Управление в организации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,73 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление в организации

Содержание

Введение

. Сущность и характеристика закона информированности и упорядоченности.

.1 Сущность закона информированности и упорядоченности

.2 Классификация управленческой информации

.3 Информация на макро и микро уровне организации общества

.4 Информационные вызовы времени и проблема подготовки специалиста по управлению персоналом

. Административная теория организации и ее характеристика

Заключение

Список литературы

Введение

Каждый руководитель компании хотел бы иметь дружный и работоспособный коллектив, способный вместе с ним достичь поставленных целей. Работа по созданию и совершенствованию условий для формирования такого коллектива не менее важна, чем производственная деятельность. Среди этих условий важнейшее - организация внутренних и внешних связей (коммуникаций).

Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует , руководит и мотивирует подчинённых. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достичь наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.

Коммуникации рассматриваются как явление и как процесс. Как явление коммуникации представляют собой установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействия между людьми в рамках организационных форм. Как процесс коммуникации отражают принципы и закономерности отношений между людьми.

Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные - это сообщения, сведения любого происхождения, вида и назначения, результаты мыслительной деятельности. А часть данных, несущих в себе новизну и полезность для принятия специалистом обоснованного решения, является управленческой информацией.

Управленческая информация должна, в свою очередь, рационально собираться и использоваться. Именно вопрос эффективности использования информации в деятельности организации и описывается законом информированности упорядоченности.

Формирование науки управления персоналом началось вместе с формированием теории управления как науки, которое произошло более ста лет назад в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. Кроме того, наиболее важные проблемы науки об управлении относились к управлению персоналом. Другими словами, теория и практика управления персоналом являлись основой управления как науки. В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового права, политологии и ряда других наук.

По мере развития производства и научных исследований в области социологии управления, социологии организаций, социальной психологии появились различные подходы к оценке управления как специфической человеческой деятельности. Некоторые теории, несмотря на неоднозначность трактовок, внесли свой вклад в основные положения науки управления.

1. Сущность и характеристика закона информированности и упорядоченности

.1 Сущность закона информированности и упорядоченности

Уинстон Черчилль почти 100 лет тому назад сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». С тех пор многое изменилось в мире, существенно изменилась и информация. Сегодня её роль в нашей жизни так велика, что само современное общество получило название информационного. Под информацией понимается вся совокупность сведений, исходя из которых, устанавливается внутренний порядок организации и осуществляется её функционирование во внешней среде.

Упорядоченность организации - это её содержательная и структурная схема или матрица. Поскольку содержание и структура организации складываются и функционируют исходя из её системных целей и задач, то для характеристики организации используется такое понятие, как коэффициент упорядоченности. С точки зрения этого понятия даётся оценка адекватности или неадекватности содержания и структуры организации её системным целям и задачам.

Чем выше степень адекватности информации, которой располагает организация относительно её внутренней и внешней среды, тем выше степень её устойчивости по отношению к деструктивным факторам различного рода. Закон информированности и упорядоченности организации может действовать в разных вариантах.

Первый вариант, когда руководители и подчиненные ничего не знают об этом законе. Закон действует стихийно. Это значит, что ресурсы организации расходуются бесконтрольно и неадекватно возможностям и потребностям.

Второй вариант. Руководитель знает и понимает закон информации и упорядоченности и умеет его использовать в управлении организацией. Но подчиненные не знают закона, не понимают его сущности, не умеют его использовать и не намерены это делать. Если результаты деятельности организации при этом окажутся неэффективными, то персонал будет винить во всем руководителя. Гармонии во взаимоотношениях руководителя и подчиненных в этой ситуации быть не может. Эффективность достижения цели организации заведомо при этом не может быть высокой.

Третий вариант действия закона.

Когда руководители и исполнители знают, понимают, имеют намерение и умеют пользоваться законом информированности и упорядоченности. Результат действия закона при этом будет самым положительным. Все сотрудники в рамках своих функций и полномочий имеют возможность полностью реализовать свой потенциал. При таком варианте действие закона, информационные данные благодаря прозрачности и общей доступности будут наиболее адекватными. Решения могут быть приняты наиболее оптимальные, и эффект совокупной деятельности организации может быть наиболее высоким.

