Образование казахской народности
Министерство науки и высшего
образования
Республики Казахстан
Евразийский
государственный университет
им.
Л.Н. Гумилева
Курсовая работа
Тема: Образование казахской
народности
и
первого казахского ханства
выполнил: __________________
___________________________
проверил: __________________
__________________________
г.Астана, 2000
Оглавление
Введение....................................3
Глава
1. Образование казахской народности...........6
Глава
2. Образование первого казахского ханства....16
Заключение.........................................21
Библиография.......................................24
Введение
Процесс образования
государственности у казахов, становления суверенитета Республики Казахстан протекал
в многообразных формах и внутренних периодах, весьма сложно и непрямолинейно,
хотя это был и есть единый исторический процесс. Пройдя гипотетическую “стадию
дикости”, когда доминировали законы животного мира, предки казахов, также как
и все человечество, самоорганизовались в родовые и племенные общины и затем союзы
племен. Особенности их социального и политического развития определялись
потребностями естественного для данной географической и климатической среды
обитания, кочевого способа производства и образа жизни, потребностями в
пастбищах и целесообразном их распределении по районам и сезонам кочевок, в
обмене продуктами труда с земледельческими сообществами, в защите от врагов и
для расширения собственного жизненного пространства.[1]
Примерно в этот период появляются
общественная власть родового старшинства, и затем власть племенных вождей. Этот
период в эпохе потестарной власти можно назвать догосударственным периодом
этнополитогенеза казахов.
Переходной стадией к
раннегосударственному периоду здесь стало образование саками и массагетами племенных
союзов.
Эпоха потестарной власти с его
догосударственными и раннегосударственными периодами подготавливала эпоху
династической казахской государственности. Однако естественный процесс
складывания казахской народности и становления собственной суверенности в истории
Казахстана испытал сильное деструктивное воздействие. Таковыми в этнополитогенезе
были мощные миграционные потоки, неопределенность границ, смещение и
исчезновение этнических групп и др.[2]
Начавшийся здесь процесс складывания надплеменной этнической общности
сдерживался нашествием в нынешние Среднюю Азию и Казахстан орд Чингизхана.
Лишь после распада монгольских
улусов хана Джагатая на юго-востоке и хана Джучи на северо-западе нынешней
территорией Казахстана (XIV-XV вв.) вновь стали возникать этнополитические
государственные образования.
С конца XV века начинается эпоха собственной династической
государственности казахов с образованием в 1470 г. Казахского ханства[3]
- итог противоречивого многовекового воздействия и взаимопроникновения политических
и этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней Центральной
Азии.
Настоящая курсовая работа
посвящена изучению вопроса об этнополитогенезе казахов, образовании казахской
народности и первого казахского государства. Именно этот вопрос остается на
сегодняшний день, несмотря на многочисленные научные исследования достаточно
проблемным и интересным для изучения.
Основными вопросами научного
исследования данной курсовой работы являются вопросы образования казахской
народности и образования первого казахского государства. В рамках изучения
проблемы мы опирались на труды таких ученых историков как Л.Н. Гумилев, Асфендиаров
С.Д., Басин В.Я., Шакарим Кудайберды-улы и др.
Глава 1. Образование казахской народности
Одной из главных загадок
казахской истории остается загадка происхождения и время образования жузов.
В силу действия многих
этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникли три
основных этнотерриториальных объединения - Старший, Средний и Младший Жузы.
Существование жузов отразило сложность процесса образования казахской народности,
наложило свою печать на локальные культурно-бытовые особенности ее развития.
Жузы являлись специфической
формой социально-политической организации казахской
народности. В истории казахов жузами принято называть
определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и
населяющих фиксированную традицией часть общеказахской территории. В дореволюционной
исторической литературе вместо жуз употреблялся в давние времена вошедший в
русский язык термин орда.
Принадлежа к одной казахской
народности каждый из жузов имел свои особенности, которые делали их отличными
друг от друга.
Основываясь на исследованиях,
проведенных учеными историками Казахстана, мы попробуем обобщить и дать
характеристику каждому из казахских жузов.
