Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    50,99 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление


                       АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра общей психологии

Курсовая работа на тему:

«Причины семейных конфликтов»

по дисциплине: «Социальная психология»

Выполнил:

Студентк ПС-41

Саттаров Атаджан

Преподаватель:

Тарасова И.В.




Астрахань, 2014

Содержание:


Введение

3

Глава 1

Проблема семейных конфликтов в психологии


Глава 1.1

Место конфликта в семейной психологии

5

Глава 1.2

Причины возникновения конфликтов в семейной жизни

9

Глава 2.

Анализ исследовательских работ

21


Заключение

28


Список литературы

29



Введение

Основной формой социальной организации отношений между мужчиной и женщиной является брак. Ценность брака как жестко контролируемого социального образования в России снижается в силу различных причин. Одной из них является возникновение непреодолимых конфликтов, ведущих к разводу.

Хотя конфликты представляют собой повседневные явления, длительное время они не были объектом исследований. В России на сегодняшний день семейные конфликты являются наименее изученными среди всех типов социальных конфликтов. В конце 80-х Н.В. Малярова представила роль конфликта в функционировании семейной структуры. В этот же период А.Д. Тартаковский описал конфликты в сфере брачно-семейных отношений и предложил основные пути их устранения. В.А. Сысенко проанализировал один из типов семейных конфликтов - супружеский, выделив причины его возникновения, а А.И. Тащева рассмотрела атрибутивные процессы в супружеских конфликтах. А.Н. Волкова описывает семейные конфликты с точки зрения психологического консультирования. В.П.Левкович и О.Э. Зуськова применили социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов. М.В. Розин исследовал представления о родителях и семейных конфликтах в подростковой субкультуре. Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты (В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков).

Данная курсовая работа состоит из трех глав : две теоретической направленности и одна эмпирической. В первой главе рассматривается место конфликта  в семейной жизни; во второй главе определяются причины семейных конфликтов; третья глава представляет собой анализ исследовательских работ.

Цель- исследование основных причин семейных конфликтов.

Объект-  причины возникновения семейных конфликтов.

Предмет- непосредственно конфликт в семейной жизни.

Задачи: а) рассмотрение особенностей семейных конфликтов; б) изучение причин семейных конфликтов; в) исследование причин семейных конфликтов путём анализа исследовательских работ.





















Глава 1.Проблема семейных конфликтов в психологии

Глава 1.1 Место конфликтов в семейной психологии

Семья — первая социальная общность в жизни человека, с помощью которой он приобщается к культурным ценностям, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт поведения в социуме, а также делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения.

Аристотель считал, что семья является первым видом социального взаимодействия людей и первоначальной ячейкой в обществе, благодаря которой возникло государство. Именно от Аристотеля берет свое начало мысль о семье, как о неотъемлемом элементе социальной структуры общества, т. е. во-первых, семью затрагивают проблемы общества и проникают в нее, а во-вторых, семья оказывает воздействие на отношения в обществе и влияет на характер всех процессов социальной жизни.

В социальной психологии семью рассматривают как социальную группу, соответствующую ценностям и нормам данного общества. Такая группа объединена совокупностью межличностных отношений, формируемых в совместной деятельности: супругов между собой, детей к родителям и родителей к детям и между собой, которые проявляются в привязанности, любви, интимности.

Семья обладает рядом особенностей, а именно: пожизненная принадлежность  к семейной группе (т. е. в семье человек рождается); максимальный разнородный состав группы (половые, возрастные, личностные, профессиональные, социальные и другие различия членов семьи); высокая эмоциональная значимость событий, которые происходят в семье; максимальный уровень неофициальности контактов в семье.

Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблем-

ными ситуациями, разрешение которых осуществляется в условиях проти-воречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов ее членов. В психологии под конфликтом понимается   обоюдное отрицательное психическое   состояние   двух или более людей,    характеризующееся

враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей, при этом обостряются  отрицательные  переживания;  в духовном мире  человека, может наступить состояние опустошённости, при котором всё кажется безразличным.

 Конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в социуме, своего рода клеточкой общественного бытия. Он представляет собой форму отношений между актуальными или потенциальными субъектами социального взаимодействия, мотивация которых обусловлена противостоящими нормами и ценностями, потребностями и интересами. Причины и мотивы возникновения конфликтов могут быть различными, например, психологическими, религиозными, экономическими и др. Кроме этого сама личность имеет внутренние противоречия и подвергается постоянным стрессам, сомнениям и внутренним спорам с самим собой.

