Михайловский златоверхий монастырь
МИНИСТЕРСТВО
КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ
КАФЕДРА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Михайловский
златоверхий монастырь
Курсовая
работа по дисциплине «История украинского искусства»
Луганск
2013
ВВЕДЕНИЕ
Михайловский Златоверхий монастырь - один из
древнейших монастырей в Киеве. Предполагается, что Михайловский собор был
первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная
традиция.
История Михайловского собора, как и многих
подобных памятников архитектуры полна взлетев и падений.
Основана святыня была в 1108 году князем
Святополком, внуком Ярослава Мудрого, на месте Дмитриевского монастыря. Освящен
- в 1113 году. Прекрасное творение искусства было посвящено небесному
покровителю города Киева - архангелу Михаилу. Купола собора выглядели
ослепительно красиво и блестяще. От этого ему дали имя Михайловский
(Златоверхий) собор.
Объект исследования: Михайловский Златоверхий
монастырь
Задания исследования:
Рассмотреть этапы создания Михайловского
Златоверхого монастыря
Проанализировать особенности создания
Проследить этапы развития
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МИХАЙЛОВСКОГО
ЗЛАТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ
.1 История создания
В 1108 году два брата, сыновья киевского князя
Изяслава Ярославича - Петр-Ярополк и Михаил-Святополк - основали в Киеве, на
месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь. В этом же году,
в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора
новой обители - собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного
воинства. В 1113 году собор был освящен.
Михайловский собор был поставлен на обрыве
Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру.
Трехнефный крестовокупольный храм с одним
куполом, схожий с Успенским собором в Печерской лавре, был построен в технике
смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича -
плинфы.
Впервые в практике русского каменного зодчества
купол собора был позолочен, за что он и получил наименование от восхищенных
киевлян - Златоверхий.
Фасады храма были украшены лепными украшениями -
наличниками и орнаментом - выполненными известным киевским архитектором И.
Григоровичем-Барским.
Фризы барабанов были украшены оригинальными
майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.
Мощи великомученицы Варвары, жены князя
Святополка, больше, чем восемь веков покоились в стенах храма. Рака святой
Варвары находилась в центре церкви. Сначала мощи хранились в кипарисовом гробу,
украшенном тонкой материей и серебром. В 1694 году на средства Ивана Мазепы
была изготовлена серебряная рака, которая представляла собой настоящий шедевр
ювелирного мастерства. Но время - главный враг шедевров - сделало свое дело, и
в XIX веке возникла необходимость в новом пристанище для мощей Варвары. В 1847
году на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской петербургским мастером
Андреевым создается новая рака из чистого серебра, украшенная изображениями
религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой.
К другим святыням собора принадлежали 15
перстней утонченной ювелирной работы, кресты с бриллиантами, иконы архистратига
Михаила и святой Варвары, в 1888 году во время раскопок под несколькими слоями
грунта были найдены реликвии - фрески XI века, иконостас церкви сделан
мастером-резчиком Григорием Петровым на средства гетмана Ивана Скоропадского.
.2 Разрушение и восстановление Михайловского
Златоверхого монастыря
июня 1934 года некоторые киевляне могли видеть
страшную картину - под управлением ленинградского профессора Фролова группа
работников начала демонтаж фресок и мозаик собора. Множество произведений
искусства в период 1934 - 1936 годов были вывезены в Россию, или проданы за
бесценок иностранным государствам. Иконостас храма был уничтожен, такая же
судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их
перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор.
Согласно решению политбюро ЦК Компартии УССР Михайловский Златоверхий собор был
разобран и взорван в 1930-х годах. Перед этим наиболее ценные произведения
искусства, в частности, фрески, были демонтированы и переданы в музеи Киева. В
годы Второй мировой войны фрески были вывезены в Германию, откуда они попали в
Эрмитаж.
Восстановленный в 1997-1998 годах Михайловский
собор в Киеве (официально открыт 30 мая 1999 года) - один из главных храмов
неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Но храм был
воссоздан не в первоначальных формах (до наслоений), поэтому многие историки
его не признают. На колокольне монастыря установлены современные электрические
часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон,
предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным
музыкантом.
<#"706917.files/image004.gif"> <#"706917.files/image005.gif">
С весны 2000 года для богослужения и
посещения открыта центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с
начала 2001 - Варваринский и Екатерининский приделы.
РАЗДЕЛ. 2 МОЗАИКИ И ФРЕСКИ МИХАЙЛОВСКОГО
ЗЛАТОВЕРХОГО МОНАСТЫРЯ
Самую большую славу Михайловскому собору
принесли его фрески и мозаики, которые называют «мерцающей живописью» за то,
что их сияние то затухало, то вспыхивало с новой силой, охватывая все
внутреннее пространство собора. Мозаики Михайловского собора являлись
величайшим произведением живописи.
<#"706917.files/image007.gif"> <#"706917.files/image008.gif"> <#"706917.files/image009.gif"> <http://www.uer.varvar.ru/zlatoverh1.htm>
Димитрий Солунский. Мозаика церкви
Михаила Архангела Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве
«Мерцающей живописью» их называют
мозаики Михайловского собора - они, словно маревом, обволакивали все
пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.
Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись
выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали
о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа
изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой
школы связано, прежде всего с именем древнерусского художника, инока Киево-Печерского
монастыря Алипия, мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было
окружено легендами. Житие преподобного Алипия включено в текст Киево-Печерского
патерика. В ранней молодости, «во дни благоверного князя Всеволода Ярославича»
(сына Ярослава Мудрого), родители отдали его «на учение иконного писания»
кому-то из греческих иконописцев, работавших в Киеве над украшением алтаря
Успенского собора Киево-Печерского монастыря. Учась и работая над созданием
фресковых и мозаичных композиций в Софийском соборе и в других киевских
церквях, Алипий «добре извык хитрости иконной, иконы писать хитр бе зело». В
искусстве Алипия заметна его близость к традициям константинопольской
художественной школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в
котором преобладает чисто русское народное начало. Как доказали исследования
ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе
Алипия. В эпоху разробленности, на закате могущества Киевской Руси, искусство
«мерцающей живописи» угасло - для удельных князей мозаика оказалась слишком
дорогостоящей. Таким образом, мозаики Михайловского Златоверхого собора, стали
вершиной древнерусского мозаичного мастерства. Часть мозаик Михайловского
собора - «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и
Фаддея и ряд других - была перенесена в Софийский собор. Мозаику «Дмитрий
Солунский», ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные
древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а
верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» - в Русском музее в Петербурге.
Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены
собора. Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными
изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием,
другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это
портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни
этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается
загадкой, а их тематика - неясной.
михайловский монастырь
мозаика храм
ВЫВОД
Михайловский Златоверхий собор по-настоящему
является памятником украинского искусства. Даже в восстановленном виде и при
отсутствии древнего иконостаса и других утерянных бесценных реликвий собор
доказывает, насколько были велики замыслы древних мастеров и их воплощения.