Управление конкурентоспособностью фирмы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,22 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление конкурентоспособностью фирмы














Контрольная работа

Управление конкурентоспособностью фирмы

1. Конкурентный анализ организации на рынке жилищно-коммунального хозяйства

На многих предприятиях произошло старение основных фондов. Нарушены технологические режимы, возросли потери тепловой энергии в процессе её производства, транспортировки и потребления. Техническая оснащенность отрасли значительно отстала от развитых стран, мира по качеству оборудования, его надежности. Низкими являются результаты финансово-хозяйственной деятельности, вследствие чего практически не осуществляется расширенное воспроизводство. При увеличении общей численности персонала предприятий, уменьшилось количество высококвалифицированных работников.

Практика либерализации российской экономики при переходе к рынку показала неэффективность начального этапа реформы в вопросах ускоренной приватизации предприятий и механизма организационно-экономических отношений.

Изменение форм собственности и уход государства от научно обоснованного регулирования экономических отношений привели к нарушению кооперативных связей хозяйственного механизма. Своеобразие и сложность современной экономической политики в энергетике, неустойчивость развития отрасли, оказались без четкого вектора решения проблем качества теплоснабжения.

Принимаемые со стороны государства меры по развитию системы теплоснабжения пока не дают устойчивой позитивной динамики роста.

Сегодняшние показатели деятельности предприятий централизованного теплоснабжения городов, как свидетельствуют исследования, на порядок ниже дореформенного периода. Исходя из этого, необходима разработка более совершенного организационно-экономического механизма управления предприятиями в условиях рынка на основе комплексного решения социально-экономических проблем.

Специалисты оценивают, что в системе централизованного теплоснабжения 20% всего потенциала энергосбережения сконцентрировано в сфере производства, транспортировки и распределения тепловой энергии. В то же время, 80% общего потенциала энергосбережения сосредоточено в системе потребления тепла. Расчеты свидетельствуют, что только в многоквартирных домах потребление тепловой энергии можно уменьшить на 40%.

Поэтому, с целью реализации существующего потенциала энергосбережения необходимо разработать и внедрить комплекс инновационных энергосберегающих проектов в сфере производства, транспортировки и потребления тепловой энергии, питьевой воды, электроэнергии и других услуг ЖКХ.

Кроме жилищного сектора специфику энергосбережения необходимо выявить и использовать в инженерных системах коммунального хозяйства - поставки газа, воды, тепла и оказания населению санитарных услуг. Предприятия ЖКХ (теплосистемы, водообеспечения и канализации, городского транспорта) сейчас работают в аварийном режиме по причине изношенности основных фондов, хронических долгов, несовершенного управления. Все это вместе обусловливает их недопустимо завышенную энергоемкость (в 2-4 раза выше, чем в передовых странах) и одновременно это означает, что вложение инвестиций в энергосбережение на предприятиях ЖКХ экономически выгодно и даст возможность значительно снизить энергозатраты в масштабах страны. Одновременно эта проблема комплексная, то есть техническая, финансовая, кадровая, управленческая. Она не имеет готового варианта решения, недостаточно обеспечена научными положениями и рекомендациями, не апробирована в системных проектах. Следует обратить внимание на несколько главных составляющих в решении проблем энергосбережения на предприятиях ЖКХ. Выделим следующие из них:

*организационно-управленческие;

*технико-технологические;

*экономические;

*социальные.

Эти составляющие не исключают и не заменяют друг друга, они входят в единую стратегию энергосбережения, которая отражена в программных документах. Эти составляющие по-своему сложны, разнозатратны и разноэффективны.

В системе организационно-управленческих мероприятий энергосбережения можно выделить три группы: - достаточно масштабные и комплексные программы; мероприятия инфраструктурного обеспечения региональных ЖКХ; инструментально-технологические мероприятия обеспечения практики управления энергосбережением.

Примером первой группы мероприятий можно считать стратегические программы проведения реформ в ЖКХ и обновление институциональных основ их деятельности. Примером средств инфраструктурного обеспечения энергосбережения может быть создание городских информационных систем ЖКХ, создание ОСМД, привлечение общественных организаций к участию в формировании тарифной политики. Примером инструментально-технологических методов - внедрение программно-целевых методов (ПЦМ), инновационное проектирование и управление проектами.

