Роль иностранных инвестиций в подъеме российской экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    157,72 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль иностранных инвестиций в подъеме российской экономики

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ







КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Роль иностранных инвестиций в подъеме российской экономики»










Нижний Новгород, 2010 г.

Содержание

Введение

. Сущность иностранных инвестиций

.1 Понятие и виды инвестиций

.2 Цели и формы иностранного инвестирования в Россию

. Состояние инвестиционного климата в России

.1 Структура иностранных инвестиций в России

.2 Динамика иностранных инвестиций

.3 Анализ текущего состояния инвестиционного климата в России

. Роль иностранных инвестиций в экономике России

. Современное состояние иностранного инвестирования в Россию

.1 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику

.2 Меры по улучшению инвестиционной привлекательности России

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

инвестиция иностранный экспортный

На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Проблема инвестиций в нашей стране весьма актуальна. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых. Иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Капиталовложения проводятся частными инвесторами, но пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.

Задачей данной работы является исследование инвестиционного климата России, перспективности России как инвестиционного рынка, а также основных проблем, связанных с иностранным инвестированием в нашу страну.

Целью данной работы является выявление и оценка роли иностранных инвестиций в подъеме Российской экономики.

1. Сущность иностранных инвестиций

.1 Понятие и виды инвестиций

Инвестиции - это вложения в капитал, как в денежный, так и в реальный, с целью его наращивания и/или совершенствования для увеличения доходов.

В макроэкономике инвестициями называют только вложения в капитал, приводящие к созданию нового капитала. Покупка же существующих активов считается финансовой сделкой, приводящей лишь к смене владельца.

Инвестиции могут осуществляться в виде денежных средств, акций и других ценных бумаг, имущества, интеллектуальной собственности, прав на имущество и других ценностей.

Вместе с расходами на потребление и сбережениям инвестиции формируют расходную часть в экономике, т.е. определяют направления использования располагаемых доходов (ВВП). Соотношение между этими тремя составляющими играет ключевую роль в определении макроэкономического состояния страны.

Инвестиции играют в экономике двоякую роль. С одной стороны, как составляющая расходов они влияют на размер совокупного спроса: при значительном увеличении внутренних инвестиций уменьшаются расходы, идущие на потребление, и, следовательно, сокращается спрос, что в свою очередь приводит к снижению совокупного выпуска и, соответственно, замедлению роста экономики, сокращению занятости и пр. С другой стороны, инвестиции создают прирост капитала, увеличивая потенциальный выпуск и рост экономики в долгосрочном плане.

Инвестиции можно разделить на три вида:

·прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;

·портфельные, при которых иностранный инвестор не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

·Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами несколько различаются (что будет показано ниже), такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал).

.2 Цели и формы иностранного инвестирования в Россию

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

  • привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
  • регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
  • создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны

Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась, доля же стран Западной Европы и Японии возросли.

Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее - в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток.

Портфельные инвестиции - основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

  • пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
  • аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;
  • пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;
  • эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

В последние годы на международном рынке используются нетрадиционные формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование, заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями.

Производя инвестиции в России, иностранные компании и банки могут преследовать следующие цели:

) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России значительно выше мировых;

) Использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья;

) Использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен;

) Встраивание российских предприятий в технологические цепочки иностранных финансово-промышленных групп, что обычно достигается покупкой российских поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов;

) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции;

) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы;

) Использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана;

) Инвестирование средств российского происхождения под видом иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий властей.

Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод, что в данное время снизились прямые и портфельные инвестиции (инвестиции компаний, банков и др.), самые распространенные инвестиции среди развитых стран, что говорит о «непопулярности» инвестирования в Россию среди простых инвесторов, и, соответственно, возросла доля прочих (помощи, государственные кредиты). Думаю, что иностранные компании бояться вкладывать деньги в современную Россию, хотя целей иностранных компаний в России много.

