Хакасы. Историко-этнический очерк
Хакасы. Историко-этнический очерк
Ранние
предки человека появились на просторах Южной Сибири более 300 тыс. лет назад.
Время появления "человека разумного" на территории Хакасии,
датированное по верхнепалеолитической стоянке Малая Сыя, - не позднее 34 тыс.
лет назад. Уже в конце каменного века (IV тыс. до х.э.) неолитические охотники
и рыболовы начинают переход к производящему хозяйству в форме скотоводства.
Первая раннеметаллическая культура - афанасьевская - возникла в середине III
тысячелетия до н.э. Этот очаг обработки металлов - древнейший из известных во
всей Северной и Восточной Азии. Конец бронзового века отмечен расцветом
карасукской культуры (XIII-VIII вв. до х.э.): высокого уровня достигли горное
дело и металлургия, скотоводство молочного направления.
К
VII в. до н.э. в ранний железный век в Хакасии и прилегающих лесостепных
районах развивается оседлая земледельческая тагарская культура (VII - III вв.
до х.э.), входившая в скифо-сибирскую культурно-историческую общность. Это была
эпоха становления классовых отношений, приведшая в IV - III вв. до х.э. к
возникновению первого южносибирского государства. Древнекитайские летописи
называли его создателей народ "динлин", а государство
"динлин-го". Южные соседи писали: "Есть царство Динлин. У людей
в нем ниже колен растет шерсть, (у них) лошадиные копыта, (они) любят
ходить". Легендарными кентаврами рисуются древние жители Хакасии. Однако
жилища "тагарцев" - рубленые деревянные избы, специальные загоны для
скота, многочисленные орудия земледелия свидетельствуют об оседлом образе
жизни.
К
тагарскому времени относятся впечатляющие памятники погребальной архитектуры -
"царские" захоронения в заповедной Салбыкской котловине. Наибольший
курган первоначально имел в высоту до 25-30 метров, а многотонные блоки
доставлялись к основанию этой земельной пирамиды за 20 и 70 км. Около 201 года
до х.э. государство Динлин было разгромлено войсками гуннов. В
Хакасско-Минусинскую котловину передвинулось тюркоязычное племя кыргызов. Так
впервые в письменных источниках (в произведениях Сыма Цяна) при описании
хуннских завоеваний встречаются кыргызы (в традиционной русской транскрипции -
гэгунь). В дальнейшем этноним встречается при упоминании событий 49 г. до н.э.
(в форме гяньгунь), 553 г. (кигу), 638 г. (гегу), 648 г. (вновь гяньгунь),
между 758 и 843 гг. (хягяс). Необходимо отметить, что кыргызы являются первым
народом, тюркоязычность которого доподлинно известна, упомянута в сведениях
китайских источников. Китайцы рисовали последующую ситуацию так: "их
(гяньгуней) племена смешались с динлинами". Кыргызы стали
военно-аристократической верхушкой новой этнополитической общности.
Они
сформировали институт межэтнической эксплуатации, который известен во многих
государствах прошлого: чингизиды у народов Средней Азии, норманны-русы в
Киевской Руси, маньчжуры в Китае XVII - XIX вв. и т.д. Эту ситуацию застали и в
XVII в. русские поселенцы в Сибири, которые встретили ожесточенное
сопротивление местного населения, возглавляемого беками енисейских кыргызов.
Первое упоминание о кыргызах в западных источниках относится к VI в. в
сообщениях византийского историка Менандра Протектора в форме Сherkis. В
орхонских памятниках (начало VIII в.) неоднократно встречается в различных
сочетаниях термин qїrqїz. Кыргызы являлись одним из четырех основных
тюркоязычных этносоциальных объединений (наряду с собственно тюрками, огузами и
кипчаками), сложившихся практически одновременно, между V-VII вв. и в течение
почти тысячелетия влиявших на судьбы Центральной и Средней Азии".
Первая
половина I тыс. до х.э. - время складывания новой государственности на
территории Хакасии. В исторической литературе, принадлежащей к четко
очерченному ареалу влияния профессора Л.Р. Кызласова, применительно к
раннесредневековому населению современной Хакасии помимо термина
"кыргыз" используется термин "древние хакасы", т.к.
