Формы и методы налогового контроля РФ за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,43 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы и методы налогового контроля РФ за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах














Курсовая работа

Формы и методы налогового контроля РФ за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах

Введение

Конституцией РФ закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, выполнение им своих социально-значимых функций. Каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений. В данной курсовой работе будет рассмотрен механизм контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах в лице налоговых органов и его основной инструмент - налоговые проверки.

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

В целях осуществления налогового контроля налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и вправе требовать все необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, проводить налоговые проверки, определять суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет, требовать от налогоплательщиков или налоговых агентов устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также взыскивать недоимки, пени и т.д.

Налоговый контроль - это один из важнейших институтов налогового законодательства. Он является составной частью государственного финансового контроля. Сущность налогового контроля состоит в проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в том числе проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Налоговые проверки являются основной и, как показывает практика, наиболее эффективной формой налогового контроля. Следует отметить, что в моменты их проведения них возможны такие мероприятия, как получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль.

В соответствии с поставленной целью в данной курсовой работе были решены следующие задачи:

. Рассмотреть правовую природу налогового контроля;

. Проанализировать камеральную проверку как форму налогового контроля;

. Изучить выездную проверку как форму контроля;

. Рассмотреть структуру налоговых органов, их основные права и обязанности;

. Изучить методы, применяемые в ходе проведения проверок.

1. Правовое регулирование налогового контроля: понятие и сущность

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ [3]. Контроль необходимо рассматривать как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.

В широком аспекте налоговый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов [16, с. 3].

В узком аспекте налоговый контроль - это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов [17, c.115].

Налоговый контроль, как и контроль, вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанных лиц. Поскольку налоговый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет в себе все существенные черты последнего. В то же время налоговый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных лиц, целей и задач, а также форм и методов. Специфика налогового контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика и т.д.

Объектами налогового контроля является движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков [21, c.24].

Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы, ФСЭНП. Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. [10, c.122].

Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных налоговых режимов.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов [21, с. 38]

Выполнение основной цели налогового контроля осуществляется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:

) обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

) обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

) улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в РФ;

) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

) проверка целевого использования налоговых льгот;

) пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере [19, с. 93-95].

Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации. Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета [16, с. 21].

А теперь мы рассмотрим характеристику налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль

Налоговые органы в РФ - это единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей [27, с. 115].

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, в сферу полномочий которого, помимо контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, включаются контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов [29, с. 64].

Федеральная налоговая служба - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также обеспечивающий представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов России.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и другими организациями [27, с. 133].

Структура налоговых органов соответствует федеративному устройству РФ. Налоговые органы имеют трехзвенную структуру:

- федеральный уровень (ФНС, т. е. центральный аппарат);

- уровень субъектов (Управления ФНС по субъектам), межрегиональные инспекции и муниципальные образования (инспекции МНС по районам, городам без районного деления и районам в городах);

- инспекции межрайонного уровня [23, с. 4-6].

Налоговые органы образуют единую централизованную систему с вертикальной структурой подчинения и назначения. Такое единство определено единством налоговой политики и необходимо для единообразного применения налогового законодательства. Оно обеспечивается тем, что функции контроля налогообложения осуществляют только органы ФНС. Кроме того, в НК РФ внесено дополнение о праве вышестоящего налогового органа отменять решения нижестоящих налоговых органов, если эти решения не соответствуют законодательству о налогах и сборах.

Общая структура налоговых органов включает в себя звенья, действующие на межрегиональном и межрайонном уровнях. Это обусловливается спецификой экономической деятельности отдельных категорий налогоплательщиков, например, крупнейших предприятий. К указанным звеньям относятся:

- 7 межрегиональных налоговых инспекций по федеральным округам;

- ряд межрегиональных налоговых инспекций (МРНИ), создаваемых по отраслевому признаку - в определенных сферах, наиболее подверженных уклонению от уплаты налогов (межрегиональная инспекция по контролю в сферах алкогольной и табачной продукции, нефтяного бизнеса и др.). В настоящее время их 8;

- межрайонные налоговые инспекции двух типов:

) контролирующие территорию нескольких административных районов в целях экономии бюджетных средств;

) контролирующие определенные категории налогоплательщиков.