2. Состояние инвестиционного климата в России

.1 Структура иностранных инвестиций в России

На фоне относительно благополучных количественных параметров (а также перспектив дальнейшего роста), качественные характеристики накопленных в России зарубежных инвестиций - их видовая и отраслевая структура - остаются неблагоприятными, т.е. не содействуют задачам повышения национальной конкурентоспособности и экспортного потенциала. В структуре сохраняется высокий удельный вес "прочих" инвестиций, основная часть которых представлена кредитами. Иностранные портфельные инвестиции (приобретение акций, паев, облигаций и других долговых ценных бумаг, составляющие малую часть в уставном капитале) в силу неразвитости российского фондового рынка не играют существенной роли как источник финансирования инвестиционных проектов. Доля ПИИ составляет не так много, хотя Россия заинтересована в притоке именно ПИИ, т.к. они направляются в реальные секторы экономики и часто связаны с передачей технологий, ноу-хау, необходимых для модернизации экономики.

Как следует из приведенных данных, объем накопленных в России иностранных инвестиций увеличивался по сравнению с аналогичным показателем предыдущих лет по 2007 год и приостановил рост к 2008.

В начале 2009 г. приток иностранных инвестиций в российскую экономику оставался слабым. Темпы снижения иностранных вложений в российскую экономику почти в два раза превысили аналогичный показатель сокращения объемов изъятого капитала. Иностранные инвестиции сконцентрированы в промышленности и сфере торговли, хотя последняя продолжает терять свою привлекательность. В промышленности иностранные инвесторы сохраняют интерес к обрабатывающим отраслям. В географической структуре наибольший объем инвестиций, поступивших в РФ в I квартале 2009 г., был направлен из Нидерландов, Люксембурга и Германии, на которые пришлось 35,9% всех иностранных вложений в российскую экономику. Объем иностранных инвестиций, поступивших в I квартале 2009 г. в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, составил 12,0 млрд. долл., что на 30,3% ниже показателя за I квартал 2008 г. В I квартале 2009 г. в виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов, было изъято из российской экономики 12,07 млрд. долл., что на 15,3% меньше аналогичного показателя 2008 г. В то же время, если в I квартале 2008 г. было изъято 82,6% объема поступивших за этот период иностранных инвестиций, в текущем году данный показатель составил 100,3%. Кроме этого, впервые за последнее три года инвестиции из России за рубеж превысили объемы иностранных вложений в российскую экономику (превышение оценивается в 63,7%).

Таким образом, интересы России и иностранных инвесторов не совпадают. В то время как Россия заинтересована в обновлении и восстановлении своего производственного потенциала, в насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами. Иностранные инвесторы заинтересованы в новых плацдармах для получения высоких сверхприбылей за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы, а также экологической беспечности России. Следовательно, сложившиеся в России распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики не отвечает потребностям страны в модернизации и подчеркивает необходимость разработки национальной политики и соответствующей ей стратегии в области привлечения зарубежных капиталовложений.

Территориальное распределение иностранных инвестиций не отвечает в должной мере интересам российской экономики и характеризуется чрезмерно высокой концентрацией в столичных городах, в богатых сырьем регионах и крупных промышленных центрах. Приведенные данные свидетельствует о крайней неравномерности регионального распределения зарубежного капитала и незначительным вложением иностранного капитала в большую часть регионов России.

.2 Динамика иностранных инвестиций

Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику России в первые девять месяцев 2009 года, сократился на 27,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Об этом сообщается в пресс-релизе Росстата. При этом прямые инвестиции снизились на 48,1 процента до 9,975 миллиарда долларов.

Что касается портфельных инвестиций, то их объем упал по сравнению с январем-сентябрем 2008 года на 21,4 процента до 1,02 миллиарда долларов. В акции и паи инвесторы вложили 348 миллионов долларов, что на 65,8 процента меньше, чем годом ранее.

