Производительность и эффективность труда в торговли: пути повышения эффективности труда

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,07 Мб
  • Опубликовано:
    2014-03-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Производительность и эффективность труда в торговли: пути повышения эффективности труда

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ»




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономика предприятия»

тема: «Производительность и эффективность труда в торговли: пути повышения эффективности труда»


Выполнил: студент 4 курса

Специальности 080502 «Экономика и

управление на предприятии (торговли и общественного питания)»

заочной формы обучения __________ Н.В. Саночкин

Научный руководитель

ст. преподаватель __________ Э.В. Таипова


Челябинск 2013

Содержание

Введение

. Теоретические основы производительности и эффективности труда в торговли

.1 Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле

.2 Показатели измерения производительности и эффективности труда

.3 Пути повышения производительности труда в торговле

. Анализ производительности и эффективности труда в торговли на примере ООО «КТМ»

.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

.2 Комплексная оценка эффективности торговой деятельности предприятия

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение А

Приложение Б

Введение


Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности деятельности. Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами по вовлеченным материальным, финансовым, трудовым ресурсам и полученными результатами.

Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. С ее помощью осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса.

Чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.Экономический рост на макроуровне обеспечивается за счет экономического роста всех хозяйствующих субъектов рынка. При любых изменениях в структуре экономики проблема экономического роста ее субъектов остается актуальной.

Эффективность использования трудовых ресурсов на предприятиях торговли выражается в изменении производительности труда. Показатель производительности труда является обобщающим показателем работы хозяйствующих субъектов. В данном показателе отражаются как положительные стороны работы, так и все ее недостатки.

Производительность труда в торговле, характеризуя эффективность затрат труда, определяется количеством продукции, реализуемым в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу продукции.

Измерение производительности труда в торговле играет важную роль для обеспечения обоснованности планирования численности персонала и повышения эффективности работы самого торгового предприятия.

Целью курсовой работы является анализ производительности и эффективности труда в торговли: пути повышения эффективности труда.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)       рассмотреть теоретические основы производительности и эффективности труда в торговли;

2)       изучить пути повышения производительности труда в торговле;

)         оценить краткую организационно-экономическую деятельность предприятия;

)         провести анализ комплексной оценки эффективности торговой деятельности предприятия.

Объектом исследования курсовой работы является ООО «КТМ».

Предметом исследования является диагностика эффективности труда в торговли: пути повышения эффективности труда.

Методами исследования поставленных в работе задач являются: системный подход, расчетно-аналитический метод, теория организации предприятия.

Теоретической основой исследования являются работы ученых экономистов в сфере анализа финансового состояния, а именно Бланка А.И., Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Крейниной М.Н., Погостинского Ю.А. и Погостинской Н.Н. , Савицкой Г.В. , Коха Р.

Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации в сфере хозяйственной деятельности; результаты исследований, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов; материалы периодических специальных изданий; справочные и инструктивные материалы, а также показатели производственно-финансовой деятельности предприятия ООО «КТМ».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

1. Теоретические основы производительности и эффективности труда в торговли

 

.1 Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле


Эффективность труда - комплексная характеристика использования трудовых ресурсов. Во всех сферах деятельности измеряется как отношение результата к затратам живого труда. Основными показателями эффективности труда, в том числе в торговле, служат показатели производительности труда [7, с.127-129].

Успешность любой трудовой деятельности характеризуется ее эффективностью. Эффективность использования трудовых ресурсов, занятых в торговле, выражается следующими показателями:

производительность труда;

затраты времени покупателей;

качество обслуживания и др.

Все эти показатели тесно связаны между собой, поэтому их нужно рассматривать во взаимосвязи.

Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.

Производительность труда - это показатель эффективности использования ресурсов труда (трудового фактора).

В торговле производительность труда измеряется:

количеством товаров (в натуральном или денежном выражении), произведенной одним работником за фиксированное время (час, день, месяц, год);

количеством времени, затраченным на производство единицы товарной продукции;

объемом продаж в течение конкретного временного промежутка (день, месяц, год).

Эффективность использования человеческих ресурсов фирмы характеризует производительность труда, которая определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы. Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели выработки (В) и трудоемкости (Тр) продукции, рассчитываемые по следующим формулам:

В = q/Чсп,                                                            (1)

Тр = Т/q,                                                              (2)

где q - объем произведенной продукции или выполненной работы в натуральных или условно-натуральных единицах измерения;

Чсп - среднесписочная численность работающих;

Т - время, затраченное на производство всей продукции, нормо-часов.

Наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда является выработка продукции. На промышленных предприятиях в зависимости от единицы измерения объема производства различают три метода определения выработки - натуральный, стоимостной и нормированного рабочего времени [8, с.88-90].

Наиболее наглядно производительность труда характеризуется показателем выработки в натуральном выражении, измеряемой в тоннах, метрах и т.д.

В стоимостном выражении выработку на предприятии можно определять по показателям валовой, товарной, реализуемой и чистой продукции в зависимости от области применения данного показателя. Выработка может быть определена в расчете на один отработанный человеко-час (часовая выработка), один отработанный человеко-день (дневная выработка), на одного среднесписочного работника (рабочего) в год, квартал или месяц (годовая, квартальная или месячная выработка).

Трудоемкость представляет собой затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре выпускаемой продукции и услуг [8, с.89-93].

1.2 Показатели измерения производительности и эффективности труда


Целью анализа показателей эффективности и производительности труда торгового предприятия являются изучение и оценка эффективности использования рабочей силы и затрат.

В современных условиях анализ производительности и эффективности труда является составной частью анализа финансовой деятельности предприятия. В практической жизни возникает необходимость обеспечения наиболее экономного ведения деятельности торговых предприятий, более эффективного использования трудовых ресурсов. Способность торгового предприятия обеспечить получение прибыли на основе высокой доходности труда персонала характеризуют факторы его экономической результативности. К ним, прежде всего, относятся факторы, характеризующие численность персонала, степень его занятости и уровень оплаты труда. Понятие персонала торгового предприятия характеризуется его составом.

По функциональному составу всех работников можно разделить на три группы. Первая - это персонал управления и специалисты. Сюда относятся работники, выполняющие функции управления; руководители предприятия, менеджеры, товароведы-эксперты, бухгалтеры и т.д. Вторая группа - торгово-оперативный персонал. В эту группу включаются работники, занятые непосредственным обслуживанием покупателей: заведующие и заместители заведующих товарными секциями (отделами), продавцы, контролеры, кассиры, продавцы торговых павильонов и мелкорозничной сети. Третья группа - это вспомогательный персонал. Сюда относятся работники, обслуживающие процесс продажи товаров, занятые хранением товаров, подготовкой к продаже, их перемещением, - фасовщики, комплектовщики, уборщики производственных помещений и др.

Структура и численность персонала на торговых предприятиях в значительной степени зависят от форм собственности. В связи с этим выделяют работников - собственников имущества и наемных работников. На приватизированных предприятиях, как правило, наблюдается сокращение численности персонала и упрощение его структуры. Этому способствуют более интенсивный труд работников и их заинтересованность в получении доходов от прибыли.