языковые, археологические и этнографические материалы позволяют видеть в
коренном этносе Республики Хакасия - хакасах, - прямого преемника традиций создателей
Кыргызского государства VI - XIII вв. В трудной и суровой борьбе с агрессивными
соседями кыргызы отстаивали свою независимость. Могучие каганаты (от тюркского
"каган" - император, хан ханов) тюрков и уйгуров неоднократно
предпринимали опустошительные походы в Хакасию, которые приносили захватчикам
по их же собственным утверждениям, выбитым на каменных стелах, "горы
зерна", множество лошадей и скота, оружие и ювелирные изделия, золото и
рабов. В 568 году тюркский каган подарил послу византийского императора пленницу
из народа "херхисов", т.е. кыргызов.
Кыргызы
искали союзников для борьбы с завоевателями. В 632 году на берега Енисея прибыл
китайский посол Ван И-Хун, а в 643 году ответное посольство привезло в подарок
китайскому императору "соболиные шубы и соболиные шкуры". С 648 года
Китай посещали кыргызские правители и торговцы. В 711 году посольство с Енисея
прибыло и в Тибет. В этот период наибольшую угрозу для раннесредневековых
кыргызов представлял каганат орхонских тюрков (Орхон - река в Монголии на
которой располагалась ставка тюркского кагана). Кыргызский правитель -
Барс-бег, заручившись поддержкой китайцев и тюргешей (тюркоязычного народа
Средней Азии), объявил себя каганом, что означало претензию на полный
суверенитет Кыргызского государства. Тюрки решили разбить опасную коалицию,
нанеся превентивный удар. Зимой 710 - 711 гг. они под водительством неистового
Кюль-тегина и мудрого Тоньюкука предприняли военный поход через Саяны.
Проводник из народа "степных азов" сознательно завел врагов в
труднопроходимую заснеженную тайгу и был заколот. На десятые сутки,
"пролагая дорогу через снег глубиною с копье", тюрки пробились в
верховье р. Она. Неожиданно напав на войско кыргызов в долине р. Сон, тюрки
одержали победу, убив Барс-кагана. Удовлетворившись захватом трофеев, они
вскоре вернулись обратно, а самостоятельность государства на Енисее была вскоре
восстановлена, т.к. новые посольства в Китай состоялись уже в 722 и 723 гг.,
возглавляемые подросшими сыновьями Барс - кагана. Необходимо отметить, что они
приходились тюркским ханам "даями", т.к. женой Барса была младшая
сестра Кюль-тегина и Могиляна.
Вскоре
в 40-х годах VIII в. тюрки были разбиты уйгурами, основавшими свой каганат и
ставшими с 745 г. полными хозяевами Центральной Азии. Они захватили территорию
Тувы, постоянно угрожая существованию Кыргызского государства, изолировали его
от внешних сношений и торговли. Однако постепенно кыргызы смогли усилиться (в
этот период, как показали исследования хакасского археолога Я.И. Сунчугашева,
вдвое возрастает объем горнов для выплавки железной руды). В начале IX в.
кыргызы настолько окрепли, что их правитель вновь объявил себя каганом. Это
привело к двадцатилетней войне. Наконец, в 840 г. кыргызская армия с уйгурскими
перебежчиками атаковала уйгурскую столицу - Орду-Балык.
Уйгурский
каган пал в бою, его войско было рассеяно. Преследуя остатки уйгуров кыргызы
хакасы с боями дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Восточного
Туркестана. Этот период истории В.В. Бартольд назвал "кыргызским
великодержавием". Кратко рассмотрим внутреннюю жизнь самого мощного
государства Центральной Азии того времени. Кыргызы предоставляли государству
высших военных и административных руководителей. Они считались связанными и
династийно, и через брачные отношения, с правящими домами Китая и других
сопредельных стран. Служение "божественному государству" и правителю
считалось высшей честью для военного сословия. Правитель имел титул кагана. Его
жена носила титул катун. Императорская чета почиталась народом как земная
"ипостась" божественной пары Тенгри ("Небо") и Умай -
покровительницы рожениц и детей. Судя по сообщениям Рашид-ад-дина знатные люди
пользовались титулом "иди" (господин, хозяин). В современном
хакасском "з"-языке этот термин звучит как "ээзи". В
государстве был единый календарь - циклическая система с периодом в 12, 60 и
более лет, сохранившаяся и у современных хакасов. Интересно, что упоминание о
ставшем почти общемировым календаре (гороскопы, символика и т.п.) впервые
встречается как раз в китайском повествовании о кыргызах. Китайцы тогда
"звериного" календаря не знали. Общегосударственная руноподобная
письменность, восходящая через согдийское посредство к ближневосточным
алфавитным системам (арамейская и т.д.) являлась главным культурным
достижением.