Основной идеей программно-целевого метода является матрица «цель - средство», которая является иерархической структурой строго сформулированных целей - программных элементов, каждый из которых служит специфичным ресурсом и способом решения поставленной проблемы. Целевая программа, в отличие от плана действий, имеет свойства самоорганизации и саморазвития, что позволяет получить результат по критерию «стоимость - эффективность» более высокий, чем при обычном «затратном» планировании. Другими словами, при программном управлении за счет получения новых знаний создается дополнительный «программный продукт» для усовершенствования и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей. В ПЦМ определяют целевые ориентиры для строительства объектов жилищного комплекса - это энергоемкость 1 м2 жилья, сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций и другие параметры, которые определены Государственными строительными нормами России. Они легко контролируются. Учитывая значительное количество участников процесса энергосбережения (потребители энергоресурсов, организации-посредники, органы власти), решения задач повышения энергоэффективности в ЖКХ можно достичь программно-целевыми методами только через разработку комплексных программ энергосбережения и создания системы управления, которая позволит вносить корректировку при оперативном анализе их выполнения.

Стратегия планирования и управления проектами энергосберегающих технологий представлена на рис. 1.

Главным заданием при разработке целевой программы энергосбережения на объектах ЖКХ является анализ локальных разработок по отдельным проблемам (анализ состояния ограждающих конструкций строений, затраты энергоресурсов на отопление, освещение и т.д.), которые претендуют на первоочередное решение, на основе чего вырабатывается единая стратегия решения определенной совокупности проблем. Основное содержание этой процедуры - учет взаимного влияния элементов энергосистемы и оптимальное распределение ограниченных ресурсов, которые планируется направить на решение этой проблемы.

Количественная оценка экономической эффективности должна проводиться как для каждого отдельного мероприятия, так и всей программы в целом. Для качественных оценок используется классификация или типология разновидностей домов.


Рис. 1. Стратегия планирования и управления энергосберегающими технологиями на объектах ЖКХ

Нередко ПЦМ рассматривают как отдельный самостоятельный инструментарий управленческой технологии решения сложных проблем. По нашему мнению, в ПЦМ должны входить составными частями - инновационное проектирование, экономическое планирование и управление проектами.

ЖКХ как сложно структурированный объект остро нуждается в применении нового инструментария для решения своих проблем, в т.ч. для снижения энергоемкости своих услуг. Благоприятствующим организационным фактором для решения проблем энерго-, теплосбережения является сосредоточение эксплуатируемого жилья и жилищного строительства в одном министерстве. В отрасли на макроуровне надо принимать стратегически важные регулирующие решения, в т.ч. по оптимизации структуры потребляемых энергоносителей.

Нормативно-законодательные акты призваны регулировать хозяйственную деятельность предприятий и поведенческие стереотипы населения, поэтому в системе ЖКК для разработки механизма институционального преобразования можно выделить два направления:

·              производственное, касающееся ответственности и добросовестного исполнения обязательств в отношении предоставления жилищно-коммунальных услуг для населения и взаимодействия основных поставщиков коммунальных ресурсов в сочетании с общими подходами по ресурсосбережению;

·              потребительское, касающееся ответственности по своевременной оплате жилищно-коммунальных услуг и сознательному рациональному ресурсопотреблению.

Выработанные для участников преобразований конкретизированные результаты будут достигнуты при оптимальной согласованности действий, поэтому институциональные преобразования должны касаться всех взаимодействий, чтобы остановить развитие дисбаланса в сфере ЖКУ в связи с состоянием объектов ЖКХ, их содержанием и обеспечением населения жилищно-коммунальными услугами, ресурсосбережением и ресурсопотреблением (сопоставление этих двух показателей указывает на эффективное функционирование систем ресурсоснабжения от поставщика до потребителя), а также создать для малого и среднего предпринимательства платформу конкурентной среды.

По результатам проведенного исследования приведем перечень конкурентных преимуществ, присущих предприятиям городского хозяйства, за счет реализации которых можно повысить уровень конкурентоспособности предприятия (табл. 1).