Для характеристики эффективности использования трудовых ресурсов могут использоваться следующие показатели:

численность персонала прошлого и отчетного годов (Ч0, Ч1);

товарооборот прошлого и отчетного годов (Т0, Т1);

производительность прошлого и отчетного периодов (выработка одного работника - В0, В1).

При анализе производительности труда рассматривают товарооборот на одного работника в целом по предприятию, в том числе на одного работника торгово-оперативного персонала. При этом целесообразно учитывать влияние таких факторов, как изменение структуры товарооборота, состава торговой сети, цен и т.д.

Влияние на численность работников изменения объема товарооборота и выработки определяется с помощью способа цепной подстановки, введя показатель расчетной численности.

Численность персонала зависит от трудоемкости товарооборота, его структуры, внутригруппового ассортимента реализуемых товаров. Увеличение трудоемкости товарооборота требует дополнительной численности работников. Ее прирост за счет изменения трудоемкости (Чтр) реализуемых товаров можно определить по формуле:

Чтр = Ч1-Т1/(В1*Iтр),                               (3)

где Iтр - индекс трудоемкости.

Для непосредственной оценки рациональности использования трудовых ресурсов на торговых предприятиях применяются показатели производительности труда.

Производительность труда характеризует выработку на одного работника в единицу времени и измеряется различными методами в зависимости от особенностей учета на конкретном предприятии. При наличии возможности натурального учета реализации производительность труда может измеряться по следующей формуле:

ПрТ = q / T ,                                     (4)

где ПрТ - производительность труда работников предприятия;- объем выполненных работ в натуральном выражении;

Т - суммарные затраты времени на выполнение данных работ.

Количественное измерение производительности труда в натуральных показателях может использоваться при реализации товаров простого ассортимента (хлеб, молоко, овощи) и в неторговой деятельности (фасовка).

Широкое распространение получил стоимостный метод определения производительности труда торговых работников. В зависимости от характера решаемых предприятием задач производительность труда может исчисляться как:

среднечасовая по формуле:

ПрТпр=ТОб/Нчас,                                    (5)

где ПрТпр - среднечасовая производительность труда работников;

ТОб - товарооборот за анализируемый период (руб.);

Нчас - количество отработанных человеко-часов за анализируемый период;

среднедневная по формуле:

ПрТдн=ТОб/Ндн,                                               (6)

где ПрТдн - среднедневная производительность труда работников;

ТОб - товарооборот за анализируемый период (руб.);

Ндн - количество отработанных человеко-дней за анализируемый период;

на одного среднесписочного работника по формуле:

ПрТ=ТОб/Нсрсп,                                                (7)

где ПрТ - производительность труда на одного среднесписочного работника;

ТОб - товарооборот за анализируемый период (руб.);

Нсрсп - среднесписочная численность за анализируемый период (человек).

Наиболее распространен в практической деятельности торговых предприятий третий показатель производительности труда.

Как и любому стоимостному показателю, показателю производительности труда присущи определенные недостатки:

стоимостная оценка не определяет разницу в трудоемкости реализации различных товарных групп. Поэтому изменение ассортимента состава товарооборота приводит к тому, что реализация товаров на одну и ту же сумму происходит при различных затратах труда;

в условиях инфляции стоимостный показатель производительности труда будет возрастать даже при фактическом снижении производительности, так как темпы роста товарооборота в силу роста цен будут увеличиваться быстрее, чем темпы роста среднесписочной численности.

Поэтому при определении показателя производительности труда в динамике необходимо учитывать изменение среднего товарооборота, приходящегося на одного работника в единицу времени с учетом индекса цен и ассортиментного состава.

Уровень производительности труда работников торговых предприятий определяется следующими факторами:

структурой и объемом товарооборота;

широтой ассортимента;

укомплектованностью и текучестью кадров;

организацией труда и степенью механизации торговых процессов;

квалификационным и профессиональным уровнем работников и др.

Существенным моментом в анализе производительности труда является исчисление ее влияния на увеличение объема товарооборота. Для определения влияния изменения производительности труда на прирост товарооборота производятся расчеты по следующим формулам:

Тч = (Ч/Т)*100%,                                       (8)

где Тч - прирост товарооборота за счет прироста численности;

Ч - прирост численности, %;

Т - прирост товарооборота, %;

Тп= 100%-Тч,                                            (9)

где Тп - прирост товарооборота за счет повышения производительности труда.

Рост эффективности деятельности предполагает непременное сокращение затрат времени покупателей, повышение качества торгового обслуживания. Если высокий товарооборот на одного работника получен в результате неукомплектованности продавцами, то он не свидетельствует о росте эффективности труда торговых работников.

Критериями оценки эффективности использования трудовых ресурсов является рост трудовых доходов работников, с одной стороны, и рост прибыльности их труда для предприятия, с другой. Доходность труда в торговле имеет важное социальное значение, так как продажа товаров должна не только приносить прибыль, но и способствовать повышению качества услуг, оказываемых в торговле. В некоторых случаях для расширения ассортимента и привлечения покупателей торговые предприятия идут на продажу низкорентабельных и даже убыточных товаров. Но в целом реализация товаров должна быть прибыльной. Оценка прибыльности труда работников может быть выражена коэффициентом, рассчитываемым по формуле:

         

Кпт= ЧП/ФП,                                   (10)

где Кпт - коэффициент прибыльности труда работника;

ЧП - прирост чистой прибыли на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.;

ФП - прирост фонда потребления на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.

Прибыльность труда можно рассчитать не только в целом по предприятию, но и по отдельным секциям и даже по рабочим местам.

1.3 Пути повышения производительности труда в торговле


Производительность труда на предприятии за определенный период изменяется под воздействием многих причин. По существу, все факторы, влияющие на изменение объема производства и численность работников предприятия, оказывают влияние и на изменение производительности труда. Под факторами изменения производительности труда понимаются причины, обусловливающие изменение ее уровня. В практике планирования и учета на большинстве действующих российских предприятий все факторы изменения производительности труда классифицируются по следующим основным группам:

изменение технического уровня торговли;

совершенствование управления, организации торговли и труда;

изменение объема и структуры торговли;

прочие факторы.

Под резервами роста производительности труда на предприятии подразумеваются не используемые еще реальные возможности экономии трудовых ресурсов. Внутрипроизводственные резервы обусловлены совершенствованием и наиболее эффективным использованием оборудования и рабочей силы, а также сокращением потерь рабочего времени, экономией сырья, материалов, капитала и других видов ресурсов. Различие между понятием «факторы» и «резервы» заключается в том, что фактор - это причина возможности осуществления какого-либо явления, а резерв - нереализованная возможность в конкретном случае.

Обычно на российских предприятиях внутрипроизводственные резервы роста производительности труда разделяются на резервы снижения трудоемкости, улучшения использования рабочего времени, экономии материальных ресурсов и орудий труда. Внутрипроизводственные резервы роста производительности труда выявляются и реализуются непосредственно на предприятии. К их числу можно отнести:

снижение трудоемкости изготовления продукции (технологической, производственной и полной);

улучшение использования рабочего времени (внедрение научной организации труда, укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучести кадров, использование передового опыта, улучшение производственной санитарии и охраны труда, ликвидация производственного брака и других производственных затрат);

резервы улучшения структуры, повышения компетентности кадров и лучшего использования рабочей силы (механизация и более эффективное использование труда вспомогательных рабочих, относительное высвобождение работников, снижение удельного веса административно-управленческого персонала, улучшение психологического климата в трудовом коллективе) [12, с.19-23].

