Функционирование рынков в монополистической конкуренции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    79,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Функционирование рынков в монополистической конкуренции

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКОВ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

1.1 Сущность, виды рыночной монополии

.2 Правила поведения фирм на рынке монополистической конкуренции

.3 Показатели монопольной власти

.4 Экономические последствия действия монополий

2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ РЫНКИ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Особенности проявления монополистической конкуренции в Республике Беларусь

.2 Антимонопольное законодательство Республики Беларусь и антимонопольные органы Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Монополистические образования представляют собой отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избавиться от целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть. Они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Монопольная власть - это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, чтобы кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать, понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью - это свобода устанавливать цену на свой товар.

Если конкурентная фирма может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем выпуска, то фирма-монополист может достигнуть этой цели, варьируя или объем выпуска, или уровень цен.

Проблема воздействия монополизма на поведение фирмы вытекает из теории монопольного спроса. Поскольку монополист выступает единственным производителем данного продукта, то спрос на его продукт будет совпадать с рыночным спросом, а кривая спроса на производство продукта монополистом будет совпадать с кривой рыночного спроса, которая является убывающей, и объем продаж можно увеличить лишь путем понижения цены.

Цель курсовой работы: изучить источники, показатели и экономические последствия функционирования рынков в монополистической конкуренции.

Задачи курсовой работы:

. Изучить теоретические основы функционирования рынков в монополистической конкуренции;

2. Рассмотреть особенности проявления монополистической конкуренции в Республике Беларусь

. Изучить особенности антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.

Предметом курсовой работы является функционирование рынков в монополистической конкуренции, последствия, а также государственное регулирование деятельности монополий.

При написании работу использовались различные учебные и научные материалы по теме исследования, в т.ч. научные статьи и учебники таких авторов как Базылев Н.И., Гурко С.П., Плотницкий М.И., Санько Г.Г. и др.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКОВ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ


1.1 Сущность, виды рыночной монополии

Монополия (греч. monos - один, poleo - продаю) - крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.

В масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.).

Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.

. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные (лат. legalis - законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным, изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;

в) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки) [6, с. 88-89].

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.

Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

опережают новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуется финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Консорциум - временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

Монопольная власть - это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара. Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью. Степень монопольной власти относительна, если на рынке действует не один, а несколько производителей аналогичной продукции [7, с. 199].

Источники монопольной власти любого несовершенного конкурента, как это следует из выведенной выше формулы, связаны с факторами, определяющими эластичность спроса на продукцию фирмы. К ним относятся:

. Эластичность рыночного (отраслевого) спроса на продукцию фирмы (в случае чистой монополии рыночный спрос и спрос на продукцию фирмы совпадают). Эластичность спроса фирмы обычно больше либо равна эластичности рыночного спроса.

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене, выделяют:

наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (чем больше заменителей, тем выше эластичность; при чистой монополии не существует совершенных заменителей товара, и риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);

временной фактор (рыночный спрос, как правило, более эластичен в долгосрочном периоде и менее эластичен в краткосрочном. Это связано с временным лагом реакции потребителя на изменение цены и большой вероятностью появления со временем товаров-заменителей); долю расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем выше эластичность спроса по цене);

степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, то эластичность будет скорее низкой, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса, т.е. рынок будет эластичным);

разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает, а сокращение цены расширяет сферу экономически оправданного применения данного товара. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);

важность товара для потребителя (товары первой необходимости (зубная паста, мыло, услуги парикмахера) обычно неэластичны по ценам; товары же, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуются большей эластичностью) [8, с. 89-90].

. Число фирм на рынке. Чем меньше фирм на рынке, тем при прочих равных условиях больше возможность отдельной фирмы влиять на цены. При этом значение имеет не просто общее число фирм, а число наиболее влиятельных, имеющих существенную долю на рынке, так называемых "основных игроков". Поэтому очевидно, что если на две крупные компании приходится 90% объема продаж, а на оставшиеся 20 - 10%, то у двух крупных фирм большая монопольная власть. Такое положение называется концентрацией рынка (производства).

