Место и роль складов в транспортно-грузовой системе
Реферат
по дисциплине
«Транспортно-грузовые
системы»
на
тему:
«Место
и роль складов в транспортно-грузовой системе»
Выполнила
Воронецкая Т.В.
г
Содержание
Введение
.
Склады в системах доставки грузов
.
Место и роль складов в транспортной сети
.1
Роль складов в простейшем транспортном процессе
.2
Цель создания складов в логистических системах
Заключение
Список
литературы
Введение
В процессе производства и транспортирования
наиболее трудоемкими являются работы по перемещению, погрузке, выгрузке и
складированию сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции.
Наиболее эффективному использованию капитальных
вложений, снижению производственных затрат способствует осуществление
комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и складских
работ, позволяющее снизить затраты труда и расходы на выполнение указанных
работ, сократить непроизводительные простои подвижного состава, повысить
рентабельность производства.
Функционирование складов тесно связано с работой
внешнего транспорта и технологическим процессом предприятия. Поэтому выбор
рациональных вариантов механизации погрузочно-разгрузочных работ на складе
необходимо производить так, чтобы принятые решения учитывали как интересы
транспорта, так и интересы предприятия.
Рациональный вариант механизации
погрузочно-разгрузочных и складских работ должен обеспечить:
комплексную механизацию работ на всех этапах
переработки груза;
снижение себестоимости переработки груза;
повышение производительности труда и сокращение
количества занятых работников за счет совершенствования методов и приемов
использования средств автоматизации;
сокращение ручного труда на переработке груза;
облегчение условий труда обслуживающего
персонала;
сокращение простоя подвижного состава железных
дорог, судов и автомобилей под погрузочно-выгрузочными операциями;
высокие технико-экономические показатели;
необходимые условия для рациональной работы
внутризаводского транспорта, связывающего склад с другими объектами
промпредприятия;
безопасность при производстве
погрузочно-разгрузочных работ;
охрану окружающей среды.
Выбор рационального варианта механизации
погрузочно-разгрузочных и складских работ может быть сделан в результате
всестороннего сравнения вариантов по технико-эксплуатационным и экономическим
показателям, определение которых базируется на проектировании склада. В ходе
проектирования устанавливаются основные параметры склада, выбираются средства
механизации и их количество.
Склады в системах доставки грузов
Склады различного типа и назначения наряду с
транспортом являются важнейшими компонентами систем деловой логистики. На
складах в отличие от производственных предприятий не создается новая
потребительская продукция, но они, изменяя характер и параметры грузопотоков,
подготавливают грузы к дальнейшему эффективному транспортированию (в
мультимодальных перевозках) или к использованию, удобному для рынка и
потребителей.
Иногда высказывается мнение, что, поскольку на
складах не создается новая потребительская стоимость товаров, они вообще не
нужны, и от них нужно, по возможности, избавляться. При этом ссылаются на
некоторый зарубежный опыт и особенно на опыт японских предприятий, где запасы
грузов в системах производства и распределения стараются сделать минимальными,
а в отдельных случаях даже «работать с колес», т.е. прибывающие на предприятие
материалы и комплектующие изделия сразу пускать в производство, не задерживая
их на складах.
Такие методы управления грузопотоками известны,
однако при этом, во-первых, работа транспорта должна быть организована особым
образом и, во-вторых, часть функций по подготовке транспортных партий для
производства должна быть возложена на грузоотправителей. И то и другое не
всегда можно осуществить.
В частности, на транспорте в этих случаях
применяют принципы доставки грузов «точно в срок» JIT - «Just in Time» и
«быстрый ответ» QR - «Quick Response».
Что касается передачи части функций
комплектования транспортных партий, удобных для последующего производства и
использования, на склады грузоотправителей, то это приведет к увеличению
запасов и усложнению устройства и технологии работы этих складов, с чем
грузоотправители могут не согласиться. К тому же функции преобразования
грузопотоков на складах в этих случаях не ликвидируются - они просто
переносятся на склады других типов - на склады готовой продукции
предприятий-изготовителей. Выполняя операции по подготовке транспортных партий
грузов к наиболее эффективному использованию этих товаров на своих складах,
грузоотправители, естественно, повысят стоимость этих товаров. Транспортные
предприятия, доставляя грузы по расписанию, точно в срок, также повысят тарифы
за перевозки этих грузов. Таким образом, сокращая собственные запасы грузов и
склады на своем предприятии, грузополучатель вынужден приобретать материалы и комплектующие
изделия по более высокой цене, что может оказаться экономически
нецелесообразным.