Закон предполагает создание в организации такой информационный среды, которая позволяет руководителям и подчиненным действовать исходя из принципа необходимого и достаточного. Дефицитные ресурсы могут быть задействованы в таком объеме, в какой это требуется применительно к данной ситуации. Информация, таким образом, становится гарантом эффективности и качества функционирования организации с точки зрения оптимального удовлетворения потребности и интересов организации в целом и каждого из её сотрудников в отдельности.

Информационная среда организации - это совокупность процессов получения, обработки, передачи и использования данных. Данные - это сведения, исходя их которых, формулируются оценочные суждения, необходимые для принятия и реализации управленческих решений. Поскольку информация становится условием деятельности не только руководителя, но и исполнителя, то она приобретает масштабный, многогранный и целевой характер. Это значит, что информация должна быть предметом особой заботы, как организации в целом, так и каждого из её сотрудников.

Понятие информация сегодня столь актуальна и содержательна, что его обычно сопровождают различными уточнениями и пояснениями. Информация различается по принципу: достоверная и недостоверная информация, истинная и ложная, открытая и закрытая, полная и неполная, главная и второстепенная, полезная и вредная, своевременная и несвоевременная и т.д.

Обычно информация подразделяется на два большие класса: объективная и субъективная информация. К объективной - относится информация, подтвержденная документально. Например, такой объективной информацией о работнике является: диплом об образовании, патенты и свидетельства об изобретениях, трудовая книжка, паспорт и т.д. Субъективная информация - это, например, информация о конкурентах, прайс-лист на продукцию, реклама и т.д.

Соотношение между объективным и субъективным моментом в информации зависит от многих факторов. Несмотря на то, что сам источник информации может носить объективный характер, тем не менее, информация об объекте всегда представлена в субъективной форме. Момент субъективности, который заложен уже в самом факте отражения субъектом объекта, нарастает по мере того, как информация передается от субъекта к субъекту.

Субъективность информации нельзя отождествлять с её необъективностью, то есть ложностью или недостоверностью. Субъективная информация может иметь высокий уровень объективности и достоверности, и наоборот фактическая видимость объективности может нести с собой значительную долю субъективной оценки.

1.2 Классификация управленческой информации

информированность управленческий персонал

Обычно в управлении выделяют следующие характеристики информации: объём, достоверность, ценность, насыщенность и открытость. Объём характеризуется полнотой информации. Объем информации имеет три уровня: информационная избыточность, необходимая и достаточная информация и информационный голод или информационный дефицит. Избыточность информации повышает её надёжность, однако это ведёт к увеличению времени на её сбор и обработку, и к увеличению расходов на информационную деятельность. Тем не менее, иногда избыточная информация необходима для того, чтобы иметь разные источники для сравнения и уверенности в достоверности данных.

Субминимальный объем информации - это минимально полный объем информации, необходимый и достаточный для выработки и принятия адекватного управленческого решения. Субминимальный уровень информации всегда проблематичен. С одной стороны, он всегда желателен, ибо излишняя информация не только сопряжена с временными и финансовыми расходами, но она ещё и чревата возможностью утечки сведений. Считается сегодня, что утечка 20% коммерческой информации может привести организацию к краху. Информационный голод тоже может привести к аналогичным результатам, только по другим причинам.

Достоверность информации, тоже имеет три уровня: абсолютной, доверительной и негативной. Достоверность во многом зависит от характера документооборота. Чем меньше людей принимает участие в сборе, обработке и передаче информации, тем выше её достоверность. Об одном и том же событии можно получить разную информацию в зависимости от методики её сбора и обработки. Достоверность зависит от фактора времени. Даже абсолютно достоверная информация, поступившая с опозданием, может стать бесполезной и даже ложной.

Что касается обусловленности информации временным фактором, в этой связи известен принцип «динозавров», суть которого в том, что пока решение принятое в голове динозавра дойдет до хвоста, оно может быть уже не нужным, ибо к этому времени может уже хвоста и не быть, как впрочем, и головы тоже.

Ценность информации характеризуется затратами ресурсов, необходимых для принятия правильного решения. Первый уровень затрат равен нулю. Это значит, информация открыта и доступна и для обладания ею никаких расходов не требуется. Второй уровень средний. Он означает - сокращение затрат или повышение прибыли вследствие обладания такой информацией более чем 10%. Третий уровень - высокий. Он предполагает сокращение затрат более, чем в два раза. И четвертый - сверхвысокий. Когда уровень затрат сокращается более чем в 10 раз. Это значит, что ценность информации характеризует её как товар, имеющий потребительскую стоимость.