Поскольку, в основе конфликта лежит противоречие, то следует понимать, что не все противоречия ведут к конфликту, а только те, которые затрагивают социальный статус личности (группы), материальные и духовные интересы людей, их престиж, мораль. Они проявляют себя тогда, когда возникает реальная угроза их действия в отношении конкретных людей, вовлекающихся в противоборство.

По мнению М.В. Вдовиной, конфликт — это особый вид общественных взаимоотношений субъектов, например, личностей, социальных групп, общностей. С психологической точки зрения он представляет собой противоборство двух или более противостоящих сторон, столкновение разнонаправленных сил. Конфликт предполагает пересечение интересов, отсутствие возможности одновременного удовлетворения потребностей сторон, осознание ущемления своих интересов и отношение к противостоящей стороне как противнику и «виновнику» проблемы.

                                                                                              

Л.А. Петровская выделила следующие категориальные основа-

ния анализа конфликта: структура, динамика, функции, типология. Струк-

тура конфликта характеризуется конфликтной ситуацией (участники и

объект конфликта) и' инцидентом (открытое столкновение участников

конфликта). В динамике конфликта выделяются этапы: возникновение

объективной предконфликтной ситуации; осознание этой ситуации как

конфликтной; инцидент; разрешение (завершение конфликта); послекон-

фликтная ситуация.Можно говорить о позитивной (конструктивной) и негативной (деструктивной) функциях конфликта. Конструктивная функция состоит в объективировании источника разногласий и противоречий и создании условий для устранения конфликта, в профилактике стагнации отношений, стимулировании развития отношений и их оптимизации.

В современной психологии принято считать, что важно не столько уметь

предотвращать конфликты, сколько эффективно их разрешать. Избегание

конфликта не снимает проблемы противоречий в семье, а только усугубля-

ет ее, сохраняя депривацию значимых потребностей членов семьи. Кон-

фликт может быть конструктивным и деструктивным, повышать степень

сплоченности, ценностно-смыслового единства и эффективности функцио-

нирования семьи либо, напротив, усиливать ее дисфункциональность.

Конструктивный конфликт характеризуется следующими признаками:

• проблема разрешается на основе интеграции, компромисса и учета ин-

тересов всех членов семьи;

взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые

конфликты, снижается уровень конфликтности в семье в целом;

• после наступает улучшение эмоционального климата в семье в целом

и эмоционального статуса каждого члена семьи: исчезают тревоги, страхи,

напряженность.

Деструктивный конфликт, в отличие от конструктивного, ха-

рактеризуется тем, что:

•проблема не решается — происходит либо полное подчинение одним

участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта ре-

шения проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от

проблемы — прерывание конфликта (мнимое перемирие) ;

• противоречивость потребностей и интересов сохраняется, потребнос-

ти члена семьи, вышедшего из конфликта побежденным, остаются не-

удовлетворенными;

•в результате возникают эмоциональное отчуждение, дистанцирование,

чувство одиночества, тревоги, безысходности (когда конфликты накапливаются); став хронической, такая ситуация может привести к невротизации и депрессии.

Таким образом, конструктивный конфликт — это конфликт, где нет

побежденных и победителей, где выигрывают обе стороны, а деструктив-

ный —это навязывание победителем своей воли побежденному.

В зависимости от динамики различают конфликты актуальные, т.е. ре-

ализуемые в настоящее время и непосредственно связанные с определен-

ной проблемой, и прогрессирующие, в которых масштаб и интенсивность

противостояния участников все более нарастает. Выделяют также привыч-

ные конфликты, возникающие по любому поводу и характеризующиеся

эмоциональной усталостью партнеров, не прилагающих реальных усилий

для их разрешения. За привычными конфликтами, как правило, скрыты

глубинные противоречия, подавленные и вытесненные из сознания.

По степени выраженности конфликты могут быть открытыми, явно

проявляющимися в поведении и неявными, скрытыми. Последние пред-

ставляют особую опасность, так как приводят к возникновению коммуни-

кационной проблемы, когда истинная причина конфликта не является

предметом обсуждения и часто даже не осознается.

Источниками  нарушения  семейных  отношений  являются,  как   правило,

столкновение  различных  представлений  мужа  и  жены  о  целях   семьи,   о

конкретном содержании её функций и способов их реализации,  о  распределении ролей в семье. Если супруги не будут понимать друг друга в  жизненно  важных для существования брака  вопросах  и  действовать  соответствующим  образом, если не выработают общую систему взглядов, то  супружеские  отношения  будут разрушаться.