По времени использования резервы роста производительности труда подразделяются на текущие и перспективные. Текущие резервы могут быть реализованы в ближайшем периоде и, как правило, не требуют значительных единовременных затрат. К их числу можно отнести лучшее использование оборудования, ликвидацию или сокращение брака, применение наиболее рациональных и эффективных систем оплаты труда, совершенствование организации труда на предприятии и его нормирования. Перспективные резервы роста производительности труда обычно требуют перестройки производства, внедрения новых технологий и т.д. Для этого необходимы дополнительные капитальные вложения и значительные сроки осуществления работ.

На повышение производительности и эффективности труда в торговле оказывает влияние множество факторов. В зависимости от степени и характера влияния на уровень производительности труда факторы можно объединить в три группы: материально-технические, организационно-экономические, социально-психологические.

Материально-технические факторы связаны с использованием нового оборудования, прогрессивных технологий товародвижения, индустриализацией доставки и перемещения грузов. Совершенствование деятельности торговых предприятий достигается за счет осуществления следующих мероприятий:

замена морально устаревшего оборудования новым;

индустриализация доставки и перемещения грузов;

оснащение предприятий современными весоизмерительными приборами и контрольно-кассовыми аппаратами;

внедрение новых технологий товародвижения.

Организационно-экономические факторы определяются уровнем организации труда и управлением. К ним относятся:

совершенствование структуры управления;

улучшение оперативного управления торгово-технологическими процессами;

внедрение и развитие информационных систем для закупки товаров;

развитие услуг, оказываемых покупателям;

совершенствование организации транспортного, складского хозяйства;

расширение зон обслуживания покупателей;

внедрение передовых методов и приемов труда;

расширение сферы нормирования труда;

внедрение гибких форм организации труда;

совершенствование системы экономического стимулирования работников.

Социально-психологические факторы определяются социально-демографическим составом трудовых коллективов, уровнем подготовки, стилем руководства. Современные тенденции развития социального партнерства между участниками трудовой деятельности позволяют строить отношения между работодателем и работником на качественно новом уровне, что способствует достижению более высоких результатов, как и в индивидуальном, так и в коллективном труде.

Для повышения производительности труда используется материальное и моральное стимулирование труда.

Стимулирование как тактика решения проблем, возникших на предприятии, ориентировано на фактическую структуру ценностных ориентации и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала. Стимулирование персонала будет эффективным, если оно соответствует потребностям, интересам и способностям работников, т.е. механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации [17, с. 27-30].

Стимулирование как способ управления трудовым поведением работника состоит в целенаправленном воздействии посредством влияния на условия его жизнедеятельности с помощью мотивов, движущих его деятельностью. В широком смысле слова стимулирование - это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. Различают нематериальное и материальное стимулирование. Нематериальное стимулирование труда включает:

моральное стимулирование - оказывает желаемое воздействие на поведение работников за счет психологических установок, на основе слабостей, самолюбия и проч.;

стимулирование свободным временем - предполагает предложение работнику выполнить функции раньше срока, что обеспечит ему свободное время и сэкономленные выходные;

организационное стимулирование - комплекс форм и методов обеспечения и повышения заинтересованности работника в достижении им желаемого положения (должности, разряда) внутри предприятия.

Материальное стимулирование представляет собой совокупность форм и методов обеспечения и повышения материальной заинтересованности работников в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов. Различают:

материальное денежное стимулирование - регулирует поведение работников на основе использования различных видов денежных поощрений и санкций;

материальное неденежное стимулирование - основано на использовании тех благ, которые являются дефицитными или не могут приобретаться за деньги (пособия по медицинскому страхованию, оплата очередных отпусков, оплата отпусков по болезни).

Для работодателей дополнительные выплаты представляют собой часть издержек на рабочую силу, например платежи в фонды социального страхования, пенсионные фонды, фонды обязательного медицинского страхования.

Компенсация представляет собой общие издержки предприятия, затраченные им на оплату труда работника в случае получения последним производственных или профессиональных травм при выполнении трудовых обязательств.

Компенсация ограничивается с двух сторон - низшим уровнем (он зависит от предложения рабочей силы) и высшим уровнем (соответственно он определяется спросом на рабочую силу).

Конкретный размер компенсации зависит от соблюдения принципа справедливости, предусматривающего равную оплату за равный труд; комплексной оценки сложности труда; заслуг, достижений и возраста работника и от ряда других факторов.

Система надбавок и доплат широко применяется как форма материального стимулирования труда работников на предприятиях торговли. По механизму использования и присущим ей чертам эта система близка к тарифной и часто рассматривается как временное увеличение тарифной части заработка. Условия назначения и выплаты надбавок и доплат регулируются Трудовым кодексом РФ, причем их размеры предприятия определяют самостоятельно в соответствии с Кодексом и полномочиями предприятий.

Надбавки к заработной плате представляют собой денежные выплаты, которые начисляются работникам сверх их основной ставки (оклада) и в значительной мере являются выплатами стимулирующего характера. В торговых организациях применяются надбавки: за профессиональное мастерство (в соответствии с имеющимися заслугами, грамотами, престижем и проч.); за высокие достижения в труде, например, так называемые работники-«передовики», производительность труда которых превышает производительность остальных работников.

Доплаты представляют собой денежные выплаты, с помощью которых компенсируются особенности труда работников, или дополнительные затраты, производимые по указанию администрации предприятия либо с ее согласия. Например, один из работников торговли в результате несчастного случая вынужден пройти курс реабилитации в санатории (например, две недели). Очевидно, что нанимать работника вместо временно отсутствующего высококвалифицированного нецелесообразно, поэтому на этот период администрация предлагает работнику соответствующей компетенции поработать сверхурочно, за что предприятие будет выплачивать ему в случае согласия доплаты. В современных условиях в торговле применяются следующие основные виды доплат:

за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объемов выполняемых работ, например за одновременное выполнение функций товароведа и начальника сервисного обслуживания;

за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника;

доплаты работникам, для которых рабочий день устанавливается с разделением на две части (перерыв свыше двух часов, который не включается в рабочее время);

за работу в ночное время;

доплаты подросткам в возрасте от 14 лет за сокращенный рабочий день.

Надбавки и доплаты устанавливаются только на период работы по данной профессии (должности) на конкретном предприятии. При переходе работника на другое предприятие, а также на работу подругой профессии (либо при смене должности) выплата надбавок или доплат может быть прекращена.

2. Анализ производительности и эффективности труда в торговли на примере ООО «КТМ»

труд производительность торговля

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия


Объектом исследования в курсовой работе выступает Общество с ограниченной ответственностью «КТМ» (ООО «КТМ»), торговое подразделение (фирменная розница).