Насыщенность информацией - это соотношение в ней полезной и фоновой информации. Фоновая информация служит для лучшего восприятия за счет улучшения настроения или путем предварительной настройки внимания на заданную тему. Фоновая информация может включать в себя шутки, анекдоты, сведения остросюжетного характера и т.д. При отсутствии фоновой информации, полезная информация воспринимается как сухая и неинтересная. Однако наличие чрезмерной фоновой информации может привести к утрате интереса к полезной информации.

Открытость информации - это возможность предоставления её различным потребителям. Существует три уровня открытости: секретный, например, информация об обороне страны или о ворах в законе, в базе данных Министерства Внутренних Дел, конфиденциальный - только для служебного пользования, публичный или открытый уровень не имеет ограничений. Следует, однако, помнить, что во все времена и сегодня в особенности, открытость и неограниченность информации способствует возникновению «информационного мусора». Это сегодня, например, наблюдается в таком информационном пространстве, как интернет.

Каждая из рассмотренных характеристик информации (таблица 1) важна сама по себе, но классификацию информации следует принимать как систему. В ней каждая характеристика находится во взаимодействии с другими, и только в совокупности они дают целостную характеристику информационного состояния организации.

Таблица 1 - Характеристики информации

Объем

Достоверность

Ценность

Насыщенность

Открытость

Избыток

Абсолютная

Нулевая

Высокая

Публичная

Норма

Доверительная

Средняя

Нормативная

Конфиденциальная

Недобор

Недостоверная

Высокая

Низкая

Секретная


.3 Информация на макро и микро уровне организации общества

Современная информационная среда - это по сути дела и есть социальная среда. Информация сегодня выступает не просто значимым, но основополагающим фактором экономики и политики, науки и культуры, образования и т.д. Информация стала такой первоклеточкой, от которой берёт своё начало цивилизация будущего.

Как уже было сказано, информация сегодня имеет характер потребительской стоимости. Защита информационного богатства всеми законными средствами является исключительно важной задачей государства. Статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации говорит о том что лица, получившие информацию незаконными методами, которая составляет служебную коммерческую тайну, обязаны возместить причиненный ущерб. И эта правовая норма медленно, но неуклонно продолжает утверждаться в нашем обществе с каждым днём.

Во всем мире уже давно стоит проблема охраны интеллектуальной собственности. Наша страна некоторое время назад стояла от этого процесса в стороне, но вот проблема интеллектуальной собственности докатилась и до нас. Мы сегодня начинаем осознавать, как она многообразна и мновекторна. Для того чтобы догнать весь остальной мир в этом отношении, мы должны не только переписать свои законы и нравственные кодексы, а и научиться по нормам нового права и новой морали.

А между тем, мы сегодня с каждым днём убеждается, что жить по этим новым нормам и правилам отнюдь не просто. Утверждение интеллектуальной собственности неожиданно оборачивается для нас ограничением информационной свободы. Мы оказывается не вправе безраздельно пользоваться научными трудами ученых, произведениями писателей и художников, композиторов и скульпторов, архитекторов и т.д. Мы не имеем права, как нам хотелось бы, приобщаться к музыкальной культуре, к информационному богатству интернет-пространства, к рекомендациям здравоохранения, образования и т.д.

Уже в целом ряде случаев информационные ограничения начинают реально угрожать свободному самовыражению современного человека. Так, например, одними из первых почувствовали на себе отрицательные последствия интеллектуальной собственности лица с ограниченными возможностями. В частности, библиотечная сеть Всероссийского общества слепых оказалась сегодня в труднейшем положении связи с тем, что права пользования литературно-художественными публикациями претерпели существенные ограничения. Нельзя дублировать книги, нельзя электронные варианты текста переводить на другие носители, нельзя копировать источники и т.д. Может быть со временем будет найден выход из этой ситуации, но сегодня она такова, что незрячие люди оказались вне современного информационного пространства.

