Роль иностранных инвестиций в подъеме российской экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    157,72 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль иностранных инвестиций в подъеме российской экономики

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Роль иностранных инвестиций в подъеме российской экономики»










Нижний Новгород, 2010 г.

Содержание

Введение

. Сущность иностранных инвестиций

.1 Понятие и виды инвестиций

.2 Цели и формы иностранного инвестирования в Россию

. Состояние инвестиционного климата в России

.1 Структура иностранных инвестиций в России

.2 Динамика иностранных инвестиций

.3 Анализ текущего состояния инвестиционного климата в России

. Роль иностранных инвестиций в экономике России

. Современное состояние иностранного инвестирования в Россию

.1 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику

.2 Меры по улучшению инвестиционной привлекательности России

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

инвестиция иностранный экспортный

На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Проблема инвестиций в нашей стране весьма актуальна. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых. Иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Капиталовложения проводятся частными инвесторами, но пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.

Задачей данной работы является исследование инвестиционного климата России, перспективности России как инвестиционного рынка, а также основных проблем, связанных с иностранным инвестированием в нашу страну.

Целью данной работы является выявление и оценка роли иностранных инвестиций в подъеме Российской экономики.

1. Сущность иностранных инвестиций

.1 Понятие и виды инвестиций

Инвестиции - это вложения в капитал, как в денежный, так и в реальный, с целью его наращивания и/или совершенствования для увеличения доходов.

В макроэкономике инвестициями называют только вложения в капитал, приводящие к созданию нового капитала. Покупка же существующих активов считается финансовой сделкой, приводящей лишь к смене владельца.

Инвестиции могут осуществляться в виде денежных средств, акций и других ценных бумаг, имущества, интеллектуальной собственности, прав на имущество и других ценностей.

Вместе с расходами на потребление и сбережениям инвестиции формируют расходную часть в экономике, т.е. определяют направления использования располагаемых доходов (ВВП). Соотношение между этими тремя составляющими играет ключевую роль в определении макроэкономического состояния страны.

Инвестиции играют в экономике двоякую роль. С одной стороны, как составляющая расходов они влияют на размер совокупного спроса: при значительном увеличении внутренних инвестиций уменьшаются расходы, идущие на потребление, и, следовательно, сокращается спрос, что в свою очередь приводит к снижению совокупного выпуска и, соответственно, замедлению роста экономики, сокращению занятости и пр. С другой стороны, инвестиции создают прирост капитала, увеличивая потенциальный выпуск и рост экономики в долгосрочном плане.

Инвестиции можно разделить на три вида:

·   прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;

·        портфельные, при которых иностранный инвестор не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

·        Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами несколько различаются (что будет показано ниже), такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал).

.2 Цели и формы иностранного инвестирования в Россию

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

·   привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

·   регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

·   привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

·   создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны

Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась, доля же стран Западной Европы и Японии возросли.

Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее - в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток.

Портфельные инвестиции - основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

·   пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

·   аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;

·   пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;

·   эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

В последние годы на международном рынке используются нетрадиционные формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование, заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями.

Производя инвестиции в России, иностранные компании и банки могут преследовать следующие цели:

) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России значительно выше мировых;

) Использование факторов производства, цена которых в России ниже мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья;

) Использование сравнительно богатых месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен;

) Встраивание российских предприятий в технологические цепочки иностранных финансово-промышленных групп, что обычно достигается покупкой российских поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов;

) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции;

) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы;

) Использование морально устаревшего или экологически вредного оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана;

) Инвестирование средств российского происхождения под видом иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от действий властей.

Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод, что в данное время снизились прямые и портфельные инвестиции (инвестиции компаний, банков и др.), самые распространенные инвестиции среди развитых стран, что говорит о «непопулярности» инвестирования в Россию среди простых инвесторов, и, соответственно, возросла доля прочих (помощи, государственные кредиты). Думаю, что иностранные компании бояться вкладывать деньги в современную Россию, хотя целей иностранных компаний в России много.

2. Состояние инвестиционного климата в России


.1 Структура иностранных инвестиций в России

На фоне относительно благополучных количественных параметров (а также перспектив дальнейшего роста), качественные характеристики накопленных в России зарубежных инвестиций - их видовая и отраслевая структура - остаются неблагоприятными, т.е. не содействуют задачам повышения национальной конкурентоспособности и экспортного потенциала. В структуре сохраняется высокий удельный вес "прочих" инвестиций, основная часть которых представлена кредитами. Иностранные портфельные инвестиции (приобретение акций, паев, облигаций и других долговых ценных бумаг, составляющие малую часть в уставном капитале) в силу неразвитости российского фондового рынка не играют существенной роли как источник финансирования инвестиционных проектов. Доля ПИИ составляет не так много, хотя Россия заинтересована в притоке именно ПИИ, т.к. они направляются в реальные секторы экономики и часто связаны с передачей технологий, ноу-хау, необходимых для модернизации экономики.