Всего жузов - три: Улу жуз
(Старший, или Большой, жуз), Орта жуз (Средний, или Cрединный, жуз) и Киши жуз
(Младший, или Малый, жуз).
Кочевья жузов располагались в
порядке с юго-востока на северо-запад: Улу жуз занимал юго-восточную часть
Казахского ханства, Киши жуз - самую западную, а Орта жуз - серединную территорию.
Жузы получили свое название не по
числу принадлежавших к ним кочевников (Киши жуз был самым многочисленным), но
по старшинству входивших в их состав родов. При этом старшинство между родами и
жузами считалось по прямой линии: "самый последний род" Улу жуза имел
преимущество перед "Самым старшим родом" Орта жуза и т.д. Оправдывалось
это тем, что предок старше (атасы улкен). Согласно этнографическим наблюдениям,
порядок старшинства соблюдался:
1) при
определении места в боевом порядке;
2) при
разделении военной добычи;
3) при
вступлении в дом и рассаживании по местам;
4) при
открытии торжества;
5) при
представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.
В XVII самом начале XVIII вв. все
три жуза управлялись биями - родоначальниками, уполномоченными всеказахским
ханом; а со времени после кончины Тауке-хана (между 1715-1717гг.), последнего
казахского хана, власть которого признавалась во всем государстве, каждый жуз
имел своего хана из числа султанов - мужских потомков Чингиз-хана (ум. в 1227
г.).
Известно, что впервые имя одного
из жузов - Улу жуза (по терминологии источника "Казачья Большая орда")
было зафиксировано в русским документе, датируемом 1616 годом и имеющим
заглавие: "Распросные речи в посольском приказе служилых людей Т.Петрова и
Н.Куницына о поездке в Калмыцкую землю".[4]
В мусульманских источниках нигде
казахские жузы не упоминаются несмотря на то, что источники, описывающие
состояние дел в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII - начале XVII вв. достаточно
обильны и рассказывают о множестве деталей военно-политической и культурной
жизни того времени. Из ираноязычных и тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена
ханов и взаимоотношения между ними, и о набегах и войнах, и маршрутах и
способах кочевания, и даже о таких этнографических подробностях, как, например,
технология изготовления мягких кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных
структурах Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел владение, а
также государство), и только.[5]
Над загадками казахских жузов
бились поколения историков Казахстана, но удовлетворительного и однозначного
решения так и не нашли. Еще в 1911 году академик В.В.Бартольд в своей работе
"История изучения Востока в Европе и России" писал: "Мы не имеем
точных сведений о том, как произошло распадение этого (казахского - Т.С.) народа
на три орды: Большую, Среднюю и Малую (или Старшую, Среднюю и Младшую), из которых
каждая имела своего хана..."[6]
Нынешнее решение проблемы не
слишком продвинулось с того времени. Однако к настоящему времени накопилось
достаточное количество наблюдений, обоснованных на изучении все тех же
известных науке источников для определения хотя бы общих путей дальнейшего
исследования.
Большинство исследователей
склонялись к мысли о том, что разгадку следует искать в тех триальных
системах, которые реально существовали в далеком прошлом у тюркских народов со
времен гуннской империи и тюркского каганата. [7]
Было известно, что организация
войска и связанного с ним административного управления в этих государствах
строилась по схеме правое крыло (западная - т.к. ориентация тогда была южная),
левое крыло (восточное) и центр. Центр войска и центральные области империи
управлялись непосредственно каганом, а левое и правое крылья, соответственно
западные и восточные области империи, наместниками-родичами.
Другой триальной системой
известной у древних тюрков была система брачных отношений, где три экзогамных
рода в известной последовательности устанавливали брачные связи.
Однако обе эти системы ни в
малейшей степени не могут быть связаны с тремя казахскими жузами, т.к. те
первоначально не имели значения ни для военной организации, ни для брачных
связей. Что же касается деления огузов (туркмен) на три группы - нижнюю,
среднюю и верхнюю, которое впервые зафиксировано в Х в. и сохранялось вплоть до
XII в., то, думается, что правы те ученые, которые считают, что это сугубо локальное
разделение неразрывно связано с речными долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак
не распространялось за пределы этих долин, а главное по характеру отлично от деления
казахов на три жуза.