В то же время объем погашенных зарубежных инвестиций составил в январе-сентябре 50,6 миллиарда долларов. Это на 5,3 процента больше показателя первых девяти месяцев предыдущего года.

В целом накопленные иностранные инвестиции к концу сентября 2009 года составили 262,4 миллиарда долларов, что на 4,4 процента больше, чем годом ранее. Главными странами-инвесторами остались Нидерланды, Кипр и Люксембург.

Стоит отметить, что и в 2008 году объем иностранных инвестиций в страну упал на 14,2 процента по сравнению с предыдущим годом из-за кредитного кризиса. При этом прямые инвестиции уменьшились на 2,8 процента.

.3 Анализ текущего состояния инвестиционного климата в России

Понятие "инвестиционный климат" отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть направлены в страну (регион, отрасль). Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат способствующих экономическому росту. Обычно для этого применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, определяющие значение выходных и характеризующие потенциал по освоению инвестиций и риск их реализации. К ним относятся:

·природные ресурсы и состояние экономики;

·качество рабочей силы;

·уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;

·политическая стабильность и предсказуемость;

·макроэкономическая стабильность;

·качество государственного управления;

·регулирование экономической жизни;

·уровень соблюдения законности и правопорядка;

·защита прав собственности;

·обязательность партнеров при исполнении контрактов;

·качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

·качество банковской системы, доступность кредитования;

·открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;

·административные, технические, информационные и другие барьеры выхода на рынок;

·уровень монополизма в экономике.

Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на инвестиционный климат страны, мы можем приступить к оценке, а затем и к анализу инвестиционного климата нашей страны.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда, стоит только обратиться к статистике. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику России, падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадеживает. Это говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как: природные ресурсы России; мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат; наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы; высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов. Нынешнее состояние инвестиционного климата не дает надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране.

Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить инвестиционный «вес» страны и формирующих свой инвестиционный портфель. По расчетам специалистов, только сам факт присвоения этого индекса может привести к значительному росту инвестиций.

3. Роль иностранных инвестиций в экономике России

Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций оказывает положительное влияние на экономику принимающих стран. Рациональное использование иностранных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию остальных регионов и др. Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

Однако анализ деятельности иностранного предприятия в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.

Эффективность привлечения иностранного капитала определяется рядом макроэкономических показателей, среди которых наиболее репрезентативными являются:

удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних валовых капиталовложений;

объем и доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала в общем объеме промышленного производства;

количество и доля занятых на предприятиях с участием иностранного капитала в общей численности занятых;

производительность труда на предприятиях с участием иностранного капитала;

доля продукции предприятий с участием иностранного капитала в общем экспорте и импорте страны;

удельный вес продукции предприятий с участием иностранного капитала в ВВП.

Как правило, иностранные инвесторы большую часть средств направляют на модернизацию и реконструкцию производства, закупку современного оборудования.

Следует подчеркнуть, что по подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 2 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Более высокая производительность объясняется применением более эффективной системы менеджмента, стимулирования и оплаты труда.

Иностранный капитал не оказывает значительного влияния на внешнеэкономическую сферу, в том числе на внешнюю торговлю страны.

По показателю капитализации (отношение объема иностранных инвестиций к ВВП) Россия значительно отстает от большинства стран, с которыми она конкурирует за привлечение иностранных инвестиций.

Особой проблемой является эффективность реализации займов международных финансовых организаций. Оценка эффективности реализации займов международных финансовых организаций проводится на основе рейтинга проектов, определяемых при подготовке ежегодного «Обзора российского портфеля проектов». Оценка дается по двум основным критериям:1) достижение целей проекта;2) ход его реализации.

В ходе реализации проекта оцениваются темпы использования средств займа, ход выполнения основных работ по займу, приобретение товаров и услуг, предусмотренных проектом.