Как следует из приведенных данных, объем накопленных в России иностранных инвестиций увеличивался по сравнению с аналогичным показателем предыдущих лет по 2007 год и приостановил рост к 2008.

В начале 2009 г. приток иностранных инвестиций в российскую экономику оставался слабым. Темпы снижения иностранных вложений в российскую экономику почти в два раза превысили аналогичный показатель сокращения объемов изъятого капитала. Иностранные инвестиции сконцентрированы в промышленности и сфере торговли, хотя последняя продолжает терять свою привлекательность. В промышленности иностранные инвесторы сохраняют интерес к обрабатывающим отраслям. В географической структуре наибольший объем инвестиций, поступивших в РФ в I квартале 2009 г., был направлен из Нидерландов, Люксембурга и Германии, на которые пришлось 35,9% всех иностранных вложений в российскую экономику. Объем иностранных инвестиций, поступивших в I квартале 2009 г. в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, составил 12,0 млрд. долл., что на 30,3% ниже показателя за I квартал 2008 г. В I квартале 2009 г. в виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов, было изъято из российской экономики 12,07 млрд. долл., что на 15,3% меньше аналогичного показателя 2008 г. В то же время, если в I квартале 2008 г. было изъято 82,6% объема поступивших за этот период иностранных инвестиций, в текущем году данный показатель составил 100,3%. Кроме этого, впервые за последнее три года инвестиции из России за рубеж превысили объемы иностранных вложений в российскую экономику (превышение оценивается в 63,7%).

Таким образом, интересы России и иностранных инвесторов не совпадают. В то время как Россия заинтересована в обновлении и восстановлении своего производственного потенциала, в насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами. Иностранные инвесторы заинтересованы в новых плацдармах для получения высоких сверхприбылей за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы, а также экологической беспечности России. Следовательно, сложившиеся в России распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики не отвечает потребностям страны в модернизации и подчеркивает необходимость разработки национальной политики и соответствующей ей стратегии в области привлечения зарубежных капиталовложений.

Территориальное распределение иностранных инвестиций не отвечает в должной мере интересам российской экономики и характеризуется чрезмерно высокой концентрацией в столичных городах, в богатых сырьем регионах и крупных промышленных центрах. Приведенные данные свидетельствует о крайней неравномерности регионального распределения зарубежного капитала и незначительным вложением иностранного капитала в большую часть регионов России.

.2 Динамика иностранных инвестиций

Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику России в первые девять месяцев 2009 года, сократился на 27,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Об этом сообщается в пресс-релизе Росстата. При этом прямые инвестиции снизились на 48,1 процента до 9,975 миллиарда долларов.

Что касается портфельных инвестиций, то их объем упал по сравнению с январем-сентябрем 2008 года на 21,4 процента до 1,02 миллиарда долларов. В акции и паи инвесторы вложили 348 миллионов долларов, что на 65,8 процента меньше, чем годом ранее.

Прочие инвестиции, подавляющее большинство которых составляют кредиты, составили 43,744 миллиарда долларов - на 21 процент меньше уровня прошлого года. Торговые кредиты уменьшились на 27 процентов, прочие - на 17,6 процента.

В то же время объем погашенных зарубежных инвестиций составил в январе-сентябре 50,6 миллиарда долларов. Это на 5,3 процента больше показателя первых девяти месяцев предыдущего года.

В целом накопленные иностранные инвестиции к концу сентября 2009 года составили 262,4 миллиарда долларов, что на 4,4 процента больше, чем годом ранее. Главными странами-инвесторами остались Нидерланды, Кипр и Люксембург.

Стоит отметить, что и в 2008 году объем иностранных инвестиций в страну упал на 14,2 процента по сравнению с предыдущим годом из-за кредитного кризиса. При этом прямые инвестиции уменьшились на 2,8 процента.