Разделим их на 5 основных групп:

·              ресурсные;

·              технические;

·              управленческие;

·              рыночные;

·              эффективности функционирования предприятия.

Таблица 1

Конкурентные преимущества предприятий городского хозяйства и пути их достижения

Конкурентные преимущества

Пути достижения и использования конкурентных преимуществ

Ресурсные

Поставщики

Постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших.

Доступ к качественным ресурсам и сырью

Следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможный доступ к более качественным и дешевым ресурсам.

Учет и анализ использования всех видов ресурсов

Стимулировать проведение подобного анализа, так как в будущем экономия ресурсов способствует снижению издержек, следовательно, является фактором конкурентного преимущества.

Функционально-стоимостной анализ предоставляемых услуг

Стимулировать проведение подобного сложного, но эффективного анализа.

Оптимизация эффективности использования ресурсов

Поддерживать работу по оптимизации ресурсов, так как основная цель конкуренции - экономия ресурсов и повышение качества услуг.

Технические

Оборудование

Увеличить удельный вес прогрессивного, ресурсосберегающего оборудования, снижать уровень износа оборудования.

Качество предоставляемых услуг

Применять современные методы контроля и стимулирования качества для удержания конкурентного преимущества.

Управленческие

Менеджеры

Повышать уровень квалификации управленцев, увеличивать удельный вес конкурентоспособных менеджеров.

Персонал

Постоянно осуществлять отбор работников, повышать его квалификацию, мотивировать качественный и эффективный труд с целью обеспечения конкурентоспособности персонала.

Организация бесперебойной поставки сырья, ресурсов

Удержание этого конкурентного преимущества требует высокой дисциплины и контроля за всем процессом оказания ЖКУ.

Функционирование системы менеджмента компании

Удержание этого преимущества требует высокой квалификации персонала, применения научных методов управления.

Рыночные

Доступ к рынку ресурсов

Необходимо изучить параметры рынка, проводить мониторинг рыночной инфраструктуры.

Лидирующее положение на рынке ЖКУ

Эффективность предоставления услуг

Достигается высоким уровнем логистики и маркетинга.

Прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры

Достигается путем анализа действия законов спроса и предложения, конкуренции, а также наличием качественной информационной базы и квалифицированных специалистов.

Эффективность функционирования предприятия

Показатели доходности

Данные показатели определяются индивидуально. Экономические показатели определяют качество функционирования организации по всем аспектам и направлениям. Поэтому для удержания своих конкурентных преимуществ предприятие должно повышать научный уровень управления. Чем выше сила конкуренции в отрасли, тем меньше будет доходность и себестоимость услуг, но выше интенсивность и качество услуг.

Интенсивность использования капитала


Финансовая устойчивость



. Анализ теоретических аспектов конкурентоспособности организации

Анализ определений конкурентоспособности, данных разными авторами, позволил выделить ее наиболее важные особенности:

конкурентоспособность - это привлекательность продукции для потребителя, мера возможности быть проданной;

задаваемая величина, при создании новой продукции;

отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от вида продукции;

относительная величина, получаемая при сопоставлении с аналогичной продукцией основных конкурентов по техническим, экономическим, эксплуатационным характеристикам в определенный промежуток времени;

Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкурентоспособности предприятия: поведенческой, структурной, функциональной.

Поведенческая трактовка конкурентоспособности предприятия - борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурная трактовка конкурентоспособности предприятия - анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.

Функциональная трактовка конкурентоспособности предприятия - соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.

Конкурентоспособность предприятий можно определить как способность предпринимателей в настоящем и в будущем производить и продавать на национальном и мировом рынке товары, которые по цене и качеству более привлекательны, чем у иностранных или национальных конкурентов.

Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.

В любом случае осуществление оценки конкурентоспособности предприятия преследует цель: определить положение предприятия на исследуемом рынке.

Таблица 2

Характеристика методов оценки конкурентоспособности

Метод

Сущность метода

Преимущества

Недостатки

Матричный

Анализ матрицы: по горизонтали - темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали - относительная доля предприятия на рынке.

Наличие информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов метод позволяет обеспечить высокую адекватность оценки.

Исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений, а также требует наличия достоверной маркетинговой информации.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции

Наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб.

Учет весьма разносторонних аспектов деятельности предприятия.

Сумма отдельных элементов сложной системы, каковой является любое предприятие, не дает того же результата, что и вся система в целом.

Метод, основанный на оценке конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции.

Учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия - конкурентоспособность его продукции.

Конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности.

Комплексные

Конкурентоспособность предприятия есть интегральная величина по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу.

Учитывает не только достигнутый уровень конкурентоспособности предприятия, но и его возможную динамику в будущем.

Конкретные способы и приемы, используемые при определении текущей и потенциальной конкурентоспособности в конечном счете воспроизводят методы, используемые в рассмотренных ранее подходах.



Считается, что ни один из существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий не нашел широкого применения в практике экономического анализа. Это позволяет сделать вывод о том, что универсальной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия в настоящее время не существует.

Помимо частных недостатков, отмеченных ранее, анализ существующих подходов позволяет отметить следующие общие недостатки представленных методов.

Подавляющее большинство методик основывается на выявлении факторов, определяющих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, при этом упор делается на выявлении максимального количества этих факторов, создании их исчерпывающего списка. Далее выделенные факторы обрабатываются с помощью различных математических методов.

Однако, как было показано ранее, система факторов конкурентоспособности предприятия является открытой, а множество элементов этой системы - нечетким. Действительно, оценивая трудовые ресурсы предприятия, можно прийти к выводу о зависимости эффективности труда от психофизиологического благополучия работников, а значит, в том числе, и от уровня разводов в конкретной местности. Рассматривая производственные возможности предприятия, приходим к выводу о зависимости технологического потенциала предприятия от уровня финансирования научных программ в данном государстве, а значит - степени наполняемости бюджета. Подобным образом (когда углубление анализа приводит к неимоверному возрастанию количества факторов) дело обстоит по всем направлениям исследования хозяйствующего субъекта: финансы, производственно-экономический потенциал, трудовые ресурсы, конкурентная среда и так далее. Можно утверждать, что, в конечном итоге, вся совокупность случайных и закономерных элементарных событий, происходящих в исследуемом пространстве, в той или иной степени оказывает влияние на конкурентоспособность предприятия.

Таким образом, количество факторов конкурентоспособности практически бесконечно, следовательно, как бы ни был обширен их перечень, он все равно не будет исчерпывающим, а значит, и основанная на таком неполном перечне оценка конкурентоспособности предприятия будет неадекватной. В результате все существующие перечни факторов конкурентоспособности являются весьма условными, что не позволяет использовать их для оценки конкурентоспособности предприятий. Ограниченный перечень обусловливает ограниченность метода.

При этом, в случае чрезмерного увеличение количества факторов конкурентоспособности ведет к тому, что трудоемкость их математической обработки становится чрезвычайно высокой, а задача по сбору необходимых данных - практически неосуществимой, что существенно снижает практическую применимость подобных методов оценки конкурентоспособности предприятий.

Для оценки выявленных исследователями факторов конкурентоспособности, а также определения ряда других показателей используются приблизительные, примерные оценки, "экспертные методы", страдающие существенной субъективностью и условностью. Конечно, в ряде случаев избежать такого подхода невозможно, однако использование подобных оценок в качестве базового метода приводит к весьма слабой математической связи исходных условных факторов с оцениваемым показателем конкурентоспособности.

конкурентоспособность жилищный коммунальный

3. Оценка конкурентоспособности филиала ОАО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинский и разработка комплекса мероприятий по ее повышению

Открытое акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» зарегистрировано в июле 2011 года. Создание единой коммунальной корпорации ОАО «Ямалкоммунэнерго» стало первым шагом на пути выстраивания централизованной системы управления жилищно-коммунальным комплексом Ямало-Ненецкого автономного округа. Проект «Комплексная модернизация жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа», в рамках которого создан единый коммунальный оператор ОАО «Ямалкоммунэнерго», принят в качестве пилотного проекта, поддерживаемого Министерством регионального развития РФ.

