Теневая экономика как социально-экономический феномен

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,87 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теневая экономика как социально-экономический феномен

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «(РИНХ)»

Кафедра Экономической теории






КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Теневая экономика как социально-экономический феномен»













Ростов-на-Дону 2011 год

Содержание:

Введение

Глава 1. Определение теневой экономики. Понятие и структура теневой экономики

1.1 Криминальная экономика, как важнейшая тенденция развития теневой экономики

.2 Различные подходы к пониманию теневой экономики

1.3 Причины возникновения теневой экономики

Глава 2. Влияние теневой экономики на общество

2.1 Теневая экономика в России

2.2 Статистика теневой экономики

Глава 3. Решение и проблемы ослабления теневой экономики

Заключение

Список литературы


Введение

Данная работа посвящена рассмотрению теневой экономики как социально-экономического феномена. Эта проблема не утратила своего значения и является актуальной. Ведь проблема теневой экономики, это проблема, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Теневая экономика является очень трудным для исследования предметом: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, является конфиденциальной и разглашению не подлежит. Однако, нам мой взгляд, по данным которые известны, можно сделать некоторые выводы. Что я и хочу продемонстрировать в своей работе.

Целью данной работы является изучение теневой экономики, и её анализ как социально-экономического феномена. Мною была предпринята попытка решить следующие задачи:

) Изучить понятие о теневой экономике

) Рассмотреть структуру и причины возникновения теневой экономики

) Проанализировать последствия, вызываемые теневой экономикой

) Выявить ее особенности как социально-экономического феномена. Объектом исследования является теневая экономика. Предметом исследования - ее функции как социально-экономического феномена.

Глава 1.Определение теневой экономики. Понятие и структура теневой экономики

Понятие теневой экономики.

До настоящего времени не существует единого понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов. Вот какое определение «теневой экономики» нам дает словарь экономических терминов:

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА - экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей. Я согласна с таким определением.

Структура теневой экономики.

В структуре теневой экономики могут быть выделены следующие основные сферы:

) Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:

а) Легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально (Пример: деятельность без лицензии или специального разрешения)

б) Нелегальная занятость, работа по найму

в) Запрещенная законодательством экономическая деятельность

) Домашняя экономика - это сфера общественнонеобходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.

Признаками домашней экономики являются:

а) Производительный характер;

б) Отсутствие учета официальной регламентации;

в) Непротивоправный характер;

) Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая чаще всего основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.

Общинная экономика - это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.

Признаками общинной экономики являются:

а) Производительный, непротивоправный, характер;

б) Обмен в неденежной форме;

в) Несоблюдение принципа эквивалентности;

г) Нерегламентированность;

д) Неучитываетмый характер.

Я считаю, что данные сферы нельзя однозначно отнести к теневой экономике, так как они не нарушают правового порядка и не выходят за рамки правовой экономической деятельности.

Так же можно выделить три сектора теневой экономики:

) «вторая» («беловоротничковая»)

) «серая» («неформальная»)

) «черная» («подпольная») теневая экономика.

) «Вторая» теневая экономика - это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневая экономика также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг: получаемые от «второй» теневой экономики выгоды получены одними людьми за счет потерь, которые несут другие люди. (Примером может служить

) «Серая» теневая экономика - разрешенная законом, но нерегистрируемая экономическая деятельность (преимущественно, мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. В отличие от «второй» теневой экономики, которая неразрывно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» экономика функционирует более автономно. В этом секторе теневой экономики самостоятельные производители либо сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензии, уплатой налогов и т.п., либо отчет о такой деятельности вообще не предусмотрен.

) «Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) - запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг. «Черная» теневая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая» экономика. «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников.

