по добавленной стоимости (производственный метод).
Третьим методом расчета ВВП является суммирование добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике (метод расчета по добавленной стоимости). Например, американская экономика делится на семь крупных секторов, таких как промышленность, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг и т.п. По каждому из секторов подсчитывается добавленная стоимость, которая затем суммируется.
Использование этих методов дает одинаковый результат, поскольку в экономике совокупный доход равен величине совокупных расходов, а величина добавленной стоимости равна стоимости конечной продукции, при этом величина стоимости конечной продукции есть не что иное, как сумма расходов конечных потребителей на покупку совокупного продукта.
Величина ВВП отличается от величины ВНП на величину чистого дохода (стоимости продукции), созданного за счет иностранных факторов производства на территории данной страны (ЧДИФ), который равен разнице между доходом, заработанным иностранными факторами (экономическими ресурсами) на территории данной страны, и доходом, заработанным национальными факторами в других странах, следовательно:
ВВП = ВНП + ЧДИФ
Величина ЧДИФ может быть как положительной, так и отрицательной. Она будет положительной, если принадлежащие иностранцам ресурсы произвели на территории данной страны продукции и дохода больше, чем национальные ресурсы создали за рубежом. Если же принадлежащие гражданам данной страны ресурсы в других странах произвели продукции и дохода больше, чем иностранные ресурсы в данной стране, то величина ЧДИФ будет отрицательной.
Чистый внутренний продукт в отличие от ВВП, который характеризует совокупный объем производства, отражает производственный потенциал экономики, поскольку включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию). Поэтому, чтобы получить ЧВП, следует из ВВП вычесть амортизацию (А):
ЧВП = ВВП - А.
ЧВП может быть подсчитан и по расходам, и по доходам:
) ЧВП по расходам = потребительские расходы (С) + чистые инвестиционные расходы (Inet) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn);
) ЧВП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + чистый доход от иностранных факторов.
Национальный доход - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т.е. сумма факторных доходов. Его можно получить двумя способами:
) вычесть из ЧВП косвенные налоги и чистый доход иностранных факторов:
НД = ЧВП - косвенные налоги - чистый доход иностранных факторов;
) просуммировать все национальные факторные доходы:
НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций.
Личный доход в отличие от национального дохода является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Чтобы подсчитать ЛД, необходимо из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств, т.е. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить все то, что увеличивает их доходы, но не включается в НД:
ЛД = НД - взносы на социальное страхование - налог на прибыль корпораций - нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям, или
ЛД = НД - взносы на социальное страхование - прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям.
Третий вид совокупного дохода - располагаемый личный доход - это доход используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых (в первую очередь подоходных) налогов (а также личных процентных платежей домохозяйств по кредиту):
РЛД = ЛД - индивидуальные налоги.
Все основные показатели в системе национальных счетов отражают результаты экономической деятельности за год, т.е. выражены в ценах данного года (в текущих ценах) и поэтому являются номинальными. Номинальные показатели не позволяют проводить как межстрановые сравнения, так и сравнения уровня экономического развития в различные периоды времени. Такие сравнения можно делать только с помощью реальных показателей (показателей реального объема производства и реального уровня дохода), которые выражены в неизменных (сопоставимых) ценах. Поэтому важно различать номинальные и реальные (очищенные от влияния изменения уровня цен) показатели.
Номинальный ВВП (НВВП) - это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора: изменение реального объема производства и изменение уровня цен. Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВВП от воздействия на него изменения уровня цен.
Реальный ВВП (РВВП) - это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года, при этом базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего (это используется для исторических сравнений, например для расчета реального ВВП 1990 г. в ценах 2000 г., в этом случае 2000 г. будет базовым, а 1990 г. - текущим). Таким образом,
Реальный ВВП = номинальный ВВП / общий уровень цен.
Если известны процентные изменения номинального ВВП, реального ВВП и общего уровня цен (а это и есть темп инфляции), то соотношение между данными показателями будет следующим:
Изменение реального ВВП (в%) = изменение номинального ВВП (в%) - изменение общего уровня цен (в%).
Существует множество видов индексов цен. В макроэкономике обычно используются индекс потребительских цен, индекс цен производителей и дефлятор ВВП.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает в себя набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. В развитых странах потребительская корзина включает 300-400 видов потребительских товаров и услуг. Индекс цен производителей (ИЦП) рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции).
Оба этих показателя статистически подсчитываются как индексы с весами (объемами) базового года (т.е. как индекс Ласпейреса), поскольку подсчет этих весов - процедура длительная и дорогостоящая и поэтому проводится не ежегодно, а, как правило, один раз в пять лет.