. Взаимодействие между фирмами. Чем более тесно взаимодействуют между собой фирмы, тем выше их монопольная власть. И наоборот, чем агрессивнее конкурируют между собой компании, тем слабее их возможности воздействовать на рыночные цены. Крайний случай, ценовая война, может сбить цены до конкурентного уровня. В этих условиях отдельная фирма будет опасаться поднять свою цену, чтобы не потерять своей доли на рынке, и, таким образом, будет обладать минимальной монопольной властью.

1.2 Правила поведения фирм на рынке монополистической конкуренции

Монополистические объединения сами и по своему усмотрению устанавливают рыночную цену на продаваемую ими продукцию. В условиях свободной конкуренции при определении равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения (соответственно кривой спроса и кривой предложения). Однако монополистические объединения совершенно не принимают во внимание объективно необходимый объем производства благ. Эти организации воздействуют на объем спроса в своих интересах, устанавливая выгодную цену.

Когда на рынке действует монопсония, скупающая продукцию у производителей, то монопольная цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и монополии, и монопсонии имеется только одна кривая, а поэтому не образуется равновесная цена.

Правила поведения фирм-монополистов зависят от того, как они ведут свое «ценопроизводство» [5, с. 166].

Первое правило. Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Такое поведение можно проследить на графике (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 - Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции и монополии

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [5, с.165, рисунок 11]

Предположим, что в какой-то отрасли до захвата ее рынка монополией (то есть в условиях конкуренции) цена равновесия (LL) образовалась на уровне точки равновесия (Р), где пересеклись кривая спроса (C1-C2) и кривая предложения (П1-П2). При этом равновесный объем выпуска продукции составил величину Кр. Но затем монополия, учитывая эластичный спрос, сокращает уровень выпуска продукции до величины КМ. Это в конце концов позволяет установить монопольно высокую цены ЦМ.

При каждом возобновлении процедуры повышения цен монополия, разумеется, учитывает потери, которые она несет от уменьшения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые цена на более высоком уровне. При этом монополия следит, чтобы выручка от продажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выгоду и давала возросшую сумму дохода.

Второе правило. Монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос. Так обычно поступают монопсонии, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, скупаемой у массы мелких ферм. Наглядно представить их поведение можно на рис. 1.2.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [5, с.166, рисунок 12]

Допустим, что в отрасли, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье, в условиях конкуренции равновесная цена (Цр) устанавливается на уровне точки равновесия (Р) при пересечении кривой спроса (C1-С2) и кривой предложения (П1-П2). Тогда равновесное количество продаваемого сырья составляет величину Кр. Но когда монопсония уменьшает закупки продукции у фермеров до уровня Км, устанавливается монопольно низкая цена Цм,. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш возрастает с каждым новым снижением закупочных цен, что является результатом преднамеренного создания зоны избытка реализуемой продукции.

Характерен такой пример. Монопсонии западных стран издавна закупают дешевое сырье у предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы).

Третье правило. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую “дань” посредством так называемых “ножниц цен”. Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые особенно в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

Во второй половине XX в. с ростом сферы агробизнеса в США, Франции, Великобритании и других западных странах «ножницы цен» стали одним из главных методов, с помощью которого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из сельскохозяйственного производства.

Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Опишем некоторые из этих способов.

. Хозяйственный бойкот - частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.

. Демпинг - преднамеренная продажа товаров по “бросовым” ценам с целью разорения конкурента.

. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).

. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.

. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами.

. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их “поглощения” и “присоединения” к монополии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют “промышленный шпионаж” (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги “перебежчиков” с предприятий конкурентов и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений, террористических актов и заказных убийств.

Уже в конце XIX в. стало очевидно, что монополистические объединения разрушают нормальные для рыночной системы отношения. В ответ на такие отрицательные действия в правовых и демократических государствах создаются соответствующие противодействия. Речь идет об осуществлении антимонопольного законодательства.

Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям.

Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Так, в США в принятом в 1890г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60%.

Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законодательство не приостанавливает процесс централизации производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения).

Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе “лидерство” фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).

Четвертое направление: сохраняется и поддерживается конкуренция в ее цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются “нечестные” или “обманные” способы соперничества - демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п.