Глава 1.2 Причины возникновения семейных конфликтов

Учёные считают, что многие причины неудачных браков существуют  уже  в момент их заключения.  Эти  причины  именуются  факторами  риска  построения счастливой семьи.

      Возраст вступления в брак.  Социологические  исследования  показывают,

что  раннее  заключение  брака  является  важным   фактором,   влияющим   на удовлетворённость отношениями в семье. При изучении  успешных  и  неуспешных браков выяснилось, что в группе успешных семей только 43 % вступили  в  брак до 21 года, а неуспешных 69 %. Успешный брак  предполагает  высокий  уровень социальной и психологической зрелости  людей,  т.  к.  для  него  необходимы устойчивые установки, определённые знания и умения, чего в  зачастую  нет  в юношеском возрасте.

      Экономический фактор. Изучение бракоразводной практики  показало,  что малая зарплата,  отсутствие  отдельной  квартиры  никогда  не  называется  в качестве первопричины разлада в семье, на первом месте обычно стоят  причины нравственно-психологического характера,  а  материальные  затруднения  могут усугублять разногласия и осложнять уже нарушенные отношения.

      Жилищные условия. Этот  фактор  связан  с  раздельным  или  совместным проживанием молодой пары с родителями. Данные исследований  говорят  о  том, что молодые семьи, проживающие совместно с родителями, несколько  стабильнее тех, кто живёт раздельно, хотя  конфликты  между  молодыми  супругами  и  их родителями при совместном проживании  возникают  нередко.  С  одной  стороны совместное проживание содействует внешнему социальному контролю  со  стороны родителей за молодой  парой,  выполнением  её  семейных  функций,  обогащает

личностные контакты. Однако, с  другой  стороны  жизнь  с  родителями  может затруднять    процесс    адаптации    супругов,    мешает    их     желанной самостоятельности, мешает  развитию  чувства  ответственности  за  созданную семью.

      Огромную роль играют такие факторы, как родительские семьи, в  которых воспитывались  супруги;  отношение  родителей  к  браку   детей;   добрачная беременность  –  является  при  создании  семьи  высоким   фактором   риска.Ускоренное формирование семьи приводит к неудовлетворённости, что  влияет  и на эмоциональную сторону взаимоотношений между мужем и женой.

      Продолжительность знакомства до брака. Этот фактор  является  довольно значимым для прочности брака. Непродолжительность  знакомства  до  брака  не позволяет  будущим  супругам  узнать  друг  друга  настолько,  чтобы   иметь адекватное представление о возможности  совместной  адаптации,  особенностях характеров и темпераментов.

Конфликт вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Конфликты специфичны для разных  стадий  развития  семьи.  Наиболее  существенна  роль конфликта  в  период  формирования  семьи,  когда  супруги  только  начинают приспосабливаться друг к  другу.  Именно  на  этом  этапе  важно  определить способы и пути  решения  конфликтных  ситуаций.  На  первом  этапе  развития семьи,  когда  закладывается  система  ценностей  и   формируется   семейная микрокультура, важную  роль  играет  функция  досуга.  С  рождением  ребёнка появляются   новые   проблемы,   требующие   разрешения,   особое   значение приобретает  хозяйственно-бытовая  и  воспитательная   функция.   На   этапе взросления детей, выхода супругов на пенсию отношения в  семье  меняются,  и конфликт имеет другую почву.

 

      Существует зависимость между конфликтом  и  личностями  конфликтующих. Так, есть люди,  которые  испытывают  положительные  эмоции  при  конфликте. Некоторые же переживают их очень болезненно, поскольку  не  переносят  любую психическую напряжённость. Определённые черты  характера  человека  (злость, вспыльчивость,  капризность,  обидчивость   и   т.   д.)   могут   обострять возникающие  разногласия,  усугублять  неприязненность  в  отношениях.   Вот почему важно воспитывать в себе  с  юных  лет  те  качества,  которые  могут способствовать умению налаживать отношения с людьми.  Можно  с  уверенностью сказать, что если супруги по  каким-то  причинам  не  сумели  найти  верный, адекватный способ решения своих проблем, то конфликт,  даже  естественный  и закономерный  для  данной  стадии  жизненного   цикла   семьи,   оказывается непреодолимым.

Конфликт, как правило, порождается  не  одной,  а  комплексом  причин,

среди которых весьма условно можно выделить основную. По  основной  причине, т.  е.  по  ведущему  мотиву,  можно  выделить  следующие  группы   семейных конфликтов, возникающих в результате:

 

      - стремление одного или обоих супругов  реализовать  в  браке  прежде

        всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т.  е.