Информационные ограничения, которые сегодня переживает наша страна, представляются людям, тем более абсурдными, что во многих других отношениях этих ограничений явно не достает. За последние 20 лет, мы, как говорят теперь, перешли к открытому обществу. В результате чего у нас сложилась очень своеобразная информационная среда. Беспредельная информационная свобода стала характерной чертой средств массовой информации и, прежде всего, прессы, радио, телевидения, всевозможной рекламы, жёлтой литературы и т.д. В этом смысле страну затопил информационный беспредел, где царят идеалы секса и насилия, крайнего индивидуализма, мистицизма и мракобесия.

лет «информационной свободы» - это такой срок, когда уже можно опираясь на факты, делать некоторые выводы. Наряду с положительными проявлениями информационной свободы, следует констатировать и безусловные потери. Например, с одной стороны мы совершенно неоправданно открыли, что называется, настежь все двери своих «информационных хранилищ». Так как у нас, нигде больше в мире не открыты архивные фонды, так как у нас, нигде больше в мире не открыта наука и образование для информационных хищений и информационной экспансии, так как у нас, нигде в мире не открыта для всякого рода «инноваций» наша духовная культура, наша история, наш менталитет, наш язык и т.д.

Очень часто мы понимаем плюрализм и толерантность применительно к информации, буквально мы готовы относиться терпимо к чему угодно, к культуре, религии, языке и т.д. Поэтому, не случайно патриотизм, например, истолковывается не иначе, как последнее убежище для «негодяев». Этническое своеобразие русского народа объявляется экстремистским лозунгом националистов. Средства массовой информации безудержно рекламируют различные рецепты и эликсиры здоровья, ничуть не стесняясь их контрафактным происхождением. Лозунг «колдуй Россия» «заговаривай и наговаривай» звучит как откровенное ёрничество и надругательство над традициями и культурой народа. Однако, как бы то ни было, информационная свобода, это действительно великое достижение. Смутное время и беспредел, безусловно, не характеризует собой информационный прогресс, но информационная среда, наряду с тем, что она должна быть и, безусловно, является средой информационной свободы, подлежит упорядочению исходя из идеалов гуманизма и демократии. Ведь недаром закон, о котором идёт речь в данной главе носит название закона информированности и упорядоченности организации.

.4 Информационные вызовы времени и проблема подготовки специалиста по управлению персоналом

Сегодня мы уже понимаем, что неупорядоченная информация в одинаковой мере является как средством утверждения добра, так и зла, как социальной гармонии, так социальной дисгармонии, как мира так и войны. Неупорядоченная информация может оказаться на деле дезинформацией и вести не к прогрессу, а к деградации человечества.

И проблема упорядочения информации, это сегодня отнюдь не только российская проблема, ведь информационный беспредел, например в Европе, давно уже вышел за рамки национальных границ, он становится нередко причиной столкновения культур и цивилизаций, о чем говорят всемирно известные конфликты по поводу пресловутых карикатур на основателя Ислама Магомета. Он говорит о том, что такая «информационная свобода» может стать причиной обострения международной обстановки и порождать экстремизм и терроризм в самой различной форме.

Свобода информации в своем макро измерении захватывает в свою орбиту отношения между классами, этносами, конфессиями, странами и континентами. Она и прямо или косвенно влияет на характер взаимоотношений между мужчинами и женщинами, между отцами и детьми, между прошлым, настоящим и будущем. От того, насколько мы окажемся способными справиться с информационными вызовами нашего времени, будет зависеть мир и согласие в человеческом обществе на всех его уровнях.

Самый главный вывод, который мы должны сегодня сделать, анализируя состояние информационного общества, состоит в том, что оно, это общество реализоваться как подлинно гуманистическое и демократическое стихийным образом не может. Информационное общество, как фактор прогресса, может стать реальностью только посредством сознательной и целенаправленной деятельности людей. Основную роль в решении этой задачи должны сыграть квалифицированные специалисты по упорядочению информации. К числу таковых относятся и специалисты по управлению персоналом, ибо каждый из нас должен думать не только о том, чтобы самому соответствовать вызовам времени, но чтобы и наше деловое пространство, сточки зрения норм и правил своего поведения, также соответствовало этим вызовам.