Из всего выше сказанного в данной теме можно сделать два обобщения.

Во-первых, в начальный период капиталистического развития (XVIII-XIX вв.) преимущественное развитие получила свободная конкуренция. Во-вторых, в конце XIX - начале XX в. произошли широкая монополизация рынка и вытеснение свободной конкуренции [9, с. 166-167].

1.3 Показатели монопольной власти

Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивают или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:

норма экономической прибыли (коэффициент Бэйна);

коэффициент Лернера;

коэффициент Тобина;

коэффициент Папандреу [4, с. 199].

Коэффициент Бэйна

Коэффициент Бейна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала.

 (1.1)

 - бухгалтерская прибыль

 - нормальная прибыль

В условиях конкуренции на товарном рынке и эффективного финансового рынка норма экономической прибыли должна быть одинаковой (нулевой) для различных видов активов. Если норма прибыли на каком-либо рынке (для какого-либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным: существуют причины по которым дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в долгосрочном периоде, а это подразумевает наличие у такой фирмы определенной рыночной власти.

Коэффициент Лернера

Индекс (коэффициент) Лернера как показатель степени конкурентности рынка позволяет избежать трудностей, связанных с подсчетом нормы доходности. Мы знаем, что при условии максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом посредством эластичности спроса по цене. Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину обратно пропорциональную эластичности спроса. Если спрос чрезвычайно эластичен, то цена будет близка к предельным издержкам, и следовательно монополизированный рынок будет похож на рынок совершенной конкуренции. Исходя из этого, положения А. Лернер предложил в 1934 году индекс, определяющий монопольную власть:

 , (1.2)

где P - монопольная цена;- предельные издержки.

Индекс Лернера принимает значения от нуля (на рынке совершенной конкуренции) до единицы (для чистой монополии с нулевыми предельными издержками). Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и дальше рынок от идеального состояния совершенной конкуренции.

Коэффициент Тобина

Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:

  (1.3)

где P- рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций)

С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Если оценка активов фирмы фондовым рынком превышает их восстановительную стоимость (значение коэффициента Тобина больше 1), это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходности и предельных издержек для отрасли.

Многочисленные исследования установили, что коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

Коэффициент Папандреу

Коэффициент монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низкое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязанных рынках или сегментах одного и того же рынка.

Индекс Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях, однако он весьма любопытно отражает две грани монопольной власти: наличие товаров-заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль).

 (1.4)

где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; Pj - цена конкурента (конкурентов); lj - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены.

Выражение отражает перекрестную эластичность спроса на товар фирмы. Его величина свидетельствует о возможности переключения спроса потребителей на товар конкурентов [7, с. 223-224].

 

1.4 Экономические последствия действия монополий

рыночный монополия конкуренция

В условиях совершенной конкуренции выпуск продукции и ее цена определяются точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения (рис. 1.3 а).

При этом кривая рыночного предложения - это кривая общественных предельных затрат. Дело здесь в том, что производители соглашаются предлагать рынку каждую следующую единицу продукции только в том случае, если ее цена как минимум покрывает затраты на ее производство - предельные затраты. Таким образом, при совершенной конкуренции рыночная цена в точности совпадаете предельными затратами на производство последней выпускаемой единицы продукции:

Рисунок 1.3 - Цена и выпуск в условиях совершенной конкуренции и монополии

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [7, с.125, рисунок 29]

Максимальная цена, которую потребители согласны платить за данную единицу продукции (цена спроса), есть мера общественной ценности этой единицы товара для покупателей. Все цены спроса определяют кривую спроса.

С другой стороны, предельные затраты производителей - суть общественная ценность ресурсов, израсходованных при производстве каждой дополнительной единицы товара.

Таким образом, до тех пор, пока цена спроса превышает предельные затраты, общество больше приобретает, нежели тратит, производя дополнительную единицу продукции.

Общественное благосостояние, тем самым, возрастает. Выигрыш общества от производства дополнительной единицы продукции равен разнице между ее ценой спроса и предельными затратами.