Какие же жизненные процессы и
исторические обстоятельства XVI в. предопределили возникновение тогда, а не
ранее и не позднее совершенно нового принципа самоорганизации племен
объединенных самоназванием казак?
С момента возникновения
Казахского ханства (Казахского улуса) в 1476-71 гг. и вплоть до начала XVII в.
господствовал только один принцип объединения и управления страной - улусный
принцип, при котором отдельные роды и племена, сложившиеся в Восточном Дешт-и
Кипчаке в XIII-XIV вв. часто из осколков более древних племен, включались в
политическую структуру малых и больших улусов, возглавляемых султанами
(например, улус Джаниш-султана, Таниш-султана, Турсун-султана и т.п.), во главе
с ханом и формировали один большей улус-государство, которое в одном случае называли
по имени одного из ханов (например, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.д.)
или, как в нашем случае, обозначали скоре социальным, чем политическим термином,
до того не имевшем этнографического значения - термином казак.
Первоначально Казахский улус
(Казахское ханство) был военно-политическим союзом группы племен Восточного
Дешт-и Кипчака, отколовшихся от массы родственных племен и возглавленных одной
из ветвей династии Чингизидов. Этническая консолидация этих племен в рамках
одного государства и под управлением одной династии (потомков Джучида
Урус-хана) и стала тем процессом, в ходе которого и в результате которого
обозначались новые уже не политические, а этнотерриториальные структуры - жузы.
Каковы были те факторы, которые
направляли и стимулировали появление новых структур?
Первым из них была
территориальная целостность Казахского ханства в условиях достаточно длительной
военно-политической стабильности. Оставаясь сообществом кочевых племен,
Казахское ханство на рубеже XVI-XVII вв. включило в свой состав территории с
древними центрами городской и оседло-земледельческой культуры, создавшими определенные
зоны хозяйственного и культурного притяжения для населения окружающих их
степей.
Вторым фактором, в известной мере
являющимся следствием первого, было формирование аульной системы расселения,
хозяйствования и быта. Именно этот процесс бросается вперед при анализе
источников XVII века. Уместно вспомнить, что в XIII-XVI вв. в Дешт-и Кипчаке
господствовала система улусного кочевания, “... когда огромная масса,
возглавленная ханом и султанами, практически непрерывно перемещалась на своих
кибитках, смонтированных на арбах, влекомых верблюдами и лошадьми по
тысячекилометровым маршрутам тогдашних кочевий”.[8]
Не сразу и не повсеметно этот
образ жизни заменялся иным - перекочевки небольших семейных групп (аулов),
связанных между собой не только родственными, но и соседскими и иными
отношениями, на ограниченных территориях с относительно короткими маршрутами
передвижения. Кибитки на арбах, "шатры на колесах" сменяет разборная
юрта, навьючиваемая на верблюдов: к началу XVII века относятся последние по
времени известные сообщения об использовании жителями Кипчакской степи четырехколесных
домов-повозок, а в более поздних источниках упоминаются только двухколесные
арбы и содержатся лишь описания, хотя и нередко, и больших по размерам, но
разборных юрт и переносных кибиток.[9]
Переход от кочевания в кибитках
на колесах к разборным юртам был крупным изменением быта кочевого населения
Дешт-и Кипчака, и этот фактор предопределил наряду с родственными и
генеалогическими связями племен и родов внутри единой политической общности еще
и связи территориальные в границах относительно устойчивых зон постоянных
перекочевок. Такого рода зоны никак не совпадали с улусным (административным)
или тюменным (военным) дробление общегосударственной территории, и отношения
внутри этих зон не могли регулироваться возглавлявшими улусы
царевичами-чингизидами. Новые территориально-родовые связи требовали иных
регуляторов, и ими стали "большие люди" пастбищных общин - бии,
"национальная" аристократия, элита социальной группы кара-суйек
(черная кость - ред.) почитаемые за знания и умение интерпретировать
многовековое народное право, многовековые обычаи, только и позволяющие
сохранять в степи присущее кочевым скотоводам мироустройство. Именно вокруг
биев начало формироваться межродовые внутритерриториальные связи, которые
постепенно превращали стихию кочевых племен в хозяйственное и культурное сообщество,
агрегация которого осуществлялась единственно возможным тогда способом - через
установление генеалогических и иерархических взаимоотношений между родами и
племенами, между аульными пастбищными общинами.