Вероятно,
часть населения жила преимущественно оседло, т.к. возделывались разнообразные
земледельческие культуры: пшеница, просо, ячмень, конопляное семя, плодовые
деревья, овес и рожь. В основном зерно перемалывали ручными мельницами, но
имеются сведения об устройстве водяной сложной мельницы. Плужное земледелие и
разветвленная ирригационная сеть позволили получать в засушливом летом и
морозном зимой климате хорошие урожаи. Верховная власть кагана опиралась на
государственный аппарат, основывавшийся на военной силе. Мощная армия, комплектовавшаяся
десятитысячными округами (туменами), в случае ведения тяжелой войны дополнялась
ополчением. Закованный в панцирь кыргызский рыцарь - алып, вооруженный копьем,
палашом, боевой палицей или чеканом, являлся главной ударной силой конницы.
Армией управляли сангуны (генералы). Среди других титулов - бег, тархан, тутук,
джарган (судья) и т.д.
Кыргызская
знать жила в укреплениях крепостного типа. Источники противоречиво отмечают,
что в средневековой Хакасии были города. Однако, возможно, что это относится к
другим областям расселения кыргызов. Очень широкими были торговые связи - в
Хакасию приходили караваны из городов Восточного Туркестана, Афганистана,
Средней Азии, Китая и Тибета.
XIII
в. стал переломным в самостоятельном развитии Саяно-Алтая. Великий Монгольский
Улус во главе с Чингисханом и его потомками раздавил независимость и
оригинальность культуры енисейских кыргызов. Население подвергалось физическому
истреблению и принудительным депортациям со стороны юаньского Китая. Очень мало
сведений известно о периоде с конца XIV в. до конца XVI в. в истории Хакасии.
Это "темные века", наполненные драматическими событиями, отраженными
в фольклоре.
Профессор
В.Я. Бутанаев, специально исследовавший данную тему, предложил гипотезу
образования в эпоху позднего средневековья различными племенами
Хакасско-Минусинской котловины (видимо, даже более обширного региона) под
эгидой кыргызов, оставшихся после монгольского завоевания, единой
этносоциальной общности "Хонгор" или "Хонгорай/Хоорай".
Если принять, что данные исторического фольклора хакасов действительно донесли
до нас этноним, а не топоним или что-то иное, то в дальнейшем поиске участвуют
сведения широкого круга письменных источников XVII-XVIII вв. В.Я. Бутанаев
полагает, что "хоорайскую" общность можно рассматривать как начальный
этап формирования хакасского народа.
Известно,
что в XVII в. Хакасия входит раздробленной на четыре княжества-улуса:
Алтысарское, Езерское (Исарское), Алтырское и Тубинское. Алтысарский улус
получил название от хак. "алтынзархы" - северный или нижний (по
течению Енисея). В узком смысле только его население русские называли
"Киргизы" или "Большие Киргизы". Улус объединял следующие
аймаки: кызыл, шуй, аже, тумат и др. Исарский улус (от хак. "iссархы"
- внутренний) находился в центре Хакасско-Минусинской котловины от устья р.
Абакан до р. Огур. Основное население - ызыры (езерцы) и кереиты. Алтырский
улус (вероятно, от хак. "алдыра" - вперед, передний, верхний). Был
самым южным или верхним по течению Енисея с очень пестрым населением: сагай,
бельтыр, табан, саян, иргит, чистар и др.
Тубинский
улус охватывал правобережье Енисея и объединял собственно туба и модар, которые
считались с кыргызами "одни люди и род и племя", а также их кыштымов,
включая удаленных друг от друга тофаларов Саян и тубаларов Северного Алтая.