Видами деятельности Общества являются:

посреднические услуги;

коммерческая деятельность;

торгово-закупочная деятельность;

автотранспортные услуги;

торгово-посредническая деятельность;

ремонтно-строительная деятельность;

внешнеэкономическая деятельность;

другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ.

Компания «КТМ» работает на рынке производства и реализации мясопродуктов более 14 лет.

Организационная структура ООО «КТМ» представлена на рисунке 2.1.

Миссия компании «КТМ» - обеспечить покупателям возможность приобретать качественные колбасные, мясные изделия собственного производства, другие продукты в комфортных условиях фирменной розничной сети «КТМ», а также в содействии продвижению мясных изделий в розничные торговые точки г. Челябинска. Развивая современные формы производства, оптовой и розничной торговли, стоя на защите интересов покупателей.

Реализация миссии базируется на следующих ценностях:

персонал компании: профессионализм, индивидуальное развитие и опыт каждого сотрудника;

гарантированно высокое качество изготавливаемой и реализуемой продукции;

открытое и доверительное отношение к партнёрам;

социальная значимость и полезность деятельности компании;

командный дух и учёт мнения каждого;

креативный подход к работе.

Рисунок 1.1 - Организационная структура ООО «КТМ»

Компания «КТМ» имеет собственную розничную сеть фирменных магазинов формата «бентан» - «магазин у дома» или «магазин за углом», еще их называют «конвиньенс» (от англ. convenience store - удобный магазин), магазин шаговой доступности. Магазины в «шаговой» доступности - до 10 минут ходьбы пешком, и предназначены для повседневных покупок 3-5 раз в неделю, ориентированы на все категории покупателей, независимо от уровня дохода. Форма обслуживания - самообслуживание или индивидуальная через прилавок.

Небольшая площадь магазинов, небольшой, но необходимый ассортимент, минимум персонала дают возможность магазинам делать обслуживание покупателей индивидуальным и оперативно реагировать на запросы и предпочтения потребителей в данном конкретном районе, чего не могут себе позволить крупные магазины. Небольшой магазин около дома - он свой. Покупатели знают там продавцов, ассортимент, даже могут влиять на ассортимент. Поэтому с небольшими магазинами людей часто связывают приятные эмоции, что немаловажно в торговле.

Адреса магазинов «Филеймон»:

«Филеймон» №1, пр. Курако, 30, магазин с широким ассортиментом;

«Филеймон» №2, ул. Клименко, 46, магазин с широким ассортиментом;

«Филеймон» №3, пр. Металлургов, 30, колбасная лавка - колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, молочные продукты;

«Филеймон» №4, ул. Суворова, 2, колбасная лавка - колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, молочные продукты;

«Филеймон» №5, пр. Бардина, 42, магазин - колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, молочные продукты, консервы, соки;

«Филеймон» №6, пр. Металлургов, 46, колбасная лавка - колбасные изделия, мясные деликатесы, полуфабрикаты, молочные продукты;

«Филеймон» №7, ул. Кирова, 75, мясная лавка - свежее мясо более 40 наименований, полуфабрикаты;

«Филеймон» №8, ул. Переездная, 2, магазин - широкий ассортимент + склад для оптовиков - колбасы, деликатесы, сыры, замороженные полуфабрикаты;

«Филеймон» №9, ул. Дружбы 19, магазин - павильон отдельно стоящий - широкий ассортимент.

Магазины самообслуживания:

«Филеймон», ул. Ленина, 56 - широкий ассортимент;

«Гурман», ул. Ленина, 87 - широкий ассортимент, охлаждённое мясо 0,5кг-1кг в индивидуальной упаковке: кусочки, нарезка, мясные субпродукты.

«Мясной двор», пр. Металлургов, 56 - широкий ассортимент, охлаждённое мясо 0,5 кг-1кг в индивидуальной упаковке: кусочки, нарезка, мясные субпродукты;

«Смак», ул. Кирова, 75 - широкий ассортимент.

В таблице 1 представлены основные технико-экономические показатели работы сбытовой сети ООО «КТМ» в 2011-2012 гг.

Таблица 1 - Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «КТМ»

Показатели

2011 г.

2012 г.

Отклонения

Темп роста, %

Товарооборот по продажным ценам, тыс.руб.

42570

37409

-5161,00

-12,12

Товарооборот по покупным ценам, тыс.руб.

38828

32205

-6623,00

-17,06

Валовой доход, тыс.руб.

3742

5204

1462,00

39,07

Уровень валового дохода, %

8,79

13,91

5,12

58,26

Издержки обращения, тыс. руб.

2741

4116

1375,00

50,16

Уровень издержек обращения, %

6,44

11,00

4,56

70,88

Прибыль от продажи товаров, тыс.руб.

1001

1088

87,00

8,69

Рентабельность продаж, %

0,03

0,03

0,01

31,04

Балансовая прибыль, тыс. руб.

2223

3022

799,00

35,94

Рентабельность общая, %

0,06

0,09

0,04

63,90

Налог на прибыль, тыс.руб.

216

200

-16,00

-7,41

Чистая прибыль, тыс.руб.

866

799

-67,00

-7,74

Среднесписочная численность работников, чел.

130

138

8,00

6,15

Производительность труда

327,46

271,08

-56,38

-17,22

Прибыль на одного работника, тыс.руб.

7,70

7,88

0,18

2,39

ФОТ, тыс.руб.

831

1428

597,00

71,84

Среднегодовая заработная плата одного работника, руб.

6,39

10,35

3,96

61,88

Торговая площадь, м2

275

306

31,00

11,27

Товарооборот на 1м2 торговой площади, тыс. руб.

154,80

122,25

-32,55

-21,03

Прибыль на 1м торговой площади, тыс. руб.

3,64

3,56

-0,08

-2,32


Выручка от реализации в 2012 году составила 37409 тыс. рублей по сравнению с 2011 годом выручка снизилась на 12,12% или 5161 тыс. рублей Снижение выручки произошло из-за увеличения издержек обращения.

В таблице 2 представлена структура и динамика продаж по торговым точкам ООО «КТМ» в 2006-2008 гг. в тыс.руб.

Таблица 2 - Структура и динамика продаж по торговым точкам ООО «КТМ» в 2010-2012 гг., в тыс. руб.

Показатель

Доля в общем объеме реализации

Абсолютное отклонение доли

Темп роста, %


2010

2011

2012

2011-2010

2012-2011

2011/ 2010

2012/ 2011

Филеймон №1, пр-т Курако, 30

23661

22353

27583

-1308

5230

94,47

123,40

12266

13095

16816

829

3721

106,76

128,42

Филеймон №3, пр-т Металлургов, 30

22173

24845

36658

2672

11813

112,05

147,54

Филеймон №4, ул. Суворова, 2

22826

24370

32710

1544

8340

106,77

134,22

Филеймон №5, пр-т Бардина, 42

18580

19148

26763

568

7615

103,06

139,77

Филеймон №6, пр-т Металлургов, 46

57446

64961

82646

7515

17685

113,08

127,22

Филеймон №7, ул. Кирова, 75

40680

49611

64702

8931

15091

121,95

130,42

Филеймон №8, ул. Переездная, 2

23044

23302

27378

258

4076

101,12

117,49

Филеймон №9, ул.Дружбы, 19

27326

28524

31377

1199

2853

104,39

110,00

Филеймон, ул. Ленина, 56

30519

32124

41169

1605

9045

105,26

128,16

Гурман, ул. Ленина, 87

22209

28287

27788

6078

-499

127,37

98,24

Мясной двор, пр-т Металлургов, 56

28886

31689

38503

2803

6814

109,70

121,50

Смак, ул. Кирова, 75

33277

33311

58601

34

25290

100,10

175,92

Итого

362892

395621

512693

32729

117072

109,02

129,59


Таким образом, наблюдается положительная динамика объемов продаж по всем торговым точкам сети, за исключением магазина «Гурман» - падение составило 1,76%.