.1 Криминальная экономика, как важнейшая тенденция развития теневой экономики

Важнейшей тенденцией развития теневой экономики является ее криминализация, возрастание влияния организованной преступности, усиление ее общественной опасности. В связи с этим в системе экономических отношений целесообразно выделить самостоятельный сектор криминальной экономики. Это понятие охватывает деяния в экономической сфере, подпадающие под определенные статьи законодательства, то есть экономические правонарушения и преступления. Сюда же относят организованную преступность, коррупцию и лоббирование выгодных преступному миру законопроектов.

Таким образом, имеет место понимание криминальной экономики исключительно с формально-правовых позиций. В соответствии с логикой такого понимания в состав криминальной экономики включается вся теневая экономика.

С позиций криминологического подхода, в составе теневой экономики следует выделить сектора криминальной теневой экономики и некриминальной теневой экономики. Однако четко и однозначно выделить сектор некриминальной экономической деятельности не представляется возможным. Причина этого - сложность самого объекта анализа - теневой экономики, тесная взаимосвязь ее позитивных и негативных функций в условиях несовершенной конкурентной среды, необоснованного налогообложения, а также формальных и неформальных ограничений на открытие и ведение бизнеса. К некриминальному сектору теневой экономики целесообразно отнести деятельность, которая не могла быть начата или продолжена в условиях действующего режима налогообложения и регулирования. (Ярким примером может служить 1интернет-статья о криминальной экономике ЮФО. По словам заместителя начальника управления по надзору за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью Главного управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО Сергея Абросимова, 45,7% зарегистрированных преступлений в ЮФО, совершенных организованными преступными группами, носят экономическую направленность.)

.2 Различные подходы к пониманию теневой экономики

Понимание теневой экономики различными ее исследователями во многом определяется выбором основного критерия отнесения экономических отношений к этой сфере. В зависимости от этого критерия различаются учетно-статистический, формально-правовой, криминологический и комплексный подходы.

. Учетно-статистический подход. При учетно-статистическом подходе основным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучитываемость, то есть отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последовательным и развитым является учетно-статистический подход на основе методологии системы национальных счетов (СНС) ООН. Понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели СНС - максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП). Преимуществом данного подхода является возможность количественной оценки скрытой части производительной экономической деятельности на основе общепринятой методологии СНС, использования результатов расчетов при формировании экономической политики и международных сопоставлений. Недостатками данного подхода будут являться:

Невозможность удовлетворительно оценить масштабы, структуру и влияние криминальной деятельности, не связанной с производством реального ВВП. В состав теневой экономики, с одной стороны, включаются все виды как общеуголовных, так и экономических преступлений, что чрезмерно расширяет границы теневой экономики. С другой стороны их учет ограничивается тем влиянием, которое они оказывают на производство и потребление ВВП текущего года и использование этой информации ограничивается целями уменьшения погрешностей статистических расчетов.

. Формально-правовой подход. В качестве ключевого критериям выделения теневых экономических явлений выступает отношение к нормативной системе регулирования.

Конкретными критериями являются:

а) уклонение от официальной или государственной регистрации, от государственного контроля;

б) противоправный характер.

. Комплексный подход. В рамках комплексного подхода в качестве основы выделения теневой экономики используются различные сочетания рассмотренных ранее критериев.

.3 Причины возникновения теневой экономики

Причин для возникновения теневой экономики бесчисленно много.

Традиционно к основным факторам развития теневой экономики относят следующие:

Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки;

(Данный фактор признается одним из самых значимых, стимулирующих рост и активизацию теневой экономики. Он оказывает свое воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране имеет свои особенности. Например, в США особое влияние на развитие теневого сектора оказывают высокие ставки подоходного налога. В России и Беларуси распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость)

Чрезмерная регламентация экономической деятельности;

(Этот фактор проявляется, в основном, в следующих действиях государства: запрет на обращение каких-либо товаров или услуг; административное вмешательство в процесс ценообразования; чрезмерная власть бюрократии, слабая контролируемость бюрократических решений. Результатом этого является рост теневой экономики. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих)

) Значительные масштабы государственного сектора в экономике;

(Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий, что является основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж. Таким образом, эффективность деятельности государства является важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой экономики)

Экономическая нестабильность. Кризисное состояние экономии;

(Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. Кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор. С другой стороны, при кризисном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь определенные преимущества. Например, некоторые ученые считают, что теневая экономика повышает общий уровень благосостояния)

Незащищенность прав собственности;

(Данный фактор порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.)