.3 Анализ текущего состояния инвестиционного климата в России

Понятие "инвестиционный климат" отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть направлены в страну (регион, отрасль). Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат способствующих экономическому росту. Обычно для этого применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, определяющие значение выходных и характеризующие потенциал по освоению инвестиций и риск их реализации. К ним относятся:

·        природные ресурсы и состояние экономики;

·        качество рабочей силы;

·        уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;

·        политическая стабильность и предсказуемость;

·        макроэкономическая стабильность;

·        качество государственного управления;

·        регулирование экономической жизни;

·        уровень соблюдения законности и правопорядка;

·        защита прав собственности;

·        обязательность партнеров при исполнении контрактов;

·        качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

·        качество банковской системы, доступность кредитования;

·        открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;

·        административные, технические, информационные и другие барьеры выхода на рынок;

·        уровень монополизма в экономике.

Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на инвестиционный климат страны, мы можем приступить к оценке, а затем и к анализу инвестиционного климата нашей страны.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда, стоит только обратиться к статистике. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику России, падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадеживает. Это говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как: природные ресурсы России; мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат; наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы; высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов. Нынешнее состояние инвестиционного климата не дает надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране.

Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить инвестиционный «вес» страны и формирующих свой инвестиционный портфель. По расчетам специалистов, только сам факт присвоения этого индекса может привести к значительному росту инвестиций.

3. Роль иностранных инвестиций в экономике России

Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций оказывает положительное влияние на экономику принимающих стран. Рациональное использование иностранных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию остальных регионов и др. Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

Однако анализ деятельности иностранного предприятия в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.

Эффективность привлечения иностранного капитала определяется рядом макроэкономических показателей, среди которых наиболее репрезентативными являются:

• удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних валовых капиталовложений;

• объем и доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала в общем объеме промышленного производства;

• количество и доля занятых на предприятиях с участием иностранного капитала в общей численности занятых;

• производительность труда на предприятиях с участием иностранного капитала;

• доля продукции предприятий с участием иностранного капитала в общем экспорте и импорте страны;

• удельный вес продукции предприятий с участием иностранного капитала в ВВП.

Как правило, иностранные инвесторы большую часть средств направляют на модернизацию и реконструкцию производства, закупку современного оборудования.

Следует подчеркнуть, что по подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 2 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Более высокая производительность объясняется применением более эффективной системы менеджмента, стимулирования и оплаты труда.

Иностранный капитал не оказывает значительного влияния на внешнеэкономическую сферу, в том числе на внешнюю торговлю страны.

По показателю капитализации (отношение объема иностранных инвестиций к ВВП) Россия значительно отстает от большинства стран, с которыми она конкурирует за привлечение иностранных инвестиций.

Особой проблемой является эффективность реализации займов международных финансовых организаций. Оценка эффективности реализации займов международных финансовых организаций проводится на основе рейтинга проектов, определяемых при подготовке ежегодного «Обзора российского портфеля проектов». Оценка дается по двум основным критериям:1) достижение целей проекта;2) ход его реализации.

В ходе реализации проекта оцениваются темпы использования средств займа, ход выполнения основных работ по займу, приобретение товаров и услуг, предусмотренных проектом.

Негативное влияние на эффективность реализации проектов оказал финансовый кризис в России. В результате кризиса приостановилась реализация проектов, осуществляющихся на принципах кредитных линий, а также проектов, реализация которых зависит от кредитоспособности регионов.

Подводя некоторые итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

·        иностранный капитал стал неотъемлемой, составной частью российской экономики;

·        несмотря на относительно положительную динамику притока иностранного капитала, он не оказывает реального влияния на реализацию инвестиционных процессов;

·        иностранные вложения пока не стимулируют рост промышленного производства и структурные преобразования в экономике;

·        сохраняется низкая эффективность использования кредитных ресурсов зарубежных государств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;

·        повышение эффективности деятельности иностранного капитала в экономике России во многом зависит от улучшения инвестиционного климата.

4. Современное состояние иностранного инвестирования в Россию


.1 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.

Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.

В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

.2 Меры по улучшению инвестиционной привлекательности России

Для улучшения инвестиционного имиджа России создана и получает дальнейшее развитие системная связь - российский центр содействия иностранным инвестициям (РЦСИИ). Работа ведется по следующим направлениям:

·  подготовка информации и оказание содействия регионам по инвестиционным проектам и инвестиционному климату в регионах;

·        распространение информации зарубежными бюро среди потенциальных инвесторов;

·        организация презентаций регионов и инвестиционных проектов для зарубежных предпринимателей с участием руководителей регионов;

·        подготовка и публикация в зарубежных средствах массовой информации, специальных изданиях и международных компьютерных сетях материалов по инвестиционному имиджу России и отдельных регионов.