Поэтому в каждом случае организации доставки
грузов необходимо выполнять технико-экономические обоснования по емкости,
размерам и функциям всех складов в логистической цепи проектируемого
грузопотока.
В любом случае, в условиях России в настоящее
время склады необходимы для рациональной организации систем логистики всех
типов, хотя возможно, что эта проблема нуждается в дальнейшем исследовании.
2. Место и роль складов в транспортной сети
В начале и в конце транспортного процесса
доставки груза выполняются работы по погрузке и разгрузке транспортных средств
(вагонов, автомобилей, судов). Эти работы относятся к категории
погрузочно-разгрузочных работ.
Рационально организованные транспортные процессы
должны начинаться и заканчиваться на специально организованных и технически
оснащенных объектах - механизированных и автоматизированных складах, хорошо
приспособленных для погрузочно-разгрузочных, складских, сортировочных и
комплектовочных работ с доставляемыми грузами
Магистральный транспорт (железнодорожный,
морской, внутренний водный, автомобильный, воздушный), перемещающий грузы на
большие расстояния между грузоотправителем и грузополучателем вместе с
транспортными узлами и грузовыми терминалами (перегрузочно-складскими
комплексами) образуют единую транспортную систему. При этом каждый
перегрузочно-складской комплекс (склад) взаимодействует с двумя из
перечисленных видов транспорта: один доставляет грузы на склад, а другой -
забирает грузы со склада.
На своем пути от грузоотправителя к
грузополучателю грузы могут перемещаться несколькими видами транспорта и
перегружаться с одного транспорта на другой на складах разного типа и
назначения. Такие перевозки называют мультимодальными (от английских слов
«мульти» - много, «мод» - вид транспорта), или смешанными.
Разные виды транспорта взаимодействуют друг с
другом через перевалочные склады или перегрузочно - складские комплексы
(грузовые терминалы или логистические центры). Это взаимодействие состоит в
передаче материальных (грузовых) и информационных потоков, всегда
сопровождающих грузовые перевозки и перегрузки. Грузы перегружаются с одних
видов транспорта на другие на складах железнодорожных станций, морских и речных
портов, аэропортов, оптовых складских и торговых баз, предприятий-изготовителей
и потребителей продукции.
Грузы могут перегружаться с одного вида
транспорта на другой непосредственно, минуя зону хранения склада, а также с
размещением груза в зоне хранения на более или менее продолжительное время, по
истечении которого груз выдается на, как правило, другой вид транспорта с
применением средств внутрискладского транспорта и погрузочно-разгрузочных
машин. Хотя прямая перегрузка груза обычно считается более рациональной, во
многих случаях двойная перегрузка грузов с временным промежуточным хранением
оказывается более эффективной, так как позволяет сократить простои транспортных
средств взаимодействующих через склад видов транспорта.
В процессе переработки грузов на складах
(разгрузки, перемещения, перегрузки, складирования, погрузки) изменяются
параметры грузо-потоков: размеры транспортных партий приема и выдачи грузов,
время прибытия и отправления транспортных партий. На складах тарно-штучных
грузов меняются и многие другие параметры грузопотоков. Целью преобразования
грузопотоков является лучшая подготовка грузов к дальнейшим транспортировкам
или использованию. В преобразовании параметров грузопотоков и состоит
назначение складов, для чего складские комплексы оснащаются соответствующими
техническими средствами.
Таким образом, перегрузочно-складские комплексы
(грузовые терминалы) создаются в транспортных сетях в пунктах взаимодействия
различных видов транспорта и служат для преобразования параметров грузопотоков,
обеспечивая наиболее эффективную перегрузку грузов с одного вида транспорта на
другой и их дальнейшее транспортирование и использование.
На промышленных предприятиях механизированные и
автоматизи-рованные склады создаются для тех же целей преобразования грузопотоков
в пунктах взаимодействия различных производственных и транспортных систем для
повышения эффективности основного производственного процесса.