        эгоизм);

 

      - сильно  развитых  материальных  потребностей  у  одного  или  обоих

        супругов;

 

      - неудовлетворённой потребности в самоутверждении;

 

      - наличия у одного или обоих супругов завышенной самооценки;

 

      - несовпадения представлений супругов о содержании ролей мужа,  жены,

        отца, матери, главы семьи;

 

      -  неумение  супругов  общаться  друг  с  другом,  с  родственниками,

        друзьями и знакомыми, коллегами по работе;

 

      - неумение супругов разобраться в причинах, вызывающих  нежелательное

        поведение одного из  них,  в  результате  чего  возникает  взаимное

        непонимание; нежелание одного из  супругов  участвовать  в  ведении

 

      - нежелание одного  из  супругов  заниматься  воспитанием  детей  или

        несовпадения взглядов на методы их воспитания;

 

      - разница в типах темперамента  супругов  и  неумении  учитывать  тип

        темперамента в процессе взаимодействия.

Одна  из  наиболее  распространённых  причин  семейных  конфликтов   –

эгоистичность одного или обоих супругов. Эгоист прежде всего думает о  своих потребностях, заботится о себе, не считается с  потребностями  и  интересами близких людей. Эгоизм в семье и есть главный враг  счастливого  супружества. Вообще, нет  порока  страшнее,  чем  эгоизм,  достоинства  он  превращает  в недостатки. Так,  соединение  эгоизма  с  трудолюбием  порождает  психологию хапуги, со  смелостью  -  лихачество,  авантюризм.  Даже  способности  и  ум эгоиста подчинены одной цели – карьеризму, самовосхищению, оправданию  своих ошибок. Ещё страшнее эгоизм воздействует на недостатки: он превращает  их  в пороки. Эгоизм и лень – уже паразитизм, эгоизм и ложь – подлость,  эгоизм  и трусость  –  предательство  и  т.  д.  Эгоизм  одного  из  супругов   делает несчастными обоих.

Другая общая причина семейных бед –  неуступчивость  супругов.  Она  –

главное препятствие к взаимопониманию, согласию, семейной гармонии. Уступать должны оба  супруга.  Но  первым  уступить  должен  тот,  кто

мудрее, сильнее, кто понимает, что нежелание и  неумение  уступать  –  путь,

ведущий к ссорам и нередко – к разводам.

 

      Очень  важно  научиться  такту  и  выдержке,  умению   убедительно   и

аргументированно излагать свою точку зрения.  Если  же  убедить  супруга  не удаётся, лучше прекратить спор. Самое  главное  –  не   превратить  семейные споры в ссоры, дискуссии – в скандалы и выяснения отношений.  Супругам  надо научиться взаимодействовать с родителями  и  родственниками,  а  важнее    - научиться уважать друг друга.

 

      Семейное согласие строится постепенно на взаимопонимании и собственном самосовершенствовании. Если кого-либо из супругов  не  устраивают  привычки, потребности и установки другого, надо, чтобы и другой это осознал  и  понял, что необходима перемена. Исправить положение можно в том случае, если  этого хотят оба супруга. Скандалы, ультиматумы, брань, даже физическое насилие  не побуждают к лучшему  поведению,  не  помогают,  а  только  мешают  виновному исправить свои ошибки  или  избавиться  от  недостатков.  Повысить  культуру быта, культуру отношений – это значит и повысить требовательность супруга  к

самому себе.

Ещё один  источник  трудностей  в  общении,  подстерегающий  супругов,

особенно в конфликтных ситуациях,  –  неумение  выражать  и  проявлять  свои чувства и переживания. У каждого человека есть определённое представление  о  себе,  о  своих возможностях, которое складывается на протяжении всей жизни. В детстве –  на основе оценки, даваемой ребёнку близкими, в последующие годы  –  окружающими людьми  и  результате  самоанализа.  В  психологии  оценку  человеком  своих возможностей,  качеств  и  его  представление  о  своём  месте  среди  людей

называют самооценкой. Она может быть завышенной, заниженной или  адекватной.

Самооценка влияет на характер взаимоотношений человека с окружающими  людьми и выбор средств самоутверждения.

 

      Отношение человека к  себе  находит  выражение  во  всём  его  облике.

Человек с заниженной самооценкой, как правило, стеснителен,  нерешителен,  с опаской включается в деятельность. Он оценивает свои  возможности  и  успехи ниже их реального состояния. У людей  с  заниженной  самооценкой  достаточно развита способность к самокритике.

 

      Человек с завышенной  самооценкой  пренебрежительно  и  неодобрительно относится к людям. Он переоценивает  свои  реальные  возможности  и  успехи. Такой человек оценивает себя выше, чем  его  оценивают  взаимодействующие  с ним люди.