Конечно же, механизмы упорядочения информационного пространства на макро- и микро- уровнях уже существуют. Учёные рекомендуют трехэтапный механизм «вхождения организации» в информационное пространство. Первый этап - это подключение компьютеров организации в сети интернет и создание собственной WEB-страницы. Второй этап создание WEB-сайта на собственном сервере или на сервере провайдера интернета. Третий этап - это создание на собственном WEB-сервере электронного представительства организации с подключением к банковской системе электронных платежей и других услуг.

К сожалению, весь этот электронный «документооборот» в нашей практике сегодня ещё дублируется на традиционных бумажных носителях. Это усложняет работу и делает документооборот громоздким и затратным. Но справедливости ради надо сказать, что такая «двойная бухгалтерия» ведётся не из любви только работать по старинке. Дело в том, что компьютерные технологии, по крайней мере на начальных этапах их освоения, чреваты разного рода сбоями, которые случаются как по причине несовершенной техники, так и по причине недостаточной квалификации персонала.

На современных предприятиях, как правило, система организации сбора, обработки и выдачи информации носит интегрированный характер:

Рисунок 1 Варианты организации информационной системы предприятия

информированность управленческий персонал

В интегрированных системах обработки данных (ИСОД) интегрируются сама информация, каналы информации, память системы, ИСОД упорядочивают потоки информации, повышают эффективность ее использования. Собранная из различных источников в единой памяти системы информация может быть многократно переработана и использована для конкретных задач управления.

Современное общество все чаще называют информационным. Что это означает с точки зрения организационного управления? То, что информация превратилась в такой же важнейший фактор функционирования компании, как и три главных фактора: люди, машины и материалы, деньги. Отсутствие необходимой информации нельзя восполнить. В дальнейшем лидирующая роль будет принадлежать предприятиям, которые делают информацию основным орудием своей деятельности. Это требует знания основных информационных правил менеджмента.

Ниже приведены двенадцать информационных правил из книги М. Огавы "Практический менеджмент".

. Информация появляется в результате изменения ситуации и является известием об этом изменении. Информация есть самопроявление изменений. Проблема заключается в восприимчивости и наличии способностей улавливать события - предвестники перемен.

. Степень усвоения информации определяется величиной потребности в ней и опытом получателя информации. Та или иная информация бесполезна для того, у кого нет потребности в ней.

. Ценность информации зависит от скорости ее получения и точности.

. Ценность информации повышается при ее целевом отборе и упорядочении. Группировка и обработка данных создает новые возможности их применения.

. Чем информация концентрированнее, тем лучше.

. Практическое использование информации зависит от восприимчивости, опыта и знаний ее получателя.

. Человек склонен, отбирая удобную для себя информацию, недооценивать и оставлять без внимания нежелательную.

. В организации существует тенденция роста желательной информации и сокращения, иногда до полного исчезновения, нежелательной. Многие руководители призывают подчиненных сообщать им плохие новости, но лишь некоторые из этих руководителей создают атмосферу, в которой это было бы возможно.

. Избыток информации бывает так же вреден, как и ее недостаток, - необходим отбор. Нужно выработать систему упорядочения и использования информации.

. Свою истинную ценность информация проявляет тогда, когда попадает к людям, ее понимающим и использующим.

. Информация, становясь общим достоянием многих людей, проявляет большую силу воздействия. Менеджеры должны ставить своей целью построение целостного коллектива на основе обладания информацией всеми работниками компании. Выигрыш от этого гораздо больше, чем возможный ущерб от более вероятной в этом случае утечки информации.

. Приобретение информации происходит по принципу "брать и давать". Тому, например, кто во время учебы все выспрашивает о других компаниях, а когда доходит дело до своей - рот на замок, информации не собрать. Информация собирается пропорционально ее передаче.

2. Административная теория организации и ее характеристика

В отличие от создателей школы научного управления, главной заботой представителей административной теории организации было управление в более широком смысле - применительно к работе всей организации. Если Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление организациями «снизу», то Файоль «сверху». Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор - цеховое управление, а он высшее административное. Основной вклад представителей административной теории организации состоит в том, что они рассматривали управление организацией как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.

Французский инженер и предприниматель Анри Файоль (1841-1925) создал административную теорию управления (так называемый «научный менеджмент»). По его мнению, управлять - значит вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся на предприятии ресурсов.

Управление, по Файолю. включает следующие виды деятельности:

• техническую;

• коммерческую;

• финансовую;

• защитную;

• бухгалтерскую;

• административную.