В таблице 3 представлена динамика производительности труда сотрудников ООО «КТМ» в 2010-2012 гг. При расчете товарооборота в действительных ценах использовались индексы потребительских цен на продовольственные товары - в 2011 году - 1,156, в 2012 - 1,165 (по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики).

Таблица 3 - Динамика производительности труда сотрудников ООО «КТМ» в 2010-2012 гг.

Показатель

Доля в общем объеме реализации, %

Абсолютное отклонение доли, %

Темп роста, %


2010

2011

2012

2011-2010

2012-2011

2011/ 2010

2012/ 2011

Товарооборот в действующих ценах, тыс.руб.

362892

395621

512693

32729

117072

109,02

129,59

Товарооборот в базовых ценах, тыс.руб.

362892

342233

380692

-20659

38459

94,31

111,24

Численность торговых работников

59

62

69

3

7

105,08

111,29

Производительность труда в действующих ценах, тыс.руб./чел.

6151

6381

7430

230

1049

103,74

116,44

Производительность труда в базовых ценах, тыс.руб./чел.

6151

5520

5517

-631

-3

89,74

99,95


Таким образом, наблюдается значительный прирост производительности труда в действующих ценах - 3,74% - в 2011 году и 16,44% - в 2012 году, а в базовых ценах наблюдается падение производительности труда - в 2011 году - на 10,26%, а в 2012 году - на 0,05%. Можно сделать вывод о снижении производительности труда работников торговли.

В этих условиях просто необходимо найти пути для повышения производительности труда - это позволит повысить прибыльность и рентабельности деятельности торгового подразделения ООО «КТМ».

Следует запланировать повышение производительности труда работников ООО «КТМ» на последующий год с учетом прогнозируемой инфляции в 13,5% (по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики).

Тогда товарооборот должен составить (при учете, что за базу взят 2010 год, который мы инфлируем):

*69*1,156*1,165*1,135=648745,6 тыс.руб. - такой должен быть товарооборот в прогнозном году.

Кроме того, в результате проведенного исследования также были выявлены следующие недостатки в работе торговой сети ООО «КТМ»:

выкладка товаров осуществляется вразрез с принципами мерчандайзинга, что явно не способствует росту объемов продаж;

размещение групп товаров в зале не соответствует принципам мерчандайзинга;

отсутствуют рекламные материалы, информирующие покупателя о товаре;

зачастую отсутствуют ценники;

стимулирование продаж практически не ведется;

наблюдается нарушение требований СЭС (например, ценники крепятся не с помощью скотча, а канцелярских кнопок, что недопустимо).

В качестве мероприятий, направленных на повышение эффективности и производительности труда работников ООО «КТМ» может быть предложено следующее:

изменение системы материального стимулирования с простой повременной на сдельно-премиальную - с окладной частью, которая будет являться постоянной и бонусной частью, которая будет варьироваться в зависимости от личных достижений;

активное использование современной формы обслуживания покупателей - самообслуживание;

повышение качества обслуживания покупателей;

расширение ассортимента для привлечения новых покупателей и повышения «проходимости» торговых точек сети.

 

.2 Комплексная оценка эффективности торговой деятельности предприятия


Задание 1. Провести анализ рентабельности ресурсов предприятия, используя данные бухгалтерской отчетности. Результаты расчетов занести в таблице 4. Сделать соответствующие выводы.

Таблица 4 - Динамика показателей рентабельности ресурсов

Показатель

Базис 2011

Отчет 2012

Абсолютное отклонение

Темп прироста, %

Исходная информация, тыс. руб.

1. Выручка от продаж

42570

37409

-5161

-12,12

2. Себестоимость реализованной продукции

38828

32205

-6623

-17,06

3. Коммерческие и управленческие расходы

2741

4116

1375

50,16

4. Прибыль от продаж

1001

1088

87

8,69

5. Прибыль до налогообложения

1082

999

-83

-7,67

6. Налог на прибыль

216

200

-16

-7,41

7. Чистая прибыль

866

799

-67

-7,74

8. Стоимость имущества

8140

16952

8812

108,26

В том числе:

 

 

 

 

8.1. Стоимость основного капитала

1211

2443

1232

101,73

8.2. Стоимость оборотного капитала

4696

11477

6781

144,40

8.3. Собственный капитал

2233

3032

799

35,78

9. Долгосрочные заемные средства

 

 

 

 

Расчетные относительные показатели, руб. / руб.

10. Рентабельность производства продукции

1,10

1,16

0,07

5,95

11. Рентабельность затрат

0,10

0,16

0,07

67,67

12. Рентабельность продаж по прибыли до продаж

0,02

0,03

0,01

23,69

13. Рентабельность продаж по чистой прибыли

0,02

0,02

0,00

0,00

Рентабельность по прибыли до налогообложения

14. Рентабельность активов

0,13

0,06

-0,07

-55,67

15. Рентабельность основного капитала

0,89

0,41

-0,48

-54,23

16. Рентабельность оборотного капитала

0,23

0,09

-0,14

-62,22

17. Рентабельность собственного капитала

0,48

0,33

-0,16

-32,00

Рентабельность по чистой прибыли

18. Рентабельность активов

0,11

0,05

-0,06

-55,70

19. Рентабельность основного капитала

0,72

0,33

-0,39

-54,26

20. Рентабельность оборотного капитала

0,18

0,07

-0,11

-62,25

21. Рентабельность собственного капитала

0,39

0,26

-0,12

-32,05


Рентабельность производства продукции в отчетном 2012 году по сравнению с базисным 2011годом увеличилась на 0,07 руб./руб. при этом темп прироста составил 5,95%.

Рентабельность затрат также увеличилась на 0,07 руб./руб. или 67,67%. Это произошло за счёт снижения себестоимости продукции.

Рентабельность активов по прибыли до налогообложения снизилась в отчетном году на 0,07 руб./руб. А рентабельность по чистой прибыли снизилась на 0,06 руб./руб. темп снижения составил 55,7%.

Рентабельность основного капитала показывает, что в 2011 году каждый 1 руб., вложенный в основной капитал приносит 0,89 руб./руб. прибыли до налогообложения и 0,72 руб./руб. чистой прибыли. В 2012 году 1 руб., вложенный в основной капитал организации, приносит 0,41 руб./руб. прибыли до налогообложения и 0,33 руб./руб. чистой прибыли. Рентабельность основного капитала по прибыли до налогообложения снизилась на 0,48 руб./руб. темп роста составил -54,23%. А по чистой прибыли снизилась на 0,39 руб./руб. темп роста составил -54,26%.