 

      Человек с адекватной самооценкой точно знает, на что  он  способен,  и

берётся за дело тогда, когда уверен в успехе.

 

      При  всём  разнообразии  проблем  семья,  испытывающая  боль,   всегда

характеризуется: низкой самооценкой, ненаправленными, спутанными,  неясными, в  значительной  степени  нереалистичными   и   нечестными   коммуникациями; ригидными,  инертными,  стереотипными,  негуманными,  не  направленными   на помощь  другим  и  чрезмерно  ограничивающими  жизнь  правилами   поведения; социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье,  либо  наполненными страхом и угрозой.

 

      Неблагополучные  семьи  порождают  неблагополучных  людей   с   низкой самооценкой,  что  толкает  их  на  преступление,  оборачивается   душевными болезнями,  алкоголизмом,  наркоманией,  нищетой   и   другими   социальными проблемами.

 

      Причиной  раздоров  в  семье  может  быть  зависть   к   материальному

обеспечению. Чаще у людей с эгоистической направленностью чрезмерно  развиты материальные  потребности.  Разумеется,  человек  должен  быть   материально обеспечен. Но материальные потребности могут быть столь  значительными,  что зарплаты на их удовлетворение не хватит. Одни  ищут  дополнительную  работу, стараясь заработать побольше  денег.  Другие  «добывают»  деньги  преступным путём –  берут  взятки,  занимаются  вымогательством,  спекулируют,  воруют, участвуют в грабежах. Третьи, не найдя способа  «добыть»  деньги,  мучаются, страдают, чувствуют себя несчастными и завидуют тем,  кто  «умеет  жить».  У этих   людей   часто   бывает   плохое   настроение,   вызванное    сильными

отрицательными переживаниями. В итоге – неизбежные семейные ссоры.

 

      Люди  с  нормально  развитыми  материальными  потребностями  живут  по средствам  и  стремятся  свои  потребности   привести   в   соответствие   с

возможностями удовлетворения их.

 

      Большую роль  в  возникновении  семейных  конфликтов  играет  незнание индивидуально-психологических различий людей, знание же их позволяет  понять их поведение, помогает правильно выбрать средства общения с ними.

 

      Типы темперамента нельзя делить  на  «хорошие»  и  «плохие».  Людей  с

«чистыми» типами темперамента  не  бывает.  Под  влиянием  условий  жизни  и воспитания темперамент подвергается изменениям. Поведение человека того  или иного  типа  темперамента  можно  в  определённой  мере  корректировать.   В зависимости от обстановки холерик может сорваться,  накричать,  но  может  и сдержаться.  Оскорбляющий  жену  и  близких  людей  у  себя  дома,   холерик воздержится от подобного поведения по отношению к  начальнику,  если  знает, что это может для  него  плохо  кончиться.  Необходимо  научиться  различать особенности  поведения,  вызванного  типом  темперамента  и  неумением  (или нежеланием) сдерживать себя. Кроме того,  на  поведение  человека  влияет  и состояние его нервной системы, и  состояние  здоровья.  Нервное  заболевание может стать причиной несдержанности, эмоциональной  вспышки.  И  флегматика,

если очень постараться, можно вывести из себя.

 

      Если  оба  –  холерики,  то   можно   ожидать   состояния   повышенной

конфликтности в семье. Если оба – флегматики, то скорее  всего,  конфликтных ситуаций будет мало. Если один из супругов холерик, а  другой  –  флегматик, то вспыльчивость и  нетерпеливость  натолкается  на  выдержку,  спокойное  и ровное поведение другого. В этой ситуации  холерик,  подогреваемый  ответным действием,   успокоится   и   ссора   может   не   возникнуть.   Разумеется, отрицательное   проявление    того    или    иного    темперамента    должны корректироваться самовоспитанием.

Частой причиной,  а  по  данным  социологов  стоят  на  первом  месте,

конфликтов между супругами являются дети.

 

      Родился новый человек.  До  его  рождения  будущие  родители  вряд  ли

задумывались над тем, какой нелёгкий путь предстоит им пройти вместе,  какие испытания выдержать. Супругам приходится изменять весь строй уже сложившихся  внутри  семьи отношений, привычек, весь созданный ими уклад жизни.  Помимо  прежних  ролей супругов, они принимают на себя новые роли матери и отца. На  несколько  лет в семье складывается такая  ситуация,  когда  новый  член  семьи  фактически «диктует» своим родителям условия семейной жизни.  Подобная  перестройка  не всегда проходит  гладко.  Более  того,  трудности  этого  периода  иной  раз приводят  к  таким  конфликтам,  которые  могут  на  долгие  годы  исказить, искалечить весь строй душевных, психологических отношений между супругами.