Неблагоприятный социальный фон;

(Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо)

Политическая нестабильность.

(Этот фактор также, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности" до лучших времен".)

Относительно новым фактором развития теневой экономики является транснационализация и глобализация экономики. Этот фактор особенно заметен в странах с либеральной, либо слабоконтролируемой финансовой системой, активно вовлеченных в международные экономические отношения.

Глава 2. Влияние теневой экономики

2.1 Теневая экономика в России

Теневая экономика в России коренным образом отличается не только от «западной», но и от «восточноевропейской». Некоторые объясняют нынешний размах теневого бизнеса в нашей стране исключительно генетическими предпосылками, сформированными еще при социализме. Обратимся к хронологической таблице:

В 1992 г. государство начало с того, что фактически ликвидировало накопления граждан. При спровоцированной гиперинфляции практически не было предпринято никаких мер для того, чтобы сохранить трудовые сбережения десятков миллионов людей в сберегательных банках. Параллельно произошла очень серьезная криминализация финансового сектора. В том же году Центробанк России распределял в условиях высокой инфляции кредиты под высокий отрицательный процент, и те, кто стоял у кормушки, получили колоссальные доходы.

В 1993 г. развернулась спонтанная приватизация снизу, когда всем было разрешено хватать государственное имущество по принципу кто первый. В результате в экономике возобладали стереотипы чисто хищнического распределения: предпринимательская энергия была устремлена не на создание нового, наращивание экономической активности и повышение эффективности производства, а на передел имущества, что обеспечивало наибольшие барыши.

В конце 1993 г. произошло, свертывание демократических институтов контроля власти над обществом. И после этого началась легализация криминальной деятельности. Если раньше деньги из бюджета воровали преимущественно в нелегальных формах, то, начиная с осени 1993 г., правительственные структуры пошли по пути легального предоставления незаконных льгот придворным коммерческим структурам. Соответствующие примеры хорошо известны, их совокупность свидетельствует о том, что в денежно-бюджетной сфере легализация криминальных отношений - факт свершившийся.

Небезызвестная денежная политика 1994 г. привела к тому, что существенная часть хозяйственных отношений постепенно трансформировалась и перешла в теневой сектор. Искусственно вызванный кризис ликвидности в расчетах в реальном секторе экономики привел к тому, что предприятия стали широко практиковать бартер и расчеты наличными и, естественно, уходить от налогов.

Существует несколько направлений стабилизирующего влияния теневой экономики на российское общество и его экономку.

Во-первых, с точки зрения хозяйствующих субъектов, она обеспечивает более эффективные формы экономической деятельности. Теневая экономия на налоговых изъятиях позволяет предприятию увеличить чистую прибыль и дает предприятию серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто работает полностью легально.

Во-вторых, стабилизирующее воздействие теневой экономики проявляется в формировании новых рыночных ниш, а значит, создает условия для выживания населения в период спада официальной экономики и падения уровня жизни. В качестве источника новых рабочих мест и дохода теневая экономика исполняет роль социального стабилизатора, сглаживая чрезмерное неравенство доходов и уровня жизни, уменьшая социальное напряжение в обществе.

В-третьих, она формирует финансовую базу для негосударственной социальной деятельности. Спонсорство политической активности, финансирование различных лоббистских экономических ассоциаций и союзов, а также благотворительность в сфере искусства (театр, кино и др.) в значительной мере идут за счет наличных денег, поступающих из теневой экономики. В этом своем качестве она выступает как средство формирования гражданского общества в его специфическом российском виде, включающем полукриминальные (а частично - полностью криминальные) формы.