Дополнительный выпуск позволяет либо повысить благосостояние потребителя без уменьшения благосостояния производителя, либо повысить благосостояние производителя без уменьшения благосостояния потребителя, либо, наконец, увеличить благосостояние их обоих. Во всех трех случаях происходит, следовательно, улучшение экономической ситуации по Парето.

Соответственно общественное благосостояние от выпуска всех единиц товара становится максимальным в тот момент, когда цена спроса уравнивается с предельными затратами.

Выпуск, при котором достигается это равенство (q* на рис. 2.1а), называется общественно-эффективным выпуском. Эго, собственно, и есть выпуск, эффективный по Парето, поскольку дальнейшее повышение благосостояния потребителей теперь возможно только за счет производителей и наоборот.

Условием достижения эффективного выпуска является совершенная конкуренция. С одной стороны, она ведет к равенству равновесной рыночной цены и предельных затрат производителей. С другой стороны, равновесная цена совпадает с максимальной ценой спроса, по которой потребители согласны приобретать последнюю единицу выпускаемой продукции. В результате цена спроса совпадает с предельными затратами, что и является, как отмечалось, условием эффективности по Парето [7, с. 166-617].

Предположим, что прежде конкурентная отрасль монополизирована одной фирмой. Кривая общественного спроса на продукт отрасли от этого факта не меняется. Точно так же предельные затраты монополиста являются теми же самыми, что и затраты прежде независимых фирм конкурентной отрасли. Поэтому кривая предложения (она же кривая предельных затрат) конкурентной отрасли становится кривой предельных затрат монополиста.

В то же время выпуск монополиста определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных затрат (MR = МС). Но монопольная цена, как было показано выше, превышает предельный доход монополиста. В связи с этим монопольная цена оказывается выше предельных затрат. Условие общественно-эффективного выпуска или эффективности по Парею, тем самым, не соблюдается. В самом деле, максимальная цена спроса, совпадающая с монопольной ценой, превышает предельные затраты. Последнее означает, как отмечалось, рост общественного благосостояния в случае повышения выпуска. Монополист, однако, ограничивает выпуск для максимизации своей экономической прибыли.

Таким образом, максимизирующий прибыль монополист выбирает выпуск меньше общественно-эффективного, в то время как устанавливаемая им цена оказывается выше той, которая сложилась бы в условиях конкуренции.

Потери общественного благосостояния или потери мертвого груза от монопольной власти при этом равны площади треугольника на рис. 2.1б. Это означает, что при возрастании выпуска с qm до q* дополнительный выигрыш общества стал бы равен сумме превышений цен, которые потребители согласны заплатить за последующие единицы выпуска, над предельными затратами.

Можно найти и аргументы в пользу монополии. Только что говорилось о завышении затрат, проистекающем из наличия монополии. Возможно, однако, и обратное: именно монопольная власть стимулирует технические, организационные, маркетинговые усовершенствования, поскольку дает гарантию, что полученные результаты не будут немедленно растиражированы конкурентами, но увеличат прибыль монополии. Монополии ведут исследования также и для того, чтобы защитить контролируемые ими рынки от потенциального вторжения конкурентов, обеспечив себе преимущества в затратах. Важно и то, что монополии имеют большие, в сравнении с конкурентными фирмами, возможности для проведения исследований за счет своих экономических прибылей.

С другой стороны, само стремление к монополии (точнее - к получению экономической прибыли от рыночной власти) стимулирует технический прогресс. Очевидно, что монополия - меньшее зло, чем технический застой. Так, люди предпочли бы летать самолетами, производимыми монополией, нежели ездить в дилижансах, выпускаемых в условиях совершенной конкуренции. Поэтому правительства большинства стран предоставляют изобретателям права на временные монополии - осуществляют патентную защиту изобретений в течение установленных законами сроков.

Потери «мертвого груза» - не единственная форма снижения эффективности в условиях монополии. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом неэффективность она может компенсировать за счет имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называются Х-неэффективностью. Она может проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в том, что причиной ее является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции.