Новые структуры и их главы - бии
отнюдь не стремились разрушить или нарушить уже установившуюся политическую и
административную структуру Казахского ханства с ее улусами, но для обозначения
сформировавшихся зональных сообществ они должны были использовать какие-то
термины, выходившие за рамки родоплеменных обозначений и никак не задевавшие
обозначения, связанные с высшим военно-политическим управлением. Очевидно,
таким термином и стал жуз (буквально "сто", "сотня").
Впервые этот термин как
административный зафиксирован в сочинении балхского историка Махмуда ибн Вали
"Бахр ал-асрар".[10]
Согласно сообщению этого автора, Ак-Орда, одно из административных подразделений
Джучиева Улуса (Золотой Орды), была также известна под названием Йуз-Орда.
Мы практически ничего не знаем о
бытовании этого термина в последующее время - придворные историографы не
опускались, как правило, до таких низов народной жизни. Вряд ли сейчас или в
ближайшем будущем станет возможным однозначно ответить на вопрос, каким образом
свершилось превращение одного из невысоких военно-административных терминов в
обозначение крупных племенных (аульных) сообществ?
Становление жузов происходило не
одновременно, и по мнению ряда авторов скорее всего этот процесс начался в
Семиречье, распространившись оттуда на центральную, а вслед затем и западную
части Казахского ханства.[11]
Отсюда, возможно, и иерархия жузов, когда старшим и первоначально влиятельным
стал именно Семиреченский жуз, а Орта (Средний) жуз и Киши (Младший) по времени
своего проявления(хотя и не уступали по численности племен и территориям
Старшему) оказались генеалогически на более низких ступенях. Постепенное возвышение
жузовых структур столь же постепенно, но неуклонно вело к упадку прежней
социально-политической организации казахского общества - улусов. Прежняя правящая
верхушка ханства (султаны) неожиданно нашла свое место в новой
социально-политической организации: она стала с XVIII столетия (начало
вхождения Казахских ханств в состав Российской империи) если и не полновластной,
то достаточно влиятельной верхушкой всех трех жузов, при этом сохранив
генеалогическую, а значит и политическую обособленность - султаны не относят
себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских жузов,
не разделяются на колена.
Четырехвековое существование
жузовой структуры оказало столь сильное воздействие на этническое самосознание
казахского народа, что и сейчас не только сохраняется в памяти каждой казахской
семьи, но и влияет на повседневную жизнь казахов.
Несомненно, однако, что в
недалеком будущем определяющая роль останется за общенациональной идентификацией,
а клановые и жузовые привязки постепенно станут достоянием исторического прошлого.
Глава 2. Образование первого казахского
ханства
Процесс образования казахской народности в
XIV-XV вв. в основном завершился.
В середине XV в. - образовалось
Казахское ханство - итог противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения
политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней
Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить особую
важность события тех времен, которым стала откочевка в 1459 году потомков
основателя династии казахских ханов Урус-хана[12]
- Джанибека и Гирея - с преданными им племенами. Значение этого события в том,
как отмечают казахские историки[13],
что оно ускорило процесс сложения казахской народности в результате выделения и
обособления из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей
Восточного Дешт-и Кыпчака, каким было здесь население к началу XY столетия, известное
под общим собирательным названием узбеки.
Из Узбекского улуса выделились и
перекочевали в Семиречье не просто разрозненные племена, недовольные политикой
хана Абулхаира, но объединение родов и племен численностью до 200 тыс. человек,
которые составляли в Дешт-и Кыпчаке население улусов потомков Урус-хана.