Характерные особенности складов
• Немеханизированные склады - это склады, на
которых перегрузочно-складские работы выполняются вручную или с применением
средств малой механизации (ручных двух- и четырехколесных тележек, наклонных
роликовых дорожек, ручных вилочных j тележек с гидроприводом подъема и т.д.).
• Механизированные склады - это склады, на
которых на основных операциях перемещения и складирования грузов применяются
средства механизации с ручным управлением, а отдельные вспомогательные операции
выполняются вручную или с применением средств малой механизации.
• Комплексно-механизированные или
высокомеханизированные склады - это склады, на которых все ПРТС работы
выполняются с применением машин и механизмов с ручным управлением.
• Автоматизированные склады - это
комплексно-механизированные склады, на которых отдельные операции выполняются
машинами и механизмами с полуавтоматическим управлением, с вводом команд
операторами на пульте в диалоговом (интерактивном) режиме.
• Автоматические склады - это комплексно
механизированные склады, на которых основные технологические операции
переработки и складирования грузов выполняются автоматически, без участия
оператора, а команды действия исполнительных механизмов и устройств вводятся по
каналам связи от управляющего компьютера в реальном масштабе времени.
• Роботизированные склады - это
автоматизированные склады, на которых отдельные операции выполняются
перепрограммируемыми средствами робототехники, с гибкой системой
автоматического управления (САУ).
Склады очень разнообразны по роду
перерабатываемых грузов, видам транспорта прибытия и отправления грузов,
назначению, технической оснащенности, компоновкам, объемно-планировочным
решениям, технологии складских работ и т.д.
По назначению и взаимодействующим через них
транспортным и производственным системам различают следующие основные типы
складов:
Т1 ® С ®
Т2 - перевалочные склады на магистральном транспорте (сроки хранения грузов
2-10 сут);
Т ® С ®
П - склады сырья и материалов на промышленных предприятиях (сроки
хранения грузов 20-30 сут);
П ® С ®
Т - склады готовой продукции предприятий (сроки хранения грузов 2-5
сут);
П1 ® С ®
П2 - производственные технологические склады промышленных предприятий (сроки
хранения грузов 1-3 сут).
Склады играют важную роль в транспортных и
производственных системах. Характер организации перегрузочно-складских
комплексов, уровень их технологии и технического оснащения существенно влияет
на:
общий ритм, организацию и эффективность
транспортировок грузов и всей работы взаимодействующих видов транспорта;
простои транспортных средств и их использование
по времени и грузоподъемности;
ритм, организацию и эффективность основных
технологических процессов производства промышленной продукции;
общие трудозатраты, штат работников и
себестоимость транспортно-перегрузочных процессов;
сохранность грузов и подвижного состава
транспорта, пожарную безопасность и безопасность движения транспортных средств
и т.д.
.1 Роль складов в простейшем транспортном
процессе
Если выделить из общей сети транспортирования
грузов элементарную транспортную цепочку, то очевидно, что, для того чтобы
грузы могли быть перевезены из пункта отправления в пункт назначения, их
необходимо сначала погрузить на транспортные средства, организовать
транспортный процесс, а после прибытия к пункту назначения - выгрузить с
транспортных средств.
П1 и П2 - предприятия - грузоотправитель и
грузополучатель;- склад готовой продукции предприятия-изготовителя;
С2 - склад сырья, материалов и комплектующих
изделий предприятия-грузополучателя;
Т - магистральный транспорт;
Т1 и Т2 - внутризаводской транспорт предприятий
П1 и П2;
-4 - погрузочные и разгрузочные участки складов
С1 и С2.
Из этого рисунка видно, что погрузка грузов на
магистральный транспорт Т осуществляется на погрузочном участке 2 склада
готовой продукции C1 предприятия-грузоотправителя П1. Разгрузка транспорта Т
осуществляется на разгрузочном участке 3 склада сырья и материалов С2
предприятия-грузополучателя П2. Грузы прибывают из цехов-изготовителей предприятия
П1 средствами внутризаводского транспорта T1 на склад готовой продукции C1.
Здесь их нужно разгрузить на разгрузочном участке 1 склада С1. На
предприятии-грузополучателе П2 грузы, отправляемые в цехи-потребители со склада
С2, нужно погрузить на внутризаводской транспорт Т2 на погрузочном участке 4
склада С2.