Теория А. Файоля выделяет:

• функции управления.

• принципы управления.

Функции дают ответ на вопрос, что делает руководитель, а принципы - как он это делает.

Файоль выделял пять функций, такие как:

• предвидение;

• планирование;

• организация;

• координация;

• контроль.

Функции, которые выделил Файоль, до сих пор считаются основными в менеджменте. Он положил начало структурно-функциональному подходу в управлении. Он называется так потому, что все функции расписаны по уровням управления - каждому свои и в разном объёме. Существовавшую до него линейную структуру управления он дополнил функциональными службами.

Планирование - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. При этом важно, чтобы не только планировались общие цели, но и обозначались этапы их достижения, обосновывались ресурсные возможности для достижения целей и обеспечения выполнения нормативов.

Организация - функция органа управления организацией, сущностью которой является создание самой управленческой структуры организации, т. е. обеспечение необходимого уровня формализации, привлечение в организацию ресурсов и формирование условий, необходимых для ее нормальной работы, а именно:

а) формирование системы отношений власти и подчинения, исключающей двойное подчинение и имеющей приемлемые нормы управляемости;

б) обеспечение руководителей всех уровней требуемыми прерогативами и ресурсами власти;

в) определение системы санкций за нарушение норм организации;

г) выработка ролевых требований для каждого члена организации и границ каждой роли;

д) обеспечение условий и ресурсов для выполнения ролевых функций каждым членом организации

Распоряжение - одна из основных функций управления, суть, которой в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими ролевых ожиданий, распределения ответственности, постоянного воздействия на поведение подчиненных. При этом обязательным является применение руководителем определенных прерогатив власти, которые заданы его ролевыми функциями.

Контроль - наиболее важная функция управления, конечный итог всей управленческой деятельности основными моментами осуществления контроля являются следующие:

а) выбор способа контроля, например, руководитель может изначально выбрать жесткие способы контроля выполнения заданий или, наоборот, предоставить подчиненным реализацию функций контроля (через групповое давление и правила соблюдения групповых норм);

б) выбор масштаба контроля или частоты и силы вмешательства руководителя в процесс изготовления продукта;

в) выбор метода положительного или отрицательного стимулирования для достижения наименьшего отклонения от плановых норм.

Файоль также выделил следующие 14 принципов управления:

• разделение труда;

• власть;

• дисциплина;

• единство командования;

• единство руководства;

• подчинение индивидуальных интересов общей цели;

• вознаграждение;

• иерархия (скалярный принцип);

• порядок;

• равенство;

• стабильность персонала;

• инициатива;

• корпоративный дух.

Не все принципы одинаково важны. К главным он, например, причислял единство командования и единство руководства. Эти принципы можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Это - необходимое условие единства действия, координации сил, сложения усилий. Тело с двумя головами в социальном мире, как и в животном, - чудовище. Ему тяжело жить.

Ещё один из важных, по мнению, Файоля принципов - дисциплина. «Дисциплина составляет главную силу армий». «Я, утверждает Файоль, безусловно, принял бы этот афоризм, если бы он сопровождался таким пояснением: «Дисциплина - это то, во что ее превращают начальники». Первый афоризм внушает уважение к дисциплине, что, конечно, хорошо, но в нем можно проглядеть ответственность начальников, что уже было бы плохо».

Благодаря Файолю управление стало признаваться самостоятельной и специфической деятельностью людей. В итоге возникла новая отрасль науки - социология и психология управления. Соединились два подхода к управлению - социологический и психологический.

Если функции - обязательные элементы, выпадение хотя бы одного из которых разрушает всю технологию управления, то принципы представляют собой постоянно дополняющийся и меняющийся перечень положений.

К главным принципам Файоль причислял:

• единство руководства;

• разделение труда.

Кроме общепринятых, обязательных и традиционных функций руководители в организации могут выполнять следующие функции:

а) приобретение и распределение ресурсов между членами организации или ее подразделениями;

б) восприятие, фильтрование, распространение и использование информации для достижения организационных целей;

в) планирование и проведение инноваций;

г) поиск, оценка и использование средств мотивации работников.

А. Файоль суммировал уроки собственного опыта в перечне «Основных принципов менеджмента». Большинство из них стали частью ноу-хау теории менеджмента, а многие из них считаются фундаментальными принципами. По его утверждению, принципы - это маяк, помогающий ориентироваться.