Так, одной из задач МРНИ является учет крупнейших налогоплательщиков. Приказом МНС от 16.04.2004 № САЭ-3-20/290 утверждены критерии отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровне [7, 8].

Взаимоотношения между звеньями налоговой службы основаны на принципе вертикальной подотчетности (соподчиненности). Принципом вертикальной подотчетности обуславливается порядок обмена информацией между звеньями налоговой службы и доведения законодательного и инструктивного материала.

К основным задачам ФНС относятся следующие:

. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, иных обязательных платежей;

. Осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;

. Контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции и т.д. [5].

Федеральная налоговая служба в качестве уполномоченного органа исполнительной власти осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, регистрации физических лиц и прекращении ими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей; ведения единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Служба осуществляет в пределах своей компетенции контроль соблюдения законодательства в области государственной регистрации юридических лиц.

Федеральная налоговая служба - единый методический, методологический и координационный центр, осуществляющий руководство нижестоящими территориальными органами [27, с. 167].

Полномочия ФНС распространяются на контроль и надзор за:

) соблюдением законодательства о налогах и сборах,

) представлением деклараций о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции, фактическими объемами производства и реализации данной продукции, выделением и использованием квот на закупку этилового спирта,

) осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами,

) полнотой учета выручки денежных средств у организаций и индивидуальных предпринимателей.

ФНС реализует различные функции:

) осуществляет государственную регистрацию налогоплательщиков и установку контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях по производству этилового спирта;

) регистрирует в установленном порядке договоры коммерческой концессии и контрольно-кассовую технику;

) ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков; государственные сводные реестры лицензий на производство, хранение, реализацию этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей непищевой продукции; реестр лицензий на производство табачной продукции; реестры разрешений на учреждений акцизных складов;

) бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; законодательстве налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов;

) осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных налогов;

) устанавливает форму налогового уведомления, требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; форму решения о проведении ВНП; форму и требования к составлению акта ВНП; форму представления налоговыми агентами информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов;

) разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и другие документы и направляет их для утверждения в Минфин России;

) осуществляет проверку деятельности юридических, физических лиц в установленной сфере [6].

Федеральная налоговая служба осуществляет контроль территориальных подразделений и подведомственных организаций, международное сотрудничество по вопросам налогообложения.
Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме установленных законодательством случаев, а также управление государственным имуществом и осуществление платных услуг.
Управления ФНС по субъектам выполняют аналогичные функции по отношению к низовым звеньям, контролируют соблюдение законодательства на территории субъектов, организуют и контролируют работу нижестоящих налоговых органов. Каждое Управление может иметь свои задачи и функции, обусловленные особенностями данного региона [7].

Налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах выполняют непосредственно функции по осуществлению налогового контроля подведомственных юридических и физических лиц:

. Обеспечивают учет налогоплательщиков;

. Контролируют своевременность представления и достоверность документов, связанных с уплатой налогов;

. Обеспечивают применение финансовых санкций, предусмотренных законодательством, и своевременность взыскания средств по ним;

. Ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени и штрафов;

. Обеспечивают передачу правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

. Составляют и представляют в вышестоящие налоговые органы налоговую отчетность [9, с. 158].

Таким образом, налоговый контроль является наиболее эффективной и функциональной процедурой, созданной с целью соблюдения законодательства о налогах и сборах лицами, на которых возложена такая обязанность, пресечения нарушений в налоговой сфере, а также систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а именно должны выявлять и пресекать все возможные правонарушения в сфере взимания и уплаты налогов и сборов. Как правило, распределение компетенции в сфере контрольных полномочий осуществляется, во - первых, по территориальному принципу, и во - вторых, на основе определенных характеристик проверяемых лиц (масштабы, вид деятельности). Вся деятельность налоговых органов основывается на 3 принципах: единства, независимости и централизации, на основании которых должны быть расставлены приоритеты в решении той или иной ситуации.

2. Формы и методы контрольной работы налоговых органов

.1 Камеральные налоговые проверки

контроль правовой проверка налоговый

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля. Согласно п. 2 ст. 87 НК РФ, елью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах.