Дневние рода жалаир, найман, алчин, кипчак и др. Стали этническими компонентами
казахской народности. Нарицательное слово “казак”, первоначально обозначавшее -
свободный, скиталец, изгнанник или группу кочевников, которые отделились, вышли
из какой-то подвластности и противостоящие ей, приобрело этнополитический
смысл. Тюркоязычные племена, объединенные под властью потомков Урус-хана, обрели
самоназвание и окончательно стали называться, правда, ни без субъективных видоизменений,
казаками, а страна их - Казакстан. Новое этнополитическое качество степняков,
утвердившихся на земле Семиречья, положило начало развитию собственно казахской
государственности, а термина “казак” и “узбек” стали обозначать еще и
разделение людей по месту жительства, очерченного уже своего рода политическими
границами.
К этому же периоду
этнополитогенеза относится внешнеполитическое становление правосубъектности казахского
государства, в частности, можно привести пример самостоятельного установления
по инициативе хана Тавеккеля (1586-1598 гг.) дипломатических отношений Казахского
ханства с Москвой. “Официальные русско-казахские отношения, - писал В.Я. Басин,
- начались, по-видимому, не позднее 90-х годов XYI века ”[15]
В первой четверти этого столетия казахи, как самостоятельная народность стали
известны и в западной Европе.
Наследственная ханская власть
периода централизованного этнополитического объединения казахов заключалась в
верховном праве распоряжения всей территорией казахских улусов, распределении
им пастбищ и маршрутов кочевок, водных источников[16],
в организации их вооруженной защиты, в праве издавать общеобязательные повеления,
а также казнить и миловать. Хан вел переговоры с другими государствами,
объявлял войну и мир, заключал союзы.
Казахское ханство 16-18 вв. Было
иерахизированной социально-политической структурой, вобравшей в себя традиции
кочевой государственности, сочетавшей элементы монархии и феодальной
республики. Ежегодно созывались курултаи (народные собрания) из числа аристократов
- старейшин и правителей родов, султанов - для решения совместно с ханом
общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане совет
биев - законосовещательный орган. Бии в родах олицетворяли судебную и
административную власть. И, в отличие от султанов - потомков чингизидов
(сословие “ак-суй-ек”), составляли элиту “кара-суйек” - родовую знать.[17]
Войско казахского ханства
формировалось из вооруженных отрядов ханов, султанов, биев и народного ополчения.
Каждый род, жуз имели свое знамя (тамгу) и свой боевой клич (уран), но все
войско выступало под одним небесно-голубым знаменем и ураном ханства. Общественные
отношения регламентировались ханскими установлениями, адатом (обычное право
казахов) и решениями советом биев (ереже). Политическими центрами Казахского
ханства на протяжении полутора столетий ( с конца 16 до первой половины 18
века) были города Ташкент и Туркестан.
Активная внешняя политика
государства, расширение владений, укрепление государственности, при первых ханах,
особенно при Касымхане в начале XYI в., затем сменились усилением междоусобной
борьбы, массовыми откочевками людей.
Во 2-й половине XYI в. происходит
новый политический подъем Казахского ханства, спад междоусобиц, развитие
скотоводческого и земледельческого хозяйства, торговых отношений, расширяются
контакты с Россией и другими сопредельными странами.
Ханская власть того периода хоть
и достигла в известной степени всеохватывающего характера и имела однородное
этническое основание, однако элемент относительности в централизацию этой
власти привносили борьба за власть султанов разных улусов и практически непрекращающиеся
войны с узбеками и калмыками. Эти факторы препятствовали формированию такого
необходимого элемента в становлении государственной власти казахского ханства,
как организация населения по территориальному принципу. Основой
государственности оставалась родовая организация населения, ацикличный характер
скотоводческого хозяйства и кочевой образ жизни не обеспечивали необходимой
стабильности ханской власти, а казахскому обществу - всобщей целостности.
С нач. XYIII в. участились набеги
джунгар на казахские земли. Поэтому хан Тауке предпринимает попытку объединения
трех жузов. Казахское ханство, раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное
в изнурительной войне с агрессором, ведет отчаянную борьбу за свою
независимость.