Заключение

Закон информированности и упорядоченности означает, что любая социальная организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной достоверной и упорядоченной информацией.

Полнота информации определяется возможностями доступа к ресурсам информационного пространства, в котором действует организация, а также состоянием внешних и внутренних коммуникационных связей. В современных условиях любой организации доступны очень большие объемы информации. Несмотря на разветвленную сеть и высокое быстродействие современных информационных систем, процесс поиска нужной информации требует значительных усилий. Кроме того, в условиях рынка и острой конкурентной борьбы часть информации о деятельности организаций переводится в разряд строго конфиденциальной, становясь при этом недоступной не только для членов других организаций, но и для большинства членов своей организации.

Достоверность информации - необходимое условие использования полученных данных в деятельности предприятия. Источники информации должны быть надежными и не вызывать сомнений. В ряде случаев в информационные базы данных вводится заведомо ложная информация, чтобы дезинформировать конкурентов или подорвать к ним доверие со стороны клиентов. Упорядоченность информации подразумевает структурирование или распределение информации по степени ее важности для решения задач управления организацией. Сложной и ответственной задачей в формировании внутренней информационной системы является сбор и систематизация информации, полученной из различных подразделений организации. Рекомендуется разработать единую систему информационных запросов, которая обеспечила бы своевременную и оперативную передачу информации, накопившейся в подразделениях, в центральную базу данных. Основным потребителем информации является система управления организацией. Однако владение большими объемами информации еще не означает, что она будет эффективно использована в деятельности организации.

В современной перенасыщенной информационной среде любому человеку доступны огромные объемы информации, но далеко не все, что он может узнать, доходит до его сознания, а тем более используется в жизни. Из несметного количества обрушивающейся информации мы стараемся выбрать те сведения, которые нам нужны или могут понадобиться в дальнейшем. Такой же подход справедлив и для организации. Из общего потока система управления воспринимает и отбирает только ту информацию, которая соответствует поставленным целям и может быть использована в процедурах управления. Поэтому вся доступная информация должна быть упорядочена по целевому признаку. Целью административной школы Файоля было создание универсальных принципов управления, следуя которым, но убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

В предпринимательстве, в простом или сложном, большом или малом, всегда присутствуют эти шесть групп деятельности или их существенные функции. Эти шесть групп деятельности будут присутствовать во всех сферах бизнеса, но в различной степени. При этом управление будет занимать значительное место в деятельности высшего управленческого персонала и значительно меньшее (или вообще отсутствовать) в деятельности персонала, непосредственно занятого в производстве, или младшего управленческого персонала. Специально подчеркивается, что управленческая деятельность универсальна для любой организации.

А. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль.

Список литературы

1.        Алиев В. Г., Варфоломеев В. П. Теория организации: курс лекций по теме: «Самоорганизация в природе и обществе». - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998.

2.      Беляев А. А., Коротков Э. М. Системология организации: учебник / под ред. д-ра экон. н., проф. Э. М. Коротков. - М.: ИНФРА-М, 2000.

.        Мильнер Б. З. Теория организаций. - М.: ИНФРА-М, 1998.

.        Основы теории управления: учебное пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2003.

.        Общее управление организацией: принципы и процессы / З. П. Румянцева и др. // Мод. прогр. для менеджеров № 3.- М.: Прогресс, 1999.

.        Смирнов Э. А. Теория организации: учебное пособие.- М.: ИНФРА-М. 2002.

.        Организация и ее деловая среда / В. Г. Смирнова и др. // Мод. прогр. для менеджеров № 2.- М.: ИНФРА-М, 1999.

.        Теория организации: учебник / под. ред. В. Г. Алиева. - М.: Луч, 1999.

.        Управление организацией: учебник / под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2000.

.        Управление персоналом организации / под. ред. А. Я. Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 1997.

.        Шекня С. В. Управление персоналом современной организации: учебно-практическое пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. - (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом»).

.        Медведев В. П., Понуждаев Э. А. Теория организации: учеб.-метод. комплекс.- М.: «Экономист», 2007.

.        Порохина В. Н., Федоренко Т. Н. Теория организации. - 4-е изд.- М., 2007.

Похожие работы на - Управление в организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!