Камеральная проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет. В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ, для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Таким образом, налоговики обязаны провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета) [1, с. 102].

О начале камеральной проверки налогоплательщика извещать налоговые инспектора не будут и это абсолютно законно, т.к. НК РФ не обязывает налоговых инспекторов извещать налогоплательщика о проведении камеральной проверки поданных налоговых деклараций (расчетов). Фактически, проверка проводится автоматически по каждой представленной декларации (расчету), как минимум в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений. При чем, углубленная камеральная проверка, начинается только тогда, когда налоговый орган запросит у налогоплательщика пояснения, истребует документы, начнет встречную проверку контрагентов и т.п. Необходимо обратить внимание, что если на дату подачи уточненной декларации (расчета по авансовым платежам) не завершена проверка первичной декларации, то она прекращается и начинается проверка уже поданной налогоплательщиком уточненной декларации. Кроме того, налоговые органы не имеют права проверять одну и ту же декларацию дважды.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. При этом специальное решение руководителя налогового органа для проведения проверки не требуется [1, с. 102].

В случае выявления ошибок или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, что подтверждается п. 3 ст. 88 НК РФ. Сказанное относится только к ошибкам, не повлекшим недоплату налогов. Если же это произошло, инспекторы в течение 10 дней с момента окончания проверки выносят постановление о привлечении фирмы к ответственности. Еще десять дней отводится инспекции на то, чтобы направить налогоплательщику требование об уплате недоимки, пеней, штрафа и исправлении документов [25, с. 31-33].

Согласно п. 4 ст. 88 НК РФ, в случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Материалы проверки, в ходе которой установлено налоговое правонарушение, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Он выносит одно из следующих решений:

. О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

. Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;

. О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля [20, с. 2-5].

Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Приводятся документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие ответственность. Кроме того, указываются статьи НК, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности. Также приводятся предложения об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога, уплате пени за несвоевременное перечисление налога, начисленных на дату вынесения решения, и соответствующих налоговых санкций [14, с. 54].

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется в соответствии с п.5 ст.88 НК РФ.

В решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения этих мероприятий, а также решение о назначении конкретных мероприятий налогового контроля.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку. Она может быть также передана иным способом, свидетельствующим о дате получения ее налогоплательщиком либо его представителем. Если такими способами вручить решение налогоплательщику или его представителю невозможно, решение можно отправить по почте заказным письмом. Письмо считается полученным по истечении шести дней после его отправки [15, с. 110].

В десятидневный срок с момента вынесения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате неуплаченного или не полностью уплаченного налога и пени.

Таким образом, можно сделать вывод, что камеральная проверка имеет двойное назначение: как средство контроля за правильностью и достоверностью отражения показателей в налоговых декларациях и как основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Кроме того, в процессе камеральных проверок налоговые органы проводят большую долю, являющейся непосредственной подготовкой посещения налоговым инспектором налогоплательщика при выездной проверке. Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок, позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций. В связи с вышесказанным становится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое, налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы.

2.2 Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа [13,с. 12].

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

) полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

) периоды, за которые проводится проверка;

) должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки [30, с. 42-43].

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств [21, с. 53].

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке [28, с. 131].

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

) истребования документов (информации)

) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

) проведения экспертиз;

) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке [11, с. 8-9].

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца. На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой [29, с. 78].

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация [29, с. 91].

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика.

При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ [1, с. 109].

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае если налогоплательщик уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте [24, с. 55].

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки [15, c.59].

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России) [10, с. 183].

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в 15 дневный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражений по акту в целом или по его отдельным положениям [13, c.127].

Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

. О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

. Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

. О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, можно сделать вывод, что выездная налоговая проверка является одним из самых эффективных методов налогового контроля, целью которой является повышение дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствование организации работы налоговых органов, связанной не только с выявлением и пресечением нарушений законодательства о налогах и сборах, но и предупреждением возможных налоговых правонарушений в будущем. Однако, любой налогоплательщик должен знать правила и порядок проведения проверки, оформления её результатов, права и обязанности сторон. Это позволит не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок. И как показывает судебная практика в споре между налогоплательщиком и налоговым органом, решение выносится именно в пользу налогоплательщика, что только стимулирует налоговые органы усовершенствовать свою работу.