Негативное влияние на эффективность реализации проектов оказал финансовый кризис в России. В результате кризиса приостановилась реализация проектов, осуществляющихся на принципах кредитных линий, а также проектов, реализация которых зависит от кредитоспособности регионов.

Подводя некоторые итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

·иностранный капитал стал неотъемлемой, составной частью российской экономики;

·несмотря на относительно положительную динамику притока иностранного капитала, он не оказывает реального влияния на реализацию инвестиционных процессов;

·иностранные вложения пока не стимулируют рост промышленного производства и структурные преобразования в экономике;

·сохраняется низкая эффективность использования кредитных ресурсов зарубежных государств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;

·повышение эффективности деятельности иностранного капитала в экономике России во многом зависит от улучшения инвестиционного климата.

4. Современное состояние иностранного инвестирования в Россию

.1 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.

Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.

В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

.2 Меры по улучшению инвестиционной привлекательности России

Для улучшения инвестиционного имиджа России создана и получает дальнейшее развитие системная связь - российский центр содействия иностранным инвестициям (РЦСИИ). Работа ведется по следующим направлениям:

·подготовка информации и оказание содействия регионам по инвестиционным проектам и инвестиционному климату в регионах;

·распространение информации зарубежными бюро среди потенциальных инвесторов;

·организация презентаций регионов и инвестиционных проектов для зарубежных предпринимателей с участием руководителей регионов;

·подготовка и публикация в зарубежных средствах массовой информации, специальных изданиях и международных компьютерных сетях материалов по инвестиционному имиджу России и отдельных регионов.

Проводимая работа по совершенствованию российского законодательства в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата и стабильных условий деятельности иностранных вкладчиков капитала, а также принятые меры по совершенствованию налогового, таможенного и валютного регулирования способствовали росту объема иностранных инвестиций.

В то же время масштаб привлечения иностранных инвестиций не отвечает реальным потребностям российской экономики. Приток зарубежных капиталовложений сдерживается незавершенностью формирования инвестиционного и налогового законодательства, недостаточной его «прозрачностью» и стабильностью, слабой координацией работы по привлечению иностранных инвестиций между федеральными и региональными органами власти.

Для активизации процесса привлечения иностранных инвестиций требуется проведение скоординированной политики на федеральном и региональном уровнях.

В этой связи общероссийское совещание обращает внимание федеральных органов законодательной и исполнительной власти на необходимость:

·скорейшего принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации основополагающих законов в области инвестиционной деятельности;

·внесения изменений в налоговое законодательство, направленных на снижение общего уровня налогообложения организаций и создание более благоприятных условий для осуществления деятельности российских и иностранных инвесторов, включая возможное предоставление «налоговых каникул» на период окупаемости инвестиционных проектов;

·скорейшего завершения подготовки необходимых нормативных актов, регулирующих вопросы заключения и реализации инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами;

·снижение таможенных пошлин на импорт наукоемкого и высокотехнологичного оборудования и запасных частей к нему;

·завершения разработки и утверждения пакета нормативно-методических документов по условиям предоставления государственных гарантий и размещения на конкурсной основе средств Бюджета развития и направления этих документов субъектам Российской Федерации для подготовки ими материалов для участия в конкурсе инвестиционных проектов, проводимых Министерством экономики Российской Федерации;

·совершенствования порядка рассмотрения инвестиционных проектов, имея в виду сокращение числа согласований и передачи части функций по выдаче разрешений и лицензий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

·перехода на международные стандарты в сфере бухгалтерского учета и аудита, что позволит иностранным инвесторам лучше оценивать финансовое состояние российских предприятий и предпринимателей при реализации совместных инвестиционных проектов;

·ускорения пересмотра норм и стандартов в области градостроительства и коммунального хозяйства;

·активизация работы с зарубежными странами по взаимному признанию стандартов;

·предоставления дополнительных полномочий субъектам Российской Федерации по регистрации организаций с иностранными инвестициями;

·оказание необходимой методической и практической помощи органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в привлечении иностранных инвесторов;

·активизации работы российских посольств и торговых представительств за рубежом по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

Заключение

В данной работе были кратко рассмотрены основные понятия об инвестициях, их виды, структура и динамика инвестиций в России, а также роль иностранных инвестиций в подъеме Российской экономики.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных организационных усилий. Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в получении прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы. Для стимулирования притока иностранных инвестиций в нашу страну необходимо предпринимать действенные меры по улучшению инвестиционного климата.