Задача, которая поставлена перед ОАО «Ямалкоммунэнерго» Правительством ЯНАО, - создать единую систему управления жилищно-коммунальным комплексом автономного округа. Это позволит снизить эксплуатационные и управленческие издержки, внедрить единую техническую и социальную политику, новые технологии, провести модернизацию оборудования.

Сегодня ОАО «Ямалкоммунэнерго» - крупнейшая в Ямало-Ненецком автономном округе коммунальная корпорация, специализирующаяся на жизнеобеспечении городов и районов округа. Ее филиалы действуют в городах Надыме, Муравленко, Губкинский, Лабытнанги, в Пуровском, Шурышкарском и Тазовском районах. Потребители услуг ОАО «Ямалкоммунэнерго» - население, предприятия и организации городов и районов ЯНАО, с общей численностью свыше 300 тысяч человек.

В настоящее время в ОАО «Ямалкоммунэнерго» работает порядка 5500 человек. Средний возраст менеджерского состава - 35 лет. В перспективе в состав корпорации войдут коммунальные предприятия всего Ямала.

Модель рынка ЖКУ характеризуется наличием конкурентных (потенциально конкурентных) и неконкурентных (естественно-монопольных) сфер деятельности.

Конкурентоспособность организации сферы услуг определяется ее потенциалом, достаточным, чтобы удержать или расширить долю на рынке в условиях конкурентной борьбы.

Потенциал предприятия - комплекс его возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке и достижение стратегических целей.

Потенциал предприятия сферы услуг складывается из следующих элементов:

• доли, занимаемой организацией на рынке услуг;

• производственных и торгово-сбытовых мощностей;

• качества и конкурентоспособности видов услуг;

• инновационной деятельности и инвестиционного потенциала, времени проектирования новых услуг и окупаемости инвестиций;

• научно-технического потенциала (ноу-хау), состояния НИОКР;

• финансово-кредитных ресурсов;

• трудового потенциала и эффективности труда;

• прибыли и рентабельности за определенный период;

• уровня сервиса;

Формой оценки возможностей эксплуатационной услуги является характеристика уровня ее качества и конкурентоспособности. Чаще других используются квалиметрические балльные оценки отдельных свойств услуги. Для оценки ее качества и конкурентоспособности осуществляется тестирование - исследование и измерение всех возможных параметров:

• экспертным методом для оценки потребительских свойств услуг, так как услуги не поддаются непосредственному измерению;

• опросным методом для выявления соответствия качества услуг запросам потребителей.

Развитие конкуренции в сфере ЖКХ провозглашалось Правительством в форме программ. Программами предусматривалось: создание конкурентной среды в сфере предоставления жилищных услуг в результате разделения функций между собственником жилищного фонда, управляющими организациями и подрядными жилищными организациями; демонополизация и создание конкурентной среды в подотраслях; демонополизация банно-прачечного и гостиничного хозяйства. Итоги реализации программ показали, что частично цели были достигнуты. Во многих регионах России поднялась значимость ЖКХ как социально образующей отрасли городской экономики, требующей пристального внимания органов власти. Изменилась структура организаций, работающих на рынке производства. Значительно увеличилось количество малых предприятий в ЖКХ. Однако в большинстве регионов реализация поставленных задач происходила формально и не достигла желаемых результатов.

Как известно, основными потребителями жилищно-коммунальных услуг является население, которое наиболее заинтересовано в качественном обслуживании. Поэтому серьезной задачей является преодоление отчуждения и иждивенчества населения в отношении управления жильем и коммунального обслуживания. Вопросы совершенствования управления жилищным фондом решаются медленно, и именно это остается слабым звеном в реформе ЖКХ. Для успешного реформирования жилищно-коммунального хозяйства, демонополизации и развития конкуренции важна активность населения в управлении жилищным фондом. Объединение жильцов как в рамках уже существующих жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), так и новых - товариществ собственников жилья служит инструментом эффективного управления многоквартирными домами. И ЖСК и ТСЖ являются организационно-правовыми формами, так называемого некоммерческого предпринимательства.

Необходимой предпосылкой развития конкуренции является демонополизация жилищно-коммунального хозяйства. К сферам деятельности, в которых возможно развитие конкуренции, относятся: 1) управление и обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства; 2) привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и другие); 3) выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства; 4) проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения и т.п.