Проводимая работа по совершенствованию российского законодательства в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата и стабильных условий деятельности иностранных вкладчиков капитала, а также принятые меры по совершенствованию налогового, таможенного и валютного регулирования способствовали росту объема иностранных инвестиций.

В то же время масштаб привлечения иностранных инвестиций не отвечает реальным потребностям российской экономики. Приток зарубежных капиталовложений сдерживается незавершенностью формирования инвестиционного и налогового законодательства, недостаточной его «прозрачностью» и стабильностью, слабой координацией работы по привлечению иностранных инвестиций между федеральными и региональными органами власти.

Для активизации процесса привлечения иностранных инвестиций требуется проведение скоординированной политики на федеральном и региональном уровнях.

В этой связи общероссийское совещание обращает внимание федеральных органов законодательной и исполнительной власти на необходимость:

·        скорейшего принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации основополагающих законов в области инвестиционной деятельности;

·        внесения изменений в налоговое законодательство, направленных на снижение общего уровня налогообложения организаций и создание более благоприятных условий для осуществления деятельности российских и иностранных инвесторов, включая возможное предоставление «налоговых каникул» на период окупаемости инвестиционных проектов;

·        скорейшего завершения подготовки необходимых нормативных актов, регулирующих вопросы заключения и реализации инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами;

·        снижение таможенных пошлин на импорт наукоемкого и высокотехнологичного оборудования и запасных частей к нему;

·        завершения разработки и утверждения пакета нормативно-методических документов по условиям предоставления государственных гарантий и размещения на конкурсной основе средств Бюджета развития и направления этих документов субъектам Российской Федерации для подготовки ими материалов для участия в конкурсе инвестиционных проектов, проводимых Министерством экономики Российской Федерации;

·        совершенствования порядка рассмотрения инвестиционных проектов, имея в виду сокращение числа согласований и передачи части функций по выдаче разрешений и лицензий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

·        расширения информационных услуг, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиции в Российской Федерации;

·        перехода на международные стандарты в сфере бухгалтерского учета и аудита, что позволит иностранным инвесторам лучше оценивать финансовое состояние российских предприятий и предпринимателей при реализации совместных инвестиционных проектов;

·        ускорения пересмотра норм и стандартов в области градостроительства и коммунального хозяйства;

·        активизация работы с зарубежными странами по взаимному признанию стандартов;

·        предоставления дополнительных полномочий субъектам Российской Федерации по регистрации организаций с иностранными инвестициями;

·        оказание необходимой методической и практической помощи органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в привлечении иностранных инвесторов;

·        активизации работы российских посольств и торговых представительств за рубежом по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

Заключение

В данной работе были кратко рассмотрены основные понятия об инвестициях, их виды, структура и динамика инвестиций в России, а также роль иностранных инвестиций в подъеме Российской экономики.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных организационных усилий. Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в получении прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы. Для стимулирования притока иностранных инвестиций в нашу страну необходимо предпринимать действенные меры по улучшению инвестиционного климата.

Иностранные инвестиции могут способствовать осуществлению долговременных стратегических целей формирования в России сильной экономики.

Список литературы

1.      Лихачев А. Инвестиционная дипломатия как фактор экономического развития России // Инвестиции в России. 2006. N2. С.5.

.        Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост.

.        Федеральная служба государственной статистики. #"708113.files/image001.gif">

Таблица 5. Территориальное распределение иностранных инвестиций (тысяч долларов США)