 

      Постоянно возникающие конфликты могут негативно сказаться не только на супружеских отношениях, но и на нравственном, психическом развитии  ребёнка. Ведь  психика  малыша,  его  душевный  склад,  восприятие  и   отношение   к окружающему миру, другим людям и себе самому формируются  под  влиянием  той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой,  доминирующий во взаимоотношениях супругов, имеет здесь  немаловажное  значение.  Проходит совсем немного времени, и постоянно ссорящиеся молодые папы и мамы  начинают удивляться, откуда у их  малыша  появились  не  очень  приятные  свойства  и качества:  драчливость,  жадность,  капризность,  чрезмерная  застенчивость, лживость,  возникновение  которых  в  свою  очередь   ведёт   к   серьёзному осложнению и без того натянутых отношений.

Как же избежать конфликтов, связанных  с  детьми?  Путь  только  один:

перестроить  свои  отношения  так,  чтобы  на  первое  место  вышли  задачи,

связанные  с  воспитанием  ребёнка,  уходом  за  ним.  Тогда  малыш   станет

настоящим центром супружеских отношений, а не помехой.

По мнению В. А. Сысенко причины всех супружеских конфликтов подразделяет на три большие категории:

1) конфликты на почве несправедливого распределения труда (разные понятия прав и обязанностей);
2) конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребностей;
3) ссоры из-за недостатков в воспитании.

По поводу первой причины следует отметить, что главным в распределении семейных обязанностей является именно их согласованность, вследствие чего и традиционная, и эгалитарная модели семьи могут оказаться вполне приемлемыми для семейного благополучия, если они удовлетворяют обоих супругов. Поиски этой согласованности могут быть сопряжены с конфликтами. Муж и жена могут ожидать от супружества очень разного и по-разному представлять свою семейную жизнь. При этом чем более эти представления не совпадают, тем менее прочной является семья и тем больше в ней возникает опасных для нее ситуаций. В подобном случае можно говорить о несовпадении ролевых ожиданий, ролевом конфликте, или более широко, о конфликте представлений.

Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими, ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Поведение каждого, отвечающее его индивидуальным представлениям о своей семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное, а поведение другого партнера, не отвечающее этим представлениям, как неверное и даже злонамеренное.

С этими ожиданиями и представлениями тесно смыкаются потребности, которые супруги хотели бы удовлетворить в браке. Если представления не совпадают, то и потребности находятся во взаимном рассогласовании: мы стремимся удовлетворить вовсе не те потребности, которые являются актуальными для другого, и соответственно, ждем от него удовлетворения тех наших потребностей, которые он как раз удовлетворять не собирается. Такое рассогласование переходит сначала в скрытый, а потом и в открытый поведенческий конфликт, когда один из супругов с его ожиданиями и потребностями становится препятствием для удовлетворения желаний, намерений и интересов другого.

На конфликты в семье влияют также неадекватные и противоречивые семейно-брачные представления и ожидания. В психологической литературе выделяются три основные причины несовпадения семейно-брачных представлений молодежи. Первая из них связана с тем, что наши представления о браке и семье чем дальше, тем больше уточняются, насыщаются подробностями, поскольку семья все меньше соответствует сложившейся в веках схеме функционирования.

Вторая причина заключается в том, что семейно-брачные представления в настоящее время весьма далеки от идеала. Исследования, проведенные в Вильнюсе, показали, что эти представления часто ограничены какой-либо одной стороной жизни, преимущественно хозяйственно-бытовой или сексуальной. Оказалось, что в большинстве случаев более подробно обсуждались обязанности не того пола, к которому принадлежал опрашиваемый, а противоположного. Наибольшее расхождение между молодыми мужчинами и женщинами выявилось в представлениях о том, каким образом можно поддерживать хорошие отношения в семье. Представители сильного пола свою основную задачу видели в ее материальном обеспечении, забывая о моральной и эмоциональной поддержке, которую муж обязан оказывать жене. В отличие от них, представительницы слабого пола подчеркивали значение этой поддержки и детально ее обсуждали.

Третья причина состоит в том, что конфликт представлений молодых супругов может обостряться и усугубляться из-за очень слабого знания представлений друг друга. Это происходит, во-первых, потому, что в период предбрачного ухаживания они предпочитают обсуждать любые темы, кроме тех, которые непосредственно относятся к семейным отношениям. Во-вторых, выяснить представления друг друга им мешает весьма короткая продолжительность этого предбрачного ухаживания.