Хотя потери эффективности из-за монополии могут быть существенными, большинство экономистов склоняются к тому, что в действительности бремя монополии невелико. Связано это с тем, что, с одной стороны, чистая монополия встречается редко и чаще всего мы можем говорить лишь о монопольном влиянии, а с другой стороны, сами монополисты сталкиваются с противодействием ряда ранее упоминавшихся нами факторов, которые ограничивают реализацию их рыночной власти.

Монополия приводит не только к отрицательным последствиям - она дает и некоторые выгоды. Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создает более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки. Во-вторых, рыночная власть ведет к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя. В-третьих, в условиях монополии существует возможность более полного извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках [9, с. 245-246].

Вывод: Таким образом, обладание монополией или стремление к ней зачастую ведет к появлению принципиально новых продуктов, снижению предельных и средних совокупных затрат в сравнении с конкурентной ситуацией, что способствует росту общественного благосостояния.

ГЛАВА 2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ РЫНКИ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Особенности проявления монополистической конкуренции в Республике Беларусь

На современном этапе в Республике Беларусь государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обуславливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения.

В зависимости от критериев можно выделить: по происхождению - естественный и искусственный монополизм, по степени влияния - всеобщий, абсолютный и т.н. олигополию, по сфере влияния - отраслевой и межотраслевой, по территориальному признаку - тотальный и локальный, по функциональной роли - ведомственный, должностной и производственный.

Согласно данным на 2013 г., в Беларуси 163 компании-монополиста. Именно столько предприятий было включено в Госреестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси на республиканском уровне.

Согласно постановлению Министерства экономики от 17 октября 2002 года № 229 «Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь» доминирующим признается субъект хозяйствования с величиной поставок на потребительском рынке 30 % или 45 % на рынке инвестиционных товаров.

В новый перечень традиционно попали практически все белорусские промышленные гиганты - ОАО «Белорусский металлургический завод», ОАО «Минский автомобильный завод», ОАО «Минский тракторный завод, ОАО «Беларуськалий», ОАО «Минский завод отопительного оборудования», ПРУП «Молодечненский завод порошковой металлургии», ОАО «СветлогорскХимволокно» и другие.

Также монополистами признаны РУП «Белпочта», РУПП «Белцветмет», РУПП «Минсквтормет» и его дочерние предприятия «Брествторчермет», «Витебсквторчермет», «Гомельвторчермет», «Гродновторчермет», «Могилеввторчермет» - по товарной позиции «заготовка и переработка лома и отходов черных металлов». Включены в список и четыре сахарных комбината - Скидельский, Городейский, Жабинковский и Слуцкий.

За деятельностью вошедших в перечень хозяйствующих субъектов установлено государственное регулирование и контроль в соответствии с действующим законодательством.

Перечень монополистов постоянно обновляется, туда включаются новые субъекты, а некоторые, напротив, исключаются из него. Как комментируют в Минэкономики, их количество за последние десять лет снизилось почти наполовину, что указывает на рост конкуренции среди субъектов хозяйствования. В 2012 году в госреестр было включено 8 предприятий. Среди них ОАО «Электромодуль», ОАО «Белсолод», СЗАО «Стеклозавод Елизово».

По состоянию на январь 2013 года Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, включал 580 хозяйствующих субъектов, в том числе на республиканском уровне - 161, на местном уровне - 419 хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим динамику промышленных предприятий, занимавших на рынке доминирующее положение в 2010 - 2012 гг. (Таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Предприятия, занимавшие на рынке доминирующее положение в 2010 - 2012 гг.


Число предприятий монополистов

Удельный вес предприятий-монополистов, %



в общем числе предприятий отрасли

в общем объёме производства отрасли

 

2010

2011

2012

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Вся промышленность

181

171

143

8,8

7,9

6,9

45,4

52,3

51,2

в том числе:










топливная

3

3

3

8,1

8,1

11,1

53,7

98,5

98,9

чёрная металлургия

2

2

3

11,8

9,1

12

81,5

77,8

82,4

химическая и нефтехимическая

20

18

16

25,3

20,9

78,9

86,5

85,4

машиностроение и металлообработка

83

80

64

15,4

13,4

10,7

56,3

55,7

55,8

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

7

8

4

2,2

2,4

1,7

16,4

18

18,8

промышленность строительных материалов

17

16

16

13,7

11,8

11,3

58,3

51,3

48,2

стекольная и фарфоро-фаянсовая

5

4

3

23,8

21,1

13,6

47,8

50,6

38,7

лёгкая

16

14

14

5,9

5

4,3

28,9

27,9

29,3

пищевая

21

20

17

4,3

4,1

3,6

19,3

18,9

13,8

Примечание ― Источник: [3, с.115, таблица 5]

Таким образом, мы видим, что более половины всего промышленного производства приходится на предприятия - монополисты (51,2 %).