Рентабельность оборотного капитала показывает, что в 2011 году каждый 1 руб., вложенный в оборотный капитал приносит 0,23 руб./руб. прибыли до налогообложения и 0,18 руб./руб. чистой прибыли. В 2012 году 1 руб., вложенный в оборотный капитал организации, приносит 0,09 руб./руб. прибыли до налогообложения и 0,07 руб./руб. чистой прибыли. Рентабельность оборотного капитала по прибыли до налогообложения снизилась на 0,14 руб./руб. темп снижения составил 62,22%. А по чистой прибыли снизилась на 0,11 руб./руб. темп роста составил -62,25%.

Рентабельность собственного капитала показывает, что в 2011 году каждый 1 руб., вложенный в основной капитал приносит 0,48 руб./руб. прибыли до налогообложения и 0,39 руб./руб. чистой прибыли. В 2012 году 1 руб., вложенный в основной капитал организации, приносит 0,33 руб./руб. прибыли до налогообложения и 0,26 руб./руб. чистой прибыли. Рентабельность собственного капитала по прибыли до налогообложения снизилась на 0,16 руб./руб. темп снижения составил 32%. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли снизилась на 0,12руб./руб. темп снижения составил 32,05%.

Преимущественно все показатели имеют отрицательную динамику, что показывает неэффективную работу предприятия.

Задание 2. Провести комплексный анализ интенсификации производственных ресурсов, используя данные бухгалтерской отчетности. Результаты расчетов занести в таблице 5. Сделать соответствующие выводы.

Таблица 5 - Динамика показателей интенсификации производственных ресурсов предприятия

Показатель

Базис 2010

Отчет 2011

Абсолютное отклонение

Темп прироста, %

Исходная информация, тыс. руб.

1. Выручка от продаж

42570

37409

-5161

-12,12

2. Прибыль от продаж

1001

1088

87

8,69

3. Затраты по основной деятельности предприятия

2950

3720

770

26,10

В том числе, тыс. руб.





3.1. Материальные затраты

341

572

231

67,74

3.2. Затраты на оплату труда

1092

1414

322

3.3. Отчисления на социальные нужды

649

1116

467

71,96

3.4. Амортизация

182

312

130

71,43

3.5. Прочие затраты

325

340

15

4,62

4. Затраты по основной деятельности

702

538

-164

-23,36

5. Стоимость капитала

2233

3032

799

26,10

6. Стоимость основного капитала

1211

2443

1232

46,29

7. Стоимость оборотного капитала

4696

11477

6781

-65,38

8. Среднесписочная численность, чел.

130

138

8

6,15

Расчетные относительные показатели, руб. / руб.

9. Материалоотдача

38,98

26,46

-12,53

-32,14

10. Зарплатоотдача

51,23

26,20

-25,03

-48,86

11. Амортизациоотдача

130,98

110,03

-20,96

-16,00

12. Затратоотдача

60,64

69,53

8,89

14,66

13. Фондоотдача основного капитала

35,15

15,31

-19,84

-56,44

14. Фондоотдача оборотного капитала

9,07

3,26

-5,81

-64,04

15. Производительность труда

327,46

271,08

-56,38

-17,22

16. Средняя заработная плата одного работника

4,99

8,09

3,09

61,99

17. Прибыль от продаж на одного работника

7,70

7,88

0,18

2,39

18. Фондовооруженность

17,18

21,97

4,79

27,91


Зарплатоотдача на предприятии снизилась с 51,23 руб./руб. в базисном 2011 году до 26,20руб./руб. в отчётном 2012 году. Общее снижение составило 25,03 руб./руб. или 48,86%.

На предприятии амортизациотдача снизилась с 130,98руб./руб. в базисном 2011 году до 110,03 руб./руб. в отчётном 2012 году. Общее снижение составило 20,26 руб./руб. или 16,00%.

Затратоотдача показывает, какой объем выручки приходится на 1 рубль затрат. На предприятии затратоотдача возросла с 60,64руб./руб. в базисном 2011 году до 69,53 руб./руб. в отчётном 2012 году. Общий рост составил 8,89руб./руб. или 14,66%.

Фондоотдача основного капитала показывает, сколько продукции в стоимостном выражении произведено в данном периоде на 1 руб. стоимости основных фондов. На предприятии фондоотдача основного капитала уменьшилась с 35,15 руб./руб. в базисном 2011 году до 15,31 руб./руб. в отчётном 2012 году. Показатель снизился на 19,84руб./руб. или 56,44%. Снижение данного показателя является отрицательной тенденцией, т. к. оборудование используется неэффективно.

Фондоотдача оборотного капитала характеризует количество совокупного продукта предприятия на единицу используемых в производстве оборотных средств. На предприятии фондоотдача оборотного капитала снижается с 9,07 руб./руб. в базисном 2011 году до 3,26 руб./руб. в отчётном 2012 году. Общее снижение составило 5,81 руб./руб. или 64,04%. Снижение данного показателя является отрицательной тенденцией, т. к. оборотные средства используются менее эффективно.

Производительность труда показывает, какое кол-во продукции приходится на 1 работника. Производительность труда на предприятии снизилась с 327,46 руб./руб. в базисном 2011 году до 271,08 руб./руб. в отчётном 2012 году. Общее снижение составило 56,38 руб./руб. или 17,22%.

Средняя заработная плата 1 работника в базисном 2011 году составила 4,99 руб./руб. а в отчетном увеличилась до 8,09 руб./руб. Общий рост составил 3,09 руб./руб. или 61,99%. т. к. выросла производительность труда.

Прибыль от продаж на1 работника возросла на 0,18 руб./руб. или на 2,39% и составила 7,88 руб./руб. в отчетном 2012 году.

Фондовооруженность - показывает, оснащённость работников предприятия основными производственными фондами. На предприятии фондовооруженность увеличилась на 4,79 руб./руб. или 27,91% и составила 21,97 руб./руб. в 2012 году по сравнению с 2011 годом 17,18 руб./руб.

Задание 3. Провести комплексный анализ состояния и использования оборотного капитала предприятия. Результаты расчетов занести в таблице 6.

Таблица 6 - Динамика изменения факторов, характеризующих эффективность использования оборотного капитала предприятия

Показатель

Базис 2011

Отчет 2012

Абсолютное отклонение

Темп прироста, %

Исходная информация, тыс. руб.

Финансовые показатели

1. Выручка от продаж

42570

37409

-5161

-12,12

2. Прибыль от продаж

1001

1088

87

8,69

3. Прибыль до налогообложения

1082

999

-83

-7,67

4. Чистая прибыль

866

799

-67

-7,74

Оборотный капитал

1. Оборотный капитал

4696

11477

6781

144,40

В том числе

 

 

 

 

1.1 Запасы

377

1950

1573

417,24

1.2 Производственные запасы

0

119

119

100,00

1.3 Готовая продукция и товары для перепродажи

315

1763

1448

459,68

1.4 Незавершенное производство

62

68

6

9,68

2. Дебиторская задолженность

3639

7608

3969

109,07

3. Краткосрочные финансовые вложения и денежные средства

554

1352

798

144,04

Структура оборотного капитала

1. Оборотный капитал

100,0

100,0

0,0

0,00

В том числе





1.1 Запасы

8,03

16,99

8,96

111,64

1.2 Производственные запасы

 

1,04

1,04

100,00

1.3 Готовая продукция и товары для перепродажи

83,55

90,41

6,86

8,21

1.4 Незавершенное производство

1,32

0,59

-0,73

-55,12

2. Дебиторская задолженность

77,49

66,29

-11,20

-14,46

3. Краткосрочные финансовые вложения и денежные средства

11,80

11,78

-0,02

-0,15

Оценка трансформации оборотного капитала в денежные средства, тыс. руб.