Пять основных потребностей мужчины в браке:

1) половое удовлетворение, 2) спутник по отдыху, 3) привлекательная жена, 4) ведение домашнего хозяйства, 5) восхищение.

Пять основных потребностей женщины в браке:

1) привлекательность, 2) возможность поговорить, 3) честность и открытость, 4) финансовая поддержка, 5) посвященность семье.

Часто неудачи мужчин и женщин в удовлетворении супружеских потребностей, отмечает Харли, обусловлены просто незнанием потребностей друг друга, а не эгоистичным нежеланием оказывать внимание супругу.

Таким образом, конфликт- это обоюдное отрицательное психическое   состояние   двух или более людей,    характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей, при этом обостряются  отрицательные  переживания. Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблемными ситуациями, разрешение которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов ее членов. Причины конфликтов в семье подразделяют на три категории: 1) конфликты на почве несправедливого распределения труда (разные понятия прав и обязанностей);
2) конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребностей;
3) ссоры из-за недостатков в воспитании.

Анализ исследовательских работ

Для  эмпирической части данной курсовой работы выбрано исследование, проведенное на базе Белорусского государственного университета.

Задачей данного исследования является обнаружение взаимосвязи между стилем поведения в конфликтных ситуациях и характером взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях.

Использованные методики:

·   Методика Томаса «Стили конфликтного поведения»

·   Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

Количество опрошенных: 50 человек – 25 супружеских пар.

8 пар – молодое супружество – средний возраст – 24 года

7 пар – супружество среднего возраста – средний возраст -33 года

6 пар – супружество зрелого возраста – средний возраст -42 года

4 пары – супружество пожилого возраста – средний возраст -53 года

Интерпретация полученных результатов.

По графику №1 стили конфликтного поведения выявлено: у мужчин в большей степени выражен стиль конфликтного поведения соперничество, у женщин - в меньшей степени. Такой стиль поведения, в большей степени свойственный активным и агрессивным представителям мужского пола с мотивацией активно-оборонительного поведения или самоутверждения в качестве доминирующих мотиваций. У мужчин в меньшей степени выражен стиль приспособление, чем у женщин.


Это может объясняться тем, что женщины в большей степени, чем мужчины ориентированы на сохранение социальных отношений. Субъект с этим стилем поведения осознает наличие внешнего конфликта и пытается к нему приспособиться с помощью различных тактик. Мужчины незначительно меньше склонны к сотрудничеству и компромиссу, чем женщины. В равной степени у мужчин и женщин присутствуют избегание.

По графику №2 характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях выявлено: Мужчины более пассивны, чем женщины за исключением сфер, связанных с рассогласованием норм поведения и проявление ревности.


В сфере рассогласования норм поведения мужчины и женщины одинаково пассивны при семейных недоразумениях, но их реакции при этом позитивны, т.е. они более настроены на решение такого рода проблем. В сфере проявления ревности у мужчин реакции незначительно негативнее, чем у женщин. В сферах связанных с отношениями с родственниками и друзьями, в проявлении доминирования одним из супругов, мужчины и женщины имеют более негативные реакции.

По графику №3 стили конфликтного поведения на разных этапах супружества выявлено: соперничество на этапах Молодое супружество, Супружество среднего возраста и Супружество пожилого возраста выражено одинаково, на этапе Супружество зрелого возраста соперничество маловыраженное.

Сотрудничество имеет скачкообразный характер: Более выражено на этапах Молодое супружество и Супружество зрелого возраста, чем на этапах Супружество среднего возраста и Супружество пожилого возраста.


Компромисс на этапах Супружество среднего возраста и Супружество зрелого возраста выражен больше, чем на этапах Молодое супружество и Супружество пожилого возраста.

Избегание минимально на этапе Молодое супружество, затем становиться всё более выраженным на этапах Супружество среднего возраста и Супружество зрелого возраста, но становиться менее выраженной на этапе и Супружество пожилого возраста.

На этапе Молодое супружество ярко выраженным стилем является сотрудничество, субъект конфликта ориентирован на разрешение задачи, а не на социальные отношения и может в связи с этим жертвовать своими ценностями ради достижения общих целей, напротив же соперничество используется меньше. На этапе Супружество среднего возраста доминирующим является компромисс, не доминирующим - соперничество. Сотрудничество, компромисс и избегание на этапе Супружество зрелого возраста выражено примерно одинаково, соперничество выражено менее.