В трудной экономической и
политической ситуации встал вопрос о вхождении в состав России, которое продолжалось
около 150 лет.
Однако, это уже другой период в
эпохе династической государственности казахов, который требует отдельного
разговора.
Заключение
Завершая исследование вопросов о
зарождении казахской народности и государственности в Казахстане, хочется
сказать о том значении, какое имеет понимание данного вопроса в деле
становления государственной независимости республики сегодня.
16 декабря 1991 года принимается
Закон Республики Казахстан о независимости (имеющего силу Конституционного
Закона). Объявив о своей независимости, Республика Казахстан стала представлять
собой политически самостоятельное государство с многонациональным укладом, с
единым монолитным организмом. 1995 г. 30 августа на всенародном референдуме
принимается ныне действующая Конституция Республики Казахстан.
В настоящее время в республике
происходит интенсивный рост числа совместных предприятий, открываются
представительства крупнейших компаний мира, разрабатываются и осуществляются проекты
совместной разработки природных ресурсов и переработки сырья и материалов,
внедрение прогрессивных технологий в аграрной сфере и т.д.
Богатые природные ресурсы
Казахстана, социальная и политическая стабильность в республике делают этот
регион одним из наиболее привлекательных для вложения иностранного капитала
среди республик бывшего Советского Союза.
Республика Казахстан стала
полноправным членом мирового сообщества, получив признание и поддержку абсолютного
большинства государств мира. На сегодня Казахстан признан 113 государствами, со
105-ю из них установлены дипломатические отношения. Укрепляется взаимодействие,
расширяется сотрудничество с наиболее авторитетными международными структурами.
В их числе ООН, Европейское сообщество, Международный и Европейский банки
реконструкции и развития, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный Крест,
ЮНЕСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. Республика присоединилась более чем к 40 международным
конвенциям, ею подписано около 400 многосторонних и более 700 двусторонних договоров
и соглашений.
В 1997 г. принято решение о
переносе столицы из г. Алматы в г. Акмола, связанное с геополитическими,
экономическими причинами развития Казахстана.
Разработана и принята к
реализации Программа "О мерах по реализации стратегического развития
Казахстана до 2030 года".
Политическое утверждение
Казахстана сегодня неразрывно связана с его политическим прошлым. Поскольку,
как видно из настоящей работы, Казахстан издавна был свободным государством, а
временный его союз с Россией был политическим шагом в борьбе за независимость.
Библиография
1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая
Степь. М., 1989. С. 43.
2. История Казахстана с древнейших
времен и до наших дней. Очерк / Под ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С.
113.
3. Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая
степь. М., 1989.
4. Асфендилов С. Д. История Казахстана
с древнейших времен. Алма-Ата, 1993.
5. Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968
6. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная
тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990.
7. Карамзин Н.М. Предания веков М.
1988. С 195.
8. Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле,
перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина.
Алма-Ата. 1992. С. 61.
9. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во
второй половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89.
10. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И.
Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276.
11. Басин В.Я. Россия и казахские
ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78.
12. Еенов А.Е. Возникновение и развитие
социалистических земельных правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С.
52.
[1]
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43.
[2]
Там же, С. 15.
[3]
История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под ред. М.К.
Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113.
[4] Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
[5] Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших
времен. Алма-Ата, 1993.
[6] Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968.
[7] Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов,
казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990.
[8]
Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195.
[9]
Кляшторный С.Г. , Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий.
Алма-Ата. С. 276.
[10]
Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в ХVII -
начале ХХ века. Алма-Ата, 1971. С. 506.
[11] История Казахстана с древнейших времен и до наших
дней. Очерк / Под ред М.К. Казыбаева. Алматы. 1993.
[12]
Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические
примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61.
[13]
Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89.
[14]
Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата.
1992. С. 276.
[15]
Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XYI-
XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78.
[16]
Еенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений
в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.
[17]
Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой половины 14 века. Алма-Ата.
1958. С. 184.