Органам местного самоуправления целесообразно ускорить процесс разгосударствления организаций жилищно-коммунального хозяйства, обеспечить реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и заключение соответствующих договоров на конкурсной основе. В сфере действия естественных монополий, связанных со сложившейся технологией, следует применять дополнительные методы антимонопольного воздействия.

Проблема характеристики конкурентоспособности услуги решается также с помощью экспертной оценки ее перспективности. Здесь выдвигаются следующие критерии перспективности:

• потенциал рынка данного товара;

•резервы его модификации; • возможности совершенствования его продвижения;

• альтернативные виды услуг;

• отличительные характеристики услуги, привлекающие потребителей.

Плановые затраты коммунальных предприятий включают и огромнейшие затраты при производстве и транспортировании услуг. На сегодня потери электроэнергии в сетях составляют около 20%, тепловая энергия и вода теряется в размере − от 30% до 50%. Это и является основной причиной повышения тарифов. В большинстве городов тепло вырабатывается на оборудовании еще 20−30−х годов прошлого столетия.

Выводы и предложения

. Теплоснабжение -социально значимый и энергоемкий сектор экономики, в нем потребляется до 40% энергоресурсов. Более половины этих ресурсов приходится на социальную инфраструктуру. Повышение его надежности, качества и экономичности является важнейшей задачей предприятий централизованного теплоснабжения городов.

. Организационно-экономический механизм управления рассматривается как система организационных и экономических мер, направленных на создание необходимых условий эффективного функционирования предприятий централизованного теплоснабжения и тепловой сети, которые должны обеспечивать не только решение задач по обеспечению теплом потребителей, но непрерывность, синхронность, ритмичность режимов работы составляющих звеньев единого сложного механизма на всех уровнях с учетом охраны окружающей среды.

. Анализ системообразующих факторов, воздействующих на устойчивое развитие предприятий теплоснабжения показывает, что наибольшее влияние на их эффективность оказывают следующие группы: организационный механизм (организационно-производственная структура, функции управления, оперативное управление и контроль, маркетинг, организация труда); экономический механизм (прогнозирование и планирование, внешнеэкономические и внутрипроизводственные отношения,

.За методическую основу определения эффективности теплоснабжающих предприятий должен быть принят системный подход с учетом особенностей воздействия организационно-экономического механизма управления на результативные показатели их работы. При этом, основными результативными показателями целесообразно считать: объем производства тепловой энергии; себестоимость; прибыль; рентабельность реализованной продукции; приведенные затраты.

Важным для оценки организационно-экономического механизма управления имеют использование показателей надежности, непрерывности и качества теплоснабжения с учетом охраны окружающей среды.

. В современных условиях весьма важным является совершенствование организационного механизма с соблюдением следующих основных принципов: четкое разграничение функций работников и соответствующих служб, оптимизация организационных структур управления; формирование системы маркетинга; развитие системы самоуправления, направленных на рациональное использование производственных ресурсов, организацию качественного теплоснабжения потребителей. Необходимо более активное внедрение цеховых структур управления по территориальному и отраслевому признакам.

. Результаты научных исследований показывают, что развитие предприятий теплоснабжения требует научно обоснованного государственного регулирования экономических отношений -между сферами ресурсного обеспечения и реализации тепловой энергии. Следует принять необходимые меры по поддержке отрасли, что предполагает оптимизацию тарифов на энергетические ресурсы; увеличение бюджетной поддержки отрасли; введение льготных кредитов не более 5-7% годовых; установление налоговых каникул на пять лет для целевого использования средств на расширенное воспроизводство основных фондов.

. Коренные изменения в системе экономических отношений вызывают необходимость развития хозрасчетного механизма, предусматривающего рациональное сочетание высокой степени самостоятельности производственных подразделений с централизацией функций планирования, учета и контроля. При этом отношения следует строить на договорных основах между подразделениями и органами управления, а также между самими подразделениями.