Таким образом, формируется непрерывный
транспортный процесс, в котором операции погрузки и разгрузки транспорта
осуществляются на специально приспособленных и оснащенных объектах - складах C1
и С2. Это пункты начала и окончания транспортного процесса Т. Склады С1 и С2
представляют собой специально оснащенные технические объекты, с современной
технологией и оборудованием для наиболее эффективного выполнения операций
погрузки и разгрузки транспорта. Это - не случайно выбранные места
осуществления погрузки и выгрузки грузов из транспортных средств, не
приспособленные и плохо оснащенные для выполнения погрузочно-разгрузочных
работ. Это должны быть обязательно склады, так как грузы обычно загружаются на
транспорт после некоторого накопления и после разгрузки с транспортных средств
не в тот же момент направляются для использования, а в течение некоторого
времени хранятся на складе, где с ними выполняются некоторые комплектовочные,
сортировочные и другие подобные операции.
Таким образом, хорошо организованный
транспортный процесс должен всегда начинаться и заканчиваться на специальных
объектах - механизированных или автоматизированных складах (грузовых
терминалах) - хорошо оснащенных и приспособленных для наиболее эффективного
выполнения погрузочно-разгрузочных и других работ по преобразованию параметров
грузопотоков. На этих специальных складских объектах выполняются также операции
по комплектованию транспортных партий грузов, сортировке, упаковке, временному
хранению грузов и т. д. Они приспособлены также по своему устройству для
эффективного выполнения прямой перегрузки грузов с одного вида транспорта на
другой, минуя зону хранения грузов.
2.2 Цель создания складов в логистических
системах
склад груз транспортный
логистический
Весьма распространено мнение, что склады
создаются для хранения грузов. Но на складах не создаются новые материальные
ценности, дополнительная потребительская стоимость (за исключением складов вина
и некоторых других грузов, выдержка которых в течение некоторого времени
улучшает их качество), поэтому хранение как самоцель не приносит никакой
пользы. Как правило, качество грузов может только ухудшиться от хранения на
складе, а в финансовом отношении целенаправленное хранение грузов на складе
может привести только к убыткам, так как, во-первых, хранящиеся на складе
материальные ценности временно исключены из финансового оборота, хотя на их
приобретение или изготовление затрачены некоторые ресурсы, а во-вторых, само
складирование грузов требует определенных затрат. Кроме этого, по-видимому,
бессмысленно производить или приобретать товары только для того, чтобы хранить
их на складах.
Из схемы на рис.1 видно, что склад всегда
взаимодействует по меньшей мере с двумя видами транспорта (рис. 2):
с транспортом прибытия, который доставляет грузы
на склад (грузопоток прибытия);
транспортом отправления, который забирает грузы
со склада и доставляет их потребителям (грузопоток отправления).
В результате переработки грузов на складе, в
зависимости от его типа и назначения, могут меняться следующие параметры
грузопотоков:
размеры транспортных партий грузов (например,
грузы прибывают целыми вагонами по 50-60 транспортных пакетов, а выдаются на
автотранспорт партиями по 5-10 пакетов);
число наименований грузов в транспортных партиях
(в вагоне может прийти до 1000-1500 наименований разных грузов, а выдаваться
потребителям могут транспортные партии из 10-20 наименований грузов);
характер и параметры грузовых транспортных
единиц (грузы могут поступать на склад в контейнерах, а выдаваться со склада -
в транспортных пакетах, на поддонах);
характер и параметры транспортной тары и
упаковки грузов (например, грузы могут поступать на склад в крупных ящиках или
картонных коробках по 100-200 изделий, а выдаваться со склада - отдельными
пачками или упаковками по 4-6 изделий);
время отправления транспортной партии t2 и время
ее прибытия на склад t1 (разница этих моментов времени t2 - t1 = τхр
представляет собой срок хранения грузов на складе), т. е. изменяется временной
параметр грузопотока в результате хранения и переработки его на складе.
Анализ систем логистики показывает, что
указанные изменения параметров грузопотоков осуществляются на складах для того,
чтобы грузы в последующем наиболее отвечали требованиям рынка потребления этих
товаров, или для наиболее эффективного их дальнейшего транспортирования (при
перегрузках грузов с одного вида транспорта на другой в мультимодальных
перевозках).