В топливной отрасли (98,9 %), чёрной металлургии (82,4 %) и химической и нефтехимической отраслях (85,4 %) максимально сконцентрированы производственные мощности отечественных монополий.

Уровень монополизации белорусской экономики, определяемой количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. При этом следует отметить, что наблюдается тенденция к уменьшению этого показателя, во многом благодаря проведению демонополизации и попыткам совершенствования конкурентных отношений в экономике.

В Беларуси выделяют следующие уровни концентрации производства (для оценки используются коэффициент концентрации CR3 и индекс Херфиндаля-Хиршмана):

) Нормальная концентрация, или неконцентрированный рынок:

CR3<45%; ИХХ<1000


%<CR3<70%; ИХХ<1000

) Высокая степень концентрации, или слабая конкурентная среда:

CR3>70%; ИХХ>1800

В Республике Беларусь доминирует высокий уровень концентрации производства - CR3>70%.

Однако говоря об особенностях проявления монополизма в Республике Беларусь, следует отметить, что речь не идёт о классических монополиях.

Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным - они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.

Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития - всё это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.

2.2 Антимонопольное законодательство Республики Беларусь и антимонопольные органы Республики Беларусь

Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:

Конституции Республики Беларусь (статья 13);

норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК);

Закона от 10 декабря 1992 года № 2034-XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364-З, от 2 декабря 2002 года № 154-З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;

Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162-З «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях») и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

Акты антимонопольного законодательства Республики Беларусь действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси.

Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы раздела I и II Конституции Республики Беларусь. Это наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Основной Закон государства не могут вноситься частые изменения и дополнения.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь гарантирует всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Эти гарантии тесным образом связаны с основополагающими конституционными правами и свободами. Государство обязано не только провозгласить их («все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов») (статья 22), но и обеспечить условия для их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях.

Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (статья 23 Конституции).

Таким образом, Конституция Республики Беларусь ориентирует законодателя, что законом может быть запрещена социально опасная деятельность, в том числе экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован.

Другое законодательство Республики Беларусь содержит запрет конкретной экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В частности, указанный запрет материализован в части 2 пункта 1 статьи 9 ГК, которая не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением на рынке.

Однако диапазон действия запрета, закрепленного в статье 9 ГК, ограничен. Во-первых, он распространяется только на участников гражданского оборота (граждан и юридических лиц) и применяется к отношениям с участием иностранных лиц (иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и иностранных юридических лиц), если иное не предусмотрено ГК и международным договором. Во-вторых, запрет распространяется на товарные рынки, где конкуренция по объективным причинам отсутствует: это рынки естественных, государственных и временных монополий. В-третьих, по субъектному составу запрет распространяется на тех лиц, которые обладают доминирующим положением на рынке. Названный в ГК запрет не применяется к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой. Но и в этой сфере иное может быть предусмотрено законодательством.

Так, в статье 3 Закона «О противодействии монополистической деятельности» предусмотрено, что он действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках. Он применяется к тем правоотношениям, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках, в том числе в результате совершения сделок с акциями (долями), приобретения имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев), долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.

Действие Закона «О противодействии монополистической деятельности» не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, нераскрытой информации, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции, а также на отношения, связанные с товарами, изъятыми из гражданского оборота в Республике Беларусь [1].

Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными актами законодательства.

Правила Закона «О противодействии монополистической деятельности» применяются к отношениям, связанным с монополистической деятельностью на товарных рынках, где товары имеют ограниченную гражданскую оборотоспособность лишь постольку, поскольку иное не установлено законодательными актами, содержащими правовые нормы об обращении этих видов товаров, а также если иное не определено соответствующими нормами международного права.