С учетом традиций советского общества развитие теневой экономики, видимо, было единственно возможной формой возникновения рыночной системы. Сверхвысокий уровень налоговых изъятий, заданный с начала 1992 года, не оставлял предприятиям иной альтернативы, кроме частичного ухода в тень. Развитие теневой экономики отражало своеобразный социальный договор между населением и властью. Государство во многом сняло с себя ответственность за повседневное выживание людей, но смотрело сквозь пальцы на несанкционированную и нерегистрируемую хозяйственную деятельность.

Натурализация экономики, на основе которой поддерживается жизнедеятельность населения, обеспечивает значительные резервы социальной стабильности. Власти придется очень сильно постараться, чтобы их разрушить, к примеру, изъятием у людей их приусадебных (садовых) участков. В то же время, достигнутый на базе натурального хозяйства социальный консенсус между населением и государством не может послужить основой для формирования современной рыночной экономики. Он может обеспечить только физическое выживание людей, да и то на самом примитивном уровне.

В настоящее время теневая экономика является мощным фактором дестабилизации российского общества. Главные направления его воздействия следующие.

Во-первых, вытеснение официальных механизмов налогообложения и, соответственно, пропорциональное снижение объемов собираемых налогов. Именно это явилось одной из главных причин кризиса, разразившегося после 17 августа 1998 г.. Этот кризис - следствие несостоятельности официальных механизмов налогообложения, которые оказались не в состоянии обеспечить фискальные потребности государства, не сумевшего (и не могущего) выполнить свои элементарные функции. Альтернативные теневые механизмы налогообложения (плата крышам, прямые выплаты чиновникам за выполнение ими своих функций и т.п.) оказались той альтернативой, которая вытеснила официальное налогообложение.

В ситуации достаточно значительного сокращения официального и роста теневого производства рано или поздно должно наступить банкротство государства, то есть такое снижение объема собираемых налогов, которое меньше их минимального размера, необходимого для выполнения государством своих социальных и иных функций. Такая ситуация возникает даже в относительно благоприятной ситуации, когда ВВП не падает, а теневое производство растет в той мере, в какой падает официальное. Если взять за основу те темпы роста теневой экономики, которые были в России в 90-х годах, то по нашим предварительным расчетам банкротство государства в рамках этого примера может наступить через 7-8 лет после начала бурного роста теневой экономики.

Во-вторых, теневая деятельность оказывает дезорганизующее влияние на производственный процесс в рамках официальной экономики, ухудшает положение и препятствует созданию нормально работающих, здоровых экономических организаций. Она приводит к снижению управляемости работников, ослабляет их трудовую мотивацию, иногда ведет к их деквалификации, затрудняет освоение инноваций, которые часто требуют сверхнормативных трудовых усилий, и в конечном итоге может вызвать дезинтеграцию коллектива и предприятия.

В-третьих, частично связанная с криминальной деятельностью, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых разрешается с применением насилия. Судя по результатам конкретных исследований, масштабы насилия в российской экономике в целом довольно велики - по данным социологических опросов от 30 до 40% руководителей предприятий лично сталкивались со случаями рэкета, вымогательства, попытками поставить предприятие под контроль криминальных групп.

Тем не менее, теневая экономика ответственна за то, что в России возник значительный слой вооруженных людей, вынужденных защищать свой бизнес. Масштабность этого явления, в конечном счете, представляет опасность для стабильности российского общества в целом.