Иностранные инвестиции могут способствовать осуществлению долговременных стратегических целей формирования в России сильной экономики.

Список литературы

1.Лихачев А. Инвестиционная дипломатия как фактор экономического развития России // Инвестиции в России. 2006. N2. С.5.

.Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост.

.Федеральная служба государственной статистики. #"justify">Приложение

Таблица 1

Поступилов том числевсегов процентах к итогупрямые инвестициипортфельные инвестициипрочие инвестиции2000 г.Всего1095810044291456384США159414,512410,5353Германия146813,434121125Кипр144813,267886684Нидерланды123111,2610-621Швейцария7847,21153666Франция7436,897-646Соединенное Королевство (Великобритания)5995,526221316Швеция3082,8257249Япония1171,1107-10Австрия790,722-57 2005 г.Всего536511001307245340126Люксембург1384125,8184113656Нидерланды889816,671250,11773Соединенное Королевство (Великобритания)858816,061757966Кипр51159,515292973289Германия30105,6551152444Швейцария20143,730821704США15542,938031171Франция14282,7513-915Виргинские о-ва (Брит.)12112,322341947Австрия10572,026125771 2008 г.Всего10376910027027141575327Кипр1985719,1654279712518Соединенное Королевство (Великобритания)1494014,4121016713563Нидерланды1454214,0549679039Германия1071510,33560327123Люксембург70736,836636704Франция61575,98790,15278Виргинские о-ва (Брит.)35293,42002621465Швейцария30623,028532774Ирландия29032,82150,02688США27732,73222212230

Таблица 2. Накопленные иностранные инвестиции в России

2000 г.2005 г. 2006 г.2007 г. 2008 г.млрд долл.%млрд долл.%млрд долл.%млрд долл.%млрд долл.%всего6529100.053651100.055109100.0120941100.0103769100.0прямые442940.41307242.41367824.82779723.02702726.0портфельные1451,34530,831825,841943,514151.4прочие638458,34012674,83824969,48895073,57532772.6

Таблица 3

В млн. $В % к итогуИзм. к соотв. периоду пред. года200720082009200720082009200720082009Промышленность118998446629748,848,932,8В 2,8р.71,874,6Строительство2724741761,12,71,5В 10,9р.171,337,1Транспорт и связь2740861127611,12,110,6В 3,9р.13,2В 3,5р. Оптовая и розничная торговля78955473260532,131,721,7В 1,8р.69,317,6Операции с недвижимым имуществом, аренда, предоставление услуг891177911248,610,88,8В 2,1р.199,768,2Финансовая деятельность8213133323,33,02,8119,262,864,7Прочие отрасли1062102210,41,81,818,4198,1103,2

Таблица 4. Отраслевая структура иностранных инвестиций в промышленности России (в %)

2003 г.2004 г.2005г.2006 г.2007г.Промышленность, всего100.0100.0100.0100.0100.0 сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство3,73,04,04,64,1 рыболовство, рыбоводство0,20,20,20,20,1 добыча полезных ископаемых14,218,119,016,916,0 добыча топливно-энергетических полезных ископаемых13,016,717,515,514,5добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических1,21,41,51,41,5 обрабатывающие производства652222,01798733,515148 производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака10123,412102,21393

Диаграмма 1. Географическая структура иностранных инвестиций.