Положения Закона «О противодействии монополистической деятельности» применяются также в тех случаях, когда субъекты права, указанные в пункте 1 статьи 3 этого закона (хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках), совершают действия (бездействие) за пределами территории Республики Беларусь, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции либо влекут за собой другие неблагоприятные последствия на товарных рынках. Иные правила могут быть установлены нормами международного права.

Актами законодательства в соответствии с нормами международного права могут устанавливаться изъятия по отнесению иностранных государств, международных организаций, физических и юридических лиц, лиц без гражданства и других субъектов права к числу потребителей.

Деятельность хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, занимающих доминирующее положение на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций), а также хозяйствующих субъектов других государств, осуществляющих монополистическую деятельность на товарных рынках или в отношении потребителей, хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, регулируется на основании норм национального права, а также норм международного права.

Доминирующее положение хозяйствующих субъектов Республики Беларусь на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций) и хозяйствующих субъектов других государств на товарных рынках Республики Беларусь определяется в соответствии с нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь, и иными нормами международного права.

Существенной особенностью Закона «О противодействии монополистической деятельности» является его экстерриториальный характер. Это выражается в том, что нормы данного Закона применяются и в тех случаях, когда действия и соглашения, указанные в статье 3 Закона «О противодействии монополистической деятельности», совершаются или заключаются за пределами территории Республики Беларусь. Для того чтобы применить правила Закона «О противодействии монополистической деятельности» к таким соглашениям (действиям), в соответствии с теорией последствий необходимо доказать, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут другие отрицательные последствия на рынках Республики Беларусь.

Что касается действия Закона «О противодействии монополистической деятельности» по кругу лиц, то его нормы распространяются на соответствующие отношения, влияющие на конкуренцию и складывающиеся с участием белорусских и иностранных юридических лиц, государственных органов и должностных лиц, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках.

Этот перечень охватывает, прежде всего, коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей.

Другую группу субъектов отношений, регулируемых Законом “О противодействии монополистической деятельности”, составляют государственные органы в широком смысле слова. Если понимать буквально, то под государственными органами надо понимать органы власти (законодательной, исполнительной, судебной) и управления, а также органы местного самоуправления.

По общему правилу монополистическая деятельность является противоправной, однако существуют изъятия из данного правила.

Законом Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» установлено три вида монополистической деятельности, которые являются правомерными: государственная монополия; чрезвычайная монополия и естественная монополия.

Государственная монополия - это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права. Следует отметить, что рассматриваемая норма права указывает исключительно на производство и реализацию продукции, изъятой из гражданского оборота или ограниченной в данном обороте. Государственная монополия на рынке продукции, не изъятой из гражданского оборота, не допускается.

Чрезвычайная монополия - система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени. Чрезвычайная монополия может вводиться в случае введения чрезвычайного положения.

Естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Иными словами, для отнесения той или иной сферы деятельности к числу естественных монополий законом положен в основу критерий снижения издержек производства по мере роста объёма производства. Если рост объёма производства не снижает издержки производства или увеличивает их - соответствующая сфера деятельности не может быть признана естественной монополией.

Согласно статье 3 закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. «О естественных монополиях» естественными монополиями признаются следующие сферы деятельности:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

-        транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

         передача и распределение электрической и тепловой энергии;

         централизованное водоснабжение и водоотведение;

         услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

         услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

         услуги транспортных терминалов, аэропортов;

         обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

Выполнение основной части функций по реализации в соответствии с законодательством государственных мер по обеспечению условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействию и развитию добросовестной конкуренции и защите прав потребителей, в том числе по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, принятию иных мер по обеспечению исполнения антимонопольного законодательства, включая формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, осуществляется уполномоченным республиканским органом государственного управления (далее - антимонопольный орган), если иное не установлено законодательством.

Антимонопольный орган, в том числе органы, входящие в его состав, создаются, реорганизуются и упраздняются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства компетенцией антимонопольного органа или ее частью могут наделяться несколько субъектов права.