На этапе Супружество пожилого возраста все стили выражены примерно одинаково, однако более выраженный стиль избегание, так как люди на этом этапе супружества ориентированы на сохранение статуса своего «я», менее выражен стиль соперничество, так как это наиболее опасный стиль, который может перевести внешний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы.

По графику №4 характер взаимодействия супругов в конфликтных выявлено: результаты примерно одинаковы, во всех случаях супруги не принимают активной позиции.


Но на этапах Супружество среднего возраста и Супружество зрелого возраста супружества можно отметить, что супруги больше готовы идти на компромисс, разрешать ситуации, связанные с рассогласованием норм поведения. Стоит отметить, что на этапе Супружество зрелого возраста по всем сферам в целом реакции менее негативны, более пассивны, чем на этапах Молодое супружество, Супружество среднего возраста и Супружество пожилого возраста.

Использование корреляционного анализа позволило выявить ряд зависимостей. Была выявлена положительная корреляционная связь между компромиссом и такой сферой взаимодействия супругов, как воспитание детей, т.е. супруги при решении вопросов, связанных с воспитанием детей чаще идут на компромисс. Положительная корреляционная связь между приспособлением и вопросами, связанными с воспитанием детей, так как супруги ориентированы на сохранение социальных отношений, то есть на сохранение отношений со своими детьми.

Положительная корреляционная связь между сотрудничеством и «виновностью» респондента, объясняется тем, что субъект конфликта ориентирован на разрешение задачи, а не на социальные отношения и может в связи с этим жертвовать своими ценностями ради достижения общих целей. Положительная корреляционная связь между приспособлением и «виновностью» респондента, объясняется тем, что приспособление возникает на фоне неадекватной, заниженной самооценки и человек считает себя виновным в конфликте.

Чем более выражены стили компромисс и приспособление, тем менее конфликтогенна сфера вопросов, связанных с воспитанием детей. Чем более выражены стили сотрудничество и приспособление, тем больше считает себя «виновным» респондент.

Также была выявлена обратная корреляционная связь между сотрудничеством и проявлением автономии, т.е. при конфликтных ситуациях, связанных с самоутверждением, проявлением независимости, в меньшей степени супруги используют такой стиль поведения, как сотрудничество. Обратная корреляционная связь между соперничеством и рассогласованием норм поведения, так как соперничество вызывает часто максимальное сопротивление у партнеров по общению, противоречие разрешается в одностороннем порядке. Обратная корреляционная связь между соперничеством и «виновностью» респондента, объясняется тем, что индивид, демонстрирующий этот стиль, как правило, озабочен отношением к себе со стороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядеть победителем

Чем более выражен стиль сотрудничества, тем меньше проявляется стремление к автономии. Чем больше выражено соперничество, тем меньше происходит рассогласование норм поведения и респондент считает себя менее «виновным».

Выводы

· Существуют различия в стиле поведения в семейных конфликтах между мужчинами и женщинами: у мужчин более выражен стиль соперничество и менее приспособление, чем у женщин.

· Не существуют различия между стилем поведения супругов в конфликтных ситуациях на разных этапах супружества

· Существует зависимость между стилем поведения в конфликтных ситуациях и характером взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях: в процессе воспитания детей чаще используются такие стили как приспособление и компромисс; при конфликтных ситуациях, связанных с самоутверждением, проявлением независимости меньше всего используется сотрудничество.














Заключение

Таким образом, изучив теоретические аспекты проблемы семейных конфликтов, можно сделать вывод:

 Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблем-

ными ситуациями, разрешение которых осуществляется в условиях проти-воречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов ее членов. Источниками  нарушения  семейных  отношений  являются,  как   правило,столкновение  различных  представлений  мужа  и  жены  о  целях   семьи, о конкретном содержании её функций и способов их реализации,  о  распределении ролей в семье. Если супруги не будут понимать друг друга в  жизненно  важных для существования брака  вопросах  и  действовать  соответствующим  образом, если не выработают общую систему взглядов, то  супружеские  отношения  будут разрушаться.














Список литературы:

1.Исследования супружеских конфликтов https://sites.google.com/

 2. Особенности возникновения и развития конфликтов на первых этапах создания семьи http://sibac.info/index.php/

3. Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни — М.: Протестант, 1992.—143 с.

4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология- М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006- 23, 391 с.

5 Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992- 98 с.

6. Карабанова О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 120 с.

7. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта – М.: Изд-во МГУ, 1977

8. Сысенко В. А. Семейные конфликты- М.: «Мысль», Москва, 1989





Похожие работы на - Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!