2.3 Процедуры, применяемые при проведении налоговых проверок

Методы налогового контроля различны для документального и для фактического налогового контроля [19, с. 147].

Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:

) формальная, логическая и арифметическая проверка документов;

) юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;

) встречная проверка;

) оценка правильности отражения данных первичного учета в бухгалтерских проводках;

) экономический анализ.

Фактический налоговый контроль предусматривает использование таких способов, как:

) учет налогоплательщиков,

) исследование документов,

) осмотр помещений (территорий) и предметов,

) инвентаризация,

) сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах,

) экспертиза и экстраполяция [21, с. 93-95].

В налоговом кодексе отражаются такие методы налогового контроля как осмотр, выемка документов и предметов, экспертиза, инвентаризация.

Целями осмотров, проводимых в отношении плательщиков, как правило, являются:

) фиксирование факта осуществления деятельности;

) установление места расположения объекта, с использованием которого ведется деятельность;

) определение величины физических показателей, необходимых для исчисления налогов (установление факта их занижения);

) фиксирование других особенностей ведения предпринимательской деятельности (ассортимент товаров (работ, услуг), время работы и т.д.);

) определение вида физических показателей (например, торговое место или площадь торгового зала) [24, с. 71].

Налоговый кодекс не дает однозначного ответа, в рамках какой проверки можно проводить осмотры. С одной стороны, осмотр проводится при выездной проверке, с другой - его проводят и вне рамок выездной налоговой проверки, то есть при камеральной проверке, так как других разновидностей налоговых проверок НК не предусматривает.

Осмотр должен проводиться только в присутствии понятых в соответствии с п. 3 ст. 92 НК РФ, а также вправе присутствовать проверяемый или его представитель. Понятых должно быть не менее двух, ими могут быть любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Согласно ст. 98 НК РФ, своими подписями в протоколе они должны удостоверить содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии [1, с. 109, 114].

Общие требования, предъявляемые к протоколу осмотра, установлены ст. 99 НК РФ. В обязательном порядке в протоколе осмотра (обследования) должны быть указаны:

) место и дата проведения конкретного действия;

) время начала и окончания действия;

) Ф.И.О. каждого лица, участвующего или присутствующего при его проведении;

) содержание действия, последовательность его проведения;

) установленные при производстве действия, существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол должен быть подписан составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими и присутствовавшими (понятые, привлеченные специалисты, представители налогоплательщика и пр.) при осмотре [17, с. 163].

В статье 94 НК РФ отражен такой метода налогового контроля как выемка документов и предметов. Налоговая инспекция уведомляет налогоплательщика о проведении выездной налоговой проверки. Одновременно с вручением решения налогоплательщику вручается требование о представлении документов в порядке, предусмотренном ст.93 НК РФ. В требовании обычно содержится общий перечень документов, необходимых для проведения проверки. Например, представить первичные документы, журналы-ордера и т.д. за определенный период. Если проверка тематическая, то в требовании указываются конкретные документы. Например, представить счета-фактуры, накладные и т.д. [18, с. 3-4].

Указанные в требовании документы налогоплательщик обязан представить в течение пяти дней с момента получения требования. Требование о предоставлении документов должно быть четко сформулировано. Если сотрудник налогового органа затребовал документы, не связанные с исчислением или уплатой налогов, такое требование не является правомерным. Налогоплательщик вправе не представлять проверяющим документы, не указанные в требовании. В случае отказа налогоплательщика представить указанные в требовании документы он может быть привлечен к ответственности по ст.126 НК РФ. Отказ в представлении документов может повлечь за собой также выемку не представленных документов в порядке, предусмотренном ст.94 НК РФ. Выемка документов должна быть процессуально оформлена в установленном НК РФ порядке [1, с. 112].

Порядок назначения и проведения экспертизы предусмотрен ст.95 НК.