I квартал 2009 (В скобках I квартал 2008)


Таблица 5. Территориальное распределение иностранных инвестиций (тысяч долларов США)

ПоступилоВ том числеВсегоВ % к итогуПрямыеПортфельныеПрочие2008Российская Федерация10376891710027026919141536975326629Центральный федеральный округ5539264253,41254491320449342643236Белгородская область23998542,344687-2355167Брянская область432720,024331618935Владимирская область6739390,7172682266500991Воронежская область1203540,1114891108864Ивановская область1118260,15276376558298Калужская область15034251,55936632533907229Костромская область396490,03932627296Курская область10200,01020--Липецкая область17632841,744406-1718878Московская область66854976,52243273138494428375Орловская область302890,02457915709Рязанская область2966000,3173627724122249Смоленская область928390,18800184038Тамбовская область359640,027499-8465Тверская область1169890,1951008221807Тульская область4294790,41940801021234378Ярославская область2099740,2181623172226629г. Москва4083838839,4861196518349532042928Северо-Западный федеральный округ1448782413,932350778382111168926Республика Карелия1105200,136903210171516Республика Коми9316370,95377662103391768Архангельская область15626261,532281111239814в том числе Ненецкий автономный округ13606191,3285291-1075328Вологодская область41427894,058731524136764Калининградская область3759550,416029652193163466Ленинградская область9612320,9482433406478393Мурманская область550350,1193772735631Новгородская область3718470,42650766106765Псковская область486160,0308920,017724г. Санкт-Петербург59275675,71373650268324527085Южный федеральный округ32080183,15361697129451958904Республика Адыгея449630,020831-24132Республика Дагестан137200,013720--Республика Ингушетия-----Кабардино-Балкарская Республика-----Республика Калмыкия-----Карачаево-Черкесская Республика-----Республика Северная Осетия-Алания41450,04145--Чеченская Республика-----Краснодарский край11794711,13127214096862654Ставропольский край7595230,73737170807914073Астраханская область275360,03939123596Волгоградская область818040,127981-53823Ростовская область10968561,2115461769980626Приволжский федеральный округ77120847,421087632081575395164Республика Башкортостан1780050,2105448360668951Республика Марий Эл4680,041157-Республика Мордовия249720,05926819038Республика Татарстан25938282,57229607061870162Удмуртская Республика783950,1298082448563Чувашская Республика269970,02472-24525Пермский край4751950,4130630140570203995Кировская область1137540,110489018863Нижегородская область7084680,73130821363394023Оренбургская область4868440,42807846206054Пензенская область539490,123303-30646Самарская область26542362,6272294618102320132Саратовская область1108810,199413611462Ульяновская область2060920,217342-188750Уральский федеральный округ65553506,3265497281543892224Курганская область490800,030796718277Свердловская область21138272,034533154281763068Тюменская область12258361,23882142717834905в том числе: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра2939430,3154993-138950Ямало-Ненецкий автономный округ9136080,92222122717688679Челябинская область31666073,1189063121275974Сибирский федеральный округ77423357,517756671861075780561Республика Алтай20550,01894-161Республика Бурятия2314940,29150-222344Республика Тыва364850,04959265514975Республика Хакасия2243250,2224325--Алтайский край47730,05400,04233Забайкальский край789960,169351-9645Красноярский край37074413,6108279594373539725Иркутская область6365190,6376701143259675Кемеровская область11197871,122447097817797500Новосибирская область4429040,479428358363118Омская область5783410,61024381801474102Томская область6792150,7574132-105083Дальневосточный федеральный округ86706648,44171358116924487614Республика Саха(Якутия)6660510,725266-640785Камчатский край1997350,2130281-69454Приморский край8041480,862458311037168528Хабаровский край2401750,261196-178979Амурская область1377420,1114474-23268Магаданская область50140,04005-1009Сахалинская область62038516,032007076553002489Еврейская автономная область108460,010846--Чукотский автономный округ4031020,4--403102

График 1


График 2

Похожие работы на - Роль иностранных инвестиций в подъеме российской экономики

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!