Дефлятор ВВП, рассчитываемый на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года, статистически выступает как индекс Паше - индекс с весами (объемами) текущего года, поскольку ВВП рассчитывается каждый год. Таким образом,
Дефлятор ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП.
Дефлятор ВВП базового года равен единице [7]
3.Динамика основных макроэкономических показателей в современной России. Макроэкономическая политика
В первом полугодии 2013 года происходило дальнейшее замедление экономического роста, начавшееся в 2012 году. За период с конца 2011 года прирост ВВП в годовом выражении снизился с 5 и более процентов до 1,6% в I квартале 2013 г. и до 1,2% во втором квартале. В целом за первое полугодие 2013 г. прирост ВВП составил 1,4 процента.
Одним из основных факторов, повлиявших на снижение экономического роста, стало ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и снижение внешнего спроса. В результате негативной динамики на мировых рынках сырьевых товаров средний индекс экспортных цен в первом полугодии 2013 года принял отрицательное значение, понизившись на 3,4% против прироста на 5,3% за соответствующий период прошлого года. Нефть Urals на мировом рынке в январе - июне 2013 года в среднем стоила 106,5 доллара США за баррель, что на 4,9% ниже среднего уровня сопоставимого периода 2012 года. Цена на российский природный газ, по данным МВФ, снизилась на 8,7%.
В реальном выражении на фоне подавленности экономик большинства европейских стран и соседних стран - торговых партнеров происходило снижение физических объемов поставок нефти, металлургической продукции, машин, оборудования и транспортных средств. Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сократился в результате низкого урожая 2012 года. В итоге стоимостной объем экспорта товаров за первое полугодие 2013 г. снизился на 3,8% по сравнению с первым полугодием 2012 года.
Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и рост издержек, связанный с динамикой оплаты труда, значительно ухудшили финансовое состояние российских предприятий. В первом полугодии 2013 года прибыль предприятий и организаций в целом по экономике сократилась на 22,9%. Основное снижение прибыли дали отрасли, ориентированные на экспорт, вследствие неблагоприятной мировой конъюнктуры, при том что эти отрасли являются крупнейшими потребителями энергии.
Со стороны внутреннего спроса тенденция замедления роста в наибольшей степени связана с динамикой инвестиционного спроса. Инвестиции в основной капитал продемонстрировали резкое изменение тренда. Уверенный двузначный рост в I и II кварталах 2012 года (16,5% и 10,5% соответственно) снизился почти до нуля в I квартале 2013 года и принял негативные значения во II квартале (-1,7%). Динамика строительства во II квартале текущего года сократилась еще существеннее - на 3,6 процента.
Основными причинами сложившейся ситуации стали значительное ухудшение финансовых результатов деятельности предприятий, а также резкое замедление роста корпоративного кредита при более высоких процентных ставках. Темп роста кредитования предприятий снизился с 24,4% в середине 2012 года до 12,9% на конец июля 2013 года. Средневзвешенная ставка по рублевым кредитам сроком до одного года, выданным нефинансовым организациям в первом полугодии 2013 года, повысилась до 9,7% против 9% в первом полугодии 2012 года.
Другими факторами снижения инвестиций также стали существенное сокращение инвестиционной программы ОАО «Газпром» (практически на одну треть) по мере завершения крупных капиталоемких проектов в транспортировке газа и продолжающаяся негативная динамика государственных капитальных вложений.
Динамика потребительского спроса также оказывала негативное влияние на экономический рост. Темпы роста розничной торговли в первом полугодии 2013 года снизились до 3,7 против 7,7% в первом полугодии 2012 года, а объем платных услуг населению - с 4,2 до 2% соответственно. Замедление динамики оборота розничной торговли произошло под влиянием замедления темпов роста реальной заработной платы с 10,7% в первом полугодии 2012 года до 5,4% в первом полугодии 2013 года. Такая динамика в основном была связана с двумя факторами: изменением заработной платы в бюджетном секторе и ускорением роста потребительских цен.
Ускорение роста потребительских цен со второго полугодия 2012 года также повлияло на снижение реальных показателей роста оплаты труда и розничного товарооборота. На внутригодовую динамику потребительских цен в 2012 году очень сильное воздействие оказали перенос индексации регулируемых тарифов инфраструктурных компаний с января на июль и рост цен на продовольствие, начавшийся в середине года из-за потери части урожая. В результате действия этих факторов потребительская инфляция увеличилась с 3,9% в первом полугодии 2012 года до 7,2% в первом полугодии 2013 года.