Проведение экспертизы или привлечение для участия в выездной налоговой проверке эксперта вызвано тем, что в ходе налоговой проверки могут возникнуть вопросы, для разъяснения которых необходимы специальные знания или навыки в науке, искусстве, технике, ремесле или иной сфере. Решение о необходимости привлечения эксперта для участия в налоговой проверке принимает должностное лицо, проводящее выездную налоговую проверку, исходя из характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности и целесообразности для выполнения задач налоговой проверки.

Налоговая экспертиза назначается постановлением указанного должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Экспертиза производится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, обладающими специальными знаниями в соответствующей области. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе [22, с. 3-6].

Проверяемое лицо при назначении и производстве экспертизы имеет право:

) заявить отвод эксперту;

) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

) знакомиться с заключением эксперта;

) просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы;

) давать свои объяснения эксперту и заявлять возражения.

В случаях удовлетворения таких ходатайств проверяемого лица должностное лицо налогового органа соответственно изменяет или дополняет свое постановление о назначении экспертизы, поручает проведение экспертизы другому эксперту, а если имеются основания, предусмотренные п.10 ст.95 НК РФ, назначает дополнительную или повторную экспертизу [1, с. 112].

При отказе в удовлетворении ходатайств проверяемого лица должностное лицо налогового органа делает соответствующую отметку в протоколе ознакомления с постановлением о назначении экспертизы, с которой вправе ознакомиться лицо, подавшее ходатайство [26, c. 15].

По результатам проведенной экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

Значимым методом налогового контроля является инвентаризация. Перечень имущества, проверяемого при налоговой проверке, устанавливается руководителем государственной налоговой инспекции (его заместителем). Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика. При проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке инвентаризационной комиссией заполняются формы утверждённые законодательством. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах [24, с. 130-133].

Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой) [14, c.123].

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В описи конце материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

) системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

) использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

) форм и методов налоговых проверок.

Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:

) увеличения количества совместных проверок с органами внутренних дел;

) повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;

) проведение перекрестных проверок;

) использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.

Этот перечень конечно же не является исчерпывающим и требуются немалые усилия для поиска дальнейших направлений улучшения контрольной работы налоговых органов.

Заключение

В заключении данной курсовой работы можно сказать, что цель изучения механизма применения форм и методов налогового контроля, поставленная в ведении к данной работе, была достигнута.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Налоговый контроль - один из важнейших и в настоящее время действенный способ предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах. Поэтому и к законодательству, и к осуществлению налогового контроля уделяется достаточно большое внимание: принимаются меры по повышению его эффективности, рассматриваются новые законопроекты для реформирования системы налогового администрирования, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов и др.

Все вышеуказанные меры направлены на минимализацию случаев нарушения законодательства о налогах и сборах, которые представляют собой действительную угрозу финансовой стабильности и экономической безопасности государства, провоцируют социальную напряженность и нестабильность в обществе.

Налоговый кодекс предусматривает следующие формы налогового контроля: учет налогоплательщиков, налоговые проверки и порядок постановки на учет и снятия с учета.

Одной из наиболее эффективных форм осуществления налогового контроля являются налоговые проверки, а именно - камеральная и выездная налоговая проверка, которые были рассмотрены в данной работе. Выбирать, какая из вышеперечисленных проверок наиболее эффективна не входило в задачи и цели данной работы, однако, при анализе различных статей, монографий, и прочих источников часто авторы говорили о преимуществе выездной налоговой проверки, которая позволяет налоговому органу использовать больше методов контрольной деятельности, соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и наглядно убедиться в действительности дел, проходящих в той или иной проверяемой организации. В то же время, есть преимущества и у камеральной налоговой проверки, выраженные в том, что она позволяет с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

Однако при осуществлении, что камеральной, что выездной налоговой проверки очень важны методы, которые используют в своей деятельности налоговые органы, методы и формы налогового контроля неразрывно связаны друг с другой. Так в процессе проверки может применяться один метод или целый комплекс методов, и очень важно соблюдать правильную последовательность и возможность сочетания данных методов налогового контроля при проведений камеральной или выездной налоговой проверки.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

) системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

) использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

Данный перечень не является исчерпывающим, необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговой инспекции.