Объединенную территорию этих земель под управлением кыргызов в русских
документах XVII в. называли "Кыргызской землицей". Представители всех
четырех улусов (с решающим влиянием кыргызов) могли собираться на съезд и выбирать
"лучшего князя", который выполнял внешнеполитические функции.
Население
делилось на "хасха сooк" (белая кость), к которым относились кыргызы,
и на "пора сooк" (серая кость) - низшие, кыштымы. Социальная
стратификация выражалась и в наличии слоя чайзанов (русск. "лучшие
люди") и харачы (чернь). Чайзаны руководили чиновниками. Суд от имени бека
вершили яргучи. У бека в мирное время была постоянная дружина до 40 батыров
(хак. матыр). Во время войны они становились во главе отрядов, набранных из
улусных людей и даже кыштымов.
Среди
народов Южной Сибири кыргызы выделялись своей воинственностью и лютым нравом.
Русские отмечали, что "всегда опасно от киргизов, которых человек с 1000,
только гораздо воисты". У хакасов существует выражение "хыргыстын
хыргычы" - кыргызская воинственность, а средневековье называется
"хыргыс чаазы" - эпоха кыргызских войн. У многих народов юга Сибири
матери пугали детей: "Вот придет кыргыз, тебя поймает и съест".
Тем
не менее, кыргызы сами находились в вассальной зависимости у монгольских Алтын-ханов,
а позднее - у джунгар.
Первые
контакты между кыргызами и русскими начались с постройки в 1604 г. Томского
острога на земле эуштинских татар - данников кыргызских беков (хак. пиглер).
Затем более ста лет шел очень сложный и болезненный процесс вхождения Хакасии
под юрисдикцию Русского государства. Первые русские остроги устанавливались в
подтаежной зоне - северной периферии кыргызских земель. Попытки активного
вторжения, подогреваемые алчностью сибирских воевод, русских на территорию
исторической Хакасии встречали довольно ожесточенное сопротивление, которое
поддерживалось Джунгарским ханством. Неравенство сил, усиление русского
присутствия в Южной и Западной Сибири, события начала XVIII в., связанные с
уводом части хакасского населения в Джунгарию и демаркацией русско-китайской
границы, приводят к оформлению присоединения Хакасии к России.
Обычно
события 1703 г. трактуют как угон населения Хакасии за Алтай поближе к ставке
джунгарских ханов, возможно в сговоре с русскими властями, которые впоследствии
стремились не допустить возвращения кыргызов на свои территории. Местное
население, уже кыштымское по своему основному составу, разоружалось,
объясачивалось и прикреплялось к административным единицам.
В
ХIХ в. завершается процесс этнического формирования этнических групп хакасов:
качинцев (12 тыс. человек в 1897 г.), сагайцев (13,9 тыс. человек), кызыльцев
(8 тыс. человек), в составе кызыльцев ассимилировались группы татар Сибирского
ханства и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в ХVI или в начале ХVII
в.), койбалов (1 тыс. потомков тюркизированных маторов и байкотовцев,
составлявших в ХVIII в. владения "князца" Койбала) и бельтиров (4,8
тыс. потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда название
бельтир - "устьинцы"). Таким образом, хотя основная часть кыргызов
была в 1703 г. выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и
вернувшиеся во второй половине ХVIII в. кыргызы вошли в состав будущих хакасов.
Активная земледельческая колонизация хакасских территорий, сопровождавшаяся
установлением имперского администрирования, на двести лет лишила хакасов
самостоятельности в управлении. Однако распространение на минусинских инородцев
положений реформы Сперанского 1822 г. позволило хакасам сохранить большую часть
свой этнической территории, на которой они составляли к началу ХХ в. до 98%
населения. Хакасская байская верхушка во взаимодействии с русскими властями
сумела сохранить экономическое господство над населением, содействуя взиманию
податей, исполнению судебных решений, массовой христианизацией и т.п. С
появлением в середине XIX в. в Минусинске, а позже и в хакасских селениях, школ
многие дети зажиточных хакасов получали возможность научиться грамоте.
Немногочисленным, но очень деятельным был состав лиц, получивших высшее образование.