В-четвертых, теневая экономика - важнейших фактор формирования деловой этики, и, более того, социальных норм в целом. Расширение и укрепление теневой экономики привели к размытости социальных норм - люди перестали различать, что можно, а что нельзя в хозяйственной жизни, каковы критерии оценки того или иного хозяйственного действия. Например, большая часть хозяйственных руководителей осуществляет перевод безналичных денег в наличные с использованием фиктивных контрактов (т.н. обналичивание). В принципе - это незаконная операция, участники которой должны были бы быть наказаны. Однако случаи наказания за эту операцию крайне редки. Более того, для обеспечения своей текущей деятельности операции обналичивания иногда проводят даже органы государственной власти и правоохранительные структуры. Эта незаконная операция, фактически, получила социальное одобрение, и ни участники, ни власти на практике не осуждают ее. Тем не менее, официально она не является и разрешенной. Произошла ее своеобразная неформальная институционализация: она широко практикуется, имеет социальное одобрение, однако официально не является признанной.

Дестабилизирующее влияние теневой экономики состоит в том, что она привела к неформальной институционализации не только операции обналичивания, но и множества других также не безобидных экономических феноменов. Например - насилия при разрешении конфликтов между предпринимателями, приватизации бывшей государственной собственности и многих других. В результате возникло обширное поле размытых социальных норм, когда сломан механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение. В рамках этого поля имеет место произвол - хочешь, следуй тому или иному правилу, хочешь - не выполняй его. Тогда происходит потеря людьми социальных ориентиров и, как следствие - нарушение социального порядка. Люди в ответ на то или иное действие не могут предугадать, какова будет реакция общества, ожидает ли их наказание без преступления или же они могут совершить безнаказанное преступление.

.2 Статистика теневой экономики

Всего в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций.

По данным австрийского экономиста Ф. Шнайдера, во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП (валовый внутренний продукт), в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся странах - 39% ВВП1. Теневая экономика на Западе не только значительна по своим масштабам, но и постоянно растет. Если взять данные за 1998 год, то страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% ВВП). Ненамного отстают от нее Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). В среднем эшелоне оказываются Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9 до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%).

На первый взгляд, эти цифры относительно невелики. Но если перевести их из относительных в абсолютные величины, то получится, что в США теневая экономика ежегодно создает товаров и услуг на 700 млрд. долларов, в Италии - на 310 млрд. долларов, а в Великобритании - на 190 млрд. долларов2.

В странах Центральной и Восточной Европы наибольший масштаб теневая экономика приобрела в балканских странах - Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). А такое государство, как Албания, вообще представляет собой сплошной черный рынок. Помимо широко известных местных «народных промыслов» - торговли наркотиками и оружием - большое значение имеет, например, перепродажа угнанных в Западной Европе автомобилей. В стране, где среднегодовой доход гражданина составляет всего 70 долларов, сегодня, только по данным официальной статистики, на 3,2 млн. жителей приходится 500 тысяч автомобилей (для сравнения: в 1990 году в стране было всего 5 тысяч машин), причем 60% из них - «мерседесы». Девять из десяти автомобилей угнаны из стран Западной Европы.

В «тени» находится сегодня, по разным оценкам, от 22 до 25% российской экономики. И, как показывают расчеты, вывод ее «на свет» может обеспечить рост производства более чем на 20%4.

Официальный общемировой ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 1999 году составил 39 трлн. долларов. Экономикой неофициальной в этом же году как минимум было создано еще на 8 трлн. долларов неучтенных товаров и услуг. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире.

Занятость в теневой экономике растет из года в год: если в 1974-1982 годах в нее было вовлечено 8-12% трудоспособного населения Германии, то в 1997-1998 годах этот показатель вырос до 22%. Сегодня рекордсменом по занятости в теневом секторе является Италия, где, по разным оценкам, занято от 30 до 48% экономически активного населения (правда, в основном речь идет о втором, дополнительном источнике дохода). В странах Евросоюза не менее 10 млн. человек занято исключительно в теневой экономике, а в целом по ОЭСР - около 17 млн.