Поступило

В том числе


Всего

В % к итогу

Прямые

Портфельные

Прочие


2008

Российская Федерация

103768917

100

27026919

1415369

75326629

Центральный федеральный округ

55392642

53,4

12544913

204493

42643236

Белгородская область

2399854

2,3

44687

-

2355167

Брянская область

43272

0,0

24331

6

18935

Владимирская область

673939

0,7

172682

266

500991

Воронежская область

120354

0,1

11489

1

108864

Ивановская область

111826

0,1

52763

765

58298

Калужская область

1503425

1,5

593663

2533

907229

Костромская область

39649

0,0

39326

27

296

Курская область

1020

0,0

1020

-

-

Липецкая область

1763284

1,7

44406

-

1718878

Московская область

6685497

6,5

2243273

13849

4428375

Орловская область

30289

0,0

24579

1

5709

Рязанская область

296600

0,3

173627

724

122249

Смоленская область

92839

0,1

8800

1

84038

Тамбовская область

35964

0,0

27499

-

8465

Тверская область

116989

0,1

95100

82

21807

Тульская область

429479

0,4

194080

1021

234378

Ярославская область

209974

0,2

181623

1722

26629

г. Москва

40838388

39,4

8611965

183495

32042928

Северо-Западный федеральный округ

14487824

13,9

3235077

83821

11168926

Республика Карелия

110520

0,1

36903

2101

71516

Республика Коми

931637

0,9

537766

2103

391768

Архангельская область

1562626

1,5

322811

1

1239814

в том числе Ненецкий автономный округ

1360619

1,3

285291

-

1075328

Вологодская область

4142789

4,0

5873

152

4136764

Калининградская область

375955

0,4

160296

52193

163466

Ленинградская область

961232

0,9

482433

406

478393

Мурманская область

55035

0,1

19377

27

35631

Новгородская область

371847

0,4

265076

6

106765

Псковская область

0,0

30892

0,0

17724

г. Санкт-Петербург

5927567

5,7

1373650

26832

4527085

Южный федеральный округ

3208018

3,1

536169

712945

1958904

Республика Адыгея

44963

0,0

20831

-

24132

Республика Дагестан

13720

0,0

13720

-

-

Республика Ингушетия

-

-

-

-

-

Кабардино-Балкарская Республика

-

-

-

-

-

Республика Калмыкия

-

-

-

-

-

Карачаево-Черкесская Республика

-

-

-

-

-

Республика Северная Осетия-Алания

4145

0,0

4145

-

-

Чеченская Республика

-

-

-

-

-

Краснодарский край

1179471

1,1

312721

4096

862654

Ставропольский край

759523

0,7

37371

708079

14073

Астраханская область

27536

0,0

3939

1

23596

Волгоградская область

81804

0,1

27981

-

53823

Ростовская область

1096856

1,2

115461

769

980626

Приволжский федеральный округ

7712084

7,4

2108763

208157

5395164

Республика Башкортостан

178005

0,2

105448

3606

68951

Республика Марий Эл

468

0,0

411

57

-

Республика Мордовия

24972

0,0

5926

8

19038

Республика Татарстан

2593828

2,5

722960

706

1870162

Удмуртская Республика

78395

0,1

29808

24

48563

Чувашская Республика

26997

0,0

2472

-

24525

Пермский край

475195

0,4

130630

140570

203995

Кировская область

113754

0,1

104890

1

8863

Нижегородская область

708468

0,7

313082

1363

394023

Оренбургская область

486844

0,4

280784

6

206054

Пензенская область

53949

0,1

23303

-

30646

Самарская область

2654236

2,6

272294

61810

2320132

Саратовская область

110881

0,1

99413

6

11462

Ульяновская область

206092

0,2

17342

-

188750

Уральский федеральный округ

6555350

6,3

2654972

8154

3892224

Курганская область

49080

0,0

30796

7

18277

Свердловская область

2113827

2,0

345331

5428

1763068

Тюменская область

1225836

1,2

388214

2717

834905

в том числе:

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

293943

0,3

154993

-

138950

Ямало-Ненецкий автономный округ

913608

0,9

222212

2717

688679

Челябинская область

3166607

3,1

1890631

2

1275974

Сибирский федеральный округ

7742335

7,5

1775667

186107

5780561

Республика Алтай

2055

0,0

1894

-

161

Республика Бурятия

231494

0,2

9150

-

222344

Республика Тыва

36485

0,0

4959

26551

4975

Республика Хакасия

224325

0,2

224325

-

-

Алтайский край

4773

0,0

540

0,0

4233

Забайкальский край

78996

0,1

69351

-

9645

Красноярский край

3707441

3,6

108279

59437

3539725

Иркутская область

636519

0,6

376701

143

259675

Кемеровская область

1119787

1,1

224470

97817

797500

Новосибирская область

442904

0,4

79428

358

363118

Омская область

578341

0,6

102438

1801

474102

Томская область

679215

0,7

574132

-

105083

Дальневосточный федеральный округ

8670664

8,4

4171358

11692

4487614

Республика Саха(Якутия)

666051

0,7

25266

-

640785

Камчатский край

199735

0,2

130281

-

69454

Приморский край

804148

0,8

624583

11037

168528

Хабаровский край

240175

0,2

61196

-

178979

Амурская область

137742

0,1

114474

-

23268

Магаданская область

5014

0,0

4005

1009

Сахалинская область

6203851

6,0

3200707

655

3002489

Еврейская автономная область

10846

0,0

10846

-

-

Чукотский автономный округ

403102

0,4

-

-

403102


График 1


График 2

Похожие работы на - Роль иностранных инвестиций в подъеме российской экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!