К их числу относятся выдающийся ученый, доктор сравнительного языкознания,
профессор Казанского университета Н.Ф. Катанов (учитель тюрколога С.Е. Малова и
башкирского просветителя-тюркиста Валидова (Валиди), лингвист М.И. Райков и
этнограф С.Д. Майнагашев.
К
концу XIX в. увеличилось количество хакасов - рабочих черно-рудных и других
промышленных предприятий. Вместе с русскими рабочими они участвовали в
политической борьбе.
В
годы первой русской революции был создан "союз сибирских инородцев",
выступивший с националистической либеральной программой в поддержку
Государственной Думы. Бурные годы революции отмечены в Хакасии трагическими
событиями, как и по всей России. Гражданская братоубийственная война унесла
тысячи жизней жителей юга Сибири. На территории Минусинского уезда действовала
армия красных партизан Кравченко и Щетинкина, выбившая белогвардейцев и
интервентов. Но раскол в обществе долгие годы усугублялся жестокостью
противостоящих сил: Советской власти и крестьян-повстанцев. В крови и муках возрождалось
самоуправление хакасского народа. 14 ноября 1923 года Президиум ВЦИК принял
постановление о выделении районов с хакасским населением в Хакасский уезд с
центром в с. Усть-Абаканское, а 25 мая 1925 года Хакасский уезд был
преобразован в Хакасский округ. 20 октября 1930 года Президиум ВЦИК принял
решение: "Преобразовать Хакасский округ в существующих его границах в
автономную Хакасскую область". Позднее "по хозяйственно-экономическим
причинам" ряд северных районов Хакасии был отторгнут, хакасы из-за репрессий
красных там проживали уже в абсолютном меньшинстве. После ликвидации
Горно-Шорского автономного района его западная часть отошла к Хакасской
автономной области.
В
годы индустриализации в Хакасии развивались добывающие отрасли промышленности,
велось строительство железной дороги. Серьезные изменения произошли в облике
сельского хозяйства, обернувшиеся трагедией "раскрестьянивания".
Преодолевалась неграмотность, организовывалась национальная система
образования. К сожалению, репрессии 20 - 30-х годов затронули и самые широкие
слои населения Хакасии, и тонкий слой образованных талантливых сынов хакасского
народа. На большие лишения и жертвы обрекла Хакасию Великая Отечественная
война. На ее фронтах сражалось 57311 призывников (каждый пятый житель довоенной
Хакасии), 18830 воинов пали на поле брани.
В
1944 году был организован Хакасский научно-исследовательский институт языка,
литературы и истории, ставший центром развития науки в области. В том же году
было принято постановление Правительства РСФСР об открытии хакасской
национальной средней школы-интерната; создан Хакасский институт
усовершенствования учителей. В послевоенный период область наполнилась
современными индустриальными предприятиями. Бурное развитие гигантов
промышленной энергетики и цветной металлургии в 70 - 80-х годах изменило
демографический состав населения. Время потребовало повышения
государственно-правового статуса Хакасии. В 1990 и 1991 гг. шел процесс
преобразования Хакасской автономной области в Республику Хакасия, статус которой
был подтвержден Конституцией РФ, принятой в 1993 году.
Субэтнонимы
этнических групп продолжают бытовать на уровне внутриэтнического самосознания,
хотя удельный вес каждой из групп в составе хакасов претерпел значительные
изменения за 80 лет: "растворились" в составе сагайцев группа
бельтиров, большая часть койбалов и шорские группы, оказавшиеся на территории
Хакассии. Таким образом, если в 1897 г. сагайцы составляли 35% численности
"минусинских татар" (с 1917 г. - хакасы), то в 1977 г. - 70%, качинцы
- 30,2% в 1897 г. и 23% в 1977 г., кызыльцы - 20% и 5% соответственно по годам,
койбалы - 2,6% и 2%, а бельтирами (12,2% в 1897г.) в 1977 г. не назывался
никто. В настоящее время процесс консолидации хакасского этноса идет по линии
ликвидации группового этнического самосознания (т.е. подразделений - качинцев,
сагайцев и т.д.), с одной стороны, и возрождения народных традиций, общих для
всех хакасов, с другой.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kyrgyz.ru