. Необходима активизация инновационных процессов на основе разработки и реализации экономически обоснованных проектов с учетом финансового состояния предприятий и привлечения других ресурсов с приоритетными решениями следующих проблем: надстройка котельных газотурбинными установками для совместной выработки электрической и тепловой энергии; совершенствование водоподготовки теплоносителя; внедрение частотно-регулируемых приводов насосов; замена тепловых сетей в подвесной изоляции в непроходных каналах на бесканальную в пенополиуретановой изоляции.

. Важным является разработка и внедрение автоматизированной системы управления теплоснабжающим предприятием модульного типа, ориентированной на оперативное решение задач на всех стадиях управления с выделением следующих модулей: информационно-графического по управлению производственным процессом теплоснабжения, паспортизации и диспетчеризации; договора для формирования контрактов; расчетов с потребителями отпущенного тепла, договорных нагрузок и времени работы потребителей; финансовой части, предназначенной для ведения учета, решения задач планирования, бюджетирования и финансового анализа, формирования платежных документов.


Список используемой литературы

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. / Ансофф И.- СПб.: Питер Ком, 2007.-420с.

. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. / Ансофф И.- М.: Экономика, 2007. -486с.

. Антикризисный менеджмент / Под ред. проф. А.Г. Грязновой. - М.: Инфра-М, 2008.-576с.

. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие / О.В. Аристов. - М.: Финстатинфорум, 2006. - 142 с.

. Виханский О.С. Стратегическое управление. Виханский О. С. - М.: Изд-во МГУ, 2007.-390с.-630с.

. Градов С.И. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве. / Градов С.И. - М.: МСХЛ, 2008.-290с.

. Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. / Грейсон, Д., О'Делл, К. - М.: Экономика, 2006.-364с.

. Гучер Ф.Ж. Преобразование организации. / Гучер Ф.Ж., Келли Д.Н.- М.: Дело, 2007.-620с.

. Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. / Дойль, П.- СПб.: Питер, 2008.-364с.

. Еферин В.П. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях: Учеб. пособие / В.П. Еферин, В.В. Мотин. - М.: Домодедово, 2003. - 94 с.

. Журнал «Недвижимость и строительство» по г. Череповцу, 2009. - № 1.

. Забелин П.В. Предпринимательский менеджмент: Учебно-практическое пособие. / Забелин П.В. [и др.]- М.: Инфра-М, 2007.-530с.

. Карлофф, Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. / Карлофф, Б.- М.: Экономика, 2006.-360с.

. Кинг У., Клипланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Кинг, У., Клипланд Д. / - М.: Прогресс, 2006.-339с.

. Котлер Ф. Основы маркетинга / Котлер Ф. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007. -340с.

. Круглое М.И. Стратегическое управление компанией. / Круглое, М.И. - М.: РДЛ, 2006.-364с.

. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. / Лунев В.Л.- М.: Финпресс, 2008.-330с.

. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. / Люкшинов А.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-420с.

. Маккей X., Карлоф Б. Как уцелеть среди акул. Деловая стратегия. / Маккей X., Карлоф Б.- Уфа, Москва, 2007.-620с.

. Мерсер Д. IBM: Управление в самой преуспевающей корпорации мира. / Мерсер Д. - М.: Прогресс, 2007.-340с.

. Мескон М.Х. Основы менеджмента. / Мескон М.Х. [и др.] - М.: Дело, 2008.-370с.

. Панов А.И. Современный менеджмент: новые тенденции. / Панов, А.И.- Н. Новгород, 2008.-590с.

. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент. / Панов, А.И., Коробейников И.О.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-420с.

. Портер М. Конкуренция. - СПб., М., Киев: Изд. дом «Вильяме», 2007.-420с.

. Стратегическое планирование: Учебник. - М.: Юнити, 2006.-420с.

. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. / - М.: ЮНИТИ, 2007.-390с.

. Управление организацией. / Под ред. проф. Поршнева и др. - М.: Инфра-М, 2005.-430с.

. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. / Фатхутдинов Р.А. - М.: Инфра-М, 2007.-420с.

. Шеин В.Н. Корпоративный менеджмент: Опыт России и США. / Шеин В.Н. [и др.] - М.: Новости, 2007.-320с.

Похожие работы на - Управление конкурентоспособностью фирмы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!