Содержание учебных дисциплин в риторических школах Галлии IV - V вв.
Содержание учебных дисциплин в риторических школах
Галлии IV - V вв.
Т. Б. Перфилова
В
нашей первой публикации, посвящённой грамматическим и риторическим школам провинции
Галлия [1], мы рассмотрели организацию учебной деятельности на втором и третьем
этапах обучения будущих ораторов, юристов, государственных служащих. В
предлагаемой вашему вниманию новой статье мы продолжаем изложение темы «Высшие
школы в западных провинциях Римской империи (на примере Галлии IV - V вв.)»,
раскрывая один из интереснейших её аспектов, связанных с изучением содержания
учебных дисциплин в учебных заведениях гуманитарного профиля.
В
высшей школе Бурдигалы в недрах целостного гуманитарного знания существовала
своеобразная специализация учебных дисциплин, обусловленная научными
пристрастиями преподавателей. Одни «законам стиха обучали и рифмам учили» (Avs.
Profes. 3, 3 - 4; 5, 12 - 13; 21, 14), других более привлекала история («Ливия
был ты знаток и Геродота трудов» - ibid. 20, 7 -8); третьи шли по стезе
Пифагора (ib. 11). Кто-то был силён в «вымыслах мифов» (ib. 21, 25 -27) или в
древнем законотворчестве (22, 13). Однако всех преподавателей объединяли такие
профессиональные качества, как красноречие, учёность, преданность научным
идеалам.
Авзоний
уверен, что каждый хороший преподаватель внёс свою лепту в формирование будущих
риторов или адвокатов. Алетий Минервий дал им «знаний когорту» (6, 21 - 22),
грамматик и ритор Непоциан был «в стиле лучше других» (15, 10-11), Эксуперий
обучал эстетике одежды и жестов (17, 1 - 3). Следовательно, риторическая школа
давала знания, формировала умения и навыки, применяемые в юриспруденции и
разнообразных жанрах красноречия, знакомила с элементами театрального
искусства, также востребованного представителями ораторского искусства.
Авзоний, вполне довольный своей образованностью, написал про риторическую
школу: «… юношей многих она образовала вполне» (Profes. 14, 10).
Произведения
Авзония и Аполлинария Сидония [2], а также их письма позволяют нам более
подробно осветить программу обучения в риторических школах. Упоминания имён
представителей греческой и римской культуры, цитирование их произведений,
литературные заимствования устойчивых словосочетаний, выученных в школе, дают
нам возможность выявить каноны в образовательной практике высших учебных
заведений гуманитарного профиля, отметить изменения, произошедшие в
риторических школах от IV к V веку [3]. В таблице, приводимой ниже, мы
указываем имена деятелей античной культуры, известные нашим «респондентам»,
расположив их в хронологическом порядке, а с помощью знака «+» обозначаем
степень осведомлённости Авзония и Аполлинария Сидония с их творениями.
Подчёркнутыми являются имена, знакомые обоим галльским аристократам.
Представители античной культуры
Похожие работы на - Содержание учебных дисциплин в риторических школах Галлии IV - V вв.
|