1. Быстрореализуемые активы

554

1352

798

144,04

2. Среднереализуемые активы

3639

7608

3969

109,07

3. Медленнореализуемые активы

503

2517

2014

400,40

4. Труднореализуемые активы, тыс. руб.

0

0

0

0

Структура оборотного капитала по ликвидности, %

1. Быстрореализуемые активы

11,80

11,78

-0,02

-0,15

2. Среднереализуемые активы

77,49

66,29

-11,20

-14,46

3. Медленнореализуемые активы

10,71

21,93

11,22

104,75

4. Труднореализуемые активы





5. Итого оборотного капитала

100

100

0


Коэффициенты оборачиваемости оборотного капитала, раз

1. Оборотный капитал

9

3

-6

-64

В том числе

 

 

 

 

1.1 Запасы

113

19

-94

-83

1.2 Производственные запасы

0

314

314

100

1.3 Готовая продукция и товары для перепродажи

3

21

18

518

1.4 Незавершенное производство

14

550

536

3839

2. Дебиторская задолженность

12

5

-7

-58

2.1 Краткосрочная дебиторская задолженность

12

5

-7

-58

3. Краткосрочные финансовые вложения

194

132

-61

-32

4. Денежные средства

6

9

3

61

5. Денежные средства и КФВ

77

28

-49

-64

Продолжительность одного оборота каждого вида оборотного капитала, дни

1. Оборотный капитал

40

112

72

178

В том числе

 

 

 

 

1.1 Запасы

3

19

16

489

1.2 Производственные запасы

 

1

1

100

1.3 Готовая продукция и товары для перепродажи

106

17

-89

-84

1.4 Незавершенное производство

26

1

-25

-97

2. Дебиторская задолженность

31

74

43

138

2.1 Краткосрочная дебиторская задолженность

31

74

43

138

3. Краткосрочные финансовые вложения

2

3

1

4. Денежные средства

5

41

36

760

5. Денежные средства и КФВ

5

13

8

178

Рентабельность оборотного капитала, руб./руб.

По прибыли от продаж

0,21

0,09

-0,12

-56

По прибыли до налогообложения

0,23

0,09

-0,14

-62

По чистой прибыли

0,18

0,07

-0,11

-62

Быстрореализуемые активы - включают денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

Среднереализуемые активы - это дебиторская задолженность.

Оставшаяся часть оборотных активов относится к медленнореализуемым.

За год оборотный капитал предприятия увеличился на 6781 тыс. руб. Основное увеличение отмечено по дебиторской задолженности - на 3639 тыс. руб.

Кроме того, негативным моментом стало снижение коэффициентов оборачиваемости каждого вида оборотного капитала, что увеличило продолжительность их оборота.

Показатели эффективности оборотного капитала - рентабельности также имели тенденцию снижения.

Задание 4. Используя данные отчетности, рассчитать продолжительность производственного и операционного циклов предприятия. Результаты расчетов занести в таблице 7. Дать оценку динамике каждой составляющей.

Таблица 7 - Динамика продолжительности производственного и операционного циклов предприятия

Показатель

Базис 2011

Отчет 2012

Абсолютное отклонение

Темп прироста, %

Исходная информация, тыс. руб.

1. Выручка от продаж

42570

37409

-5161

-12,12

2. Стоимость производственных запасов

0

119

119

100,00

3. Стоимость запасов готовой продукции на складе

315

1763

1448

459,68

4. Незавершенное производство

62

68

6

9,68

5. Дебиторская задолженность

3639

7608

3969

109,07

Расчетные показатели, дни

1 Продолжительность оборота производственных запасов

0

1

1

0

2. Продолжительность оборота готовой продукции

3

17

14

537

3. Продолжительность оборота незавершенного производства

1

1

0

0

4. Продолжительность производственного цикла

4

19

15

348

5. Продолжительность оборота дебиторской задолженности

31

73

42

138

6. Продолжительность оборота операционного цикла

34

91

57

165


Продолжительность оборота производственных запасов - отражает число оборотов запасов предприятия. В 2012 году данный показатель увеличился до 1 дня по сравнению с 2011 годом - 0 дней.

Продолжительность оборота готовой продукции - показывает скорость оборота готовой продукции. В 2012 году данный показатель увеличился до 17 дней по сравнению с 2007 годом - 3 дня.

Продолжительность производственного цикла - показывает время которое уходит на производство запасов. В 2012 году данный показатель увеличился до 19 дней по сравнению с 2011 годом - 4 дня.

Продолжительность оборота дебиторской задолженности - показывает средний срок погашения дебиторской задолженности. В 2012 году данный показатель увеличился до 73 дней по сравнению с 2011 годом - 31 день.

Продолжительность оборота операционного цикла - показывает время операционного цикла. В 2012 году данный показатель увеличился до 91 дней по сравнению с 2011 годом - 34 дня.

Задание 5. Используя данные отчетности, проанализировать качество расчетов предприятия по своим обязательствам. Определить диапазоны продолжительности расчетов предприятия с кредиторами. Результаты занести в таблице 8.

Таблица 8 - Динамика факторов, характеризующих расчеты предприятия по текущим обязательствам предприятия

Показатель

Базис 2011

Отчет 2012

Абсолютное отклонение

Темп прироста, %

 

Исходная информация, тыс. руб.

 

1. Источники покрытия

5907

13920

8013

135,65

 

2. Текущие обязательства

3674

10888

7214

196,35

 

В том числе

 

 

 

 

 

2.1 Краткосрочные кредиты и займы

4

11

7

175,00

 

3. Кредиторская задолженность, в том числе

3670

10877

7207

196,38

 

3.1 перед поставщиками и подрядчиками

3380

10559

7179

212,40

 

3.2 перед персоналом

80

92

12

15,00

 

3.3 перед бюджетом

56

64

8

14,29

 

3.4 по налогам и сборам

154

162

8

5,19

 

4. Выручка от продаж

42570

47743

5173

12,15

 

5. Себестоимость реализованной продукции

38828

40698

1870

4,82

 

Расчетные показатели (доля обязательств в источниках), %

 

1. Источники покрытия

100

100

0

0

 

2. Текущие обязательства

62,20

78,22

16,02

25,76

 

В том числе

 

 

 

 

 

2.1 Краткосрочные кредиты и займы

0,07

0,08

0,01

16,70

 

2.2. Кредиторская задолженность

62,13

78,14

16,01

25,77

 