Современная статистика теневой экономики

По данным журнала Forbes сравнительную модель статистики теневой экономики привели ученые Шнайдер, Бун и Монтенегро (2010г):

Таблица. 1. Статистика теневой экономики мира

Страна1999г2003г2007г1999-2007гВеликобритания12,612,913,212,9Германия15,615,816,716Индия232425,624Италия26,527,227,427,2Казахстан42,645,448,245,3Китай1313.414.313.5Россия45,148,85248,6США8,68,79,18,8Франция14,815,415,715,4Япония1111,213,211,4

Глава 3. Решения и проблемы ослабления теневой экономики

Возможно ли снизить гигантские размеры теневой экономики? Поскольку полностью ликвидировать ее невозможно, то важными стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать: совершенствование правовой основы и формирование здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса;

более либеральное налоговое законодательство;

упрощение системы регистрации для малого и среднего бизнеса; ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях; теневая рыночная экономика

приравнивание коррупции и взяточничества к наиболее тяжким преступлениям.

Не менее важными направлениями являются проведение политики глубоких административных реформ с целью упорядочения организационных структур власти, правоохранительных органов, координации их деятельности; реформирование корпуса госслужащих, развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью; усиление воспитательной функции государства в формировании этической основы предпринимательства.

При выборе механизмов реализации стратегических целей важно найти оптимальное соотношение между экономическими и административными мерами государственного воздействия на теневую экономику.

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более.

Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

В государственных властных структурах, общественных и научных организациях существуют два противоположных подхода к решению проблем теневой экономики.

) Радикально-либеральный подход

Он действует с начала 1992г., связан с целевыми установками на сверхвысокие темпы формирования частных капиталов. Результатом является образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой. Такой подход не эффективен.

Репрессивный подход

Он предполагает расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции. Его суть заключается в том, что планируется провести тотальные проверки и спецоперации на стратегически важных для страны предприятиях. Причем большая часть информации о преступных группировках, опекающих целые заводы и холдинги, в МВД уже есть.

Поэтому, скорее всего, в ближайшее время борьба с преступностью будет заключаться в использовании силовых методов, сборе доказательной базы и привлечении к уголовной ответственности лидеров преступных группировок и их ближайших соратников, благодаря которым предприятиям удается скрывать большую часть прибыли и перекачивать доходы на частные счета в банках. Такие операции уже проводятся, открытым примером могут служить пестрящие заголовки в газетах и передачи новостей.

Поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, оно стремится поставить под контроль расходы граждан. Это, как ожидается, позволит выявить действительные расходные параметры состоятельных групп населения, принудить их указать источники сокрытых средств и помочь собрать недовыплаченные налоги.

Почему-то не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. И поскольку в законопроектах упор сделан не на устранение условий, препятствующих переходу теневой деятельности в легальную, а на преследование людей, экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

Заключение



Список литературы:

Чернецова Н.С., Скворцова В.А., Медушевская И.Е. / Экономическая теория:Учебное пособие - 2009.- 264с.

Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: «Проспект» . - 2007.

Васильева Е.В., Макеева Т.В.Экономическая теория. Конспект лекций. - 2009.- 192с.

Арсентьева н.М. Скрытые тенью… // ЭКО. М. 2000. 400с.

Макаров Д. - Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России//Вопросы экономики №3, 1998 г.

Глинкина С. Теневая экономика в современной России //Свободная мысль. М. 2001. С. 211

Фролов Д. Анализ теневой экономики: институциональный подход /Д.

Фролов // Экономист. 2008. № 9

Л. Фиглин, Теневая занятость, , М.: Экономика -2002

Величенков А., Куликов В. Теневые пирамиды реформируемой экономики / РЭЖ , №№ 8-9, 1996.

Исправников В., Куликов В. - Как высветлить реформируемую экономику// РЭЖ №5-6, 1997 г.

Пономаренко. Подходы к определению параметров "теневой экономики". -

Вопросы статистики. 1997.

Журнал «Молодой ученый» выпуск 6 2010 г.

Похожие работы на - Теневая экономика как социально-экономический феномен

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!