Список использованной литературы

контроль правовой проверка налоговый

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 118-ФЗ (с изменениями на 30 декабря 2012 года) (редакция, действующая с 16 января 2013 года) Глава 21. Налог на добавленную стоимость // СПС «Гарант»

. Федеральный закон от 27. 07.2010 № 229 -ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ о налогах и сборах» // СПС «Гарант»

. Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 « О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» //СПС «Гарант»

4. Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21. 03. 91 № 943-1 (ред. от 07. 11. 2000 г. № 135-ФЗ // СПС «Консультант - плюс»

5. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СПС «Консультант - плюс»

. Приказ ФНС от 15 февраля 2007 г. N САЭ-3-18/62@ «Об утверждении регламента ФНС» // СПС «Гарант»

. Приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» // СПС «Гарант»

. Приказ Федеральной налоговой службы от 30 октября 2012 г. № ММВ-7-2/817@ «О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@» // СПС «Консультант - плюс»

9. Брызгалин А.В., Евдокимов А.Ю., Щербакова Е.С. Налогообложение и бухгалтерский учет. - Налоги и финансовое право,2010, № 8. С. 158.

. Горелов А.А. Формы и методы, используемые налоговыми органами при осуществлении мероприятий налогового контроля. - Административное и муниципальное право, 2010, № 5. С. 122, 181.

11. Дополнительные мероприятия налогового контроля / О.В. Пантюшов. - Ваш налоговый адвокат. - N 1. - 2009. С. 8-9.

. Журавлева О.О. К вопросу о соотношении понятий «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением законодательство о налогах и сборах». - Журнал российского права, 2011, № 12. С. 21.

. Кормилицын А.С. Формы и методы налогового контроля. - Административное и муниципальное право, 2011, № 16. С. 12, 127.

14. Коваленко Е. Г. Налоговое администрирование (часть первая): учеб. пособ. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2008. С. 54, 123.

. Мельникова Ю.А. Налоговый контроль и налоговые правонарушения в свете Федерального закона № 229-ФЗ. - Налоговая проверка, 2010, № 5. С. 110.

16. Налоговый контроль: виды и содержание / С.М. Бычкова // Аудиторские ведомости. - N 2. - 2009. С. 3.

. Налоговый контроль / Л. Зуйкова, Е. Карсетская. - Экономико-правовой бюллетень. - № 1. - 2007. С. 115, 163.

. Налоговый контроль: истребование необходимых документов и информации / С.А. Тараканов. - Российский налоговый курьер. - N 10. - 2007. С. 3-4.

. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учебно-практическое пособие / Под ред. проф. Ю.Ф. Кваши. - М.: Юрист, 2011. С. 93-95.

. Об организации налогового контроля / В.Б. Акаева. - Налоговый вестник. - N 2. - 2005. С. 2-5.

. О содержании и формах налогового контроля / А.В. Лобанов. - Финансы. - N 3. - 2008. С. 24,53.

. Особенности проведения экспертизы при осуществлении налогового контроля / Е.Е. Смирнова. - Налоговый вестник. - N 6. - 2008. С. 3-6.

. Об оценке эффективности налогового контроля / Е.В. Иванова // Финансы. - N 1. - 2008. с. 4-6.

24. Пантюшов О.В. Мероприятия налогового контроля. - Право и экономика, 2012. С. 55, 71, 130-133.

. Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля. - Административное и муниципальное право,2011, № 6. С. 31-33.

26. Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля /Л. Чулкова // Финансовая газета. - N 46. - 2009. с. 15.

27. Смирнова Е.Е. О контрольной работе налоговых органов. - Известия вузов. Правоведение,2012, № 11. С. 115, 133, 167.

. Тараканов С.А. Анализируем нормы Налогового кодекса, касающиеся налогового контроля. - Российский налоговый курьер,2011, № 17. С. 131.

. Тимошенко В.А., Спирина Л.В. Проверки налоговых органов: учеб. пособ. - М. Дашков и К, 2011. С. 64, 91.

30. Тематический обзор судебной практики: налоговый контроль / А.Л. Яковлев. - Ваш налоговый адвокат. - N 1, 2. - 2007. С. 42-43.

Похожие работы на - Формы и методы налогового контроля РФ за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!