2.3 перед поставщиками и подрядчиками

57,22

75,85

18,63

32,57

 

2.4 перед персоналом

1,35

0,66

-0,69

-51,20

 

2.5 перед бюджетом

0,95

0,46

-0,49

-51,50

 

2.6 по налогам и сборам

2,61

1,16

-1,44

-55,36

 

Коэффициенты оборачиваемости обязательств по выручке, руб./руб., раз

 

1. Краткосрочные кредиты и займы

10643

4340

-6302

-59,22

 

2. Кредиторская задолженность

12

4

-7

-62,16

 

2.1 перед поставщиками и подрядчиками

 

 

 

 

 

2.2 перед персоналом

13

5

-8

-64,10

 

2.3 перед бюджетом

532

519

-13

-2,48

 

2.4 по налогам и сборам

760

746

-14

-1,87

 

Продолжительность одного оборота обязательств, дни

 

1. Краткосрочные кредиты и займы

0

0

0

0

 

2. Кредиторская задолженность

31

82

51

164

 

2.1 перед поставщиками и подрядчиками

 

 

 

 

 

2.2 перед персоналом

29

80

51

179

 

2.3 перед бюджетом

1

1

0

0

 

2.4 по налогам и сборам

0

0

0

0

 

Коэффициенты оборачиваемости обязательств по себестоимости, руб./руб., раз

 

1. Краткосрочные кредиты и займы

9707

3700

-6007

-61,89

2. Кредиторская задолженность

11

4

-7

-64,63

2.1 перед поставщиками и подрядчиками

 

 

 

 

2.2 перед персоналом

11

4

-8

-66,45

2.3 перед бюджетом

485

442

-43

-8,86

2.4 по налогам и сборам

693

636

-57

-8,29

Продолжительность одного оборота обязательств, дни

 

1. Краткосрочные кредиты и займы

0

0

0

0

 

2. Кредиторская задолженность

34

96

62

182,76

 

2.1 перед поставщиками и подрядчиками

 

 

 

 

 

2.2 перед персоналом

31

93

62

198,04

 

2.3 перед бюджетом

0

0

1

0,00

 

2.4 по налогам и сборам

0

0

0

0,00


За год текущие обязательства увеличились на 7214 тыс. руб. Все текущие обязательства представлены кредиторской задолженностью. При этом, имело место сокращение оборачиваемости кредиторской задолженности, как по выручке, так и по себестоимости, что является отрицательным моментом, так как замедляет период оборота средств.

На основании данных таблицы 8 строим графики продолжительности расчета с каждым кредитором. Из приведенных графиков видно, что продолжительность оборота обязательств по кредиторской задолженности с 31 до 82 по выручке, а по себестоимости с 34 до 96 дней.

Рисунок 2.2 - Продолжительность расчета с каждым кредитором (по выручке)


Рисунок 2.3 - Продолжительность расчета с каждым кредитором (по бестоимости)

 

Заключение


Таким образом, эффективность труда - это комплексная характеристика использования трудовых ресурсов. Во всех сферах деятельности измеряется как отношение результата к затратам живого труда.

Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары.

Целью анализа показателей эффективности и производительности труда торгового предприятия являются изучение и оценка эффективности использования рабочей силы и затрат.

На повышение производительности и эффективности труда в торговле оказывает влияние множество факторов. В зависимости от степени и характера влияния на уровень производительности труда факторы можно объединить в три группы: материально-технические, организационно-экономические, социально-психологические.

В аналитической части курсовой работы был проведен анализ производительности труда торгового подразделения ООО «КТМ». По результатам анализа можно сделать вывод, что наблюдается значительный прирост производительности труда в действующих ценах - 3,74% - в 2011 году и 16,44% - в 2012 году, а в базовых ценах наблюдается падение производительности труда - в 2011 году - на 10,26%, а в 2012 году - на 0,05%. Это говорит о снижении производительности труда работников торгового подразделения предприятия.

В этих условиях просто необходимо найти пути для повышения производительности труда - это позволит повысить прибыльность и рентабельности деятельности торгового подразделения ООО «КТМ».

В качестве мероприятий, направленных на повышение эффективности и производительности труда работников ООО «КТМ» было предложено следующее:

изменение системы материального стимулирования с простой повременной на сдельно-премиальную - с окладной частью, которая будет являться постоянной и бонусной частью, которая будет варьироваться в зависимости от личных достижений;

активное использование современной формы обслуживания покупателей - самообслуживание;

повышение качества обслуживания покупателей;

расширение ассортимента для привлечения новых покупателей и повышения «проходимости» торговых точек сети.

 Список использованных источников и литературы


1.       Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справ.-правовая система, 2013.

.         Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

.         Авдеев В.В. Оценка финансового состояния торговой организации // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2008, №8.

.         Анализ финансовой отчетности [Текст]: учеб. пособие/ О.В. Ефимова, М.В. Мельник. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2007. -408 с.

.         Арзуманова, Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания [Текст]: учебник / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 276 с.

.         Балабанов, В.С. Инновационный менеджмент [Текст] : учебник / В. С. Балабанов, М. Н. Дудин [и др.] / - М.: Российская академия предпринимательства, Наука и образование, 2011. - 256 с.

.         Барногльц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений, М.: Финансы и статистика, 2011 - 427 с.

.         Белоусов, М.С. Должностные инструкции в торговле [Текст] / М. С. Белоусов. - М.: Экзамен, 2011. - 384 с.

.         Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. -М.: Финансы и статистика,2011.

.         Бороненко С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятий. - Екатеринбург: Изд. Урал. гос. университета, 2009. - 340 с.

.         Бочаров В.В. Финансовый анализ.: - СПб. Питер, 2010. - 240с.

.         Бурцев В.В. Управление прибылью предприятия // Финансовый менеджмент, № 4. - 2009. - с. 12-18.

.         Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-615с.

.         Ефимова О.В. Годовая отчетность для целей финансового анализа // Бухгалтерский учет.- 2006.- № 2 .- С.66-72.

.         Ефимова О.В. Финансовый анализ.-М.: Бухгалтерский учет, 2007.

.         Жуков В.Н. Формирование финансовых результатов для целей анализа// Бухгалтерский учет. - 2012.- № 12. - С.4-11.

.         Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 624 с.

.         Ковалев В.В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения).-Спб.: Проспект,2012.

.         Любушин Н.П. Анализ финансового состояния организации.-М.: Эксмо,2011.

.         Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: Финансы, «ЮНИТИ», 2009. - 437 с.

.         Пласкова Н., Тойкер Д. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа /Финансовая газета. Региональный выпуск, N 35, август 2011. - СПС «Гарант»

.         Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е издание. - Минск: ООО «Новое знание», 2011 - 688 с.

.         Тронин Ю.Н. Анализ финансовой деятельности предприятия.-М.: Альфа-Пресс, 2012.

.         Тупицын А.Л. Управление финансовой устойчивостью предприятия. - Новосибирск, 2011. - 100 с.

Приложение А

 

Бухгалтерский баланс ООО «КТМ»



 

Приложение Б

 

Отчет о финансовых результатах ООО «КТМ»


Похожие работы на - Производительность и эффективность труда в торговли: пути повышения эффективности труда

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!