Замедление роста экспорта и внутреннего спроса оказало влияние на динамику промышленного производства. В первом полугодии текущего года его рост составил всего 0,1% и был поддержан исключительно ростом добывающих производств - прирост добычи полезных ископаемых составил 1% при снижении производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 0,7%. При этом отгрузка продукции обрабатывающих производств осталась на уровне первого полугодия 2012 года.
Замедление роста спроса привело к снижению уровня загрузки производственных мощностей и росту безработицы. Средний уровень загрузки производственных мощностей в июне 2013 года снизился до 61%, тогда как в первые пять месяцев года его среднее значение составляло 65%. Уровень безработицы с исключением сезонного фактора последовательно повышался с марта 2013 года, достигнув в июне, по оценке Минэкономразвития России, уровня 5,7% к экономически активному населению.
Предполагается, что наиболее низкую точку экономическая динамика прошла в середине 2013 года, и во втором полугодии рост ВВП хотя и будет оставаться неустойчивым, но начнет постепенно ускоряться. По оценке Минэкономразвития России, годовой прирост ВВП уже в июле ускорился до 1,8% против 0,2% в мае и 0,4% в июне. В июле также возобновился рост ВВП по отношению к предыдущему месяцу после его двухмесячного отсутствия. Постепенно начал восстанавливаться рост инвестиционного спроса и ускорился рост потребительских расходов. Предполагается, что эти тренды будут усиливаться в оставшиеся месяцы 2013 года.
Ожидается, что прекращение спада в Еврозоне будет способствовать повышению спроса на российский экспорт. Увеличатся поставки химической продукции, продовольствия, машин, оборудования и транспортных средств, стабилизируется ситуация на рынке металлов.
Положительный вклад в рост ВВП также должен внести более высокий урожай 2013 года. Засуха привела к негативному вкладу сельского хозяйства в прирост ВВП во втором полугодии 2012 года в размере 0,4 п.п., тогда как во втором полугодии 2013 года ожидается, что вклад сельского хозяйства станет положительным и обеспечит 0,3 п.п. прироста ВВП. Кроме того, по мере исчерпания эффекта плохого урожая 2012 года быстро замедляется рост цен на продовольственную продукцию, что определяет общее снижение индекса инфляции. С мая по август 2013 года продовольственная инфляция снизилась с 9,2 до 6,1%, и ожидается, что снижение продолжится и в оставшиеся месяцы года. В результате общий прирост потребительских цен замедлился с 7,4% в мае до 6,4% в августе, и к концу года он не будет превышать 6%. Такая динамика поддержит реальный рост доходов населения и потребительских расходов в оставшиеся месяцы 2013 года.
Ожидается, что инвестиции в основной капитал возобновят рост во втором полугодии, который составит 4,4% против снижения на 1,4% за первые шесть месяцев года. В целом за год прирост инвестиций в основной капитал составит 2,5 процента.
Во втором полугодии ожидается замедление падения прибыли на фоне ослабления курса рубля, роста экономической активности, а также в связи с исчерпанием негативного эффекта базы, связанного с повышенной нормой прибыли в первом полугодии 2012 года в результате переноса индексации регулируемых тарифов инфраструктурных отраслей.
Прирост оборота розничной торговли по итогам 2013 года может составить 4,2%. Это означает некоторое ускорение динамики во второй половине года - до 4,6%. Тенденция восстановления роста розничных продаж уже обозначилась в июне-июле, когда динамика роста ускорилась до 3,5 - 4,3% с 2,9% в мае. Оборот розничной торговли будет поддержан сохранением устойчивого роста реальной заработной платы и розничного кредитования. По итогам года ожидается прирост реальных располагаемых доходов населения на 3,4%, реальной заработной платы - на 6,2%, кредитования населения - на 29 процентов.
Во втором полугодии ожидается ускорение роста промышленного производства до 1,2% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе обрабатывающих производств до 1,5%. В целом по итогам 2013 года, по оценке Минэкономразвития России, рост промышленного производства замедлится до 0,7 с 2,6% в 2012 году.
В результате годовой прирост ВВП в Ш и IV кварталах 2013 года, увеличится до 1,9 и 2,6% соответственно после прироста на 1,6 и 1,2% в I и II кварталах. По отношению к предыдущему кварталу в III и IV кварталах ожидается прирост на 0,5 и 1,3% против прироста на 0,2 и 0,1% в I и II кварталах года. В целом за 2013 год ВВП увеличится на 1,8 процента.
Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
2012 год2013 годпервое полугодиевторое полугодиегодпервое полугодиевторое полугодие (прогноз)Год (прогноз)ВВП104,5102,5103,4101,4102,2101,8Индекс потребительских цен, на конец периода, за период103,2103,2106,6103,5102,5106,0Индекс промышленного производства103,1102,2102,6100,1101,2100,7Обрабатывающие производства104,5103,7104,1100,0101,5100,8Индекс производства продукции сельского хозяйства104,292,095,3102,0109,0107,0Инвестиции в основной капитал, %112,8103,4106,698,6104,4102,5Реальные располагаемые денежные доходы населения103,1105,4104,4104,4103,1103,4Реальная заработная плата110,7106,1108,4105,4105,1106,2Оборот розничной торговли107,7105,2106,3103,7104,6104,2Объем платных услуг населению104,2103,2103,7102,0102,3102,2Экспорт товаров, млрд. долл. США262,4265,6528,0252,5258,9511,4Импорт товаров, млрд. долл. США154,1181,6335,7160,9182,6343,5Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель112,1109110,5106,5107,5107
Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2014-2016 гг.) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
повышение устойчивости национальной финансовой системы, использование бюджетного правила при определении предельного объема расходов федерального бюджета и снижение инфляции;
улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;
социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил;
инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;
диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
сбалансированное региональное развитие;
становление Таможенного союза и адаптация национальной экономики к требованиям ВТО [9].
Одним из приоритетов в развитии фондового рынка в России до 2014 года станет создание международного финансового центра.
Кроме того, необходимо активизировать институциональные преобразования, обеспечивающие переход экономики на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В прогнозный период будет последовательно обеспечиваться развитие рыночных институтов, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности.
Основными факторами экономического роста в предстоящие годы будут выступать повышение конкурентоспособности отечественной продукции, импортозамещение, а также повышение инвестиционной активности экономики, преодоление существующих ограничений для расширения инвестиционной деятельности и развития малого бизнеса. Включение этих факторов предполагает быстрое улучшение производственной и транспортной инфраструктуры и создание благоприятных условий для частного инвестирования и привлечения капитала.
Остается актуальной задача повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизации и формирования интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками. При этом в 2013-2015 гг. будут значительно увеличены темпы приватизации в целях последовательного сокращения государственного сектора экономики [8].
Заключение
Национальная экономика - это сложная взаимосвязанная система, охватывающая весь социально-экономический комплекс страны на региональном и национальном уровнях. Для характеристики национальной экономики используются функциональные, территориальные и отраслевые признаки.
Структура национальной экономики - это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.
Основные показатели функционирования национальной экономики это: экономический рост экономики, система национальных счетов, производительность общественного труда, занятость населения, уровень безработицы, жизненный уровень населения, доходы, заработная плата, номинальная и реальная заработанная плата, денежное обращение, инфляция, торговый и платежный баланс, внешнеэкономическая деятельность.
Для измерения результатов функционирования национальной экономики в теории и хозяйственной практике используются различные макроэкономические показатели. Ряд таких показателей предназначен для оценки величины суммарного объема национального производства.
Система национальных счетов (СНС) - это совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики.
СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства) - валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый внутренний продукт (ЧВП) и три показателя совокупного дохода - национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).
Динамика основных макроэкономических показателей России показала, что в стране нестабильная ситуация, следовательно необходимо разработать необходимые меры ее стабилизации.
Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2016 г.) носит переходный характер, связанный с завершением решения задач посткризисного восстановления и переносом акцентов на меры стратегического характера, зафиксированные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Список использованной литературы
1. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика: Учебное пособие /Б.Т. Кузнецов - М: 2011. - 458 с.
. Васильева Е.В. Экономическая теория: учебное пособие/ Режим доступа: #"justify">. Анисимов А.А. Макроэкономика: учебник / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев, О.Б. Тихонова. - М.: 2011. - 598 с.
. Юрьева Т.В. Макроэкономика: учебник / Т.В. Юрьева, Марыганова Е.А. - М.: 2008. - 286 с.
. Показатели функционирования национальной экономики. Финансовая система. Финансы: теория и практика / Режим доступа #"justify">. Шевчук Д.А. Макроэкономика: учебное пособие /Д.А. Шевчук. - М.: 2009. - 145 с.
. Федеральная служба государственной статистики / Режим доступа www.gks.ru.
. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов (разработан Минэкономразвития РФ) / Гарант - информационно-правовой портал / Режим доступа #"justify">9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р: справ. правовая система Консультант Плюс.
10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года (разработан Минэкономразвития РФ) / Гарант - информационно-правовой портал / Режим доступа http://base.garant.ru/12190489/.