Установление доминирующего положения отнесено законодательством к компетенции Департамента по ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусь и управлений ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета (далее антимонопольный орган).

Департамент или управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома рассматривают вопросы определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках на основании заявлений хозяйствующих субъектов, органов управления и по собственной инициативе.

Основными задачами Департамента являются:

выработка предложений об основах государственной политики в области ценообразования, определение форм и способов государственного ценового регулирования, осуществление контроля за ценообразованием, в том числе за соблюдением законодательства о ценообразовании в строительстве, разработка методологии формирования и применения цен и тарифов;

организация и осуществление государственного контроля за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, деятельностью субъектов естественных монополий;

разработка программ и осуществление мер по демонополизации экономики, организация, формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, Государственного реестра субъектов естественных монополий;

разработка методов и средств, направленных на:

проведение единой государственной ценовой и антимонопольной политики на основе научных исследований, изучения и использования мирового опыта путем осуществления в рамках компетенции Департамента мер антимонопольного и ценового регулирования;

создание условий для развития конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих на товарных рынках республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Монополия - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар (ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия - это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

Открытая монополия - это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции.

Монополия - такая ситуация на рынке, когда один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты: продавец является единственным производителем данного товара (продукта), реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей; монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок, является законодателем цены.

Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Более половины всего промышленного производства приходится на предприятия - монополисты (51,2 %).

Уровень монополизации белорусской экономики, определяемой количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. При этом следует отметить, что наблюдается тенденция к уменьшению этого показателя, во многом благодаря проведению демонополизации и попыткам совершенствования конкурентных отношений в экономике.

Монополизм многих предприятий не является естественным - они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.

Значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития - всё это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.

Установление доминирующего положения отнесено законодательством к компетенции Департамента по ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусь и управлений ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета (далее антимонопольный орган).

Департамент или управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома рассматривают вопросы определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках на основании заявлений хозяйствующих субъектов, органов управления и по собственной инициативе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10 декабря 1992 г., № 2034 (в ред. от 22 декабря 2011 г. № 328-З) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информационный Республики Беларусь. - Минск, 2013.

2.      Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях» от 16 декабря 2002 г. № 162-З (в ред. от 4 января 2010 г. № 109-З) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информационный Республики Беларусь. - Минск, 2013.

.        Авдашева С.К., Шаститко А.М. Модернизация антимонопольной политики. // Вопросы экономики. 2013. №5. С. 101-116.

.        Базылев, Н.И., Гурко С.П. Макроэкономика: Учеб. пособие. - 2-ое издание, перераб. - Мн.: БГЭУ, 2006 - 456 с.

.        Бондарь, В.А., Воробьёва, В.А., Микроэкономика: учеб. пособие/ А.В. Бондарь, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьёва. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с.

6.  Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие/ Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э.А. Лутохиной. - Мн.: Тесей, 2007. - 320 с.

7.      Макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Т. Мутолимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2006. - 462 с.

.        Рузавин, Г., Мартынов, В., Монополии и несовершенная конкуренция. Курс рыночной экономики. М. 2008. - 98 с.

.        Санько, Г.Г. Монополия и конкуренция / Г. Г. Санько. - Мн., 2007. - 142 с.

.        Санько, Г.Г., Монополизм и антимонопольное регулирование/ Г.Г. Санько - Мн. БГЭУ, 2007 - 95 с.

11.    Коломитченко, О. Некоторые нарушения принципов антимонопольного права, остающиеся вне сферы действия существующего законодательства Российской Федерации / О. Коломитченко, Д. Наррисон // Хозяйство и право. - 2006. - № 4. С. 55-69

12.    Развитие конкуренции и ограничения монополистической деятельности // Право и экономика. 2012. № 9.С. 3-9.

.        Розанова, Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы Экономики. 2011. № 5. С. 117-131.

.        Тотьев, К.Ю. Конкуренция и монополизм: правовые аспекты регулирования / К. Ю. Тотьев. - М., 2007. - 152 с.

15.    Экономическая теория: Учебник/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., переработанное и дополненное. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 752 с.

Похожие работы на - Функционирование рынков в монополистической конкуренции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!