземье в годы предвоенных пятилеток
Подъем культурно-технического уровня рабочего класса и
его роль в Центральном Черноземье в годы предвоенных пятилеток (1928-1941 гг.)
Е.Ю. Прокофьева
Ретроспективный
анализ истории становления и развития такого явления, как советская культура
20-х - 30-х гг. XX в., на современном этапе перехода России к новой модели
общественного развития представляется весьма актуальным. В этой связи
существенно важным является также обобщение позитивных моментов исторического
опыта организации повышения культурно-технического уровня рабочего класса
Центрального Черноземья в годы реконструкции хозяйства СССР (сер. 20-х - нач.
40-х гг.).
В
Центральном Черноземье прежде не существовало развитой индустрии, а кадры
рабочего класса формировались из крестьян, впервые пришедших в город и не
обладавших необходимым минимумом квалификационных навыков. По расчетам
академика С.Г. Струмилина, общая грамотность, полученная рабочим за год
обучения, обеспечивала рост производительности его труда в среднем на 30 %, в
то время как рост производительности труда неграмотного рабочего, обладавшего
лишь практическими навыками, полученными на производстве, составлял от 12 до 16
%, то есть год школьного образования давал примерно в 2,6 раза большую прибавку
квалификации, чем год обычного заводского стажа. При этом эффективность от
повышения производительности труда грамотных рабочих в 26,7 раза перекрывала
государственные затраты на их школьное обучение [1].
В
Центральном Черноземье в годы 1-й пятилетки 100 тыс. культармейцев обучили
грамоте более 1 млн. человек [2]. По оценке Наркомпроса РСФСР, эти цифры были
рекордными для Советской России. По решению XVI съезда ВКБ (б), обязавшему в
процессе организации всей культурной работы применять методы соцсоревнования,
был подписан договор о соревновании по ликвидации неграмотности между
Центрально-Черноземной областью и Средне-Волжским регионом. В условия
соревнования входили: полный учет неграмотных и малограмотных, охват сетью
ликбеза всех неграмотных, сроки достижения сплошной грамотности, посещаемость
точек ликбеза, постановка политпросветработы в школах и кружках ликбеза, меры
по укреплению культурного фонда регионов. К середине 1-й пятилетки Курский
округ, а затем и другие округа ЦЧО в числе первых по РСФСР перешли на
непрерывный учебный год в сети ликбеза (согласно Постановлению ВЧК по
ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР и Центрального штаба
ликбезпо-хода от 30 марта 1930 г. «О непрерывном учебном годе») [3]. О росте
грамотности населения ЦЧО в эти годы свидетельствуют обобщенные данные табл. 1
[4].
Год
Похожие работы на - Подъем культурно-технического уровня рабочего класса и его роль в Центральном Черноземье в годы предвоенных пятилеток
|