Заключение
Целью создания и функционирования склада
является преобразование параметров грузопотока, доставляемого на склад одним
видом транспорта, в параметры грузопотока, отправляемого со склада на другом
виде транспорта, с наименьшими затратами всех ресурсов. Причем то, какие именно
изменения параметров грузопотоков должен выполнять склад (изменения размеров
транспортных партий, числа наименований грузов в них, характера и параметров
транспортной тары или грузовых транспортных единиц, времени отправления
транспортных партий со склада), задается в каждом конкретном случае, в
зависимости от типа и назначения склада, рода грузов, видов транспорта и других
факторов.
Что касается экономии ресурсов, то, как обычно в
инженерных и экономических расчетах, рассматриваются шесть основных видов ресурсов:
пространство (территория, занимаемая складом, с
учетом коэффициента застройки, подходов транспортных путей, благоустройства и
озеленения);
время (минимальное время хранения, переработки
грузов и простоев транспортных средств внешнего и внутрискладского транспорта);
материалы (минимальный расход материалов на
строительство, оснащение и эксплуатацию склада, особенно дорогостоящих и
дефицитных);
энергия (минимальные расходы различных видов
энергии при строительстве и функционировании склада);
труд (минимальные трудозатраты и штаты
работников при проектировании, строительстве и эксплуатации склада);
деньги (минимальные первоначальные капитальные
затраты денежных средств на строительство и оснащение склада оборудованием и
производственные расходы на его эксплуатацию при последующем его
функционировании).
В качестве элементов склада могут быть
рассмотрены его различные составные части: складское здание, стеллажные
конструкции, штабелирующее и погрузочно-разгрузочное оборудование, конвейеры,
средства организационной и вычислительной техники, работники склада, технология
и организация его работы и т.д.
Другим подходом может быть представление склада
как системы, состоящей из трех подсистем: приема грузов на склад, хранения
грузов и выдачи грузов со склада.
Структура складской системы представляет собой
многообразные взаимосвязи между ее элементами (пространственные,
технологические, временные, связи взаимной зависимости, последовательности и
т.д.).
Сущность функционирования склада как технической
системы состоит в переработке грузов с использованием имеющихся элементов,
структуры, технологии и технического оснащения с целью преобразования
параметров грузопотоков. Очевидно, что эффективность этой работы склада зависит
от того, насколько его элементы и структура соответствуют поставленной перед
складской системой цели.
Взаимодействие склада с внешней средой
представляет собой важнейший аспект его функционирования, от которого во многом
зависит эффективность работы склада. Внешними системами по отношению к складу
являются предприятия и организации двух видов транспорта, которые доставляют
грузы на склад и со склада - потребителям, местная администрация территории, на
которой расположен склад, органы государственной власти, надзора и контроля,
предприятия-грузоотправители и грузополучатели, вышестоящие организации, в
структуру которых входит склад, экспедиторские компании, другие предприятия -
деловые партнеры и конкуренты, все участники логистического процесса.
Взаимодействие склада со всеми этими
предприятиями и организациями состоит в передаче потоков грузов, информации и
финансов. Это взаимодействие должно быть спроектировано и организовано так,
чтобы обеспечить складской системе достижение ее цели.
По результату функционирования склада в течение
некоторого времени (квартал, год и т.д.) судят о достижении им поставленной
цели и о целесообразности (или нецелесообразности) внесения каких-либо
изменений в его элементы, структуру, функционирование или взаимодействие с
внешней средой).
Таким образом, цель создания складов в системах
логистики состоит не в хранении грузов, а в преобразовании параметров
грузопотоков для наиболее эффективного использования грузов или их дальнейшего
транспортирования.
Список литературы
Ефимов
В.В., Семенов В.М. Сравнительная технико-экономическая оценка эффективности
различных вариантов доставки грузов в транспортной логистике: Учеб.
пособ.:-СПб.: ПГУПС, 1999.
Определение
параметров механизированных складов тарно-штучных грузов: Методические указания
по курсовому и дипломному проектированию.- Л.: ЛИИЖТ, 1989.
Смехов
А.А. Автоматизированные склады.- Машиностроение, 1987.
Маликов
О.Б., Малкович А.Р. Склады промышленных предприятий: Справочник.- Л.:
Машиностроение, 1989.
Определение
параметров механизированных складов тарно-штучных грузов: Методические указания
по курсовому и дипломному проектированию.- Л.: ЛИИЖТ, 1989.